Назад

Колеса и шины

Колеса — дисковые, стальные, с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107-79, размер 8,5-20 для камерных шин, (см. рис. Колесо дисковое). Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.

Колеса задние сдвоенные (см. рис. Колеса дисковые сдвоенные), монтируются на ступицу по центральному отверстию в дисках колес и закрепляются 10 гайками с шайбами. Для доступа к вентилю внутренних колес применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.

Для бескамерных шин применяются колёса дисковые размера 9,00—22,5, (см. рис. Колесо дисковое с бескамерной шиной) стальные или из алюминиевого сплава. При установке вентиля необходимо обеспечить герметичность соединения вентиля с ободом. Сдвоенные колёса имеют удлинитель вентиля для каждого колеса.

Шины —пневматические, камерные, норма слойности 18, а также бескамерные.

Схождение передних колес (угол поворота цапф вперед) для автомобилей снаряженной массы 7'±10',что соответствует 1,0-2,7мм, как разности расстояний, измеренной по буртикам тормозных барабанов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр барабанов спереди и сзади в одних и тех же точках. Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса передней оси не менее 43°.

Технические характеристики колес и шин

автомобиля 5360 6460 6520
Давление в шинах, кПа (кгс/см2)
- передней оси для шин:
--- 12.00R20 756±20 (7,7±0,2) 697±20 (7,1±0,2) 854±20 (8,7±0,2)
---315/70R20 - 805±20 (8,2±0,2) -
--- 315/80R20 697±20 (7,1±0,2) - -
- заднего моста для шин:
--- 12.00R20 756±20 (7,7±0,2) 648±20 (6,6±0,2) 854±20 (8,7±0,2)
---315/70R20 - 697±20 (7,1±0,2) -
--- 315/80R20 756±20 (7,7±0,2) - -
Размер обода для шины:
- камерной 8,5 - 20 8,5 - 20 8,5 - 20
- бескамерной 9,00 - 22,5 9,00 - 22,5 -
Размер шины:
- камерной 12.00R20 12.00R20 12.00R20
- бескамерной 315/80R20 315/70R20 -
Максимальная нагрузка на шину, кН (кгс):
- 12.00R20, 315/80R20 36,8 (3750)
- 315/70R20 31,9 (3250)

Колесо запасное и механизм подъема на самосвалах КамАЗ-6520 установлены на переднем борту платформы справа (см. рис. Установка запасного колеса самосвала.), а на шасси – под правым лонжероном рамы или установка колеса технологическая (колесо крепится на раме).

Для подъема запасного колеса самосвала:

  • поставьте колесо вертикально и пропустите канат через одно из отверстий вдиске колеса, обхватите колесо вокруг профиля шины и зафиксируйте канатскобой;
  • вращая механизм подъема запасного колеса, поднимите его;
  • поворачивая поворотный кронштейн, заведите колесо и наденьте центральнымотверстием в диске на крюк;
  • ослабив натяжение каната, совместите отверстия в диске с болтами крепленияи переместите колесо по крюку до упора диска в кронштейны;
  • закрепите колесо гайками с шайбами.

Для опускания запасного колеса самосвала:

  • отверните две гайки с шайбами;
  • с помощью механизма подъема запасного колеса приподнимите колесо до выходацентрального отверстия в диске с крюка;
  • поворачивая поворотный кронштейн, выведите колесо наружу и опустите его,вращая механизм подъема - опускания запасного колеса;
  • отсоедините скобу от каната и выведите канат из колеса.

Колесо запасное на автомобилях КамАЗ-5360 и КамАЗ-6460 установлено в горизонтальном положении на кронштейне 1 (см. рис. Держатель запасного колеса), который закреплен на правом лонжероне рамы.

Для подъема запасного колеса следует положить его замочным кольцом вверх, ввести внутрь обода опору 8 запасного колеса. Вращая вал 7 ключом для затягивания гаек крепления колес, надо приподнять опору запасного колеса и обеспечить совпадение поверхностей колеса и опоры. При дальнейшем вращении вала на него наматывается канат, и опора вместе с колесом поднимается вверх. В поднятом положении колесо нужно закрепить двумя гайками с шайбами.

Для опускания колеса надо отвернуть две гайки крепления запасного колеса к кронштейну и нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин (после регулировки гайку нужно зашплинтовать).

Обслуживание шин

Техническое состояние шин проверяйте внешним осмотром, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке. Удалите застрявшие в протекторе, на боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди и другие посторонние предметы. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протрите шины досуха.

Следите за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.

Давление воздуха в шинах колес проверяйте манометром. Снижение давления на 25% от нормального сокращает срок службы шин на 35…40 %. Также учитывайте, что расход топлива увеличивается на 1...1,5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98 кПа (1,0 кгс/см2). Поэтому давление воздуха в шинах должно соответствовать величинам, указанным в технической характеристике.

При подкачке шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.

Подкачайте шины, пользуясь шлангом для накачки шин из комплекта инструмента и принадлежностей, или любым другим шлангом с накидной гайкой под резьбу М 16Х1,5. Подсоединяйте шланг к регулятору давления (см. раздел «Тормозные системы»). Перед накачиванием шин давление в ресиверах понизьте до величины, соответствующей включению регулятора.

Снятие колес с автомобиля, разборка, сборка

Снятие колеса со ступицы проводите при надежно заторможенном автомобиле и при полностью выпущенном воздухе из шин в следующем порядке:

  • для передней оси: вывесите колесо домкратом, отверните десять гаеккрепления колес к ступице, снимите колесо;
  • для среднего и заднего мостов: вывесите колесо домкратом, отверните десятьгаек крепления колеса к ступице, снимите наружное колесо и внутреннееколесо.
    Установку колес проводите в обратной последовательности.

Для разборки колеса с камерной шиной положите его замочным кольцом вверх и выпустите воздух из шины. Сделайте пометки на шине и ободе (для сохранения балансировки после сборки). Последовательность разборки показана на рисунке Порядок разборки колеса и демонтажа шины:

I — вставьте прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отожмите борт шины вниз;
II — в образовавшийся зазор вставьте изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка — на прямую лопатку;
III — перемещая прямую и изогнутую лопатки по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины, снимите его с конической полки замочного кольца;
IV — вставьте конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отожмите кольцо из канавки;
- приподнимите замочное кольцо вверх, упирая изогнутую лопатку в бортовое кольцо;
- продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, заведите конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца;
- удерживая замочное кольцо рукой, выжмите его прямой лопаткой из канавки обода.

Выньте бортовое кольцо и, перевернув колесо, снимите борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.

Поставьте колесо вертикально. выньте обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, утопите вентиль в паз и извлеките обод из шины.

Не выбивайте обод из шин ударами кувалды по замочной части обода.

Для монтажа камерной шины на обод колеса вложите камеру в покрышку и вставьте ободную ленту, предварительно посыпав камеру тальком. Подкачайте камеру и заверните золотник. После этого проделайте операции, показанные на рисунке Порядок монтажа шин:

I — положите шину на обод с некоторым перекосом и вставьте вентиль в вентильный паз. Проследите за тем, чтобы не было перекоса вентиля. Приподнимите шину со стороны вентиля и наденьте на обод:
II — наденьте бортовое кольцо и вставьте в канавку обода противоположную от разреза часть замочного кольца, утопите сначала одну часть кольца и затем другую.
Не монтируйте кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки. Это приведет к появлению забоин и деформации замочного кольца.

Убедитесь, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины. Если в некоторых местах кромка кольца упирается в борт шины, необходимо заправить кромку под борт.

Поставьте колесо в специальное предохранительное ограждение, а в дорожных условиях положите замочным кольцом вниз. Подкачайте шину до давления не более 49 кПа (0,5 кгс/см2). Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, доведите давление до нормального.

При сборке и установке помните, что бортовое и замочное кольца и обод не должны иметь трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке), а соприкасающиеся поверхности покрышек должны быть присыпаны тальком.

Замочное кольцо должно надежно входить в канавку обода всей своей внутренней поверхностью.

Для демонтажа бескамерной шины с обода колеса необходимо:

  • полностью выпустить воздух из шины;
  • установить колесо в сборе с шиной в горизонтальное положение диском вверх;
  • вильчатым и плоским прямыми концами монтажных лопаток полностью снять бортшины с конической посадочной полки обода (см. рис. Порядок демонтажа колеса сбескамерной шиной,1);
  • перевернув колесо с шиной диском вниз, аналогичным приемом снять второйборт шины с полки обода;
  • осадить борт шины до уровня монтажного ручья. Одновременно с диаметральнопротивоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины изогнутыеплоские концы монтажных лопаток, вывести борт за торец обода в данном месте идалее, передвигаясь по окружности колеса, утопить торец обода во внутрь шины(см. рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной,2);
  • перевернуть колесо с шиной диском вверх;
  • изогнутым и прямым концами монтажных лопаток закрепиться за нижнююзакраину обода и вывести ее из полости шины, при этом борт шины спротивоположной стороны должен находиться в монтажном ручье обода (см. рис.Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной,3);
  • удерживая вильчатым концом одной из монтажных лопаток обод в положении,указанном на рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной,4, изогнутымплоским концом второй лопатки, вводимым последовательно по кругу между бортомшины и закраиной обода, извлечь обод из шины;
  • при необходимости снять вентиль с обода.

Для облегчения монтажа и демонтажа, а также для избежания повреждения герметичного слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде.

Перед монтажом проверить техническое состояние колеса и шины: колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной; шина должна быть без повреждения бортов, глубоких порезов, пробоин на боковинах или беговой дорожке. Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.

Для монтажа бескамерной шины на обод колеса нужно:

  • установить вентиль на обод колеса;
  • установить шину в горизонтальное положение;
  • нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностьюввести в полость шины (см. рис. Порядок монтажа бескамерной шины,1);
  • перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровнемонтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажныхлопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (см. рис. Порядокмонтажа бескамерной шины,2);
  • накачать шину воздухом до рабочего давления;
  • проверить герметичность посадки шины на ободе.
    Монтаж и демонтаж шин напредприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенномнеобходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Монтаж и демонтаж шин в дорожных условиях необходимо производить специальными монтажными лопатками из комплекта инструмента и принадлежностей.

Помните правила:

  • не монтируйте шину на обод, не соответствующий по размеру данной шине;
  • не используйте бортовые и замочные кольца от колес других марокавтомобилей;
  • не используйте шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения,препятствующие монтажу;
  • во время и после накачивания шины не ударяйте по ободу, замочному ибортовому кольцам и шине.
    Помните, что для сохранения балансировки колесастарую шину следует устанавливать в таком же положении, как и до разборки(метки на шине и ободе должны быть совмещены).

Гайки крепления колес должны быть затянуты равномерно в два-три приема согласно схеме, указанной на рис. Порядок затяжки гаек колеса с моментом 54-67 кгс.м. Перед установкой дисковых колес очистить посадочное место на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капните каплю масла между гайкой и опорной шайбой.

После снятия и очередной установки дисковых колес на автомобиль проверить момент затяжки гаек после небольшого пробега (100…150 км). При необходимости подтянуть до указанного момента.



Возможные неисправности колес и шин, причины и методы их исправления