Назад

Системы световой сигнализации и сигнализации тормозного управления

Система световой сигнализации

Система световой сигнализации (рис. 7-26) предназначена для оповещения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, наличии прицепа, а также для информирования водителя о включении блокировки дифференциалов.

Система световой сигнализации состоит из сигнализации поворота, сигнализации торможения, сигнализации движения задним ходом, сигнализации автопоезда, сигнализации блокировки дифференциалов.

Сигнализация поворота служит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.

Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 7-26):

-сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);

- прерыватель указателей поворота РС951-А V3;

- контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;

- переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22);

- выключатель аварийной сигнализации S14;

- предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4.

Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.

В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21.

Рис. 7-26. Система световой сигнализации

Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины. Боковой повторитель (рис. 7-27) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.

Прерыватель указателей поворота (рис. 7-28) (тип РС951-А, контактнотранзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.

Рис. 7-28. Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951-А

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Рис. 7-27. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В

Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателе указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.

Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации S14 (см. рис. 7-26). При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.

При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.

Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.

Сигнализация торможения предназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).

При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педали, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях.

Сигнализация движения задним ходом предупреждает других водителей о том, что в коробке передач включена передача заднего хода и автомобиль движется или готовится к движению задним ходом. К ней относятся: фонарь заднего хода 2112.3711-01 (см. рис. 7-26 поз. Е10), установленный под задним левым фонарем, и включатель фонаря заднего хода ВК403Б S1, установленный в коробке передач. Устройство фонаря аналогично ранее рассмотренным, в фонаре применяется рассеиватель белого цвета и лампа А24-21. Автомобиль может оборудоваться фарой заднего хода Е8, предназначенной, кроме указанного выше, для облегчения ориентации водителя при движении задним ходом в темное время суток. Устанавливается фара на задней поперечине рамы и подключается к включателю S1, аналогично фонарю заднего хода.

Сигнализация автопоезда предназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства. К ней относятся: 3 фонаря автопоезда УП101-В (см. рис. 7-26 поз. Е13), установленные на крыше кабины, и выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 23). Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота (см. рис. 7-27).

Сигнализация блокировки дифференциалов предназначена для напоминания водителю о том, что межосевой и (или) межколесные дифференциалы находятся в заблокированном состоянии, что недопустимо при движении в хороших дорожных условиях.

Сигнализация блокировки дифференциалов включает в себя: включатели сигнализаторов блокировки межколесных дифференциалов S2, S3 (см. рис. 7-26), включатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала S4, сигнализаторы в блоке Н3. Совместно с данной системой работает звуковой реле-сигнализатор Н2 и диоды с защитным корпусом VI2, V13.

На рис. 7-26 показана цепь включения блокировки межколесного дифференциала, для этого используется выключатель S17, расположенный на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 1) и электромагнитный клапан Y1, расположенный в левом лонжероне рамы.

Привод блокировки межосевого дифференциала пневматический.

Сигнализаторы блокировки дифференциалов подключены к бортовой сети через предохранитель на 8 А блока F3.

Система сигнализации тормозного управления

Система сигнализации тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах.

Рис. 7-29. Система сигнализации тормозного управления

Система (рис. 7-29) состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах (В6, В5, В4, В13 соответственно), сигнализаторов в блоке Н1, включателя сигнализатора стояночного тормоза В12, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза К2, предохранителя на 8 А в блоке F3. Также с данной системой совместно работают: реле сигналов торможения К5 и звуковой реле-сигнализатор Н2.

На рис. 7-29 система изображена в исходном положении, т. е. при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в системе, при этом контакты включателей замкнуты. После пуска двигателя в начальный момент контрольные лампы включены, а реле-сигнализатор издает звук частотой 200 Гц.

При увеличении давления воздуха в контурах тормозного привода до величины 480-520 кПа (4,8-5,2 кгс/см2) контакты включателей размыкаются - лампы и реле-сигнализагор выключаются.

Аналогичным образом данная система вступает в работу при аварийном падении давления в любом тормозном контуре.

При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты включателя В12, установленного в III контуре пневмопривода тормозов, и включается сигнализатор в блоке H1. В цепи питания лампы сигнализатора стояночного тормоза установлен реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа светится прерывисто. Одновременно через реле К5замыкается цепь ламп сигналов торможения задних фонарей.

Одновременно при включении стояночной тормозной системы срабатывает реле сигналов торможения К5, так как вывод "86” обмотки реле К5 соединяется с корпусом автомобиля. Срабатывание реле К5 приводит к включению ламп сигналов торможения задних фонарей. Лампы находятся во включенном состоянии до тех пор, пока замкнуты контакты включателя В12 и включен выключатель приборов и стартера.

Блоки контрольных ламп приведены на рис. 1-27.