Назад

КПП 161 Техническое обслуживание КПП141,142,152,154,161

1.4 КПП 161

Техническая характеристика коробки передач 161 приведена в Таблица 7. В Таблица 8 приведена техническая характеристика демультипликатора коробки передач 162.

Таблица 7

Тип

Механическая,8-ступенчатая, состоящая из основного 3-вального4-ступенчатого синхронизированного редукто­ра и приставного2-ступенчатого заднего демультипли­катора

Управление:Основным редуктором Демультипликатором

ДистанционноеПневмомеханическое

Способы включенияпередач:

1-, 2-, 3-, 4-йосновного редуктора и

демультипликатора

заднегохода

Кареткамисинхронизаторов Зубчатой муфтой

Типсинхронизаторов: Основного редуктора Демультипликатора

Инерционный,пальцевый Инерционный, муфтовый

Устройства, препятствующие самовы­ключению передач:1-, 2-, 3-,4-й заднего хода

Сочетание замков искосов шлицев Замки

Передаточныечисла

8,39; 5,5; 3,93;2,87; 2,13; 1,4; 1,0; 0,73; з.х. 12,04

Максимальный крутящий момент на входном валу,Н*м

1300

Максимальная частота вращения на входном валу,мин"1

2200

Межцентровоерасстояние, мм

160

Масса, кг(примерно): Коробки передач без картера сцепле­ния, смазки,дистанционного привода, дополнительных опор крепления Дистанционногопривода управления с кронштейнами их крепления

315

22

Система смазкиОсновного редуктора

Демультипликатора

Рекомендуемоемасло

Комбинированная, сподпиткой игольчатых подшипни­ков шестерен коробки передач

Комбинированная,под давлением от насоса и разбрыз­гиванием ТСп-15К (ГОСТ23652-79)

Максимальнодопустимая температура смазки, °С

120

Заправочнаяемкость, л (примерно)

12

Таблица 8

Тип

2-ступенчатый планетарный.Число сателлитов 5

Число зубьев

Модуль

Степеньточности

Корона

82

2,93

8-7-6 Ch

Солнце

28

Сателлит

26

Сателлиты подобраны поrpynnaivfпо длинеоб­щей нормали

Управление

Пневмомеханическое

Способы включения передач

Муфтовым инерционнымсинхронизатором с фрикционнымиповерхностями, покрытыми молибденом. Синхронизатор покупной -фирмы ZF(Германия)

Передаточные числа Высший диапазон Низшийдиапазон

1 3,93

Принцип действия

При перемещении муфты синхронизатора вправо водило жестко соединяется с коро­ной.Весь планетарный ряд вращается как одно целое - высшая передачадемультипли-. катора.

При перемещении муфты синхронизатора влево корона жесткосоединяется с картером. При вращениисолнечного колеса сателлиты начинают обкатываться по короне - низшаяпередача демультипликатора.

Материал: Корона

Водило

Сателлиты, солнечная шестерня

Картер

Сталь38Х2МЮА,азотирование675...763

HV

Сталь 40Х

Сталь15ХГН2ТА,цементация с закалкой

59...63HRC

Чугун ВЧ50

Максимальный крутящий момент на сол­нечнойшестерне, Н*м

2663

Максимальная частота вращения на сол­нечнойшестерне, мин"1

3014

Масса, кг (примерно):

75

Система смазки Рекомендуемое масло

Комбинированная, под давлением от насоса иразбрызгиванием ТСп-15К (ГОСТ 23652-79)

Максимально допустимая температурасмазки, °С

120

Коробка передач модели 161 имеет основную четырехступенчатаю коробку передач и планетарный рад с водилом, представляющим из себя выходной вал коробки передач.

Шестерни коробки передач, для обеспечения высокой нагрузочной способности и бес­шумности работы передачи выполнены косозубыми, постоянного зацепления. Планетарный ряд - демультипликатор - имеет прямые зубья, пять сателлитов.

Низшая передача планетарного ряда достигается остановом короткой шестерни, а выс­шая, ускоряющая передача - полной блокировкой планетарного ряда. При этом силовой поток передается через две пары шестерен основной коробки соответствующие включенной переда­че: одна из них постоянного зацепления другая выключенной передачи основной и далее си­ловой поток передается на солнечную шестерню демультипликатора. Демультипликатор сма­зывается отдельным насосом. Синхронизатор демультипликатора стальной с напылением мо­либденом.

1.4.1 Механизм коробки передач

Рис. 59 Коробка передач модели 161

1 - коробка передач; 2 - солнечная шестерня демультипликатора; 3 -- насос масляный; 4 - картер задний де­мультипликатора; 5 - водило с сателлитами; 6 - полумуфта блокировки демультипликатора с кольцом; 7 -полумуфта включения демультипликатора; 8 - крышка задняя демультипликатора; 9 - прокладка регулиро­вочная; 10 - крышка опоры; 11 - вал привода масляного насоса; 12 - картер передний демультипликатора; 13 - колесо коронное с внутренними зубьями; 14 - ступица коронной шестерни; 15 - кольцо упорное; 16 - коль­цо упорное; 17 - кольцо стопорное; 18 - прокладка задней крышки; 19 - прокладка регулировочная; 20 - фла­нец; 21 - болт; 22 - шайба пружинная; 23 - кольцо унлотиительное; 24 - корпус синхронизатора; 25 - блоки­рующее кольцо; 26 - скользящая муфта; 27 - нажимная пружина; 28, 29 - подшипник шариковый

Демультипликатор представляет собой двухступенчатой планетарный редуктор. Он со­стоит из коронного колеса 13 (Рис. 59) с внутренними зубьями, водила 5, с сотеллитами сту­пицы 14 коронной шестерни, синхронизатора; полумуфты 7 включения демультипликатора; полумуфты 6 блокировки синхронизатора и солнечной шестерни 2, расположенной на вто­ричном валу КПП. Полумуфта 7 включения демультипликатора неподвижна относительно корпуса коробки.

На крышку коробки установлена опора (Рис. 59) рычага переключения передач ориги­нальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм пре­дохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Переключение передач происходит по схеме, приведенной на Рис. 60. Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.

При переводе рычага через положение нейтрали срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1... 1,5 секунды.

При включении демультипликатора с низшим диа­
пазоном полумуфта синхронизатора двигается в сторону
полумуфты 7 включения низшей передачи. При со­
прикосновении конических поверхностей блоки­
рующего кольца и полумуфты 7 включения низшей
передачи, угловые скорости кольца и полумуфты
Рис. 60 Схема переключения передач в выравниваются под действием момента трения на
коробке передач модели 161
конических поверхностях, возникающего в результа-

те приложенного к муфте синхронизатора осевого усилия. При этом механизм блокировки препятствует дальнейшему перемещению полумуфты синхронизатора. После остановки центрального коронного колеса 13 и полумуфты происходит разблокировка полумуфты синхронизатора и безударное введение и зацепление зубчатых вен­цов полумуфт включения низшей передачи. Таким образом, муфта включения демультиплек-тора работает как обычный инерционный синхронизатор.

Рис. 61 Основная коробка передач 161

1 - картер коробки передач; 2 - вал первичный; 3 - крышка подшипника первичного вала; 4 - вал промежуточ­ный; 5 - вал вторичный; 6 - механизм переключения передач; 7 - кольцо установочное; 8 - прокладка регулиро­вочная; 9 - прокладка крышки первичного вала; 10 - полукольца стопорные; 11 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 12 - прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 13 - кольцо обжим­ное; 14 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 15 - прокладка верхней крышки коробки передач; 16 - втулка распорная; 17 - шестерня солнечная демультипликатора; 18,19 - болт; 20 - гайка специальная М39х2-6Н; 37 - подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце; 21 - подшипник роли­ковый радиальный сферический с симметричными роликами; 22 - пружина тарельчатая.

Крутящий момент передается от шестерни 17 (Рис. 61) на водило 5 (Рис. 59) через са­теллиты при неподвижном коронном колесе 14.

Включение прямой передачи в демультипликаторе происходит аналогично. В результа­те зубчатый венец муфты синхронизатора входит в зацепление с зубчатым венцом водила. При этом планетарный ряд заблокирован и его передаточное число равно 1.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели загорается лам­почка зеленого цвета.

Смазка демультипликатора принудительная, с помощью масляного насоса 3.

Устройство основной коробки модели 161 показано на Рис. 61.

Основная четырехступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 1 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 2, ведомый 5 и промежуточный 4 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен заднего хода; верхней крышки 6 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 3 подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме под­шипника. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначе­на для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а, значит, способствуя повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую за-пресована ось блока шестерен заднего хода.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части карте­ра в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий метал­лические частицы, которые могут находиться в масле.

С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, кото­рые закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 60 л.с. (22064, 97 Вт) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забра­сывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Ведущий вал коробки передач (Рис. 62) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник 4. Внутренней расточкой ведущий вал опирается на внешнее кольцо роликового подшипника ведомого вала. Детали 3, 4 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Рис. 62 Ведущий вал в сборе Рис. 63 Промежуточный вал в сборе

1 - вал первичный; 2 - кольцо установочное; 3 - 1 - вал промежуточный; 2 - шестерня второй передачи;
кольцо маслонагнетающее крышки подшипни-3 - шестерня четвертой передачи; 4 - шестерня привода
ка; 4 - подшипник шариковый радиальныйпромежуточного вала; 5 - шестерня первой передачи; 6
однорядный; 5 - шарик; 6 -гайка М52х2 - втулка распорная; 7 - подшипник роликовый ради-

альный

Промежуточный вал (Рис. 63) заодно с венцом шестерни заднего хода. На вал напрессованы шестерни 2, 3, 5 передач и шестерня привода промежуточного вала 4. Между шестернями 3 четвертой передачи и привода промежуточного вала 4 установлена распорная втулка 6.

Ведомый вал 16 (Рис. 64) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. На переднем конце вала посажен подшипник 19. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи на­сыпной, без сепаратора. Шестерня 2 четвертой передачи в осевом направлении закреплена упорной шайбой 11 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала таким образом, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замко­вой шпонкой 12. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, располо­женным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой передач имеется два паль­чиковых синхронизатора 4 и 5 инерционного типа.

Для разборки ведомого вала коробки передач снять упорное кольцо 18 (Рис. 64) и передний подшипник 19 ведомого вала, затем синхронизатор 5 третьей и четвертой передач, упорную шайбу 11 шестерни 2 четвертой передачи. Для этого необходимо вывести замковую шпонку 12 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню 2 четвертой передачи с роликами насыпных подшипников. Спрессовать втулку 8 шестерни четвертой передачи, извлечь зам­ковую шпонку 12 с пружиной 13; снять шестерню 3 и подшипник второй передачи, синхронизатор 4 второй и первой передач. Снять муфту 15 включения Iпередачи и заднего хода с втулкой 14. Снять шестерню 9 заднего хода, подшипник и втулку шестерни заднего хода. Снять шестерню 1 первой.

Рис. 64 Ведомый вал в сборе

1 - шестерня 1 передачи; 2 - шестерня IVпередачи; 3 - шестерня 11 передачи; 4 - синхронизатор 11 и Iпередач; 5 - синхронизатор Ш и IVпередач; 6 - вал вторичный; 7 - втулка маслоиерепускная; 8 - втулка шестерни IV пере­дачи; 9 - шестерня заднего хода; 10 - втулка промежуточная роликов шестерни IVпередачи; 11 - шайба упорная; 12 - шпонка замковая упорной шайбы; 13 - пружина шпонки упорной шайбы; 14 - втулка шестерни заднего хо­да; 15 - муфта включения I передачи и заднего хода; 16 - втулка муфты заднего хода; 17 - ролик; 18 - кольцо Б40; 19, 20 - подшипник роликовый

1.5 Техническое обслуживание КПП 141,142,152,154,161

В процессе эксплуатации возникает необходимость проведения осмотровых, контроль­ных, смазочных, регулировочных и. ремонтных работ.

Наиболее часто проводимые работы по техническому обслуживанию коробок передач: проверка исправности троса крана управления делителем, устранение обнару­женных неисправностей;

проверка внешним осмотром отсутствия подтекания масла через манжету ведо­мого вала и уплотнительные прокладки;

- регулировка зазора между упором и ограничителем хода штока клапана включе­
ния делителя передач;

смазка опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управле­ния коробкой передач;

очистка от грязи сапуна;

проверка уровня масла в картере коробки передач.

установка рычага тяг дистанционного привода управления коробкой передач;

установка фланца ведомого вала коробки передач;

замена масла в картере коробки передач;

смазка троса крана управления делителем. Особенности проведения некоторых работ приведены ниже.

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач заменить смазку в трех опорах привода и сферических го­ловках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачать через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах опор.

Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не измени­лось или снизилось недостаточно, разобрать опоры в следующем порядке:

- вывернуть болты 19 (Рис. 75) крепления регулировочного фланца; вывернуть
болты крепления опоры на картере сцепления;

снять резиновый чехол шарнирного соединения, обращая внимание на сохран­ность ограничительного шарика и пружины;

отвернуть с промежуточной тяги регулировочный фланец 18 и вытянуть проме­жуточную тягу из опоры;

отсоединить головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;

отсоединить крышки 15 от опоры, расположенной в картере маховика; вынуть переднюю тягу, расположенную в развале блока цилиндров; снять опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже. Вынуть из корпусов опор сухари 11, втулки 13, пру­жину 14. Детали и полости опор промыть керосином или дизельным топливом, заменить изно­шенные уплотнительные кольца. При сборке смазать трущиеся поверхности смазкой 158; за­ложить свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулировать дистанционный привод.

Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключе­ния передач коробок модели 142:

установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение; ослабить стяжные болты 24 (Рис. 75) стяжного регулировочного фланца 18, вы­вернуть четыре соединительных болта 19 и навернуть на один-два оборота регу­лировочный фланец на промежуточную тягу 17;

- отвернуть контргайки 8 и 22 установочных винтов 9 и 21. Застопорить рычаг 7
наконечника и рычаг штока 23 вворачиванием установочных винтов в отверстия
рычагов;

отворачивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соединить их четырьмя болтами 19. Фланец закрепить на промежуточной тяге, затянув болты 24;

вывернуть на 31 мм установочный винт 9, расположенный на передней опоре рычага переключения передач, а установочный винт 21, расположенный на зад­ней опоре рычага на16 мм. После этого застопорить их контргайками. Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока кла­пана включения делителя проводить в следующем порядке:

проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;

- расстопорить и отвернуть гайки упора штока клапана, расположенные на толка­
теле поршня пневмоусилителя. Подсоединить манометр к контрольному выводу
контура
IVпривода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов. Дове­
сти давление в указанном контуре до 7.. .7,5 кгс/см;

плавно нажать до упора педаль сцепления;

подвести упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с огра­ничителем штока клапана и дополнительно переместить его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока 0,2...0,3 мм. Упор штока клапана в указанном положении закрепить гайками и застопорить их отгибными шайбами. При падении давления в IVконтуре приво­да вспомогательной тормозной системы до 6,2 кгс/см допускается увеличение зазора до 0,6 мм; установить резиновый пылепредохранитель на шток и крышку клапана.


Для проверки уровня масла в картере коробки передач вывернуть пробку из масло-заливной горловины, вытереть насухо указатель и вставить его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу (Рис. 65), не заворачивая.

Рис. 65Положение указателя уровня масла при замере

1 - указатель уровня масла с пробкой; 2 - картер коробки передач

Для смены масла в коробке передач слить масло в горячем состоянии через три сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очи­стить магниты сливных пробок от грязи и ме­таллических частиц. Промыть картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого залить масло в коробку передач (12 л),прокрутить ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течении 10 мин, слить моторное масло из коробки передач и делителя, ввернуть сливные пробки и залить основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня.

Прокрутить коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переклю­чения передач течение 3.. .5 мин. Замерить уровень масла и при необходимости долить.

Для проверки редукционного клапана делителя снять его с коробки передач и уста­новить на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха6...7

кгс/см2, подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен мано-метр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см .

Проверить давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95...4,45 кгс/см2. При несоответствии давления указанной величине снять пломбу, вывернуть пробку 12 (Рис. 51) и, подбирая необходимое число шайб 13, отрегулировать клапан и запломбиро­вать.

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте вывернуть болты крепления трех воздуховодов, отсоединить кран управления делителем от опоры, вывернуть винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, вынуть резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, вывернуть винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снять крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на со­хранность шариков, и отсоединить трос от рычага переключателя.

При частичной разборке вывернуть болты 2 (Рис. 49) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промыть детали крана и смазать рабочие поверхности деталей смазкой 158. Собрать кран управления. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) - 24,5...26,5 мм. Смазать трос 1, залив в оплетку троса с помощью масленки 10... 15 г масла ТСп-15к. При обрыве троса или несоответствии размера выступающей части троса номинальному (24,5...26,5 мм) кран полностью разобрать и заменить трос. Для этого отсоединить трос крана с крышкой 3 в сборе, как указано выше, распрямить отогнутый конец троса 1, отвернуть накидную гайку 6 и вытянуть трос с золотником в сборе из оплетки. Далее отвернуть контргайку 1 (Рис. 50), вывернуть наконечник 3 троса из золотника 6. Вставить но­вый трос в золотник. Ввернуть наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса, он должен свободно вращаться от руки. Собрать кран управления. При проверке пневмосистемы на герметичность:

определить место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключа­тель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний ус­тановочный винт 5 (до соприкосновения с рычагом, довернуть его еще на 1/4 оборота и законтрить контргайкой 4. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий; переместить золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕ­РЕДАЧА и передним установочным винтом 1 отрегулировать зацепление, как указано выше;

через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя про­верить рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5... 19 мм по цен­тру отверстия в рычаге); установочные винты 1,5 законтрить и запломбировать.

Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переклю­чения передач:

регулировку привода управления механизмом переключения передач произво­дить в процессе сборки; зафиксировать шток 14, ввернуть винт 15 (Рис. 74);

- зафиксировать тягу 2 технологическим стержнем 16; установить рычаг 5 под углом Д к вертикали;

- ввернуть шарнир 13 в шаровую тягу 2 совместить ось конического пальца с осью отв. в рычаге 5;

вращая деталь 18 реактивной тяги 3 установить рычаг 17 и тягу 2 в вертикаль­ную плоскость;

- затянуть гайки 10 и 18;

вывернуть винт 15 на указанную длину и законтрить его гайкой;

- удалить стержень 16.

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклонить кабину, снять шумоизоляционныи чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоединить воздуховоды пневмосистемы делителя, кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снять головку передней тяги, вьюернуть болты крепления кроштейна опоры к двигателю и снять опору, отсоединить кран управления делителем и рычаг переключения передач.

Разобрать опору, детали промыть, трущиеся поверхности смазать смазкой 158. Полость опоры заполнить смазкой 158. После сборки наконечник рычага должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24,5...34,3 N (2,5...3,5 кгс), приложенным к конус­ной поверхности наконечника рычага

Рис. 66 Приспособление для центрирования ведущего вала делителя передач

1 - корпус приспособления; 2 - пластина установочная; 3 - штифт установочный; 4 - винт установочный; 5 - болт; 6 - втулка; 7,13 - пружины; 8 - стакан; 9 - конус центрирующий; 10 - вал делителя ведущий: 11 рычаг зажим­ной; 12 - шайба упорная; 14 - штифт; 15 - шайба зажимная; В - поверхность центрирования

Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снять крышку 6 (Рис. 45) смотрового люка картера делите­ля. Расконтрить и вывернуть два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снять механизм переключения делителя.

Сцентрировать ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое со­стоит из корпуса с центрирующим устройствам и двух зажимных рычагов. Для этого цен-трирутощий конус 9 (Рис. 66) вставить во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив при­способление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более 0,2 мм.

Переместить вилку 14 (Рис. 45) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечить зазор 0,3...0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения

передач и головкой рычага 16 поместить установочную пластину 2 (Рис. 66) толщиной 0,3.. .0,5 мм. Переместить валик до упора головки рычага в пластину. Ввернуть и законтрить отгибными шайбами болты крепления вилки. Установить на место механизм переключения делителя пе­редач и смотровую крышку 6 (Рис. 45).

Для разборки коробки передач мод. 152,154

отсоединить делитель 46 (Рис. 38) от коробки передач;

разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки 25 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; отвернуть гайку 33 крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 5, ведомого 42 и промежу­точного 40 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок); расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего под­шипника промежуточного вала; съемниками снять задний подшипник 29 ведо­мого вала, для этого использовать специальный захват. Установить захват 8 на проточку подшипника и стянуть гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снять подшипник.

Для разборки делителя передач

снять крышку 6 смотрового люка (Рис. 45), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя; вынуть ведущий вал 2 делителя, предваритель­но развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, вынуть синхронизатор, расстопорить и вывер­нуть болты крепления упорной шайбы подшипника 12; выпрессовать промежу­точный вал 11 делителя из подшипника, вынуть подшипник 12 из корпуса; вы­нуть промежуточный вал 11 делителя; расстопорить и вывернуть два болта кре­пления вилки переключения передач; вынуть вал 13 с рычагом 16 и извлечь вил­ку 14 из картера делителя.

Для разборки коробки передач мод. 161:

отсоединить демультипликатор от коробки передач;

разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резь­бовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; снять передние крышки подшипников ведущего и промежуточного валов (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок).

Для разборки коробки передач модели 142

Отсоединить картер сцепления 38 (Рис. 15) от коробки передач.

Разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки 13 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее; отвернуть гайку 21 крепления фланца карданного вала и снять фланец 20, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 3, ведомого 35 и промежуточного 33 валов, вворачивая болты крепления в специ­альные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокла­док); снять стопорные кольца подшипников; расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы 25 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И801.30.000 снять задний подшипник 18 ведомого вала, для этого использовать захват И801.30.100 (Рис. 67). Ус-

тановить захват 8 на проточку подшипника и стянутьгайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 вторец вала, снять подшипник.

Рис. 67 Снятие заднего подшипника ведомого вала 1 -гайка; 2-тяга; 3 -наконечник; 4 - винт; 5 - ось; 6 - траверса; 7 - подшипник; 8 - захват

Снять стакан 30 (Рис. 15) заднего подшипника вместе с подшипником 27 промежуточ­ного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором 3 в стенку картера коробки передач (Рис. 68), ввернуть в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец вала, ввернуть винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со стаканом.

При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установить технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи про­межуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Вынуть первый 3 (Рис. 15), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки пе­редач. Съемником И801.32.000 спрессовать ось блока шестерен заднего хода. Для этого руко­ятку 2 (Рис. 69) установить в крайнее правое положение, ключом ввернуть винт 1 в ось блока шестерен; затем завернуть рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.

Вынуть блок шестерен подшипники с проставочным кольцом и упорные шайбы


Рис. 68 Приспособление для снятия заднего Рис. 69 Съёмник оси блока шестерен
подшипника промежуточного вала
заднего хода И801.32.000

1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - наконечник; 5 - пли- 1 - винт; 2 - рукоятка

та; 6 - винт; 7,8 - болты

Для разборки ведомоговала коробки передач снять упорное кольцо 1(Рис. 41) и пе­редний подшипник 2ведомого вала, для этого использовать захват, установить его напод­шипник и стянуть гайками 2 (Рис. 70).

Рис. 70Снятие переднего подшипника ведомого вала 1 - захват И801.30.200; 2- гайка; 3 - винт; 4 - траверса; 5 - наконечник; 6 подшипник

Ввертывая винт 3 втраверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снять подшип­ник,затем синхронизатор четвертой, пятой передач, упорное кольцо 4 (Рис. 41)шестерни чет­вертойпередачи.

Для этогонеобходимо:

вывести замковую шпонку21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню 18 четвертой передачис роликами 5 насыпных подшипников;

спрессовать втулку 6 четвертой передачи, извлечьзамковую шпонку 21 с пру­жиной 19; снять шестерню 7 и подшипник 8третьей передачи, синхронизатор 9 второй и третьей передач;

- шестерню 14 иподшипник первой передачи, муфту 12 включения первой пере­
дачи ипередачи заднего хода, спрессовать шлицевую втулку 13 первойпереда­
чи, снять шестерню 11 и подшипник передачи заднего хода,спрессовать втулку
17 передачи заднего хода;

снять шестерню иподшипник второй передачи.

Для разборки верхней крышки коробки передач(Рис. 21, Рис. 22, Рис.24).

отвернуть гайки и снять опоры рычага переключенияпередач, вынуть стаканы, пружины и шарики фиксаторов;

расшплинтовать и вывернуть установочные винтыкрепления вилок и головок штоков, выбить три заглушки, вынуть штокипереключения передач, выбить за­глушки замка штоков, вынуть шарики изкрышки и штифт замкового устройства из среднего штока;

отвернуть стакан пружины и вынуть пружину,предохранитель и втулку предо­хранителя. Сборку производить впоследовательности, обратной разборке, учитывая следующиеособенности:

-при установке шестерен в коробку передач без их замены не

разукомплектовыватьприработанные друг к другу шестерни;

при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Расположение пятна контакта должно соответствовать Рис. 71. Жела­тельно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности; при проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без тор­можения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без посту­кивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается;

для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник 4 (Рис. 72) шайбу 8, пропустить болты 9 через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отвер­стия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивать винт 6 в плиту 5 до полной установки стакана с подшипником; при сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипников (Рис. 41). Отверстия на втулках должны быть совмеще­ны с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала; при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть за­ложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втул­ки 20; при установке переднего подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;

при напрессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температу­ры 90 °С;

обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делите­ля. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275...373 Н (28...38 кгс), для син­хронизатора делителя 589...687 Н (60...70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.


Рис. 71 Рис. 72 Приспособление для Рис. 73 Регулирование осевого зазора

Расположение установки заднего подшипника валов коробки передач и делителя

пятна контакта промежуточного вала 1-прокладки регулировочные

1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - 2 - крышка подшипников; 3 - прокладка
наконечник; 5 - плита; 6 - винт; 7, 9 - уплотнительная; 4 - картер коробки пе-
болты; 8 - шайба редач или делителя; 5 - кольцо стопор-

ное; 6 - подшипник регулировочного ва­ла; a,b,c,d- размеры регулировочные

После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27...0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи - 0,265...0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375...0,715 мм:

перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между су­харем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора; при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делите­ля, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов под­бором регулировочных прокладок, для этого: замерить с точностью 0,05 мм аб­солютный размер а (Рис. 73) от торца наружного кольца подшипника 6 до плос­кости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике 6. Для крышек ведущих валов делителя, для крышки ведомого вала коробки передач по­ложите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку 3, замерить с точ­ностью 0,05 мм размер Ь, определить необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок 1, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2...0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установить крышку.

Крышку ведущего вала коробки передач устанавливать без уплотнительных прокладок, при этом размер dот привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обес­печить d=(a...a+0,l) подбором количества регулировочных прокладок:

перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 на два-три витка сквозных резьбовых от­верстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2.. .3 мм по контуру на обе стороны прокладок, передних крышек промежуточного вала де­лителя коробки передач, задней крышки промежуточного вала коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач; смазать рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомого валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения пере­дач делителя смазкой 158. После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переклю­чения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном по­ложении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верх­ней крышке.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допуска­ются.

При повороте вала вилки выключения сцепления от руки, муфта выключения сцепле­ния должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ве­дущего вала.

Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану. При этом необходимо использо­вать технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления де­лителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение дав­ления в воздушном баллоне не более 147 кПа (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.

Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя. Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.

Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:

- устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин"1 и 2600 мин"1;

- муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключае­мую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12, 7 Нм/сек2 (1,3 кгсм/сек2);

- тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тор­мозной момент 49, 1 Нм (5 кпгм) для первой передачи и передачи заднего хода и 98, 1...147 Н.м (10...15 кпгм) для остальных передач;

устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;

- пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пнев-
мо-системе должно быть 588...686 кПа (6...7 кгс/см);

приборы для замера уровня шума. Для смазывания коробки передач при испы­таниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С. Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испы­таний коробок передач приведены в Таблица 9, Таблица 10, Таблица 11, Таблица 12.

Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:

- устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин"1 и 2600 мин"1;

- муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключае­мую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12, 7 Нм/сек2 (1,3 кгсм/сек2);

- тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тор­мозной момент 49, 1 Нм (5 кпгм) для первой передачи и передачи заднего хода и 98, 1...147 Н.м (10...15 кпгм) для остальных передач;

устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;

- пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пнев-
мо-системе должно быть 588...686 кПа (6...7 кгс/см);

приборы для замера уровня шума. Для смазывания коробки передач при испы­таниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С. Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испы­таний коробок передач приведены в Таблица 9, Таблица 10, Таблица 11, Таблица 12.

Таблица 9 Режим испытаний коробок передач моделей 142 под нагрузки.

Частота вращенияведущеговала, мин_1

Включенная передача воснов­ной коробке

Включенная передача вде­лителе

Времяиспытаний, мин

1300

Нейтраль

Высшая

1,5

2600

»

1,5

2600

Последовательноепере­ключение делителя «низшая» -«высшая» (два-три раза) Высшая

1

2600

Последовательное включение передач

3X-1-2-3-4-5-4-3-2-1-3X

3

Таблица 10 Режим испытаний коробок передач моделей 154 и 161 под нагрузкой

Частота вращенияведущеговала, мин"

Нагрузка на ведомомвалу, Н.м (кгс.м)

Включеннаяпере­дачав коробке

Включеннаяпере­дача в делителе

Времяиспыта­ний, мин

2600

49(5)

ЗХ ЗХ

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Высшая Низшая

» Высшая

» Низшая Низшая Высшая

» Низшая

» Высшая

1

98, 1-147,1(10...15)

Таблица 11 Режим испытаний коробок передач моделей 142 без нагрузки

Частота вращенияведуще­го вала, мин_1

Включенная передача

Времяиспытаний, мин

1300

Нейтраль

1,5

2600

»

1,5

2600

Последовательноевключение передач ЗХ-1-2-3-4-5-4-3-2-1-ЗХ

3

Таблица 12 Режим испытаний коробок передач моделей 142 под нагрузки

Частота вращения ведущеговала, мин"

Нагрузка на ведомом валу,Н.м (кгс.м)

Включеннаяпередача

Времяиспытаний, мин

2600

>49(5)

ЗХ 1

1,5

98Д...147Д(10... 15)

2 3 4 5

После испытаний слить масло из коробок передач, когда duoеще горячее. Очистить магниты сливных пробок от металлических отложений.

При установке коробки передач на двигатель:

проверить состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высо­той не менее 30 мм, которая должна свободно (без заеданий) перемещаться по шлицам вала, после чего смазать шлицевой конец тонким слоем смазки 158; не допускать резких ударов, а ведомые диски сцепления не загружать весом коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежание поломки сцепления и переднего подшипника ведущего вала, расположенного в коленчатом валу; после установки коробки передач проверить полный ход муфты выключения сцепле­ния, равный 35...43 мм. Этому ходу соответствует перемещение рычага на 40...50 мм, замеренное на радиусе 90 мм;

перед установкой дистанционного механизма смазать рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установить головки механизма и затянуть стяжными болтами. Качание головок на тягах не допускается, Уплотнительные чехлы головок тяг дистан­ционного механизма должны плотно охватывать посадочные поверхности. При пере­ключении передач с помощью дистанционного механизма заедание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач; в коробку передач залить масло ТСп-15К в количестве 12 л и провести трехкратную проверку на пуск двигателя стартером. При этом сцепление должно быть выключено; проверить правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двига­теле при частоте вращения коленчатого вала 1800.. .2000 мин"1, проконтролировав:

1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.

2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключить сцепление, обес­печив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует пере­мещению рычага на 16 мм, замеренному на радиусе 90 мм. В этом положении пер­вая передача и передача заднего хода должны включаться без скрежета, а при

включенной прямой передаче ведомый вал не должен вращаться. Проверку повто­рить не менее трех раз.

3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук не допускается).

4. Переключаемость передач в основной коробке. Переключение передач должно про­изводиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается. В коробке передач переключение передач производить на низшей и высшей передачах дели­теля.

5. Переключаемость передач делителя. Для этого подвести к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 490...588 кПа (5...6 кгс/см2) и произвести два-три переключения передач делителя, последовательно переводя переключатель крана управления в верхнее и нижнее положения и перемещая на 6 мм шток клапана включения делителя, предварительно выключив сцепление. Переключение передач делителя должно быть четкое, без задержки. Переключение передач делителя без выключения сцепления не допускается. При обоих положениях переключателя крана управления делителем проверить герметичность соединений и крана.

6. Отсутствие течи масла. Течь масла не допускается. Допускается образование мас­ляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплотнений и установки сапунов.

Примечание

При отсутствии стенда провести испытание коробки передач на ненагруженном авто­мобиле на ровной местности Порядок переключения передач и время движения на каждой передаче

согласно таблице испытаний КП под нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400... 1800 мин ~1.

При испытаниях коробок передач проверить:

легкость переключения передач. При переключении второй, третьей, четвертой и пя­той передач скрежет не допускается. Передачу заднего хода и первую передачу вклю­чать только при остановленных валах;

момент на ведомом валу. При частоте вращения ведущего вала 2600 мин " момент на ведомом валу не должен превышать 9, 81 Н.м (1 кгс.м); самовыключение передач (не допускается);

наличие резких неравномерных стуков, свидельствующих о неисправностях узлов и деталей (не допускается).

Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка Для снятия коробки передач:

слить масло из картера коробки передач. Наклонить кабину, снять щиты пола плат­формы для обеспечения доступа к коробке передач; отсоединить аккумуляторные ба­тареи от электрической цепи, отсоединить вывод, соединяющий выключатель массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); отсоединить и вынуть провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; снять шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов; разъединить штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ре­сиверах; отсоединить кронштейны крепления глушителя к картеру делителя; снять пневмогидроусилитель сцепления;

отсоединить фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снять пружинные шайбы и вынуть болты; ослабить стяжные ленты и снять соединительный шланг трубы эжектора; отсо­единить воздухопроводы от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;

ослабить болты крепления передних опор силового агрегата; отвернуть гайки болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты; вывернуть болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вывернуть болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;

вывесить силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложить деревянные бру­ски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустить силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм); вывернуть стяжной болт рычага передней тяги привода управления коробкой передач; разъединить переднюю тягу с рычагом, снять резиновый чехол, вынуть шарик и пру­жину из шаровой головки наконечника рычага;

отсоединить три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, вывернуть болты крепления стартера;

установить цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке пе­редач, вывернуть болты крепления сцепления или картера делителя к картеру махови­ка двигателя; отвести коробку передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцеп­ления, снять ее и установить на тележку.

Установка коробки передач.

Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ве­дущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложить 15 г смазки 158; поднять коробку передач и установить ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепле­ния, шланг для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжные пружины.

Ввернуть болты крепления картера делителя к картеру маховика двигателя. Ввернуть болты крепления стартера; подсоединить трубопроводы управления делителем к соедини­тельной колодке. Соединить переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пру­жину в шаровую головку рычага; ввернуть стяжной болт рычага передней тяги привода управ­ления механизмом передач. Отрегулировать дистанционный привод управления механизмом переключения передач.

Вывесить силовой агрегат за рым-болты коробки передач.

Ввернуть болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, вынуть деревянные бруски из-под второй поперечины рамы pi опустить силовой агрегат на опоры; ввернуть болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вставить болты в отверстия задних опор силового агрегата, завернуть самоконтрящиеся гайки.

Затянуть болты крепления передних опор силового агрегата.

Подсоединить воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; надеть соединительный шланг трубы эжектора и закрепить его стяжными лентами.

Совместить отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставить в отверстия болты, надеть пружинные шайбы, завернуть гайки. Установить пневмогидроусилитель сцепления.

Присоединить кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты.

Соединить штекерные разъемы тахометра, тахографа (спидометра), розетки полупри­цепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей паде­ния давления в ресиверах.

Надеть шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной тру­бой воздухоочистителя; надеть стяжные хомуты и закрепить шланг, вставив в отверстия хому­тов болты и затянув их гайками; подсоедините провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; подсоединить вывод включения массы с рамой автомобиля (вы­вод находится на аккумуляторном ящике); соединить аккумуляторные батареи с электриче­ской цепью автомобиля. Поставить щиты пола.

Залить масло в картер коробки передач.

Опустить кабину.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения____________

Причина неисправности

Способ устранения

Затрудненное включениевсех передач, включение передачи заднего хода и первойпередачи

соскрежетом

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободныйход муфты выключе­ниясцепления

Большое усилие на рычагепереключения передач

Загрязнение опор тягдистанционного управле­ния. Отсутствие или загустеваниесмазки

Промыть опоры и заполнитьих свежей смазкой 158

Включение второй,третьей, четвертой, пятой передач с ударом и скрежетом

Износ конусных колецсинхронизатора, блоки­рующихфасок пальцев и каретки. Заниженное усилие вывода кареток из нейтральногополо­жения

Заменить синхронизатор

Включение передач в делителес ударом и скрежетом

Повышенное давление впневмосистеме управ­ленияделителем

Отрегулироватьредукционный клапан

Разрыв мембраныредукционного клапана

Замените мембрану

Износ конусных колецсинхронизатора, блоки­рующихфасок пальцев и каретки

Заменить синхронизатор

Износ сухарей вилкипереключения передач делителя

Отсутствие сброса воздухав атмосферу при пе­реключениипередач в делителе в связи с за­грязнением воздушных каналов и сапунакла­пана включения делителя передач.

Разобратьклапан и промыть всеего детали, включая и сапун. При сборке клапана все тру­щиеся поверхности смазать смазкой158

Нет зазора между кареткой синхронизатора и сухаремвилки переключения передач

Отрегулировать зазор

Самопроизвольноепереключение передач во время движения автомобиля

Неполное включение передачи из-занеисправ­ности фиксаторов механизма переключения, износа лапокили сухарей вилок, ослабления крепления вилок и рычагов, разрегулировки дистанционногоуправления

Подтянуть крепление, заменить изношенныеде­тали, отрегулировать привод управления

Не работает замок шлицведомого вала

Заменить вал исоответствующий синхронизатор

Передачи не включаются

Износ деталей иразрегулировка дистанционно­гопривода управления коробкой

Отрегулировать привод и заменить изношенныедетали, подтянуть крепления

Разрушение подшипников шестерен ведомоговала

Замените неисправныедетали

Передачи в делителе невключаются

Заедание поршеньковвоздухораспределителя

Разобрать, промыть и смазать смазкой 158дета­ли воздухораспределителя

Разрегулировано положение упора клапана включенияделителя

Отрегулировать положениеупора клапана

Поломка упора клапана

Упор заменить

Засорение пневмосистемы управленияделите­лем

Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы иклапаны

Обрыв троса кранауправления делителем

Трос заменить

Повышенный шум при работекоробки передач

Повышенный износ илиполомка зубьев шесте­рен. Разрушениеподшипников шестерен

Заменить неисправныедетали

Разрушение подшипниковвалов

Заменить неисправныедетали

Течь масла из коробкипередач

Заменить прокладки

Износ или потеряэластичности сальников

Заменить сальники

Повышенное давление вкартере коробки

Промыть сапун

Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Подтянуть крепежные детали или заменитьпро­кладки

Износ лагунных колецсинхронизаторов основной коробки передач

Неполное выключениесцепления при переклю­чениипередач

Заменить синхронизаторы. Проверить исправ­ность работы сцепления ипривода

Износ латунных колецсинхронизаторов делителя передач

Не отрегулировано положение упора клапанавключения делителя передач

Заменить синхронизатор.

Отрегулировать положениеупора клапана вклю­чения делителяпередач

Неполное выключениесцепления

Проверить исправностьработы сцепления и при­вода