Назад

Коробка перемены передач 8 S 1350

КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 8 S 1350

3.1 Техническая характеристика

Крутящий момент на входеМакс Нм1

1600

Передаточные числаПередачи для движения вперед Передачи для движенияназад

8,28- 0,716,70

Спидометрэлектронный

Z= 6

Монтаж2

В лежачем положении слевасо встроенным картером сцепления

Переключение

Узел с 4передачами

Демультипликатор

Передачи для движениявперед синхронизи­рованы

Синхронизирован

Управлениепереключ.

Узел с 4передачами

Демультипликатор4

Через горизонтальноепереключение вра­щающегося вала3 со схемой переключениятипа «двойная Н»

Переключение осуществляется самостоя­тельно присоответствующем выборе

Масса (без дополнительногооборудования) приблизительно, кг

310

Количествомасла

Для стандартногомонтажа5 приблизи­тельно, литр

При смене маслаприблизительно, литр

1412

Сортмасла

Согласно действующейспецификации сма­зочных материалов ZF TE-ML02

1) Ориентировочное значение (зависит от вида параметров транспортного средства, а также от условий эксплуатации).

2) Здесь следует также учитывать директивы ZF для монтажа ступенчатых коробок передач (1203 756 010).

3) Подключение переключения вращающегося вала может хорошо согласовываться с условиями монтажа в транспортном средстве.

4) Необходимое давление воздуха = 6,2 до макс. 10 бар, при более высоких давлениях следует предусмотреть редукционный клапан (ZF № 0501 204 036).

5) Наклон коробки передач 0 до 3°

3.2 Механизм коробки передач

Коробка передач ZF 8S 1350 состоит из основной коробки передач с четырьмя переда­чами для движения вперед и одной передачи заднего хода, а также планетарного ряда - де­мультипликатора (заднего делителя) на две передачи

Комбинация основной коробки передач и заднего делителя дает возможность переклю­чения 8 передач по схеме «Двойная Н».

Общий вид коробки передач см.Рис. 181.

Рис. 181 Общий вид коробки передач

Переключение передач разделено на 5 рядом лежащих проходов. В проходах 3/4 и 5/6 находится по одному нейтральному подпружиненному положению. Пневматическое переклю­чение заднего делителя осуществляется автоматически при переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот

Блокировка переключения

При переключении передачи, особенно при быстром переходе из одной Н к другой Н, может случиться, что задний делитель заходит не полностью и скользящая муфта остается в среднем положении.

Блокировка «Интерлок» представляет собой механическое устройство, которое пре­дотвращает включение передачи в 4-скоростном блоке пока задний делитель не включен пол­ностью.

1 Описание

1.1 Конструкция

Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами и демультипликатора.

1.2 Исполнение

Узел с 4 передачами:

- синхронизирован; включение задней скорости осуществляется кулачковой муфтой;

- механическое переключение вращающегося вала;

34- Пневмоцилиндр; 35 - Клапанпереключения

- переключение «двойная Н»

1.4 Дополнительные агрегаты

В зависимости от конструкции транспортного средства коробка передач может быть оснащена следующими дополнительными агрегатами:

механизмом отбора мощности ZF (N... PL), зависимым от режима работы, с встроенным запасным насосом рулевого управления или насосом рулевого управления с двухконтурной системой усилителя привода; механизмами отбора мощности ZF N1, N4 И N10, зависимыми от сцепления.

2 Управление

Соблюдение следующих указаний для управления поможет обеспечить более эконо­мичный режимы эксплуатации:

Ездите при среднем диапазоне частоты вращения. Используйте максимально возможную высшую передачу.

Учитывайте ситуацию на дороге, будьте дальновидны. Избегайте ненужных торможений и ускорений.

2.1 Пуск двигателя и трогание с места

Закрыть стояночную тормозную систему (препятствует случайному движению автомобиля).

- Установить коробку передач в нейтральное положение. Включить двигатель.

- Установить передачу (преимущественно 1-ю передачу, для того, чтобы не пе­регружать сцепление).

Ослабить стояночную тормозную систему и мягко включить сцепление. Учи­тывайте также указания изготовителя транспортного средства.

ОПАСНОСТЬ

При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тор­мозную систему. Это препятствует случайному движению автомобиля.

2.2 Выключение сцепления

Всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

ОСТОРОЖНО

Переключение при не полностью разъединенном сцеплении приводит к износу синхронизаторов коробки передач.

2.3 Переключение коробки передач

Коробка передач ZF Ecosplit является синхронизированной коробкой передач. Синхро­низация осуществляется синхронизаторами колес. Благодаря этому можно быстрее и надежнее переключать скорости:

- Без двойного нажатия сцепления при переключении на более высокие передачи, без нажатия на педаль акселератора и двойного нажатия на сцепления при пе­реключении на более низкую передачу, даже на склоне и в трудных ситуациях.


2.3.1 Схема расположения передач Двойная Н

Схема переключения «двойная Н» (Рис. 186) имеет на проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) и 5/6 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).

Для выбора проходов 1 /2 или 7/8 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодейство­вать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтраль­ное положение, если он отпускается в среднем положении прохода. Медленная группа де­мультипликатора отделяется от быстрой более сильным противодействием пружины («GP-Носкег»).

Проход заднего хода предохраняется фиксатором-упором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.

Различные усилия пружин позволяют хорошую ориентацию в схеме переключения, т.е. более простое нахождение проходов.

Рис. 186 Рычаг переключения передач со схемой переключения «двойная Н»

2.3.2 Переключение передач

ОСТОРОЖНО

Для более бережного отношения к коробке передач всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя осуществляйте переключение на следующую более низкую передачу лишь после достижения макси­мально допустимой скорости предусмотренной передачи, достигнутой в результате тор­можения.

Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показано на рис. 5.

- При включении передачи держите рычаг переключения против усилия пружи­ны до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится пе­редача.

Двойная Н

При переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот слегка ударьте ладонью по ры­чагу и быстро, без большого усилия, переведите рычаг в положение желаемой передачи (Рис. 187).

УКАЗАНИЕ

При холодной коробке передач для переключения передач необходимы большие уси­лия для переключения. Если при обратном переходе из прохода 5/6 в проход 3/4 демультип­ликатор не осуществляет переключения, то притормозите автомобиль и установите соответ­ствующую передачу при более низкой скорости.

ОСТОРОЖНО

Недопустим переход между проходами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости авто­мобиля более 30 км/час.

Переход от одного прохода к другому вызывает синхронизацию демультипликато­ра, которая при скоростях автомобиля более 30 км/час приводит к преждевременному износу.

Задний ход

ОСТОРОЖНО

Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.

Задний ход должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении! Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.

Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остано­вившийся промежуточном вал приводит к скрежету при включении заднего хо­да.

УКАЗАНИЕ

Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокра­щены за счет короткой синхронизации, предпочтительно 1-ой передачи.

Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъедине­ния (смотрите раздел 3.4). Медленно отпустить сцепление.

2.4 Переключение механизмов отбора мощности
Механизмы отбора мощности, зависящие от сцепления
Работа при стоящем и едущем автомобиле
Вкючение/выключение

- Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!

Выключение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работа­ет на холостом ходу

Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки проме­жуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.

УКАЗАНИЕ

Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи. Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим.При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъедине­ния (см. раздел 3.4).

Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двига­теля.

ОСТОРОЖНО

При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима. При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.

Блокировка передач (опция)

Блокировка передач необходима, если:

автомобиль при подключенном механизме отбора мощности не в коем случае не должен перемещаться;

- должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время ез­ды.

2.5 Парковка

Переключите коробку передач на медленную группу демультипликатора (1-4 переда­чи).

Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:

Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!

Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!

Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.

2.6 Буксировка с целью пуска двигателя

Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипли­катора.

ОСТОРОЖНО

Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомо­биль для пуска двигателя лишь при включении быстрой

группы демультипликатора (5-8 передача).

Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.

2.7 Буксировка неисправного автомобиля

Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих ус­ловий:

при встроенном запасном насосе рулевого управления;

при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения пе­редач в нейтральном положении; на расстояние не более 100 км;

максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависи­мости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (Рис. 188).

УКАЗАНИЕ

Обязательно соблюдайте указания изготовителя автомобиля.

ОСТОРОЖНО

Если одно из вышеприведенных условий не выполнено, то следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Если имеется подозрение повреждений коробки передач, то тоже следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Рис. 188

Пример считывания: ioci>~ 6, Кдин — 0,5 м

Скорость буксировки из диаграммы: VMaKc= 25 км/час

УКАЗАНИЕ

Соблюдайте местные предписания, касающиеся максимальной скорости буксировки

2.8 Управление автомобилем при неисправности

Неисправности при смене группы демультипликатора (например, при переходе из про­хода 3/4 в 5/6 и наоборот) могут иметь следующие причины: повреждение труб в пневматической системе,

Рис.189

34- Цилиндрпереключения для демультипликатора;

35- Клапанпереключения длядемультипликатора

- неисправен клапан переключения (35, Рис. 189) или цилиндр переключения (34, Рис. 189) для демультипликатора (конденсат или загрязнение).

УКАЗАНИЕ

- Дальнейший путь возможен лишь в том случае, если включена медлен­ная группа демультипликатора (1-4 передачи).

Если быстрая группа демультипли­катора остается включенной, то сле­дует буксировать автомобиль.

2.9 Ввод автомобиля в эксплуатацию при низких температурах

Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02. При температурах ниже -15 °С следует проверить, подходит ли масло согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач. Альтернативным вариантом является подогрев перед пуском двигателя, это может осуществляться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °С.

ОПАСНОСТЬ При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояноч

ную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.__________

УКАЗАНИЕ

- Пуск двигателя и трогание с места смотрите раздел 2.1.

- Обязательно соблюдайте предписания изготовителя транспортного средства.

2.9.1 Парковка автомобиля при низких температурах

При температурах ниже О °С при парковке автомобиля следует обратить внимание на то, чтобы коробка передач была включена на медленную группу демультипликатора (рычаг переключения передач в положении 1-ой передачи скорости или в нейтральном положении прохода 3/4).

3 Техобслуживание

Регулярное проведение работ по техобслуживанию повысит надежность работы короб­ки передач, поэтому особенно важно соблюдение интервалов техобслуживания.

3.1 Трансмиссионное масло

3.1.1 Сорта масла

УКАЗАНИЕ

Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в дейст­вующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02.

Спецификация смазочных материалов может быть запрошена во всех отделениях служ­бы сервиса ZF или через интернет www.zf.com.

3.1.2 Заполняемое количество масла

Решающим для определения точного количества масла является правильное заполнение масла (смотрите раздел 3.2.2). Заполняемое количество масла указано на фирменной табличке (размещена сверху на коробке передач) или в таблице технических характеристик (3.1 Техни­ческая характеристика стр.347).

Контроль уровня масла объясняется в разделе 3.3.

Количество масла/ коробкапередач

8S1350OD

При первомзаполнении

14л

При сменемасла

12л

Заполняемые количества при стандартной конструкции (наклон 0° - 3°)

3.1.3 Интервалы смены масла

УКАЗАНИЕ Для обеспечения надежности работы коробки передач следует соблюдать интерва­лы смены масла, указанные в спецификации!

3.2 Смена масла

3.2.1 Слив масла

ОСТОРОЖНО Предотвращайте попадание масла в землю, грунтовые воды или канали-
зацию. Собирайте вытекающее масло в надлежащую емкость и утилизируйте в соответ-
ствии с предписаниями по охране окружающей среды._________________________________

УКАЗАНИЕ Принципиально: проводите смену масла после длительной поездки, пока транс­миссионное масло еще имеет рабочую температуру и консистенцию.

ОПАСНОСТЬ Прикасание к коробке передач или к трансмиссионному маслу может
привести к ожогам!________________________________________________________________

- Вывинтите резьбовые пробки маслосливных отверстий на коробке передач (Рис. 190, поз. 1 и 2) и слейте отработанное масло в подходящую емкость.

Очистите резьбовые пробки маслосливных отверстий (1), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

3.2.2 Заполнение масла

- Заполнить масло через отверстие для заполнения (Рис. 191).

- Уровень заполнения масла является правильным, если он достигает нижней кромки от­верстия для заполнения или если масло уже вытекает из отверстия для заполнения.

Рис. 191 Положение отверстия для заполнения масла и измерение переполнения

3.3 Контроль уровня масла

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

Контроль уровня масла должен проводиться, если автомобиль стоит горизонтально.

Не проводите контроль уровня масла непосредственно после поездки (неправильный результат измерения). Проводите проверку после охлаждения трансмиссионного масла (

Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заполнения масла (раздел 3.2.2).

- Если уровень масла снизился ниже отверстия для заполнения масла, то необходимо до­лить масло (раздел 3.2.2).

УКАЗАНИЕ При каждой проверке контролируйте ступенчатую коробку передач на герме­тичность.

3.4 Контроль сцепления

Безукоризненное разъединение сцепления является гарантией для достижения макси­мального срока службы синхронизаторов и их готовности к работе.

Это действительно и для переключения интегрированных механизмов отбора мощности, зависящих от сцепления.

Безукоризненное разъединение сцепления проверяется следующим образом:

- Разогретый до рабочей температуры двигатель включен на холостой ход, нажать пол­ностью на педаль сцепления;

- Затем через макс. 20 секунд медленно включить задний ход.

Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения пе­редач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо

обязательно отрегулировать или проверить сцепление.

3.5 Удаление воздуха из коробки передач


Трансмиссионное масло нагревается при езде, в результате этого создается избыточное давление, которое разгружается через воздушный клапан. Обращайте внимание на то, чтобы обеспечивалась работоспособность воздушного клапана. Воздушный клапан (Рис. 192) должен бытьвсегда чистым и не должен закрываться.


3.6 Техобслуживание пневматической системы

В каждой пневматической системе образуется конденсат. Для того, чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из ресивера для сжатого воздуха не попадали в клапаны и ци­линдры переключения необходимо регулярное техобслуживание пневматической системы.

Из ресиверов для сжатого воздуха должен один раз в неделю, а зимой каждый день, сливаться конденсат.

УКАЗАНИЕ Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пневмо-очистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически. Учитывайте указания изго­товителя транспортного средства.

3.7 Фирменная табличка

Фирменная табличка содержит самые важные данные. Она находится сверху на коробке передач, по направлению движения справа.

Следующие данные необходимо указывать при запросах или ремонте:

1.Спецификационный номер коробки передач

2.Тип коробки передач

3.Серийный номер коробки передач

Рис. 193 Фирменная табличка (пример)

3.3 Синхронизация

Рис.194


На Рис. 194 представлена конструкция устройства инерционного синхронизатора вклю­чения передач ZF. Благодаря использованию устройства инерционной синхронизации, служащего для выравнивания частот вращения, водитель может быстро, надежно и бесшумно переключать на более высокую передачу без двойного нажатия сцепления, а также переключать на более низкую передачу без нажатия на педаль акселератора даже при спуске и в сложных до­рожных ситуациях.

Благодаря облегчению переключений в результате инерционной синхронизации води­тель чаще переключает передачи. Из-за этого улучшается стиль его езды, что в современной до­рожной ситуации приносит большую пользу.

Рис. 195

1 - блокирующие кольца синхронизатора; 2-упор; 3 - муфта - блокирующие кольца; 4 - корпус синхронизатора; 5 - скользящая муфтаНа Рис. 195 представлен принцип действия и разрез устройства инерционного синхро­низатора включения передач ZF. Разрез и часть А представляют устройство синхронизации в нейтральном положении. Если скользящая муфта перемещается из нейтрального положения вле­во или вправо (пример на рисунке показывает перемещение вправо), то соответствующее бло­кирующее кольцо синхронизатора, благодаря прижимам, прижимается к фрикционному ко­нусу муфты. В результате имеющейся разницы частот вращения блокирующее кольцо син­хронизатора сразу же радиально поворачивается до упора, расположенного в корпусе синхро­низатора, и таким образом препятствует дальнейшему перемещению скользящей муфты. Из-за сохраняющегося давления в скользящей муфте и давления прижима в скосах зубьев включения направление вращения блокирующего кольца синхронизатора изменяется в об­ратную сторону. Когда частоты вращения выравниваются, и трения больше нет, скользящая муфта может войти в зубчатое зацепление муфты. Таким образом, соответствующая передача включена.

На Рис. 196 представлены отдельные компоненты устройства инерционной синхро­низации включения передач ZF.

Форма и конструкция компонентов может отличаться от тех, которые показаны на ри­сунке.

Рис. 196

1 - шестерня; 2 - муфта; 3 - блокирующее кольцо синхронизатора; 4 - корпус синхронизатора; 5 - нажим­ная пружина; 6 - упор; 7 - скользящая муфта

ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ

Тщательно очищайте контактные поверхности; остатки уплотнительной массы и уплотнений должны быть полностью удалены.

Проверьте все шестерни, прежде всего зубья и рабочие поверхности подшипников.

Тщательно проверьте ролики и вращающиеся кольца и в случае износа замените их.

Все уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и упорные кольца должны быть заменены.

ПРОВЕРКА ПРЕДЕЛА ИЗНОСА

Перед монтажом устройства инерционной синхронизации проверьте блокирующие кольца синхронизатора и муфту на износ.

Измерьте в двух противоположных точках расстояние между муфтой и блокирующим кольцом синхронизатора с помощью измерительного калибра.

Расстояние (2) (см.Рис. 197)между блокирующим кольцом синхронизатора и муфтой на вторичном валу должно составлять не менее 0,80 мм, а для синхронизации планетарного ряда - 1,20 мм.

УКАЗАНИЕ

Если полученные значения ниже значений, указанных в спецификации, то проверьте износ блокирующего кольца синхронизатора и муфты и при необходимости замените соот­ветствующую деталь или весь узел.

Рис. 197

1 - измерительный калибр; 2 - минимальное расстояние в противоположных точках для передач 1-4 -0,80 мм и для планетарного ряда - 1,20 мм; 3 - блокирующее кольцо синхронизатора; 4 - муфта