Назад

Тормозные системы

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

Тормозные механизмы системы барабанного типа с двумя внутренними колодками. Передние тормозные камеры - диафрагменные, задние - с пружинными энергоаккумуляторами.

Привод рабочих тормозных систем - пневматический, раздельный. Количество ресиверов 5, общим объемом 100 л, для автомобиля КАМАЗ-6540 - 6 ресиверов, общим объемом 120л. Номинальное давление в пневмоприводе (6,5-8,0 кгс/ см2).

Регулировку ходов штоков тормозных камер проводите в случае превышения величины 45 мм. В зависимости от хода штока меняется зазор в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном. Перед регулировкой ходов штоков доведите давление в пневмоприводе до максимальной величины (при этом должен сработать регулятор давления). Для достижения максимального давления в контуре задних тормозов рычаг регулятора тормозных сил переведите в верхнее положение и зафиксируйте на время проведения регулировки. Тормозные барабаны должны быть холодными, а стояночная тормозная система выключена. Регулируйте зазор поворотом оси червяка регулировочного рычага, предварительно ослабив пробку-фиксатор на один-два оборота (см. рис. Регулирование зазора в тормозных механизмах). Поворачивая ось червяка, установите величину хода штока тормозной камеры согласно Таблице Пределы регулировки хода штока тормозной камеры в зависимости от длины плеча регулировочного рычага. Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 5 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес. Для более эффективной работы тормозов рекомендуется выставлять ход штоков по нижнему пределу значений, указанных в таблице.

Регулирование зазора в тормозных механизмах

Автоматический регулировочный рычаг

После регулировки через 2...5 км проверьте нагрев тормозных барабанов, если температура барабана более 60-80°С, отпустите регулировочный рычаг на один щелчок для увеличения хода штока камеры.

На автомобилях предусмотрена также установка регулировочных рычагов с автоматической регулировкой зазора в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном (см. рис. Автоматическийрегулировочный рычаг).

Регулировку ходов штоков тормозных камер с автоматическим рычагом следует производить при переборке тормозных механизмов (замена колодок и т.д.), когда шток тормозной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозите энергоаккумулятор с помощью крана управления стояночным тормозом). Регулировку осуществляйте, предварительно выполнив все условия, по давлению в пневмоприводе и положению рычага регулятора тормозных сил (стр.21-1) согласно схеме (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами) в следующем порядке:

- убедитесь, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью возвращается в исходное положение;

- вращением червяка регулировочного рычага совместите отверстия корпуса рычага и вилки штока тормозной камеры. Присоедините шток тормозной камеры с помощью пальца, шайбы и шплинта (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 1);

- нажмите на управляющий блок регулировочного рычага до упора в направлении его вращения по стрелке, указанной на корпусе (см. рис. Регулировкатормозов с автоматическими рычагами, 2):

- соедините фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не нарушая положение управляющего блока;

- вращением червяка регулировочного рычага разожмите колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 3):

- поверните червяк в обратную сторону приблизительно на 3/4 оборота (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами. 4). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и момент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м;

- убедитесь в работоспособности рычага. Для этого сделайте 5 торможений на месте, нажимая педаль тормоза до упора. При этом червяк рычага должен повернуться по часовой стрелке на некоторый угол (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами. 5);

- проверьте, чтобы при подаче и выпуске сжатого воздуха шток тормозной камеры перемещался без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах, указанных в таблице Пределы регулировки хода штока тормозной камеры в зависимости от длины плеча регулировочного рычага для передних и задних тормозных механизмов. При большей величине хода отрегулируйте его, вращая червяк;

- убедитесь, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок.

Ход штока тормозной камеры, мм

125

30...40

150

35...45

165

40...50

Регулировка тормозов с автоматическими рычагами

Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также охлаждения и выделения конденсата, в тормозной системе автомобиля, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются:

- влагомаслоотделитель, выполненный совместно с регулятором давления;

- адсорбентный осушитель воздуха 3 (см. рис. Осушитель воздуха с регулятором давления) фирм «WABCO» или «KNORR BREMZE» (Германия), выполненный совместно с регулятором давления.

Осушитель воздуха с регулятором давления 1 - колпачок; 2 - регулятор давления; 3 - осушитель воздуха

Подаваемый от компрессора в осушитель сжатый воздух проходит через фетровый диск и гранулант, очищается и попадает дальше в тормозную систему. После заполнения тормозной системы и срабатывания регулятора давления происходит очистка грануланта от влаги воздухом, выходящим в атмосферу через атмосферный вывод осушителя из регенерационного ресивера, предназначенного для продувки осушителя.

Техническое обслуживание адсорбентного осушителя заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере его загрязнения (примерно раз в год).

Давление сжатого воздуха в пневмоприводе регулируйте винтом 2 регулятора давления (см. рис. Влагомаслоотделителъ с регулятором давления. Осушитель воздуха с регулятором давления). При вворачивании винта величина регулируемого давления увеличивается, при выворачивании - уменьшается.

Для накачки шин на регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха, закрытый колпачком 1 (см. рис. Влагомаслоотделитель с регулятором давления.Осушитель воздуха с регулятором давления). При отборе воздуха шлангом для накачки шин из комплекта инструментов подсоедините его вместо колпачка, навернув до упора гайку-барашек, и понизьте давление сжатого воздуха в пневмоприводе, потому что при холостом ходе компрессора отбора воздуха нет.

Для снижения давления откройте кран слива конденсата на любом ресивере или приведите несколько раз в действие тормозной кран.

Ежедневно контролируйте наличие конденсата в ресиверах, при его появлении проверьте работоспособность регулятора давления или влагомаслоотде-лителя. Давление сжатого воздуха в пневмоприводе при этом должно быть номинальным.

Краны слива конденсата откройте, отведя в сторону толкатель (см. рис. Толкатель). Не тяните шток вниз и не нажимайте его вверх. После слива конденсата доведите давление сжатого воздуха в пневмоприводе до номинального.

Влагомаслоотделитель с регулятором давления: 1 - колпачок; 2 - винт регулятора давления

Толкатель

Управление рабочими тормозными системами автомобиля осуществляется двухсекционным краном с приводом от педали.

Положение тормозной педали относительно пола кабины регулируйте согласно Схеме установкипедали на тормозной кран. Регулировкой установочного и регулировочного болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35±2° и свободный ход педали 10-15 мм. Установочный болт зафиксировать контргайкой, регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметиком УГ7.

Схема установки педали на тормозной кран:1 - педаль; 2 - площадка педали; 3 - установочный болт; 4 -регулировочный болт; 5 - контргайка.

Для исключения загрязнения внутренних полостей, в питающих магистралях тормозного крана, ускорительных клапанов и клапана управления тормозами прицепа устанавливаются защитные сетки.

Очистку сетки от грязи необходимо проводить при каждом сезонном обслуживании.

Для регулировки величины тормозной силы колес заднего моста (задней тележки) применяется регулятор тормозных сил (РТС). Изменение величины тормозной силы осуществляется РТС, который изменяет давление воздуха, подводимого к тормозным камерам, в зависимости от весового состояния автомобиля.

При загрузке автомобиля рычаг РТС перемещается в верхнее положение, автоматически увеличивая давление в тормозных камерах.

Запрещается демонтаж РТС и привязывание рычага.

Величину давления и длину рычага РТС для сш ряженного автомобиля необходимо устанавливать в соответствии с Таблицей установочных параметров регулятора тормозных сил:

Таблица установочных параметров регулятора тормозных сил

Параметры регулятора тормозных сил

Модель автомобиля

43253

43255

53229

55111

65115

65116

65117

6540

Статистический прогиб подвески, F, мм

80

80

35

36

35

35

35

35

Длина рычага, L, мм

125

125

90

90

90

90

100

100

Нагрузка на заднюю тележку (порожний), кгс

2900

3450

3530

5200

5600

3700

5450

5350

Давление, (кгс/см2 ±0,2)

2,1

2,1

2,65

2,4

2,85

2,4

2,6

2,6

Нагрузка на заднюю тележку (груженый), кгс

9060

9100

19000

16700

18800

17450

18000

18800

Давление, (кгс/см2+0,2)

6,0

6.0

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0