Назад

1 Требования безопасности и предупреждения

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Основными условиями надежной, работы и успешной эксплуатации автомобиля являются знание устройства его узлов и агрегатов, а также строгое выполнение указаний по его эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу за ним.

Прежде чем приступить к эксплуатации автомобиля, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном руководстве, обратив особое внимание на раздел "Особенности эксплуатации автомобиля".

1.1.Значения символов, нанесенных на контрольных приборах, приведены в приложении Д.

1.2.В период обкатки автомобиля (первые 2000 км пробега) необходимо строго соблюдать условия, приведенные в разделе "Обкатка автомобиля", так как дальнейшая работоспособность его составных частей в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.

1.3.Смазку узлов и агрегатов автомобиля следует производить в соответствии с указаниями, приведенными в "Химмотологической карте" настоящего руководства. Не допускается применение загрязненных или не рекомендованных настоящим руководством масел и смазок.

1.4.Не допускается движение автомобиля при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозов ниже 490 кПа (5,0 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы соответствующих контуров.

1.5.Не допускается включение передачи в основной коробке, пока не погаснет контрольная лампа включения передачи в дополнительной (кроме КП МАЗ - 543205).

1.6.Не следует включать медленный диапазон в дополнительной коробке при скорости движения выше 25 км/ч.

Правила управления коробкой передач приведены в разделе "Управление автомобилем и контроль за его работой".

1.7.При трогании автомобиля с места на скользком участке дороги необходимо включать блокировку межмостового (автомобили 6x4) и межколесного дифференциалов. После преодоления такого участка разблокировать дифференциалы. Не допускается поворот автомобиля с заблокированными дифференциалами.

1.8.Во время движения автомобиля необходимо следить за показаниями контрольных приборов и ламп.

1.9.Не допускается движение автомобиля в "накат" при неработающем двигателе и выключенной коробке передач во избежание отключения гидроусилителя рулевого управления и исключения пополнения воздухом ресиверов пневмопривода тормозов.

1.10.На спусках необходимо исключить движение автомобиля при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна входить в красную зону шкалы прибора.

1.11.Не допускается эксплуатация автомобиля, имеющего отступления от требований к его техническому состоянию, установленными ГОСТ 25478 - 91 (для международных перевозок - СТБ 1280 - 2001), а также эксплуатация по автомобильным дорогам общего пользования с осевыми нагрузками, превышающими установленные дорожным законодательством.

1.12.Не допускается экплуатация автомобиля с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления. Во время движения автомобиля не следует извлекать ключ из замка-выключателя стартера и приборов во избежание блокировки рулевой колонки и останова двигателя.

1.13.Во избежание выхода из строя насоса гидроусилителя рулевого управления не следует удерживать рулевое колесо в крайних положениях (при максимальном повороте управляемых колес влево или вправо) более 5сек.

1.14.На стоянках автомобиля следует отключать аккумуляторные батареи с помощью кнопки выключателя батарей. При длительной стоянке (более 5-ти суток) необходимо снимать перемычку с АКБ. Запрещается подключение к АКБ электроприборов на 12В (магнитол, приемников и т.д.).

1.15.Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания автомобиля, указанные в настоящем руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624 - 81 с отражением проведенных работ в сервисной книжке.

1.16.При эксплуатации автомобиля необходимо строго выполнять соответствующие разделы "Правил пожарной безопасности" для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (для Республики Беларусь - ППБ 2.06 - 2000, см. "Приложение Ж").

1.17.Работы по обслуживанию силового агрегата приведены в отдельном руководстве.

1.18.Обслуживание силового агрегата необходимо производить на горизонтальной площадке при полностью поднятой кабине.

Категорически запрещается находиться под не полностью поднятой кабиной.

1.19.Подъем кабины следует производить на ровной горизонтальной площадке. Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом. Перед подъемом кабины обязательно перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери и открыть переднюю облицовку кабины. Запрещается находиться в зоне опрокидывания кабины.

1.20.Запрещается подъем и опускание кабины при работающем двигателе во избежание самопроизвольного включения коробки передач и, как следствие, несанкционированного начала движения автомобиля.

1.21.При мойке автомобиля следует избегать прямого направления струи на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

1.22.Не следует проверять исправность системы и цепей электрооборудования мегометром или лампой, питаемой от источника с напряжением выше 24 В.

1.23.Не следует отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

1.24.Не допускается переполюсовка проводов при подсоединении аккумуляторной батареи к бортовой системе электрооборудования автомобиля.

1.25.При проведении на автомобиле сварочных операций обязательно следует отключать аккумуляторные батареи и предохранять электропровода и трубопроводы пневмопривода тормозов от высоких (свыше 90°С) температур и сварочных брызг.

1.26.При заезде на эстакаду автопоезда с седельным тягачом, оборудованным составными крыльями задних колес, рекомендуется снимать верхнюю часть крыльев.

1.27.Запуск двигателя автомобиля от внешнего источника или использование бортовой сети автомобиля в качестве внешнего источника для запуска двигателя другого автомобиля не допускается во избежание выхода из строя электронных блоков управления.

1.28.После опускания кабины следует убедиться, что запорные механизмы закрыты.

1.29.Необходимо строго соблюдать полярность подключения аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя генератора:

-минусовой (-) вывод батареи через правую опору двигателя на "массу" автомобиля;

-плюсовой (+) вывод батареи через выключатель аккумуляторной батареи на клемму (плюс) стартера.

1.30.При аварийной ситуации на автомобиле (короткое замыкание, возгорание электропроводки и т.д.) следует отключить аккумуляторные батареи.

1.31.Запуск двигателя при поднятой кабине запрещается. В случае необходимости запуска двигателя при поднятой кабине для проведения регулировочных и ремонтных работ необходимо убедиться, что КП находится в нейтральном положении. Запуск производить с соблюдением "Правил техники безопасности".