Назад

Ремонт. Рама, подвеска, колеса и шины

10.3. РАМА

Возможные неисправности рамы и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Трещины в лонжеронах и поперечинах

Заварить трещины. Перед сваркой трещину надо разделать, а концы трещины засверлить сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины с внутренней стороны лонжерона или поперечины нужно приварить усиливающую полосу толщиной 6-7 мм, причем швы должны быть расположены в продольном направлении

Погнутость лонжеронов или поперечин

Выправить в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов

Ослабление заклепочных соединений

Заменить заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами

Износ зева крюка

При износе более 5 мм заменить крюк

10.4. ПОДВЕСКА

При разборке рессор замерить зазоры между пальцами и втулками рессор. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,08-0,23 мм при номинальном диаметре пальца 29,95-30.00 мм. Если зазор больше 1,2 мм, то заменить изношенные детали.

Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные и боковые поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56-62) на глубину 2-4 мм. При износе этого слоя произвести его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3.0-1 ГОСТ 9466-75. При износе более 10 мм боковых поверхностей коренных листов рессоры в местах контакта с щекой опоры, повернуть 3 коренных листа на 180° вокруг центрового болта.

При сборке рессор смазать графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смазать пальцы передних рессор.

При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до устранения следов износа. При номинальном диаметре оси балансира 121,93-122 мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть 0,113-0,67 мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не более 1,8 мм.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла, снять амортизатор с автомобиля и подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, заменить амортизатор.

Внимание! Ремонт амортизаторов производится на заводе-изготовителе.

Замена передней рессоры

Для снятия передней рессоры:

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снимите болт;

- отсоединить амортизатор в нижней части;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить на нее автомобиль, при этом обеспечить зазор между коренным листом и опорой на заднем кронштейне рессоры 40-80 мм;

- отвернуть гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снимите болты и выбейте палец;

- закрепить рессору в подъемном приспособлении;

- отвернуть гайки стремянок крепления рессоры к бачке переднего моста, снимите накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с переднего моста.

Для установки передней рессоры:

- подъемным приспособлением опустить рессору на передний мост;

- установить накладку рессоры;

- вставить стремянки рессоры в отверстия накладки стремянок и затянуть гайки стремянки;

- подвести передний конец рессоры к кронштейну, совместить отверстие рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец и стяжной болт и закрепить;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- вставить упругий элемент, опору рессоры и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепить его.

- присоединить амортизатор к переднему мосту;

Проконтролировать момент затяжки гаек стремянок.

Смазать палец рессоры посредством пресс-масленки до появления свежей смазки из втулки рессоры.

Замена задней рессоры

Для снятия задней рессоры:

- снять ограничители качания мостов;

- поднять за раму заднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить автомобиль на нее, при этом обеспечить зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25-30 мм;

- отвернуть гайки стремянок рессоры и снять стремянки, накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с башмака.

Для установки задней рессоры:

- подъемным приспособлением установить рессору на башмак, совместив головку центрового болта рессоры с отверстием в башмаке;

- установить накладку рессоры, стремянки и затянуть гайки стремянок;

- поднять заднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- установить ограничители качания мостов. Проконтролировать моменты затяжки гаек стремянок.

10.5. КОЛЕСА,ШИНЫ

Разборка и сборка колеса

Внимание! При проведении шиномонтажных работ необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- не снимать со ступицы неисправное колесо без предварительного выпуска воздуха из шины;

- выполнять монтаж и демонтаж колес с шинами монтажными лопатками из комплекта водительского инструмента, нельзя использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колес;

- нельзя применять ободья, бортовые и замочные кольца с повреждениями (трещины, некруглость, вмятины, забоины);

Надо запомнить, что замочное кольцо, у которого нарушена конфигурация и есть перечисленные выше дефекты, при накачке шины может с большой силой выскочить из замочной канавки и травмировать обслуживающий персонал и находящихся вблизи людей.

- на посадочных поверхностях и в замочной канавке обода не должно быть ржавчины, наклепов, задиров;

- скручивание (винт) замочного кольца не должно превышать 15 мм;

- при накачке и выпуске воздуха из шины нельзя изменять положение бортового и замочного колец; нельзя ударять по кольцам;

- нельзя приступать к накачке шин, не убедившись, что замочное кольцо заняло рабочее положение в канавке обода и бортовое кольцо свободно заходит на предназначенную для него посадочную полку на замочном кольце;

- накачивать шину в специальном ограждении; при выполнении этой операции в дорожных условиях нельзя допускать присутствия людей вблизи колеса напротив его замочной части;

- осмотреть и удалить из покрышки посторонние предметы, грязь, песок и др. Тщательно протереть влажной тряпкой внутреннюю поверхность и посадочные места;

- нельзя использовать покрышки, на посадочных местах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу.

Снятие колес

Ослабить гайки крепления колеса, поднять колесо домкратом, установить подставку, отвернуть десять гаек крепления колеса к ступице, подкатить тележку и снять колесо.

Разборка колеса

1. Положить колесо с шиной на ровную горизонтальную площадку замочной частью вверх, предварительно выпустив воздух, и утопить вентиль в полость покрышки. Нанести на бортовое и замочное кольца метки взаимного их расположения и метки расположения балансировочных грузиков. Снять балансировочные грузики.

2. Снять борт шины с посадочной полки обода, для чего необходимо:

- вставить изогнутый конец длинной монтажной лопатки между бортовым и замочным кольцами, используя демонтажный паз на бортовом кольце (рис. 10.27,а);

Рис. 10.27. Схема монтажа и демонтажа колес с шинами.

- отжимать бортовое кольцо вниз до тех пор, пока не представится возможности ввести рядом в образовавшийся зазор изогнутый конец второй монтажной лопатки (рис. 10.27,6);

- последовательно передвигаясь по окружности обода, вставить изогнутые концы обеих лопаток между бортовым и замочным кольцами и, постепенно осаживая борт покрышки, снять его с посадочной полки обода.

3. Снять замочное кольцо, для чего следует:

- вставить плоский конец монтажной лопатки в вырез на конце замочного кольца и, отжать его из замочной канавки обода (рис. 10.27,в);

- изогнутым концом второй лопатки снизу поднять замочное кольцо (рис. 10.27,г);

- выжимая монтажными лопатками замочное кольцо по окружности, вывести его из зацепления с ободом.

4. Снять бортовое кольцо.

5. Снять борт покрышки с обода, для чего нужно:

- встать на шину с противоположной от вентиля стороны и осадить покрышку до монтажного ручья обода;

- с противоположной стороны завести плоский конец одной лопатки и изогнутый конец другой (рис. 10.27,д);

- переместить часть борта шины через посадочную полку обода вверх (рис. 10.27,е);

- удерживая одной лопаткой борт над закраиной обода, освободить другую лопатку с плоским концом и последовательно, вводя на всю ширину борта покрышки плоский конец ее справа и слева от оставшейся лопатки, полностью вывести борт шины из обода.

6. Перевернуть колесо замочной частью вниз и приемами, описанными в п. 2, снять борт шины с другой посадочной полки обода.

7. Извлечь обод из шины, для чего надо:

- поставить колесо с шиной в вертикальное положение, если вентиль не утоплен в полость шины - утопить;

- находясь около колеса со стороны, противоположной замочной части обода, взявшись за диск, сместить обод на себя без перекоса так, чтобы борт шины внизу попал в монтажный ручей (рис. 10.27,ж);

- потянуть верхнюю часть обода на себя и, соблюдая меры предосторожности, вынуть обод из шины.

Сборка колеса

Сборку колеса следует осуществлять в следующем порядке.

1. Вложить камеру внутрь покрышки, предварительно посыпав ее тальком, наполнить воздухом, чтобы она приняла естественную форму, не прилегая при этом плотно к покрышке.

Вложить в полость покрышки ободную ленту, выведя вентиль камеры через отверстие наружу.

Для облегчения сборки и полной посадки покрышки на посадочную поверхность обода борта покрышки смочить мыльным раствором. Запрещается в качестве смазочного материала посадочных поверхностей бортов покрышки и обода применять минеральные масла (солидолы, литол и др.).

2. Положить обод замочной частью вверх и надеть бортовое кольцо закраиной вниз.

3. Наложить шину на обод наклонно так, чтобы вентиль находился в нижнем положении напротив вентильного отверстия обода (рис. 10.27,з). Ввести вентиль. Приподнять шину и, направляя нижний борт в монтажный ручей обода, надвинуть ее на борт. Под собственным весом шина наденется на обод; надо следить при этом, чтобы вентиль шины занял центральное положение относительно вентильного отверстия обода без перекосов.

4. Начиная со стороны, противоположной вентилю, завести верхний борт шины в монтажный ручей, для чего требуется:

- плоский конец монтажной лопатки вставить в замочную канавку обода;

- загнутый конец другой лопатки положить торцом на борт шины под первую лопатку (рис. 10.27,и);

- прилагая усилие к свободному концу лопатки с плоским концом и, придерживая другую, последовательно передвигаясь по окружности обода, осадить борт шины до монтажного ручья обода.

5. Установить бортовое кольцо.

6. Установить замочное кольцо, используя плоский конец монтажной лопатки (рис. 10.27, к). Кронштейн на ободе должен находиться в разрезе замочного кольца. Совместить метки бортового и замочного колец.

7. Накачать шину предварительно до давления не более 50 кПа (0,5 кгс/см2). Убедиться, что замочное кольцо по всей окружности прилегло к замочной части обода, а бортовое кольцо заняло рабочее положение на посадочной полке замочного кольца (полностью обхватило и примкнуло к нему).

Поставить балансировочные грузики по меткам и довести давление в шине до номинального.

В отличие от колес с коническими полками посадка бортов покрышки на тороидальные полки обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления воздуха в шине происходит не постепенно, а мгновенно, поэтому следует проявлять особую осторожность и соблюдать рекомендации, изложенные в начале раздела.

Помните правила:

- не монтировать шину на обод, не соответствующий по размеру данной шине;

- не использовать бортовые и замочные кольца от колес других марок автомобилей;

- не использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;

- во время и после накачивания шины не ударять по ободу, замочному и бортовому кольцам и шине.

Помнить, что для сохранения балансировки колеса старую шину следует устанавливать в таком же положении, как и до разборки (метки на шине и ободе должны быть совмещены).

Балансировка колес

Балансирование колес в сборе с шинами при отсутствии специального оборудования производить на простом приспособлении. Оно состоит из ступицы колеса с шариковыми подшипниками, свободно вращающейся на цапфе, укрепленной на станине.

Устранение дисбаланса осуществляется с помощью балансировочных грузов, прикрепленных к бортовому кольцу пластинчатой пружиной.

Перед балансированием очистить кольцо и покрышку от грязи и посторонних предметов. Батнсируемое колесо в сборе с шиной установите на приспособление.

При дисбалансе колесо поворачивается и останавливается в положении, когда центр тяжести ниже оси. На верхней стороне бортового кольца нанесите метку и прикрепите груз. Повернуть колесо на 90° поочередно в обе стороны. Если колесо не остановится в любом из этих положений и возвратится в первоначальное положение (грузик вверху), то рядом с первым грузиком прикрепить второй и повторите операцию с поворотом колеса на 90°. Все последующие грузики крепить симметрично по обе стороны первого груза. Балансирование продолжайте до равновесия колеса. Устанавливать грузики с помощью деревянного предмета, предварительно отжав борт покрышки от бортового кольца монтажной лопаткой.

Не заколачивать грузик ударами молотка или другими твердыми предметами. Не ставить поврежденные грузики и грузики с самодельными пружинами. Для снятия грузика с бортового кольца отжать монтажной лопаткой борт покрышки от обода и снять грузик отверткой так, чтобы усилие при снятии груза было направлено от колеса в сторону.

При разборке колеса с шиной для замены камеры, очистки колеса от коррозии и окраски его допускается после сборки балансирование не производить, если покрышку, балансировочные грузы и другие детали установить на те места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Запасное колесо должно быть всегда отбалансированным.

Возможные неисправности колес и способы их устранения

Таблица 10.4.

Причина неисправности

Способ устранения

Ухудшение устойчивости движения автомобиля

Нарушение балансировки колес

Отбалансировать колеса с шинами в сборе

Недостаточное давление воздуха в шинах

Довести давление до нормы

Наличие зазора в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам

Отрегулировать подшипники ступиц колес, затянуть гайки

Неправильная установка управляемых колес

Отрегулировать схождение колес

Неравномерный износ протектора шин

Переставить шины

Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение

Недостаточное давление воздуха в шинах передних колёс

Довести давление до нормы

Увеличение усилия на рулевом колесе

Недостаточное давление воздуха в шинах передних колёс

Довести давление до нормы

Недостаточное количество смазочного материала в подшипниках ступиц передних колес

Смазать подшипники

Чрезмерная затяжка подшипников ступиц колес

Отрегулировать подшипники ступиц передних колес

Нагрев ступиц (на ощупь)

Недостаток смазочного материала в подшипниках ступиц колес

Смазать подшипники

Чрезмерная затяжка подшипников ступиц колес

Отрегулировать подшипники ступиц передних колес