Назад

Электрооборудование. Часть 3

Техническое обслуживание

Исправное состояние системы освещения и световой сигнализации является необходимым условием безопасности автомобильного движения. Это указывает на важность своевременного и регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.

При ежедневном техническом обслуживании перед выездом проверить состояние приборов освещения при различных положениях переключателей и выключателей:

- комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей;

- кнопочных выключателей противотуманных фар, заднего противотуманного фонаря, фар-прожекторов;

- протереть загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.

При техническом обслуживании 2 (ТО-2) отрегулировать направление светового потока фар.

Световой поток фар регулировать на ровной площадке (рис. 8-19) с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон и т.д.). Автомобиль Камаз 4308 должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах автомобиля Камаз 4308 довести до нормы. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.

Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установить перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ± 0,5 см, должны быть хорошо видны.

Автомобиль Камаз 4308 установить так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ± 5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.

Рис. 8-9. Схема регулировки фар.


L (м)

Н (мм)

10±0,05

150

7,5±0,03

112,5

5±0,025

75


Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05)м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м, значение регулировки указано в таблице.

Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа.

Для дополнительной регулировки наклона луча ближнего света фар при загрузке автомобиля Камаз 4308 применяется электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 (рис. 8-11).

Регулировка осуществляется ручкой управления, установленной на панели выключателей. При повороте ручки управления против часовой стрелки световые пучки каждой фары опускаются вниз. Корректор фар функционирует только при включенном ближнем свете. Положение ручки менять в зависимости от нагрузки в соответствии с рис. 8-11 и таблицей

Рис. 8-11. Корректор фар головного света: 1 - шкала; 2 - ручка управления корректора.


Регулирование света противотуманных фар. Установить экран на расстоянии 5 м от автомобиля Камаз 4308 и провести на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отвернуть гайку 5 (рис. 8-12) крепления противотуманной фары к кронштейну и установить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.

Рис. 8-12. Установка противотуманных фар: 1 - кронштейн фар; 2, 3 - болт и гайка крепления кронштейна; 4, 5 - болт и гайка для регулирования света противотуманных фар; 6 - спойлер.

Проверку величины падения напряжения на изделиях светотехники проводить с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерить напряжение между выводом амперметра и массой и напряжение между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.

Рис. 8-10. Фара головного света: 1 - винт вертикального регулирования света; 2 - винт горизонтального регулирования света.

Падение напряжения можно проверить непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.

Возможные неисправности приборов освещения, способы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Частое перегорание ламп

Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля

Проверить величину напряжения, при необходимости заменить регулятор напряжения

Лампа не горит

Стряхивание или перегорание нити накала

Заменить лампу

Обрыв цепи питания:

- сгорела плавкая вставка в блоке предохранителей;

- отсутствует контакт в штекерных соединениях;

- поломка переключателей

устранить короткое замыкание в цепи, заменить плавкую вставку

восстановить контакт;

устранить неисправность или заменить переключатель

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения

Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры

Загрязнился рассеиватель или отражатель

Протереть рассеиватель, промыть отражатель

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накаливания

Заменить лампу

Разрядилась аккумуляторная батарея

Зарядить аккумуляторную батарею

Повышенное падение напряжения в цепи

Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

Восстановить контакт

На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы заменить.

После замены ламп фар регулирование направления светового потока обязательно.

Замену ламп производить в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой.

Не дотрагиваться пальцами до поверхности отражателя.

При загрязнении отражателя промыть его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку проводить круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушить, положив его для сушки зеркальной поверхностью отражателя вниз.

При замене галогенных ламп АКГ 24-75+70 и АКГ 24-70 лампу держать за цоколь, исключая контакт со стеклом колбы. Загрязнения на колбе лампы приводят к помутнению стекла. При возникшем загрязнении колбы, стеклянную поверхность тщательно протереть.

Хранение

Приборы освещения и лампы хранить в сухих, хорошо проветриваемых и отапливаемых помещениях. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5°С. При неблагоприятных условиях хранения наружные и хромированные части изделий, а также цоколи ламп покрыть тонким слоем вазелинового масла или другой нейтральной смазкой.

Не допускается хранить в одном помещении приборы освещения с аккумуляторными батареями, кислотами, электролитом.

Контрольно-измерительные приборы

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля Камаз 4308 и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели объединены в комбинацию приборов (КП), установленную на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.

Техническая характеристика контрольно-измерительных приборов

Указатель спидометра

121.3802, магнитоиндукционный, с электрическим приводом

Указатель тахометра

251.3813, электронный

Датчик спидометра

МЭ 307 или 20.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты

Указатель давления в системе смазывания двигателя

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления, в составе КП

Датчик указателя давления масла

ММ 370, мембранного типа с реостатом

Указатель уровня топлива

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива, в составе КП

Датчик указателя уровня топлива

БМ 158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива

Указатель температуры охлаждающей жидкости

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева, в составе КП

Датчик указателя температуры

ТМ 100-А, с терморезистором

Электрический спидометр состоит из преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник; приемника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным устройством.

Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис. 8-13. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 8-14.

Техническое обслуживание

При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверить работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.

При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность датчиков включения блокировки мостов и стоп-сигнала.

Рис. 8-13. Указатель спидометра: 1 - колодка штекерная; 2 - плата печатная с полупроводниковыми элементами; 3 - корпус указателя; 4 - устройство счетное; 5 - механизм магнитоиндукционный; 6 - гнездо сигнальной лампы; 7 - электродвигатель.

Для контрольной проверки спидометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.

При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключать поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оценить погрешность проверяемого прибора.

При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводить также методом сравнения.

Рис. 8-14. Принципиальная схема спидометра

Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключать от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле Камаз 4308. Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1.

Указатели давления в системе смазывания двигателя проверять совместно с датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.

Контролируемые отметки шкалы

Значения сопротивления реостата

Данные для проверки указателя давления масла

0

165

2

132

4

98

6

70

8

42

10

20

Данные для проверки указателя уровня топлива

0

0...8

1/2

36,5...43,5

П

78...95

Допустимая погрешность указателя ± 7%; от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0...686,5 кПа (0...7 кгс/см2) и ±10% - в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см2) (при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.

При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы.

Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.

Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5) °С. Если погрешность превышает допустимую, определить, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую величину и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулировать, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.

Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь величинами сопротивлений, указанными в таблице.

Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводить сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместить в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивать. Подсоединить указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соединить с минусовым выводом батареи. Оценить точность показаний проверяемого прибора.

Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны соответствовать значениям, указанным в таблице при определенных показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: ± 8 °С при температуре воды 40 °С и ± 5 °С при температуре воды 80...100°С.

Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.

Для проверки обрыва в цепи “указатель - датчик” отсоединить провод от датчика и подключить его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на “массу” автомобиля Камаз 4308. Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.

Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоединить провод от датчика при включенном питании, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном случае отсоединить провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.

Возможные неисправности датчиков и указателей и способы их устранения

При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправен предохранитель

Заменить предохранитель

Обрыв в цепи питания

Восстановить цепь

Отклонение стрелки влево или вниз от нуля

Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Восстановить цепь

Перепутаны выводы В и Д указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости

Подсоединить провода в соответствии со схемой

Замыкание провода или датчика уровня топлива на массу автомобиля

Устранить замыкание

Отклонение стрелки вправо или вверх от крайней отметки

Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля

Устранить замыкание. Восстановить контакт

Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с массой автомобиля

Восстановить цепь; восстановить контакт

Перепутаны выводы В и Д указателя уровня топлива

Подсоединить провода в соответствии со схемой

Резкие колебания стрелки

Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с массой автомобиля

Восстановить контакт

Исчезает контакт в штекерных соединениях

Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений

Не работают скоростной и счетный узлы спидометра

Нарушение контактных соединений в цепях питания

Восстановить контакт

Отсутствие “массы” на приемнике

Проверить наличие “массы”

Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра

Сработал предохранитель

Найти причину, вызвавшую срабатывание. Устранить неисправность

Оборвался провод питания

Устранить неисправность

Колебания стрелки спидометра на малых оборотах, стрелка не отклоняется

Обрыв фазного провода внутри указателя

Вскрыть указатель и припаять оборванный провод

Обрыв фазного провода внутри датчика

Вскрыть датчик и припаять оборванный провод

Отказ транзистора

Вскрыть указатель и заменить транзистор

Система звуковой сигнализации

На автомобиле Камаз 4308 установлены:

- комплект электрических звуковых сигналов С306-Д-01 и С307-Д-01 (низкого и высокого тона), расположенный под кабиной на передней поперечине рамы. Электрические сигналы включаются при перемещении рукоятки переключателя указателей поворотов вверх, питание к ним подается через промежуточное реле 901.3747, установленное на нижней панели приборов;

- реле-сигнализатор 733.3747-10, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине, включен в цепь сигнализации: падения давления в контурах пневматического тормозного привода; падения давления масла; перегрева охлаждающей жидкости; звучит одновременно с включением любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров; реле-сигнализатор установлен в кабине под панелью приборов.

Возможные неисправности электрических сигналов и способы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Проверить электрическую цепь

Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов

Восстановить контакт

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Определить место короткого замыкания и устранить его

Не работает реле звуковых сигналов

Реле заменить

Неисправен сигнал

Заменить сигнал

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Отрегулировать сигналы

При включении сигнал дребезжит

Подгорели контакты сигналов

Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание

Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря

Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал

Поломка мембраны

Заменить сигнал

Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать

Попадание в рупоры воды и грязи

Очистить рупоры

Ремонт

Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулировать.

Рис. 8-15. Звуковой электрический сигнал: 1 - основание; 2, 4 - гайки регулировочные; 3 - крышка; 5 - пластина нижнего контакта; 6 - винт; 7 - пружина верхнего контакта; 8 - сердечник; 9 - стойка; 10 - якорь; 11 - прокладка; 12 - мембрана; 13 - резонатор.

Регулирование электрических сигналов проводить в последовательности:

- вывернуть винт 6 и снять крышку 3 (рис. 8-15);

- проверить магнитный зазор А между якорем 10 и сердечником 8. Зазор не должен выходить за пределы величины, установленной при регулировке. Для сигнала С306-Д-01 зазор должен быть 1,15...1,25 мм, а для сигнала С307-Д-01 -0,85...0,95 мм. С изменением величины зазора меняется тональность звука;

- проверить состояние и положение контактов 5 и 7 прерывателя. Несовпадение осей контактов не должно выходить за пределы 0,2 мм;

- подключить поочередно сигналы к аккумуляторной батарее и отрегулировать их по тону и по силе звучания.

Тон звука регулировать при помощи гаек 2 и 4. При слишком низком или слишком высоком тоне ослабить верхнюю гайку 4, а нижнюю гайку 2 вращать в ту или иную сторону до получения необходимого тона звучания сигнала. После регулировки гайку 4 затянуть и проверить звучание сигнала.

Если этой регулировкой тон звука отрегулировать не удается, отрегулировать зазор между якорем 10 и сердечником 8.

Зазор регулировать с помощью прокладок 11 толщиной 0,5 мм, устанавливаемых между резонаторами 13 и мембраной 12, а также между основанием 1 и мембраной. При уменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении - понижается.

Силу звука регулировать изменением силы сжатия контактов прерывателя, что приводит к изменению величины тока в цепи сигнала. Регулировку производить также гайками 2 и 4.

Сигналы прослушивать с закрытыми крышками, подвешивая их за кронштейн на подставке, свободной от дребезжания. Сигналы должны нормально звучать при напряжении не ниже 22 В. Сила тока, потребляемого комплектом сигналов, не должна превышать 5 А при напряжении 24 В.

Коммутационная аппаратура

Коммутационная аппаратура обеспечивает включение системы световой сигнализации и системы наружного и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308.

Выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением («массы») 14.3737 установлен на переднем кронштейне ящика аккумуляторных батарей и состоит из электромагнита, корпуса с контактной частью и устройства ручного включения с защитным чехлом (рис. 8-16).

Комбинированный переключатель поворотов и указателей света П145 установлен на рулевой колонке и состоит из механизмов включения указателей поворотов, а также включения и переключения системы внешнего освещения. Кроме того, переключатель обеспечивает включение электрических звуковых сигналов через реле сигналов и включение электрического сигнала через электропневмоклапан.

Автоматическое отключение указателей поворотов при окончании маневрирования автомобиля Камаз 4308 обеспечивается специальной втулкой срабатывателя, установленной на рулевом колесе.

При установке рулевого колеса на шлицах вала колонки следить за тем, чтобы спицы рулевого колеса были расположены симметрично оси колонки, колеса автомобиля Камаз 4308 при этом должны быть направлены по оси автомобиля.

Реле различного назначения широко применяются в системах электрооборудования, это:

- прерыватели светового сигнала при маневрировании автомобиля и для сигнализации аварийного состояния PC 951А2 или 3402.3777-22;

- реле прерывистого сигнала включения стояночного тормоза PC 493;

- реле стартера 738.3747-20;

- реле с переключающимися контактами 901.3747.010 (рис. 8-17).

При монтаже реле на автомобиле подключайте штекеры электропроводов к выводам реле строго в соответствии с их назначением.

Специального технического обслуживания реле не требуют. При отказе в работе они подлежат замене.


Рис. 8-16. Выключатель аккумуляторной батареи 14.3737: 1 - прокладка уплотнительная; 2 - система контактная; 3- устройство ручного включения с защитным чехлом; 4 - электромагнит; 5 - якорь; 6 - шток; 7 - штекерный разъем; 8 - корпус; 9 - клеммы.

Рис. 8-17. Электрическая схема реле 901.3747

Техническое обслуживание

При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, наличие и исправность защитных чехлов.

При сезонном техническом обслуживании (СТО) разобрать выключатель массы аккумуляторных батарей, прочистить и смазать.

Порядок разборки и сборки. Вывернуть винты крепления корпуса к электромагниту. Снять уплотнительную прокладку. При разборке корпуса с контактной системой отогнуть стопорные шайбы, снять опорную плиту. Особое внимание обратить на целостность пружины фиксатора.

Снять со шпилек контактную часть, устранить подгорание контактных соединений зачисткой стеклянной шкуркой, продуть сжатым воздухом внутреннюю полость корпуса. Трущиеся поверхности штока и шпилек контактной системы смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.

Сборку выключателя производить в обратной последовательности.

При сборке шток электромагнита завернуть в якоре так, чтобы при ходе якоря до упора сердечника шток выступал над опорной поверхностью фланца на 1,5...2,5 мм.

Электропровода, предохранители

На автомобилях КамАЗ 4308 применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на массу автомобиля, которая выполняет функцию второго провода.

Применяемые провода низкого напряжения марки ПГВА и ПВА имеют различные сечения (от 1 мм2 до 50 мм2), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи.

Для соединения массы кабины с рамой автомобиля Камаз 4308 используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.

Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.

Внимательно проверять надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдайте соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.

Техническое обслуживание

При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей).

Ремонт

При отказе в работе потребителей проверить падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на “+” амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравнить с допустимым, указанным в таблице.

Допустимые падения напряжения

Потребитель

Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения

Фара (дальний свет)

6,5

Фара (ближний свет)

3,2

Задние указатели поворота

2,5

Задние габаритные огни

2,5

Передний фонарь

1,0

Стоп-сигнал

35

Стартер (измеряется по перемычке)

0,2 В на 100 А силы тока стартера

Падение напряжения в штекерном соединении измеряется непосредственно в месте обжимки провода милливольтметром класса точности не ниже 1.0. Полученные значения должны соответствовать значениям, указанным в таблице.

_Допустимые падения напряжения в штекерных соединениях_

Сечение провода, мм

Допустимое падение напряжения, мВ

При величине тока, А

1

20

10

1,5

30

15

2,5

20

30

4,0

30

50

6,0

20

50

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Основные неисправности электропроводки - нарушение контакта в штекерных соединениях.

Прежде чем приступить к определению места обрыва в цепи, убедиться в исправности предохранителя, включенного в эту цепь.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием. Для этого дополнительный провод подсоединить к плюсовому выводу неработающего потребителя, а его второй конец подсоединить к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать.

Если при шунтировании всего участка цепи потребитель работает, проверить надежность соединения его с массой.

Место обрыва можно также определить с помощью контрольной лампы таким же образом. Только вместо потребителя в шунтирующую цепь включена лампочка 24 В.

В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов возможно короткое замыкание на массу. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определять в цепи от предохранителя к потребителю.

При обрыве проводов сращивать их, скручивая жилы проводов с последующей спайкой, или заменить их новыми соответствующего сечения и длины. Затем изолировать провода с помощью изоляционных трубок или защищая их намоткой изоляционной ленты.

Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов, возникающих при коротких замыканиях, на автомобилях КамАЗ применяются два типа блоков предохранителей с плавкими вставками:

- 111.3722 (60А; 30А);

- ПР112 (8А; 16А).

7.13.4.2. Система наружного освещения

Система предназначена для освещения дороги впереди автомобиля Камаз 6560 и обозначения его габаритов с целью повышения безопасности движения.

Основными элементами системы наружного освещения являются (рис. 7.118): фары (Е5, Е26), задние (Е7, Е20) фонари, фонари освещения номерного знака (Е34, Е35), противотуманные фары (E1, Е25), задний противотуманный фонарь E11, фара-прожектор Е12, центральный переключатель света S7 (см. рис. 7.118), комбинированный переключатель света S22, реле (К7, К9, К10, К14, К26), предохранители блоков F2 и F3 типа ПР112,выключатели (S9, S11).

Фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля Камаз 6560 в условиях плохой видимости с целью повышения безопасности движения. Они установлены в переднюю облицовочную панель кабины.

На автомобиле КАМАЗ-6560 устанавливается две фары 404.3711, с асимметричным светораспределением и двухнитевыми лампами А24-55+50.

Фара (рис. 7.119) состоит из следующих основных элементов: корпус 5, оптический элемент (включающий в себя лампу 2, отражатель 9 и рассеиватель 10), регулировочные винты 3.

Корпус фары представляет собой металлическую штамповку и предназначен для крепления всех узлов и деталей.

Оптический элемент предназначен для формирования светового потока определенного направления. Он крепится к опорному кольцу 4 внутренним ободком 1. Для фиксации оптического элемента в определенном положении кольцо имеет три несимметрично расположенных окна, крепление осуществляется с помощью винтов 13.

По периферии опорного кольца также предусмотрены пазы, в которые входят головки регулировочных винтов 3. Винты вворачиваются в гайки, закрепленные на корпусе, обеспечивая необходимую регулировку направления светового потока фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Рис. 7.118. Система наружного освещения

Отражатель предназначен для концентрации светового потока лампы. Он увеличивает силу света лампы в нужном направлении в 200-400 раз и тем самым обеспечивает необходимую освещенность дороги на больших расстояниях. Поверхность отражателя, штампуемого из стали, алюминируют и покрывают слоем лака (для защиты от влаги). Коэффициент отражения алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так же как и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на характеристики светораспределения фары.

Рис. 7.119. Фара 404.3711: 1 - внутренний ободок; 2 - лампа; 3 - регулировочный винт; 4 - опорное кольцо; 5 - корпус; 6, 8 - соединительная колодка; 7 - провода; 9 - отражатель; 10 - рассеиватель; 11 - экран; 12 - держатель экрана; 13 - винт крепления ободка

Рассеиватель предназначен для распределения светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях с целью обеспечения требуемого уровня освещенности на различных участках дорожного полотна. Рассеиватель изготавливается из бесцветного стекла, на внутренней его поверхности формируются призмы и линзы.

В каждой фаре установлена двухнитевая лампа А24-55+50. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А - автомобильная; 24 - номинальное напряжение бортовой сети; 55 - мощность нити дальнего света, Вт; 50 - мощность нити ближнего света, Вт.

Нить дальнего света лампы расположена в фокусе отражателя и обеспечивает получение горизонтального пучка света с малым углом рассеивания. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на большом расстоянии, но приводит к ослеплению водителей встречного и попутного транспорта.

Нить ближнего света выведена из фокуса, что обеспечивает отклонение пучка света от оптической оси и направление большей его части вправо и вниз. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на достаточном расстоянии и безопасный встречный разъезд. Ближний свет значительно снижает ослепление участников дорожного движения при достаточном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины.

Два передних фонаря ПФ133-АБ (рис. 7.120) предназначены для обозначения габаритов автомобиля и подачи светового сигнала поворота. Они установлены на переднем бампере. Фонарь состоит из двухцветного рассеивателя 1, двух отражателей 2, двух патронов 4, ламп 6 и 3 соответственно для габаритного света (А24-5) и указателя поворота (А24-21), корпуса 7, прокладки 8, штекерного разъема 5.

Рис. 7.120. Передник фонарь ПФ133-АБ

Рис. 7.121. Фонарь задний ФП133-АБ

Одно из назначений двух задних фонарей ФП133-АБ (рис. 7.121) - обозначение габаритов автомобиля Камаз 6560. В устройстве заднего фонаря можно выделить те же основные элементы, что и в любом другом приборе освещения - это корпус, рассеиватель, отражатели, патроны с лампами и элементы крепления и герметизации. Особенностью заднего фонаря является то, что он используется для трех целей: для обозначения габаритов автомобиля Камаз 6560 (средняя секция, красного цвета 2 (см. рис. 7.121)), для сигнализации об изменении направления движения (наружная секция, оранжевого цвета 3), для сигнализации о торможении (внутренняя секция, красного цвета 1). Для габаритных огней в каждом фонаре используется одна лампа А24-5. Фонари крепятся к задней обвязке грузовой платформы на кронштейнах и включаются одновременно с передними фонарями.

Фонари освещения номерного знака ФП134-Б (см. рис. 7.118 поз. Е34, Е35) устанавливаются на левой стороне задней обвязки грузовой платформы, над номерным знаком. В них применяются лампы А24-5.

Включение передних и задних фонарей, а также фонарей освещения номерного знака осуществляются центральным переключателем света при включении его в первое положение (см. рис. 7.118 поз. S7 положение "0".

Необходимо отметить, что цепь питания фонарей разделена по бортам на два независимых участка, каждый из которых защищается собственным предохранителем. Этим обеспечивается большая надежность системы.

Отрицательный вывод ламп через корпус фонаря соединен с корпусом автомобиля и через него с отрицательным выводом АКБ.

Включение ближнего света также осуществляется центральным переключателем света S7 (см. рис. 7.118) при включении его во второе положение, но электрический ток при этом проходит дополнительно через комбинированный переключатель S22, рычаг которого находится в положении "0". При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака.

Необходимо отметить, что включение ближнего света происходит с использованием реле К9, а также то, что цепь ближнего света каждой фары защищена предохранителем.

Включение дальнего света фар осуществляется комбинированным переключателем S22 при включенном во второе положение центральном переключателе света S7. При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака, а ближний свет выключается.

Необходимо отметить, что включение дальнего света происходит с использованием реле К10, а также то, что цепь дальнего света каждой фары защищена предохранителем.

Комбинированный переключатель (см. рис. 6.4) установлен на рулевой колонке под рулевым колесом. Для включения дальнего света необходимо рычаг 1 перевести вниз вдоль рулевой колонки в положение VI.

Для сигнализации дальним светом водитель переводит рычаг / комбинированного переключателя (см. рис. 6.4) в положение V (нефиксированное).

Противотуманные фары ФГ152-А (рис. 7.122) предназначены для освещения дороги при движении автомобиля во время туманов, дождей и снегопадов. Противотуманная фара состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Рис. 7.122. Фара противотуманная ФГ152-А

В тумане ближний и дальний свет фар не обеспечивают удовлетворительной видимости дороги. Лучи света отражаются от мельчайших капелек тумана, рассеиваются и создают молочно-белую пелену перед автомобилем, которая ослепляет водителя.

Рис. 7.123. Крепление противотуманной фары: 1 - противотуманная фара; 2 - регулировочная гайка; 3 - кронштейн; 4 - болт крепления противотуманной фары

Противотуманные фары отличаются от обычных большим углом рассеивания в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей. Такое светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой.

В противотуманных фарах типа ФГ152-А (см. рис. 7.122) применяются галогенные лампы АКГ24-70. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А - автомобильная; К - кварцевая колба лампы; Г - галогенная лампа; 24 - номинальное напряжение бортовой сети; 70 - мощность лампы, Вт. Противотуманные фары крепятся к подножке кабины автомобиля с помощью кронштейна 3 (рис. 7.123).

На автомобиле Камаз 6560 также установлен задний противотуманный фонарь E11 (см. рис. 7.118) модели 2462.3716 с рассеивателем красного цвета. Крепится он к задней поперечине рамы слева. Применение заднего противотуманного фонаря позволяет в 2 раза увеличить расстояние обнаружения автомобиля в условиях тумана.

Выключатель противотуманных фар расположен на панели щитка приборов (см. рис. 6.8, поз. 3), рядом расположен выключатель заднего противотуманного фонаря (поз. 4). Противотуманные фары и задний фонарь можно включить только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света S7 (см. рис. 7.118).

Включение заднего противотуманного фонаря возможно только при включении противотуманных фар.

Фара-прожектор 171.3711 (рис. 7.124) предназначена для освещения местности вне зоны, освещаемой основными фарами. Использование ее для освещения дороги при движении автомобиля не допускается. Фара-прожектор состоит из рассеивателя 1, отражателя 2, патрона 3 с лампой, собранных в одном корпусе, кронштейна, усилителя крепления кронштейна прожектора, рукоятки 4 прожектора. Фара установлена на передней левой стойке кабины в верхней ее части.

Выключатель фары-прожектора расположен на панели выключателей (рис. 6.8) и имеет два положения - нефиксированное (вниз) и фиксированное (вверх).

Рис. 7.124. Фара-прожектор 171.3711:

7.13.5. Система световой сигнализации

Система световой сигнализации (рис. 7.125) предназначена для оповещения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, наличии прицепа, а также для информирования водителя о включении блокировки дифференциалов.

Система световой сигнализации состоит из сигнализации поворота, сигнализации торможения, сигнализации движения задним ходом, сигнализации автопоезда, сигнализации блокировки дифференциалов.

Сигнализация поворотаслужит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.

Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 7.125):

- сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);

- прерыватель указателей поворота РС951-А V3;

- контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;

- переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22);

- выключатель аварийной сигнализации S14;

- предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4.

Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.

В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21.

Рис. 7.125. Система световой сигнализации

Рис. 7.126. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В

Рис. 7.127. Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951-А

Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины. Боковой повторитель (рис. 7.126) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.

Прерыватель указателей поворота (рис. 7.127) (тип РС951-А, контактнотранзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.

Он состоит из задающего генератора импульсов, выполненного на транзисторах, коммутатора сигнальных ламп и их цепей, защитного устройства для предохранения элементов прерывателя от перегрузок в момент короткого замыкания в цепи сигнальных ламп.

Задающий генератор прерывателя выполнен на транзисторах V1, V6, V8 по схеме астабильного генератора с обратной электромеханической связью.

Задающий генератор управляет работой реле К3 сигнальных ламп и определяет частоту и продолжительность их включения. Реле К2 и К1 включают контрольные лампы указателей поворота тягача и прицепа в блоке контрольных ламп. Схема защиты от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп выполнена на тиристоре V2 и транзисторе V3. Все элементы прерывателя смонтированы на печатной плате, которую устанавливают в пластмассовый кожух. Подключение прерывателя к бортовой сети автомобиля осуществляется с помощью штепсельного разъема.

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателе указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.

Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации S14 (см. рис. 7.125). При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.

При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.

Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.

Сигнализация торможенияпредназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).

При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педати, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях.

Сигнализация движения задним ходомпредупреждает других водителей о том, что в коробке передач включена передача заднего хода и автомобиль движется или готовится к движению задним ходом. К ней относятся: фонарь заднего хода 2112.3711-01 (см. рис. 7.125 поз. Е10), установленный под задним левым фонарем, и включатель фонаря заднего хода ВК403Б S1, установленный в коробке передач. Устройство фонаря анаюгично ранее рассмотренным, в фонаре применяется рассеиватель белого цвета и лампа А24-21. Автомобиль может оборудоваться фарой заднего хода Е8, предназначенной, кроме указанного выше, для облегчения ориентации водителя при движении задним ходом в темное время суток. Устанавливается фара на задней поперечине рамы и подключается к включателю S1, аналогично фонарю заднего хода.

Сигнализация автопоездапредназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства. К ней относятся: 3 фонаря автопоезда УП101-В (см. рис. 7.125 поз. Е13), установленные на крыше кабины, и выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов (см. рис. 6.8). Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота (см. рис. 7.126).

Сигнализация блокировки дифференциаловпредназначена для напоминания водителю о том, что межосевой и (или) межколесные дифференциалы находятся в заблокированном состоянии, что недопустимо при движении в хороших дорожных условиях.

Сигнализация блокировки дифференциалов включает в себя: включатели сигнализаторов блокировки межколесных дифференциалов S2, S3(см. рис. 7.125), включатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала S4,сигнализаторы в блоке H3.Совместно с данной системой работает звуковой реле-сигнализатор H2и диоды с защитным корпусом V12, V13.

На рис. 7.125 показана цепь включения блокировки межколесного дифференциала, для этого используется выключатель S 17,расположенный на панели выключателей (см. рис. 6.8, поз. 14) и электромагнитный клапан Y1, расположенный в левом лонжероне рамы.

Привод блокировки межосевого дифференциала пневматический.

Сигнализаторы блокировки дифференциалов подключены к бортовой сети через предохранитель на 10 А блока F3.

7.13.6. Система сигнализации тормозного управления

Система сигнализации тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах.

Рис. 7.128. Система сигнализации тормозного управления

Система (рис. 7.128) состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах (В6,В5, В4, В13 соответственно), сигнализаторов в блоке Н1, включателя сигнализатора стояночного тормоза В12, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза К2, предохранителя на 8 А в блоке F3. Также с данной системой совместно работают: реле сигналов торможения К5 и звуковой реле-сигнализатор Н2.

На рис. 7.128 система изображена в исходном положении, т. е. при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в системе, при этом контакты включателей замкнуты. После пуска двигателя в начальный момент контрольные лампы включены, а реле-сигнализатор издает звук частотой 200 Гц.

При увеличении давления воздуха в контурах тормозного привода до величины 480-520 кПа (4,8-5,2 кгс/см2) контакты включателей размыкаются - лампы и реле-сигнализатор выключаются.

Аналогичным образом данная система вступает в работу при аварийном падении давления в любом тормозном контуре.

При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты включателя В12, установленного в III контуре пневмопривода тормозов, и включается сигнализатор в блоке Н1. В цепи питания лампы сигнализатора стояночного тормоза установлен реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа светится прерывисто. Одновременно через реле К5 замыкается цепь ламп сигналов торможения задних фонарей.

Одновременно при включении стояночной тормозной системы срабатывает реле сигналов торможения К5, так как вывод ”86" обмотки реле К5 соединяется с корпусом автомобиля. Срабатывание реле К5 приводит к включению ламп сигналов торможения задних фонарей. Лампы находятся во включенном состоянии до тех пор, пока замкнуты контакты включателя В12 и включен выключатель приборов и стартера.

Блоки контрольных ламп приведены на рис. 6.6.

7.13.7. Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации

7.13.7.1. Система отопления

Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при изменении температуры окружающего воздуха.

Основными элементами системы отопления являются (рис. 7.129):

- электродвигатели отопителя МЭ250-Р (М3, М4);

- переключатель электродвигателей отопителя П 147-04.11 S23;

- предохранитель на 10 А в блоке F3.

Рис. 7.129. Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации

На автомобилях КАМАЗ 6560 устанавливаются два электродвигателя отопителя МЭ250-Р. Данные электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов имеют полезную мощность 40 Вт, частоту вращения вала 3000 мин-1, массу 1,3 кг.

Применение электродвигателей с возбуждением от постоянных магнитов значительно упрощает их конструкцию. Устройство такого электродвигателя представлено на рис. 7.130.

Рис. 7.130. Электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов: 1,7 - подшипник; 2 - постоянный магнит; 3 - щеткодержатель; 4 - щетка; 5 - траверса; 6 - коллектор; 8, 14 - крышки; 9 - катушка индуктивности; 10 - крепежная пластина; 11 - пружина крепления магнита; 12 - якорь; 13 - корпус; 15 - изоляционная пластина якоря.

Напряжение на электродвигатели подается, минуя выключатель приборов и стартера через предохранитель на 10 А. Электродвигатели работают в двух режимах в зависимости от положения переключателя, который соединяет их последовательно или параллельно. При последовательном соединении электродвигатели работают с малой частотой вращения, так как на каждом двигателе будет половина напряжения бортовой сети. При параллельном соединении электродвигатели включаются на полное напряжение бортовой сети и работают с большей частотой вращения.

При включении выключателя аккумуляторных батарей напряжение подводится к электродвигателю М3 (см. рис. 7.129).

При включении переключателя S23 в первое положение (на рис. 7.129 обозначено цифрой 3) электродвигатели М3 и М4 включаются последовательно.

При включении переключателя S23 во второе положение (на рис. 7.129 обозначено цифрой 2) электродвигатели М3 и М4 включаются параллельно.

Электродвигатели нагнетают в кабину воздух через радиатор отопителя. Радиатор включен в систему охлаждения двигателя через запорный кран, который включается рычагом из кабины. При включении крана электродвигатели нагнетают в кабину теплый воздух, и система работает в режиме отопителя. При выключенном радиаторе двигатели нагнетают в кабину холодный воздух, и система работает в режиме вентиляции.

7.13.7.2. Система стеклоочистки

Система стеклоочистки (см. рис. 7.129) предназначена для омывания и очистки ветровых стекол с целью обеспечения безопасности движения автомобиля.

Основными элементами системы являются:

- моторедуктор стеклоочистителя 271.5205 М5;

- омыватель ветрового стекла электрический 035,5-1,6-24-1 М2;

- реле стеклоочистителя 3502.3777 К18;

- комбинированный переключатель 87-2809 S20;

Система стеклоочистки обеспечивает работу щеток стеклоочистителя в трех режимах и их остановку в исходном положении, а также автоматическое включение стеклоочистителя при включении омывателя ветрового стекла. Водитель выбирает режим работы стеклоочистителя и омывателя с помощью правого рычага комбинированного переключателя (см. рис. 6.4, поз.2 и рис. 7.129 поз. S20), который управляет работой реле стеклоочистителя К18.

Моторедуктор предназначен для преобразования вращательного движения вала электродвигателя в возвратно-поступательное движение щеток стеклоочистителя. В моторедуктор встроен концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнем положении при выключении стеклоочистителя, и биметаллический предохранитель. Электродвигатель моторедуктора с возбуждением от постоянных магнитов имеет три щетки: одну минусовую и две плюсовых. На плюсовые щетки через реле стеклоочистителя подается напряжение бортовой сети, а минусовая щетка, также через реле соединяется с корпусом автомобиля. При подаче напряжения на разные плюсовые щетки обеспечиваются разные частоты вращения якоря электродвигателя и соответственно разные режимы работы щеток стеклоочистителя.

Система стеклоочистки работает независимо от положения выключателя приборов и стартера.

При включении комбинированного переключателя S20 в первое положение обеспечивается возвратно-поступательное движение щеток стеклоочистителя с малой скоростью, во второе положение - с большей скоростью.

При включении комбинированного переключателя S20 в третье положение обеспечивается прерывистый режим работы стеклоочистителя с малой скоростью.

При выключении водителем стеклоочистителя возврат щеток в исходное положение осуществляется с помощью концевого выключателя моторедуктора. Состояние контактов выключателя показано для исходного состояния щеток стеклоочистителя. При движении щеток контакты переключаются в другое положение. Поэтому при установке комбинированного переключателя S20 в положение "0" движение щеток продолжается до исходного положения. Когда щетки стеклоочистителя доходят до исходного состояния (низ ветрового стекла), контакты концевого выключателя возвращаются в исходное состояние, размыкают цепь питания моторедуктора и щетки стеклоочистителя останавливаются.

Для включения омывателя стекол необходимо включить комбинированный переключатель S20 в нефиксированное положение, обозначенное на рис. 7.129 цифрой VI, при этом также происходит включение стеклоочистителя на малую скорость. Электродвигатель М2 приводит в действие насос, который по гибким трубкам подает омывающую жидкость к двум жиклерам и далее на ветровое стекло. При этом наличие напряжения на выводе "П8" реле стеклоочистителя К18 приводит к его срабатыванию и появлению напряжения на выводе "М6" реле К18, что обеспечивает вращение якоря электродвигателя М5 с малой частотой и, следовательно, работу щеток стеклоочистителя. После отключения стеклоомывателя работа стеклоочистителя прекращается не сразу, а после 2-4 полных циклов очистки.

7.13.7.3. Система звуковой сигнализации

Система звуковой сигнализации предназначена для подачи звукового сигнала другим участникам движения с целью повышения безопасности дорожного движения, а также для информирования водителя о критических значениях параметров некоторых систем.

Система звуковой сигнализации (см. рис. 7.129) включает в себя:

- комплект электрических сигналов С306Д/С307Д-01 Н9;

- реле звуковых сигналов 901.3747 К4;

- звуковой реле-сигнализатор 733.3747-10 Н2;

- предохранитель на 10 А блока предохранителей F3.

Комплект звуковых сигналов установлен под кабиной на передней поперечине рамы.

Включение звуковых сигналов производится нажатием на левый рычаг комбинированного переключателя (вдоль его оси) (см. рис. 6.4).

Звуковой реле-сигнализатор установлен на усилителе панели щитка приборов и сигнализирует звуком об аварийном падении давления в контурах тормозного привода автомобиля, о включении блокировки межколесных дифференциалов, а также об аварийном падении давления в смазочной системе и повышении температуры в системе охлаждения. Работа реле-сигнализатора изложена при рассмотрении соответствующих систем.

7.13.8. Система контрольно-измерительных приборов

Система контрольно-измерительных приборов (КИП) предназначена для контроля режимов работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля, а также определения скорости движения.

Рис. 7.131. Система контрольно-измерительных приборов

Основными элементами системы КИП являются (рис. 7.131):

- датчик электронного спидометра В16 - входит в состав раздаточной коробки ZF;

- спидометр электронный Р2;

- тахометр электронный Р1;

- комбинация приборов 28.3801 Р4;

- датчик указателя давления масла ММ370 В8 - мембранного типа с реостатом;

- датчик аварийного давления масла ММ111-Д В9;

- датчик указателя температуры ТМ100-А В10 - полупроводниковый, с терморезистором;

- датчик сигнализатора температуры ТМ-111-14 В11 - термобиметаллический;

- два датчика указателя уровня топлива СЯМИ 407611-114 (В2, В14) - рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива;

- переключатель указателя уровня топлива П147 S26;

- предохранитель на 5 А в блоке F4.

Также совместно с системой КИП работают: генератор G1, звуковой реле-сигнализатор Н2, диоды с защитным корпусом V1, V6.

Все указатели и комбинация приборов установлены на панели щитка приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.

Комбинация приборов, спидометр и тахометр соединены с корпусом автомобиля отдельными проводами.

Все контрольно-измерительные приборы соединены между собой параллельно через выключатель приборов и стартера и защищены плавким предохранителем на 10 А.

Подключение к бортовой сети и совместная работа датчиков и указателей системы контрольно-измерительных приборов автомобилей КАМАЗ видны из рис. 7.131. Поэтому ниже подробнее остановимся на устройстве и принципе действия датчиков и указателей.

Спидометр предназначен для информирования водителя о скорости движения автомобиля и о пройденном пути. Спидометр (рис. 7.132) состоит из датчика 1 и указателя 2.

Рис. 7.132. Спидометр электронный. 1 - стрелка указателя «Скорость»; 2 - световой сигнализатор «Превышение скорости»; 3 - жидкокристаллический индикатор; 4 - кнопка «Управление».

Кнопка «Управление» обеспечивает:

- включение подрежима «Работа 2»;

- включение режима «Самотестирование»;

- сброс значения параметра «Суточный пробег» в режиме «Работа»;

- ввод и просмотр данных в режиме «Программирование»;

Тахометр предназначен для информирования водителя о частоте вращения коленчатого вала двигателя. На автомобилях КАМАЗ устанавливают электронные тахометры 3631.3813 (рис.7-29).

Рис. 7.133.Тахометр электронный. 1 - сигнализатор «Оптимальные обороты»; 2 - сигнализатор «Пониженные обороты»; 3 - стрелка указателя «Обороты»; 4 - жидкокристаллический индикатор; 5 - кнопка «Управление»: - включение режима «Самотестирование»; - сброс значения параметра «Промежуточные моточасы» в режиме «Работа»; - ввод значений границ зон мониторинга работы двигателя и ввод коэффициентов в режиме «Программирование»; «короткое нажатие» - от 0,5 до 2,0 с; «длинное нажатие» - не менее 5,0 с; 6 - сигнализатор «Повышенные обороты».

Датчик указателя давления масла ММ370 предназначен для изменения сопротивления в цепи указателя, в зависимости от давления масла в смазочной системе двигателя.

Датчик (рис. 7.134) состоит из основания со штуцером 1. На основании с помощью стального ранта закреплена мембрана 2. На ранте установлен реостат 3 с передаточным механизмом, в центре мембраны - толкатель 8, на который опирается качалка 6 с регулировочным винтом 7. Качалка воздействует на ползунок 4 реостата, поворачивая его вокруг оси. Пружина 5 противодействует смещению ползунка. Чтобы пульсации давления в контролируемой системе не вызывали колебаний ползунка, в канал штуцера запрессована дюза с калиброванным отверстием, создающая большое сопротивление проходу масла и сглаживающая пульсации давления.

Рис. 7.134. Датчик указателя давления масла ММ370:1 - штуцер; 2 - мембрана; 3 - реостат; 4 - ползунок; 5 - пружина; 6 - качалка; 7 - регулировочный винт; 8 - толкатель

При подаче масла под давлением в датчик мембрана прогибается и через передаточный механизм сдвигает ползунок по реостату, уменьшая его сопротивление. При снижении давления мембрана под действием собственной упругости возвращается в исходное положение.

Ползунок 4 под действием возвратной пружины 5 сдвигается, увеличивая сопротивление реостата. Реостат изолирован от корпуса. Ползунок соединен с корпусом датчика и при полном ходе в рабочем диапазоне давления изменяет сопротивление датчика с 63 до 20 Ом, что приводит к изменению положения стрелки указателя давления масла, по принципу, описанному при рассмотрении логометрического указателя.

Датчик аварийного давления масла ММ111-Д (рис. 7.135) предназначен для предупреждения водителя об угрозе аварии двигателя при снижении давления масла в смазочной системе ниже допустимого предела.

Рис. 7.135. Датчик аварийного давления масла: 1 - сигнальная лампа; 2 - корпус; 3 -диафрагма; 4, 5 - контактные пластины; 6 - пружина; 7 - изолятор; 8 - фильтр

В этом случае усилием тарированной пружины замыкаются контактные пластины 4 и 5, включая в цепь контрольную лампу 1, расположенную в комбинации приборов, рядом с указателем давления масла. При повышении давления масла диафрагма 3 сжимает пружину и размыкает контактные пластины - контрольная лампа выключается.

Одновременно с контрольной лампой аварийного давления масла включается звуковой реле-сигнализатор Н2 (см. рис. 7.131).

Датчик указателя температуры ТМ 100-А предназначен для изменения сопротивления в цепи указателя температуры, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Чувствительным элементом терморезистивного датчика является полупроводниковое термосопротивление, отличительная особенность которого состоит в том, что изменение температуры вызывает значительное изменение его сопротивления. Конкретная связь температуры и сопротивления зависит от материала и размеров чувствительного элемента. На рис. 7.136,6 представлена зависимость сопротивления от температуры терморезистивного датчика ТМ100-А, а на рис. 7.136,а - его конструктивное исполнение.

Терморезистивный датчик выполняется в виде латунного баллона с резьбой и шестигранником под ключ для ввертывания в место измерения.

"Таблетку" терморезистора прижимает к основанию баллона пружина, осуществляющая одновременно подвод напряжения к "таблетке". Пружина изолируется от стенок баллона изоляционной втулкой, конец ее соединен с выводом датчика. Внутренняя полость баллона герметизирована, что делает конструкцию датчика неразборной.

Рис. 7.136. Терморезистивный датчик ТМ 100-А: а - конструкция; б - зависимость сопротивления от температуры; 1 - корпус; 2 - вывод; 3 - пружина; 4 - терморезистор.

С увеличением температуры охлаждающей жидкости сопротивление терморезистора уменьшается, что приводит к увеличению тока, проходящего через датчик и указатель, так как они соединены последовательно.

Изменение сопротивления датчика приводит к изменению показаний указателя температуры по принципу, описанному при рассмотрении логометрического указателя.

Датчик сигнализатора температуры ТМ-111-14 предназначен для предупреждения водителя о недопустимом повышении температуры в системе охлаждения двигателя.

Основной частью термобиметаллического датчика является тонкая двухслойная пластинка (термопара), выполненная из двух слоев металлов с разными значениями температурного коэффициента линейного расширения, соединенных методом плакирования. Активный слой имеет больший коэффициент линейного расширения и выполняется обычно из инвара, пассивный, с меньшим коэффициентом линейного расширения, - из хромоникелевой или молибденовой стали. При нагреве биметаллическая пластинка прогибается в сторону пассивного слоя тем сильнее, чем больше температура окружающей среды. При этом замыкается контактная пара, подвижный контакт которой закреплен на конце пластины.

Рис. 7.137. Датчик сигнализатора температуры ТМ-111-14: 1 - корпус; 2 - термобиметалличексая пластина; 3 - подвижный контакт; 4 - неподвижный контакт; 5 - контактная пластина.

Устройство термобиметаллического датчика ТМ-111-14 представлено на рис. 7.137. Он имеет термобиметаллическую пластину 2, управляющую контактами 3 и 4. Нормальное положение контактов - разомкнутое. При достижении предельной температуры пластина изгибается и замыкает контакты, которые включают контрольную лампу в кабине водителя. Одновременно с контрольной лампой включается звуковой реле-сигнализатор Н2 (см. рис. 7.131), который издает звук частотой 200 Гц. Путь тока аналогичен описанному при рассмотрении работы датчика аварийного давления масла.

Датчик указателя уровня топлива предназначен для информирования водителя о количестве топлива в баке, а также для предупреждения о снижении уровня топлива до резервного запаса.

Датчик устанавливают непосредственно в каждом топливном баке. На панели выключателей устанавливается переключатель топливных баков, предназначенный для подключения датчика левого или правого бака к указателю уровня топлива.

Датчик реостатного типа (рис. 7.138) приводится в действие от топлива. В зависимости от количества топлива в баке изменяется положение поплавка, который связан с ползунком реостата, что приводит к изменению сопротивления в цепи датчика. Что в свою очередь приводит к изменению показаний указателя уровня топлива по принципу, описанному при рассмотрении логометрического указателя.

В датчике указателя уровня топлива имеются контакты, которые замыкаются при снижении уровня топлива до уровня резервного запаса, что приводит к включению контрольной лампы резерва топлива, расположенной в комбинации приборов. В связи с этим от датчика к комбинации приборов идут два провода: один провод от реостата датчика на логометр указателя, а второй - с контактов датчика на контрольную лампу резерва топлива.

Рис. 7.138. Датчик указателя уровня топлива реостатного типа: 1 - сопротивление реостата; 2 - ползунок.