Назад

Приложение Ш1. Рулевые механизмы фирмы "RBL" с переменным передаточным отношением

ПРИЛОЖЕНИЕ Ш-1

1) РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ (Перевод руководства фирмы "RBL ")

Рулевые механизмы фирмы "RBL" с переменным передаточным отношением

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Данное руководство относится к рулевым механизмам фирмы "RBL" с переменным передаточным отношением.

1.2 Все работы на рулевых механизмах и передаточных элементах следует выполнять с максимальной тщательностью и добросовестностью.

1.3 Рулевые механизмы и передаточные элементы на транспортных средствах, поврежденных при дорожных авариях, надо снимать и заменять новыми рулевыми механизмами и передаточными элементами.

1.4 При всех работах на рулевом механизме требуется высокая степень чистоты. Подключения и соединительные трубопроводы перед съемом следует почистить. Это же относится и к масляному бачку перед съемом крышки. При разборке трубопроводов, заполненных маслом, надо следить, чтобы масло не капало на рулевой механизм. Это относится также к заполнению или доливанию ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРОСИСТЕМ в бачок.

Внимание. Применяйте только жидкости для гидросистем таких же марок согласно инструкции изготовителя транспортного средства.

1.5 Все работы по разборке и сборке следует выполнять только инструментами, рекомендованными изготовителем транспортного средства.

Внимание. Применять только исправный инструмент! При применении изношенных или неисправных инструментов возможны травмы.

Примечание. При чрезмерных нагрузках может потребоваться более ранняя замена рулевого механизма.

Условия эксплуатации

Первый техосмотр

Последующие техосмотры

Число рекомендуемых техосмотров

Контроль на автомобиле (автобусе)

- автомобили для обслуживания строительных работ и повышенной проходимости;

- автомобили с очень большой нагрузкой.

200000 км или 6000 раб/часов или максимум через 5 лет.

каждые 200000 км или каждые 6000 раб/часов или максимум через 5 лет

после 800000 км или 24000 раб/часов решать вопрос об установке нового рулевого механизма

- автомобили для дальних перевозок.

- автобусы

500000 км

каждые 250000 км

после 1250000 км решать вопрос установки нового рулевого механизма

3. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

Общие положения

К гидравлической системе рулевого механизма относятся, наряду с рулевым механизмом, другие детали и узлы, как насос усилителя рулевого привода, масляный бачок, трубо- и шлангопроводы гидросистемы и соединительные элементы (например, штуцеры).

Настоящее руководство по техническому осмотру рассматривает только рулевой механизм. Все остальные части надо проверять согласно руководствам по их техническому осмотру.

До начала технического осмотра необходимо оценить состояние автомобиля и рулевого механизма. Рекомендуется до и после техосмотра провести контрольную поездку.

Перед контрольной поездкой надо проверить уровень масла в бачке.

Внимание. Уровень масла проверять при работающем двигателе на холостом ходу. Учитывать при работающем двигателе рекомендации изготовителя.

При необходимости долейте масло. Внимание - учитывайте указания в п. 1.

Если уровень масла значительно понижен и имеется опасность, что в рулевую систему мог попасть воздух, то удалите воздух из гидросистемы рулевого механизма согласно п. 3.1.5.

3.1.5. Удаление воздуха из гидравлической системы рулевого механизма.

3.1.5.1. Автомобиль поднимите за управляемый мост или установите колеса на поворотный круг.

3.1.5.2. Заполните бачок маслом до отметки уровня "макс."

3.1.5.3. Запустите двигатель на холостом ходу.

Внимание. При работающем двигателе учитывайте указания изготовителя автомобиля.

3.1.5.4. Поворачивайте рулевое колесо влево/вправо от упора до упора и непродолжительного открытия клапана. Данный процесс продолжайте и доливайте масло до тех пор, пока уровень масла в зоне верхней отметки не перестанет понижаться и в бачке не будут подниматься воздушные пузыри.

Внимание. При выключенном двигателе уровень масла может подниматься выше максимальной отметки.

3.1.6. Используемые средства измерения и регулировочные инструменты должны подвергаться регулярной проверке и соответствовать требуемой точности.

Внимание. Использовать только средства измерения и инструменты регулировки, рекомендованные изготовителем автомобиля.

3.2.Экспертиза рулевой системы на автомобиле

Внимание. При всех работах на автомобиле надо учитывать инструкции и меры безопасности изготовителя автомобиля.

3.2.1. Наружная герметичность.

Рулевые управления с признаками наружной негерметичности надо почистить. Этим можно определить утечку масла, имеющую другие источники.

Проверяйте рулевое управление при работающем двигателе. Контролируйте, все ли трубопроводы и соединения в контуре рулевого управления герметичны. При этом рулевое колесо вращайте многократно примерно на пол-оборота влево и вправо, чтобы открывать вентиль управления для поднятия давления в контуре рулевого управления.

Проверьте все трубопроводы и шланги гидросистемы на деформацию, износ и хрупкость. В случае необходимости шланги, трубопроводы и элементы соединения замените.

Внимание.Использовать только шланги и трубки, испытанные на давление и разрешенные изготовителем автомобиля.

При негерметичности рулевого управления на входном валу и/или регулировочных штифтах ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода необходимо восстановить их герметичность. При всех прочих негерметичностях рулевой механизм надо заменить.

Внимание.Смотрите руководство по ремонту фирмы "RBL" или изготовителя автомобиля.

3.2.2. Наружные повреждения.

3.2.2.1. Контроль на вмятины от ударов на литых и кованых деталях (например, недопустимая разборки и сборка сошки рулевого управления при помощи молотка). В случае необходимости рулевое управление заменить.

3.2.2.2. Следы горения (недопустимая разборка сошки рулевого управления сварочной горелкой). В случае необходимости рулевое управление заменить.

3.2.2.3. Контроль наличия и целостности следующих колпачков:

- резиновый колпак входного вала;

- пластмассовые колпаки (боковина сегментного вала, противоположная сторона картера рулевого механизма);

- пробки для закрывания отверстий регулировочных штифтов концевого выключения гидравлики. Колпачки в случае необходимости заменить.

Фирма "RBL" для отдельных типов рулевых механизмов предлагает ремонтные комплекты, имеющие в своем составе эти детали.

Внимание.Смотри руководство по эксплуатации "RBL" или завода-изготовителя автомобиля.

3.2.2.4. Проворачивание (деформация) конусного мелкошлицевого соединения сегментного вала. Проверка возможных силовых воздействий, как, например, ДТП или подобных силовых воздействий. При явном проворачивании или подозрении на деформацию сошку рулевого управления снять, осторожно щеткой удалить возможную ржавчину в конусном мелкошлицевом соединении сегментного вала и проверить повреждения.

Рулевое управление с видимыми повреждениями немедленно заменить.

3.2.2.5. Прочие признаки, указывающие на эксплуатацию в условиях, подобных аварии. Рулевое управление целенаправленно обследовать и проверить, а в случае необходимости заменить.

3.3. Механическое испытание рулевого управления.

Внимание.При всех работах на автомобиле надо выполнять инструкцию и меры безопасности изготовителя автомобиля.

3.3.1. Проверить посадку сошки на сегментном валу рулевого управления.

ПРИМЕЧАНИЕ: При проверке учитывать п. 3.2.2.4. и п. 3.3.5. (разборка сошки). Проверьте закрепление 6-гранной гайки на правильность выполнения стопорения.

Проверку устойчивой посадки шестигранной гайки и сошки рулевого управления надо выполнять во время стоянки автомобиля при работе двигателя на холостом ходу. Управляемый мост нагружен нормально (стандартно). Проверка производится путем разностороннего вращения рулевого колеса и тем самым создания разной нагрузки рулевого механизма. Устойчивость посадки должна аттестоваться.При некачественном креплении и небольшом ослаблении сошку необходимо снимать и подвергнуть экспертизе конусное шлицевое соединение на сегментном валу и на сошке. При повреждениях на сошке рулевого управления и на сегментном валу сошку и/или вал надо заменить.

Внимание.Шестигранную гайку надо заменить надлежащим образом согласно инструкции изготовителя автомобиля. Произвести надлежащее крепление гайки.

3.3.2. Проверка посадки крепежных болтов.

Многократно поворачивайте рулевое колесо на пол-оборота вправо/влево до открытия управляющего вентиля. При этом проверяйте надежность фиксации рулевого механизма на кронштейне его крепления. Если имеется относительное движение, рулевой механизм надо снять с кронштейна крепления и тщательно проверить опорные поверхности кронштейна крепления рулевого механизма. В случае необходимости замените кронштейн и/или рулевой меанизм. Крепежные болты проверьте на комплектность и подтяните моментом затяжки, предписанным изготовителем автомобиля.

3.3.3. Проверка нейтрального положения и движения по прямой.

Передний мост поднят или поставлен на поворотный круг.

Внимание.Следуйте инструкциям изготовителя автомобиля.

Управляемые колеса поставьте в среднее положение (движение по прямой).

Отметки для прямого движения ВХОДНОЙ ВАЛ/КОРПУС ВЕНТИЛЯ и отметки для СОШКИ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА/СЕГМЕНТНОГО ВАЛА и КАРТЕРА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА должны совпадать. Если с учетом небольших допустимых допусков имеются отклонения, то надо провести корректировку положения наконечников рулевых тяг.

Внимание. Если будут обнаружены отклонения более указанных, то необходимо исключить наличие внешних механических повреждений. Произведите проверку по п.3.2.1. Все другие передаточные элементы также проверить по инструкции изготовителя автомобиля.

3.3.4. Проверка механического люфта.

Измерение люфта (рисунок 1) выполняется на рулевом колесе при отключенном двигателе и автомобиле, стоящем на как можно шероховатом бетонном полу.

Рисунок 1 - Измерение механического люфта рулевого колеса

До начала цикла контроля путем медленного вращения рулевого колеса влево и вправо проверьте, нет ли очень большого механического люфта. Установленные таким образом люфты в передаточных элементах устраните или эти детали предварительно замените на новые.

3.3.4.1. Управляемые колеса поставьте в положение прямого движения.

3.3.4.2. Шкалу или маркировки закрепите выше центра рулевого колеса.

3.3.4.3. Стрелку установите на лобовом стекле или на щитке приборов таким образом, чтобы она находилась в центре шкалы или маркировок (нулевое положение).

3.3.4.4. Рулевое колесо легко большим и указательным пальцем поворачивайте влево до заметного начала возрастания момента сопротивления повороту. Сосчитайте или отметьте показание шкалы. Затем колесо также легко поверните направо до заметного начала возрастания момента сопротивления повороту. Также сосчитайте или отметьте показание шкалы.

Внимание. Если нет люфта или будет замечено начало возрастания момента сопротивления, дальше не вращайте. В таком случае управляющий вентиль отрегулирован и путь поворота ощутим.

3.3.4.5.Если допустимый показатель будет превышен, то испытание надо повторить. В таком случае надо действовать таким образом:

управляемые колеса блокировать (левое переднее колесо при левостороннем рулевом механизме и правое переднее колесо при правостороннем рулевом механизме).

Внимание. Действуйте по указаниям изготовителя автомобиля. Будьте осторожны с инструментами под давлением.

если, несмотря на блокированное колесо, присутствует большой механический люфт, то надо повторить измерение с блокированной сошкой рулевого механизма.

В этом случае дополнительно к механическому люфту рулевого механизма надо измерить механический люфт колонки рулевого механизма (с карданным шарниром с крестовиной).

Внимание. Действуйте согласно рекомендациям изготовителя автомобиля.

Если допустимые показатели, несмотря на хорошее состояние передаточных элементов, будут превышены и все другие передаточные элементы тоже в хорошем состоянии, то рулевой механизм подлежит замене.

Максимально допустимое расстояние

Рулевое колесо

диаметр 400 мм

диаметр 450 мм

диаметр 500 мм

Картер рулевого механизма

32 мм

36 мм

40 мм

Картер рулевого механизма с прифланцеванной угловой передачей или с отдельным угловым редуктором

37 мм

41 мм

45 мм

3.3.5. Проверка угла поворота сегментного вала (поворот управляемых колес).

Надо определить, что механическое ограничение при повороте управляемых колес происходит в мосту, а не в картере рулевого механизма.

3.3.5.1. Автомобиль поднимите за передний мост или установите на поворотном круге.

3.3.5.2. Рулевой механизм поверните вправо или влево до упора моста. Проверить механическое ограничение поворотного кулака на мосту. Для этого использовать щуп 0,1 - 0,2 мм. Он не должен проходить между упирающимися деталями.

Внимание. Точки упора предварительно надо как следует почистить.

3.3.5.3. Если будет установлено на одной или обеих сторонах, что щуп проходит между упорами, то надо снять тягу и путем дальнейшего вращения рулевого колеса проверить, имеется ли остаточный угол.

Внимание. Целесообразно до начала проверки снять тягу и потом снова легко навесить. При съеме придерживайтесь рекомендаций изготовителя автомобиля.

3.3.5.4. Проверку повторить с другой стороны.

Внимание. Тягу снова установить по инструкции.

3.3.5.5. Если ни в одной из сторон не будет обнаружен остаточный угол, надо винты ограничения колес переднего (управляемого) моста отрегулировать по новому.

Внимание. Регулирование произвести по инструкции изготовителя автомобиля.

3.4. Проверка гидросистемы рулевого механизма

3.4.1. Подключение контрольных устройств.

Гидравлический контроль рулевого механизма на транспортном средстве надо проводить гидротестером (например, тестер рулевого механизма СЕРВО ТЕСТ 550).

Тестер надо установить в напорный трубопровод между насосом и рулевым механизмом по рисунку 2.

Внимание. Следуйте указаниям инструкции по эксплуатации тестера. Проверяйте уровень масла и не забывайте рекомендации по п. 3.1.5. После установки тестера стравите воздух в контуре рулевого механизма согласно п. 3.1.5.

Для работы с тестером надо:

- установить для проверки утечки масла рулевого механизма дополнительный возвратный (сливной) трубопровод между тестером и масляным бачком.

- при работе с тестером без проверки утечки масла надо иметь в виду:

а) Дополнительный сливной трубопровод между тестером и масляным бачком не требуется для рулевых механизмов с расположением вентиля ограничения давления в насосе или нагнетательном трубопроводе перед тестером.

В таком случае ограничение давления осуществляется перед тестером.

Вентиль ограничения давления рулевого механизма может регулировать давление дросселя запорного клапана, встроенного в тестере.

б) Дополнительный сливной трубопровод между тестером и бачком требуется на рулевых механизмах с расположением вентиля ограничения давления в рулевом механизме или нагнетательном трубопроводе после тестера.

В данном случае вентиль ограничения давления не может регулировать давление дросселя запорного клапана, встроенного в тестер и поэтому регулирование производится тестером и отрегулированный поток должен отводиться назад по дополнительному сливному трубопроводу.

При использовании вентиля ограничения давления как в насосе усилителя рулевого привода, так и в рулевом механизме от вентиля ограничения давления зависит необходимость использования дополнительного сливного трубопровода между тестером и масляным бачком.

Тестер надо установить таким образом, чтобы его было хорошо видно и показания можно хорошо считать.

3.4.2. Контроль рулевого механизма на максимальное давление.

3.4.2.1. Автомобиль поднят за передний мост или установлен на поворотный круг.

3.4.2.2. Температура масла 50 °С.

3.4.2.3. Между ограничителями поворота колес управляемого моста второй человек должен держать упор (диаметром около 15 мм). Этот упор должен быть такого размера, чтобы ограничение поворота наступало от 0,5 до 1,0 поворота рулевого колеса перед до достижения обычного упора моста.

Внимание.Выполняйте инструкции изготовителя автомобиля. Существует опасность телесных повреждений из-за работы с механизмами под давлением. Имеется опасность также при удержании упора.

3.4.2.4. Рулевое колесо при оборотах двигателя на холостом ходу повернуть до упора налево и потом сразу направо. Вентиль управления при этом должен быть полностью открыт. Это достигается в том случае, когда рулевое колесо поворачивается усилием в (50-100) кгс налево или направо и удерживается соответственно около 5 секунд.

3.4.2.5. Считывать показания давления масла при повороте и сравнивать данные изготовителя автомобиля с максимальным давлением в рулевой системе. Например, при данных (150+10) атм. Фактическое давление должно быть между 150 и 160 атм.

Согласно п. 3.4.2.6 давление может падать до 147 атм.

3.4.2.6. Если предписанное давление не достигается, то могут быть следующие причины:

а) неисправен насос усилителя рулевого привода (проверить насос) или

б) неисправен рулевой механизм (неисправен вентиль ограничения давления , негерметичны вентили ограничения поворота, большая утечка масла).

Если измеренное давление более чем на 3 атм. Ниже предписанного изготовителем давления, рулевой механизм следует заменить.

Например: параметры изготовителя (150+10) атм., то заменить при 147 атм (или меньше).

Внимание.Используйте только проверенные и допущенные средства измерения.

3.4.3. Проверка рулевого механизма на внутреннюю утечку масла.

3.4.3.1. Автомобиль поднят за передний мост или установлен на поворотный круг.

3.4.3.2. Температура масла 50°С.

3.4.3.3. Между ограничителями поворота колес переднего моста второй человек должен держать упор диаметром примерно 15 мм. Этот упор надо измерить таким образом, чтобы ограничение поворота было при 0,5 до 1,0 поворота рулевого колеса перед достижением обычного упора моста.

3.4.3.4. Максимальное давление тестера гидросистемы настроить на 100 атм. Если максимальное давление, предписанное изготовителем, меньше чем 100 атм., то контрольное давление надо установить на 30 атм. ниже.

3.4.3.5. Рулевое колесо при регулируемом потоке, подаваемом насосом усилителя рулевого привода, поворачивать до упора налево и потом направо.

Вентиль управления при этом должен быть полностью открыт. Это достигается тем, что при повороте рулевого колеса усилием в (50 - 100) N налево или направо оно удерживается примерно 15 секунд.

ВРЕМЯ ИЗМЕРЕНИЯ 30 секунд.

Подаваемый поток надо измерять при открывании вентиля управления направо и налево.

3.4.3.6. Допустимая внутренняя утечка масла налево/направо: 1,5 л/мин (при времени замера 30сек.: 0,75 л/мин).

3.4.3.7. Если предписанное количество утечки масла превышено, то могут быть следующие причины:

- негерметичен вентиль ограничения давления;

- негерметичны вентили ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода;

- негерметичны внутренние прокладки (сальники).

Внимание: учитывайте предписанную температуру масла.

3.4.4. Контроль ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода.

Контроль и регулировку ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода надо проводить по инструкции фирмы "RBL ".

3.4.5. Контроль возврата в исходное положение вентиля управления.

3.4.5.1. Управляемые колеса поставить в среднее положение (движение по прямой).

3.4.5.2. Рулевой механизм блокировать в среднем положении по инструкции изготовителя автомобиля.

3.4.5.3. Двигатель работает на холостом ходу.

3.4.5.4. Температура масла 50 °С.

3.4.5.5. Регистрировать давление потока масла.

3.4.5.6. Вентиль управления полностью открыть налево, чтобы создалось максимальное давление. Для этого рулевое колесо повернуть усилием в (50 - 100) кгс влево и медленно отпустить. Затем рулевое колесо снова повернуть до увеличения давления в 10 атм. Теперь его быстро отпустить. Вентиль управления должен плавно вернуться в свое нейтральное положение. Затем зарегистрировать давление.

Допустимое давление может быть на 1,0 атм. Выше давления протока.

Внимание.В измерение включаются крутящие моменты и затяжки колонки рулевого механизма с карданным шарниром с крестовиной.

Поэтому надо обеспечить, чтобы эти детали находились в хорошем состоянии и хорошо двигались.

3.4.5.7. Контроль в правую сторону повторить.

3.4.5.8. Причины превышения (давления) могут быть в заклинивании или в затрудненном движении рулевой колонки.

Для устранения этого карданный шарнир с крестовиной рулевой колонки надо снять с входного вала рулевого механизма и выровнять рулевой механизм путем прямого воздействия на входной вал в последовательности, описанной выше.

Внимание.Для прямого воздействия на входной вал используйте заменитель карданного шарнира или специальный инструмент согласно инструкции изготовителя автомобиля (захват для входного вала).

Рулевая колонка должна функционировать без затруднений и заклинивания.

Проверку надо повторить при помощи исправной рулевой колонки.

3.4.5.9. Если, тем не менее, зарегистрированное давление выше нормы, рулевой механизм надо заменить.

Экспертизы

Испытания

Место проверки

Примечания (в порядке; не в порядке; рулевой механизм заменен)

Место проверки

Примечания (в порядке; не в порядке; рулевой механизм заменен)

3. Проведение инспекции

3.1. Примечания

3.1.3. Общее состояние

3.1.4. Проверка бачка

3.2. Экспертиза рулевого механизма на автомобиле

3.2.1. Наружная герметичность

3.2.1. Наружная герметичность

3.2.2. Силовое воздействие снаружи

3.2.2.1. Места ударов

3.2.2.2. Места горения

3.2.2.3. Колпачки

3.2.2.4. Сегментный вал

3.2.2.5. Прочее

3.3. Механическая проверка рулевого механизма

3.3.1. Посадка сошки руля

3.3.2. Крепежные болты

3.3.3. Среднее положение

3.3.4 Механический люфт

3.3.5 Угол поворота

3.4 Проверка гидросистемы руля

3.4.2. Максимальное давление

3.4.3. Утечка масла

3.4.4. Ограничение поворота

3.4.5. Возврат в исходное положение