Назад

Описание и работа двигателя

Настоящее "Руководство по эксплуатации" (далее по тексту руководство) содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателей КАМАЗ 740.35-400, 740.37-400, 740.38-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400 и 740.65-240 (далее по тексту двигателей). Приведены описание конструкции, меры безопасности, данные для контроля и регулировок, рекомендации по поиску неисправностей, сведения о горюче-смазочных материалах (ГСМ), а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.

Руководство должно прикладываться к двигателю и передаваться с ним в случае обмена или продажи.

Руководство предназначено для инженерно-технического персонала, механиков, водителей и слесарей ремонтных служб автотранспортных и других предприятий, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием указанных двигателей и может быть использовано в организациях, проектирующих изделия с ними.

ОАО "КАМАЗ" сохраняет за собой право совершенствовать конструкцию двигателей без предупреждения потребителей. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, повышающей их надежность, а также разработкой новых комплектаций двигателей для изделий народно-хозяйственного назначения, в конструкцию могут быть внесены не отраженные в настоящем экземпляре изменения.

ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ

Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.

Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.

Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Паспорта двигателя" или "Сервисной книжки" изделия.

Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.

Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.

Помните, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований пункта 2.2.3 "Обкатка двигателя" настоящего руководства.

При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в разделе "Эксплуатационные материалы" настоящего руководства.

Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.

Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.

При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.

Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя - при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.

При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:

- клеммы "плюс" генератора;

- клемм «плюс» и «минус» аккумкуляторной батареи;

- разъемов электронного блока управления двигателем.

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

1.1 Назначение двигателей

Двигатели предназначены для установки на одиночные автомобили, автомобильные тягачи, автобусы, железнодорожный транспорт, сельскохозяйственную, дорожностроительную и другую технику, поставляемую на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным или тропическим климатом (далее изделия), а также поставляемые в запасные части к указанным изделиям.

Двигатели, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С (предельных рабочих температурах от минус 50 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.

Двигатели, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С (предельных рабочих температурах от минус 10 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3 .

Двигатели могут эксплуатироваться в районах, расположенных на высоте до 4300 метров над уровнем моря при снижении мощностных, экономических, экологических и других показателей до 20 %, с возможностью преодоления перевалов до 4650 м.

По дымности отработавших газов двигатели 740.35-400, 740.37-400, 740.38-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400 и 740.65-240 соответствуют требованиям Правил № 24-03 ЕЭК ООН.

По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ с отработавшими газами двигатели 740.35-400, 740.37-400 и 740.38-360 соответствуют требованиям Правил № 49-02В ЕЭК ООН (ЕВРО-2) и Правил № 96-01 ЕЭК ООН, двигатели 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400 и 740.65-240 - Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3).

1.2 Технические характеристики двигателей

Основные параметры и технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.

1.3 Состав двигателей

Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателя.

Общий вид, поперечный и продольный разрезы двигателя с V-образным ТНВД «ЯЗДА» приведены на рисунках 1, 3, 5. Конструктивные отличия двигателя с рядным ТНВД «BOSCH» показаны на рисунках 2, 4, 6.

Рисунок 1 - Общий вид двигателя с V - образным ТНВД «ЯЗДА»

Рисунок 2 - Общий вид двигателя с рядным ТНВД "BOSCH"

Таблица 1 - Основные технические параметры и характеристики двигателей

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.35-400

740.37-400

740.38-360

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.65-240

Тип двигателя

Дизельный, с воспламенением от сжатия

Тип рабочего процесса

Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне

Число тактов

Четыре

Число цилиндров

Восемь

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров согласно нумерации по ГОСТ 23550-79

1 - 5 - 4 - 2 - 6 - 3 - 7 - 8

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77

Правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны вентилятора)

Диаметр цилиндра, мм

120

Ход поршня, мм

130

Рабочий объем двигателя, л

11,76

Степень сжатия

16,8

Максимальная полезная мощность по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с)

272 (370)

280 (381)

250 (340)

265 (360)

235 (320)

206 (280)

294 (400)

176(240)

Максимальный полезный крутящий момент по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-81, Н м (кгс-м)

1539 (157)

1726(176)

1530 (156)

1570 (160)

1373 (140)

1177(120)

1764 (180)

980(100)

Частоты вращения коленчатого вала, мин1:

- номинальная

2200±50

1900±50

- при максимальном крутящем моменте

1400±100

1300±100

1300±50

- на холостом ходу:

- минимальная

600±20

- максимальная

2530-80*

2480-80**

2150-50

Продолжение талицы 1

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.35-400

740.37-400

740.38-360

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.65-240

На двигателе установлен один из вариантов системы питания топливом:

Вариант 1. V-образный ТНВД фирмы "ЯЗДА" с электронным регулятором

Топливный насос высокого давления

337-24

-

337-23

337-23.01

337-23.02

-

автомобиль 337-23.03

автобус 337-23.04

Электронный блок управления

ЭЛАРА 50.3763.400

ЭЛАРА 50.3763.360

ЭЛАРА 50.3763.320

ЭЛАРА 50.3763.280

ЭЛАРА 50.3763.240

Форсунки

ЯЗДА 274-22

ЯЗДА 274-20

ЯЗДА 274-40, ЯЗДА 274-41

с распылителями

ЯЗДД 335-31

ЯЗДА 335-30

ЯЗДА 335-90, DLLA 148 P

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

24,5...25,69 (250... 262)

24,52...25,69 (250...262)

24,52.. .25,69 (250...262)

* Для двигателей 740.35-400 с V-образным ТНВД ЯЗДА или с рядным ТНВД BOSCH с электронным регулятором. ** Для двигателей 740.35-400 с рядным ТНВД BOSCH с механическим регулятором.

Вариант 2 Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с электронным регулятором

Топливный насос высокого давления

-

PE8P120A920/5RV (0 402 698 817)

PE8P120A920/5RV (0 402 698 818)

Электронный блок управления

MS6.1.37-400

MS6.1.38-360

MS6.1.60-360

MS6.1.61-320

MS6.1.62-280

MS6.1.63-400

MS6.1.65-240

Форсунки

АЗПИ 216-02, 216-02А

АЗПИ 216, 216А

с распылителями

DLL А 148Р 1462 (0 433 171 906) или АЗПИ 906

DLLA 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ 904

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

26,48...27,66 (270...282)

Топливный насос высокого давления

В 401 881 162

В 401 881 163

В 401 881 164

Продолжение талицы 1

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.35-400

740.37-400

740.38-360

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.65-240

Вариант 3 Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с механическим регулятором

Форсунки

АЗПИ 216-02, 216-02А

с распылителями

DLLA 148Р 1462 (0 433 171 906) или АЗПИ 906

давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)

26,48...27,66 (270...282)

Основные данные, необходимые для регулировки двигателей

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т.:

- двигатели с V-образным ТНВД "ЯЗДА"

- двигатели с рядным ТНВД фирмы "BOSCH"

9±1

-

9+1

9±1

11±1

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С

75...95

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной

- минимальной холостого хода, не менее

392...539 (4,0...5,5)

98(1,0)

На двигателе установлены:

Турбокомпрессоры (ТКР)

S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы “Schwitzer” или ТКР 7С-6

Фильтр тонкой очистки топлива

740.21-1117010, ТУ 37.104.021-76

Элемент фильтрующий топливный

ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01), ТУ 4591.060.00232058-99 или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02), ТУ 4566-010-05754293-99 или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04), ТУ 23.51396560.03-2002

Фильтр очистки масла

7406.1012010, ТУ 37.104.177-93

Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный)

7405.1012040, ТУ 37.104.176-93

Продолжение талицы 1

Наименование параметров, характеристик и единицы измерения

Модели двигателей

740.35-400

740.37-400

740.38-360

740.60-360

740.61-320

740.62-280

740.63-400

740.65-240

Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частично-поточный)

7405.1017040, ТУ 37.104.176-93 или 7405.1017040-02, ТУ 4566-002-27929592-96

Термостат

ТС-107-01, ТУ 37.003.1275-87

Стартер

СТ142-10, СТ142-Б1 или СТ142-Б2, ТУ 37.003.1375-88 или 2502.3708-31, ТУ 37.003.1059-81 или HEF 95-L 24V (0 001 241 016) фирмы «BOSCH» или AZF 4554 фирмы «ISKRA»

Компрессор воздушный одноцилиндровый

53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 фирмы «KNORR-BREMSE». Передаточное отношение привода 0,94

Насос рулевого усилителя

4310-3407200, ТУ 37.104.075-90 или 6520-3407200, ТУ 4531-021-05748393-2003 или 6540-3407200, ТУ 37.104.17.073-97 или 4674117 фирмы «РРТ». Передаточное отношение привода 1,25

Генератор

Мощностью от 1,0 до 4,0 кВт (в зависимости от комплектации) со встроенным регулятором напряжения

Передаточное отношение привода

2,90

3,19

Клапан электрофакельного устройства (ЭФУ)

1102.3741, ТУ 37.003.740-79

Свечи ЭФУ

1102.3740, ТУ 37.003.741-80

На двигателе предусмотрены места для подсоединения:

- охладительного устройства охлаждающей жидкости;

- охладителя наддувочного воздуха (ОНВ);

- подогревателя жидкостного двигателя (ПЖД)

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Система смазки - комбинированная.

Система питания - разделенного типа с V-образным или рядным насосом высокого давления с механическим или электронным регулятором.

Система охлаждения наддувочного воздуха с охладителем типа воздух-воздух.

Состав поставки двигателей:

- двигатель на транспортной подставке или раме с моторными системами, шт....... 1

- запасные части, инструмент и принадлежности, комплект....................................... 1

- дополнительные детали и узлы, комплект................................................................... 1

- эксплуатационная документация, комплект................................................................. 1

- товаросопроводительная документация, комплект .................................................... 1

Рисунок 3 - Поперечный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»:

1 - фильтр масляный; 2 - жидкостно-масляный теплообменник; 3 - форсунка; 4 - патрубок маслоналивной; 5 - коллектор впускной; 6 - труба подводящая; 7 - насос рулевого усилителя; 8 - коллектор выпускной; 9 - головка цилиндра; 10 - блок цилиндров; 11 - поршень; 12 - стартер.

Рисунок 4 - Поперечный разрез двигателя с рядным ТНВД «БОШ»

Рисунок 5 - Продольный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»:

1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - картер масляный; 10 - пробка слива масла; 11 - желоб маслораспределительный; 12 - коленчатый вал; 13 - форсунка охлаждения поршня; 14 - масляный насос; 15 - гаситель крутильных колебаний; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - вал распределительный; 18 - вентилятор с муфтой.

Рисунок 6 - Продольный разрездвигателя с рядным ТНВД «БОШ»:

1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД.