Назад

8 Особенности эксплуатации автомобиля

8. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

8.1.Подготовка автомобиля к работе

Перед началом работы рекомендуется провести подготовительную работу, связанную с контролем и заправкой автомобиля эксплуатационными материалами. Кроме того, проверить:

-наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке и при необходимости долейте;

-уровень масла в поддоне двигателя, коробке передач, ведущих мостах, системе гидроусилителя руля и, если необходимо, долейте масло до требуемого уровня;

-натяжение ремней привода водяного насоса, генератора, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления и при необходимости отрегулировать;

-давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.

-Проверить и при необходимости смазать опорную плиту, захваты и кулак седельно- сцепного устройства смазкой согласно химмотологической карте.

Заполнение системы охлаждения автомобилей с двигателем ЯМЗ охлаждающей жидкостью

Система рассчитана на применение всесезонных охлаждающих жидкостей на основе концентрата ОЖ - К "Лена" ТУ 1 13 - 07 - 02 - 88 или "Тосол - AM" ТУ 6 - 57 - 95 - 96 *.

Для приготовления рабочего раствора необходимо концентрат разбавить чистой кипяченой или дистиллированной водой в требуемой пропорции в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля, соблюдая пропорции, приведенные в таблице 14. Следует отметить, что снижение объемного содержания концентрата в растворе повышает эффективность охлаждения двигателя в тяжелых режимах летней эксплуатации.

Надежная работа системы охлаждения как летом, так и зимой гарантируется при применении указанных жидкостей в соответствии с климатической зоной эксплуатации. Смешивание жидкостей различных производителей не допускается.

Температуру замерзания смеси ТОСОЛ - AM с водой можно определить по ее плотности, замеренной с помощью ареометра (ГОСТ 18481 -81). Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в таблице 14.

В случае более высокой плотности смесь разбавляется водой, а при низкой - добавляется ТОСОЛ - А40М или ТОСОЛ - AM. Вместо дистиллированной воды допускается применение мягкой кипяченой воды.

Система охлаждения заполняется через заливную трубу. Перед заправкой открыть краник (при наличии) на бачке и убедиться, что рукоятки рычажков управления краников системы отопления кабины находятся в положении, соответствующему открытому положению краников. Заливать охлаждающую жидкость следует до начала перетекания через край горловины заливной трубы. Для заполнения контура подогревателя включить подогреватель на 2 - 3 мин.

* Допускается применение других всесезонных жидкостей, рекомендуемых ЯМЗ

Таблица 14. Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей

Наименование

Температура окружающеговоздуха,

до минус 25

до минус 4С

до минус 65

Низкозамерзающая жидкость

-

ТОСОЛ-А40М

ТОСОЛ-А65М

Состав низкозамерзающей жидкости (по объему),%:

- ТОСОЛ-АМ, ОЖ-К "Лена"

40

56

65

- чистая вода

60

44

35

- плотность низкозамерзающзй жидксти при плюс 20°С,г/см3

1,063-1,067

1,078-1,085

1,095-1,085

*Допускается применение других всесезонных жидкостей, рекомендуемых ЯМЗ

Включение производить только при открытом положении крана отопителя кабины;

-открыть кран на нижнем патрубке водяного насоса, пробку на промежуточном патрубке (ЯМЗ - 7511), а также кран на фланце главного водяного канала двигателя в задней части блока цилиндров с правой стороны, кран на водомаслянном радиаторе с левой стороны.

Для заполнения системы отопления кабины запустить двигатель и в течение 5 -10 мин. дать ему поработать на холостых оборотах, не превышая средней частоты вращения коленвала.

После этого долить жидкость в расширительный бачок.

В случаях крайней необходимости допускается кратковременное применение воды в качестве охлаждающей жидкости при температуре окружающего воздуха выше 5°С.

При комплектовании автомобиля подогревателем фирм "Вебасто" или "Эберспехер" охлаждающая жидкость должна содержать не менее 10% антифриза (плотность охлаждающей жидкости при этом 1.018г/смЗ).

Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопителя

Для слива охлаждающей жидкости следует выполнить следующее:

-слив охлаждающей жидкости производится при холодном двигателе:

-установить автомобиль на горизонтальной площадке:

-открыть кран отопителя кабины;

-снять пробку с заливной трубы горловины расширительного бачка.

В случае крайней необходимости слива охлаждающей жидкости при горячем двигателе (приотсутствии подтеканий в системе охлаждения, подогрева и отопления) открывать следует пробку, расположенную на торце расширительного бачка во избежание накопления жидкости в резервной камере расширительного бачка с последующим ее выбросом из системы после повторной заправки.

При наличии подогревателя независимого действия открыть краник слива жидкости на шланге подвода жидкости к циркуляционному насосу подогревателя, а также отвернуть пробку на тройнике, соединяющем левый и правый каналы блока. В связи с тем, что тройник является нижней точкой системы и в нем возможно скопление продуктов коррозии, рекомендуется перед началом отопительного сезона произвести слив охлаждающей жидкости через пробку на тройнике. Слив охлаждающей жидкости для замены производится в соответствии со сроком ее эксплуатации согласно рекомендации производителя жидкости.

Заливка масла в двигатель и проверка его уровня. Для проверки уровня масла в поддоне двигателя открыть откидную панель передка кабины, вытянуть масломерный щуп из оболочки, закрепленной на левой стороне (по ходу автомобиля) радиатора охлаждения, протереть его чистой ветошью и вставить в направляющую оболочку до упора, после чего вынуть щуп.

Если уровень масла находится близко к метке "Н", долейте свежее - до метки "В".

Заливку масла производить через заливную горловину. Для слива масла в поддоне картера двигателя имеется отверстие, закрытое пробкой.

Пуск и остановка двигателя ЯМЗ. Пуск холодного двигателя при температуре воздуха выше минус 5°С производится в такой последовательности:

-нажать на кнопку выключателя массы;

-установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;

-включить приборы, повернув ключ замка - выключателя в первое фиксированное положение;

-рукоятку останова двигателя вдвинуть до упора;

-нажать на педаль подачи топлива до положения умеренной подачи;

-включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение;

-после начала работы двигателя отпустить ключ и проверить возвращение его в исходное положение. Сразу же после пуска отпустить педаль подачи топлива, не допуская работы двигателя на повышенных оборотах.

Если двигатель не запускается, то через 1 - 2 мин. произвести повторный пуск, повторив указанные выше операции. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 сек. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

После пуска двигателя прогреть его на минимальных, затем на средних оборотах до температуры охлаждающей жидкости 50°С. Превышение оборотов холостого хода выше средних не допускается.

Для ускорения прогрева двигателя до 75°С, для выполнения регламентных работ прогрев производить не на стоящем автомобиле, а при движении на средней нагрузке.

Пуск двигателя ЯМЗ при температуре ниже минус 5°С производить при помощи электрофакельного подогревателя ЭФУ, подключенного к топливной системе двигателя, в следующем порядке:

-установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;

-проверить положение рукоятки останова двигателя (рукоятка должна быть вдвинута до упора);

-включить выключатель массы аккумуляторных батарей;

-включить приборы, повернув ключ выключателя стартера и приборов (по часовой стрелке) в первое фиксированное положение;

-установить педаль подачи топлива в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала;

-нажать на кнопку 25 (рисунок 10) выключателя ЭФУ и после загорания контрольной лампы включить стартер поворотом ключа выключателя стартера и приборов во второе нефиксированное положение, не отпуская кнопку ЭФУ;

-после пуска двигателя отпустите ключ выключателя стартера и приборов, а кнопку включения ЭФУ удерживать до устойчивой работы двигателя (при работе ЭФУ возникающий во впускных коллекторах двигателя факел подогревает поступающий в цилиндры воздух).

Если двигатель не запустился, произвести следующий пуск в указанном выше порядке.

Перед остановкой двигатель должен в течение 3 - 5 мин работать без нагрузки на средней частоте вращения коленчатого вала, которую затем нужно уменьшить до минимальной, после чего вытянуть рукоятку останова двигателя и оставить ее в этом положении.

Рекомендации по двигателю MAN см. в инструкции фирмы MAN.

Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом

При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита со шкворнем полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или располагалась ниже его не более чем на 10 мм. Полуприцеп при этом должен быть заторможен стояночным тормозом.

Если захваты находятся в закрытом состоянии, то необходимо повернуть рукоятку 1 (рисунок 67) на себя, при этом рукоятка должна удерживаться защелкой 7 в отведенном положении. После этого поверните захват 12 против часовой стрелки до выхода переднего торца захвата из зоны перемещения шкворня полуприцепа. При повороте захват воздействует на защелку и поворачивает ее, освобождает запорный кулак, который, перемещаясь, опирается на захват и удерживает его в открытом положении.

Сцепку производить в следующем порядке:

-подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так. чтобы шкворень последнего вошел в захваты седельного устройства.

После этого убедиться, что предохранительная планка 20 заняла вертикальное положение и препятствует перемещению рукоятки на себя;

-поднять опоры опорного устройства полуприцепа в транспортное положение;

-подсоединить к штепсельной розетке тягача и полуприцепа соединительные электрокабели;

-подсоединитьк соединительным головкам полуприцепа соединительные шланги (с красной головкой - питающий, с желтой - управляющий) пневматического привода тормозов тягача;

-растормозить стояночный тормоз на полуприцепе;

-продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки, исправной работе тормозов полуприцепа, проверить работу электрических приборов полуприцепа.

Расцепку производить на горизонтальной площадке в следующем порядке:

-затормозить полуприцеп стояночным тормозом;

-опустить до отказа опоры опорного устройства полуприцепа;

-отсоединить соединительные шланги пневматического привода тормозов от соединительных головок полуприцепа и закрыть последние крышками;

-повернуть рукоятку 1 ССУ тягача на себя, при этом предохранительная планка 20 займет отведенное положение, а защелка 7, упираясь в торец запорного кулака 5, будет удерживать его в открытом положении;

-включить первую передачу и медленно, без рывков, подать тягач вперед. При этом шкворень полуприцепа поворачивает задний захват 12 относительно пальца 15 и своим торцом нажимает на защелку 7, поворачивает ее, освобождая запорный кулак 5, который перемещаясь под действием пружин 10, упирается в торец заднего захвата 12 и удерживает его в открытом положении.

Управление автомобилем и контроль за его работой

Управление 8 - и 9 - ступенчатой коробкой передач ЯМЗ и МАЗ

8 - ступенчатая коробка передач состоит из основной четырехступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной. Таким образом, восемь передач разделены на два диапазона: медленный - с 1 -й по 4-ю передачу и быстрый - с 5-й по 8-ю.

Переключение основной коробки производится рычагом 1, а дополнительной - переключателем 18 (рисунок 17).

Для трогания с места и разгона следует последовательно применять передачи в основной коробке с включенным медленным диапазоном в дополнительной коробке.

Трогаться с места нужно на такой передаче медленного диапазона, которая позволяет начать движение без чрезмерной пробуксовки сцепления и перегрузки двигателя.

Переключение с 1-й по 4-ю передачу и с 5-й по 8-ю производится, как на любой другой коробке передач с механическим приводом. Для переключения с 4-й на 5-ю нужно, двигаясь на 4-й, установить переключатель передач дополнительной коробки в положение быстрого диапазона, затем перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и только после того как погаснет контрольная лампа 31 (рисунок 10), включить 5-ю передачу (положение 5/1).

Включение медленного диапазона производится в обратной последовательности. Для перехода с 5-й на 4-ю передачу нужно при включенной 5-й передаче переместить переключатель передач дополнительной коробки в положение медленного диапазона, затем при скорости движения автомобиля, не превышающей 25 км/ч, перевести рычаг переключения в нейтральное положение и только после того как погаснет контрольная лампа, включить 4-ю передачу в основной коробке (положение рычага 8/4).

Переключение диапазонов в дополнительной коробке во время движения автомобиля рекомендуется делать при переходе между 4-й и 5-й передачами. Допускается при необходимости включать медленный диапазон в дополнительной коробке с переходом с 5-й на 3-ю передачу и с 6-й на 4-ю, при скорости автомобиля не выше 25 км/ч.

Включать медленный диапазон, двигаясь на 7-й и 8-й передачах, запрещается.

Не допускается переключение передач при включенном вспомогательном тормозе.

Управление 9-ступенчатой КПП аналогично, только следует иметь в виду, что переключатель передач в дополнительной коробке следует устанавливать в положение медленного или быстрого диапазона при переходе с 6-й на 5-ю передачу и с 5-й на 6-ю соответственно.

Общие указания по управлению автомобилем и правила его буксировки

При движении по хорошим дорогам управление автомобилем затруднений не вызывает. При движении по скользким и труднопроходимым дорогам рекомендуется для повышения проходимости включать блокировку межмостового и межколесного дифференциала. Следует учитывать при этом, что на поворотах в этом случае поворачиваемость автопоезда ухудшается (увеличивается радиус поворота). Поэтому повороты необходимо производить при скорости, обеспечивающей безопасность движения. При эксплуатации в зимних условиях и на скользких дорогах недостаточная смазка опорной плиты опорно-сцепного устройства приводит к ухудшению поворачиваемости.

При перевозке грузов и контейнеров с высоким центром тяжести скорость движения на поворотах выбирать из условия обеспечения поперечной устойчивости.

Для улучшения видимости при движении во время тумана, дождя, снегопада следует пользоваться противотуманными фарами.

Автомобили МАЗ имеют раздельные контуры пневматического привода тормозных механизмов передних и задних колес, контуры вспомогательного, стояночного и запасного тормозов. Запрещается движение с горящими контрольными лампами 26,27 (см. рисунок 11), сигнализирующими о недостаточном давлении в контурах пневматического привода тормозов.

Для замедления движения автопоезда на спуске необходимо пользоваться вспомогательным тормозом. При этом следует учитывать, что наибольшая эффективность вспомогательного тормоза достигается при включенной понижающей передаче в коробке передач.

Автомобили оборудованы АБС, поэтому при торможении на скользких покрытиях рекомендуется тормозную педаль удерживать в нажатом положении до остановки автомобиля.

При падении давления в контуре привода стояночного гормоза происходит торможение автомобиля из - за срабатывания пружин энергоаккумуляторов. Для растормаживаиия автомобиля необходимо вывернуть упорные болты толкателей из цилиндров энергоаккумуляторов (см. рисунок 47).

Для буксировки автомобиля необходимо:

1.Отсоединить карданный вал от фланца заднего (автомобиль 4x2) или среднего (6x4) мостов и надежно закрепить его на раме автомобиля.

2.Растормозить автомобиль от действия пружинных энергоаккумуляторов и буксировку осуществлять на жесткой сцепке.

3.Разблокировать рулевую колонку или отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.