Назад

Рулевое управление

Рулевое управление — с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.

Расположение рулевого колеса — левое, рулевой механизм установлен на левом лонжероне рамы автомобиля. Привод от рулевого колеса к рулевому механизму осуществляется посредством карданного вала со скользящим шлицевым соединением и угловой передачей с коническими зубчатыми шестернями.

На автомобилях применяется рулевой механизм модели 4310 c передаточным числом рулевого механизма 21,7.

Насос гидроусилителя руля модели 4310 — лопастной, производительностью не менее 9,0 л/ мин при 600 мин—1 и давлении 5500 кПа (55 кгс/см2). Максимальное давление в системе 8500 кПа (85 кгс/ см2). Привод насоса — шестеренный, от коленчатого вала двигателя.

Радиатор гидроусилителя руля из оребренной алюминиевой трубки, расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя.

НаКамАЗах укомплектованных двигателями 740.30-260, возможна также установка рулевого механизма модели С 500 - L 115.002 фирмы "RBL" (Германия) с передаточным числом рулевого механизма 21,0.

Данный механизм имеет клапан с поворотным золотником, который состоит из работающего в червяке на игольчатом подшипнике поворотного золотника с 6-ю дозирующими канавками по окружности и расположенной в картере рулевого механизма головки червяка, так же снабженной 6-ю дозирующими канавками.

Червяк и золотник засверлены и заштифтованы заодно с торсионом, который удерживает дозировочный клапан в нейтральном положении, что соответствует прямолинейному движению, до тех пор пока к рулевому колесу не будет приложено встречное усилие. Если с рулевого колеса или управляемых колес на червяк будет передан крутящий момент, торсион деформируется, и поворотный золотник поворачивается относительно головки червяка, тем самым дозировочный клапан оказывается в рабочем положении. Находящееся у дозировочного клапана масло попадает через открытые теперь дозировочные канавки в одну из двух полостей рабочего цилиндра и усиливает движение поворота за счет давления на поверхность поршня.

Механизм модели С500 - L 115.002 снабжен гидравлическим ограничителем поворота. Это устройство предотвращает поломку рулевых тяг, так как при конечном положении поршня регулировочный винт упирается в ограничительный клапан, который пропускает масло на слив. Гидравлическое усилие при этом существенно снижается, и рулевое колесо можно повернуть до упора только с дополнительной затратой сил.

Цилиндрическое прямозубое зацепление поршня и вала сошки имеет высокую чистоту поверхности, поэтому износ обоих зубчатых зацеплений чрезвычайно мал, что позволяет свести уход за рулевым механизмом до минимума. Зубчатое зацепление вала сошки в своем среднем положении не имеет никакого зазора.

Насос гидроусилителя руля модели Р1617 фирмы RBL — лопастной, производительностью не менее 9,0 л / мин при 600 мин-1 и давлении 7000 кПа (70 кгс/см2). Максимальное давление в системе составляет 15000 кПа (150 кгс/ см2). Привод насоса — шестеренный, от коленчатого вала двигателя.

Бачок насоса снабжен бумажным фильтром и указателем уровня масла, установлен на двигателе на дополнительном кронштейне. Смену бумажного фильтра необходимо производить по мере загрязнения, не реже, чем через каждые 100 тыс. км пробега.

Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку) проводите при отсоединенной продольной тяге от сошки в таком порядке:

Для рулевого механизма модели 4310 (без самопрокачки):

  • снимите крышку бачка насоса;
  • снимите защитный колпачок с перепускного клапана (см. рисунокРулевое управление с гидроусилителем) и наденьте эластичный шланг.Открытый конец шланга поместите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5л, до половины заполненный маслом;
  • отверните на ½—¾ оборота перепускной клапан рулевого механизма;
  • поверните рулевое колесо влево до упора;
  • заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанетпонижаться;
  • пустите двигатель и при работе с минимальной частотой вращения коленчатоговала доливайте масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня, до техпор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга в сосуде;
  • заверните перепускной клапан;
  • поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и сноваверните его в левое положение, откройте перепускной клапан и проследите завыделением воздуха;
  • повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока из шланга не пойдет чистоемасло (без пузырьков воздуха). Постоянно следите за уровнем масла в бачкенасоса, не допуская его понижения.

Для рулевого механизма модели 4310:

  • снимите крышку бачка насоса;
  • снимите защитный колпачок с перепускного клапана (см. рисунокРулевое управление с гидроусилителем) и наденьте эластичный шланг.Открытый конец шланга поместите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5л, до половины заполненный маслом;
  • отверните на ½—¾ оборота перепускной клапан рулевого механизма;
  • поверните рулевое колесо влево до упора;
  • заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанетпонижаться;
  • пустите двигатель и при работе с минимальной частотой вращения коленчатоговала доливайте масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня, до техпор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга в сосуде;
  • заверните перепускной клапан;
  • поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и сноваверните его в левое положение, откройте перепускной клапан и проследите завыделением воздуха;
  • повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока из шланга не пойдет чистоемасло (без пузырьков воздуха). Постоянно следите за уровнем масла в бачкенасоса, не допуская его понижения.

Если воздух удалить не удается, то проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя.

Для рулевого механизма модели С500 - L 115.002 поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и снова верните его в левое положение, повторите этот цикл не менее трёх раз. Затем долейте масло в бачок насоса.

Если воздух из системы рулевого управления удалить не удается, то проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверяйте при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.

Нормальный уровень для рулевого механизма модели 4310 должен находиться между метками на указателе (см. рис. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя), вмонтированном в заливную горловину бачка; для механизма модели С500-L 115/002— между метками MIN и MAX на корпусе бачка (см. рис. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя модели Р1617 фирмы RBL). Проверка уровня масла в бачке производится указателем, вмонтированным в крышку бачка.

Возможные неисправности рулевого управления, причины и методы их устранения

Неустойчивое движение автомобиля (для поддержания заданного направления движения требуется постоянная работа рулевым колесом) Чрезмерно увеличен свободный ход рулевого колеса Отрегулируйте свободный ход рулевого колеса
Изношены детали винтовой пары рулевого механизма Замените комплект шарико-винтовой пары
Ослабла затяжка упорных подшипников винта рулевого механизма Отрегулируйте затяжку подшипников
Гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия или работает неравномерно, с повышенным шумом Понижен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя Восстановите уровень масла
Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя Удалите воздух
Засорен фильтр Замените фильтр
Стук в рулевом механизме Чрезмерно увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма или не затянуты крепежные детали Отрегулируйте зазоры, проверьте и затяните крепежные детали (в первую очередь сошки и вилок карданного вала колонки)
Выбрасывание масла через предохранительный клапан бачка насоса гидроусилителя Засорен фильтр насоса гидроусилителя; чрезмерное количество масла в бачке или наличие воздуха в системе Замените фильтр, затяните соединения трубопроводов, прокачайте систему