Приложение В. Возможные неисправности агрегатов и систем автобусного шасси и способы их устранения
ПРИЛОЖЕНИЕ В
1) Возможные неисправности агрегатов и систем автобусного шасси и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения | |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Возможные неисправности двигателей фирмы “CUMMINS” приведены в Ру ководстве по эксплуатации на данные двигатели | ||
Возможные неисправности ЭСУД (электронной системы управления двигателем) приведены в таблицах 9 и 11 настоящего Руководства | ||
Двигатель не пускается | ||
Отсутствие топлива в топливном баке | Заполните топливный бак и прокачайте систему питания топливом | |
Наличие воздуха в системе питания топливом | Устраните негерметичность и прокачайте систему питания топливом | |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива | |
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака | Осторожно прогрейте топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой, или паром. Нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева | |
Нет питания на электронном блоке управления (ЭБУ), неисправен жгут проводов | Устраните неисправность или замените жгут проводов | |
Неисправен ЭБУ, срабатывает «защита» ЭБУ | Обратитесь в сервисный центр | |
Неисправен датчик частоты вращения коленчатого вала или датчик положения рейки ТНВД | Замените неисправный датчик и перенастроите систему | |
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дым при его работе | ||
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника | Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака воздухозаборника | |
Недостаточная подача топлива | Замените элементы фильтров тонкой и грубой очистки топлива, подтяните соединения в топливных трубках | |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива | |
Неисправен датчик частоты вращения коленчатого вала или датчик положения рейки ТНВД | Замените неисправный датчик и перенастроите систему | |
Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки | Промойте детали форсунки. В случае необходимости, замените распылитель. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте давление начала впрыскивания топлива | |
Повышенная температура охлаждающей жидкости | Сработала функция ЭСУД по защите двигателя (см. неисправность - «Повышенная температура жидкости в системе охлаждения») | |
Поломка деталей привода ТНВД | Проверьте состояние деталей привода ТНВД. В случае необходимости негодные детали замените. Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива | |
Попадание грязи между седлом и клапаном топливоподкачивающего насоса, поломка пружины клапана | Промойте клапан или замените пружину клапана, проверьте работу топливоподкачивающего насоса на стенде | |
Нарушение герметичности нагнетательных клапанов ТНВД или поломка пружины | Устраните негерметичность нагнетательных клапанов в мастерской или замените пружины клапанов | |
Заклинивание плунжера секции ТНВД | Замените плунжерную пару и отрегулируйте ТНВД | |
Плохая компрессия из-за неисправностей поршневой группы или неплотного прилегания клапанов газораспределения к седлам | Проверьте и, в случае достижения предельных износов: гильз цилиндров - 0,10 мм, юбок поршней - 0,05 мм, канавок поршней (по роликам) — 0,50 мм, радиальной толщины поршневых колец - 0,10 мм, негодные детали замените. Притрите клапаны газораспределения к седлам |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения: неправильная регулировка тепловых зазоров; износы или поломка деталей газораспределительного механизма; выкрашивание тарелок толкателей, деформация штанг толкателей, сколы кулачков распределительного вала | Отрегулируйте зазоры в механизме газораспределения. Проверьте состояние деталей газораспределительного механизма и, в случае достижения предельных износов тарелок толкателей - 0,05 мм, кулачков распределительного вала - 0,05 мм, а также поломок, сколов, деформации, негодные детали замените |
Ослабление крепления или поломка трубки высокого давления | Подтяните гайку крепления или замените трубку высокого давления |
Загустевание топлива (в холодный период времени), выпадение парафина | Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, замените топливо на соответствующее сезону и указанное в Приложениях А и Б настоящего Руководства, прокачайте систему питания топливом |
Низкое давление нагнетаемого воздуха: - нарушение герметичности трактов наддувочного воздуха и системы ОНВ; - прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины турбокомпрессора; - загрязнение впускного и выпускного трактов, проточных частей компрессора и турбины турбокомпрессора | Проверьте рукава, фланцевые соединения, прокладки, ОНВ. Подтяните болты, гайки, хомуты. Замените дефектные детали и узлы. Подтяните соединения и, при необходимости, замените прокладки. Очистите трубопроводы, снимите турбокомпрессор и удалите отложения с проточных частей |
Неисправность электронной педали подачи топлива | Проверьте подключение педали подачи топлива или обратитесь в сервисный центр |
Двигатель остановился из-за превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала | |
Неправильное управление автобусом (например, из-за не правильного переключения передач с высшей на низшую) | Проверьте двигатель. Если двигатель исправен, можете завести двигатель и продолжить движение |
Двигатель самопроизвольно начал увеличивать частоту вращения коленчатого вала | Не заводите двигатель. Обратитесь в сервисный центр |
Течи масла и охлаждающей жидкости | |
Ослабление затяжки крепежных деталей двигателя | Подтяните крепежные детали на двигателе и системах |
Затвердение, растрескивание, разбухание уплотнительных прокладок, колец и манжет | Замените негодные уплотнительные прокладки, кольца и манжеты |
Образование усталостных трещин на корпусных деталях двигателя (блок цилиндров, картер маховика, передняя крышка блока) | Отремонтируйте двигатель, заварив трещины или замените негодные корпусные детали |
Посторонний шум в турбокомпрессоре | |
Задевание ротора о корпусные детали турбокомпрессора | Подтяните болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверьте отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях. При задеваниях ротора замените турбокомпрессор. Если нет задеваний ротора, и шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания |
Высокочастотный шум (свист) | |
Нарушена герметичность впускного и выпускного трактов двигателя | Подтяните болты и гайки крепления деталей системы и, при необходимости, замените прокладки |
Повышенный расход масла | |
Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора | Подтяните соединения и, при необходимости, замените прокладки и уплотнительные кольца турбокомпрессора |
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода | Без необходимости не работайте на оборотах холостого хода двигателя |
Износ сопряжения клапан - втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана | Проверьте и, в случае достижения предельных износов диаметра стержня клапана - 0,05 мм и втулки - 0,2 мм, замените изношенные детали |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника | Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака воздухозаборника |
Понижение давления масла в смазочной системе | |
Низкий уровень масла в масляном картере | Проверьте и, при необходимости, долейте масло в картер до отметки В на указателе уровня масла |
Неисправность приборов контроля давления | Убедитесь в исправности приборов контроля давления |
Применение масла не соответствующей вязкости | Замените масло на соответствующее сезону, указанное в Приложениях А и Б настоящего Руководства |
Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра | Замените фильтрующие элементы масляного фильтра |
Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы | Проверьте клапаны и устраните заедание. При необходимости, отрегулируйте или замените неисправные клапаны |
Засорение сетки маслозаборника | Промойте сетку маслозаборника |
Попадание охлаждающей жидкости в масло | Проверьте герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали замените |
Высокая температура масла (более 125 °С) | Проверьте состояние теплообменника. При необходимости, промойте внутренние полости дизельным топливом |
Нарушение работоспособности масляного насоса | Снимите масляный насос и на специальном стенде проверьте его работоспособность |
Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы | Проверьте состояние технологических заглушек и пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок |
Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленчатого и распределительного валов | Проверьте состояние деталей кривошипно-шатунного механизма и опорных втулок распределительного вала. В случае предельных износов коренных вкладышей - 0,035 мм, диаметра коренных шеек коленчатого вала - 0,02 мм, опорных втулок распределительного вала - 0,02 мм, проведите ремонт двигателя |
Нарушение герметичности трубы маслозаборника | Проверьте герметичность трубы и соединение крышка насоса - фланец маслозаборника. Подтяните болты, замените маслозаборник |
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла | |
Неисправность датчика аварийной температуры масла | Убедитесь в исправности датчика аварийной температуры масла и, при необходимости, замените его |
Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика | Проверьте работу термоклапана включения теплообменника и, при необходимости, устраните заедание или замените термосиловой датчик |
Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин водомасляного теплообменника | Проверьте водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин и, при необходимости, промойте или замените теплообменник |
Повышение давления масла в смазочной системе * | |
Высокая вязкость масла | Замените масло на соответствующее сезону, указанное в Приложениях А и Б настоящего Руководства |
Нарушение герметичности линии управляющего сигнала, соединяющей главную масляную магистраль с масляным насосом, или ее засорение | Проверьте трубку подвода масла к масляному насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке |
Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы | Проверьте клапан смазочной системы и устраните заедание. Замените неисправные детали |
Стук при работе двигателя | |
Подклинивание клапанов механизма газораспределения во втулках направляющих (поршень касается клапана) | Разберите и промойте клапанный механизм. В случае погнутости стержня клапана, поломки пружины клапана, негодные детали замените |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива |
Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения | Отрегулируйте зазоры в механизме газораспределения. В случае достижения предельных износов тарелок толкателей - 0,05 мм, кулачков распределительного вала - 0,05 мм, а также поломок, сколов, деформации, замените негодные детали |
Стук коленчатого вала глухого тона. Частота увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала | |
Недопустимое увеличение зазора между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных подшипников в результате применения масла, не соответствующего указанному в Приложениях А и Б настоящего Руководства, или снижения давления и подачи масла | В случае предельных износов коренных вкладышей - 0,035 мм, диаметра коренных шеек коленчатого вала - 0,02 мм и при задире рабочих поверхностей, прошлифуйте шейки на величину ремонтного размера и замените вкладыши, замените масло на соответствующее Приложениям А и Б настоящего Руководства и проверьте работу масляного насоса |
Недопустимое увеличение зазора между упорными полукольцами и коленчатым валом | Замените упорные полукольца новыми, большей толщины |
Ослабление затяжки болтов крепления маховика к коленчатому валу | Установите причину и затяните болты крепления маховика к коленчатому валу |
Стук шатунных подшипников более резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работе двигателя на оборотах холостого хода и усиливается с повышением частоты вращения коленчатого вала | |
Недопустимое увеличение зазора между шейками коленчатого вала и вкладышами шатунных подшипников в результате применения масла, не соответствующего указанному в Приложениях А и Б настоящего Руководства, или снижения давления и подачи масла | В случае предельных износов шатунных вкладышей - 0,035 мм, диаметра шатунных шеек коленчатого вала - 0,02 мм и при задире рабочих поверхностей прошлифуйте шейки на величину ремонтного размера и замените вкладыши, замените масло на соответствующее Приложениям А и Б настоящего Руководства и проверьте работу масляного насоса |
Стук поршней приглушенный, вызывается биением поршней о гильзы цилиндров. Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
Недопустимое увеличение зазора между поршнями и гильзами цилиндров | Проверьте износы гильз цилиндров и поршней и, при необходимости, замените негодные детали |
Предельный износ торцов поршневых колец и соответствующих канавок на поршне | Проверьте и, в случае достижения предельных износов канавок поршней (по роликам) - 0,50 мм, радиальной толщины поршневых колец - 0,10 мм, замените негодные детали |
Стук поршневых пальцев двойной, металлический, резкий, вызывается большим зазором. Лучше слышен на оборотах холостого хода двигателя | |
Недопустимое увеличение зазора между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна | В случае достижения предельных износов поршневых пальцев - 0,01 мм и втулок верхних головок шатунов - 0,03 мм, замените негодные детали |
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения* | |
Неисправность приборов контроля | Убедитесь в исправности приборов контроля |
Слабое натяжение или обрыв ремня привода водяного насоса | Отрегулируйте натяжение или замените ремень привода водяного насоса |
Неисправность термостатов | Проверьте температуру начала открытия - (80±2)°С и величину хода - 8,5 мм основного клапана термостата. При необходимости, замените термостаты |
Уменьшился воздушный поток через радиатор из- за загрязнения наружной поверхности | Очистите остов радиатора от грязи и сора |
Загрязнение сердцевины ОНВ | Снимите ОНВ. В зависимости от загрязнения продуйте струей сжатого воздуха или промойте в горячей воде |
Примечание - * прежде, чем искать причину неисправности в смазочной системе и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателей давления масла и температуры |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения | |
Загрязнение сердцевины радиатора, чрезмерное отложение накипи в радиаторе | Очистите от грязи сердцевину радиатора. Промойте систему охлаждения с применением специальных химических препаратов | |
Утечка охлаждающей жидкости через соединения в системе охлаждения | Подтяните соединения в системе охлаждения, замените негодные уплотнительные кольца и прокладки | |
Увеличенный зазор между фрикционным диском и шкивом | Восстановить зазор регулировочными болтами муфты | |
Неисправен датчик включения вентилятора | Заменить датчик включения вентилятора | |
Неисправна электромагнитная катушка | Заменить электромагнитную катушку | |
Выброс охлаждающей жидкости из расширительного бачка | ||
Попадание отработавших газов в систему охлаждения двигателя: - прорыв газового стыка; - трещина гильзы цилиндра | Замените негодные детали газового стыка и верхнее уплотнительное кольцо гильзы цилиндра. Замените негодную гильзу цилиндра | |
Повышенный расход охлаждающей жидкости | ||
Повреждение радиатора | Устраните повреждение или замените радиатор | |
Течь охлаждающей жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса | Замените торцовое уплотнение водяного насоса | |
Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновые уплотнительные кольца и прокладки головок цилиндров | Замените уплотнительные кольца гильз цилиндров или уплотнительные кольца и прокладки головок цилиндров | |
Трещина, обрыв или разрушение гильзы цилиндра | Замените негодные гильзы цилиндров | |
Вентилятор не включается | ||
Не поступает питание на датчик включения вентилятора | Проверить электрическую цепь, восстановить разрыв | |
Неисправна электромагнитная катушка | Проверить электрическое сопротивление катушки (13 Ом); при наличии разрыва или короткого замыкания заменить катушку ** | |
Из-за износа увеличен зазор между фрикционным диском и шкивом электромагнитной муфты | Отрегулировать зазор (0,5- 0,7 мм) | |
Чрезмерный износ фрикционных поверхностей муфты | Заменить муфту | |
Вентилятор работает постоянно | ||
Неисправен датчик включения вентилятора (постоянно замкнут) | Заменить датчик | |
Короткое замыкание в проводке | Проверить наличие закороченных проводов | |
Чрезмерная вибрация и шум во время включения и работы вентилятора | ||
Ослаблено крепление болтовых соединений в установке вентилятора | Провести осмотр и проверить крепление всех болтовых соединений | |
Погнуты или повреждены лопасти вентилятора | Выправить лопасти или заменить крыльчатку вентилятора | |
Изношены подшипники | Заменить | |
ПРЕДПУСКОВОЙ подогреватель | ||
Подогреватель не пускается | ||
Отсутствует напряжение в цепи питания подогревателя, перепутана полярность подключения аккумуляторной батареи | Проверить предохранители, электропровода, полярность подсоединения АКБ | |
Неисправен коллектор или щетки электродвигателя вентилятора | Заменить электродвигатель или щетки | |
Обрыв цепи электродвигателя циркуляционного насоса | Проверить работу насоса подсоединением его непосредственно к аккумуляторной батарее | |
Примечание - ** временно до замены катушки вывернуть регулировочные винты и гайки электромагнитной муфты, совместить три паза во фрикционном диске с тремя резьбовыми отверстиями в шкиве, ввернуть в них винты и законтрить их гайками, при этом произойдет механическое сцепление шкива с фрикционным диском и вентилятор будет вращаться постоянно. |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Отсутствует розжиг, блок управления автоматически выключается | |
Недостаток топлива | Залить топливо |
Топливо "застыло" в трубопроводах (при низкой температуре) | Залить рекомендуемое топливо. Продуть трубопроводы, прочистить фильтр |
Засорилась форсунка | Заменить форсунку |
Топливный насос не подает топливо | Проверить привод, заменить насос |
Электромагнитный клапан не открывается | Проверить электроподсоединения клапана, заменить электромагнитный клапан. Проверить термопредохранитель (нажмите кнопку) |
Отсутствует напряжение зажигания | Проверить электропровода и штекерные соединения. Заменить блок управления. Заменить высоковольтный источник напряжения |
Неправильно установлены электроды зажигания | Отрегулировать зазоры между электродами и форсункой |
Неплотность трубопроводов (насос всасывает воздух) | Подтянуть соединения топливопроводов |
Слишком много воздуха для горения | Отрегулировать подачу воздуха заслонкой воздухозаборного патрубка |
Подогреватель не обеспечивает качественное горение | |
Избыток топлива, плохой распылитель форсунки, засорение форсунки (топливо подается под углом) | Заменить форсунку |
На выхлопе образуется сажа | |
Недостаток воздуха для горения (подогреватель "густо" дымит) | Прочистить всасывающий воздушный патрубок. Отрегулировать положение заслонки воздухозаборника |
Плохой распыл топлива | Заменить форсунку |
Низкое число оборотов электродвигателя вентилятора (пониженное напряжение на электродвигателе или изношенные щетки) и повреждения в двигателе | Устранить пониженное напряжение, замените щетки, заменить электродвигатель |
Выпускной патрубок для отработавших газов погнут или смещен, забит сажей, грязью | Исправить или очистить выпускной патрубок, прочистить теплообменник (жаровую трубу и внутреннюю трубу теплообменника) |
Образуется голубой дым | |
Недостаток топлива. Забита форсунка или фильтр | Прочистить или заменить форсунку. Прочистить фильтр |
Слишком много воздуха для горения | Отрегулировать положение заслонки воздухозаборника |
Подогреватель отключается от термопредохранителя | |
Недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения | Заполнить систему циркуляции охлаждающей жидкостью и устранить воздушные пробки |
Неисправен выносной термостат | Заменить термостат |
Отсутствует или мала циркуляция охлаждающей жидкости | Проверить правильность подключения и исправность циркуляционного насоса |
Теплопроизводительность подогревателя недостаточна | |
В камере сгорания и теплообменнике сажа | Прочистить камеру сгорания и теплообменник |
В теплообменнике образовалась накипь | Удалить накипь |
При работе подогреватель сильно шумит | |
Крыльчатка вентилятора задевает за корпус | Отрегулировать зазор между корпусом и крыльчаткой и закрепить ее |
Неисправен топливный насос | Заменить насос |
СЦЕПЛЕНИЕ | |
Сцепление пробуксовывает | |
Попадание смазочного материала на поверхности трения | Снять сцепление с двигателя и промыть бензином или заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе |
Износ или разрушение фрикционных накладок | Заменить накладки или ведомый диск в сборе, отрегулировать привод сцепления |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Заклинивание и | ривода сцепления |
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности вследствие применения не рекомендуемых или загрязненных тормозных жидкостей | Заменить уплотнительные манжеты и промыть гидросистему чистой тормозной жидкостью |
Сцепление“ведет” | |
Неисправность привода сцепления (привод не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления) | Проверить исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличение свободного хода и др.). Устранить обнаруженные неисправности |
Коробление ведомого диска | Выправить или заменить ведомый диск |
Чрезмерно увеличен свободный ход педали | Отрегулировать свободный ход педали |
Понижен уровень жидкости в главном цилиндре | Восстановить уровень жидкости |
Запаздывание включения сцепления при трогании автобуса с места и переключении передач | |
Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в гидросистеме | Промыть и заполнить гидросистему привода выключения сцепления тормозной жидкостью |
Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя | Заменить манжету следящего поршня ПГУ |
Задиры в соединениях шипов нажимного диска с маховиком | Отшлифовать и смазать поверхности шипов в соединениях нажимного диска с маховиком |
Увеличение усилия на педали сцепления (нет усилия) | |
Непоступление сжатого воздуха в результате разбухания впускного клапана пневмоусилителя | Заменить клапан |
Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя вследствие разбухания уплотнительной манжеты или резинового кольца | Заменить манжету или кольцо следящего поршня |
Износ или деформация манжеты пневмоусилителя | Заменить манжету |
Шум в механизме сцепления при его выключении | |
Разрушение подшипника выключения сцепления | Заменить подшипник |
Разрушение диафрагменной пружины | Заменить кожух сцепления с диафрагмой в сборе |
Заклинивание следящего поршня пневмоусилителя вследствие разбухания уплотнительной манжеты или резинового кольца | Заменить манжету или кольцо следящего поршня |
ГМП и АКП “ZF-ECOMAT” - см. в Руководствах по эксплуатации ГМП и АКП | |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ф. “ZF” - см. в «Руководстве по эксплуатации КПмод. “6S 1200 ВО” | |
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА | |
Стук при трогании с места и при переключении передач | |
Ослабление креплений карданного вала | Подтянуть болты крепления карданной передачи |
Повышенный износ шлицевого соединения или карданных сочленений | Заменить изношенные детали шлицевого или карданного сочленения |
ВЕДУЩИМ МОСТ ф. “RABA” и ф. “MADARA” - см. в Руководствах по эксплуатации ведущих мостов данных фирм | |
Повышенный уровень шума при разгоне автобуса | |
Тугая регулировка ведущего и ведомого зубчатых колес главной передачи | Отрегулировать зацепление по пятну контакта |
Повреждение ведущего и ведомого зубчатых колес | Заменить в комплекте |
Повреждение подшипника ведомого конического колеса | Заменить подшипник, отрегулировать зацепление колес |
Повреждение конического подшипника дифференциала | Заменить подшипник |
Повышенный уровень шума при движении автобуса назад | |
Повышенный зазор между зубьями ведущего и ведомого зубчатых колес | Отрегулировать зацепление колес |
Повреждение конического подшипника ведущего колеса | Заменить подшипник, отрегулировать зацепление колес |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Повышенное смещение ведущего колеса | Осмотреть и при необходимости заменить подшипники. Восстановить предусмотренный зазор между зубьями колес |
Повреждение ведущего и ведомого зубчатых колес | Заменить в комплекте |
Постоянно повышенный уровень шума при движении автобуса | |
Смещение пятна контакта в сторону узкой части зубьев ведомого зубчатого колеса | Отрегулировать зацепление по пятну контакта |
Тугая регулировка ведущего и ведомого зубчатых колес главной передачи | Отрегулировать зацепление по пятну контакта |
Износ или повреждение подшипников главной и колесных передач | Заменить неисправный подшипник |
Износ или повреждение зубчатых колес колесных передач | Осмотреть и при необходимости заменить неисправные зубчатые колеса |
Недостаточный уровень масла в картерах главной и колесных передач | Проверить уровень масла и долить |
Течь смазочного материала через уплотнения и прокладки крышек главной и колесных передач | Заменить уплотнения, подтянуть болты крепления крышек |
Задевание щитка тормозного механизма о тормозной барабан | Устранить неисправности правкой |
Стуки, треск при работе моста | |
Повышенный боковой зазор между зубьями ведущего и ведомого колес | Отрегулировать зазор |
Поломка зубьев ведущего и ведомого колес | Заменить в комплекте |
Поломка зубьев колес дифференциала или колесных передачи | Заменить неисправную деталь |
Повреждение шарнира карданной передачи | Заменить неисправную деталь |
Стук при трогании с места и при переключении передач | |
Ослабление креплений карданного вала | Подтянуть болты крепления карданной передачи |
Повышенный износ шлицевого соединения или карданных сочленений | Заменить изношенные детали шлицевого или карданного сочленения |
КАРКАС ОСНОВАНИЯ ШАССИ | |
Трещины в лонжеронах и поперечинах (элементах) | Заварить трещины. Перед сваркой трещину разделать, а концы просверлить сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины с внутренней стороны лонжерона или поперечины (элемента) приварить усиливающую полосу толщиной (5 - 6) мм, причем швы должны быть расположены в продольном направлении |
Погнутость лонжеронов или поперечин (элементов) | Выправить лонжерон или поперечину (элемент) в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов |
ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ и КОЛЕСА | |
Увод автобуса в сторону | |
Разное давление воздуха в шинах | Довести давление воздуха в шинах до нормы |
Непараллельность осей передней оси и заднего моста | Проверить взаимное положение передней оси и заднего моста. При необходимости заменить изношенные детали подвески |
Износ шкворневого узла | Заменить изношенные детали |
Неравномерный или ускоренный износ протектора шин | |
Повышенные зазоры в подшипниках колес, шкворневых соединениях, в шарнирных сочленениях рулевых тяг | Проверить все соединения и устранить выявленные неисправности. При необходимости переставить колеса |
Стуки при движении | |
Радиальный зазор шкворня во втулках | Заменить изношенные детали |
Увеличенные зазоры в шарнирах рулевых тяг | Отрегулировать, при возможности заменить изношенные детали |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Увеличенные зазоры в подшипниках ступиц колес | Отрегулировать подшипники ступиц колес. При повреждении подшипников заменить их |
Зазоры в соединениях рычагов и шаровых пальцев рулевых тяг | Подтянуть гайки крепления рычагов и пальцев, при необходимости заменить изношенные детали |
Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение | |
Недостаточное давление воздуха в шинах | Довести давление до нормы |
Увеличение усилия на рулевом колесе | |
Недостаточное давление воздуха в шинах | Довести давление до нормы |
Недостаточное количество смазочного материала в подшипниках ступиц передних колес | Смазать подшипники |
Чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес | Отрегулировать подшипники ступиц колес, затянуть гайки |
ПОДВЕСКА | |
Амортизатор не развивает достаточного усилия при растяжении и сжатии | |
Недостаточное количество жидкости | Проверить и долить до нормы |
Засорение клапанов | Промыть и перебрать клапаны. Неисправные детали заменить |
Стук при резком перемещении штока амортизатора | |
Ослабление затяжки гайки корпуса | Подтянуть гайку корпуса |
Ослабление затяжки гайки поршня | Подтянуть гайку поршня |
Недостаточное количество жидкости | Долить до нормы |
Изношены резиновые втулки амортизатора | Заменить втулки |
Регулятор положения кузова | |
Воздух не выходит из пневмоэлементов | |
Вышел из строя регулятор положения кузова | Отремонтировать или заменить регулятор положения кузова |
Воздух выходит из пневмоэлементов через атмосферный выход регулятора при нейтральном положении рычага регулятора кузова | |
Изношены подвижные резиновые уплотнения клапана | Сменить уплотнения или клапан |
Неисправен впускной клапан регулятора | Зачистить вмятины от седла на резиновом торце впускного клапана или заменить клапан |
Разрушение или потеря упругих свойств пружины клапанного механизма | Зачистить вмятины от седла на резиновом торце впускного клапана или заменить клапан. Заменить пружину |
Негерметичность пневмоэлемента | |
Утечка воздуха через трещину в резинокордовой оболочке | Заменить резинокордовую оболочку |
Утечка воздуха по месту посадки резинокордовой оболочки на опору | Перемонтировать пневмоэлемент или заменить детали с дефектами на посадочных поверхностях |
Утечка воздуха через трещину в корпусе опоры | Отремонтировать или заменить дефектную опору |
Воздух не выходит из атмосферного выхода регулятора положения кузова пии перемещении рычага привода «вниз» | |
Засорились отверстия в распределительной втулке или осевое отверстие в штоке регулятора | Разобрать регулятор, прочистить отверстия |
Засорился фильтр | Снять нижнюю крышку с регулятора, заменить или промыть фильтр |
При перемещении рычага привода регулятора вниз воздух поступает в пневмоэлемент, а не в атмосферу | |
Неверно закреплен рычаг привода на валу привода регулятора | Развернуть рычаг привода относительно вала привода на 180° и закрепить его в этом положении |
Воздух выходит из пневмоэлементов через регулятор положения кузова в негерметичный пневмоконтур дополнительных потребителей воздуха | |
Неисправен обратный клапан регулятора | Зачистить вмятины от седла на резиновом торце обратного клапана или заменить клапан |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности Способ устранения | |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
При повороте рулевого колеса необходимо прикладывать большое усилие | |
Пониженная работоспособность или выход из строя насоса гидроусилителя | Отремонтировать или заменить насос гидроусилителя |
Большая утечка масла (более 300 см3/мин) в распределительном устройстве и гидроусилителе | Заменить манжеты и уплотнительные кольца |
Наличие воздуха в гидросистеме | Довести до нормы уровень масла и прокачать систему |
Повышенный свободный ход рулевого колеса и неустойчивое движение автобуса | |
Люфт в шарнирных соединениях рулевого привода | Заменить пружины, изношенные сухари и пальцы |
Недостаточный уровень масла в бачке насоса | Довести уровень масла в бачке насоса до нормального |
Выбрасывание масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса | |
Чрезмерно высокий уровень масла в бачке насоса | Довести уровень масла в бачке насоса до нормального |
Засорение или повреждение фильтра насоса | Заменить фильтр |
НАСОС РУЛЕВОГО УСИЛИТЕЛЯ | |
Неравномерная работа насоса | |
Недостаточный уровень масла в бачке насоса | Доведите уровень масла в бачке насоса до нормального |
Наличие в системе воздуха (пена в бачке, мутное масло) или воды | Удалите воздух. Если воздух удалить не удается, проверьте затяжку всех соединений, снимите и промойте фильтр, проверьте целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса. Убедитесь в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении привалочных фланцев крышки и корпуса насоса (под установку бачка насоса). Проверьте затяжку болтов крепления коллектора и, если все указанные детали исправны, смените масло и прокачайте систему |
Недостаточная подача масла насосом вследствие засоренности фильтра или износа деталей качающего узла | Промойте фильтр и разберите насос для проверки его деталей. Если необходимо, замените насос |
Периодическое зависание перепускного клапана в результате загрязнения | Разберите насос, промойте ацетоном перепускной клапан и отверстие в крышке насоса, очистите их рабочие поверхности |
Отсутствие давления в системе при различных частотах вращения колен, вала двигателя | |
Отворачивание седла предохранительного клапана насоса или поломка пружины клапана | Разберите насос, заверните седло или замените пружину предохранительного клапана |
Зависание перепускного клапана | Разберите насос и промойте перепускной клапан |
Повышенный шум при работе насоса | |
Недостаточный уровень масла в бачке насоса | Доведите уровень масла в бачке насоса до нормального |
Засорение или повреждение фильтра насоса | Промойте или замените фильтр насоса |
Наличие воздуха в гидросистеме (пена в бачке, мутное масло) | Удалите воздух. Если воздух удалить не удается, проверьте затяжку всех соединений, снимите и промойте фильтр, проверьте целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса. Убедитесь в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении привалочных фланцев крышки и корпуса насоса (под установку бачка насоса). Проверьте затяжку болтов крепления коллектора и, если все указанные детали исправны, смените масло и прокачайте систему |
Деформация коллектора или разрушение его прокладки | Устраните деформацию коллектора или замените прокладку |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности Способ устранения | |
Выбрасывание масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса | |
Чрезмерно высокий уровень масла в бачке насоса | Доведите уровень масла в бачке насоса до нормального |
Засорение или повреждение фильтра насоса | Промойте или замените фильтр насоса |
Деформация коллектора или разрушение его прокладки | Устраните деформацию коллектора или замените его прокладку |
Наличие воздуха в гидросистеме (пена в бачке, мутное масло) или воды | СМ. ВЫШЕ |
Срабатывание предохранительного клапана насоса при давлении ниже 16,6 МПа (170 кгс/см2) | Отрегулируйте предохранительный клапан на давление 16,6 - 17,6 МПа (170 - 180 кгс/см 2). Если нужно, замените его пружину |
Постоянное падение уровня масла в бачке насоса | |
Утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса | Снимите насос с двигателя и замените манжету валика насоса |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | |
1 Ресиверы пневмосистемы не заполняются воздухом или заполняются медленно. Регулятор давления не срабатывает | |
Повреждение шлангов и трубок подвода воздуха | Заменить шланги и трубки |
Недостаточная затяжка мест соединений трубок, шлангов, соединительной и переходной арматуры | Подтянуть места соединений. Заменить неисправные детали соединений и уплотнений |
Недостаточная затяжка корпусных деталей аппаратов | Подтянуть крепление корпусных деталей |
Негерметичность деталей аппаратов в результате некачественного литья | Заменить аппарат |
Наличие забоин, вмятин на торцовых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха. Значительная неперпендикулярность торцовых поверхностей относительно осей резьбовых отверстий | Зашлифовать мелкие забоины, вмятины, устранить неперпендикулярность |
Негерметичность ресивера, аппарата | Заменить ресивер, аппарат |
2 Часто срабатывает регулятор давления при заполненной воздухом пневмосистеме | |
Утечка сжатого воздуха в магистрали от регулятора давления до блока защитных клапанов | Устранить утечку способами, указанными в п. 1 |
3 Ресиверы пневмосистемы не заполняются воздухом. Регулятор давления срабатывает | |
Неправильная регулировка регулятора давления | Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом. При необходимости заменить |
Засорение трубок на участке от регулятора давления до блока защитных клапанов | Осмотреть трубки, если требуется снять и продуть. Если трубка неправильно изогнута (есть излом), заменить ее |
4 Не заполняются воздухом ресиверы контура III | |
Неисправность четырехконтурного защитного клапана | Заменить неисправный клапан |
Засорение питающих трубок | Продуть трубки. При наличии в трубках посторонних предметов устранить их |
Деформация корпуса четырехконтурного защитного клапана вследствие чрезмерной затяжки болтов клапана к лонжерону | Обеспечить равномерную затяжку болтов крепления клапана к лонжерону |
5 Не заполняются воздухом ресиверы контуров I и II | |
Неисправность четырехконтурного защитного клапана | Заменить неисправный клапан |
Засорение питающих трубок | Продуть трубки. При наличии в трубках посторонних предметов устранить их |
6 Неэффективное торможение или отсутствие торможения автобуса рабочей тормозной системой при полностью нажатой тормозной педали | |
Значительная утечка сжатого воздуха в магистралях контуров I и II на участке после тормозного крана | Устранить утечку способами, приведенными в п. 1, и проверить |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Неисправность тормозного крана | Заменить кран |
Превышение допустимого хода штоков тормозных камер | Проверить ход штоков, работоспособность автоматических регулировочных рычагов, при не устранении дефекта - заменить |
Неправильная регулировка регулятора тормозных сил | Отрегулировать регулятор тормозных сил или заменить регулятор |
7 Неэффективное торможение или отсутствие торможения автобуса стояночной (запасной) тормозной системой | |
Неисправность ускорительного клапана; крана управления стояночной тормозной системой | Заменить неисправные аппараты |
Засорение трубок или шлангов контура III | Очистить трубки и продуть их сжатым воздухом. При необходимости заменить на исправные |
Неисправность пружинных энергоаккумуляторов | Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором |
Превышение допустимого хода штоков тормозных камер | Отрегулировать ход штоков, проверить работоспособность автоматических регулировочных рычагов |
8 При установке рукоятки крана управления стояночной тормозной системой в положение “Отторможено” автобус не растормаживается | |
Утечка воздуха из трубок контура III, из атмосферного вывода ускорительного клапана | Устранить место утечки способами, указанными в п.1 |
Выход из строя упорного подшипника пружинного энергоаккумулятора | Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором |
9 Наличие значительного количества масла в пневмосистеме | |
Износ поршневых колец в компрессоре | Заменить компрессор |
10 При движении автобуса тормозится задний мост без приведения в действие тормозной педали и крана управления стояночной тормозной системой | |
Неисправность двухсекционного тормозного крана | Заменить кран |
Нарушение уплотнения между полостью пружинного энергоаккумулятора и рабочей камерой | Заменить тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором |
Антиблокировочная система (АБС) | |
Сигнальная лампа АБС не загорается при включении зажигания | |
Перегорел предохранитель | Заменить предохранитель |
Перегорела лампа | Заменить лампу |
Нарушен контакт в разъемах или обрыв проводов | Проверить разъемы и провода |
Сигнальная лампа АБС не загорается при включении зажигания | Перегорел предохранитель |
Обрыв в кабеле датчика | Тестером проверить сопротивление цепи датчика. При неисправности заменить датчик или кабель |
Обрыв в кабеле модулятора. Короткое замыкание в обмотках модулятора | Тестером проверить сопротивление в цепи клапана модулятора. При неисправности заменить модулятор или кабель |
После начала движения сигнальная лампа АБС не гаснет | |
Неисправен блок управления | Заменить блок управления |
Перегорело реле | Заменить реле |
Короткое замыкание в обмотке датчика | Тестером проверить сопротивление в обмотке датчика При неисправности заменить датчик |
Большой зазор между датчиком и ротором. При проворачивании колеса датчик вырабатывает менее 0,2 В | Снять ступицу, максимально выдвинуть датчик в сторону ротора, установить ступицу. Тестером проверить величину вырабатываемого напряжения |
Нестабильный зазор между датчиком и ротором (колесо "виляет") | Отрегулировать или заменить подшипники ступицы |
КОМПРЕССОР | |
Резкий стук в компрессоре | |
Ослабление затяжки шатунного болта | Подтяните шатунный болт, подогните ус замочной шайбы |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Износ подшипников шатуна | Замените шатун |
Срез шатунного болта | Замените шатунный болт |
Уменьшение производительности компрессора | |
Негерметичность впускного или нагнетательного клапанов | Притрите впускной или нагнетательный клапаны |
Поломка впускного или нагнетательного клапанов | Замените впускной или нагнетательный клапаны |
Износ поршневых колец | Замените поршневые кольца |
Засоренность воздушного фильтра | Очистите и промойте воздушный фильтр |
Износ поршня | Замените поршень |
Неплотно затянуты или повреждены прокладки головки цилиндра и крышки головки | Подтяните гайки крепления головки цилиндра и крышки головки или замените прокладки |
Увеличение количества масла в конденсате | |
Износ подшипников шатуна | Замените шатун |
Износ поршневых колец | Замените поршневые кольца |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | |
СТАРТЕР | |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Замените тяговое реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепи электроснабжения | Найдите место повреждения в цепи питания и восстановите контакт |
Отказ реле 738.3747-20 | Заменить реле |
Отсутствие контакта между щетками и коллектором | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить его. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях |
Обрыв в цепи внутри стартера | Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | |
Разрядка аккумуляторных батарей. Нарушение зарядной цепи АКБ | Зарядить батареи. Устранить неисправность. |
Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторного узла | Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, меднографитовой пыли |
Подгорание контактов тягового реле | Зачистить или заменить диск или контактные болты тягового реле |
Короткое замыкание в обмотке якоря | Заменить якорь |
Плохой контакт корпуса стартера с массой автобуса | Обеспечить надежность соединения |
Применение масла, не соответствующего сезону | Заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправность реле блокировки стартера | Заменить реле |
Приварился контактный диск к контактным болтам | Зачистить контактный диск и контактные болты или заменить |
Пружина тягового реле сломалась, вилка рычага заклинила | Заменить пружину тягового реле. Установить рычаг |
Приваривание контактов реле 738.3747-20 | Заменить реле |
Неисправность реле блокировки стартера | Заменить реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка) | |
Разрядка аккумуляторной батареи | Зарядить батарею |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность выключателя приборов и стартера | Заменить выключатель |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле 738.3747 -20 | Заменить реле |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Нарушение регулировки стартера | Отрегулировать стартер |
Поломка зубьев венца маховика или зубчатого колеса привода | Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода |
Неисправность привода | Заменить привод |
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары зубчатого колеса привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Проверить контактные соединения и устранить неисправность |
Неисправность удерживающей обмотки тягового реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность обмотки или контактного соединения реле 738.3747 | Заменить реле |
При включении стартера слышен шум (скрежет) зубчатого колеса привода | |
Установка стартера с перекосом | Установить правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле | Отрегулировать зазор между зубчатым колесом и упорной шайбой в момент включения стартера |
Зубчатое колесо привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле | |
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или зубчатого колеса привода | Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или зубчатого колеса привода |
Износ торцов зубьев венца маховика или зубчатого колеса привода | Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода |
ГЕНЕРАТОР | |
Генератор не дает зарядный ток | |
Обрыв в проводах и нарушение контакта в местах соединения, ослабление приводного ремня | Найти и устранить обрыв, подтянуть гайки крепления, отрегулировать натяжение ремня |
Генератор не отдает полной мощности (без АКБ - резко снижает напряжение при увеличении нагрузки; при наличии АКБ-батарея систематически не дозаряжается) | |
Проскальзывание приводного ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Неисправен один из диодов выпрямительного блока | Заменить выпрямительный блок |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Шум генератора | |
Чрезмерное натяжение приводного ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Ослабло крепление шкива (полумуфты) | Затянуть гайку крепления шкива (полумуфты) на валу генератора |
Повреждены подшипники генератора | Заменить подшипник |
Межвитковое замыкание или замыкание на “массу” обмотки статора | Заменить статор |
Генератор выдает напряжение ниже номинального | |
Неисправны диоды выпрямителя питания обмотки возбуждения | Заменить выпрямительный блок |
Поврежден регулятор напряжения | Заменить регулятор |
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на корпус генератора | Заменить статор |
Короткое замыкание на “массу” выводов обмотки возбуждения генератора | Заизолировать поврежденный участок |
При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправность предохранителя | Заменить предохранитель |
Обрыв цепи питания | Восстановить цепь |
Отклонение стрелки влево от нуля | |
Обрыв провода от указателей к преобразователям указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановить цепь |
Продолжение Таблицы В.1
Причина неисправности | Способ устранения |
Замыкание провода или преобразователя уровня топлива на массу автобуса | Устранить замыкание |
Неправильное подключение проводов к выводам указателей давления масла и температуры ОЖ | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Отклонение стрелки вн | раво от крайней отметки |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта о корпус указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с массой автобуса | Устранить замыкание. Восстановить контакт |
Обрыв провода от указателя к преобразователю уровня топлива или отсутствие контакта преобразователя с массой автобуса | Восстановить цепь; восстановить контакт |
Неправильное подключение проводов к выводам указателя уровня топлива | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Резкое колебание стрелки | |
Периодическое нарушение контакта указателей и преобразователей с массой автобуса | Восстановить контакт |
Нарушение контакта в штекерных соединениях | Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений |