Назад

Рулевое управление

РАЗДЕЛ 5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление автомобилей состоит из рулевого механизма со встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем, рулевой передачи, колонки с рулевым колесом, карданного вала, насоса рулевого гидроусилителя, бачка гидросистемы, радиатора, трубок высокого и низкого давления, тяг рулевого привода.

В рулевом управлении автомобилей с колесной формулой 8x8 (рис. 5-7) добавлены промежуточная тяга 4, промежуточный рычаг 5, задняя опора 6 и силовой цилиндр 10 , закрепленный на кронштейн 7.

Передаточное число рулевого механизма - 21,7.

Привод насоса рулевого гидроусилителя осуществляется от коленчатого вала двигателя.

Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с нерегулируемыми шаровыми шарнирами.

Установка колонки рулевого управления в кабине автомобиля показана на рис. 5-1.В колонке 4 вращается вал с рулевым колесом 1. Колонка прикреплена в верхней части к кронштейну 2, установленному на внутренней панели кабины, в нижней части - к фланцу 8 на полу кабины. Колонка соединена с рулевым механизмом карданным валом 3. На колонке предусмотрена установка выключателя приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 5-1. Установка колонки рулевого управления: 1 - колесо рулевое; 2 - кронштейн крепления колонки; 3 - вал карданный; 4 - колонка; 6 - крышка рулевого колеса; 8 - фланец крепления колонки; 9 - крышка фланца; 10 - прокладка крышки фланца; 11 - болт крепления колонки; 12 - ограждение противоугонного устройства; 14, 15, 16, 17, 18 - болт; 19, 20 - винт; 22, 23 - гайка; 25,26 - шайба пружинная.

Карданный вал (рис. 5-2) рулевого управления имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1, 6 и 10, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Рис. 5-2. Карданный вал рулевого управления: 1 - вилка; 2, 9 - упорные кольца; 3 - крестовина; 4 - игольчатый подшипник; 5, 8 - уплотнительные кольца; 6 - вилка со шлицевым стержнем; 10 - вилка со шлицевой втулкой.

Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины. Шлицы перед сборкой надо смазать тонким слоем смазочного материала, а в шлицевую втулку заложить 28-32 г его. Уплотнительное кольцо 8 служит для удержания смазочного материала и предохранения соединения от замерзания.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки № 158. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется.

Резиновые кольца 5 предохраняют от попадания грязи и влаги в шарнирное соединение.

Рулевая передача (рис. 5-3) с двумя коническими зубчатыми шестернями со спиральными зубьями передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма. В осевом положении ведомая зубчатая шестерня 11 фиксируется упорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Зазор между зубьями шестерен регулируется количеством прокладок 6.

Передаточное число рулевой передачи равно 1.

Рис. 5-3. Рулевая передача: 1 - ведущее зубчатое колесо; 2 - манжета; 3 - крышка корпуса; 4 - корпус ведущего зубчатого колеса; 5, 7, 10 - шариковые подшипники; 6 - регулировочные прокладки; 8, 15, 19 - уплотнительные кольца; 9, 18 - упорные кольца; 11 - ведомая зубчатая шестерня; 12 - упорная крышка; 13 - корпус; 14 - распорная втулка; 16 - гайка крепления подшипников; 17 - шайба; 20 - защитная крышка.

Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем (рис. 5-4) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры.

Картер 14 рулевого механизма, в котором перемещается поршень-рейка, является одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.

Винт 17 рулевого механизма имеет шлифованную с большой точностью винтовую канавку. В гайке 18 рулевого механизма прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки.

Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в указанные отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него. Число циркулирующих в замкнутом винтовом канале шариков - тридцать один, восемь из них находятся в обводном канале.

Гайку после сборки с винтом и шариками следует устанавливать в поршень-рейку 15 и фиксировать двумя установочными винтами 9, торцы которых нужно вдавить в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения регулировочного винта 27, ввинченного в боковую крышку и контрить гайкой 28.

На части винта рулевого механизма, расположенной в полости корпуса рулевой передачи, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомым зубчатым колесом рулевой передачи.

Рис. 5-4. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем: 1 - передняя крышка; 2 - клапан управления гидроусилителем; 3, 29 - упорные кольца; 4 - плавающая втулка; 5, 7 - уплотнительные кольца; 6, 8 - распорные кольца; 9 - установочный винт; 10 - вал сошки; 11 - перепускной клапан; 12 - защитный колпачок; 13 - задняя крышка; 14 - картер рулевого механизма; 15 - поршень-рейка; 16 - магнитная пробка; 17 - винт; 18 - шариковая гайка; 19 - желоб; 20 - шарик; 21 - рулевая передача; 22 - упорный роликовый подшипник; 23 - пружинная шайба; 24 - гайка; 25 - упорная шайба; 26 - регулировочная шайба; 27 - регулировочный винт; 28 - контргайка регулировочного винта; 30 - боковая крышка.

Клапан управления рулевым гидроусилителем (рис. 5-5) закреплен на торце рулевой передачи четырьмя шпильками и болтом. Корпус 8 клапана имеет выполненные с большой точностью отверстия - центральное и шесть меньших отверстий (три сквозных и три глухих), расположенных вокруг него.

Золотник 6 клапана управления, размещенный в центральном отверстии, и упорные роликовые подшипники 22 (рис. 5-4) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17. Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая постоянство натяга упорных роликовых подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликовых упорных подшипников обращены к золотнику.

Рис. 5-5. Клапан управления рулевым гидроусилителем: 1 - плунжер глухого отверстия; 2, 5 - пружины; 3 - резьбовая пробка; 4 - обратный клапан; 6 - золотник; 7 - реактивный плунжер; 8 - корпус клапана; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - предохранительный клапан.

Рис. 5-6. Схема работы рулевого механизма автомобилей с колесной формулой 4x4 и 6x6:1 - рулевое колесо; 2 - пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 - фильтр; 4 - насос гидроусилителя; 5 - перепускной клапан; 6 - вал сошки с зубчатым сектором; 7 - задняя полость гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10 - продольная тяга; 11 - поперечная тяга; 12 - переднее колесо автомобиля; 13 - магнитная пробка; 14 - шариковая гайка; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - обратный клапан; 18 - предохранительный клапан рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - упорный подшипник; 22 - реактивный плунжер; 23 - центрирующая пружина; 24 - рулевая передача; 25 - передняя полость гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - карданный вал; 28 - радиатор; 29 - рулевая колонка; 30 - заливной фильтр; 31 - бачок насоса (гидросистемы); 32 - линия слива; 33 - пружина перепускного клапана насоса; 34 - предохранительный клапан насоса; 35 - перепускной клапан; А, Б - дросселирующие отверстия; I - движение прямо или нейтральное положение; II - поворот направо; III - поворот налево.

В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4 (рис. 5-5), соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий возможность управления автомобилем. В этом случае рулевое управление работает как обычная механическая система без усиления.

В корпусе клапана управления установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе более 7,5-9 МПа (75-90 кгс/см2) и предохраняющий насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок. Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что обеспечивает возможность доступа к нему без разборки механизма при необходимости выполнить проверку, регулировку и замену.

От насоса к корпусу клапана управления подведены рукава и трубки высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.

Рис. 5-7. Схема рулевого управления автомобилей с колесной формулой 8x8: 1 - рулевой механизм; 2 - гайка; 3 - стопорная шайба; 4 - промежуточная тяга; 5 - промежуточный рычаг; 6 - задняя опора; 7 - гайка; 8, 13 - пресс-масленка; 9 - кронштейн силового цилиндра; 10 - силовой цилиндр; 11, 12 - продольная рулевая тяга; 14 - ось цилиндра; 15 - сошка.

Продольная рулевая тяга 1 (рис. 5-8) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 3, верхний и нижний вкладыши 6 и 16, пружину 7 и резьбовую крышку 2 со стопорной шайбой, причем верхний вкладыш запрессован в наконечни

Рис. 5-8. Продольная рулевая тяга:1 - тяга с наконечником; 2 - крышка тяги сошки; 3 - палец шаровой; 6 - вкладыш наконечника тяги рулевой трапеции нижний; 7 - пружина; 10 - чехол защитный; 11 - уплотнитель; 15 - масленка; 16 - вкладыш верхний.

Поперечная тяга рулевой трапеции (рис. 5-9) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге вращением, можно регулировать схождение управляемых колес.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 12, запрессованного в наконечниках и нижнего 13 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца 11, пружины 7 и крышки 6, которая прикреплена к наконечнику болтами 8.

Рис. 5-9. Поперечная рулевая тяга: 1 - поперечная тяга; 2, 14 - наконечники; 3 - болт крепления наконечника; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - масленка; 6 - крышка; 7 - пружина; 8 - болт крепления крышки; 9 - защитная накладка; 11 - шаровой палец; 12 -верхний вкладыш; 13 - нижний вкладыш.

Насос рулевого управления (рис. 5-10) с бачком для масла установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя шестернями привода агрегатов. Насос пластинчатого типа, двойного действия.

Положение статора 36 относительно корпуса 39 и распределительного диска 33 зафиксировано штифтами. Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.

При вращении валика 5 насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости «Г» в крышке 28 насоса по каналам в распределительном диске.

Между пластинами и торцевыми поверхностями корпуса насоса и распределительного диска образуются полости переменного объема, которые заполняются маслом около зон всасывания.

При уменьшении объема между пластинами масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через дросселирующее отверстие «В» с линией нагнетания.

В крышке насоса расположен комбинированный клапан 32, совмещающий в себе предохранительный и перепускной клапаны. Предохранительный клапан является дополнительным (резервным) в гидросистеме. Клапан отрегулирован на давление 8,3...8,8 Мпа (85...90 кгс/см2). Перепускной клапан ограничивает количество масла, поступающего в систему.

Перепускной клапан работает следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 29 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через отверстие «В» поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 29, сообщается с этим каналом отверстием «А» малого диаметра.

Рис. 5-10. Насос рулевого усилителя: 1 - шестерня привода насоса; 2 - гайка крепления шестерни; 3 - разводной шплинт; 4, 17 - шайбы; 5 - валик насоса; 6 - сегментная шпонка; 7, 10 - упорные кольца; 8 - шариковый радиальный однорядный подшипник; 9 - маслоотгонное кольцо; 11 - манжета; 12 - роликовый игольчатый подшипник; 13 - коллектор насоса; 14 - бачок насоса; 15 - заливной фильтр; 16 - пробка заливной горловины; 18 - гайка-барашек; 19, 35, 38 -уплотнительные кольца; 20 - предохранительный клапан; 21 - крышка бачка; 22, 27 - уплотнительные прокладки; 23 - фильтр насоса; 24 - трубка бачка; 25 - штуцер; 26 - прокладка коллектора; 28 - крышка насоса; 29 - пружина перепускного клапана; 30 - седло предохранительного клапана; 31 - регулировочная прокладка; 32 - комбинированный клапан; 33 - распределительный диск; 34 - пластина насоса; 36 - статор насоса; 37 - ротор насоса; 39 - корпус насоса; А, В - дросселирующие отверстия; Б - радиальное отверстие; Г - полость нагнетания.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием сопротивления в отверстии «В» образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) в канале нагнетания насоса (за клапаном). Перепад давлений тем больше, чем большее количество масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от давления.

Избыточное давление в полости «Г» крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины 29. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход маслу из полости «Г» крышки в бачок. Чем большее количество масла падает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Перепускной клапан при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана работает аналогично.

При открывании предохранительного клапана небольшой поток масла проходит в бачок через радиальные отверстия «Б» в перепускном клапане. В этом случае давление на правый торец перепускного клапана падает, так как поток масла, идущий к предохранительному клапану, ограничен отверстием «А». Клапан, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.

Регулировать предохранительный клапан следует только регулировочными прокладками 31, подкладываемыми под седло клапана.

Для предотвращения шума и износа деталей насоса при работе его с большой частотой вращения коленчатого вала двигателя предусмотрен коллектор 13, который принудительно направляет сливаемое перепускным клапаном масло во внутреннюю полость корпуса насоса и обеспечивает избыточное давление в зонах всасывания.

Бачок 14 насоса прикреплен непосредственно к корпусу и крышке насоса четырьмя болтами через промежуточные резиновые прокладки 26 и 27. В бачке расположен фильтр 23. Фильтр выполнен в виде неразборной конструкции, состоящей из бумажной шторы, размещенной между двумя металлическими обечайками, которые приклеены к верхней и нижней крышкам фильтра. Кроме того, в бачке имеются заливной фильтр 15 и предохранительный клапан 20, препятствующий повышению давления воздуха в полости бачка под маслом больше чем на 19,8...29,4 кПа (0,2...0,3 кгс/см2).

Рабочее давление в гидравлической системе руля изделия и производительность насоса рулевого механизма на режиме номинальной мощности двигателя, а также максимальное давление срабатывания предохранительного клапана насоса, в зависимости от установленной модели насоса, приведены в таблице 5-1.

Таблица 5-1.

Вид насоса

4310-3407200

6540-3407200

Рабочее давление, Мпа (кгс/см2)

5,4 (55)

5,4(55)

Производительность насоса, м3/мин

0,023

0,026

Максимальное давление, Мпа (кгс/см2)

9,3±0,5 (95+5)

10,3±0,5 (105±5)

Обслуживание насоса

Обслуживание насоса заключается в своевременной проверке, доливке и смене масла в системе.

Уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя следует проверять только указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, уровень должен находиться между метками на указателе.

При проверке уровня масла в бачке насоса, передние колеса изделия должны быть установлены прямо, двигатель должен работать на режиме холостого хода.

Замену масла производить в следующей последовательности:

- слить масло;

- тщательно очистить крышку заливной горловины от грязи и снять ее;

- протереть заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом;

- заливать масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

- пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала доливать масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня. Уровень масла должен находиться между метками указателя

Для смены фильтрующего элемента насоса необходимо:

- слить масло из системы;

- отвернуть гайку - барашек, снять крышку бачка насоса, расшплинтовать фиксирующую пружину, снять шайбу, пружину и загрязненный фильтрующий элемент;

- установить новый фильтрующий элемент, пружину, шайбу, зашплинтовать фиксирующую пружину, установить крышку бачка насоса и завернуть гайку-барашек;

- заполнить систему маслом и прокачать.

Возможные неисправности системы рулевого управления и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

1. Неустойчивое движение автомобиля по дороге (требуется дополнительная работа рулевым колесом для поддержания заданного направления движения)

Повышенный свободный ход рулевого колеса

Отрегулировать свободный ход рулевого колеса

Износ деталей винтовой пары рулевого механизма

Заменить комплект винтовой пары

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

2. Недостаточное усиление ("тяжелый руль") или неравномерная работа гидроусилителя

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Наличие в системе воздуха (пена в бачке, мутное масло) или воды

Удалить воздух. Если воздух удалить не удается, проверить затяжку всех соединений трубопроводов, снять и промыть фильтр, проверить целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса. Убедиться в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении привалочных фланцев крышки и корпуса насоса (под установку бачка насоса). Проверить затяжку четырех болтов крепления коллектора и, если все указанные детали исправны, сменить масло, прокачать систему

Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении вала сошки с поршнем-рейкой рулевого механизма

Отрегулировать зацепление с помощью регулировочного винта

Недостаточная подача масла вследствие засоренности фильтра или износа деталей качающего узла насоса

Сменить фильтр и разобрать насос для проверки его деталей. Если необходимо, заменить насос

Повышенные внутренние утечки масла в рулевом механизме вследствие износа или повреждения внутренних элементов уплотнений

Разобрать механизм, заменить уплотнительные кольца или другие поврежденные элементы уплотнений

Периодическое зависание перепускного клапана в результате загрязнения

Разобрать насос, промыть ацетоном перепускной клапан и отверстие в крышке насоса, очистить их рабочие поверхности

Негерметичность обратного клапана рулевого механизма

Устранить негерметичность обратного клапана

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

Нарушение регулировки пружины предохранительного клапана рулевого механизма или герметичности клапана врезультате засорения

Отрегулировать клапан, промыть устранить, негерметичность

3. Полное отсутствие усиления при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя

Отворачивание седла предохранительного клапана насоса или поломка пружины клапана

Разобрать насос, завернуть седло или заменить пружину клапана

Зависание перепускного клапана или неисправность обратного клапана рулевого механизма

Разобрать насос и промыть клапан, устранить негерметичность обратного клапана

Поломка пружины предохранительного клапана рулевого механизма

Заменить пружину и отрегулировать клапан

4. Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах вправо и влево

Повреждение внутренних уплотнений вала сошки рулевого механизма

Заменить неисправные детали уплотнений вала сошки

Выскакивание из канавки или разрушение упорного кольца 3(рис.5-4) плавающей втулки 4

Установить упорное кольцо в канавку

5. Рулевой механизм "заклинивает" при повороте

Заедание золотника или ре активных плунжеров в корпусе клапана управления рулевым гидроусилителем

Устранить заедание, промыть детали

Износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки или зубчатого зацепления вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма. Вращением регулировочного винта зазор устранить не удается

Отрегулировать осевой зазор в соединении подбором регулировочной шайбы 26 (рис. 5-4). При износе зубчатого зацепления или соединения регулировочного винта с валом сошки выше допустимого заменить рулевой механизм

6. Стук в рулевом механизме или в карданном валу рулевой колонки

Повышенный зазор в зубчатом зацеплении вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма

Отрегулировать зазор регулировочным винтом 27 (рис. 5-4)

Ослабление затяжки гаек болтов крепления вилок карданного вала или износ шлицевого соединения

Затянуть гайки. Заменить изношенные детали

7. Повышенный уровень шума при работе насоса

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Заменить фильтр

Наличие воздуха в гидросистеме (пена в бачке, мутное масло)

Удалить воздух способами, указанными в п.2

Деформация коллектора или разрушение его прокладки

Устранить погнутость или заменить прокладку

8. Выбрасывание масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса

Чрезмерно высокий уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Промыть или заменить фильтр

Деформация коллектора или разрушение его прокладки. Наличие в гидросистеме воздуха или воды

Устранить погнутость или заменить прокладку. Удалить воздух способами, указанными в п.2

9. Постоянное падение уровня масла в бачке насоса

Наличие течи в элементах рулевого управления

Найти и устранить течь

Утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса

Снять насос с двигателя и заменить манжету

10. Поломка передней крышки рулевого механизма

Применение в гидросистеме рулевого управления нерекомендованного или не соответствующего времени года масла

Заменить крышку. Залить масло, указанное в химмотологической карте, удалить воздух

Безотказная работа рулевого управления определяется как исправностью входящих в него элементов, так и других сборочных единиц автомобиля, поэтому при определении причин неисправностей в системе рулевого управления необходимо иметь в виду, что причинами ухудшения устойчивости движения автомобиля (автомобиль плохо "держит дорогу") могут быть также:

- неправильная балансировка колес;

- свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам;

- неисправность амортизаторов;

- неправильная установка управляемых колес (углы установки и схождение не соответствуют рекомендованным значениям).

Причинами ухудшения самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать в среднее положение) могут быть:

- недостаточное количество смазочного материала и большое трение в шарнирах поворотных кулаков;

- пониженное давление воздуха в шинах колес.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть:

- пониженное давление воздуха в шинах колес;

- недостаточное количество смазочного материала в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;

- чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес;

- чрезмерная затяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какой-либо неисправности в системе рулевого управления не торопитесь снимать и разбирать рулевой механизм или насос. Постарайтесь сначала установить причину неисправности.

Не вызванные необходимостью снятие и разборка рулевого механизма или насоса могут привести к появлению течи и к более серьезным неисправностям. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны проводиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

Техническое обслуживание

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя осуществляется указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса должны быть установлены прямо. При этом нужно вывернуть крышку из заливной горловины бачка 31 (рис. 5-6) гидросистемы, предварительно очистить крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином. Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости нужно долить масло до нормы при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Масло заливается через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.

Следует применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в химмотологической карте автомобиля. Надо помнить, что при использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и гидроусилителя.

Прокачка гидросистемы рулевого управления - удаление воздуха - проводится при заправке системы маслом и при устранении неисправностей. Порядок операций следующий:

- вывесить передние колеса или отсоединить продольную тягу от сошки рулевого механизма и снять крышку заливной горловины бачка гидросистемы (нельзя заправлять и прокачивать гидросистему при подсоединенной рулевой тяге, если передние колеса не вывешены);

- снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надеть прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

- отвернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

- повернуть рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (нельзя поворачивать колесо до упора);

- из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливать масло в бачок гидросистемы до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

- пустить двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала долить масло в бачок гидросистемы, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

- завернуть перепускной клапан;

- повернуть рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова вернуть его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отвернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан и снова проследить за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков завернуть перепускной клапан;

- повторить предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить операцию еще один два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке гидросистемы, поддерживая его между метками на указателе уровня;

- остановить двигатель;

- снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

- проверить уровень масла в бачке гидросистемы и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

- соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма.

Проверку свободного хода рулевого колеса следует проводить на снаряженном автомобиле (без груза) при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600-1200 мин-1. Давление в шинах колес должно быть нормальным, передние колеса установить прямо. Свободный ход рулевого колеса на новом автомобиле не должен превышать 25°.

Замерять свободный ход прибором К-402 или К-187, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота левого переднего колеса. Угол отсчитывать на угловой шкале прибора от условного нуля, который устанавливается посредине диапазона свободного качания рулевого колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить наличие воздуха в гидросистеме рулевого усилителя, состояние шарниров рулевых тяг, крепление и регулировку рулевого механизма, зазоры в шлицевом соединении карданного вала рулевого управления, затяжку болтов крепления карданного вала, регулировку подшипников ступиц управляемых колес, затяжку гайки крепления рулевого колеса. При нарушении затяжки или регулировки их следует восстановить. В случае невозможности устранить зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления или тягах, вал или тяги нужно заменить.

Ремонт

Приступая к ремонту рулевого механизма, насоса рулевого гидроусилителя и других сборочных единиц рулевого управления, следует иметь в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих узлах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных

предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверку и регулировку рулевого механизма на автомобиле нужно проводить при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно надо проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазочного материала в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедиться в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Усилие на рулевом колесе следует измерять пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в таких его положениях:

1. Рулевое колесо повернуто более, чем на два оборота от среднего положения. Усилие на рулевом колесе должно быть 5,9-15,7 Н (0,6-1,6 кгс). В этом случае зацепление и шариковинтовая пара выведены в положение, близкое к крайнему, где трение в этих узлах практически исключено, а величина усилия определяется преимущественно моментом трения в упорных подшипниках, уплотнениях и втулках рулевого механизма.

Несоответствие усилия на ободе рулевого колеса указанной величине свидетельствует о неправильной (недостаточной или чрезмерной) затяжке упорных подшипников винта, либо означает, что повреждены детали узла шариковой гайки.

Недостаточная затяжка упорных подшипников приводит к нарушению курсовой устойчивости автомобиля (автомобиль плохо держит дорогу); чрезмерная, наряду с повреждением детали узла шариковой гайки, - к заклиниванию рулевого механизма (явление остаточного давления).

2. Рулевое колесо повернуто на 3/4 оборота от среднего положения. Усилие не должно превышать 19,6-22,6 Н (2,0-2,3 кгс).

При этом положении добавляется трение в шариковинтовой паре за счет предварительного натяга шариков. Отклонение величины усилия на ободе рулевого колеса от указанных значений вызывается повреждением деталей узла шариковинтовой пары.

3. Рулевое колесо проходит среднее положение. Усилие на рулевом колесе должно быть на 3,9-5,9 Н (0,4-0,6 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 27,8 Н (2,8 кгс).

В этом случае проверяется регулировка зубчатого зацепления рулевого механизма. Если усилие меньше указанной величины, зазор в зубчатом зацеплении больше допустимого, автомобиль при этом будет плохо держать дорогу. Если усилие больше - зацепление слишком затянуто, что может являться, наряду с другими факторами, причиной плохого самовозврата управляемых колес в среднее положение.

Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, нужно отрегулировать рулевой механизм. При необходимости снять механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.

Регулировку рулевого механизма необходимо начинать с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки надо довести усилие до нормы. При вращении винта по ходу часовой стрелки усилие будет увеличиваться, при вращении против хода часовой стрелки уменьшаться.

Для регулировки усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников.

Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка рулевого механизма. Полную разборку разрешается производить только на предприятии, ремонтирующем рулевые механизмы, или в специализированных мастерских. Порядок снятия, разборки и сборки рулевого механизма, а также его после дующей проверки и установки на автомобиль изложен ниже.

При проверке давления в гидросистеме рулевого управления на автомобиль в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом нужно установить приспособление (рис. 5-11), имеющее манометр 2 со шкалой до 9810 кПа (100 кгс/см2) и вентиль 1, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.

При проверке давления надо открыть вентиль и повернуть рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 98,1 Н (10 кгс). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин-1 должно быть не ниже 7355 кП (75 кгс/см2).

Если давление масла будет ниже 7355 кПа (75 кгс/см2), то медленно завернуть вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно повышаться и быть не ниже 8335 кПа (85 кгс/см2). В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки). Если давление не повышается, то неисправен насос. Если давление при закрытом вентиле выше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 7355 кПа (75 кгс/см2), то неисправными могут быть оба агрегата.

Рис. 5-11. Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления автомобиля: 1 - вентиль; 2 - манометр; 3 - магистраль высокого давления; 4 - насос;5 - магистраль низкого давления; 6 - механизм рулевой.

Для проверки правильности работы клапана управления гидроусилителем

нужно отсоединить продольную рулевую тягу, открыть вентиль и повернуть рулевое колесо до упора с усилием не менее 98,1 Н (10 кгс) при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1.

При прекращении действия усилия на рулевое колесо давление должно понизиться до давления не выше 294 - 490 кПа (3-5 кгс/см2). Такую проверку необходимо провести в двух, крайних положениях. Если давление не понизится, то это свидетельствует о заедании золотника или реактивных плунжеров клапана.

При проверке нельзя держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 15 с. Проверку следует проводить при температуре масла в бачке плюс 65...75 °С.

В случае необходимости масло можно нагреть, поворачивая колесо до упора в обе стороны и удерживая их в крайних положениях не более 15 с.

Регулировку затяжки подшипников вала рулевой колонки надо проводить, если ощущается осевое перемещение вала, а момент вращения вала менее 29,4 - 78,5 Н.см (3-8 кгс.см) (что соответствует усилию 1,15 - 3,08 Н (0,118 - 0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм) при отсоединенном карданном вале.

Регулировать затяжку подшипников необходимо вращением регулировочной гайки, предварительно разогнув ус стопорной шайбы. При регулировке, подтягивая гайку, надо поворачивать вал за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.

Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки. После окончания регулировки один из усиков стопорной шайбы вновь загнуть в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложить свежий смазочный материал.

При сборке карданного вала нужно следить за тем, чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях и отверстия в вилках были расположены так, как это показано на рис. 5-2.

Замену поперечной рулевой тяги рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- вывесить переднюю ось автомобиля;

- расшплинтовать и отвернуть гайку, соединяющую шаровой палец левого наконечника тяги с соответствующим нижним рычагом поворотного кулака;

- выбив шаровой палец из конусного отверстия рычага, отсоединить левый наконечник тяги рулевой трапеции;

- проделать те же операции с правым наконечником поперечной рулевой тяги и снять тягу с автомобиля;

- установить концы шаровых пальцев наконечников новой поперечной тяги в отверстиях нижних рычагов, затянуть и зашплинтовать гайки крепления. Момент затяжки гаек крепления шаровых пальцев поперечной рулевой тяги 245 - 315 Н.м (25 - 32 кгс.м). Установку поперечной тяги производить так, чтобы масленки шаровых пальцев на наконечниках тяги были обращены назад по ходу автомобиля;

- опустить переднюю ось.

Для замены продольной рулевой гяги:

- вывесить переднюю ось автомобиля и повернуть управляемые колеса влево до отказа;

- расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны сошки рулевого управления;

- выбив шаровой палец из конусного отверстия сошки, отсоединить тягу;

- выполнить те же операции с другим шарнирным соединением продольной тяги в месте соединения ее с верхним рычагом левого поворотного кулака и снять тягу с автомобиля.

Установку новой продольной тяги нужно производить в последовательности, обратной снятию, обратив при этом внимание на правильность присоединения и соответствие отличающихся головок тяги местам установки. Опустить передний мост автомобиля. Гайки крепления шаровых пальцев продольной рулевой тяги затянуть с моментом 245-314 Н.м (25-32 кгс.м).

Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, следует использовать съемник. Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, ввести крюки захвата 2 (рис. 5-12) в отверстие ступицы рулевого колеса и повернуть по ходу часовой стрелки до упора. Упирая наконечник 3 в торец вала, вворачивать винт 1 в захват до полного снятия рулевого колеса.

При установке рулевого колеса затянуть гайку крепления его, обеспечив момент затяжки 59-79 Н.м (6-8 кгс.м).

Для проверки, регулировки и ремонта предохранительного клапана рулевого механизма при отказе или нестабильной работе нужно:

- слить масло из системы рулевого гидроусилителя;

- сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промыть ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителя, в которой размещен предохранительный клапан;

- отвернуть пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закрыть отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;

- промыть клапан керосином и проверить отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы осторожно удалить. Проверить также целостность резинового уплотнительного кольца и пружин клапана;

При давлении масла до 6377 кПа (65 кгс/см2) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы.

Если утечки имеют место, клапан надо осторожно разобрать и продуть детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5-8848,0 кПа (75-90 кгс/см2).

При отсутствии специального приспособления допускается проверку регулировки предохранительного клапана проводить на автомобиле.

Клапан следует отрегулировать вращением резьбовой пробки. После регулировки резьбовую пробку необходимо законтрить. Зашплинтовать контргайку проволокой и поставить пломбу.

Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца рекомендуется посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смазать смазкой ПВК ГОСТ 19537-74;

- промыть и заправить систему.

Для снятия рулевого механизма нужно:

- поднять кабину в первое положение (41°);

- отогнув усики упорной шайбы, отвернуть гайку крепления верхней головки сошки 9 (рис. 5-6);

- съемником снять сошку, вворачивая винт 3 (рис. 5-13) в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);

- вывернуть магнитную пробку и слить масло из картера рулевого механизма, для более полного слива повернуть рулевое колесо 2-3 раза из одного крайнего положения в другое;

- отсоединить трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слить оставшееся в насосе масло;

- отсоединить карданный вал рулевого управления от рулевого механизма, для этого отвернуть болт;

- вывернуть болты крепления картера рулевого механизма к кронштейну передней рессоры и снять рулевой механизм;

- тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

- слить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущего зубчатого колеса рулевой передачи 2-3 раза из одного крайнего положения в другое.

Рис. 5-12. Съемник рулевого колеса: 1 - винт; 2 - захват; 3 - наконечник.

Рис. 5-13. Съемник сошки руля: 1 - захват; 2 - наконечник; 3 - винт.

При установке рулевого механизма на автомобиль необходимо:

- установить механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепить его болтами с моментом затяжки 275-314 Н.м (28-32 кгс.м);

- подсоединить нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;

- присоединить карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущего зубчатого колеса, забить клин, завернуть и зашплинтовать гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7-16,7 Н.м (1,4-1,7 кгс.м);

- залить масло и прокачать систему гидроусилителя;

- надеть сошку рулевого управления на вал рулевого механизма, установить шайбу, навернуть гайку, затянуть ее с моментом 490-550 Н.м (50-56 кгс.м) и застопорить шайбой;

- проверить герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускается.

Разборку и проверку рулевого механизма надо проводить в следующем порядке:

1. Вывернув болты крепления, снять боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно очистить его шлицованный конец.

2. Проверить осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, отрегулировать осевой зазор путем подбора регулировочной шайбы. Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02-0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий. Стопорное кольцо должно полностью входить в канавку вала сошки.

Это необходимо для надежного соединения деталей данного узла. При необходимости следует заменить уплотнительное кольцо регулировочного винта, применяя оправку. После сборки с боковой крыш кой вал сошки должен свободно проворачиваться от усилия руки, а регулировочный винт оставаться неподвижным (проверять без контр гайки).

3. Вывернуть болты крепления, снять переднюю крышку. При всех последующих операциях разборки и сборки необходимо помнить, что выворачивание винта рулевого механизма из шариковой гайки более чем на два оборота от среднего положения может привести к выпадению шариков и заклиниванию винта.

4. Отвернуть гайки крепления корпуса клапана управления гидроусилителем и осторожно выдвинуть корпус вперед настолько, чтобы его можно было провернуть относительно винта, не касаясь шпилек корпуса рулевой передачи.

5. Проверить затяжку гайки упорных подшипников и плавность вращения корпуса клапана управления относительно винта. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления, должен быть равен 98,1-122,6 Н.см (10-12,5 кгс.см) (в ходе эксплуатации допускается падение момента вращения до 34,3 Н.см (3,5 кгс.см).

В случае несоответствия момента указанной величине отрегулировать затяжку гайки упорных подшипников.

Если вращение корпуса клапана неплавное (сопротивление вращению переменно), заменить подшипники. Для регулировки затяжки или замены подшипников необходимо отжать буртик гайки, вдавленный в паз винта, и отвернуть гайку, удерживая от проворачивания ведущее зубчатое колесо рулевой передачи.

Предупреждение. При отворачивании гайки упорных подшипников необходимо обязательно удерживать первичный вал рулевой передачи от проворачивания. Несоблюдение этого правила ведет к поломке усика пружинной шайбы 23 (рис. 5-4) и порче резьбы винта 17.

При снятии корпуса клапана управления следить, чтобы золотник и реактивные плунжеры не выпадали, так как при заводской сборке каждый из них индивидуально подобран к своему отверстию.

Нельзя допускать смешивания колец упорных подшипников, следует сохранить их комплектность.

6. Проверить рукой плавность перемещений реактивных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления гидроусилителем. Если ощущаются заедания, изменение усилия, необходимого для перемещения упомянутых деталей, поочередно вынуть заедающие детали. Устранить причину заедания, промыть и установить их на место.

7. Проверить герметичность обратного клапана, для чего залить в его отверстие масло. Утечка масла допустима только в виде отдельных капель.

8. Вывернув болты крепления и отвернув две гайки, снять рулевую передачу вместе с винтом и поршнем-рейкой.

9. Вынуть щипцами упорное кольцо 3 и осторожно снять с винта рулевую передачу.

10. Проверить, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. В случае необходимости подтянуть или заменить два установочных винта и раскернить их.

11. Проверить посадку шариковой гайки на средней части винтовой канавки винта. Еайка должна вращаться на винте без заеданий, а осевое перемещение ее относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

Если имеет место неплавное вращение винта в шариковой гайке, при условии, что осевое перемещение не превышает 0,3 mm, заменить комплект шариков.

Для замены комплекта шариков следует предварительно выполнить следующее:

- специальным ключом с достаточно большим плечом вывернуть установочные винты шариковой гайки;

- вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадания желобки и шарики;

- вынуть желобки, осмотреть их и, если язычки повреждены, заменить;

- затем, поворачивая винт относительно гайки в ту или другую сторону, удалить шарики и положить их в отдельную коробку.

Не допускается установка шариков, у которых разность размеров по диаметру более 0,002 мм. При несоблюдении указанного требования может произойти разрушение шариков и заклинивание рулевого механизма.

После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винтовой нарезки винта под действием крутящего момента 29,4-78,5 Н.м (3-8 кгс.м), по краям посадка гайки должна быть свободной.

Дорожки качения на винте и гайке не должны иметь повреждений. Если дорожки качения повреждены (имеют вмятины, заусеницы и т. п.), заменить весь комплект винт-шариковая гайка-шарики.

12. Осмотреть рабочие поверхности цилиндра гидроусилителя. В случае отдельных задиров на зеркале цилиндра их следует удалить шабером. Отдельные продольные риски и царапины на зеркале цилиндра (без заусенцев) не являются браковочным признаком.

13. Проверить регулировку бокового зазора между зубьями колес рулевой передачи. Боковой зазор между любыми парами зубьев должен находиться в пределах 0,02-0,07 мм, а момент вращения ведущего зубчатого колеса в рулевой передаче не должен превышать 49,1 Н.м (5 кгс.см).

Регулировка бокового зазора в зубьях колес рулевой передачи производится перемещением узла ведущего зубчатого колеса путем подбора пакета прокладок под фланцем корпуса ведущего колеса. При этом должно быть установлено не менее трех прокладок толщиной 0,05 мм.

При правильном зацеплении конических зубчатых колес отпечаток пятна контакта должен иметь эллиптическую форму и располагаться ближе к внутренней, узкой части зуба. Выход пятна контакта на кромки зуба недопустим.

В случае разборки рулевой передачи нельзя нарушать комплектность корпуса рулевой передачи и пары конических зубчатых колес.

Сборку механизма рулевого управления нужно производить в условиях, обеспечивающих чистоту, в порядке, обратном разборке, в соответствии со следующими указаниями:

1. Все детали разобранного механизма тщательно промыть и просушить, внутренние каналы и отверстия после промывки продуть сухим сжатым воздухом. Нельзя протирать детали ветошью, оставляющей на них нитки, ворс и т. п.

2. Все соприкасающиеся поверхности деталей рулевого механизма перед сборкой смазать маслом Турбинное Тп-22 ТОСТ 9972 - 74, или маслом марки «Р».

3. Все резиновые уплотнительные детали осмотреть и заменить. Фторопластовые кольца уплотнений поршня и винта не должны иметь повреждений. Для облегчения установки резиновых колец и во избежание защемления их при сборке допускается применять смазку ПВК ТОСТ 19537-74.

4. В случае замены манжет вала сошки и вала ведущего зубчатого колеса рулевой передачи запрессовку их осуществлять плавно и без перекосов, применяя оправки. Окончательно указанные манжеты запрессовывать пакетом вместе с наружной манжетой и другими деталями, входящими в упомянутые узлы уплотнений, до упора в корпус механизма. При установке манжет вала сошки рабочие кромки их должны быть защищены от повреждений шлицами вала.

5. Момент затяжки болтов М8 должен быть равен 20,6 - 27,5 Н.м (2,1 - 2,8 кгс.м), болтов и гаек М10 - 34,3...41,2 Н.м (3,5...4,2 кгс.м). Упорная крышка узла ведомого зубчатого колеса передачи должна быть затянута с моментом 43,2-60,8 Н.м (4,4-6,2 кгс м) и застопорена раскерниванием ее края в паз на корпусе рулевой передачи.

Гайка крепления подшипников ведущего зубчатого колеса рулевой передачи должна быть затянута с моментом 39,2-58,9 Н.м (4-6 кгс.м) и застопорена путем вдавливания буртика гайки в паз на вале ведущего колеса.

После сборки ведомое и ведущее зубчатые колеса рулевой передачи должны свободно вращаться и не иметь ощутимого осевого зазора.

Магнитную пробку сливного отверстия (с конической резьбой и цилиндрическим магнитом) затягивать с моментом 33,4-39,2 Н.м (3-4 кгс.м).

6. Сборку шариковинтовой пары и установку собранного комплекта в поршень-рейку производить в следующем порядке:

- надеть на винт со стороны винтовой канавки плавающую уплотнительную втулку;

- установить гайку на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят желобы, с винтовой канавкой винта;

- заложить 23 шарика через обращенное к рулевой передаче отверстие в гайке, поворачивая винт против хода часовой стрелки;

- заложить 8 шариков в сложенные вместе желобы и предотвратить их выпадание, замазав выходы желоба смазкой ПВК ГОСТ 19537-74;

- вложить желобы с шариками в гайку, поворачивая в случае необходимости винт, и обвязать гайку, чтобы предотвратить выпадание желобов;

- проверить момент вращения гайки на средней части винта (должен быть равным 29,4-78,5 Н.м (3-8 кгс.м); в случае несоответствия момента указанной величине заменить комплект шариков, не допуская перемешивания комплектов;

- запрессовать гайку с винтом в отверстие поршня-рейки, ввернув и раскернив установочные винты в двух местах против канавок в поршне-рейке. Момент затяжки установочных винтов должен быть равен 49,1-58,9 Н.м (5-6 кгс.м). В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний заменить.

Выступание винтов над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо. Это вызовет задир рабочей поверхности цилиндра гидроусилителя.

7. При сборке рулевой передачи с винтом и плавающей уплотнительной втулкой убедиться в надежности установки упорного кольца последней в канавку упорной крышки рулевой передачи. Кольцо должно полностью входить в упомянутую канавку.

8. Устанавливать поршень-рейку в картер с помощью оправки без перекосов.

9. При сборке клапана управления гидроусилителем проследить за тем, чтобы выточка на торце золотника была обращена к рулевой передаче, а фаски на реактивных плунжерах - наружу. После сборки золотник, обратный клапан, а также реактивные плунжеры должны перемещаться в соответствующих отверстиях корпуса клапана управления плавно, без заеданий.

10. При сборке клапана управления гидроусилителем с винтом упорные подшипники необходимо устанавливать так, чтобы их большие кольца были обращены к золотнику. Пружинная шайба упорных подшипников должна быть установлена вогнутой поверхностью в сторону подшипника. После регулировки момента, необходимого для проворачивания корпуса клапана управления 98,1-122,6 Н.м (10-12,5 кгс.м), гайку крепления упорных подшипников необходимо застопорить вдавливанием буртика гайки в канавку винта рулевого механизма.

11. При сборке регулировочного винта и вала сошки обеспечить осевое перемещение винта относительно вала сошки 0,02-0,08 мм подбором регулировочной шайбы. При необходимости заменить уплотни тельное кольцо регулировочного винта, применяя оправку.

12. Отрегулировать зубчатое зацепление в паре поршень-рейка - зубчатый сектор вала сошки в соответствии с указаниями, изложенными выше. После окончания регулировки зацепления регулировочный винт сошки закернить, затянув контргайку с моментом 58,9-63,8 Н.м (6-6,5 кгс.м), удерживая при этом регулировочный винт от поворота.

После сборки рулевой механизм должен соответствовать следующим требованиям:

1. Полный угол поворота вала сошки должен быть не менее 90°.

2. После вращения винта рулевого механизма до упора поршня и приложения к ведущему зубчатому колесу дополнительного момента вращения не менее 19,6 Н.м (2 кгс.м) центрирующие пружины должны обеспечить его четкий возврат в исходное положение. Указанное условие должно соблюдаться при поворотах как вправо, так и влево.

3. Момент, прилагаемый при вращении ведущего зубчатого колеса (или усилие на ободе рулевого колеса, приложенное на радиусе 250 мм), должен быть:

- после поворота ведущего колеса более чем на два оборота в любую сторону от среднего положения 147-294 Н.см (15-30 кгс.см), (усилие на ободе рулевого колеса равно 5,9-11,8 Н (0,6-1,2 кгс);

- при повороте ведущего колеса с переходом через среднее положение при гарантированном зазоре в зубчатом зацеплении рейки-поршня и вала сошки 196-441 Н.см (20-45 кгс.см) (усилие на ободе рулевого колеса равно 7,8-17,7 Н (0,8-1,8 кгс);

- при повороте ведущего колеса с переходом через среднее положение после регулировки зубчатого зацепления рейки-поршня и вала сошки - 98,1-147,2 Н.см (10-15 кгс.см), на 3,9-5,9 Н (0,4-0.6 кгс) больше, чем при гарантированном зазоре, но не более 540 Н.см (55 кгс.см), 21,6 Н (2,2 кгс).