Назад

Двигатель. Общее описание

7.1. ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ

7.1.1. Основные технические параметры и характеристики двигателей

На автомобилях КАМАЗ-6560 данных комплектаций применяются:

- двигатели уровня EURO-2 моделей 740.35-400, 740.37-400

- коробки передач фирмы «ZF» (Германия) моделей 6НР602 и 6НР902 (соответственно).

Рис. 7.1. Силовой агрегат, вид справа: 1 - коробка передач; 2 - двигатель.


Рис. 7.2. Силовой агрегат, вид слева.

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный ват. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низко-замерзающей охлаждающей жидкости.

Система смазки - комбинированная.

Система питания - разделенного типа с V-образным или рядным насосом высокого давления с механическим или электронным регулятором.

Система охлаждения наддувочного воздуха с охладителем типа воздух-воздух.

Рис. 7.3. Поперечный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»: 1- фильтр масляный; 2- жидкостно - масляный теплообменник; 3 - форсунка; 4 - патрубок маслоналивной; 5 - коллектор впускной; 6 - труба подводящая; 7 - насос рулевого усилителя; 8 - коллектор выпускной; 9 - головка цилиндра; 10- блок цилиндров; 11- поршень; 12 - стартер.

Рис. 7.4. Поперечный разрез двигателя с рядным ТНВД «БОШ».

Рис. 7.5. Продольный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»: 1- топливный насос высокого давления (ТНВД); 2- привод ТНВД; 3 - компрессор; 4- фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - картер масляный; 10 - пробка слива масла; 11 - желоб маслораспределительный; 12- коленчатый вал; 13 - форсунка охлаждения поршня; 14- масляный насос; 15 - гаситель крутильных колебаний; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - вал распределительный; 18 - вентилятор с муфтой.

Рис. 7.6. Продольный разрез двигателя с рядным ТНВД «БОШ»: 1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД.

Технические параметры и характеристики двигателей

Таблица 7.1.

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

-

740.35-400

740.37-400

Тип двигателя

Дизельный, с воспламенением от сжатия

Тип рабочего процесса

Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне

Число тактов

Четыре

Число цилиндров

Восемь

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров согласно нумерации по ГОСТ 23550-79

1 - 5 - 4 - 2 - 6 - 3 - 7 - 8

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77

Правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны вентилятора)

Диаметр цилиндра, мм

120

Ход поршня, мм

130

Рабочий объем двигателя, л

11,76

Степень сжатия

16,8

Максимальная полезная мощность по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с)

272(370)

280 (381)

Максимальный полезный крутящий момент по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, максимальный крутящий момент бругто по ГОСТ 14846-81, Н-м (кгс-м)

1539 (157)

1726 (176)

Частоты вращения коленчатого вала, мин-1:

-

- номинальная

2200±50

1900±50

- при максимальном крутящем моменте

1400±100

1300±100

- на холостом ходу:

-

- минимальная

600±20

- максимальная

2480-80*

2530-80 **

-

* Для двигателей 740.35-400 с рядным ТНВД BOSCH с механическим регулятором.

** Для двигателей 740.35-400 с V-образным ТНВД ЯЗДА или с рядным ТНВД BOSCH с электронным регулятором.

На двигателе установлен один из вариантов системы питания топливом:

Вариант 1. Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с механическим регулятором

Форсунки

АЗПИ216-02,216-02А

-

с распылителями

DLLA 148Р 1462(0433 171 906) или АЗПИ 906

-

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

26,48...27,66 (270...282)

-

Вариант 2. V-образный ТНВД фирмы "ЯЗДА" с электронным регулятором

Топливный насос высокого давления

-

337-24

Электронный блок управления

-

ЭЛАРА 50.3763.400

Форсунки

-

ЯЗДА 274-22

с распылителями

-

ЯЗДА 335-31

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

-

24,5...25,69 (250...262)

Вариант 3. Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с электронным регулятором

Топливный насос высокого давления

-

PE8P120A920/5RV (0 402 698 817)

Электронный блок управления

-

MS6.1.37-400

Форсунки

-

АЗПИ 216-02, 216-02А

с распылителями

-

DLLA 148Р 1462 (0 433 171 906) или АЗПИ 906

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

-

26,48...27,66 (270...282)

Топливный насос высокого давления

-

РЕ8Р120A920/5RV

Основные данные, необходимые для регулировки двигателей

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т.:

-

- двигатели с V-образным ТНВД "ЯЗДА"

9±1

-

- двигатели с рядным ТНВД фирмы "BOSCH"

-

11±1

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С

75...95

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной

- минимальной холостого хода, не менее

392...539 (4.0...5,5)

98(1,0)

На двигателе установлены

Турбокомпрессоры (ТКР)

S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы “Schwitzer” или ТКР 7С-6

Фильтр тонкой очистки топлива

740.21-1117010, ТУ 37.104.021-76

Элемент фильтрующий топливный

ЭФТ 714-1117040 (740.111 7040-01), ТУ 4591.060.00232058-99 или

ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02), ТУ 4566-010-05754293-99 или

ЭФТ 001.1117000 (740.1 117040-04), ТУ 23.51396560.03-2002

Фильтр очистки масла

7406.1012010, ТУ 37.104.177-93

Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный)

7405.1012040, ТУ 37.104.176-93

Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частичнопоточный)

7405.1017040, ТУ 37.104.176-93 или 7405.1017040-02, ТУ 4566-002-27929592-96

Т ермостат

ТС-107-01, ТУ 37.003.1275-87

Стартер

СТ142-10, СТ142-Б1 или СТ142-Б2, ТУ 37.003.1375-88 или 2502.3708-31, ТУ 37.003.1059-81 или

HEF 95-L 24V (0 001 241 016) фирмы «BOSCH» или AZF 4554 фирмы «ISKRA»

Компрессор воздушный одноцилиндровый

53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 фирмы «KNORR-BREMSE». Передаточное отношение привода 0,94

Насос рулевого усилителя

4310-3407200, ТУ 37.104.075-90 или 6520-3407200, ТУ 4531-021-05748393-2003 или

6540-3407200, ТУ 37.104.17.073-97 или 4674117 фирмы «РРТ». Передаточное отношение привода 1,25

Г енератор

Мощностью от 1,0 до 4,0 кВт (в зависимости от комплектации) со встроенным регулятором напряжения

-

Передаточное отношение привода

-

2,90

3,19

Клапан электрофакельного устройства (ЭФУ)

1102.3741, ТУ 37.003.740-79

Свечи ЭФУ

1102.3740, ТУ 37.003.741-80

На двигателе предусмотрены места для подсоединения:

- охладительного устройства охлаждающей жидкости;

- охладителя наддувочного воздуха (ОНВ);

- подогревателя жидкостного двигателя (ПЖД)