Назад

Коробка передач модели 144

Коробка передач модели 144

Техническая характеристика коробки передач модели 144

Передаточные числа

1 -7,82 4- 1,53

2 - 4,03 5 - 1,0

3 - 2,5 ЗХ - 7,38

Подшипники валов

Роликовые конические

Подшипники шестерен

Роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора

Синхронизаторы

Инерционного типа, пальчиковые со стальными конусными кольцами (молибденовое покрытие конусных поверхностей)

Шестерни

Постоянного зацепления, с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода

Привод спидометра

Индукционный, состоит из индуктора и индуктивного датчика

Система смазывания

Комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием, кроме того, подшипники шестерен вторичного вала имеют дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства

Отбор мощности

С двух сторон через люки по ГОСТ 12323; с правой стороны - от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой - от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом

Коробка передач (рис. 3-39, 3-40) состоит из следующих основных сборочных единиц:

- картер сцепления 38

- картер коробки передач 34, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35, промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами, синхронизаторами и подшипниками, а также блок шестерен заднего хода;

- верхняя крышка 18 с механизмом переключения передач в сборе.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач используют два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 (рис. 3-43) инерционного типа. Первая передача и передача заднего хода переключается при помощи зубчатой муфты 12 (рис. 3-43).

Рис. 3-39. Коробка передач модели 144 (вид сзади): 1 - рычаг переключения передач; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 - уплотнительная прокладка; 9 - пробка сливного отверстия.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.

Крышка 2 подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме переднего подшипника ведущего вала; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.

Внутренняя полость крышки большого диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, и, следовательно, способствуя повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.

В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала прикреплена к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

Манжеты, размещенные в крышках ведущего и ведомого валов, предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и предотвращают утечку масла.

В приливах правой стенки коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 блока шестерен заднего хода. От выпадения ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16.

С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, закрытые крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Допустимое значение отбираемой мощности 22,06 кВт (30 л.с.) с каждого люка. Отбор мощности и включение допускаются только при остановке автомобиля.

Рис. 3-40. Коробка передач модели 144 (продольный разрез): 1 - ведущий вал; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3 - регулировочные прокладки; 4 - датчик выключения фонаря заднего хода; 9 - пробка сливного отверстия; 10 - пробка с магнитом; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен заднего хода; 13 - упорные шайбы; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - роликовый подшипник; 16 - болт со штифтом в сборе; 17 - стопорная шайба; 18 - верхняя крышка; 19 - уплотнительные прокладки; 20 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 22 - задний роликовый подшипник вторичного вала; 23 - регулировочные прокладки; 25 - уплотнительные манжеты; 26 - проставка; 27 - фланец крепления карданного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - конический роликовый подшипник;33 - промежуточный вал; 34 - картер коробки передач; 35 - ведомый вал; 36 - уплотнительные прокладки; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления.

Масло заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В днище картера в бобышки ввернута сливная пробка. В нижнюю боковую стенку картера - сливная пробка с магнитом, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле. Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к переднему торцу картера, отлит мас-лонакопитель, куда при вращении зубчатых колес забрасывается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера поступает в полость крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо.

На коробке передач установлен датчик 4 выключателя фонаря заднего хода (К-403). Фонарь загорается при включении передачи заднего хода.

На коробку передач устанавливается заводская табличка, на которой маркируется:

- обозначение изделия «144.1700100»;

- порядковый производственный номер изделия;

- дата изготовления (выпуска).

Вал ведущий (рис. 3-41) выполнен как одно целое с зубчатым колесом. Его передней опорой является шариковый подшипник закрытого типа, расположенный в расточке коленчатого вала. На задний конец вала с упором в торец зубчатого колеса установлены роликовый подшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, стопорящееся от проворачивания на валу шариком 6. Пакет стягивается кольцевой гайкой 4. Затяжку гайки производить с Мкр=196-235 Н.м (20-24 кгс.м) и раскернить в двух местах. Во внутреннюю полость вала запрессован дроссель 7 подачи смазки. По центральному отверстию дросселя смазка подается по масляной магистрали к роликовым подшипникам шестерен ведомого вала, а также через два отверстия (02 мм) смазывается конический подшипник, расположенный на конце ведомого вала.

Рис. 3-41. Ведущий вал в сборе:1 - вал ведущий; 2 - подшипник роликовый конический; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 - шарик стопорный; 7 - дроссель; 8 - зубчатая муфта; 9 - наружная обойма конического подшипника.

При запрессовке дросселя необходимо расположить пазы Б и В как показано на рис. 3-41, для возможности снятия съемником наружной обоймы 9 конического подшипника ведомого вала.

Вал промежуточный (рис. 3-42) выполнен как одно целое с венцами зубчатых колес первой, второй передач и передачи заднего хода. Детали позиции 7, 6 и 3 напрессовать на вал 1 до упора. Напрессовку производить с упором в ступицы. Перед запрессовкой шестерни нагреть до температуры 160 -180 С.

Рис. 3-42. Промежуточный вал в сборе: 1 - вал промежуточный; 2 - подшипник передний роликовый конический; 3 - шестерня привода промежуточного вала; 5 - втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 - шестерня III передачи.

Ведомый вал (рис. 3-43) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен конический подшипник 2. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни четвертой 18 и третьей 7 передач в осевом направлении закреплены упорной шайбой 4 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.

Рис. 3-43. Ведомый вал в сборе: 1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый конический; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5 - ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая.

По оси вала просверлен канал для подвода смазочного материала по радиальным отверстиям к роликовым подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.

Роликоподшипники, шлицы синхронизаторов, муфту, втулку перед сборкой смазать маслом ОМД-8 ТУ 38.101.1294-90 или М-10Г ГОСТ 8581-78.

При сборке масляный канал вала совместить с отверстием на втулке 6.

При сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20.

После сборки ведомого вала проверить вращение всех шестерен. Шестерни должны вращаться от руки плавно без заеданий. Перемещение кареток синхронизаторов и муфты по шлицам должно быть свободным без заеданий.

Синхронизаторы

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач используют два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.

Рис. 3-44. Синхронизатор четвертой и пятой передач: 1 - конусные кольца; 2 - каретка; 3 - блокирующий палец; 4 - конусные кольца; 5 - фиксатор; 6 - пружина.

Синхронизаторы (рис. 3-44) состоят из двух конусных колец 1 и 4, жестко связанных между собой блокирующими пальцами 3, и каретки 2, перемещающейся по шлицам вторичного вала. Пальцы в средней части имеют блокирующие фаски. Отверстия в диске каретки, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фаски с двух сторон отверстия. Конусные кольца не имеют жесткой связи с кареткой. Они соединены с ней фиксаторами 5, поджимаемыми пружинами 6 в канавки пальцев.

При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач конусное кольцо, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу зубчатого колеса. Вследствие разности частот вращения каретки, связанной с ведомым валом, и зубчатого колеса конусное кольцо разворачивается относительно каретки до соприкосновения блокирующих фасок пальцев с блокирующими фасками каретки, которые препятствуют дальнейшему осевому перемещению каретки. Выравнивание частот вращения при включении передачи обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца синхронизатора и включаемого зубчатого колеса.

Как только частоты вращения каретки и зубчатого колеса сравняются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки, и передача включится без шума и удара. При включении синхронизированных передач с шумом надо немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизатора.

При сборке обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач. Статическое усилие вывода кареток из среднего фиксированного положения должно быть 276-375 Н (28-38 кгс). Блокирующие фаски каретки и пальцев не должны иметь следов значительного износа.

Механизм переключения передач

Механизм переключения (рис. 3-45) передач размещен в верхней крышке коробки передач. Каретки синхронизаторов и муфта включения первой передачи и передачи заднего хода перемещаются рычагом, установленным в кабине, через дистанционный привод, штоки и вилки. Вилки закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях верхней крышки.

Механизм переключения передач состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов с шариками, предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода и замка штоков. Сверху на крышке механизма переключения передач установлена опора рычага со штоком.

Рис. 3-45. Механизм переключения передач: 1 - заглушка;2 - крышка верхняя коробки передач; 3 - вилка переключения IV и V передач; 4 - винт установочный; 5 - проволока шплинтовочная; 6 - вилка переключения II и III передач; 7 - вилка переключения I передачи и заднего хода.

Рис. 3-46. Предохранитель механизма переключения передач: 1 - пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 - толкатель предохранителя; 4 - шток вилки переключения первой передачи и заднего хода; 5 - шток вилки переключения второй и третьей передачи; 6 - шток вилки переключения четвертой и пятой передачи; 7 - головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода; 8 - головка штока вилки переключения второй и третьей передач.

Рис. 3-47. Замок и фиксаторы механизма переключения:1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопорный фиксатора; 6 - заглушка.

Для предотвращения самопроизвольного выпадания включенной передачи используются фиксаторы, состоящие из шарика стопорного 5 (рис. 3-47) и пружины 3.

Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между штоками установлен замок шарикового типа. Замок штоков имеет две пары шариков 1 (рис. 3-47) и штифт 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт - в отверстии среднего штока между шариками. Диаметры шариков и расстояние между штоками выбраны так, что при перемещении любого штока из нейтрального положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их на корпус.

Для предотвращения от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении автомобиля в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохранитель.

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода.

Все трущиеся поверхности штоков вилок переключения передач 4, 5, 6 (рис. 3-46), предохранителя 3, штифта 4 (рис. 3-47) замка перед сборкой смазать маслом СМД-8 ТУ 38.101.1294-90 (заменитель масло М-10Г ГОСТ 8581-78 или ЛИТА ОСТ 38.01295-83).

Штоки должны перемещаться в отверстиях без перекосов и заеданий. При полностью утопленном предохранителе 2 (рис. 3-46) шток 4 должен перемещаться в отверстиях без перекосов и заеданий.

Люфт вилок и головок на штоках не допускается.

Опора рычага переключения передач производства НПО «РОСТАР».

Дистанционный привод управления механизмом переключения передач

Привод (рис. 3-48) состоит из качающегося рычага 1 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги 3 управления, хвостовика 9, рычага 5, регулировочной тяги 7. Сферические опоры тяги 3 размещены в расточке кронштейна опоры рычага переключения передач.

При сборке на трущиеся поверхности нанести смазку ЛИТА ТУ 38.101.1308-90.

Рис. 3-48. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 144: 1 - рукоятка рычага переключения передач; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - тяга; 4 - технологический стержень; 5 - рычаг; 6 - кронштейн реактивной тяги; 7 - тяга реактивная; 8 - кожух защитный; 9 - хвостовик; 10, 14, 15-гайка.

Регулировку привода управления механизмом переключения передач произвести в процессе сборки в следующем порядке:

- зафиксировать тягу 3 (рис. 3-48) технологическим стержнем 4 в опоре 1;

- установить рычаг 5 под углом Д=17 к вертикали;

- ввернуть шарнир шаровой хвостовика 9 в тягу 3, совместить ось конического пальца с осью отверстия рычага 5;

- вращая реактивную тягу 7 установить качающийся рычаг 1 и тягу управления 3 в вертикальную плоскость;

- затянуть гайки 10, 14, 15;

- удалить технологический стержень 4.

Возможные неисправности коробки передач способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включаются со скрежетом

Неполное выключение сцепления (сцепление "ведет")

Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Большое усилие на рычаге переключения передач

Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазочного материала

Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой №158

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударом и скрежетом

Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки. Снижение усилия, необходимого для вывода кареток из нейтрального положения

Заменить синхронизатор

Самовыключение передач при движении автомобиля

Неполное включение передачи из-за неисправности фиксаторов механизма переключения износа . лапок или сухарей вилок, ослабление крепления вилок и рычагов, нарушение регулировки дистанционного управления

Подтянуть детали крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод дистанционного управления

Отказ в работе замка шлицев вторичного вала

Заменить вал и соответствующий синхронизатор

Передачи не включаются

Износ деталей и нарушение регулировки дистанционного привода управления коробкой

Отрегулировать привод и заменить изношенные детали, подтянуть детали крепления передач

Разрушение подшипников зубчатых колес вторичного вала

Заменить неисправные детали

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

Повышенный износ или поломка зубьев колес. Разрушение подшипников зубчатых колес

Заменить неисправные детали

Разрушение подшипников валов

То же

Течь масла из коробки передач

Износ манжет или потеря ими эластичности

Заменить манжеты

Повышенное давление в картере коробки передач

Промыть предохранительный клапан

Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Подтянуть детали крепления или заменить прокладки

Износ стальных колец синхронизаторов коробки передач

Неполное выключение сцепления при переключении передач

Заменить синхронизаторы. Проверить исправность работы сцепления и привода

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При ТО-1000 выполняются следующие операции:

- закрепить рычаг дистанционного привода коробки передач;

- довести до нормы уровень масла в картере коробки передач;

При периодическом техническом обслуживании выполняются следующие операции:

Проверить герметичность коробки;

Закрепить рычаги тяг дистанционного привода управления КП;

Довести до нормы уровень масла в картере коробки;

Заменить масло в картере коробки передач (через 90 тыс.км);

Смазать опоры передней, промежуточной тяг дистанционного привода КП;

Очистить от грязи сапун КП;

Проверка герметичности КП

Проверить внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжету ведомого вала, манжету опоры переключения передач и уплотнительные прокладки.

Рис. 3-49. Положение указателя уровня масла при замере: 1 - маслоуказатель с пробкой; 2 - прокладка; 3 - картер коробки передач.

Проверка уровня масла

В картере коробки передач вывернуть пробку из маслозаливной горловины, вытереть насухо указатель и вставить его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу (рис. 3-49), не заворачивая.

Смена масла

Слить масло в горячем состоянии через сливные отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач. Очистить магнит сливной пробки от грязи и металлических частиц.

Промыть картер коробки моторным маслом. Для этого:

- залить моторное масло в коробку передач

- прокрутить ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин

- слить моторное масло из коробки передач

Ввернуть сливную пробку. Залить основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутить коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач течение 3-5 мин.

Ремонт

Рис. 3-50. Снятие внутренней обоймы заднего подшипника промежуточного вала: 1 - захват 803.30.080-02; 2 - главное приспособление 803.40.030; 3 -вал промежуточный; 4- подшипник.

Для снятия подшипника 4 (рис. 3-50) закрепить захват 1 на подшипнике 4 до плотной посадки. Привернуть главное приспособление 2 и снять подшипник 4.

Рис. 3-51. Снятие внутренней обоймы переднего подшипника ведомого вала: 1- захват 803.30.090-02;2 - главное приспособление 1x56-122-304; 3 - ведомый вал; 4- подшипник.

Для снятия подшипника 4 (рис. 3-51) закрепить захват 1 на подшипнике 4 до плотной посадки. Привернуть главное приспособление 2 и снять подшипник 4.

Регулировка

При установке крышки подшипника первичного вала и крышки переднего подшипника промежуточного вала отрегулировать зазоры в конических подшипниках промежуточного, ведомого и ведущего валов с помощью регулировочных прокладок. Коробка передач при этом должна быть установлена на поверхности Д (вертикальное положение) (рис. 3-40).

При регулировке зазора в конических подшипниках ведомого и ведущего валов (рис. 3-55) необходимо;

- включить прямую (пятую) передачу в коробке передач;

- приложить осевую нагрузку 200...250 Н на торец наружного кольца подшипника 5 и - провернуть не менее чем на пять оборотов в одну сторону первичный вал для самоустановки роликов;

- замерить в двух диаметрально противоположных местах размер «b» в крышке 4 с учетом толщины прокладки 2, приняв его среднеарифметическое значение;

- замерить размер «а» от торца наружного кольца подшипника 5 до торца картера 3, приняв его среднеарифметическое значение;

- определить необходимую суммарную толщину регулировочных прокладок 1, которая должна быть меньше разности «b-а» на 0,01 ...0,1 мм. Количество не более двух.

Рис. 3-52 Специальный инструмент для сборки, разборки коробки передач

Рис. 3-53. Снятие внутренней обоймы заднего подшипника ведомого вала: 1- захват 803.30.050-02; 2 - главное приспособление 803.40.030; 4 - подшипник.

Для снятия подшипника 4 (рис. 3-53) закрепите захват 1 на подшипнике 4 до плотной посадки. Привернуть главное приспособление 2 и снимите подшипник 4.

Рис. 3-54. Съемник оси блока шестерен заднего хода И801.32.000: 1 - винт; 2 - рукоятка.

Съемником И801.32 000 спрессовать ось блока шестерен заднего хода. Для этого рукоятку 2 (рис. 3-54) установить в крайнее правое положение, ключом ввернуть винт 1 в ось блока шестерен; затем завернуть рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.

Рис. 3-55. Регулировка зазора в коническом подшипнике ведущего и ведомого валов 1 - регулировочные прокладки; 2 - уплотнительная прокладка; 3 - картер коробки передач; 4 - крышка подшипника первичного вала; 5 - наружное кольцо подшипника.

Рис. 3-56. Регулировка зазора в коническом подшипнике промежуточного вала 1 - крышка подшипника промежуточного вала; 2 - регулировочные прокладки; 3 - наружное кольцо подшипника; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - картер коробки передач;

При регулировке зазора в конических подшипниках промежуточного вала (рис. 3-56) необходимо:

- приложить осевую нагрузку 200-250 Н на торец наружного кольца подшипника 3 и провернуть не менее чем на пять оборотов в одну сторону промежуточный вал для самоустановки роликов;

- замерить в двух диаметрально противоположных местах размер «Ь» от торца наружного кольца подшипника 3 до торца картера 5, приняв его среднеарифметическое значение;

- замерить в двух диаметрально противоположных местах размер «а» в крышке 1 с учетом толщины прокладки 4, приняв его среднеарифметическое значение;

- определить необходимую суммарную толщину регулировочных прокладок 2, которая должна быть меньше разности «b-а» на 0,01.. .0,1 мм. Количество не более двух.

Во время сборки обратить внимание на следующее:

- перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 и на два-три витка сквозных резьбовых отверстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2...3 мм по контуру на обе стороны прокладок, задней крышки промежуточного вала коробки передач, крышек люка отбора мощности;

- смазать рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомого валов смазкой 158.

После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

При вращении вала вилки выключения сцепления от руки муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.

Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.

При установке коробки передач на двигатель:

- проверить состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее 30 мм, которая должна свободно (без заеданий) перемещаться по шлицам вала, после чего смазать шлицевой конец тонким слоем смазки 158;

- не допускать резких ударов, а ведомые диски сцепления не загружать весом коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежание поломки сцепления и переднего подшипника ведущего вала, расположенного в коленчатом вале;

- после установки коробки передач проверить полный ход муфты выключения сцепления, равный 35-43 мм. Этому ходу соответствует перемещение рычага на 40-50 мм, замеренное на радиусе 90 мм;

- фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач;

- в коробку передач залить масло ТСп-15К и провести трехкратную проверку на пуск двигателя стартером. При этом сцепление должно быть выключено;

- проверить правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800-2000 мин-1, проконтролировав:

1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.

2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключить сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует перемещению рычага на 16 мм, замеренному на радиусе 90 мм. В этом положении первая передача и передача заднего хода должны включаться без скрежета, а при включенной прямой передаче, ведомый вал не должен вращаться. Проверку повторить не менее трех раз.

3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук не допускается).

4. Переключаемость передач. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается.

5. Отсутствие течи масла. Течь масла не допускается. Допускается образование масляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплотнений и установки сапунов.