Назад

Приложение Щ. Гидроусилитель руля производства "ПРВА ПЕТОЛЕТКА". Руководство по обслуживанию

ПРИЛОЖЕНИЕ Щ (справочное)

Руководство по обслуживанию и контролю гидравлических механизмов управления и насоса

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ ПРОИЗВОДСТВА «ПРВА ПЕТОЛЕТКА»

Что необходимо знать о гидравлических механизмах управления.

Кроме надежного привода насоса, надо обратить внимание на достаточный уровень масла в резервуаре. Если на соединительных местах и масляных магистралях отсутствуют точки без уплотнения, которые подробным осмотром легко обнаруживаются, тогда и не будет расхода масла. Также водителю придется быстро привыкнуть к проведению контроля уровня масла в резервуаре гидравлического механизма управления, как это он делает при контроле уровня масла в двигателе или уровня воды в радиаторе.

К сожалению, часто масляные резервуары недоступно установлены на автомобиле. Поэтому, можно ожидать попадания грязи, смываемой с соседних частей в резервуар при заливке масла. Это вызывает опасность у тех резервуаров, у которых отсутствует дополнительный фильтр к наливу масла, Дополнительный фильтр устанавливается по специальной просьбе. В стандартном исполнении, фильтр очистки масла, обязательно, устанавливается в обратный шланг.

Основные обязанности водителя в отношении гидроруля, следующие: контроль уровня масла в резервуаре (проводить раз в неделю), проверка состояния уплотнений на соединениях и масляных магистралях, исключаются поворот руля до конечного положения и удержание его в таком положении при нерабочем состоянии автомобиля, в случае обнаружения любых препятствий, водителю не разрешается проводить регулировку, ведь он должен передать автомобиль на осмотр уполномоченной сервисной станции, при недостаточном количестве масла в резервуаре, управление рулем затруднено.

Избегать перегрузки. Один хорошо сконструированный и отрегулированный гидроруль вообще не поддается перегрузке. Однако, перегрузка возможна в тех случаях, когда водитель делает несерьезный поступок и поворачивает передние колес все до конечного положения (аншлаг), когда автомобиль в нерабочем положении. В таких случаях масляный насос гидроруля терпит сверхперегрузку по отношению к нормальной перегрузке, и тогда можно ожидать заклинивания насоса. Из этого происходит обще принятое правило, которое гласит: руль можно поворачивать, только тогда, когда автомобиль находится в рабочем положении, т.е. кода ездит и когда колеса чуть-чуть перекатываются. Необходимо всегда иметь в виду то, что значительно высшее дополнительное усилие, которым располагаем, может привести к несоблюдению данного правила, тем не менее к необдуманному поступку при управлении. Все знают, что периодично надо выполнять замену масла в: двигателе, КПП, валах и других автомобильных агрегатах. То же самое относится к гидрорулю, но замена масла проводится в более длинном временном периоде.

Замена масла. У гидрорулей с шариком первая замена масла проводится одновременно с заменой масла в двигателе, а потом на каждых 50.000 км пробега. С заменой масла проводится и замена фильтрующего замена в резервуаре. Руководство к обслуживанию устанавливает тип масла и в каких промежутках времени необходимо проводить определенные осмотры гидроруля.

Как специалисты по автомобильному делу, водители или специалисты по обслуживанию, мы должны звать, что дополнительная регулировка винта-ограничителя не допускается - этим занимаются, только, уполномоченные мастерские и только специалисты по гидрорулям, которые применяют специнструменты. При проверке холостого хода руля, двигатель должен работать, в противном случае появятся сомнения о наличии сверхдопущенного зазора.

Прв1шущесво каждого гидроруля, заключаемое в применении малого усилия мышц, которым достигается эффективный коэффициент полезного действия, выбывает опасность. В большинстве случаев можно судить, что почти каждый водитель, который в первый раз сидит за гидрорулем, преодолевает извилины большими скоростями, в результате чего происходит износ автошин. Раньше, когда водитель управлял механическим рулем, для преодоления извилины он должен был подействовать достаточно высоким усилием от рук, пока при управлении гидрорулем, та же самая извилина преодолевается с применением части раннего усилия. В некоторых случаях езда на извилинах при великих скоростях приводит автомобильной катастрофе из-за мягкого разворота руля. Тем водителям, которые первый раз встречаются с гидрорулем надо подробно представить все эти информации и предупредить их, чтобы на извилинах не ездили на больших скоростях и не применяли повышенное усилие поворота руля. Пока водитель не привыкнет к другим новым условиям работы гидроруля, нужен определенный временной период. Так же надо предупредить водителя не поворачивать руль до крайнего конечного положения, когда автомобиль в нерабочем положении. Если какой-то автомобиль попадет в катастрофу, неопытные водители будут оправдываться словами "гидроруль изменил”. Но надо еще раз отметить, что на сотни тысяч автомобилей, на которых установлены гидрорули, во многих странах мира никто никогда не мог утвердить, что “гидроруль изменил”. Данная констатация относится к случаю правильной установки и правильного обслуживания гидроруля. Конструкция гидроруля надежная, что не исключает возможности поломки и повреждения его, если автомобиль ударит в какое-то препятствие. В таких случаях последствия те же самые, что и у каждого другого руля. В течение года нам удалось проанализировать и конструировать те детали, которые будут установлены на те места, на которых они будут обязательно ломаться при катастрофах. Те места, на которых детали обязательно ломаются, имеют за цель, при перегрузке гидроруля (в момент катастрофы), представлять случай более видным, так что его невозможно не заметить. Таким способом исключается возможность повреждения какой-то детали, раньше повреждение, которое наступит по причине износа материала,чтобы оно не было обнаружено Б первой его стадии.

Способ работы гидроусилителя руля с шариками. Для получения гидравлического усилия при осуществлении управления, которое начнет с поворачивания руля, клапанный механизм надо вывести из нейтрального положения. Центровочная пружина удерживает клапан в нейтральном положении посредством регулировочного винта. Поэтому необходимо создать усилие, которое может справиться с перенапряжением пружины. Поршень, связанный с сегментной осью и дальше с помощью управляемых колес, одной постоянной связью, сопротивление сопоставляет оборотному движению. Поэтому при управлении ведущая гайка гидроусилителя руля, нагружается по периметру через втулку и ряда шариков, справляясь с натяжением пружины. Масло под давлением, попадающее с насоса в секцию гидроусилителя руля, направляется в секцию цилиндра, из которого управление осуществляется гидравлическим способом.

Масло под давлением имеет боковую циркуляцию из-под клапана и попадает в продольный шарнир поршня. Для нивелировки давления масло подается на противоположную сторону, в продольное отверстие одного диаметра, и через горизонтально стоящие отверстия подводится к лобовым площадкам клапанного механизма, которые от цилиндра отсоединены уплотнительными кольцами. В нейтральном положении клапана, масло, протекавшее через подводные и обратные распределительные фаски, поступает в среднюю часть клапанного механизма, и потом, через соответствующее отверстие течет вверх, к одному отверстию поршня. Оттуда, масло подается в обратную магистраль. При перемещении клапана сторона поршня, на которой действует давление, отсоединяется от обратной магистрали, а противоположная сторона цилиндра связывается с обратной магистралью. Клапан управления имеет два поршня обратного действия, задачей которых является затруднение перемещения клапана из нейтрального положения, в зависимости от давления масла. Таким образом, усилие управления на руле повышается и становится пропорциональным усилию, создаваемому на колесах.

Рисунок 1 - Гидроусилитель руля с шариками типа 5045, распределительный клапан в нейтральном положении. 1 - корпус, 2- поршень, 3 - шпиндель, 4 - червяк-скользящая труба, 5 - сегментный вал, 6 - шарики,7 - трубка для шариков - ротационная трубка, 8 - гайка руля, 9 - кольцо резьбовое, 10 - промежуточная крышка, 12 - клапан ограничения давления, 13 - лопастной насос, 14 - резервуар для масла

Работа клапана обратного действия. Клапаны установлены в отверстиях клапанов управления и соединены с крепежными пластинами, занимают аксиальное положение и застрахованы. На наружные поверхности обоих клапанов, масло всегда действует под давлением, а что касается внутренних поверхностей клапана, масло действует только на одну сторону при рабочем положении клапана.

Рисунок 2 - Распределительный клапан в рабочем положении. Разворот руля по часовой стрелке. Для левозаходного червяка, масло подводится в правую секцию цилиндра.

Рисунок 3 - Распределительный клапан в рабочем положении. Разворот руля против часовой стрелки. Для левозаходного червяка масло под давлением подводится в левую секцию цилиндра

То же самое относится к лобовым поверхностям в отверстиях клапанного механизма. Таким образом создается усилие, стремящее вернуть клапанный механизм в нейтральное положение. Данная характеристика понимается как гидравлическое обратное действие.

Гидравлическое ограничение гидроусилителя руля с шариками А) Составные части и способ работы. На крышке корпуса (40) установлены два клапана (55), в которых скользят поршни (рисунок 4). Оба винтовых поршня соединяются торцовыми кулачками сегментного вала (30). При повороте сегментного вала клапаны остаются в закрытом положении, пока торцовые кулачки сегментного вала не соприкоснутся с одним клапанным поршнем, пока не поднимет его и откроет (рисунок 5).

Клапаны отверстиями соединены с обратной магистралью. Масло под давлением подается из левого цилиндра через отверстие в крышке корпуса к левому клапану, пока масло из правого цилиндра через отверстие в корпусе подается к правому клапану.

При поворачивании вала по часовой стрелке (см. рисунок 6, ход поршня вправо), левый клапанный поршень включается после определенного перемещения рычага управления, которое можно изменить путем заворачивания или отворачивания клапана. Таким способом через седло клапана масло под давлением подается из левого цилиндра в обратную магистраль. При этом положение клапана управления не меняется. Правый клапан ограничения управления, за это время, остается закрытым. Если сегментный вал поворачивается против часовой стрелки, тогда открывается правый клапан по предварительно определенному пути, и тогда масло попадает из правого цилиндра в обратную магистраль.

В случаях, когда клапан ограничения управления в открытом положении, гидроусилитель руля можно дальше поворачивать до крайнего конечного положения колес, т.е. до крайнего конечного положения гидроусилителя руля, только воздействием повышенного усилия и при сильно уменьшенном гидравлическом усилии.

Б) Регулировка гидравлического ограничителя гидроусилителя руля.

Первая регулировка крайнего конечного положения гидроусилителя руля проводится на пробном стенде на заводе производителя согласно инструкциям - чертежам производителя автомобилей.

Последующая регулировка проводится на автомобиле, после установки гидроусилителя руля. Данную регулировку можно проводить путем манометра или чисто механическим способом.

1 Регулировка па пробном стенде.Изготовитель гидроусилителей руля проводит регулировку крайнего конечного положения с требуемым отклонением сошки, согласно данным производителя автомобиля. Однако, для выполнения данной регулировки, без обязанностей последующей коррекции гидроусилителя руля при установке на автомобиль, надо учесть все возможные отклонения, находящиеся в перечне отклонений, и которые могут в передаточном механизме гидроусилителя руля в деталях механизма гидроусилителя и деталях самого автомобиля. Расстояние, существующее в таких случаях при гидравлическом ограничении управления между частями ограничителя колеса, должно быть уточнено на соответствующую величину. ППТ в таких случаях утвердил отклонение до 6° на сошке. При такой регулировке до достижения крайнего конечного положения колеса необходимо подействовать от руки для преодоления соответствующего пути. Регулировки, описанные в пп. 2 и 3 соответствующий путь значительно сокращается.

2 Регулировка на автомобиле с помощью манометра.На нагнетательном шланге между насосом и гидроусилителем руля устанавливается манометр (предел давления до 250 бар, см. рисунок 6) и поднять вверх ось управления (домкрат установить из-под оси, а если на автомобиле нет жесткой оси, тогда управляемые колеса должны стоять на поворачивающихся плитах для выполнения регулировки гидравлического ограничения). Во всяком случае, ось управления должна быть под нагрузкой, для сравнения возможных ошибок, которые могут возникнуть при прогибке в момент измерения.

Пока двигатель работает, повернуть гидроусилитель руля до крайнего конечного положения колеса, без применения больших усилий. За это время другой механик должен держать регулировочный щуп толщиной (2-3) мм между частями ограничителя колеса для обеспечения дополнительного запаса. Толщина регулировочного щупа зависит от жесткости механизма управления и поэтому допущены случаи применения более толстых щупов для некоторых автомобилей. С достижением ограничения, дальше поворачиваем рулевое колесо (5 секунд, не более), преодолевая этим реактивное усилие клапана управления, все до получения плотного налегания ограничителя. Для этого нужно развить усилие на рулевом колесе от 100-209 Н (10-20 кгс) в зависимости от возвратного действия гидравлического усилия. В таком положении манометр должен показывать давление масла между 30 и 85 бар. Регулировку можно скорректировать путем ослабления контргайки (а 1, т.е. б I), пока соответствующая втулка клапана (а 2 или 6 2) заворачивается или отворачивается. При таких операциях рулевое колесо не держать в руках, чтобы во время такой работы образовалось проточное давление масла. Потом затянуть контргайку (а 1, т.е. 6 1) моментом затяжки 25-35 Нм (2,5-3,5 кгс.м). Регулировка второго ограничителя колеса проводится таким же способом. Клапан (а 2) и гайка (а 1) на рисунке 7 должны перемещаться, когда рычаг управления, рисунок 6, движется в направлении А. Соответственно этому, перемещаются клапан (6 2) и гайка (б 1), когда рычаг управления движется в направлении Б.

Рисунок 6 - Регулировка с помощью манометра 1 - манометр, 2 - обратная масляная магистраль, 3 - насос, 4 - нагнетательная магистраль, 5 - подключение "Т”, 6 - гидроусилитель руля, 7 - винт для регулировки “б" гидравлического ограничения для отклонения сошки по направлению "Б", 8 - винт для регулировки "а” гидравлического ограничения для отклонения сошки по направлению "А ”

На следующих рисунках показана схема краткого исполнения ППТ гидроусилителя руля с шариками, с регулировкой гидравлического ограничения в крышке секции и с подключенным лопастным насосом и движением поршня в правую сторону.

После выполнения регулировки гидравлическое усилие действует до момента достижения ограничения на колесах. Проверка регулировки проводится путем нормальной загрузки автомобиля и при медленном движении его делается разворот, пока гидравлическое усилие не выключится.

В таком положении между частями ограничителя колеса должно стоять дополнительное расстояние 1-3 мм. Данная проверка дает возможность уточнения толщины измерительного щупа, которые прокладываются.

Если давление, при развороте сошки по направлению А или Б раньше или поздно упадет, тогда втулки клапана (а 2 и 6 2) надо завернуть, согласно описанному ниже порядку.

Если замеряемое давление, превышает 35 бар, соответствующий клапан для ограничения управления (55), надо дальше заворачивать по часовой стрелке. Если давление ниже 30 бар, соответствующий клапан (55), дальше надо отворачивать (против часовой стрелки). На рисунке 7 величиной “ф” показано расстояние, которое должно стоять между частями ограничителя колеса, при гидравлическом ограничении управления и оно составляет 2 мм. Данный метод контроля применяется, прежде всего, при серийной установке. Однако, до проведения серийной регулировки, для каждого типа автомобиля, необходимо согласовать толщину регулировочного щупа. Регулировочные щупы устанавливаются между ограничителями колеса.

При регулировке на монтажной линии и для согласования толщины их надо учесть следующие отклонения:

а) кинематические ошибки, которые возникают на гидроусилителе руля при прогибе,

б) сильную затяжку, которая появляется на деталях механизма гидроусилителя руля при управлении нормально нагруженным автомобилем при более медленном движении,

в) зазор между частями ограничителя колеса при воздействии гидравлического ограничения управления.

Кроме того, для каждого типа автомобиля надо один раз выполнить замер поворота рулевого колеса по ободу. Поворот рулевого колеса по ободу получается следующим способом: руль поворачивается без применения усилия и без повышения давления пока колеса не достигнут крайнее конечное положение, а затем поворачивается дальше с применением повышенного усилия на рулевое колесо и с повышенным давлением масла до получения давления 40-50 бар. Для проведения серийных регулировок поворот рулевого колеса контролируется по обозначениям на рулевом колесе.

Рисунок 7 - Контроль крайнего конечного положения колеса 1 - положение болта крайнего конечного положения, 2 - ограничитель колеса на оси, 3 - ограничитель колеса "е”(регулировка на автомобиле без манометра), 4 - регулировочный винт

3 Регулировка ограничения управления на линии осуществляется следующим порядком:

Автомобиль поднять вверх, установить регулировочные щупы на ограничитель колеса и повернуть рулевое колесо до крайнего конечного положения колеса. Из этого положения рулевое колесо дальше поворачивается с применением больших усилий, чтобы проехал указанную линию на рулевом колесе, поворачивая при этом беспрерывно рулевое колесо туда - сюда на (2-3) см. Второй механик медленно заворачивает клапан по часовой стрелке, пока давление не упадет. Это сразу чувствуется, потому что рулевое колесо сразу можно поворачивать дальше, но с применением значительно повышенного усилия. В таком положении клапан застрахован контргайкой и гайкой, затянутой моментом затяжки 25-35 Нм (2,5-3,5 кгс.м).

Регулировка второго ограничителя колеса проводится точно так же. Втулка клапана "а 2" и контргайка “а 1” (на рисунке 6) должны быть отрегулированы, когда сошка движется по направлению "А". Втулка клапана “б” и контргайка “б 1” регулируются, когда сошка движется по пути "Б”. Контроль. Автомобиль под нормальной нагрузкой во время движения легко поворачивать пока гидравлическое усилие не выключится. Между частями ограничителя колеса должен стоять зазор 2-3 мм, отвечающий развороту руля на 20-30 град.

4 Регулировка гидроусилителя руля, установленного на автомобиле.

1 Снятие зазора на гидроусилителе руля осуществляется в пределах прямолинейного движения в следующем порядке:

а) ось управления поднять вверх,

б) рулевое колесо установить в среднее положение, которое получается разделением общего числа оборотов рулевого колеса на половину,

в) отвернуть гайку (50) на крышке корпуса,

г) рулевое колесо повернуть до одного крайнего конечного положения и замерить нужный момент трения для поворачивания рулевого колеса за пределами прямолинейного движения (на 1/2 поворота до достижения крайнего конечного положения). Для поворачивания рулевого колеса использовать прибор для замера крутящего момента, который устанавливается на гайку рулевого колеса,

д) потом замерить момент трения в среднем положении (точка наибольшего усилия). С применением прибора для замера крутящего момента разворачивать рулевое колесо в левую и правую стороны за 1/2 числа оборотов от положения прямолинейного движения, а регулировочный винт (31) затягивать до получения увеличения крутящего момента от 40-50 Н.м (4-5 кгс.м) по сравнению с замеренной величиной указанной и т.д,

е) гайку (50) затянуть моментом затяжки 90 Н.м (9 кгс.м), крепко придерживая регулировочный винт. Установленный крутящий момент еще раз проверить. Крутящий момент, превышающий установленный (50 Н.м) в пределах прямолинейного движения не улучшает характеристики управления и условия передаточного механизма. Тем не менее вызывает появление высокого давления, и в связи с этим ненужный износ.

2. Регулировка крайнего конечного положения гидроусилителя руля - смотри раздел «Снятие гидроусилителя руля с автомобиля».

Рисунок 8 - Лопастной насос: 703 - приводной вал, 704 - шпонка, 705, 707 - упорные кольца, 706 - шариковый подшипник, 709 - игольчатый подшипник, 710 - корпус, 711, 732 - резьбовые винты, 713 - винт с полукруглой головкой, 714 - табличка с обозначением типа, 715 - штифт, 716, 717, 722, 725 - О-кольца, 718 - торцовая плита на приводной стороне, 721 - ротор-комплект, 722.1 - опорное кольцо, 723 - торцовая плита к крышке, 724, 730 - пружины, 725.1 - кольцо, 726 - крышка, 727 - пружинный предохранитель, 728 - глушитель, 729 - поршень клапана-комплект, 730 - пружина, 731 - уплотнительное кольцо

Способ работы. При поворачивании приводного вала и с ним соединенного ротора, нажимаются радиально подвижные лопасти, направляющиеся в прорезах их центробежной силой, а масло на дорожку для направления кольца. Две лопасти с последовательностью одна за другой образуют одну камеру (всего 10) и ограничены по боковой стороне нажимными дисками. Каждая камера питает два раза за один поворот максимально эффективный объем камеры. Всасывающие и нажимные камеры устанавливаются так, что гидравлические радиальные усилия, действующие на ротор, аннулируются.

В торцовом диске на стороне крышки (723) и торцовом диске на приводной стороне (718) установлены 4 канавки и масло под давлением подается к торцовой поверхности лопасти насоса и таким способом масло распыляется от центробежного усилия. С увеличением числа оборотов, т.е. с увеличением расхода питания насоса, увеличивается падение давления за заслонкой на стороне клапанного поршня с пружиной. Как только гидроусилие преодолеет усилие пружины, поршень движется к пружине и излишнее масло протекает через свободное отверстие во всасывающий канал насоса. Таким образом, гидроусилитель во всех диапазонах вращения насоса питается почти постоянным расходом масла. В поршне по ограничению расхода установлен шариковый клапан нагнетания пружиной, регулирующий максимальное давление в насосе.

Обслуживание насоса. Гидравлическим маслом в то же время проводится смазывание насоса. Важным является в одинаковых интервалах контролировать уровень масла в резервуаре. Рекомендуется контроль через каждые 5000 км пробега, т.е. по инструкциям изготовителя автомобиля.

Возможность всасывания воздуха внутри кругового потока масла, как и наличие наименьших пузырьков воздуха в масле после его выпуска, являются причинами контроля уровня масла в рабочем состоянии насоса. Всосанный воздух сжат обратным потоком, и после выключения насоса расширяется вследствие нормального давления воздуха. По этой причине после выключения насоса уровень масла в резервуаре повышается на приблизительно (1-2) см. До включения насоса рекомендуется контроль уровня масла в резервуаре и по потребности дополнение маслом до около 2 см над верхним обозначением на измерителе в нерабочем состоянии насоса. После этого надо включить насос (двигатель), наблюдать за уровнем масла, при необходимости - долить. Если уровень масла понижается значительно, тогда нужно из гидравлического устройства выпустить воздух. Чтобы не произошло всасывание воздуха при ремонтных работах, следует проконтролировать герметичность привода и затянуть все резьбовые соединения и трубопроводы высокого давления.

При ремонте насоса или ГУ Ра необходимо заменить патрон фильтра (4) в резервуаре (1) масла следующим образом. Слить масло из ГУРа, отпустить барашковую гайку (9) и снять крышку резервуара. Снять прокладку (10) с корпуса (2) винта и вытянуть крышку (5) фильтра вместе с нагнетательной пружиной (6), заменить патрон (4).

Для бесперебойной работы насоса необходимо применять соответствующие гидравлические масла, которые одновременно являются смазкой. Поэтому для комплектного устройства необходимо только одно масло.

Залив масла и устранение воздуха

Проверка герметичностисистемы гидроусилителя руля проводится после определенного пробега согласно инструкциям изготовителей автомобилей. Если гидроусилитель руля встроен дополнительно, проверка проводится после пробега первых 1000 км, а именно, после 25 рабочих часов.

Примненяемое масло.Масло, применяемое для привода гидроусилителей руля, одновременно применяется как смазочное средство для смазки всей системы гидроусилителя руля.

Поэтому, для безупречной работы гидроусилителя руля задаются строгие требования к маслу, которые базируются на следующем:

а) применение масла на температурах до 110 °С,

б) аддитивы, содержащиеся в масле способствуют улучшению:

способа преодоления давления, уменьшению трения и износа, предотвращения пенообразования, более стабильной вязкости, привыкания к герметичным материалам.

в) прозрачность, гомогенное масло без содержания нерастворимых веществ и с добавками, которые не выделяются, даже после длительных простоев.

г) показатели технического испытания масла:

- не вызывает коррозию стали,

- набухание уплотнительного материала отсутствует,

- не вызывает отвердение герметичных материалов,

- устойчивость лакокрасочных поверхностей.

Резервуар масляный: 601 - маслоуказатель, 602, 606 - уплотнительные кольца, 603 - винт, 604, 610, 611, 614 - прокладки, 604.1 - защитный колпачок, 605 - крышка, 607 - опора фильтра, 608 - фильтр, 609 - всасывающий патрубок, 612 - тарельчатый клапан, 613 - гайка, 615 - резервуар, 616,617 - О-кольца, 618 - кронштейн, 619, 620 - втулки, 640 - табличка с данными о масле

Во всех указанных случаях нежелательные влияния масла исключаются. Масла, отвечающие данным требованиям, это гидравлические масла АТФ (Дехрон или М2С 33 или тип А Суффих А), вязкости приблизительно 3,5 °Е при температуре 50 °С, температура отвердения меньше -35 °С с незначительной тенденцией образования пены. Масла с повышенным процентом вязкости, могут привести к образованию высокого поддавления в шланге впуска, в результате чего слышится шум при работе насоса. Масла более известных производителей, которые можно у нас купить, и которые удовлетворяют перечисленные требования, и которые разрешены со стороны изготовителя, следующие:

INA: IN A ATF В; SHELL: SHELL ATF Dexron 11-20137;

ESSO: ESSO ATF Dexsron D-20277; BP: BP Autran DX HD-20335.

Все масла периодично подвергаются контролю качества.

Замена масла и фильтрующего элемента проводится одновременно с контролем, указанным в разделе «Руководство к проведению контрольных проверок». Смешивание двух типов масла не рекомендуется. Пред установкой нового фильтрующего элемента, надо смазать держатель фильтра.

Выпуск масла. Управляемую (среднюю) ось поднять вверх или освободить продольную рулевую тягу от сошки. Отвернуть пробку для выпуска масла, которая установлена на нижней части секции гидроусилителя руля. Поворачиванием рулевого колеса привести поршень гидроусилителя руля в верхнее крайнее положение. После этого включить двигатель и проработать на холостом ходу около 10 секунд, до исчезновения масла из насоса и резервуара.

В выключенном состоянии двигателя для контроля еще раз повернуть рулевое колесо в направлении от одного до другого ограничителя до прекращения течи масла.

Налив масла. Примечание: надо обратить внимание на то, чтобы при наливе в резервуаре находилось определенное количество масла, во избежание проникновения воздуха в гидроусилитель руля. Кроме того, во время налива масла и устранения воздуха из гидроусилителя руля, двигатель должен работать на холостом ходу и этот факт надо обязательно учесть.

При повышенном числе оборотов снова будут проникать пузыри воздуха, которые с протеканием масла через насос, разлагаются на большое количество более мелких пузырей. Это может привести к образованию пены в насосе, что удлиняет процесс устранения воздуха.

Оставшийся воздух, который при движении не замечается во время эксплуатации, автоматически выделяется на поверхность масла в резервуаре. Поэтому уровень масла в резервуаре, не должен занимать крайнее верхнее положение, пока выпускные отверстия на крышке резервуара, должны быть чистыми.

Заправка гидроусилителя и насоса маслом осуществляется через отверстие налива масла, находящегося на крышке резервуара масла. Для первой заправки и при замене масла, рекомендуется снять крышку с резервуара и наполнить резервуар маслом.

Так как объем системы в несколько раз превышает объем резервуара масла, заправка резервуара маслом повторяется несколько раз. После каждой заправки резервуара, электростартером (без включения двигателя) запускается двигатель, пока вся система не наполнится маслом. При этом уровень масла в резервуаре быстро падает, вследствие чего, масло нужно постоянно подливать, и, конечно, предотвращать появление проникновения воздуха в систему.

Для заполнения некоторых типов ППТ ГУР-ов нужно следующее количество масла:

тип 5036 -0,7 л; тип 5038 - 0.9 л; тип 5042 - 1,5 л; тип 5045 - 1,9 л.

Устранение воздуха. Когда система гидроусилителя руля наполнена маслом, и когда при запуске двигателя уровень масла не падает ниже верхнего обозначении уровня масла но указателю уровня масла, можно произвести пуск в работу двигателя. Руль медленно разворачивать в крайние конечные положения для устранения из цилиндра оставшегося воздуха. При этом надо следить за уровнем масла и если он падает, то сразу подливать его. Такую работу сюит проводить все до достижения стабилизации уровня масла в резервуаре на верхнем обозначении уровня по указателю уровня масла и до прекращения выделения воздушных пузырей. После поступка, проведенного по указанным выше инструкциям и отключения двигателя, уровень масла в резервуаре не должен подняться больше (1-2) см. После этого выключить двигатель, и ось автомобиля снять с ножек.

Прибор для проверки работы гидроусилителя руля

Описание. Прибор для проверки ППТ гидроусилителя руля, предназначен для проверки работы гидроусилителя руля и его насоса, производительностью 20 л/мин не более и давлением 150 бар не более. Использованием данного прибора можно проводить замер производительности насоса, а также самое высокое давление и проток масла в гидроусилителе руля. Проверка работы проводится на установленных агрегатах.

Прибор состоит из следующих основных агрегатов:

1 Прибора для замера давлений и производительности насоса, а также механического зазора гидроусилителя руля.

2 Термометра для замера температуры масла.

3 Манометра для замера низкого давления от 0-25 бар (2).

4 Крана в 3-х направлениях (3).

5 Манометра для замера давления насоса рулевого управления от 0-250 бар (4).

6 Бленды для замера производительности при числе оборотов холостого хода двигателя, т.е. (протока 17 л/мин не более).

7 Клапана ограничения давления для защиты манометра замера давления в насосе рулевого управления.

8 Предохранительного клапана (5), налаженного на 150 бар, для защиты насоса и шлангов.

Детали для замера протока масла в гидроусилителе руля:

1 Счетчик с кольцевым поршнем (6).

2 Край в двух направлениях (6) для регулировки давления, необходимого для замера.

3. Предохранительный клапан (9) для сметчика с кольцевым поршнем.

Для того чтобы шланги высокого давления и арматуры, необходимые для подключения прибора для проверки работы гидроусилителя руля к гидроусилителю руля, были всегда легко доступными, изготовлена задняя стенка ящика, имеющая форму крышки, которая просто открывается. Этим обеспечено помещение подключенных деталей во внутренности корпуса.

Кроме того, с внутренней стороны крышки имеется диаграмма к бленде, служащая для замера производительности.

Способ подключения. Перед подключением прибора к гидроусилителю руля, рекомендуется произвести заправку маслом подключений магистралей прибора для проверки работы гидроусилителя руля, все до тех пор, пока масло не начет разливаться. Этим ускоряется процесс устранения воздуха (для полной заправки нужно приблизительно 0,17 л).

Отсоединить магистраль под давлением от насоса к гидроусилителю и в середине включить прибор для проверки работы, так что подключение (штуцер) 1 (см. рисунки 10 и 11) будет соединено с насосом, а подключение 2 - с гидроусилителем. Часть низкого давления прибора для проверки, встраивается в обратную магистраль, причем подключение 3 соединяется с магистралью масла от гидроусилителя руля, а подключение 4 - с магистралью в резервуаре масла. Обе ручки контрольного прибора установить на «0». Долить масло в резервуар.

Если теперь включаем двигатель, тогда уровень масла в резервуаре падает. Поэтому следует постоянно доливать масло, во избежание проникновения воздуха. Гидроусилитель руля несколько раз повернуть то в одно, то в другое крайнее конечное положение. Таким способом устраняется воздух, оставшийся в гидроусилителе руля, и в приборе для проверки работы его.

Проверка работы гидроусилителя руля и насоса

Проверка максимального давления. Разогреть масло в гидроусилителе руля до температуры приблизительно 50 °С.

Проверка насоса. Прочитать максимальное (125-135 бар) давление, данное на пластинке с обозначением типа насоса или гидроусилителя руля, или на отдельно помещенном клапане для ограничения давления. Потом, медленно, перемещать ручку (3) из положения «0» по направлению давления (Druck), все до достижения максимального давления (максимальное давление должно действовать в течение 10 секунд не более, в противном наступает сверхдопущенный перегрев насоса, и, в конечном итоге, наступает ранний износ). Повторно вернуть ручку к положению "0". Допущенное отклонение от номинального давления должно быть ±10 % не более. В случае отклонений сверх допущенных, стоит проверить насос, привод насоса или клапан ограничения давления при сборке прибора для проверки в соответствии с инструкциями, и отремонтировать неисправные детали.

Внимание. Если сборка прибора для проверки выполнена в соответствии с инструкциями, обязательно иметь в виду то, чтобы двигатель, при проведении всей проверки давления работал на числе оборотов, отвечающих работе двигателя на холостом ходу. С каждым повышением числа оборотов сразу повышается давление масла. В данном случае не исключена возможность повреждения магистрали под давлением, или возможность заклинивания насоса.

Проверка гидроусилителя руля. Между деталями ограничителя колеса устанавливают регулировочные щупы (толщиной 15 мм), которые изготовлены таким способом, ограничивающим разворот гидроусилителя руля на 1/2 до 3/4 поворота руля при достижении крайнего конечного положения. Ограничение поворота должно быть отрегулировано на данных регулировочных щупах, а не на гидроусилителе руля через рабочий поршень в цилиндре.

Рулевое колесо повернуть до конца в правую сторону, и в течение приблизительно 10 секунд, руль дальше поворачивать в правую сторону воздействием усилия от 10-20 Кн (данное усилие человек развивает одной рукой). Давление масла, появляющееся тогда прочитать но манометру.

Точно такое же измерение проводится при развороте рулевого колеса в левую сторону.

Если при поворотах руля В правую и левую стороны или в обе стороны, будет установлено, что давление масла при воздействии усилия 10-20 Кн, меньше ранее замеренного максимального давления масла насоса, возникают сомнения в исправности гидравлики гидроусилителя руля, и тогда ППТ гидроусилитель руля и насос стоит демонтировать или клапан ограниченна давления.

Проверка производительности. Выполнить проверку производительности насоса в нижних пределах числа оборотов. Пока двигатель работает при числе оборотов, отвечающих холостому ходу (число оборотов насоса около 500 об/мин), поворачивается ручка из положения «0» в положение "протекание масла” Forderstcom). При этом должно появиться давление не менее 50 бар, потому что эта величина отвечает приблизительно величине 5 л/мин. В случаях, когда насос показывает меньшую производительность, следует заменить его. Потом повторно вернуть ручку в положение «0».

Проверка протекания масла

а) Установить регулировочный щуп. Повернуть гидроусилитель руля до крайнего конечного положения и подействовать усилием от 100-200 Н (10-20 Кн) рулевое колесо дальше поворачивать до полного закрытия клапана гидроусилителя руля.

Левую ручку (7) гидроусилителя руля установить в положение (Durchfhiss). Прочитать величину на счетчике с кольцевым поршнем (6), который показывает величину в течение 10 секунд. Ручку повторно установить в положение "ноль” и опустить рулевое колесо.

б) Снять крышку гидроусилителя руля с задней стороны. Открыть 2-х направленный кран (8), а 3-х направленный кран (3) установить в положение давления (Druck). 2-х направленный кран (8) с задней стороны гидроусилителя руля повторно закрыть, пока не появится замедленное давление, которое на 30 бара ниже максимального давления, замеренного по инструкциям. Повторно открыть 3-х направленный кран. Установить регулировочный щуп. Повернуть гудроусилитель руля до крайнего конечного положения и воздействием усилия от 100-200 Н (10-20 кгс) рулевое колесо дальше поворачивать до полного закрытия клапана управления.

Левую ручку (7) гидроусилителя руля переместить в положение "протекание” Durcflhiss). Прочитать величину на счетчике с кольцевым поршнем (6), который показывает величину в течение 10 секунд. Повторно вернуть ручку (7) в положение "ноль", затем отпустить рулевое колесо и закрыть 2-х направленный кран (8). Порядок, описанный выше, особенно управление ручкой (7) и клапаном гидроусилителя руля (потянуть рулевое колесо усилием 1 -20 кгс) должно быть безусловно сохранено, потому что счетчик с кольцевым поршнем при неправильном применении повреждается сильной струей (начиная с 15 л/мин).

Величина, замеренная измерительным прибором при замере согласно инструкциям, надо умножить на 6 и таким способом получается фактическое количество масла, протекающее в 1 минуту. Данное количество не должно превышать значение для ППТ с гидроусилителем руля с шариками -Тип 5045 - 2,0 л/мин.

Примечание. Замер давления и протекание масла проверять путем разворота гидроусилителя руля как в левое крайнее конечное положение, так и в правое крайнее конечное. Проверку механического зазора внутри передаточного механизма гидроусилителя руля проводить манометром для низких давлений 0-25 бар. Рабочие операции для данной проверки и допущенная величина давления на рулевом колесе, подробно описаны в подразделе для выполнения контрольной проверки.

Руководство к проведению контрольных проверок

Контрольные осмотры

Междугородные дороги, км

Смешанное кратколинейное движение, км

1

100000

100000

2

200000

175000

3

300000

250000

Как это указано в руководстве для обслуживания гидроусилителя рулей, автомобили с ППТ с гидроусилителем руля должны обращаться к уполномоченным сервисным станциям, в которых проводится подробный контрольный осмотр гидроусилителей рулей и насоса высокого давления после пробега, приведенного в таблице. У автомобилей без показателя пробега и показателя рабочих часов ориентировочной величиной берется израсходованное количество топлива, которое отвечает указанным интервалам. Последующее описание относится только к 1 и 2 контрольным осмотрам.

При этом не нужно снимать гидроусилитель руля и насос с автомобиля, за исключением случаев обнаружения большого хода рулевого колеса и других недостатков. Для повышения безопасности при автомобильном транспорте, при проведении 3 контрольного осмотра рекомендуется снять и разобрать гидроусилитель руля и насос, проверить детали на отсутствие износа и на отсутствие рисок (на деталях под большой нагрузкой). Таким случаем надо произвести замену всех уплотнительных деталей. Во избежание долгих ожиданий на ремонт, рекомендуется приобрести запасной агрегат.

Проведение 1 и 2 контрольных осмотров. Примечание. Для получения более ясной картины состояния автомобиля и гидроруля и для сравнения состояний гидроусилителя до и после проведения контрольного осмотра, рекомендуется выполнить пробное движение автомобиля. Пробное движение, прежде всего, стоит проводить в случаях, когда водитель оценивает, что гидроусилитель руля плохого состояния. ДО проведения пробного движения автомобиля, надо проверить уровень масла и устранить воздух.

Проверка механической работы гидроусилителя

Проверка крепежных винтов.Дополнительно затянуть винты на гидроусилителе руля и произвести затяжку гидроусилителя руля установленным моментом затяжки.

Внимание. Если нужно выполнить корректировку длины деталей гидроусилителя, причиной чего является какое-то событие, подобное катастрофе, и которое имело место до этого, рекомендуется сделать следующее:

- проверить_мелкие шлицы вала гидроусилителя руля (для гидроусилителя руля шарикового -30), т.е. проварить на отсутствие прогиба (в данном случае надо снять кронштейн ступицы),

- проверить вал гидроусилителя руля на отсутствие прогиба при установке и контроль всех деталей передаточного механизма гидроусилителя руля на отсутствие изогнутости и трещин.

Детали, имеющие деформации не подлежат дополнительной поправке, и такие детали стоит заменить.

Проверка зазора между поршнем (90) и сегментным валом (30) в среднем положении :

а) гидроусилитель руля привести в среднее положение и снять продольную рулевую тягу с сошки.

б) отпустить гайку (50).

в) регулировочный винт (31) повернуть по часовой стрелке до появления легкого сопротивления на рулевом колесе 40-50 Н.м (4-5 кгс.м), замечается возрастание крутящего момента по сравнению с моментом вне положения, установленного для прямолинейного движения. При этом рулевое колесо постоянно поворачивать то в правую, то в левую стороны, за одну половину оборота рулевого колеса.

г) повторно затянуть гайку (50) моментом затяжки 90 Н.м (9,0 кгс.м), а винт (31) крепко придерживать во избежание поворота его.

д) для уверенности рулевое колесо еще один раз повернуть в обе стороны и притом обратить внимание, что еще осуществляется небольшое сопротивление повороту 40-50 Н.м (4-5 кгс.м) в среднем положении.

Проверка разворота рулевого колеса.Снять шарнир продольной рулевой тяги с сошки и снова выполнить временное соединение. Рулевое колесо поворачивать в левую сторону до крайнего конечного положения. Снять сошку и дальнейшим поворачиванием рулевого колеса проверять наличие запаса управления. Замер повторить путем поворота рулевого колеса в правую сторону. В обоих поворотах должен быть запас на управление. В противном случае стоит повторно отрегулировать клапаны ограничителя колеса. Сошку снова соединить.

Проверка зазора подшипника вала.Перемещением, встряхиванием рулевого колеса в правую и левую стороны проверить наличие зазора. В случае наличия зазора втулку подшипника заменить.

Проверка зазора в шарнире, а именно на пластине, стоящей между верхней осью и механизмом управления.

Если установится, что имеется зазор, который приведет к сильно слышному стуку при развороте налево и направо, надо установить новую деталь.

Проверка наружной герметичности:

а) Включить двигатель.

б) Проверить все соединения, предохранители и магистрали гидроусилителя руля на герметичность. Также проверить уплотнительные кольца на гидроусилителе руля и насосе.

По необходимости провести затяжку соединений, а поврежденные уплотнения заменить. При установке новых уплотнительных колец рекомендуется использовать специнструменты.

в) Все шланги и трубы проверять на отсутствие износа. Изношенные детали заменить.

г) Выключить двигатель.

Выпуск масла.Отвинтить винтовую пробку для отвода масла (установлена на нижней части корпуса). Двигатель запустить в течение короткого временного интервала, пока масло из резервуара не стечет (двигатель работает в течение 10 секунд не более, в противном насос заклинивается). Рулевое колесо поворачивать в направлениях от одного до другого ограничителей пока масло не сольется.

Замена фильтрующего элемента фильтра:

а) Отвинтить крепежный винт на крышке резервуара и снять крышку.

б) Старый фильтрующий элемент вынуть вместе с металлической частью. При снятии фильтрующего элемента рукой закрыть отверстие элемента во избежание возврата в резервуар засоренного масла.

в) Новый фильтрующий элемент с металлической частью вставить с верхней стороны.

Установка манометра или прибора для проверки(пробного ящика).

В нагнетательный шланг между насосом рулевого управления и гидроусилителем руля (см. рисунки 9, 10, 11) встроить дроссельный манометр с герметичным клапаном, имеющий предел измерения 0-150 бар (манометр нужно встраивать на видном месте так, чтобы его можно увидеть с водительского сидения). Манометр нужен и для проведения последующих испытаний. При использовании прибора для контроля, нагнетательный шланг насоса надо подсоединить к подключению “1” крана, а подключение "2” соединить с гидроусилителем руля. Обратный шланг гидроусилителя руля соединяется с подключением "3", а подключение "4" должно иметь связь с резервуаром для масла.

Заправка маслом. Примечание. При последующем поступке обращать внимание, чтобы в резервуаре для масла осталось какое-то количество масла во избежание проникания воздуха. Кроме того, при наливке масла, а также при устранении воздуха, насос должен работать с пониженным числом оборотов. Резервуар для масла наполнить до конца маслом. После этого электростартером несколько раз включить двигатель для заправки маслом полного гидроусилителя руля. При этом уровень масла в резервуаре быстро падает и поэтому масло надо постоянно подливать и таким способом предотвращать проникновение масла.

Устранение воздуха:

а) В случаях, когда гидроусилитель руля столь же наполнен маслом и когда при кратковременном включении двигателя уровень масла значительно упадет, тогда можно запустить двигатель.

б) После этого руль несколько раз поворачивать от одного до другого ограничителя для устранения воздуха из цилиндра. При этом следить за уровнем масла и в случае упада его, выполнить доливку.

в) Данный процесс повторяется до достижения стабилизации уровня в верхней точке измерителя и до прекращения появления при развороте рулевого колеса в резервуаре воздушных пузырей.

г) Если мы поступали в соответствии с указанными рекомендациями, то после отключения двигателя уровень масла не должен подниматься свыше 1-2 см в зависимости от величины гидроусилителя руля.

д) Установить крышку резервуара и прикрепить его винтами. Одновременно проверить исправность отверстия для устранения воздуха на крышке и при необходимости очистить.

У гидроусилителей с шариками проверка устранения воздуха проводится через выпуск из корпуса следующим способом: Снять заглушку (72) и по выпуску (71) установить пластмассовый прозрачный шланг. Таким способом можно увидеть создаваемые пузыри и гидроусилитель руля не загрязняется маслом, которое вытекает. Потом клапан устранения воздуха отвернуть за 1/2-1 оборота, для устранения воздуха, оставшегося в этой части секции. Вытекающее вместе с выделением пузырей масло принимать в чистый сосуд. Как только качнет вытекать из отверстия масло без выделения пузырей, клапан снова закрыть. Установить заглушку на требуемое место и по необходимости долить масло.

Проверка работы гидравлического руля управления и насоса рулевого механизма

Натяг клиновидных ремней(на месте установки их) проверяется путем стандартного нажатия большим пальцем (при максимальном давлении ремень не должен иметь проскальзывания).

Неисправные ремни заменить.

Проверка давления у насоса рулевого управления. С пластинки с обозначением типа насоса или отдельно установленного клапана ограничения давления, прочитать максимальное давление.

Двигатель разогреть в течение работы.

а) У гидроусилителей рулей, имевших ограничение давления перед краном. При работе двигателя на холостом ходу, установленный кран, а именно 3-х направленный кран закрыть на положение "давление" (Druck). Прочитать давление по манометру (время действия максимального давления -10 сек, потому что внутренние части насоса греются, что вызывает износ) и кран, а именно рычаг вернуть в первоначальное положение. Допущенное отклонение от номинального давления не должно превышать ±10 %.В случае отклонений больше установленных, стоит проверить способ работы нагнетательного и регуляционного клапанов. Клапаны нужно привести в исправное состояние.

Контроль клапанов. С крышки насоса, а именно с отдельной секции, снять нагнетательный и регуляционный клапаны. Отверстия в клапанном механизме не должны быть закрытыми. Обе части должны легко поворачиваться в отверстиях и не должны иметь натяг. При необходимости установить новый клапан.

Если после проведения данных испытаний максимальное давление насоса и дальше низкое, тогда надо проверить внутренние детали насоса на отсутствие износа и лобового зазора, и в случае наличия их - провести замену насоса.

б) У приборов с ограничением давления из-за крана.

Внимание. Поскольку установка крана проводится в соответствии с описанием б) в течение всего времени контроля давления, двигатель должен работать на числе оборотов холостого хода. Повышение числа оборотов приводит к резкому и неравномерному повышению давления масла, в результате чего может наступить повреждение нагнетательного шланга или насоса.

При числе оборотов двигателя на холостом ходу, кран медленно закрыть, а именно установить в положение "давление" (проверить работу манометра). Кран оставить в таком положении для подтверждения кратковременного действия (10 секунд не более) максимального давления. Кран повторно установить в исходное положение. Если при замерах не показывается нормальное давление (допущенное отклонение 10 %) надо проверить способ работы регулировочного клапана и клапан в данном положении привести в исправное состояние.

Рисунок 13 - ГУР с шариками:1 - в левую сторону, 2 - в правую сторону, 3 - вперед, 4 - назад

Рисунок 12 - Проверка упора на колесе

Проверка клапанов. Снять с крышки регулировочный клапан насоса, проверить поршень клапана, отверстие секции клапана на отсутствие износа. Отверстие в поршне не должно быть заглушённым. Поршень должен иметь плавное поворачивание, без заеданий. В противном случае, поршень снять и заменить новым.

Если даже после проведения данного контроля давление не достигает максимального, проверить износ и лобовой зазор внутренних частей насоса. В случае появления износа или зазора, насос заменить.

Проверка гидравлического ограничения управления.В случае поднятой вверх сошки, рулевое колесо поворачивать по часовой стрелке. За это время второй механик должен придерживать регулировочный щуп толщиной 3 мм (см. рисунок 12) между деталями ограничителя колеса. С достижением ограничения и дальнейшим кратковременным поворачиванием (макс. 5 мм) рулевого колеса, преодолевается реактивное усилие клапана гидроусилителя руля до достижения твердого ограничения. Для этого нужно довести объемное усилие на рулевое колесо, приблизительно 100-200 Н (10-20 кгс), в зависимости от величины гидроусилителя руля. В таком положении прочитать давление масла по манометру, которое при правильной наладке должно быть в пределах 30 и 35 бара. Замер провести при повороте рулевого колеса против часовой стрелки. В случае появления других величин соответствующий клапан для ограничения управления повторно отрегулировать.

Регулировка гидравлического ограничения управления.Отвернуть контргайку (22) для гидроусилителя руля с валом, т.е. (57) для шарикового гидроусилителя руля. Клапан Т, т.е. втулку клапана, завернуть или отвернуть в зависимости от желательного способа регулировки. При этом отпустить рулевое колесо из рук для сохранения в течение этого процесса, только давления потока.

В случаях, когда ограничение гидроусилителя руля невозможно, отрегулировать, причины могут быть следующие:

а) Постороннее тело препятствует закрытию клапана.

Способ отклонения причин - снять регулировочные винты.

б) Одно или оба отверстия клапана заглушены.

Если ремонты в соответствии с п. а и б не дали положительных результатов, тогда гидроусилитель руля надо снять и разобрать для проверки отверстия клапана.

Заворачивание (отворачивание) втулки клапана у гидроусилителя руля с шариками.При замере давления, превышающего давление 35 бара, соответствующий клапан ограничения (55) поворачивать по часовой стрелке. При замере давления ниже 30 бара, соответствующий клапан ограничения (55) отворачивать противно часовой стрелке.

Примечание.Нижний клапан ограничения надо регулировать в случаях, когда сошка движется вперед, а верхний клапан, когда рычаг управления движется назад (см. рисунок 13).

Регулировку повторно проверить и, при необходимости, внести корректировку согласно предварительным описаниям. Когда произведена регулировка клапанов, затянуть их гайкой с моментом затяжки 25-35 Н.м (2,5-3,5 кгс.м).

Если ограничение гидроусилителя руля не поддается регулировке, тогда надо снять клапаны и проверить их отверстия на отсутствие засорения.

Проверка давления в гидроусилителе руля и течи масла.

Между деталями ограничителя колеса установить регулировочные щупы толщиной 15 мм (чертеж 33), которые ограничивают поворот гидроусилителя руля от 1/2 до 8/4 поворота рулевого колеса перед тем, как достигнем крайнего конечного положения колеса. Ограничение поворота управления должно быть достигнуто на этих щупах, а не в гидроусилителе руля, посредством рабочего поршня в цилиндре.

При числе оборотов двигателя на холостом ходу рулевое колесо поворачивать в правую сторону до ограничителя, и потом дальше поворачивать рулевое колесо в течение 10 сек при воздействии усилия 100-200 Н (10-20 кгс), до закрытия клапана гидроусилителя руля. Такие же замеры проводить и при развороте рулевого колеса в левую сторону. Во время проведения указанных проверок давление масла читать по манометру. Если при развороте рулевого колеса в левую и правую стороны, и если при обоих случаях будет установлено, что давление масла при усилии управления 100-200 Н находится ниже ранее замеренного максимального давления, что указывает на неисправную работу гидоусилителя руля.

Причины упада давления следующие.

а) Клапан ограничения давления не работает или давление ошибочно отрегулировано. Клапан привести в исправное состояние.

б) Большое количество возвратного масла в гидроусилителе руля. Надо проверить протекание обратного масла.

Проверка обратного масла с помощью прибора для контроля

а) У гидроусилителя руля с ограничением давления перед краном: между деталями ограничителя колеса установить регулировочные щупы толщиной 15 мм.

Гидроусилитель руля поворачивать до крайнего конечного положения и усилием от 100-200 Н (10-20 кгс) действовать на рулевое колесо до полного закрытия клапана гидроусилителя руля. Левый рычаг прибора установить и положение (Durchfluss). На счетчике с поршневым кольцом, прочитать величину, которая показывается в течение 10 с. Рычаг снова вернуть в нейтральное положение, и рулевое колесо выпустить из рук.

б) У гидроусилителя руля с ограничением давлений из-за крана.

Открыть 2-х направленный кран, стоящий на задней стороне, а 3-х направленный кран установить на "давление" (Druck). Потом 2-х направленный кран повторно закрыть, пока не наступит динамическое давление, которое ниже 30 бара по сравнению с максимально замеренным давлением, указанным выше. 3-х направленный кран снова открыть. Между деталями ограничителя колеса установить регулировочные щупы толщиной 15 мм. Гидроусилитель руля поворачивать до крайнего конечного положения и усилием от 100-200 N (10-20 кгс) подействовать на рулевое колесо для полного закрытия клапана гидроусилителя руля.

Левый рычаг прибора установить в точку "протекание". На счетчике прочитать величину, показывающуюся в течение 10 секунд.

Рычаг повторно привести в нулевое положение, и потом рулевое колесо выпустить из рук. Закрыть 2-х направленный кран.

Описанный в данном разделе порядок, в особенности для обслуживания сошки и клапанов гидроусилителя руля (действие на рулевое колесо усилием 100-200 Н), надо обязательно соблюдать, потому что неправильное применение инструкций могло бы способствовать появлению очень высокого протекания на счетчике (свыше 15 л/мин).

Величину протекания, замеренную по измерительному прибору, надо умножить на 6 для получения количества масла, протекающего в одну минуту. Количество протекания (2,0 л/мин для типов гидроусилителя руля 5038, 5042 и 5045, и 1,5 л/мин - для 5036) не должно различаться от ниже приведенных количеств, противном случае, гидроусилитель руля подвергается ремонту.

Проверка зазора на гидроусилителе руля когда двигатель работает, а автомобиль находится в среднем положении.

а) Заблокировать левое переднее колесо (у автомобилей с правым рулем - правое переднее колесо), установкой двух подставок, между ободом колес (с передней стороны и сзади) и передней рессорой, для среднего положения автомобиля (рисунок 14).

б) Заменить манометр, имеющий предел замера от 0-250 бара на манометр, с пределом замера от 0-10 бара и при необходимости долить масло.

в) На рулевое колесо установить шкалу и на приборную доску или на ветровое стекло установить стрелку (рисунок 15).

г) Медленно повернуть рулевое колесо влево при включенном двигателе и следить за стрелкой по манометру (внимание - манометр мог бы получить превысокое давление).

Когда давление повысится на 1 бар, по сравнению к давлению протекания (рисунок 16), крепко подержать рулевое колесо и обозначить величину на шкале.

Потом рулевое колесо развернуть вправо до достижения повышения давления на 1 бар. Замерить общий путь разворота рулевого колеса по ободу, который для шарикового гидроусилителя руля не должен превышать 40 мм (рисунок 17). Если такое условие не удовлетворено, тогда надо повторить замер при заблокированном насосе рулевого управления, потому что это указывает на наличие механического зазора в передаточном механизме гидроусилителя руля. Условием проведения данного испытания является хорошее состояние сошки и отсутствие зазора в шарнирах передаточного механизма.

Если, несмотря на блокировку сошки гидроусилителя руля, путь рулевого колеса по ободу больше 40 мм, это указывает на наличие механического зазора в передаточном механизме гидроусилителя руля. В таких случаях, гидроусилитель надо разобрать и неисправные (изношенные) детали заменить новыми.

Проба ездовых качеств.После всех контрольных работ надо проверить способ работы автомобиля, именно гидроусилителя способом пробного движения его.

Снятие гидроусилителя руля с автомобиля

1) Переднюю ось автомобиля поднять вверх.

2) Отворачиванием пробки масла (71, а именно 20) выпустить масло.

3) Гидроусилитель руля поворачивать так, чтобы поршень переместился вверх до ограничителя. Затем двигатель кратковременно запустить (в течение 10 секунд) до устранения масла из насоса и резервуара. После отключения двигателя несколько раз рулевое колесо повернуть влево и вправо до ограничителя и таким способом устранить оставшееся масло в камерах цилиндров.

4) Отсоединить от гидроусилителя подводящий и обратный шланги.

5) Закрыть все отверстия во избежание попадания грязи.

6) Снять сошку с помощью соответствующего инструмента. Ни в коем случае сошку нельзя снимать забивкой клина между секцией и сошкой, или ударами молота, потому что это могло бы повредить гидроусилитель руля с серьезными последствиями.

6) Снять рулевое колесо с помощью съемного инструмента.

7) Снять болты крепления гидроусилителе руля к кронштейну ГУРа и вынести гидроусилитель руля.

Установка гидроусилителя руля на автомобиль

При установке гидроусилителя руля на автомобиль надо обращать внимание, чтобы защитные пробки на всасывающем и нагнетательном шлангах были закрытыми до подключения шлангов. Таким способом избегается возможность попадания грязи или посторонних предметов во внутренность гидроусилителя руля.

1) Прикрепить гидроусилителя руля с кронштейном.

2) Гидроусилитель руля установить на кронштейн, приваренный к раме, и прикрепить его болтами.

3) Затяжка гидроусилителя руля с шариками. Установить рулевое колесо. Затянуть гайку с моментом затяжки для рулевого колеса 5 Н.м (0,5 кгс.м). Вал колонки с моментом М 24x1,5 = 80-90 Нм (8-9 кгс.м).

4) ТУР установить в среднее положение (получается разделением пополам общего числа поворотов рулевого колеса).

5) Управляемые (передние) колеса привести в среднее положение. Такое положение достигается, тогда, когда передние управляемые колеса параллельны с другой парой управляемых колес (планку замера установить на передние и задние колеса).

6) Сошку установить на зубчатую ось и следить за совпадением переливов на сошке и оси. Корончатую гайку затянуть с моментом затяжки М45х1,5=550 Н.м (55 кгс.м), и предохранить ее шплинтом. Установить и прикрепить сошку.

7) Подключить нагнетательный и обратный шланги и трубки между насосом и гидроусилителем руля. В случаях, требующих дополнительного изгиба шлангов, это стоит делать в холодном состоянии во избежание появления дефектов.

8) Гидроусилитель наполнить гидравлическим маслом через резервуар для масла.

Устранение неисправностей, в случае их появления на ГУРах ППТ.

Гидроусилитель руля сконструирован для переноса больших нагрузок. Их конструкция выполнена так, что при безупречном обслуживании и нормальном режиме эксплуатации не возникают препятствия. Если же такие появятся, тогда следующие рекомендации помогут обнаружению и устранению их.

Пред тем, как приступим к поиску некоторых препятствий, надо сверить уровень масла в резервуаре при включенном двигателе. Поступок точной заправки маслом, подробно описан в соответствующем разделе. Однако, обращаем Ваше внимание, что при использовании пенообразных масел, могут возникнуть препятствия, потому что такие масла тяжело или вообще не устраняют воздух, который раз оказался в гидроусилителе руля.

1 Рулевое колесо тяжело поворачивается при разворотах в левую сторону.

а) Недостаточное количество масла в гидроусилителе руля. Открыть резервуар для масла и следить за уровнем масла. При включенном двигателе долить масло до верхнего обозначения на указателе масла и устранить воздух из гидроусилителя разворотом рулевого колеса. Проверить гидроусилитель руля на герметичность и устранить возможные повреждения.

б) В гидроусилитель руля попал воздух. Проверять герметичность всасывающего шланга и уплотнительное кольцо на вале насоса. Устранить воздух из гидроусилителя руля и долить маслом.

в) Регулировочный клапан в насосе заедает иди имеет засорение, в) Снять регулировочный клапан, промыть его и очистить от грязи. Также прочистить всасывающий шланг и всасывающее подключение.

г) Фильтр сломался (или засорение отверстия на всасывающем шланге). Заменить фильтр, прочистить магистрали.

д) Для выполнения из двух частей - крестообразный шарнир тяжело движется. Шарнир неоднократно поворачивать влево и вправо для получения плавного хода так, чтобы под собственной массой он мог продвинуться. В противном случае установить новый шарнир. Внутренние уплотнительные детали повреждены. Гидроусилитель отправить на одну из уполномоченных сервисных станций для ремонта.

2 Рулевое колесо тяжело поворачивается, только при развороте в правую сторону.

а) Клапан ограничения управления рано включается (только у гидроусилителя руля с гидравлическим ограничением управления). Повторно отрегулировать ограничители управлений.

б) Внутренние уплотнительные кольца повреждены. Гидроусилитель руля отправить на одну из уполномоченных сервисных мастерских на ремонт.

в) Желоб распределения правильно не отрегулирован (при этом гидроусилитель руля при выпуске из рук рулевого колеса сам поворачивается в крайнее положение). Регулировка - производителем распределительного желоба.

3 Механизм рулевого управления при быстром повороте рулевого колеса тяжело разворачивается.

а) Засорение регулировочного клапана насоса. Снять, промыть и прочистить регулировочный винт.

б) Насос не подает достаточное количество масла (износ на роторах). Насос отправить на уполномоченную сервисную станцию, а именно заводу на ремонт.

в) Наличие воздуха в масле. Устранить воздух из прибора и по возможности долить масло. Проверить ось насоса на герметичность.

4 Рулевое колесо задерживается на обратном ходу.

а) Рукава оси или детали передаточного механизма не смазаны смазкой. Смазать рукава оси, кулаки шарниров и остальные детали передаточного механизма.

б) Точка наибольшего зацепления сильно затянута (относится только к гидроусилителям руля с шариками). Точку наибольшего зацепления повторно отрегулировать.

1) Переднюю ось поднять вверх и снять сошку.

2) Гидроусилитель руля установить в среднее положение (получается подразделением общего количества оборотов на половину).

3) Отпустить контргайку (27).

4) Регулировочный клапан (62) отвинчивать до момента, когда прекращается действие давления на регулируемую точку.

5) Регулировочный клапан (62) повторно заворачивать по часовой стрелке, пока не почувствуется легкое сопротивление на рулевом колесе. Поэтому рулевое колесо постоянно поворачивать влево и вправо на 1/2 поворота.

6) Контргайку (27) повторно затянуть, клапан (62) при этом зафиксировать.

7) Для уверенности рулевое колесо еще раз повернуть до конца в обе стороны, и при этом следить за появлением медленного повышения сопротивления повороту на среднем положении.

8) Сошку повторно установить и снять с держателей переднюю ось.

5 Автомобилем невозможно безупречно управлять при прямолинейном движении.

а) В гидроусилителе находится малое количество масла ( попадает воздух). Долить масло и устранить воздух из прибора при включеном двигателе.

б) Несмотря на достаточное количество масла в резервуаре в гидроусилитель руля попадает воздух. Устранить воздух из гидроусилителя руля пока двигатель работает, и долить масло. Проверить гидроусилитель руля на отсутствие мест попадания воздуха. Устранить причины попадания воздуха.

в) Отпущены болты крепления колонки гидроусилителя и кронштейнов рессор. Затянуть все крепежные детали. При этом обращать внимание на отсутствие прогиба гидроусилителя руля.

г) Шарниры с кулаками сошки имеют зазор. Установить новые шарниры с кулаками.

д) Зазор в клапане гидроусилителя руля с шариками. Снять гидроусилитель руля и отремонтировать его.

6 При управлении чувствуются удары на рулевом колесе.

а) Нет достаточного количества масла в гидроусилителе руля. Долить масло. Одновременно устранить воздух из гидроусилителя руля при включенном двигателе.

б) Несмотря на достаточное количество масла, в гидроусилитель руля проникает воздух. Устранить воздух из гидроусилителя руля при включенном двигателе. Проверить гидроусилитель руля на отсутствие мест проникновения воздуха. Устранить причины проникновения.

в) Вследствие сильной перегрузки или ненадлежащего обслуживания, имеется зазор в механизме рулевого управления вал-гайка), т.е. в канале для шариков. Гидроусилитель руля отправить в уполномоченную сервисную станцию на ремонт.

г) Зацепление сегментного вала гидроусилителя руля не попадает в зацепление поршня (относится только к гидроусилителю руля с шариками). Отрегулировать центр усилия.

7 Вращающиеся колебания на рулевом колесе.

а) Несбалансированность колес, т.е. барабанов. Отбалансировать статически и динамически способами.

б) Направленность, свес и наклон передних колес. Повторно отрегулировать, согласно руководству завода.

в) Наличие воздуха в масле. Устранить воздух из гидроусилителя руля и по возможности дополнить масло. Также проверить уплотнительные кольца вала , насоса на герметичность.

8 На рулевом колесе появляется большой удар.

а) Неисправности вне гидроусилителя руля: ослаблены кронштейны гидроусилителя руля, т.е. рессоры, зазор на шарнирах тяг. Затянуть кронштейн гидроусилителя руля и кронштейны рессор. Шарниры с кулаками заменить новыми.

б) Зазор в тяге сошки. Заменить тягу.

в) Вследствие сильной перегрузки или ненадлежащего обслуживания появился зазор на гидроусилителе руля (вал-гайка), т.е. в канале для шариков. Гидроусилитель руля отправить в уполномоченную сервисную станцию на ремонт.

г) Зацепление сегментной оси гидроусилителя руля не попадает без зазора в зацепление поршня. Отрегулировать центр давления.

9 Гидроусилитель руля сам по себе поворачивается к крайнему конечному положению.

Установка клапанов в гидравлическое среднее положение неисправное. Выполнить повторную регулировку у производителя.

10 Сильно выраженный шум при работе насоса.

Внимание, а) В гидроусилителе руля нет достаточно масла. Проверить причину отсутствия достаточного количества масла. Налить масло при включенном двигателе, до верхнего обозначения на указателе измерения и устранить воздух из гидроусилителя руля при включенном двигателе.

б) Воздух в масле. Проверить герметичность всасывающего шланга и уплотнительного кольца на валу насоса. По возможности заменить кольца и устранить воздух. Внимание. Уплотнительное кольцо вала с двойным язычком. Зазор между уплотнительными язычками смазать смазкой для горячих подшипников. Уплотнительные язычки установить к внутренней стороне.

в) Нагнетательные шланги имеют соприкосновение с рамой или шасси (появление сильного шума вследствие прямого контакта с металлом). Обеспечить достаточное расстояние между автомобильными частями и нагнетательными шлангами. Шланги, по возможности, установить в резиновые держатели.

11 Возникают потери гидравлического масла.

а) Крышка резервуара для масла ослаблена. Прикрепить крышку.

б) Уплотнительное кольцо на оси насоса, т.е. вал обеспечивает плохую герметичность. Установить новое уплотнительное кольцо. Установить кольцо с двойным язычком, и смазать зазор между язычками смазкой.

в) Уплотнительное кольцо на сошке обеспечивает плохую герметичность. Заменить кольцо, использовать инструмент 13 и 15, иногда достаточно устранить загрязнение с уплотнительного язычка.

г) Уплотнительное кольцо на нижнем валу гидроусилителя руля обеспечивает плохую герметичность. Заменить кольцо, проверить рабочую поверхность уплотнительного кольца на валу. Винты крышки затянуть требуемым моментом затяжки.

д) Круглые кольца на промежуточном валу и крышке секции обеспечивают плохую герметичность. Заменить круглые кольца. Винты крышки затянуть требуемым моментом затяжки.

е) Хомуты крепления шланга ослаблены. Затянуть все хомуты крепления шланга, также шланг слива масла на гидроусилителе руля с валом. Проверить, где и по какой причине наступает утечка масла, и устранить причины; долить гидравлическое масло в резервуар до верхнего обозначения на указателе при запущенном двигателе.

1 - корпус гидроусилителя руля, 5, 41 - подшипник игольчатый, 6, 9, 123, 129 - уплотнительные кольца, 7 - защитное кольцо, 8, 47, 56, 131 - прокладки, 10 - табличка с обозначением типа, 1 1 - штифт с полукруглой головкой, 19,48, 139 - кольцевые уплотнения, 20 - пробка, 21 - демпфер, 22 - седло клапана, 23, 42, 42.1, 43, 51-54, 102, 120, 121, 123.1, 126, 133, 134, 136, 138 - О-кольца, 30 - сегментный вал ГУР, 31 - регулировочный винт, 32 - регулировочная прокладка, 33 - пружинный предохранитель, 35, 50, 57, 101 - гайки, 36 - листовой предохранитель, 40 - крышка корпуса, 46, 46.1, 47, 49, 132 - винты, 70 - защитный колпачок, 71 - клапан отвода воздуха, 72 - пробка-заглушка, 90 - поршень-комплект (поршень-узел, вал поршня-узел), 94, 95, 97, 98 - уплотнения. 96 - поршень-комплект обратного действия, 99 - клапан с цилиндрической головкой, 100 - винтовой штифт, 103 - кольцо поршня, 109, 125, 143, 144 - клетки с иголками, 112, 124, 127 - прокладки аксиального подшипника, 113 - аксиальный игольчатый подшипник, 114 - гайка гидроусилителя руля-узел, 115 - винт с потайной головкой, 116 - листовая крышка, 117 - труба для шариков - шарики, 118, 122 - промежуточные крышки, 128 - крышка, 135 - заглушка, 137 - скользящая труба, 140 - втулка, 141 - шарик, 142 - седло клапана