Назад

Аккумуляторные батареи

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

На шасси автобуса установлены две аккумуляторные батареи мод. 6СТ-190Л,залитые электролитом. По особому требованию заказчика могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние необходимо:

- очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов - от смазочного материала;

- вывернуть пробки и срезать выступы на них;

- залить небольшой струей электролит плотностью, указанной в таблице 25.

Уровень электролита должен быть не ниже торца тубуса горловины.

Таблица 25 - Плотность электролита

Климатический район

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

заливаемого

заряженной батареи

Холодный

1,26

1,28

Умеренный

1,24

1,26

Тропический

1,21

1,23

Примечание - Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ±0,01 г/см3

Электролит для заливки батарей готовят разведением аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-73) в дистиллированной воде (ГОСТ 6709-72) согласно таблице 26.

Таблица 26 - Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты

Требуемая плотность 25 °С, г/см3

Количество воды и кислоты для получения 1 л электролита при температуре 25 °С, л:

воды

кислоты плотностью 1,83 г/см 3

1,20

0,859

0,200

1,22

0,839

0,221

1,24

0,819

0,242

1,26

0,800

0,263

1,28

0,781

0,285

1,40

0,650

0,423

Примечание - При измерении плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры на 1 °С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1°С - увеличивается на 0,0007 г/см3

Внимание.При приготовлении электролита нужно вливать кислоту в воду, а не наоборот.

Для заливки одной батареи необходимо 12 л электролита. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше плюс 25°С в условиях умеренного климата и не выше плюс 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.

Порядок заливки электролита следующий: вывернуть пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливать до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через два часа после заливки электролита нужно проверить его плотность и уровень.

Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автобус без подзарядки. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею необходимо зарядить.

Перед зарядом батареи температура электролита должна быть не выше 35°С.

Через 30 мин после окончания заряда следует:

- проверить уровень электролита и, если необходимо, довести его до нормы (не ниже торца тубуса горловины);

- ввернуть пробки и протереть поверхность батареи ветошыо, смоченной 10%-ным раствором аммиака или кальцинированной соды.

Зарядка аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи следует заряжать от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Зарядку батареи проводить в том случае, если температура электролита не превышает 30°С.

Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоединить к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Силу зарядного тока установить 19А и в дальнейшем поддерживать на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

Во время зарядки плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу зарядки принимает постоянное значение.

Зарядку батареи надо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение двух-трсх часов при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

Температура электролита во время зарядки также возрастает, особенно к концу зарядки, поэтому нужно периодически контролировать температуру. В случае, если температура электролита выше 45 °С, следует уменьшить силу зарядного тока наполовину или прервать на время зарядку и охладить батарею до 30°С.

Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале зарядки через два - три часа, а в конце - через каждый час. Продолжительность зарядки новой батареи колеблется в пределах пяти часов.

Если во время зарядки уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, необходимо восстановить его доливкой дистиллированной воды.

В конце зарядки плотность электролита, приведенная к 15°С согласно таблице 27, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 25,в зависимости от климатического района эксплуатации.

Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности надо долить дистиллированную воду или долить раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 , если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора нужно отобрать с помогцыо груши.

Корректировку плотности следует проводить только в конце зарядки, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.

Если разница между существующей и требуемой плотностями электролита велика, операции отбора и доливки надо выполнить три - четыре раза.

Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты необходимо заряжать батарею не менее 30 минут.

Температура электролита при измерении его плотности,°С

Поправка к показанию денсиметра, г/см3

от минус 55 до минус 41 включительно

0.05

от минус 40 до минус 26 "

-0,04

от минус 25 до минус 11 "

-0,03

от минус 10 до плюс 4

-0,02

от плюс 5 до плюс 19 "

-0,01

от плюс 20 до плюс 30 "

0,00

от плюс 31 до плюс 45

+0,01

Примечание - Если температура электролита выше 15°С, к показанию денсиметра надо прибавить поправку, если ниже — вычесть.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей на автобусе необходимо не реже одного раза в две недели проверить:

- надежность крепления батарей в контейнере, плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. При необходимости очистить батарею от грязи и пыли, прочистить вентиляционные отверстия;

Таблица 28 - Плотность электролита, приведенная к температуре 25 °С, г/см3

Полностью заряженная батарея

Батарея, разряженная

на 25 %

на 50 %

1,30

1,26

1,22

1,28

1,24

1,20

1,26

1,22

1,18

1,24

1,20

1,16

1,22

1,18

1,14

- уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости долить дистиллированную воду до торца тубуса горловины. В холодный период времени, во избежание замерзания, воду надо доливать непосредственно перед пуском двигателя.

Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного пуска двигателя следует проверить степень заряженности батарей по плотности электролита в соответствии с таблицей 28.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, нужно снять с автобуса и поставить на заряд.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При техническом обслуживании ТО-1000 и ТО-30000:

- очистить от пыли и грязи наружные поверхности АКБ;

- проверить крепление проводов к выводам аккумуляторных батарей. Проверить надежность крепления колодок выключателя АКБ. При необходимости очистить места подсоединения проводов и подтянуть контактные гайки и винты.

При ТО-1000, ТО-5000, ТО-10000 довести до нормы уровень электролита в АКБ.

Уровень электролита должен быть на уровне нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долить дистиллированную воду. Доливать воду нужно непосредственно перед выездом на линию.

Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно установлено, что понижение уровня произошло при выплескивании или утечке электролита.

Плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и плотность электролита в аккумуляторной батарее.

Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки - трещины моноблока, а также отслоения и трещины мастики.

При ТО-40000 (ТО-60000):

- проверить состояние АКБ по напряжению элементов под нагрузкой, при необходимости снять батареи для подзарядки или ремонта;

- очистить батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом;

- проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия;

- смазать наконечники проводов, выводы и перемычки аккумуляторных батарей;

- проверить состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);

- довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости батареи на (5 - 6) %, поэтому степень разряженности батарей можно определить по таблице 29, учитывая температурную поправку.

Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3. Если разность превышает указанную величину, батарею необходимо снять с автобуса и поставить на зарядку. В конце зарядки провести корректировку плотности.

Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.

Таблица 29-Степень разряженности батареи в зависимости ог плотности электролита (при 15°С)

Плотность электролита, приведенная к температуре 15 °С, г/см 3

полностью заряженная батарея

батарея разряжена

на 25 %

на 50 %

1,310

1,270

1,230

1,290

1,250

1,210

1,270

1,230

1,190

1,250

1,210

1,170

1,230

1.190

1,150

Батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, снять с автобуса и зарядить на зарядной станции.

Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батарей продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи.

В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому необходимо помнить, что на зарядку батареи снимаются обе одновременно.

ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Хранение сухозаряженных батарей

Новые, не залитые электролитом батареи надо хранить в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 50°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.

При постановке батарей на хранение необходимо плотно ввернуть герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепить декакрышки и кожухи. Батареи устанавливать в один ряд и защищать от действия прямых лучей.

Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет.До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.

Не реже одного раза в три месяцаследует проверять состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин нужно отремонтировать батареи.

Хранение батарей, залитых электролитом

На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.

Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарейво избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей. Батареи рекомендуется устанавливать на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.

Перед постановкой батарей на хранение надо осмотреть их, убедиться в исправности и очистить от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализовать десятипроцентным раствором кальцинированной соли или нашатырным спиртом, протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо.

Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре,кроме корректировки плотности электролита, следует подзаряжать один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. раздел"Зарядка аккумуляторных батарей").

Батареи, поставленные на хранение при температуре 0 °С и не ниже минус 30°С, надо проверять ежемесячно по плотности электролита и подзаряжать в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15 °С, ниже 1,230 г/см3.

Аккумуляторные батареи, приведенные в рабочее состояние и не установленные на автобусы или временно снятые с них после небольшого периода работы, надо полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району.

Эти батареи по возможности устанавливают в помещении при температуре не выше нуля. Минимальная температура должна быть не ниже минус 30°С. Время нахождения батарей в таком состоянии - период бездействия. Если батареи в период бездействия находятся при температуре выше нуля, то ежемесячно нужно производить их подзаряд.

При температуре ниже нуля следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только при снижении плотности более чем на 0,04 г/см3.

Допустимый срок хранения батарей составляет не более восемнадцати месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С, и не более девяти месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.