Назад

Сцепление моделей MFZ-430,MFZ-350

2 СЦЕПЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ MFZ-430, MFZ-350

2.1 Техническая характеристика

Характеристика

Модельсцепления

MFZ-430

MFZ-350

Передаваемыйкрутящий момент, N-m(кгс-м)

1600(160)

620(62)

Число пар трущихсяповерхностей

2

2

Диаметрфрикционных накладок, мм: наружный внутренний

430

240

350200

Толщина,мм:

ведомого диска снакладками накладки

103,6

103,6

Нажимная пружина:тип количество

центральная,диафрагменная 11

Усилиедиафрагмы при сцеплении, кН (кгс): включенномвыключенном

28(2800)25(2500)

11,6(1160)

Параметрынажимной диафрагменной пружины: толщина, ммдиаметр, мм:

наружный

контакта сподшипником

числолепестков

5,1

393 120

24

4,3

393 12024

Усилие на муфтевыключения, Н (кгс)

600

2500(250)

Передаточное числопружины

4,84

-

Типдемпфера

пружинно-фрикционный

Максимальныйугол поворота демпфера, град.

13]7,1... 7,8

Шлицы ступицыведомого диска:

тип

количество

диаметр,мм:

наружныйвнутренний ширина паза

прямой10

50,8 447,8

очные

10

50,8 447,8

Ход муфтывыключения, мм: свободный рабочий

12

11...13

Тип подшипникавыключения:

шариковый,однорядный, закрытый

Педаль сцепления:ход, мм

максимальноеусилие, II(кгс)тип сервомеханизма

145+5150(15)

пружинный

145-150 150(15) ,на педали

Масса,кг:

сцепления в сборе(без маховика и механизма привода), кг ведомого диска

366,5

21

4,2

Привод управлениясцеплением

гидравлическийс пневмогидроусили-телем,имеется следящее устройство

2.2 Особенности механизма сцепления модели MFZ-430

Особенностями механизма однодискового диафрагменного сцепления вытяжного типа мод. MFZ-430 фирмы ZFSachs(Германия) (Рис. 11) является то, что для выключения сцепле­ния применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Однако в приводе между поршнем и толкателем главного цилиндра имеется зазор, ко­торый обеспечивает свободный ход педали 6...8 мм.

Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин 13 крепится к чашеоб­разным втулкам, которые установлены в кожух 7 сцепления. Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и через соединительные пластины на нажим­ной диск сцепления и далее на поверхность фения ведомого диска 3, ступица которого уста­новлена на шлицы ведущего (первичного) вала 1 коробки передач (делителя). Литой кожух устанавливается на маховик с помощью двенадцати болтов М10. Между кожухом и нажим­ным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.

Рис. 11 Механизм сцепления модели MFZ- 430

1 - ведущий вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - упорное кольцо; 6 - диафрагма; 7 - кожух сцепления; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - вал вилки выключения сцепления; 11 - кольцо ограничительное; 12 - коробка передач; 13 - пластина соединитель­ная

Выключающее устройство сцепления состоит из двадцати четырех лепестков диафраг­мы и муфты выключения сцепления 8, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи запорного кольца «булавочного» типа. Для снятия муфты необходимо «расстегнуть булавку» кольца и при помощи монтажного ломика осторожными нажатиями создать осевое усилие и отсоединить муфту сцепления от диафрагмы.

Порядок установки вытяжного сцепления мод. MFZ-430 на двигатель следующий, на­жимной диск сцепления устанавливается на маховик без муфты выключения сцепления, кото­рая в свою очередь установлена на направляющем «стакане» коробки передач. Запорное коль­цо «булавочного типа» застегнуто на нажимном диске. Подвести и состыковать коробку пере­дач к сцеплению и затянуть болты крепления картера сцепления (делителя) к картеру махови­ка. Через нижний люк монтажным ломиком упереться в муфту выключения сцепления и вда­вить ее в диафрагму до характерного щелчка запорного кольца (булавки).

При снятии коробки передач необходимо отсоединить пневмогидроусилитель от ко­робки передач через лючок отстегнуть булавку и отвести коробку от двигателя.

Смазка подшипника муфты выключения в период эксплуатации не предусмотрена.

Остальные особенности технического обслуживания сцепления и его привода анало­гичны сцеплению модели 17.

Затяжку восьми болтов сцепления модели 17 и двенадцати болтов сцепления мод. MFZ-430 выполнить крутящим моментом 5,5...6,3 кгс м, добиваясь равномерной затяжки всех бол­тов крест-накрест во избежания сильного перекоса диафрагмы. После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, обратите внимание на положение диафрагмы, при пра­вильной сборки сцепления диафрагменная пружина должна занять горизонтальное положение относительно плоскости маховика. Выступание отдельных лепестков диафрагмы не допуска­ются.

2.3 Особенности механизма сцепления модели MFZ-350

Сцепление - однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ-350 фирмы ZFSachs(Германия) (Рис. 12).

Особенностью механизма однодискового диафрагменного сцепления вытяжного типа мод. MFZ-430 является то, что для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин крепится заклепками к кожуху 7 сцепления. Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и пластины на нажимной диск сцепления и далее на поверхность трения ведомого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего (первичного) вала 1 коробки пере­дач. Штампованный кожух устанавливается на маховик с помощью 8-ми болтов. Между ко­жухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под дейст­вием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.

Смазка подшипника муфты выключения и вала вилки выключения сцепления в период эксплуатации не предусмотрена.

Выключающее устройство сцепления состоит из 16-ти лепестков диафрагмы и муфты 8 выключения сцепления, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи упорного кольца.

Рис. 12 Механизм сцепления модели MFZ- 350

1 - ведущий вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - упорное кольцо; 6 - диафраг­ма; 7 - кожух сцепления; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - вал вилки выключения сцепления; 11 - пневмогидроусилитель фирмы «WABCO»; 12 - болт М10

2.4 Привод выключения

Привод выключения - гидравлический. Предназначен для дистанционного управле­ния сцеплением. Гидравлический привод (Рис, 13) состоит из педали сцепления 1, главного цилиндра 2, пневмогидравлического усилителя 12, сервопружины, привода сцеплением и сис­темы трубопроводов и шлангов.

При отпускании педали сцепления поршень под действием давления в гидросистеме и пружины возвращаются в исходное положение. Толкатель, перемещаясь вместе с педалью сцепления, отрывается от поршня и сообщает полости между собой.

Пневмогидравлический усилитель привода управления сцеплением «Wabco» крепится болтами к картеру коробки передач снизу.

При выходе из строя пневмосистемы или при отсутствии воздуха в пневмосистеме пе­ремещение поршня выключения сцепления осуществляется только под действием давления рабочей жидкости. При этом усилие на педали сцепления значительно возрастает.

Рис. 13 Привод сцепления

1 - педаль; 2 - главный цилиндр; 3 - нижний упор; 4 - кронштейн; 5 - компенсационный бачок; 7 - ры­чаг; 8 - толкатель поршня главного цилиндра; 9 - эксцентриковый палец; 10 - верхний упор; 11 - от­жимная пружина; 12 - пневмогидроусилитель фирмы «WABCO»; 13 - трубка подачи жидкости; 14 -трубка подвода воздуха

В приводе выключения сцепления модели MFZ - 430 и MFZ - 350 для снижения усилия на педали применяется сервопружина, регулировка усилия которой, проводится натяжением с помощью гайки 6 (Рис. 8).

Для обеспечения соответствующего хода педали сцепления нижний упор устанавлива­ется в верхнее положение.

Полный ход педали для сцепления равен 145±5 мм.

2.5 Порядок установки вытяжного сцепления мод. MFZ-350 на двигатель

При установке коробки передач модели КАМАЗ-141 с двигателем модели CUMMINSВ 5,9 180 CIV-0 необходимо состыковать вилку выключения сцепления с муфтой. Для этого необходимо выполнить следующее:

- установить муфту выключения сцепления таким образом, чтобы выступы на муфте, на которые давит вилка при выключении сцепления, расположились горизонтально;

- отвести вилку в сторону муфты и переместить коробку передач в сторону двигателя;

- повернуть муфту так, чтобы вилка вошла в соединение с муфтой для обеспечения вы­ключения сцепления;

- состыковать коробку передач с двигателем, установить болты крепления и затянуть их моментом - 5 - 5,5 кгем;

- установить пиемогидроусилитель.

Расстыковку коробки передач с двигателем проводить в обратной последовательности.

При снятии сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач выверните болты крепления кожуха к маховику, соблюдая при этом крестообразную схему

(Рис. 14) от­кручивания болтов, снимите кожух с нажимным диском и упругий ведомый диск сцепления.Перед установкой сцепления на двигатель в полость

переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом валу, заложите 15 г смазки 158.

Рис. 14Схема затяжки (откручивания) болтов крепления кожуха кмаховику