Назад

Электрооборудование. Часть 1

Раздел 8. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобилей Камаз-4308 состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольноизмерительных приборов; системы отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; КЧ - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф - фиолетовый; Ч - черный.

Система электроснабжения (рис. 8-1) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи G2 и G3, соединенные последовательно, генераторная установка G1, подключенная параллельно аккумуляторным батареям. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля Камаз 4308 через выключатель К17 массы с дистанционным управлением.

Схема оборудована реле К16, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выключателя S21 приборов и стартера ток не подается к кнопке S6 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 8-7) предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, влияющих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: аварийная световая сигнализация, сигнализация торможения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие переключатели, выключатели и реле.

Выключатель S14 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не светить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 (рис. 1-5) при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Реле-прерыватель V3 обеспечивает прерывистый режим работы указателей поворота автомобиля и полуприцепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке НЗ контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля Камаз 4308. При этом замыкаются контакты выключателя сигналов торможения S5 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле К5 и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при включении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика В12, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормозной системы установлено реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей.

Система наружного и внутреннего освещения (рис. 8-5...8-6) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля Камаз 4308, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона Е18 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар Е5 и Е26, противотуманных фар Е1 и Е25 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем S22 непосредственно от источника питания.

Система контрольно-измерительных приборов (рис. 8-3) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, а также определения скорости движения. Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.

Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха. Электродвигатели М3, М4 (рис. 8-4) нагнетают воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внимание на направление вращения их валов.

В системе применяется реверсивный электродвигатель МЭ 250. При подсоединении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса - левое вращение.

Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине.

Система звуковой сигнализации включает электрозвуковые сигналы Н9 (рис. 8-4), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и реле-сигнализатор Н2 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов автомобиля Камаз 4308, для внутренней сигнализации в кабине.

При давлении воздуха в пневмосистеме 392,3...686,5 кПа (4...7 кгс/см2) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы Н9 расположены под кабиной и включаются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов осуществляется через промежуточное реле К4, установленное на нижней панели приборов.

Сигнал Н2 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок контрольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 8-2.

Схемы электрические функциональные

На рисунках 8-1...8-8 приведены функциональные схемы электрооборудования автомобилей КАМАЗ.

На всех схемах единый перечень элементов; зоны расположения элементов относятся к общей электрической схеме автомобиля.

Перечень элементов

Зона

Позиционное обозначение

Наименование

Кол.

В2

Датчик уровня топлива СЯ МИ 407 611-114-01 (или СЯ МИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93

1

В3

Датчик спидометра 2001.3843 ТУ37.003.1270-75

1

5А, 5В, 5В,1А

В4, В5, В6, В13

Датчик падения давления в тормозных контурах ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

4

В8

Датчик давления масла ММ370 ТУ37.003.387-78

1

В9

Датчик аварийного давления масла ММ111Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В10

Датчик указателя температуры ТМ-100А ТУ37.003.568-77

1

В11

Датчик сигнализатора температуры ТМ111-08 ТУ37.003.569-90

1

В12

Датчик контрольной лампы стояночного тормоза ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В15

Датчик сигнализатора температуры ТМ111 -04 ТУ37.003.569-90

1

В1

В16

Датчик тахографа

1

5В,2В

E1, Е25

Фара противотуманная ФГ152А ТУ37.003.751-80

2

5В,2В

Е2, Е24

Указатель поворота передний УП1.3712 ТУ4573-001-07628635-97

2

5В,1В

ЕЗ, Е30

Указатель поворота боковой 56.3726 ТУ4573-032-058080936

2

5В,1В

Е4, Е23

Фара-прожектор 2012.3711 ТУ37.458.043-80

2

5В,1В

Е5, Е26

Фара 342.3711 ТУ37.003.1000-80

2

4А,2А

Е7, Е20

Фонарь задний 7442.3716-08 ТУ РБ 05882559.010-95

2

4В,3В

Е9, Е16

Фонарь габаритный 26.3712.

2

E14,E15

Плафон кабины П1.3714010

2

Е18

Плафон вещевого ящика ПК142Б

1

Е19

Плафон спального места ПК142Б

1

Е21,Е22

Свеча факельная штифтовая 1102.3740

2

Е27

Лампа подкапотная ПД308-Б-0 ТУ37.003.187-80

1

Е28

Фара-прожектор (освещения рабочей зоны) 2012.3711 ТУ37.458.043-80

1

Е34,Е35

Фонарь освещения номерного знака ФП131-АБ

2

F1

Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76

1

F2, F3

Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76

2

F4

Предохранитель ПР119-01 ТУ37.003.731-76

1

G1

Генератор

1

G2, G3

Батарея 6СТ-190А ТУ 16-729.384-83

2

Н1

Блок контрольных ламп тормозной системы 2312.3803010-23 ТУ37.003.1109-92

1

Н2

Реле-сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80

1

Н3

Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1109-92

1

Н4

Лампа контрольная включения блокировки межосевого дифференциала 2212.3803-14 ТУ37.003.1109-92

1

Н6

Лампа контрольная понижающей передачи 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-92

1

Н6

Лампа контрольная КОМ 2212.3803-15 ТУ37.003.1109-92

1

Н9

Комплект сигналов С306Д-01/С307Д-01 ТУ37.003.533-79

1

1B

Н14

Лампа контрольная дальнего света фар 2212.3803-28 ТУ37.003.1109-92

1

Н17

Лампа контрольная засоренности воздушного фильтра 2212.3803-20 ТУ37.003.1109-92

1

Н18

Лампа контрольная демультипликатора 2212.3803-35 ТУ37.003.1109-92

1

К1

Реле стартера 738.3747-20 ТУ37.469.023-97

1

К2

Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77 ТУ37.003.1010-80

1

К3

Реле электродвигателей отопителя 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К4

Реле звуковых сигналов 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К5

Реле сигналов торможения 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

Кб

Реле дополнительных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К7

Реле противотуманных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К8

Термореле электрофакельного устройства 1202.3741 ТУ37.003.711-79

1

К9

Реле ближнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К10

Реле дальнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К12

Реле включения ЭФУ 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К13

Реле останова двигателя 738.3747-20 ТУ37.469.023-97

1

К14

Реле заднего противотуманного фонаря 901.3747 ТУ 37 003.1418-94

1

-

К15

Реле КОМ 901.3747 ТУ 37.003.1418-94

1

К16

Реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К17

Выключатель аккумуляторной батареи 1400.3737 ТУ37.003.574-74

1

К18

Реле стеклоочистителя 3502.3777 ТУЗ7.104.222-2001

1

M1

Стартер

1

М2

Стеклоомыватель 1112.5208-01 ТУ37.003.639-87

1

3В,2А

М3, М4

Электродвигатель отопителя МЭ250 ТУ37.003.789-76

2

М5

Стеклоочиститель 271.5205

1

5В,5А

М14, М15

Электропривод корректора фар ЭПК06

2

Р1

Тахометр 3631.3813 ТУ37.003.1251-85

1

Р2

Показывающий прибор 1211.3802 ТУ37.003.691-81

1

Р3

Указатель давления 1908.3830

1

Р4

Комбинация приборов 28.3801 ТУ37.003.670-75

1

Р12

Тахограф 1318.270000 0025 23 ТУ 4573-001-43820854-97

1

R1

Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУЗ 7.003.1174-83

1

S1

Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.108-76

1

S1

Выключатель света заднего хода

1

S2, S3

Выключатель к.л. блокировки межколесного дифференциала ВК403Б ТУ37.003.188-76

2

S4

Выключатель к.л. блокировки межосевого дифференциала ВК403Б ТУ37.003.108-76

1

S5

Выключатель сигналов торможения 15.3720 ТУ37.003.1159-83

1

S6

Кнопка дистанционного выключателя массы 11.3704-01

1

--

ТУ37.003.710-80

-

S7

Центральный переключатель света 581.3710-01 ТУЗ 7.003.1211-86

1

S8

Выключатель дополнительных фар 3842.3710-02.06 ТУ37.003.1222-82

1

S9

Выключатель противотуманных фар 3842.3710-02.03 ТУЗ 7.003.1222-82

1

S10, S31

Выключатель плафонов 3842.3710-02.09 ТУ37.003.1222-82

2

S11

Выключатель заднего противотуманного фонаря 3842.3710-05.04 ТУ37.003.1222-82

1

S13

Выключатель к.л. понижающей передачи ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S14

Выключатель аварийной световой сигнализации 32.3710 ТУ37.003.1106-82

1

S15

Кнопка включения свечей электрофакельного устройства 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S17

Выключатель блокировки межколесного дифференциала ВК343-01.14 ТУ 37.003.701-75

1

S18

Переключатель коробки отбора мощности П602 ТУ37.467.525-77

1

S20

Переключатель стеклоочистителя со стеклоомывателем 4002.3709 ТУ37.003.1335-87

1

S21

Выключатель приборов и стартера 2621-3704 ТУЗ .ЦТ-1.051-94

1

S22

Переключатель указателей поворота ближнего и дальнего света 6602.3709 ТУ37.003.1336-87

1

S23

Переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 ТУ37.003.701-75

1

S24

Переключатель подъема и опускания платформы П147-06.15 ТУ37.003.701-75

1

S52

Выключатель нейтрали

1

S53

Выключатель КОМ

1

S54

Выключатель демультипликатора

1

-

S55

Кнопка включения КОМ 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

-

S56

Выключатель КОМ 3812.3710-02.30 ТУ37.003.1222-82

1

V1, V6

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

2

V3

Прерыватель указателей поворота РС951А2 ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80

1

V8

Блок управления корректора фар БУК29 ТУ4573-047-07530936-00

1

-

V9,V10

Блок защиты бортовой сети автомобиля БЗС-2,321.3722 ТУ45 73 -001 -26002172-96

2

5В, 5В, 2А, 2В,

1B, 1В, 4В, 2В,

1B, 5В, 1B, 2А,

2В,2В,1В

X1, Х7, Х15,

Х16, Х19, Х23,

Х28, Х29, Х48,

Х60, Х61, Х62,

Х64, Х65, Х66

Разъем одноконтактный

15

5В, 5В, 5В, 1В,

1В, 1В

Х2, Х4, Х5, Х20,

Х21, Х22

Разъем шестиконтактный

6

5В, 4В, 4В, 3В,

3А, 4А, 4А, 4А.

Х3, Х10, X11,

Х12, Х41, Х44,

Х45, Х48.

Разъем двухконтактный

8

5В, 5А, 5А, 1А,

Х25, Х26, Х38,

Х42, Х63

Разъем четырехконтактный

5

Х31

Розетка переносной лампы 47К ТУ 16-526.359-74

1

Х35

Розетка внешнего запуска ПС315-3723100 ТУ37.003.229-79

1

Y1

Клапан электромагнитный блокировки межколесного дифференциала КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y2

Клапан топливный электромагнитный 1102.3741 ТУЗ 7.003.740-79

1

Y4

Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y5

Клапан электромагнитный подъема и опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y6

Клапан электромагнитный опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y10

Клапан электромагнитный останова двигателя ЭМ 17 ТУ3742-006-34013480-00

1

Рис. 8-1. Функциональная схема электроснабжения с генератором 800 Вт и 2 кВт со встроенным интегральным регулятором напряжения.

Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.

Рис. 8-2. Функциональная схема пуска двигателя.

Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.

Рис. 8-3. Функциональная схема контрольно-измерительных приборов.

Схема имеет вариант исполнения для автомобилей с двумя топливными баками.

Рис. 8-4. Функциональная схема стеклоочистки, отопления и звуковой сигнализации.

Рис. 8-5. Функциональная схема внутреннего освещения.