КПП 161 Техническое обслуживание КПП141,142,152,154,161
Техническая характеристика коробки передач 161 приведена в Таблица 7. В Таблица 8 приведена техническая характеристика демультипликатора коробки передач 162.
Таблица 7
Тип | Механическая,8-ступенчатая, состоящая из основного 3-вального4-ступенчатого синхронизированного редуктора и приставного2-ступенчатого заднего демультипликатора |
Управление:Основным редуктором Демультипликатором | ДистанционноеПневмомеханическое |
Способы включенияпередач: 1-, 2-, 3-, 4-йосновного редуктора и демультипликатора заднегохода | Кареткамисинхронизаторов Зубчатой муфтой |
Типсинхронизаторов: Основного редуктора Демультипликатора | Инерционный,пальцевый Инерционный, муфтовый |
Устройства, препятствующие самовыключению передач:1-, 2-, 3-,4-й заднего хода | Сочетание замков искосов шлицев Замки |
Передаточныечисла | 8,39; 5,5; 3,93;2,87; 2,13; 1,4; 1,0; 0,73; з.х. 12,04 |
Максимальный крутящий момент на входном валу,Н*м | 1300 |
Максимальная частота вращения на входном валу,мин"1 | 2200 |
Межцентровоерасстояние, мм | 160 |
Масса, кг(примерно): Коробки передач без картера сцепления, смазки,дистанционного привода, дополнительных опор крепления Дистанционногопривода управления с кронштейнами их крепления | 315 22 |
Система смазкиОсновного редуктора Демультипликатора Рекомендуемоемасло | Комбинированная, сподпиткой игольчатых подшипников шестерен коробки передач Комбинированная,под давлением от насоса и разбрызгиванием ТСп-15К (ГОСТ23652-79) |
Максимальнодопустимая температура смазки, °С | 120 |
Заправочнаяемкость, л (примерно) | 12 |
Таблица 8
Тип | 2-ступенчатый планетарный.Число сателлитов 5 | ||
Число зубьев | Модуль | Степеньточности | |
Корона | 82 | 2,93 | 8-7-6 Ch |
Солнце | 28 | ||
Сателлит | 26 | ||
Сателлиты подобраны поrpynnaivfпо длинеобщей нормали | |||
Управление | Пневмомеханическое | ||
Способы включения передач | Муфтовым инерционнымсинхронизатором с фрикционнымиповерхностями, покрытыми молибденом. Синхронизатор покупной -фирмы ZF(Германия) | ||
Передаточные числа Высший диапазон Низшийдиапазон | 1 3,93 | ||
Принцип действия | При перемещении муфты синхронизатора вправо водило жестко соединяется с короной.Весь планетарный ряд вращается как одно целое - высшая передачадемультипли-. катора. При перемещении муфты синхронизатора влево корона жесткосоединяется с картером. При вращениисолнечного колеса сателлиты начинают обкатываться по короне - низшаяпередача демультипликатора. | ||
Материал: Корона Водило Сателлиты, солнечная шестерня Картер | Сталь38Х2МЮА,азотирование675...763 HV Сталь 40Х Сталь15ХГН2ТА,цементация с закалкой 59...63HRC Чугун ВЧ50 | ||
Максимальный крутящий момент на солнечнойшестерне, Н*м | 2663 | ||
Максимальная частота вращения на солнечнойшестерне, мин"1 | 3014 | ||
Масса, кг (примерно): | 75 | ||
Система смазки Рекомендуемое масло | Комбинированная, под давлением от насоса иразбрызгиванием ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) | ||
Максимально допустимая температурасмазки, °С | 120 |
Шестерни коробки передач, для обеспечения высокой нагрузочной способности и бесшумности работы передачи выполнены косозубыми, постоянного зацепления. Планетарный ряд - демультипликатор - имеет прямые зубья, пять сателлитов.
Низшая передача планетарного ряда достигается остановом короткой шестерни, а высшая, ускоряющая передача - полной блокировкой планетарного ряда. При этом силовой поток передается через две пары шестерен основной коробки соответствующие включенной передаче: одна из них постоянного зацепления другая выключенной передачи основной и далее силовой поток передается на солнечную шестерню демультипликатора. Демультипликатор смазывается отдельным насосом. Синхронизатор демультипликатора стальной с напылением молибденом.
1.4.1 Механизм коробки передач
Рис. 59 Коробка передач модели 161
1 - коробка передач; 2 - солнечная шестерня демультипликатора; 3 -- насос масляный; 4 - картер задний демультипликатора; 5 - водило с сателлитами; 6 - полумуфта блокировки демультипликатора с кольцом; 7 -полумуфта включения демультипликатора; 8 - крышка задняя демультипликатора; 9 - прокладка регулировочная; 10 - крышка опоры; 11 - вал привода масляного насоса; 12 - картер передний демультипликатора; 13 - колесо коронное с внутренними зубьями; 14 - ступица коронной шестерни; 15 - кольцо упорное; 16 - кольцо упорное; 17 - кольцо стопорное; 18 - прокладка задней крышки; 19 - прокладка регулировочная; 20 - фланец; 21 - болт; 22 - шайба пружинная; 23 - кольцо унлотиительное; 24 - корпус синхронизатора; 25 - блокирующее кольцо; 26 - скользящая муфта; 27 - нажимная пружина; 28, 29 - подшипник шариковый
Демультипликатор представляет собой двухступенчатой планетарный редуктор. Он состоит из коронного колеса 13 (Рис. 59) с внутренними зубьями, водила 5, с сотеллитами ступицы 14 коронной шестерни, синхронизатора; полумуфты 7 включения демультипликатора; полумуфты 6 блокировки синхронизатора и солнечной шестерни 2, расположенной на вторичном валу КПП. Полумуфта 7 включения демультипликатора неподвижна относительно корпуса коробки.
На крышку коробки установлена опора (Рис. 59) рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.
Переключение передач происходит по схеме, приведенной на Рис. 60. Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
При переводе рычага через положение нейтрали срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1... 1,5 секунды.
При включении демультипликатора с низшим диа
пазоном полумуфта синхронизатора двигается в сторону
полумуфты 7 включения низшей передачи. При со
прикосновении конических поверхностей блоки
рующего кольца и полумуфты 7 включения низшей
передачи, угловые скорости кольца и полумуфты
Рис. 60 Схема переключения передач в выравниваются под действием момента трения на
коробке передач модели 161 конических поверхностях, возникающего в результа-
те приложенного к муфте синхронизатора осевого усилия. При этом механизм блокировки препятствует дальнейшему перемещению полумуфты синхронизатора. После остановки центрального коронного колеса 13 и полумуфты происходит разблокировка полумуфты синхронизатора и безударное введение и зацепление зубчатых венцов полумуфт включения низшей передачи. Таким образом, муфта включения демультиплек-тора работает как обычный инерционный синхронизатор.
Рис. 61 Основная коробка передач 161
1 - картер коробки передач; 2 - вал первичный; 3 - крышка подшипника первичного вала; 4 - вал промежуточный; 5 - вал вторичный; 6 - механизм переключения передач; 7 - кольцо установочное; 8 - прокладка регулировочная; 9 - прокладка крышки первичного вала; 10 - полукольца стопорные; 11 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 12 - прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 13 - кольцо обжимное; 14 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 15 - прокладка верхней крышки коробки передач; 16 - втулка распорная; 17 - шестерня солнечная демультипликатора; 18,19 - болт; 20 - гайка специальная М39х2-6Н; 37 - подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце; 21 - подшипник роликовый радиальный сферический с симметричными роликами; 22 - пружина тарельчатая.
Крутящий момент передается от шестерни 17 (Рис. 61) на водило 5 (Рис. 59) через сателлиты при неподвижном коронном колесе 14.
Включение прямой передачи в демультипликаторе происходит аналогично. В результате зубчатый венец муфты синхронизатора входит в зацепление с зубчатым венцом водила. При этом планетарный ряд заблокирован и его передаточное число равно 1.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели загорается лампочка зеленого цвета.
Смазка демультипликатора принудительная, с помощью масляного насоса 3.
Устройство основной коробки модели 161 показано на Рис. 61.
Основная четырехступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 1 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 2, ведомый 5 и промежуточный 4 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен заднего хода; верхней крышки 6 коробки с механизмом переключения передач в сборе.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 3 подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а, значит, способствуя повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую за-пресована ось блока шестерен заднего хода.
Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле.
С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по
Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.
В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Ведущий вал коробки передач (Рис. 62) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник 4. Внутренней расточкой ведущий вал опирается на внешнее кольцо роликового подшипника ведомого вала. Детали 3, 4 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.
Рис. 62 Ведущий вал в сборе Рис. 63 Промежуточный вал в сборе
1 - вал первичный; 2 - кольцо установочное; 3 - 1 - вал промежуточный; 2 - шестерня второй передачи;
кольцо маслонагнетающее крышки подшипни-3 - шестерня четвертой передачи; 4 - шестерня привода
ка; 4 - подшипник шариковый радиальныйпромежуточного вала; 5 - шестерня первой передачи; 6
однорядный; 5 - шарик; 6 -гайка М52х2 - втулка распорная; 7 - подшипник роликовый ради-
альный
Промежуточный вал (Рис. 63) заодно с венцом шестерни заднего хода. На вал напрессованы шестерни 2, 3, 5 передач и шестерня привода промежуточного вала 4. Между шестернями 3 четвертой передачи и привода промежуточного вала 4 установлена распорная втулка 6.
Ведомый вал 16 (Рис. 64) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. На переднем конце вала посажен подшипник 19. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерня 2 четвертой передачи в осевом направлении закреплена упорной шайбой 11 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала таким образом, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 12. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 4 и 5 инерционного типа.
Для разборки ведомого вала коробки передач снять упорное кольцо 18 (Рис. 64) и передний подшипник 19 ведомого вала, затем синхронизатор 5 третьей и четвертой передач, упорную шайбу 11 шестерни 2 четвертой передачи. Для этого необходимо вывести замковую шпонку 12 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню 2 четвертой передачи с роликами насыпных подшипников. Спрессовать втулку 8 шестерни четвертой передачи, извлечь замковую шпонку 12 с пружиной 13; снять шестерню 3 и подшипник второй передачи, синхронизатор 4 второй и первой передач. Снять муфту 15 включения Iпередачи и заднего хода с втулкой 14. Снять шестерню 9 заднего хода, подшипник и втулку шестерни заднего хода. Снять шестерню 1 первой.
Рис. 64 Ведомый вал в сборе
1 - шестерня 1 передачи; 2 - шестерня IVпередачи; 3 - шестерня 11 передачи; 4 - синхронизатор 11 и Iпередач; 5 - синхронизатор Ш и IVпередач; 6 - вал вторичный; 7 - втулка маслоиерепускная; 8 - втулка шестерни IV передачи; 9 - шестерня заднего хода; 10 - втулка промежуточная роликов шестерни IVпередачи; 11 - шайба упорная; 12 - шпонка замковая упорной шайбы; 13 - пружина шпонки упорной шайбы; 14 - втулка шестерни заднего хода; 15 - муфта включения I передачи и заднего хода; 16 - втулка муфты заднего хода; 17 - ролик; 18 - кольцо Б40; 19, 20 - подшипник роликовый
1.5 Техническое обслуживание КПП 141,142,152,154,161
В процессе эксплуатации возникает необходимость проведения осмотровых, контрольных, смазочных, регулировочных и. ремонтных работ.
Наиболее часто проводимые работы по техническому обслуживанию коробок передач: проверка исправности троса крана управления делителем, устранение обнаруженных неисправностей;
проверка внешним осмотром отсутствия подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
- регулировка зазора между упором и ограничителем хода штока клапана включе
ния делителя передач;
смазка опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
очистка от грязи сапуна;
проверка уровня масла в картере коробки передач.
установка рычага тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
установка фланца ведомого вала коробки передач;
замена масла в картере коробки передач;
смазка троса крана управления делителем. Особенности проведения некоторых работ приведены ниже.
При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач заменить смазку в трех опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачать через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах опор.
Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или снизилось недостаточно, разобрать опоры в следующем порядке:
- вывернуть болты 19 (Рис. 75) крепления регулировочного фланца; вывернуть
болты крепления опоры на картере сцепления;
снять резиновый чехол шарнирного соединения, обращая внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;
отвернуть с промежуточной тяги регулировочный фланец 18 и вытянуть промежуточную тягу из опоры;
отсоединить головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;
отсоединить крышки 15 от опоры, расположенной в картере маховика; вынуть переднюю тягу, расположенную в развале блока цилиндров; снять опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже. Вынуть из корпусов опор сухари 11, втулки 13, пружину 14. Детали и полости опор промыть керосином или дизельным топливом, заменить изношенные уплотнительные кольца. При сборке смазать трущиеся поверхности смазкой 158; заложить свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулировать дистанционный привод.
Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок модели 142:
установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение; ослабить стяжные болты 24 (Рис. 75) стяжного регулировочного фланца 18, вывернуть четыре соединительных болта 19 и навернуть на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 17;
наконечника и рычаг штока 23 вворачиванием установочных винтов в отверстия
рычагов;
отворачивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соединить их четырьмя болтами 19. Фланец закрепить на промежуточной тяге, затянув болты 24;
вывернуть на
проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;
- расстопорить и отвернуть гайки упора штока клапана, расположенные на толка
теле поршня пневмоусилителя. Подсоединить манометр к контрольному выводу
контура IVпривода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов. Дове
сти давление в указанном контуре до 7.. .7,5 кгс/см;
плавно нажать до упора педаль сцепления;
подвести упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с ограничителем штока клапана и дополнительно переместить его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока 0,2...0,3 мм. Упор штока клапана в указанном положении закрепить гайками и застопорить их отгибными шайбами. При падении давления в IVконтуре привода вспомогательной тормозной системы до 6,2 кгс/см допускается увеличение зазора до
Рис. 65Положение указателя уровня масла при замере |
Для смены масла в коробке передач слить масло в горячем состоянии через три сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистить магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промыть картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого залить масло в коробку передач (
Прокрутить коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач течение 3.. .5 мин. Замерить уровень масла и при необходимости долить.
Для проверки редукционного клапана делителя снять его с коробки передач и установить на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха6...7
кгс/см2, подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен мано-метр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см .
Проверить давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95...4,45 кгс/см2. При несоответствии давления указанной величине снять пломбу, вывернуть пробку 12 (Рис. 51) и, подбирая необходимое число шайб 13, отрегулировать клапан и запломбировать.
Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте вывернуть болты крепления трех воздуховодов, отсоединить кран управления делителем от опоры, вывернуть винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, вынуть резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, вывернуть винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снять крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоединить трос от рычага переключателя.
При частичной разборке вывернуть болты 2 (Рис. 49) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промыть детали крана и смазать рабочие поверхности деталей смазкой 158. Собрать кран управления. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) - 24,5...26,5 мм. Смазать трос 1, залив в оплетку троса с помощью масленки 10...
определить место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний установочный винт 5 (до соприкосновения с рычагом, довернуть его еще на 1/4 оборота и законтрить контргайкой 4. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий; переместить золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и передним установочным винтом 1 отрегулировать зацепление, как указано выше;
через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверить рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5...
Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключения передач:
регулировку привода управления механизмом переключения передач производить в процессе сборки; зафиксировать шток 14, ввернуть винт 15 (Рис. 74);
- зафиксировать тягу 2 технологическим стержнем 16; установить рычаг 5 под углом Д к вертикали;
- ввернуть шарнир 13 в шаровую тягу 2 совместить ось конического пальца с осью отв. в рычаге 5;
вращая деталь 18 реактивной тяги 3 установить рычаг 17 и тягу 2 в вертикальную плоскость;
вывернуть винт 15 на указанную длину и законтрить его гайкой;
- удалить стержень 16.
Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклонить кабину, снять шумоизоляционныи чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоединить воздуховоды пневмосистемы делителя, кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снять головку передней тяги, вьюернуть болты крепления кроштейна опоры к двигателю и снять опору, отсоединить кран управления делителем и рычаг переключения передач.
Разобрать опору, детали промыть, трущиеся поверхности смазать смазкой 158. Полость опоры заполнить смазкой 158. После сборки наконечник рычага должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24,5...34,3 N (2,5...3,5 кгс), приложенным к конусной поверхности наконечника рычага
Рис. 66 Приспособление для центрирования ведущего вала делителя передач
1 - корпус приспособления; 2 - пластина установочная; 3 - штифт установочный; 4 - винт установочный; 5 - болт; 6 - втулка; 7,13 - пружины; 8 - стакан; 9 - конус центрирующий; 10 - вал делителя ведущий: 11 рычаг зажимной; 12 - шайба упорная; 14 - штифт; 15 - шайба зажимная; В - поверхность центрирования
Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снять крышку 6 (Рис. 45) смотрового люка картера делителя. Расконтрить и вывернуть два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снять механизм переключения делителя.
Сцентрировать ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое состоит из корпуса с центрирующим устройствам и двух зажимных рычагов. Для этого цен-трирутощий конус 9 (Рис. 66) вставить во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более
Переместить вилку 14 (Рис. 45) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечить зазор 0,3...0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения
передач и головкой рычага 16 поместить установочную пластину 2 (Рис. 66) толщиной 0,3.. .0,5 мм. Переместить валик до упора головки рычага в пластину. Ввернуть и законтрить отгибными шайбами болты крепления вилки. Установить на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку 6 (Рис. 45).
Для разборки коробки передач мод. 152,154
отсоединить делитель 46 (Рис. 38) от коробки передач;
разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки 25 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; отвернуть гайку 33 крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 5, ведомого 42 и промежуточного 40 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок); расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала; съемниками снять задний подшипник 29 ведомого вала, для этого использовать специальный захват. Установить захват 8 на проточку подшипника и стянуть гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снять подшипник.
Для разборки делителя передач
снять крышку 6 смотрового люка (Рис. 45), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя; вынуть ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, вынуть синхронизатор, расстопорить и вывернуть болты крепления упорной шайбы подшипника 12; выпрессовать промежуточный вал 11 делителя из подшипника, вынуть подшипник 12 из корпуса; вынуть промежуточный вал 11 делителя; расстопорить и вывернуть два болта крепления вилки переключения передач; вынуть вал 13 с рычагом 16 и извлечь вилку 14 из картера делителя.
Для разборки коробки передач мод. 161:
отсоединить демультипликатор от коробки передач;
разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; снять передние крышки подшипников ведущего и промежуточного валов (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок).
Для разборки коробки передач модели 142
Отсоединить картер сцепления 38 (Рис. 15) от коробки передач.
Разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки 13 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее; отвернуть гайку 21 крепления фланца карданного вала и снять фланец 20, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 3, ведомого 35 и промежуточного 33 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок); снять стопорные кольца подшипников; расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы 25 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И801.30.000 снять задний подшипник 18 ведомого вала, для этого использовать захват И801.30.100 (Рис. 67). Ус-
тановить захват 8 на проточку подшипника и стянутьгайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 вторец вала, снять подшипник. |
Рис. 67 Снятие заднего подшипника ведомого вала 1 -гайка; 2-тяга; 3 -наконечник; 4 - винт; 5 - ось; 6 - траверса; 7 - подшипник; 8 - захват
Снять стакан 30 (Рис. 15) заднего подшипника вместе с подшипником 27 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором 3 в стенку картера коробки передач (Рис. 68), ввернуть в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец вала, ввернуть винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со стаканом.
При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установить технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи промежуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Вынуть первый 3 (Рис. 15), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки передач. Съемником И801.32.000 спрессовать ось блока шестерен заднего хода. Для этого рукоятку 2 (Рис. 69) установить в крайнее правое положение, ключом ввернуть винт 1 в ось блока шестерен; затем завернуть рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.
Рис. 68 Приспособление для снятия заднего Рис. 69 Съёмник оси блока шестерен
подшипника промежуточного вала заднего хода И801.32.000
1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - наконечник; 5 - пли- 1 - винт; 2 - рукоятка
та; 6 - винт; 7,8 - болты
Для разборки ведомоговала коробки передач снять упорное кольцо 1(Рис. 41) и передний подшипник 2ведомого вала, для этого использовать захват, установить его наподшипник и стянуть гайками 2 (Рис. 70).
Рис. 70Снятие переднего подшипника ведомого вала 1 - захват И801.30.200; 2- гайка; 3 - винт; 4 - траверса; 5 - наконечник; 6 подшипник Ввертывая винт 3 втраверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снять подшипник,затем синхронизатор четвертой, пятой передач, упорное кольцо 4 (Рис. 41)шестерни четвертойпередачи. Для этогонеобходимо: вывести замковую шпонку21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню 18 четвертой передачис роликами 5 насыпных подшипников; спрессовать втулку 6 четвертой передачи, извлечьзамковую шпонку 21 с пружиной 19; снять шестерню 7 и подшипник 8третьей передачи, синхронизатор 9 второй и третьей передач; - шестерню 14 иподшипник первой передачи, муфту 12 включения первой пере снять шестерню иподшипник второй передачи. Для разборки верхней крышки коробки передач(Рис. 21, Рис. 22, Рис.24). отвернуть гайки и снять опоры рычага переключенияпередач, вынуть стаканы, пружины и шарики фиксаторов; расшплинтовать и вывернуть установочные винтыкрепления вилок и головок штоков, выбить три заглушки, вынуть штокипереключения передач, выбить заглушки замка штоков, вынуть шарики изкрышки и штифт замкового устройства из среднего штока; отвернуть стакан пружины и вынуть пружину,предохранитель и втулку предохранителя. Сборку производить впоследовательности, обратной разборке, учитывая следующиеособенности: -при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовыватьприработанные друг к другу шестерни; |
для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник 4 (Рис. 72) шайбу 8, пропустить болты 9 через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивать винт 6 в плиту 5 до полной установки стакана с подшипником; при сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипников (Рис. 41). Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала; при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20; при установке переднего подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
при напрессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275...373 Н (28...38 кгс), для синхронизатора делителя 589...687 Н (60...70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.
Рис. 71 Рис. 72 Приспособление для Рис. 73 Регулирование осевого зазора
Расположение установки заднего подшипника валов коробки передач и делителя
пятна контакта промежуточного вала 1-прокладки регулировочные
1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - 2 - крышка подшипников; 3 - прокладка
наконечник; 5 - плита; 6 - винт; 7, 9 - уплотнительная; 4 - картер коробки пе-
болты; 8 - шайба редач или делителя; 5 - кольцо стопор-
ное; 6 - подшипник регулировочного вала; a,b,c,d- размеры регулировочные
После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27...0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи - 0,265...0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375...0,715 мм:
перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора; при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерить с точностью
Крышку ведущего вала коробки передач устанавливать без уплотнительных прокладок, при этом размер dот привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обеспечить d=(a...a+0,l) подбором количества регулировочных прокладок:
перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 на два-три витка сквозных резьбовых отверстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2..
Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.
Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.
При повороте вала вилки выключения сцепления от руки, муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.
Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану. При этом необходимо использовать технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход
Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя. Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.
- устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин"1 и 2600 мин"1;
- муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12, 7 Нм/сек2 (1,3 кгсм/сек2);
- тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49, 1 Нм (5 кпгм) для первой передачи и передачи заднего хода и 98, 1...147 Н.м (10...15 кпгм) для остальных передач;
устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;
- пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пнев-
мо-системе должно быть 588...686 кПа (6...7 кгс/см);
приборы для замера уровня шума. Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С. Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испытаний коробок передач приведены в Таблица 9, Таблица 10, Таблица 11, Таблица 12.
- устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин"1 и 2600 мин"1;
- муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12, 7 Нм/сек2 (1,3 кгсм/сек2);
- тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49, 1 Нм (5 кпгм) для первой передачи и передачи заднего хода и 98, 1...147 Н.м (10...15 кпгм) для остальных передач;
устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;
- пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пнев-
мо-системе должно быть 588...686 кПа (6...7 кгс/см);
приборы для замера уровня шума. Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С. Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испытаний коробок передач приведены в Таблица 9, Таблица 10, Таблица 11, Таблица 12.
Таблица 9 Режим испытаний коробок передач моделей 142 под нагрузки.
Частота вращенияведущеговала, мин_1 | Включенная передача восновной коробке | Включенная передача вделителе | Времяиспытаний, мин |
1300 | Нейтраль | Высшая | 1,5 |
2600 | » | 1,5 | |
2600 | Последовательноепереключение делителя «низшая» -«высшая» (два-три раза) Высшая | 1 | |
2600 | Последовательное включение передач 3X-1-2-3-4-5-4-3-2-1-3X | 3 |
Таблица 10 Режим испытаний коробок передач моделей 154 и 161 под нагрузкой
Частота вращенияведущеговала, мин" | Нагрузка на ведомомвалу, Н.м (кгс.м) | Включеннаяпередачав коробке | Включеннаяпередача в делителе | Времяиспытаний, мин |
2600 |
49(5) | ЗХ ЗХ 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 | Высшая Низшая » Высшая » Низшая Низшая Высшая » Низшая » Высшая |
1 |
98, 1-147,1(10...15) |
Таблица 11 Режим испытаний коробок передач моделей 142 без нагрузки
Частота вращенияведущего вала, мин_1 | Включенная передача | Времяиспытаний, мин |
1300 | Нейтраль | 1,5 |
2600 | » | 1,5 |
2600 | Последовательноевключение передач ЗХ-1-2-3-4-5-4-3-2-1-ЗХ | 3 |
Таблица 12 Режим испытаний коробок передач моделей 142 под нагрузки
Частота вращения ведущеговала, мин" | Нагрузка на ведомом валу,Н.м (кгс.м) | Включеннаяпередача | Времяиспытаний, мин |
2600 | >49(5) | ЗХ 1 | 1,5 |
98Д...147Д(10... 15) | 2 3 4 5 |
После испытаний слить масло из коробок передач, когда duoеще горячее. Очистить магниты сливных пробок от металлических отложений.
При установке коробки передач на двигатель:
проверить состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее
перед установкой дистанционного механизма смазать рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установить головки механизма и затянуть стяжными болтами. Качание головок на тягах не допускается, Уплотнительные чехлы головок тяг дистанционного механизма должны плотно охватывать посадочные поверхности. При переключении передач с помощью дистанционного механизма заедание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач; в коробку передач залить масло ТСп-15К в количестве
1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.
2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключить сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более
3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук не допускается).
4. Переключаемость передач в основной коробке. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается. В коробке передач переключение передач производить на низшей и высшей передачах делителя.
5. Переключаемость передач делителя. Для этого подвести к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 490...588 кПа (5...6 кгс/см2) и произвести два-три переключения передач делителя, последовательно переводя переключатель крана управления в верхнее и нижнее положения и перемещая на
6. Отсутствие течи масла. Течь масла не допускается. Допускается образование масляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплотнений и установки сапунов.
Примечание
При отсутствии стенда провести испытание коробки передач на ненагруженном автомобиле на ровной местности Порядок переключения передач и время движения на каждой передаче
согласно таблице испытаний КП под нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400... 1800 мин ~1.
При испытаниях коробок передач проверить:
легкость переключения передач. При переключении второй, третьей, четвертой и пятой передач скрежет не допускается. Передачу заднего хода и первую передачу включать только при остановленных валах;
момент на ведомом валу. При частоте вращения ведущего вала 2600 мин " момент на ведомом валу не должен превышать 9, 81 Н.м (1 кгс.м); самовыключение передач (не допускается);
наличие резких неравномерных стуков, свидельствующих о неисправностях узлов и деталей (не допускается).
Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка Для снятия коробки передач:
слить масло из картера коробки передач. Наклонить кабину, снять щиты пола платформы для обеспечения доступа к коробке передач; отсоединить аккумуляторные батареи от электрической цепи, отсоединить вывод, соединяющий выключатель массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); отсоединить и вынуть провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; снять шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов; разъединить штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах; отсоединить кронштейны крепления глушителя к картеру делителя; снять пневмогидроусилитель сцепления;
отсоединить фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снять пружинные шайбы и вынуть болты; ослабить стяжные ленты и снять соединительный шланг трубы эжектора; отсоединить воздухопроводы от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;
ослабить болты крепления передних опор силового агрегата; отвернуть гайки болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты; вывернуть болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вывернуть болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;
вывесить силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложить деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустить силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на
отсоединить три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, вывернуть болты крепления стартера;
установить цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке передач, вывернуть болты крепления сцепления или картера делителя к картеру маховика двигателя; отвести коробку передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцепления, снять ее и установить на тележку.
Установка коробки передач.
Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложить
Ввернуть болты крепления картера делителя к картеру маховика двигателя. Ввернуть болты крепления стартера; подсоединить трубопроводы управления делителем к соединительной колодке. Соединить переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага; ввернуть стяжной болт рычага передней тяги привода управления механизмом передач. Отрегулировать дистанционный привод управления механизмом переключения передач.
Вывесить силовой агрегат за рым-болты коробки передач.
Ввернуть болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, вынуть деревянные бруски из-под второй поперечины рамы pi опустить силовой агрегат на опоры; ввернуть болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вставить болты в отверстия задних опор силового агрегата, завернуть самоконтрящиеся гайки.
Затянуть болты крепления передних опор силового агрегата.
Подсоединить воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; надеть соединительный шланг трубы эжектора и закрепить его стяжными лентами.
Совместить отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставить в отверстия болты, надеть пружинные шайбы, завернуть гайки. Установить пневмогидроусилитель сцепления.
Присоединить кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты.
Надеть шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя; надеть стяжные хомуты и закрепить шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их гайками; подсоедините провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; подсоединить вывод включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); соединить аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставить щиты пола.
Залить масло в картер коробки передач.
Опустить кабину.
Проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения____________
Причина неисправности | Способ устранения |
Затрудненное включениевсех передач, включение передачи заднего хода и первойпередачи соскрежетом | |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») | Отрегулировать свободныйход муфты выключениясцепления |
Большое усилие на рычагепереключения передач | |
Загрязнение опор тягдистанционного управления. Отсутствие или загустеваниесмазки | Промыть опоры и заполнитьих свежей смазкой 158 |
Включение второй,третьей, четвертой, пятой передач с ударом и скрежетом | |
Износ конусных колецсинхронизатора, блокирующихфасок пальцев и каретки. Заниженное усилие вывода кареток из нейтральногоположения | Заменить синхронизатор |
Включение передач в делителес ударом и скрежетом | |
Повышенное давление впневмосистеме управленияделителем | Отрегулироватьредукционный клапан |
Разрыв мембраныредукционного клапана | Замените мембрану |
Износ конусных колецсинхронизатора, блокирующихфасок пальцев и каретки | Заменить синхронизатор |
Износ сухарей вилкипереключения передач делителя | |
Отсутствие сброса воздухав атмосферу при переключениипередач в делителе в связи с загрязнением воздушных каналов и сапунаклапана включения делителя передач. | Разобратьклапан и промыть всеего детали, включая и сапун. При сборке клапана все трущиеся поверхности смазать смазкой158 |
Нет зазора между кареткой синхронизатора и сухаремвилки переключения передач | Отрегулировать зазор |
Самопроизвольноепереключение передач во время движения автомобиля | |
Неполное включение передачи из-занеисправности фиксаторов механизма переключения, износа лапокили сухарей вилок, ослабления крепления вилок и рычагов, разрегулировки дистанционногоуправления | Подтянуть крепление, заменить изношенныедетали, отрегулировать привод управления |
Не работает замок шлицведомого вала | Заменить вал исоответствующий синхронизатор |
| |
Износ деталей иразрегулировка дистанционногопривода управления коробкой | Отрегулировать привод и заменить изношенныедетали, подтянуть крепления |
Разрушение подшипников шестерен ведомоговала | Замените неисправныедетали |
Передачи в делителе невключаются | |
Заедание поршеньковвоздухораспределителя | Разобрать, промыть и смазать смазкой 158детали воздухораспределителя |
Разрегулировано положение упора клапана включенияделителя | Отрегулировать положениеупора клапана |
Поломка упора клапана | Упор заменить |
Засорение пневмосистемы управленияделителем | Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы иклапаны |
Обрыв троса кранауправления делителем | Трос заменить |
Повышенный шум при работекоробки передач | |
Повышенный износ илиполомка зубьев шестерен. Разрушениеподшипников шестерен | Заменить неисправныедетали |
Разрушение подшипниковвалов | Заменить неисправныедетали |
Течь масла из коробкипередач | Заменить прокладки |
Износ или потеряэластичности сальников | Заменить сальники |
Повышенное давление вкартере коробки | Промыть сапун |
Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям | Подтянуть крепежные детали или заменитьпрокладки |
Износ лагунных колецсинхронизаторов основной коробки передач | |
Неполное выключениесцепления при переключениипередач | Заменить синхронизаторы. Проверить исправность работы сцепления ипривода |
Износ латунных колецсинхронизаторов делителя передач | |
Не отрегулировано положение упора клапанавключения делителя передач | Заменить синхронизатор. Отрегулировать положениеупора клапана включения делителяпередач |
Неполное выключениесцепления | Проверить исправностьработы сцепления и привода |