Назад

Инструмент и принадлежности

Раздел 10. ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Автомобили Камаз 4308 снабжены комплектом обязательной поставки, в который входят запасные части, водительский инструмент и принадлежности, индивидуальный комплект запасных частей. По требованию заказчика на автомобиль Камаз 4308 могут быть установлены или приложены к нему дополнительное снаряжение и запасные части, в том числе комплекты на дополнительное снаряжение, к которому относятся предпусковой подогреватель двигателя, пневмосигнал, ремни безопасности, сиденье для второго пассажира, противотуманные фары; тент и каркас тента, надставные борта и стяжные цепи, шанцевый инструмент (лопата, топор, одноручная пила, детали их крепления), канистры вместимостью 10 и 20 л и детали их крепления, бачок для питьевой воды вместимостью 2 л, детали крепления жесткого буксира и противооткатного клина.

Переносная лампа, шинный манометр, насос для ручной перекачки топлива, шланг для прокачки гидросистемы, смазочный шприц, шланг для накачивания шин, комплект инструмента с малой сумкой укладываются в чехол инструментальной сумки за сиденье пассажира.

Домкрат гидравлический грузоподъемностью 5000 кг (5т) ДГ5.3913010

Состав рабочей жидкости: при эксплуатации домкрата при температуре от плюс 60 °С до минус 50 °С - всесезонное гидравлическое масло ВМГЗ ТУ 38.101479-86, при эксплуатации домкрата ниже минус 50 °С масло ВМГЗ разбавить 10% бензина. При температуре выше минус 40 °С - трансформаторные масла.

Гидравлический домкрат предназначен для подъема одной из частей автомобиля Камаз 4308 при ремонте и техническом обслуживании.

Рис. 10-1. Гидравлический домкрат: 1 - основание корпуса; 2 - корпус; 3 - цилиндр рабочего плунжера; 4 - рабочий наружный плунжер; 5 - рабочий внутренний плунжер; 6 - винт; 7 - прокладка; 8 - головка корпуса; 9 - гайка винта; 10 - головка винта; 11 - серьга; 12 - пробка; 13 - рычаг насоса; 14 - нагнетательный плунжер; 15 - цилиндр нагнетательного плунжера; 16 - запорная игла; 17 - всасывающий клапан; 18 - перепускной клапан.

Воротком для подъема домкрата является монтажная лопатка. При подъеме рычага 13 (рис. 10-1) вверх нагнетательный плунжер 14 цилиндра 15 поднимается, и рабочая жидкость из корпуса через всасывающий канал и всасывающий клапан 17 заполняет полость нагнетательного цилиндра 15.

При опускании рычага вниз нагнетательный плунжер 14 вытесняет жидкость, под давлением которой закрывается всасывающий клапан 17 и открывается нагнетательный клапан 14. По мере качания рычага объем жидкости под рабочим плунжером увеличивается и он поднимается вверх.

Винт 6 во время подъема должен быть завернут. Для ограничения высоты подъема рабочего плунжера служит перепускная канавка, которая перепускает жидкость из внутренней полости рабочего цилиндра в полость корпуса при верхнем положении рабочего плунжера.

Для опускания рабочего плунжера необходимо отвернуть запорный шток 16. При отвернутом штоке и нагрузке на рабочий плунжер жидкость перетекает из рабочего цилиндра в корпус домкрата. При этом рабочий плунжер опускается в нижнее положение.

Перед началом эксплуатации необходимо:

1. Проверить уровень рабочей жидкости в домкрате. При необходимости долить жидкость до уровня заливного отверстия. Заполнять домкрат надо при отвернутом запорном штоке и опущенном в крайнее нижнее положение рабочем плунжере. Рабочую жидкость профильтровать через металлическую сетку N016 ГОСТ 6613-73.

2. Проверить отсутствие течи в домкрате.

3. Для обеспечения нормальной работы клапанов перед началом подъема необходимо произвести несколько качаний рычага при отвернутом запорном штоке.

4. При подъеме запорный шток завернуть, при опускании - отвернуть. При "завоздушивании" отвернуть на 2-3 оборота винт 5 и завернуть его, опустить рабочий плунжер. После пользования домкрат обтереть ветошью и завернуть винт.

Во время подъема автомобиля Камаз 4308 домкратом следует соблюдать осторожность.

Нельзя находиться под автомобилем Камаз 4308 в то время, когда он поднят домкратом. Если же в этом возникла необходимость, то прежде нужно поставить под мост автомобиля подставку.

Перед установкой домкрата для уменьшения давления на почву рекомендуется подложить под него доску.

Насос для ручной перекачки топлива

Пользоваться насосом надо следующим образом.

Опустить конец длинного шланга 5 (рис. 10-2) в сосуд с топливом; при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса и указывающая направление течения топлива, должна быть направлена острием вверх. Конец короткого шланга 1 опустить в сосуд (бачок, ведро, канистра), в который перекачивают топливо. Этот сосуд расположить ниже того сосуда, из которого перекачивается топливо.

Рис. 10-2. Насос для ручной перекачки топлива: 1 - короткий шланг; 2, 4 - шарики соответственно нагнетательного и всасывающего клапанов; 3 - корпус; 5 - длинный шланг; 6 - хомуты.

Рис. 10-3. Смазочный шприц: 1 - наконечник; 2 - трубка; 3 - полость цилиндра плунжера, 4 - корпус; 5 - плунжер; 6 - полость цилиндра шприца; 7 - рычаг; 8 - поршень; 9 - цилиндр шприца; 10 - крышка; 11 - шток поршня; 12 - прокладка; 13 - пробка; 14 - шариковый клапан.

Сжать рукой (4-—5 раз) резиновую грушу.

После того как из короткого шланга 1 начнет вытекать топливо, нажимая на грушу насоса, повернуть его стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.

После пользования насосом слить топливо из шлангов. В случае застревания шариков 2 и 4 в нагнетательном или всасывающем клапане можно устранить неисправность легким постукиванием хомутами 6 насоса о твердый предмет.

При засорении насоса надо ослабить крепление хомутов, вынуть шланги и продуть их и грушу сжатым воздухом.

Смазочный шприц

Смазочный шприц (рис. 13-3) предназначен для смазывания сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, снабженных пресс-масленками.

Для использования шприца нужно ввести шток в прорезь поршня 8 и повернуть рукоятку штока против часовой стрелки. Затем надо надеть наконечник 1 шприца на масленку и нажать на рукоятку штока поршня. При этом смазочный материал из полости 6 цилиндра шприца через клапан 14 будет поступать по трубке к наконечнику 1. При качании рычага 7 плунжер 5 движется возвратно-поступательно.

Во время движения плунжера вверх смазочный материал заполняет полость цилиндра 3 плунжера. При движении плунжера вниз под давлением, создаваемым плунжером, открывается шариковый клапан 14 и смазочный материал по трубе поступает к наконечнику 1. В шприце создается давление 35 МПа (34,3 кгс/см2), при котором смазочный материал поступает во все смазываемые места. Вместимость шприца 340 см3 смазочного материала.

Шприц необходимо заправлять в следующем порядке:

- вывернуть цилиндр 9 шприца из корпуса 4;

- переместить за рукоятку штока поршень 8 на 1/3 хода внутрь цилиндра 9;

- наполнить деревянной лопаткой цилиндр шприца смазочным материалом, затем подтянуть поршень еще на 1/3 хода и снова заполнить цилиндр; третий раз переместить поршень до крышки 10 и заполнить цилиндр смазочным материалом.

Во время заполнения шприца нужно следить, чтобы в цилиндре не оставался воздух, препятствующий подаче смазочного материала. Для этого при заправке надо постукивать крышкой 10 по какому-нибудь деревянному предмету (осторожно, чтобы не повредить шприц). При попадании воздуха в полость 6 цилиндра шприца нарушается его работа.