Назад

Общие сведения о техническом обслуживании

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ВНИМАНИЕ.

Техническое обслуживание двигателей фирмы “CUMMINS”, автоматических и механических коробок передач, а также передних осей мод. «RL-85A» ф. “ZF” (Германия), гидромеханической передачи ГМП (ф. “VOITH"), мостов фирмы “RABA” и “MADARA” необходимо проводить в соответствии с рекомендациями Руководств по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию упомянутых агрегатов, прикладываемых (при их применении) к автобусным шасси или автобусам (а также см. Приложения и раздел «Особенности выполнения ремонтных работ» данного Руководства).

Длительная и безотказная эксплуатация автобуса возможна только при его регулярном и качественном техническом обслуживании с соблюдением требований и рекомендаций, изложенных в эксплуатационной документации.

В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.

Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее необходимо проверить специальным прибором или на стенде.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ технического обслуживания автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 в составе автобусов

Техническое обслуживание, рекомендации по предпродажной подготовке, текущему ремонту и регулированию, периодичности выполнения ТО автобусного шасси и автобусов, изготовленных на базе шасси КАМАЗ, приведены в «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов».

Техническое обслуживание автобусов на базе шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.

В начальный период эксплуатации проводятся:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО),при котором осуществляется общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида;

- техническое обслуживание ТО-1000,выполняемое один раз в интервале первых (500-1000) км пробега. При поставке автобуса своим ходом к месту эксплуатации потребитель (владелец, организация, обеспечивающая доставку) обязан провести ТО-1000 и Т0-5000 в Сервисном центре, аттестованном ОАО «КАМАЗ», в соответствии с приведенными в данном разделе и «Сервисной книжке» интервалами обслуживания;

- техническое обслуживание Т0-5000,выполняемое один раз в интервале первых (4000-5000) км пробега.

В начальный период эксплуатации автобусовпроисходит приработка деталей в агрегатах шасси, поэтому при проведении технического обслуживания профилактические крепежные, смазочно-очистительные, регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы автобуса, а также длительный срок его службы. Техническое обслуживание в начальный период должно проводиться независимо от условий эксплуатации.

В основной период эксплуатации автобуса выполняются следующие виды обслуживания:

Для автобусов с годовым пробегом:

менее 120000 км

120000 км и более

- ежедневное обслуживание (ЕО)

- техническое обслуживание ТО-10000

- техническое обслуживание ТО-30000

- техническое обслуживание ТО-40000

- техническое обслуживание ТО-60000

- техническое обслуживание ТО-80000

- техническое обслуживание ТО-120000

- техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в год (осенью или весной)

- техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в два года

Основным назначением периодических обслуживаний ТО-10000, ТО-30000, ТО-40000 (ТО-60000), ТО-80000 (ТО-120000)является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-10000 не входит ни в ТО-30000, ни в ТО-40000 (ТО-60000), ни в ТО-80000 (ТО-120000) в свою очередь, операции ТО-30000 не входят в ТО-40000 (ТО-60000), ни в ТО-80000 (ТО-120000), операции ТО-40000 (ТО-60000) не входят в ТО-80000 (ТО-120000).

При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО, так и нескольких видов ТО одновременно.

Ежедневное техническое обслуживание автобуса на шасси КАМАЗвыполняется раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние в объеме ЕТО.

В основной период эксплуатациипериодическое обслуживание выполняется в зависимости от годового пробега автобуса с периодичностью, соответствующей категории условий эксплуатации (с учетом коэффициента корректировки), указанной в таблице 4.

Коэффициенты корректирования нормативов категорий дорог в зависимости от условий эксплуатации автобусов указаны в таблице 3.

Таблица 3

Категория условий эксплуатации

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации

Установленный ресурс, км, не менее

I

1,0

500000

II

0,9

450000

III

0,8

400000

Перечни работ, необходимые для проведения технического обслуживания автобусов, приведены в разделах «Техническое обслуживание» агрегатов и сборочных единиц автобуса и в таблице 5 (в начальный и основной периоды эксплуатации).

Таблица 4 - Категория и характеристика условий эксплуатации автобусов

Категория условий эксплуатации

Характеристика условий эксплуатации автобусов *

I

Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) на равнинной, слабохолмистой, холмистой местности

II

Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в гористой местности, а также в малых городах (до 100 тыс. жителей) и пригородной зоне (все типы рельефа, кроме горного).

Автомобильные дороги, имеющие щебеночные и гравийные покрытия (во всех видах рельефа, кроме гористого и горного), за пределами пригородной зоны

III

Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города), в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах (более 100 тыс. жителей).

Автомобильные дороги, имеющие щебеночные и гравийные покрытия, за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, а также дороги в пригородной зоне, улицы малых городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытия.

Автомобильные дороги, имеющие покрытия из булыжного камня, за пределами пригородной зоны, а также дороги в пригородной зоне и улицы малых городов и больших городов (равнинная местность)

Примечание - * подробно см. в «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов»

Таблица 5

- ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Примечания:

Знаком (+) обозначены работы, которые необходимо выполнять при соответствующем техническом обслуживании.

Работы в начальный период эксплуатации (TO-1000 и ТО-5000) выполняются один раз за весь срок службы автобуса.

* - Наименование технического обслуживания автобусов с годовым пробегом 120000 км и более.

** - Периодичность замены и марки применяемых масел приведены в химмотологической карте (см. Приложения А и Б)

Операция

Содержание операции

Наименование технического обслуживания

ТО-1000

(*ТО-

1000)

TO-

5000

(*ТО-

5000)

ТО-10000

(*ТО-

10000)

ТО-30000

(*ТО-30000)

ТО-40000

(*ТО-

60000)

TO-

80000

(*ТО-

120000)

1

2

3

4

5

6

7

8

ВНИМАНИЕ. Перечень и периодичность работ, выполняемых при проведении технического обслуживания двигателя ф.

“CUMMINS”, коробок передач ф. “ZF”, гидромеханической передачи ГМП и мостов ф. “RABA” и ф. “MADARA” проводить в соответствии с рекомендациями Руководств по эксплуатации и техническому обслуживанию упомянутых агрегатов

Двигатель

Проверить:

герметичность впускного тракта двигателя

+

+

крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска, устранить неисправности

+

состояние клапана пылесборника

+

угол опережения впрыскивания топлива

+

зазор в электромагнитной муфте привода вентилятора

+

+

работу предпускового подогревателя

+

систему выпуска отработавших газов

+

наличие люфта и неисправностей в приводе ТНВД

+

+

состояние и крепление жгутов проводов и штекерных разъемов ЭСУД

+

+

при необходимости закрепить опоры силового агрегата

+

+

состояние балки передних опор силового агрегата

+

Закрепить:

скобы крепления форсунок

+

радиатор системы охлаждения и ОНВ

+

кронштейны и хомуты топливного бака

+

Отрегулировать:

натяжение ремня привода генератора и водяного насоса и вентилятора

+

+

тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел

+

+

+

давление подъема игл форсунок (стенд)

+

Коробка передач (ГМП, АКП), сцепление

Закрепить

коробку передач (ГМП, АКП), ПГУ сцепления к двигателю

+

+

+

Определить

и устранить неисправности, зафиксированные электронным блоком ГМП, АКП

+

Карданная передача

Проверить:

состояние и зазор в подшипниках шарниров карданных валов

+

зазор в шлицах карданного вала

+

Закрепить

фланцы карданного вала

+

+

+

Ведущий мост, передняя ось

Проверить:

состояние подшипников шкворневых соединений (при вывешенных колесах)

+

+

работу механизма блокировки межколесного дифференциала

+

люфт в подшипниках ступиц колес ведущего моста, при необходимости отрегулировать подшипники ступиц и положение датчиков АБС

+

крепление гаек колес

первый раз - после пробега 100 км,

затем - после пробега 500 км,

в дальнейшем - после пробега каждых 5000 км

состояние подшипников ступиц колес по нагреву ступиц в течение обкаточного пробега и по наличию люфта. При необходимости выполнить смазывание и регулирование подшипников. Отрегулировать положение датчиков АБС

+

Закрепить

картер главной передачи ведущего моста

+

+

+

Отрегулировать:

подшипники ступиц передних колес, при необходимости отрегулировать положение датчиков АБС (передняя ось КАМАЗ)

+

схождение передних колес

+

Подвеска, каркас основания шасси, колеса

Проверить:

состояние каркаса основания шасси

+

герметичность пневмосистемы подвески

+

состояние и крепление реактивных штанг передней и задней подвески

+

состояние шарнира А-образной рамы передней подвески (передняя ось КАМАЗ)

+

состояние А-образной рамы передней подвески (передняя ось КАМАЗ)

+

состояние и крепление амортизаторов подвески

+

+

Закрепить:

стремянки передней и задней подвески

+

+

болты крепления кронштейнов и реактивных штанг передней подвески

+

-

Отрегулировать

высоту уровня пола салона (при необходимости)

+

+

Рулевое управление

Проверить:

шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг (внешним осмотром)

+

+

+

крепление сошки рулевого механизма

+

+

+

люфт в шарнирах рулевых тяг

+

люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления

+

свободный ход рулевого колеса

+

Закрепить:

рычаги поворотных кулаков

+

+

+

рулевой механизм

+

+

Тормозная система

Проверить:

работоспособность пневмопривода манометрами по контрольным выводам

+

зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном (диском), износ тормозных накладок, при необходимости заменить

+

шплинтовку пальцев штоков тормозных камер

+

+

состояние тормозных механизмов по нагреву тормозных барабанов (дисков) в течение обкаточного пробега. При необходимости отрегулировать, обеспечив полное растормаживание тормозного механизма

+

Закрепить:

кронштейны ресиверов к раме шасси

+

+

тормозные камеры

+

+

кронштейны тормозных камер (при разборке узла)

+

+

Отрегулировать

положение тормозной педали относительно плиты тормозного крана, ход штоков тормозных камер

+

Электрооборудование

Проверить:

состояние предохранителей

+

+

состояние жгутов электропроводов (надежность закрепления проводов, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда)

+

+

состояние и надежность крепления колодок выключателя АКБ, привода тахографа (спидометра), жгутов проводов передних и задних фонарей

+

+

состояние АКБ по напряжению элементов «под нагрузкой», при необходимости снять батареи для подзарядки или ремонта

+

дренажные отверстия в пробках АКБ

+

Закрепить:

электропровода к выводам аккумуляторных батарей, генератора, стартера

+

+

стартер

+

+

Отрегулировать

направление светового потока фар

+

+

Довести до нормы

плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях

+

+

Каркас основания шасси автобуса

Проверить

состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости - подкрасить

+

Смазочные, очистительные и заправочные работы

Промыть

защитные сетки в тормозном кране, ускорительных клапанах (не реже одного раза в год)

+

+

Смазочные, очистительные и заправочные работы

Очистить

от грязи сапуны коробки передач и ведущего моста

+

Смазать:

регулировочные рычаги тормозных механизмов

+

ролики тормозных колодок (не реже одного раза в год)

+

шарниры и шлицевые соединения карданного вала

+

+

подшипник (верхний и нижний) поворотной цапфы передней оси ф.

“ZF” мод. RL-85A (не реже одного раза в год)

+

подшипник (верхний и нижний) поперечного рычага передней оси ф.

“ZF” мод. RL-85A (не реже одного раза в год)

+

шарниры рулевых тяг

+

+

+

ось рычага промежуточной опоры тяги сошки

+

+

+

подшипники валов разжимных кулаков

+

выводы аккумуляторных батарей

+

Заменить:

**

масло в картере двигателя

см. примечание (в начале таблицы 5)

фильтроэлементы масляного фильтра

При замене масла в смазочной системе двигателя

фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива

Первый раз при ТО-1000, далее - при каждом втором ТО-10000.

Внимание! При ощутимой потере мощности двигателя необходимо сменить фильтроэлементы ФТОТ

фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива

При каждом ТО-30000.

Внимание! При ощутимой потере мощности двигателя необходимо сменить фильтроэлемент ФГОТ

** масло в картере КП (ГМП, АКП)

см. примечание (в начале таблицы 5)

** масло в картере главной и колесных передач ведущего моста

см. примечание (в начале таблицы 5)

** масло в картере и в ступицах колес заднего гипоидного моста

см. примечание (в начале таблицы 5)

дублирующую марку охлаждающей жидкости (не реже одного раза в год)

+

фильтроэлемент насоса гидроусилителя рулевого управления (ГУР) (не реже одного раза в год)

+

+

фильтроэлемент воздухоочистителя

+

Довести до нормы:

давление в шинах

+

+

+

уровень жидкости в гидроприводе сцепления

+

+

уровень масла в картере главной и колесных передач ведущего моста

+

уровень масла в картере и в ступицах колес заднего гипоидного моста

+

уровень масла в насосе ГУР

+

+

+

уровень электролита в АКБ

+

+

+

Содержание операции

Операции, выполняемые с периодичностью

- один раз в год (осенью)

Проверить

плотность охлаждающей жидкости

Проверить

на стенде, устранить неисправности и провести техническое обслуживание генератора и стартера

Заменить

жидкость в гидроприводе сцепления

Провести

техническое обслуживание и проверить работу подогревателя в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации»

Смазать

штекерные соединения, находящиеся на шасси

Операции, выполняемые с периодичностью

- один раз в год (весной)

Очистить

от загрязнений охладитель наддувочного воздуха (ОНВ).

Слить отстой конденсата из ОНВ

Операции, выполняемые с периодичностью

- один раз в два года

Промыть

внутреннюю полость корпуса турбокомпрессора, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора (работа производится при снятых турбокомпрессорах)

Заменить

охлаждающую жидкость (основные марки "Лена", "Cool Stream Standard 40")

Смазать

подшипники ступиц колес передней оси мод. “RL-85A” ф. “ZF”

Сменить

масло и фильтроэлемент в системе гидроусилителя рулевого управления (подробно см. химмотоло-гическую карту - Приложение А)

Заменить

патрон осушителя тормозной системы

Прочистить

влагомаслоотделитель

Операция

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

Вымыть

узлы и агрегаты шасси (автобус)

Проверить:

состояние ремней привода агрегатов и состояние вентилятора системы охлаждения

состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения, гидропривода сцепления, коробки передач (ГМП, АКП), ведущего моста, гидроусилителя рулевого управления

работоспособность элементов электронной системы управления двигателем (ЭСУД) по показаниям контрольной лампы, расположенной на панели приборов

состояние бумажного элемента фильтра очистки воздуха при срабатывании датчика сигнализатора засоренности {при необходимости фильтроэлемент заменить)

шплинтовку пальцев штоков пневмоцилиндров вспомогательной тормозной системы

состояние шин, дисков колес и давление в шинах

состояние привода рулевого управления (без применения специального инструмента, приспособления)

внешним осмотром и по показаниям штатных приборов исправность тормозной системы

наличие конденсата в одном из ресиверов тормозной системы. При наличии конденсата в ресивере и герметичном пневмоприводе заменить патрон осушителя

герметичность пневматической подвески

герметичность тормозной системы

состояние жгутов проводов, соединений и разъемов

работу дренажной системы влагомаслоотделителя (ф.

“HALDEX”)

действие приборов освещения и световой сигнализации

исправность АБС по показаниям контрольной лампы на панели щитка приборов

работоспособность тахографа (спидометра)

работу генератора по показаниям сигнализатора заряда АКБ

действие системы отопления (в холодное время года)

Довести до нормы:

уровень масла в картере двигателя

уровень жидкости в системе охлаждения

Слить

отстой из фильтра грубой очистки топлива

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ АВТОБУСНОГО ШАССИ ОТ КОРРОЗИИ

При эксплуатации для защиты шасси автобуса от коррозии необходимо проводить профилактическую обработку его деталей, которая заключается в выполнении следующих работ.

1) Своевременном восстановлении лакокрасочного покрытия при его нарушении. Места с нарушенным покрытием должны быть очищены от продуктов коррозии и отслоившегося покрытия, обезжирены, загрунтованы и окрашены.

Следует использовать преобразователи коррозии АПРЛ-2 (ТУ 6.15.953-77) или ЭВА-0112 (ТУ 6.10.1234-79), так как при их применении исключается механическая очистка поврежденных участков от продуктов коррозии. Для обезжиривания надо применять моющие составы КМ-1 и MЛ 2-70.

2) Периодической, один раз в два года, обработке скрытых полостей составом (консервантом) «Мольвин-МЛ» (ТУ 38.40.1279-79), «Мовиль» (ТУ 6.15.38-76), «Тектил-309 АЖ-20» или «Оремин» (ТУ 38.101.1289-90). Защищаемые места предварительно промываются диоксидином или составом № 120 (ТУ 6.10.1265-73) и просушиваются сжатым воздухом. Места появления коррозии по возможности должны быть обработаны преобразователем коррозии (см. п. 1).

Хорошо перемешанный состав указанных консервантов надо наносить безвоздушным распылителем через гибкий шланг с наконечником до появления течи из неплотностей. Загустевшие консерванты можно развести бензином или уайт-спиритом (ГОСТ 3134-78).

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Автобусы (шасси) снабжены комплектом обязательной поставки, в который входят запасные части, водительский инструмент и принадлежности, индивидуальный комплект запасных частей (ЗИП).

Размещение инструмента и принадлежностей на шасси - технологическое.

ЗИП на автобусах расположены в специальных ящиках и люках.

Насосом для ручного перекачивания топлива, входящим в ЗИП, нужно пользоваться следующим образом:

- опустить конец длинного шланга в сосуд с топливом, при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса и указывающая направление течения топлива, должна быть направлена острием вверх;

- конец короткого шланга опустить в сосуд (бачок, ведро, канистра), в который перекачивают топливо. Этот сосуд расположить ниже того сосуда, из которого перекачивается топливо;

- сжать рукой (четыре-пять раз) резиновую грушу. После того, как из короткого шланга начнет вытекать топливо, нажимая на грушу, повернуть насос стрелкой вниз, что обеспечит перетекание топлива самотеком.

После пользования насосом слить топливо из шлангов.

При застревании шариков в нагнетательном или всасывающем клапане можно устранить неисправность легким постукиванием хомутами насоса о твердый предмет.

При засорении насоса надо ослабить крепление хомутов, вынуть шланги и продуть их и грушу сжатым воздухом.