Назад

Рулевое управление

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление - с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, для автомобиля модели 6540 - с дополнительным силовым гидроцилиндром; рабочая пара - винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.

Расположение рулевого колеса - левое. Привод от рулевого колеса к рулевому механизму осуществляется посредством карданного вала со скользящим шлицевым соединением и угловой передачей с коническими зубчатыми шестернями.

Рулевая колонка - регулируемая или нерегулируемая, в зависимости от модели и комплектации автомобиля. Параметры регулировки приведены в Таблице Регулирование положения рулевой колонки.

На автомобилях (в зависимости от моделей комплектаций автомобилей) применяется рулевой м ханизм модели 4310, на автомобиле КАМАЗ-6540 модели 6540 с передаточным числом рулевых мех низмов 21,7. Возможно применение рулевого мех низма ф. "RBL" (Германия) с передаточным числе рулевого механизма от 17 в среднем положении соип до 20 в крайних положениях.

Радиатор гидроусилителя руля моделей 431 6540 - из оребренной алюминиевой трубки, расположен перед радиатором системы охлаждения двигател

Регулирование положения рулевой колонки

Способ регулирования

Диапазон регулирования по углу наклона

По высоте

Механический - регулирование осуществляется поворотом маховика, расположенного на рулевой колонке, до упора по часовой стрелке. Фиксация рулевой колонки в нужном положении происходит при вращении маховика до упора против часовой стрелки.

20°

на 60 мм

С помощью пневматического крана - регулирование выполняется при повороте вправо рукоятки переключения пневмокрана, находящейся под панелью приборов. Фиксация рулевой колонки после установки в нужном положении осуществляется при возвращении рукоятки в исходное вертикальное положение.

13°

на 110 мм

Насос гидроусилителя руля - лопастной, в зависимости от комплектаций на автомобилях применяется насос гидроусилителя руля модели 4310, ф. «RBL» или ф. «ZF», на автомобиле КАМАЗ-6540 -модели 6540. Привод насосов - шестеренный, от коленчатого вала двигателя, насоса ф. «ZF» - от шестерни привода ТНВД.

Бачок насоса ф. «RBL» установлен на двигателе, на дополнительном кронштейне, снабжен бумажным фильтром и указателем уровня масла. Смену бумажного фильтра необходимо производить по мере загрязнения, не реже, чем через каждые 100 тыс. км пробега.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) рулевого механизма модели 4310 или 6540 проводите при отсоединенной от сошки продольной тяге или при поднятом за управляемые мосты (оси) автомобиле, или при установленных на поворотные круги колесах этих мостов (осей). При этом двигатель должен работать на холостом ходу, а система рулевого управления должна быть заполнена маслом до верхней отметки в бачке насоса.

Для удаления воздуха из гидросистемы рулевого механизма:

- снимите крышку бачка насоса;

- снимите защитный колпачок с перепускного клапана (см. рис. Рулевое управление сгидроусилителем и Рулевое управление с гидроусилителем (для автомобиля с колесной сЬоомулой 8x4)) и наденьте эластичный шланг. Открытый конец шланга поместите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, до половины заполненный маслом;

- отверните на 0,3-0,75 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

- поверните рулевое колесо влево до упора, удерживая его в крайнем положении не более 3с во избежание вспенивания масла;

- доливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться и пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга в сосуде;

- заверните перепускной клапан;

- поверните рулевое колесо вправо до упора, удерживая его в крайнем положении не более 3 с, и снова верните его в левое положение, откройте перепускной клапан и проследите за выделением воздуха;

- повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока из шланга не пойдет чистое масло (без пузырьков воздуха). Постоянно следите за уровнем масла в бачке насоса, не допуская его понижения.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) рулевого механизма ф. "RBL" проводите при поднятом за управляемые мосты (оси) автомобиле или при установленных на поворотные круги колесах этих мостов (осей) и работающем на холостом ходу двигателе. При этом система рулевого управления должна быть заполнена маслом до верхней отметки в бачке насоса.

Для удаления воздуха поверните рулевое колесо влево/вправо до упора и непродолжительного открытия клапана. Данный процесс продолжайте и доливайте масло до тех пор, пока уровень масла в зоне верхней отметки не перестанет снижаться, и в бачке не будут подниматься воздушные пузыри.

Если воздух из системы рулевого управления удалить не удается, проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля проверяйте при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.

Нормальный уровень масла должен находиться:

- для бачков насосов моделей 4310 и 6540 между метками на указателе (см. рис. Проверка уровня масла вбачке насоса гидроусилителя). вмонтированном в крышку заливной горловины бачка;

- для механизма ф. "RBL"- между метками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка (см. рис. Проверкауровня масла в бачке насоса гидроусилителя cb. «RBL»).

Проверка уровня масла в бачке производится указателем, вмонтированным в крышку бачка, на котором есть соответствующие метки MIN - МАХ.

Рулевое управление с гидроусилителем (для автомобиля с колесной формулой 8x4):1 - крышка бачка насоса гидроусилителя; 2 - перепуск ной клапан (расположен за сошкой); 3 - сошка; 4 - про дольная тяга; 5 - тяга промежуточная

Рулевое управление с гидроусилителем: 1 - крышка бачка насоса гидроусилителя; 2 - перепускной клапан; 3 - сошка; 4 - продольная тяга

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя ф. «RBL»

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя ф. «RBL»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ВТОРОЙ ОСИ (Для автомобилей с колесной формулой 8x4)

При повышенном износе шин и уводе автомобиля проверьте правильность установки колес первой и второй оси. Для этого:

1 .Предварительно проверьте схождение колес первой и второй оси. При необходимости отрегулируйте.

2. Установите автомобиль на твердой и ровной горизонтальной поверхности. На автомобиле снимите с колес первой и второй оси защитные диски, подложите под колеса первой и второй оси поворотные круги.

3. Установите колеса первой оси в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

4. Приложите к колесам первой и второй оси сначала с одной стороны, а затем с другой стороны специальную линейку с двумя упорами по центру ступиц колес и замерьте расстояние А (см. рис. Схема установки колес). Разность размеров для одной оси слева и справа должна быть не более 2 мм.

Если разность размеров более 2 мм, необходимо, вращая рулевым колесом и повторяя замеры, добиться необходимой разности размеров.

5. Приложите к дискам колес первой и второй оси сначала с одной стороны, а затем с другой стороны специальную линейку с двумя упорами и замерьте расстояние Б (см. рис. Схема установки колес). Разность размеров Б для барабанов второй оси с обеих сторон не должна быть более 2 мм.

Схема установки колес

Если разность размеров более 2 мм, то отрегулируйте установку колес следующим образом (см. рис. Схема установки колес):

- расслабьте крепление наконечников промежуточной тяги 3 (см рис. Установка агрегатов рулевогоуправления), отвернув болты и гайки;

- вращением промежуточной тяги регулируйте положение ступиц колес второй оси на прямолинейность до получения разности размеров Б не более 2 мм, не нарушая при этом положения первой оси. При необходимости повторите регулировку в несколько приемов;

- после регулировки закрепите наконечники промежуточной тяги, затянув гайку моментом затяжки Мзат.=7,8...10 кгс м.

6. Вращая рулевое колесо, поверните ступицы колес в каждую сторону (влево и вправо) до упора регулировочного болта колес первой оси. Этот угол для левого колеса первой оси должен быть 45 ±1 °, и упор в поворотном кулаке на первой оси должен упираться в бобышку на корпусе оси. При этом угол поворота левого колеса второй оси зависит от колесной базы и должен составлять:

- если расстояние между первым мостом и последней осью 5200 мм - 33+2,5°;

- если расстояние между первым мостом и последней осью 5960 мм - 36±2,5°.

Упор на цапфах на второй оси должен упираться в бобышку на корпусе оси. При необходимости отрегулируйте упоры на кулаках обеих осей.

7. После выполнения всех работ проверьте крепление и шплинтовку всех соединений рулевого привода.

Установка агрегатов рулевого управления: 1 - рулевой механизм; 2 - сошка рулевого управления; 3 - тяга промежуточная; 4 - рычаг задней опоры; 5 - опора задняя; 6 - гидроцилиндр силовой; 7 - кронштейн силового гидроцилиндра; 8,9- тяга

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Неустойчивое движение автомобиля (для поддержания заданного направления движения требуется постоянная работа рулевым колесом)

Чрезмерно увеличен свободный ход рулевого колеса

Выясните причину и устраните ее

Изношены детали винтовой пары рулевого механизма*

Замените комплект шариковинтовой пары

Ослабла затяжка упорных подшипников винта рулевого механизма *

Отрегулируйте затяжку подшипников

Гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия или работает неравномерно, с повышенным шумом

Понижен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя

Восстановите уровень масла

Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя

Удалите воздух

Засорен фильтр

Замените фильтр

Стук в рулевом механизме*

Чрезмерно увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма или не затянуты крепежные детали

Отрегулируйте зазоры, проверьте и затяните крепежные детали (в первую очередь сошки и вилок карданного вала колонки)

Вспенивание или выбрасывание масла через предохранительный клапан бачка насоса гидроусилителя

Засорен фильтр насоса гидроусилителя

Замените фильтр

Чрезмерное количество масла в бачке

Слейте излишки масла

Наличие воздуха в системе

Затяните соединения трубопроводов (особенно магистрали низкого давления) и места стыков деталей, прокачайте систему

* - для рулевого механизма моделей 4310 и 6540.