Назад

Система облегчения пуска двигателя

Система облегчения пуска холодного двигателя (ЭФУ) п предпусковой подогреваттель 15.8106.

В холодный период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице.

Электрофакельное устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 5 до минус 20 °С.

Параметры Без применения ЭФУ С применением ЭФУ С предпусковым подогревателем
Предельная температура надежного пуска, °С, не выше минус 10 минус 22 минус 45
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более 8 10 36
Вязкость (сорт) моторного масла, мм/с, (сСт) 4000 6000 зимнее, класс 8 ГОСТ 17479.1-85
Топливо по ГОСТ 305-82 дизельное З минус 35 дизельное З минус 45 дизельное

Проверка работоспособности ЭФУ

  1. Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов вкабине (см. рис. Панель приборов) нажатием кнопки контроля.
  2. Определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной. лампы.Для первого включения ЭФУ оно должно быть:
    - при положительнойтемпературе воздуха - 50..70 с;
    - при отрицательнойтемпературе воздуха — 70—110 с.
    При повторном включении ЭФУ время дозагорания контрольной лампы сокращается.
  3. Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, понагреву коллекторов рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУнеработоспособно.

Предпусковой подогреватель модели 15.8106

Предпусковой подогреватель модели 15.8106 предназначен для разогрева холодного двигателя и автоматического поддержания теплового состояния двигателя и кабины, независимо от работы дизельного двигателя.

Эксплуатация подогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 65°С при относительной влажности до 80% при температуре 15°С.

Требование безопасности:
  1. При пользовании подогревателем следует помнить, что нарушение правилэксплуатации подогревателя или его неисправности могут послужить причинойпожара.
  2. Использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателякатегорически запрещается.
  3. Запрещается включение подогревателя без топлива.
  4. Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывомцепи электродвигателя вентилятора.
  5. При работающем подогревателе запрещается открывать горелку.
  6. Открывание горелки допускается только после отключения электропитанияподогревателя и окончания цикла продувки, о чем свидетельствует остановкаэлектродвигателей насоса и вентилятора. При закрывании горелки необходимонадежно затянуть гайки на откидных болтах.
  7. При частой езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно прочищатьпатрубки поступления воздуха для горения и для выхода отработанных газов. Влетнее время систему воздухозабора желательно закрыть.
  8. В местах заправки автомобиля топливом подогреватель должен бытьотключен.
  9. При выполнении электросварочных работ на автомобиле необходимо разъединитьшестиштекерную колодку на блоке управления подогревателя (для защитыэлектронного блока управления).
  10. "Минус" электропитания подогревателя должен непосредственно соединяться сминусовой клеммой аккумуляторной батареи, но не через выключатель "массы".
  11. Запрещается эксплуатация подогревателя с неисправностями, вызывающимипожарную опасность.
  12. Автомобиль, оборудованный подогревателем, должен иметь огнетушитель.
  13. Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.
  14. После окончания работы закрыть топливный кран.

Технические характеристики предпускового подогревателя

Модель 15.8106-01
Теплопроизводительность кВт (ккал/ч) 11,6 (10000)
Топливо дизельное
Расход топлива, кг/ч 1,25
Номинальное напряжение, В 24
Рабочее напряжение, В 20-30
Потребляемая мощность (без насоса), Вт 70
Насос электрический циркуляционный мод.35.3730
Производительность насоса при противодавлении 0,015 МПа, л/час, неменее 1600
Номинальное напряжение, В 24
Потребляемая мощность, Вт, не более 46

Подогреватель устанавливается на передней поперечине рамы и состоит из теплообменника 19 (рис. Предпусковой подогреватель) и откидывающейся горелки.

Теплообменник сварной с "рубашкой", внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость - теплоноситель. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания с завихрителем 20. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки 24, 25 входа и выхода подогреваемой жидкости, патрубок 23 для выхода отработавших газов.

На теплообменнике под кожухом установлены термопредохранитель 29 и датчики температур 30 и 31, которые контролируют температуру жидкости в системе подогревателя и кабины автомобиля.

Датчик 30 контролирует температуру жидкости от (48±5)°С до (70±3)°С, датчик 31 - от (40±3)°С до (30±5)°С (поддерживает тепловой режим в кабине автомобиля).

Термопредохранитель отключает подогреватель при достижении максимально допустимой температуры жидкости в теплообменнике (103±5)°С (при выходе из строя датчика 30, отсутствия воды в системе и т.д.).

Горелка состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 15 и двух электродов зажигания 12. Горелка служит для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима подогреваемой среды.

Вентилятор с пластмассовой крыльчаткой и электродвигателем 2 постоянного тока предназначен для создания потока воздуха.

Топливный насос 8 шестеренный, предназначен для подачи топлива к форсунке под давлением. Привод насоса от электродвигателя 2 через зубчатую передачу 7. Форсунка 11 распыляет подаваемое топливо. Для повышения надежности работы форсунки перед распылителем устанавливается фильтр из спеченной бронзы.

Электромагнитный клапан 9 управляет подачей топлива от топливного насоса к форсунке по команде блока управления в зависимости от режимов работы подогревателя.

Индикатор пламени 15 установлен на диске 16 в непосредственной близости от форсунки и пламени и подает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая его.

Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают розжиг подогревателя за счет искры между ними, образующейся при подаче высокого напряжения от источника 28 питания.

Горелка закреплена к теплообменнику откидными болтами и обеспечивает доступ к ее элементам при монтаже и обслуживании. Горелка защищена пластмассовым кожухом, на котором закреплен источник 28 высокого напряжения и всасывающий патрубок 3 для забора воздуха.

Установка электродов зажигания осуществляется по шаблону, как показано на рис. Установка электродов зажигания по шаблону.

Циркуляционный насос установлен на передней поперечине и предназначен для прокачивания охлаждающей жидкости через подогреватель.

Схема подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя и отопления кабины (см. рисунок) позволяет оптимально использовать тепловую энергию подогревателя за счет создания различных контуров циркуляции теплоносителя.

При работе подогревателя топливо насосом подается под давлением форсунке. Излишки топлива от топливного насоса поступают снова в бачок подогревателя. Схема питания топливом подогревателя показана на рисунке.

Работа предпускового подогревателя

Электрическая схема управления подогревателем приведена на одноименном рисунке.

Для регулирования температуры жидкости в системе используется датчик температуры, установленный на теплообменнике.

Для управления работой подогревателя используется электронный таймер.

На лицевой панели таймера расположены:

  • органы управления таймера - кнопки "сброс", "подогрев", "таймер","минуты", "часы", "индикация”;
  • цифровое табло;
  • индикаторы "подогрев" (зеленый), "таймер" (красный);
  • индикатор "нагрев форсунки" - красная точка в правом нижнем углу цифровоготабло.

Порядок работы таймера:

  • таймер предварительно устанавливается в исходное состояние нажатием кнопки"сброс";
  • на цифровом табло таймера устанавливается с помощью кнопок "часы" и"минуты" число, равное интервалу времени (до 23 часов 59 минут), через которыйтаймер должен включить подогреватель. Пуск таймера осуществляется нажатиемкнопки "таймер", то есть момент нажатия этой кнопки является началом отсчетаустановленного интервала времени;
  • после пуска, таймер через установленный на табло интервал времени включитна (90+30) с нагреватель форсунки (для подогрева форсунки), а затем выдастсигнал на включение подогревателя, время действия этого сигнала составляет(64+10) мин. На этом таймер завершает свой цикл работы, прекращает отсчетвремени, на цифровом табло сохраняется значение интервала времени и значениеотсчитанного времени. В таймере предусмотрен режим немедленного включенияподогревателя (немедленной выдачи сигнала на включение подогревателя),осуществляемый нажатием кнопки "подогрев" - при этом таймер выдает сигнал навключение подогревателя независимо от того, в каком режиме до этого находился.Выключение подогревателя в этом случае осуществляется нажатием кнопки "сброс".


Работа индикаторов:

  • "подогрев" - загорается в момент начала работы подогревателя и гаснет привыключении подогревателя;
  • "нагрев форсунки" - загорается на время разогрева форсунки;
  • "таймер" - начинает мигать при нажатии на кнопку "таймер", (то есть вмомент пуска таймера): мигание индикатора означает, что таймер ведет отсчетустановленного на табло интервала времени. В момент выдачи таймером сигнала навключение подогревателя индикатор перестает мигать - горит постоянно в течениевсего времени работы подогревателя. При несрабатывании одного из индикаторовтаймера нажать кнопку "сброс". Определить причину отказа.

Работа цифрового табло:

  • при первичном подключении таймера к бортовой сети автомобиля цифровоетабло включается на время (10+5) с и гаснет;
  • табло включается при нажатии на кнопку "индикация" и автоматическивыключается (гаснет) через (10+5) с после отпускания этой кнопки;
  • кнопка "индикация" одновременно осуществляет также перевод цифрового таблов один из режимов работы: "отсчет" и "интервал" (на лицевой панели нанесенасоответствующая маркировка).
    Режим "отсчет" - кнопка "индикация" нажата,на табло высвечивается время, прошедшее с момента пуска таймера.
    Режим"интервал" - кнопка "индикация" отпущена, на табло - установленный интервалвремени;
  • установка интервала времени, через который таймер должен включитьподогреватель, на цифровом табло производится в следующей последовательности:нажимается кнопка "сброс", с помощью кнопок "часы" и "минуты" (при нажатии наних включается табло, при опускании - выключается) устанавливается интервалвремени.
    Нажатием кнопки "сброс" таймер возвращается в исходное состояниеиз любого режима.

Включение:

Открыть топливный кран питания подогревателя.

Включение подогревателя производится при помощи таймера (в заранее установленное время или немедленно).

После разогрева форсунки, в случае, если контакты датчика температуры замкнуты (то есть, если температура жидкости ниже заданного предела), включаются электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора и загорается контрольная лампа, встроенная в выключатель. Примерно через 20 с автоматически включается высоковольтный источник напряжения и топливный электромагнитный клапан.

Между электродами появляется искра, топливо воспламеняется, после чего при устойчивом горении по сигналу индикатора пламени отключается высоковольтный источник.

Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет заданного значения, после чего контакты датчика разомкнутся, и топливный электромагнитный клапан обесточивается, подача топлива и горение прекращается.

В течение 150 с оба электродвигателя будут продолжать работать, по истечении этого времени электродвигатель вентилятора отключится, дальше будет работать только электродвигатель циркуляционного насоса, контрольная лампа продолжает гореть. При снижении температуры жидкости ниже заданного предела контакты датчика замкнутся и произойдет розжиг подогревателя, как было показано выше.

В случае, если в момент включения подогревателя контакты температурного датчика разомкнуты (температура жидкости выше заданного предела), включится только электродвигатель насоса и загорится контрольная лампа. Розжиг подогревателя произойдет при снижении температуры жидкости ниже заданного предела (см. выше).

Режим работы(если розжиг не произошел или прекратилось горение):

В случае, если при включении подогревателя либо при замыкании контактов датчиков температуры в процессе регулирования температуры жидкости розжиг не произойдет (например, из-за отсутствия топлива, из-за разомкнутого состояния контактов термопредохранителя (на теплообменнике), через 10 с после включения высоковольтного источника напряжения и клапана они автоматически выключатся, при этом лампа погаснет, а через 150 с выключатся электродвигатели насоса и вентилятора (полное отключение подогревателя).

В случае срыва пламени включается на 10 с высоковольтный источник и если розжиг не произойдет, подогреватель отключается в порядке, изложенном выше.

Для повторного включения подогревателя необходимо выключить его, нажав кнопку "сброс", а затем снова включить нажатием кнопки "подогрев" таймера.

Выключение:

Для выключения подогревателя необходимо нажать на кнопку "сброс" таймера. При этом погаснет контрольная лампа и выключится топливный клапан (горение прекращается), а через 150 с выключатся электродвигатели насоса и вентилятора (полное отключение подогревателя).

Закрыть топливный кран питания подогревателя.

Аварийные режимы:

Если температура жидкости превысит 103±5°С, что возможно в случае отказа датчика температуры, разомкнутся контакты термопредохранителя. При этом отключается топливный клапан и горение прекращается.

Необходимо определить и устранить причину дефекта и только после этого и остывания термопредохранителя до температуры примерно плюс 30°С замкнуть его контакты нажатием н кнопку, расположенную на корпусе термопредохранителя, и снова включить подогреватель выключателем.

Если при включенном состоянии контрольная лампа гаснет, то это указывает на неисправность подогревателя.

При включении подогревателя предусмотрены следующие блокировки его включения:

  • напряжение питания в цепи ниже 18 В: загорится контрольная лампа ивключаются электродвигатели насоса и вентилятора, --по истечении 10 с лампапогаснет, а через 150 с выключатся электродвигатели (розжига не произойдет);
  • цепь электродвигателя насоса разомкнута: включится электродвигательвентилятора, контрольная лампа не загорится и через 150 с электродвигательвентилятора выключится (розжига не произойдет);
  • разомкнуты контакты термопредохранителя (в цепи питания обмотки топливногоклапана): включаются электродвигатели и загорится лампа, через 20 с включитсявысоковольтный источник напряжения, но из-за отсутствия питания клапан невключится и розжиг не произойдет. После 10 с работы отключится высоковольтныйисточник.
    При пользовании подогревателем следует учитывать, что припринудительном выключении подогревателя или при неудавшемся розжигеконтрольная лампа погаснет сразу и превратится горение, однако, выключениеэлектродвигателей насоса и вентилятора произойдет только через 150 с, чтообеспечивает охлаждение горелки и завихрителя.

В течение этого времени нельзя пытаться обесточить подогреватель (например, разъединением колодки пучка проводов подогревателя, так как это приведет к возрастанию температуры внутри подогревателя, что может вызвать, в частности, обгорание электропроводов внутри подогревателя, отказ индикатора пламени и коробление завихрителя.

Работа в режиме автоматического поддержания теплового состояния кабины

Для работы в режиме автоматического поддержания теплового состояния кабины необходимо включить выключатель массы, замок зажигания и переключатель электродвигателей отопителя кабины на низкую частоту вращения.

При пользовании подогревателем могут включаться и отключаться электродвигатели штатного отопителя кабины помимо автономного управления штатным клавишным переключателем.

Для управления включением электродвигателей отопителя используется датчик температуры, контакты которого замыкаются при температуре жидкости в системе плюс 40°С.

Указанный датчик установлен на теплообменнике подогревателя, а его контакты включены в цепь терморегулятора со встроенным реле.

Электродвигатели отопителя включаются не сразу при включении подогревателя, а только после замыкания контактов датчика температуры (плюс 40°С) и при включенном выключателе приборов и стартера.

Терморегулятор будет включать и выключать электродвигатели отопителя в зависимости от температуры воздуха в кабине. Работа самого подогревателя не зависит от состояния контактов данного датчика температуры и терморегулятора.

Возможные неисправности ЭФУ, причины и методы их устранения