Назад

двигателя

Технические характеристики двигателей КамАЗ

Модель двигателя 740.50-360 740.51-320 740.14-300
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
- номинальная 2200 2200 2600
- при максимальном крутящем моменте 1300-1500 1300-1500 1500-1800
на холостом ходу, не более:
----- минимальная 600+50 600+50 600+50
----- максимальная 2530-80 2530-80 2930-80
Модель ТНВД 337-20.04
"ЯЗДА"
PE8P120A920/5RV
"BOSCH"
337-20.04
"ЯЗДА"
PE8P120A920/5RV
"BOSCH"
337-80-01
Модель форсунки 273-20 "ЯЗДА" или 273-50 с распылителем "BOSCH"
мод. DLLA 148 SV3 142503
273-21 "ЯЗДА" 273-51 с распылителем "BOSCH" мод.
DLLA 148 SV3142323
Давление начала впрыскивания форсунки,МПа (кгс/см2): 24,03-24,52 (245-250)
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами TKP-7С-6 S2B/7624ТAE/0.76D9
"Schwitzer"
TKP-7С-6 S2B/7624ТAE/0.76D9
"Schwitzer"
TKP-7С-9 S2B/7624ТAE/1.00D9
"Schwitzer"
Диапазон подачи воздуха через компрессор, кг/сек 0.05 – 0.28 0.05 – 0.26 0,05-0,22
Давление наддувочного воздуха после компрессора (избыточное), кПа(кгс/см2), при номинальной мощности двигателя, не менее 130 (1.3) 120 (1.2) 100 (1.0)
Частота вращения ротора при номинальной мощности двигателя, мин-1 110000 100000 90000
Температура газов на входе в турбину,°С:
- допускаемая в течение 1 час 750 750
- допускаемая без ограничения во времени 700 700
Давление масла на входе в турбокомпрессор при тепмературемасла 80…950С, кПа(кгс/см2):
- при частоте вращения коленвала 2200 мин-1 294…442 (3.0-4.5)
- при частоте вращения коленвала 600 мин-1, не менее 98 (1.0)

При СТО необходимо снимать турбокомпрессор с двигателя для очистки внутренних поверхностей от отложений и промывки в дизельном топливе. При этом надо проверить целостность лопаток и отсутствие погнутостей. Лопатки надо очищать волосяной щеткой.

Рекомендуемые режимы работы двигателя с турбонаддувом.

  1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбиратьтакой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже1200-1600 мин-1.
  2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндрыдвигателя и на проточные части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАЙТЕ длительнойработы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовываниюпоршневых колец, загрязненности проточной части компрессора инагарообразованию на проточной части турбины. При вынужденной работе двигателяна оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормознойсистемы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600 мин-1.
  3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательнопроработайте не менее трех минут в режиме холостого хода во избежаниеперегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотненияротора.

Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Дополнительно к регламентным работам по техническому обслуживанию указанным в Сервисной книжке:

  • при ежедневном техническом обслуживании (ТО) проверить отсутствие течи измасляной магистрали турбокомпрессора;
  • при сервисе 1 и 2 проверять на слух работу турбокомпрессоров, легкостьвращения роторов, крепление;
  • при сезонном ТО очищать турбокомпрессоры.

Проверка и регулирование угла опережения впрыска топлива


  1. Выключите подачу топлива.
  2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком изкомплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток(см. рисунки ) на корпусах топливного насоса высокого давленияи автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
  3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовойстрелке).
  4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до егофиксации (см. рис: Фиксатор маховика). Если в этот момент всеметки совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно,фиксатор поднимите.
  5. Если метки не совместятся:
    - ослабьте верхний болт ведомойполумуфты привода, проверните маховик по ходу вращения (против часовойстрелки), ослабьте второй болт;
    - опустите фиксатор иповерните маховик по ходу вращения до фиксации;
    - медленнопроворачивайте муфту за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения досовмещения меток. Закрепите верхний болт полумуфты привода, поднимитефиксатор, проверните маховик и закрепите второй болт.
  6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указанов п. 4.

Для двигателей 740.50, 740.51:

  1. Выключите подачу топлива.
  2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком изкомплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения указателя накорпусе ТНВД и метки на фланце ведомой полумуфты (см. рисунок ).
  3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовойстрелке).
  4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до егофиксации (см. рис. Фиксатор маховика). Если в этот момент указатель на корпусеТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты совместились, то угол опережениявпрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.
  5. Если указатель и метка не совместятся:
    - ослабьте болтыведомой полумуфты привода;
    - разверните фланец ведомойполумуфты привода ТНВД в направлении, обратном ее вращению до упора болтов встенки пазов (рабочее вращение вала ТНВД правое, т.е по часовой стрелке, еслисмотреть со стороны привода насоса).
    - медленно поворачивайтефланец ведомой полумуфты в направлении вращения привода ТНВД досовмещения указателя на корпусе ТНВД с меткой на фланце ведомойполумуфты. Закрепите болты ведомой полумуфты привода, поднимите фиксатор.
  6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указанов п. 4.

Проверка и регулирование тепловых зазоров в механизме газораспределения

Проверяйте тепловые зазоры на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова в таком порядке:

  1. Выключите подачу топлива.
  2. Снимите крышки головок цилиндров, не повредив прокладки.
  3. Проверьте затяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный моментзатяжки болтов 186— 206 Н- м (19—21 кгс- м) проверяйте в порядке возрастанияномеров от 1 к — 4 ( см. рис. Последовательность проверки затяжкиболтов головки блока), при необходимости подтяните.
  4. Оттяните фиксатор смонтированный на картере маховика, поверните его на 90°и установите в нижнее положение.
  5. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворотамаховика ломиком).
  6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такоеположение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление смаховиком. Метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топливав приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см рисункиУстановка угла опережения впрыска топлива на двигателе 7403.10, Установка углаопережения впрыска топлива на двигателях 740.11-240 и 740.14-300 и Установкаугла опережения впрыскивания топлива на двигателе 740.13-260). Это положениеколенчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре.
  7. Если метки не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления смаховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор долженвновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужноломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика.Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями,соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор, преодолевусилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение.поверните коленчатый вал на угол 60°, установив его тем самым в положение I. Вэтом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты(штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
  8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоеккоромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2—53 Н.м(4,2—5,4кгс.м); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцамиклапанов регулируемых цилинд­ров. Если они не укладываются в указанныевыше пределы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимоослабить контровочную гайку регулиро­вочного винта, вставить в зазор щупнужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
  9. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора(см. рис. Проверка зазора клапана). Щуп толщиной 0,25 мм длявпускного клапана(передние клапаны правого ряда головок) и 0,35 мм длявыпускного клапана (передние клапаны левого ряда головок)должен проходитьсвободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — сусилием. Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33—41 Н.м(3,4—4,2 кгс.м).
  10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производитьпопарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 1800.
  11. Пустите двигатель и послушайте его работу, При правильно отрегулированныхзазорах не должно быть стука в механизме газораспределения.
  12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.

Режим работы гидромуфты привода вентилятора

Включатель гидромуфты обеспечивает три режима работы:

  1. Автоматический (положение А)— вентилятор включается автоматически приповышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С.
  2. Вентилятор отключен (положение 0). При этом крыльчатка может вращаться снебольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращенииподшипников и манжеты.
  3. Вентилятор включен постоянно (положение П) При этом вентилятор вращаетсяпостоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала,независимо от температуры охлаждающей жидкости . Основной режим работыгидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическомрежиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в положениеП и при первой возможности устраните неисправность включателя.
    Наавтомобилях, укомплектованных двигателями 740.50 и 740.51,применяется вентилятор с вязкостной муфтой привода, которая размещается вступице вентилятора. Включение вентилятора происходит автоматически придостижении температуры воздуха на выходе из вентилятора 61…67 оС. Отключениепроисходит при понижении температуры воздуха до 40…45 оС.

Обслуживание воздухоочистителя

Очищайте фильтрующий элемент воздухоочистителя продувкой или промывкой не более шести раз.

Продувка целесообразна в случае загрязнения фильтрующего картона пылью без сажи. Продуйте фильтрующий элемент сухим сжатым воздухом (см. рисунок) под давлением не более 300 кПа (3 кгс/ см2) до полного удаления пыли.

При наличии налета пыли на внутренней стороне фильтрующего элемента, а также при наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените фильтрующий элемент.

Промывка (не более трех раз), применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом. топливом.

Промывайте фильтрующий элемент 25—30 мин в теплом (40— 50 °С) водном растворе моющих средств, приготовленном из расчета 10—25 г бытового стирального порошка на 1 л воды. Окончательно промойте фильтрующий элемент в чистой воде и просушите его горячим (не более 50 °С) воздухом.

Проверяйте герметичность впускного тракта от воздухоочистителя к двигателю при помощи заглушки (см. рис. Проверка герметичности воздушного тракта). в таком порядке:

  1. Установите корпус 8 заглушки в корпус 4 воздухоочистителя и закрепитегайкой, используя плоскую шайбу с паронитовой или резиновой прокладкой 7.
  2. Разместите дымообразующий материал, например, промасленную ветошь, в скобе5 горловины и подожгите ее, с началом интенсивного дымообразования вставьтескобу в горловину и плотно закройте крышкой 6. Заполните систему воздухом.
  3. Источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос,пневмосистема автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха с давлением, непревышающим 0,8 МПа (8 кгс/см3). Сжатый воздух из ресивера автомобиля илипромышленной сети подводится через соединительный патрубок 3 и регулятор 2давления, который автоматически понижает давление до 0,01—0,02 МПа (0.1—0,2кгс/см).

При отборе сжатого воздуха от ресиверов автомобиля КамАЗ можно использовать шланг для накачки шин, который подсоединяется к регулятору давления через переходник 1.

Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз.

Очистку бункера проводите по показаниям индикатора засоренности воздухоочистителя.

Индикатор засоренности воздухоочистителя установлен в кабине на панели приборов.

Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка предочистителя в воздухоочиститель.

Для восстановления работоспособности предочистителя снимите его с фильтрующего элемента и выстирайте в теплом (40—50 °С) водном растворе нейтральных моющих средств с последующим прополаскиванием в чистой воде. Сушите воздухом с температурой не выше 60 °С При температуре окружающего воздуха выше О °С допускается установка влажного предочистителя, при этом частота вращения коленчатого вала двигателя в течение 10—15 мин не должна превышать 1000 мин-1.

Очищайте запыленный предочиститель, без копоти и сажи, встряхиванием или продувкой сжатым воздухом.

Замена фильтрующих элементов фильтра очистки масла


Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при сервисе 2 или по сигналу индикатора засоренности в таком порядке:

  1. Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость;
  2. Отверните колпаки "от руки" или специальным ключом за ребра, или ключомS=27 за бобышку;
  3. Выньте элементы из колпаков;
  4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;
  5. Установите новые фильтроэлементы: полнопоточный - в большой колпак (ближек вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы невзаимозаменяемые); рекомендуется при обслуживании использоватьфильтроэлементы: 7405.1012040 (полнопоточный) и 7405.1017040(частичнопоточный), изготавливаемые предприятиями, имеющими официальноезаключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части (см. рис. Фильтрмасляный с теплообменником).Далее залейте в каждый колпак по 1лчистого моторного масла и, завернув колпаки в корпус "от руки" илиключом моментом 20-30 Н.м (2-3 кгс.м), соберите фильтр.
  6. Долейте масло до отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверкауровня масла в картере двигателя) через маслозаливную горловину.
  7. Проверьте, нет ли течи масла в соединениях фильтра при работающемдвигателе. При обнаружении подтекания подтяните болты крепления колпаков.Еслитечь по уплотнению колпаков не устраняется, замените уплотнительные прокладкимежду колпаком и корпусом фильтра. 8. Пустите двигатель и дайте ему поработать5 мин. на малой частоте вращения, после останова двигателя: через 4—5 мин.долейте масло до отметки «В».
  8. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства ипроверьте вращение ротора на оси: ротор должен вращаться легко, без заеданий.Затяните гайку колпака, обеспечив момент затяжки 20-30 Н. м (2-3 кгс. м).

Проверка уровня масла в картере двигателя

Проверяйте через 4—5 мин. после останова двигателя. Уровень масла должен быть около отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверка уровня масла в картере двигателя). При необходимости долейте масло до отметки «В» через маслозаливную горловину, очистив ее.

Замена масла в системе смазки двигателя


  1. Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70—90 °С,остановите двигатель и слейте масло, вывернув из картера пробку 1 (см.рис.Пробка слива масла) сливного отверстия.
  2. Замените фильтрующие элементы фильтра очистки масла.
  3. Промойте ротор центробежного фильтра очистки масла.
  4. Залейте масло через маслозаливную горловину в картер двигателя до отметки«В» на измерительном щупе.
  5. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин. на малой частоте вращения.
  6. Остановите двигатель и через 4—5 мин. долейте масло до отметки «В».