Назад

Кробка перемены передач 141,142

Техническая характеристика

Механизм коробки передач

КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ

На автомобилях КАМАЗ-4350, -5350, -53501,-53504 устанавливаются коробки передач модели 154, на автомобиле КАМАЗ-43501 применяется коробка передач модели 141, на авто­бусах НЕФАЗ коробка модели 142, на автомобилях КАМАЗ-6350 и -6450 используется короб­ка передач модели 161.

Коробка передач модели 154 - механическая, трехходовая, десятистуиенчатая, состо­ит из основного редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Коробка передач модели 161 состоит из основного четырехступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач модели 142 - механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач 152 - десятистуиенчатая, состоит из основной пятиступенчатой ко­робки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.

1 КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 141,142, 152, 154, 161

1.1 КПП 141,142

1.1.1 Техническая характеристика

Коробки передач имеют пять передач для движения вперед и одну передачу для движе­ния назад. Ниже приведены передаточные числа коробок передач. Модель двигателя 740.11-240 (740.31-240).

Номерпередачи

Модель коробкипередач

141

142

Передаточныечисла в коробках на передачах:

первой

5,62

7,82

второй

2,89

4,03

третьей

1,64

2,50

четвертой

1,00

1,53

пятой

0,724

1,00

заднегохода

5,3

7,38

На коробке передач установлен выключатель фонаря заднего хода. Фонарь загорается при включении передачи заднего хода.

Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между што­ками установлен замок шарикового типа, а от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохрани­тель. Манжеты, установленные в крышках первичного и вторршного валов, предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и предотвращают утечку масла. Особенность КПП модели 141 состоит в том, что она имеет высшую передачу -ускоряющую.

Таблица 5 Размеры деталей и допустимый износ

Наименование параметра

Номинальный, мм

Допустимый, мм

Картер коробки передач

Диаметр отверстия под подшипник: задний первичного вала заднийвторичного вала передний промежуточного вала

150,000... 150,040 150,000... 150,040 120,000...120,035

150,055 150,055 120,050

Диаметр отверстия под стакан заднего подшипника про­межуточноговала

120,000... 120,035

120,050

Диаметр отверстия под задний конец оси блока зубчатых колес заднегохода

32,000...32,027

32,027

Первичный вал

Диаметршейки под передний подшипник

24,992...24,978

24,960

Диаметршейки под задний подшипник

59,990...60,010

59,985

Диаметр отверстия под передний подшипник вторичноговала

77,500...77,520

77,53

Вторичный вал

Диаметршейки под передний подшипник

40,003...40,020

39,998

Диаметр шейки под втулку зубчатого колеса четвертойпередачи

63,010...63,030

63,005

Диаметр шеек под роликовые подшипники зубчатых колес второй итретьей передач

80,977...81,000

80,957

Диаметршейки под втулку зубчатого колеса заднего хода

70,990...71,010

70,985

Толщина упорной шайбы зубчатого колеса четвертойпередачи

6,962... 6,987

6,935

Наружный диаметрвтулки зубчатого колеса четвертой передачи

72,168...72,188

72,148

Наружный диаметр втулок зубчатых колес" первой и передачиз/хода

80,977... 81,000

80,957

Толщина упорной шайбы зубчатого колеса первой передачи

4,920... 5,000

4,870

Внутренний диаметр отверстия зубчатого колеса четвертойпередачи

83,236...83,271

83,291

Диаметршейки под втулку зубчатого колеса заднего хода

70,990...71,010

70,985

Диаметршейки под задний подшипник

59,990...60,010

59,985

Ширина паза каретки синхронизатора второй и третьей передач подсухари вилки переключения

11,200... 11,320

11,450

Ширина паза муфты включения первой передачи и пере­дачи заднегохода под втулку переключения

15,200...15,320

15,500

Промежуточный вал

Диаметршейки под передний подшипник

65,003...65,023

64,992

Диаметршейки под задний подшипник

49,992...50,008

49,984

Наружныйдиаметр стакана заднего подшипника

119,988...120,012

119,978

Диаметр шейки под зубчатые колеса: третьей передачи приводапромежуточного вала четвертой передачи

70,045... 70,065 65,290...65,320 69,845...69,868

70,035 65,280 69,838

Наименованиепараметра

Номинальный,мм

Допустимый,мм

Внутренний диаметрзубчатого колеса: третьей передачи привода промежуточного вала четвертойпередачи

70,000...70,03065,200...65,230 69,800...69,830

70,035 65.23569,835

Внутренний диаметр отверстия стакана под заднийподшипник

110,000...110,035

110,070

Блок зубчатыхколес

Внутренний диаметр отверстия блоказубчатых колес

52,012...52,042

52,050

Диаметр переднего конца оси блоказубчатых колес

25,978...25,992

25,968

Диаметр заднего конца оси блоказубчатых колес

32,018...32.035

32,008

Диаметр шеек оси блоказубчатых колес под игольчатые подшипники

31,983...32,000

31,965

Толщина упорной шайбы блоказубчатых колес

4,952...5,000

4,900

Механизмпереключения передач

Диаметры отверстийверхней крышки коробки передач под штоки вилок переключенияпередач

22,140...22,280

22,350

Диаметры отверстийвилок переключения передач под штоки

22,008...22,030

22,050

Диаметры отверстийвилок переключения передач под сухари

13,500...13,519

13,530

Диаметр посадочнойшейки сухаря вилок переключения четвертой и пятой, второй и третьейпередач

13,482...13,494

13,482

Диаметры отверстийвилок переключения передач под сухари

13,500...13,519

13,530

Диаметр посадочнойшейки сухаря вилок переключения четвертой и пятой, второй и третьейпередач

13,482...13,494

13,482

Ширина канавки сухарявилки переключения четвертой и пятой передач под кареткусинхронизатора

13,440...13.560

13,760

Толщина выступа сухарявилки переключения второй и третьей передач под канавку кареткисинхронизатора

10,640...10,760

10,34

Толщина лапок вилкипереключения первой передачи и заднего хода

14,640...14,760

14,520

Диаметр штоков вилокпереключения

21,955...22,000

21,920

Диаметр отверстияголовки вилки переключения передач под шток

22,020...22,050

22,070

Толщина лапок вилкипереключения первой передачи и заднего хода

14,640...14,760

14,520

Диаметр штоков вилокпереключения

21,955...22,000

21,920

Диаметр отверстияголовки вилки переключения передач под шток

22,020...22,050

22,070

Привод датчикаспидометра

Диаметр цапфы зубчатого колесапривода

7,945...7,985

7,910

Диаметр шейки зубчатого колесапривода

9,985...10,000

9,950

Ширина торца фланца преобразователяспидометра

3,840...4,000

3,800

Диаметр валика привода датчикаспидометра

9,945...9,985

9,930

1.1.2 Механизм коробки передач

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ мод. КАМАЗ-141 (мод. КАМАЗ-142) состоит из следующих ос­новных сборочных единиц: картера 34 (Рис. 15) коробки передач, в котором смонтированы первичный 3, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами, синхро­низаторами и подшипниками, блока зубчатых колес заднего хода, верхней крышки 13 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.

Крышка 6 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.

Рис. 15 Коробка передач модели 142 (продольный разрез)

1 - вилка выключения сцепления; 2 - вал вилки; 3 - первичный вал; 4 - муфта выключения сцепления; 5 - шланг; 6 - крышка заднего подшипника первичного вала; 7, 14, 17, 26, 28 - болты; 8, 12, 15, 16, 29, 31, 36 - прокладки; 9 - рычаг переключения передач; 10 - опора рычага переключения передач; 11 - регулировочный болт; 13 - верх­няя крышка; 18 - задний шариковый подшипник; 19 - червячное колесо привода датчика спидометра; 20 - фла­нец крепления карданного вала; 21 - гайка крепления фланца; 22 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 23 - зубчатое колесо привода датчика спидометра; 24 - крышка подшипника; 25 - шайба; 27 - сферический ро­ликовый подшипник; 30 - стакан подшипника; 32 - пробка сливного отверстия; 33 — промежуточный вал; 34 -картер коробки передач; 35 - вторичный вал; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 -картер сцепления

Во внутреннюю полость крышки 6 вставлены две манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большого диаметра предназначена для размеще­ния в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препят­ствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

Крышка 22 заднего подшипника вторичного вала прикреплена к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 18 вторичного вала. В задней части крышки установлена манжета с пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В крышке заднего подшипника вторичного вала установлены зубчатые колеса привода датчика спидометра (Рис. 16). Полость А крышки должна быть заполнена смазкой ЦИАТИМ.

Фланец 20 крепления карданного вала может выполняться в двух вариантах - круглым, либо с торцовыми шлицами.

В опоре 10 рычага переключения передач возможна установка датчика типа ВК-403 включения нейтральной передачи в коробке.

Рис. 16 Установка зубчатых колес привода датчика спидометра

1 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 2 - ведомое зубчатое колесо привода датчика спидометра; 3 -ведущее зубчатое колесо привода датчика спидометра; 4, 6 - валики зубчатых колес; 5 - фланец датчика спидо­метра; А - полость

В приливах правой стенки коробки передач выполнена расточка, в которую запрессо­вана ось 12 (Рис. 17) блока зубчатых колес заднего хода. От выпадания ось предохраняется стопорной шайбой 13, привернутой болтом 14, имеющим отверстие, в которое вставлен пла­стмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение от вытекания смазочного мате­риала.

В нижней части картера в бобышках ввернуты пробки 6 и 32 (Рис. 15) сливных отвер­стий; в пробку 6 (Рис. 17) вмонтирован магнит, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле.

Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к пе­реднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении зубчатых колес забрасы­вается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера поступает в полость крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо. Зубчатые колеса коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми зубчатыми колесами по пятну контакта.

ПЕРВИЧНЫЙ ВАЛ коробки передач (Рис. 18) выполнен как одно целое с зубчатым ко­лесом; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке ко­ленчатого вала. Полость подшипника заполняется смазкой ЦИАТИМ 201 и уплотняется ман­жетой. На задний конец вала с упором в торец зубчатого колеса установлены шариковый под­шипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, стопорящееся от проворачивания на валу шариком 6. Пакет стягивается кольцевой гайкой 4, поясок которой вдавливается в пазы вала.

Центрирующий диаметр вала, выполненный под муфту выключения сцепления мод. 142 (мод. 17) составляет 54,9 мм, под муфту сцепления мод. MFZ430 - 60 мм.

Свободный ход первичного вала регулируется набором стальных прокладок 8 (Рис. 15) толщиной 0,2 мм и 0,3 мм, устанавливаемых между торцами первичного вала и наружной обоймой подшипника.

Рис. 17 Коробка передач (вид сзади)

1 - сапун; 2, 7 - масленки; 3 - указатель уровня масла с пробкой в сборе; 4 -проюшдка; 5 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 6 - пробка магнитная сливного отверстия; 8 - игольчатый подшипник; 9 - блок зубчатых колес заднего хода; 10 - втулка промежуточная; 11 - шайба; 12 - ось блока зубчатых колес заднего хода; 13 -стопорная шайба; 14 - болт

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАЛ (Рис. 19) выполнен как одно целое с венцами зубчатых ко­лес первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены от проворота сегментными шпонками 8 зубчатые колеса третьей 7 и четвертой 6 передач и зубчатое колесо 3 привода промежуточного вала.

ВТОРИЧНЫЙ ВАЛ (Рис. 20) в сборе с зубчатыми колесами и синхронизаторами уста­новлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен подшипник 2 с пристав­ным внутренним кольцом.

Рис. 18 Первичный вал в сборе Рис. 19 Промежуточный вал в сборе

1 - первичный вал; 2 - подшипник; 3 - упорное 1 - промежуточный вал; 2 - подшипник; 3 - зубчатое коле-
кольцо; 4 - кольцевая гайка; 5 - маслонагне- со привода промежуточного вала; 4 - упорное кольцо; 5 -
тающее кольцо; 6 - стопорный шарик распорная втулка; 6 - зубчатое колесо четвертой передачи;

7 - зубчатое колесо третьей передачи; 8 - сегментная шпонка

Рис. 20 Вторичный вал в сборе

1 - стопорное кольцо; 2 - передний роликовый подшипник; 3 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 4, 15 -упорные шайбы; 5 - ролики подшипника четвертой передачи; 6 - втулка зубчатого колеса четвертой передачи; 7

- зубчатое колесо третьей передачи; 8 - роликовый подшипник; 9 - синхронизатор второй и третьей передач; 10

- зубчатое колесо второй передачи; 11 - зубчатое колесо заднего хода; 12 - муфта включения первой передачи и заднего хода; 13 - втулка зубчатого колеса первой передачи; 14 - зубчатое колесо первой передачи; 16 - вторич­ный вал; 17 - втулка зубчатого колеса заднего хода; 18 - зубчатое колесо четвертой передачи; 19 - пружина; 20 -втулка зубчатого колеса четвертой передачи; 21 - замковая шпонка

Все зубчатые колеса вала установлены на роликовых подшипниках, из которых под­шипник зубчатого колеса четвертой передачи насыпной, без сепаратора.

Зубчатые колеса четвертой 18 и третьей 7 передач в осевом направлении закреплены упорной шайбой 4 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.

По оси вала просверлен канал для подвода смазочного материала по радиальным отвер­стиям к подшипникам зубчатых колес. Масло в канал подается маслонашетающим устройст­вом, расположенным на первичном валу.

Рис. 21 Механизм переключения передач

1 - заглушка; 2 - верхняя крышка коробки передач; 3

- вилка переключения четвертой и пятой передач; 4

- установочный винт; 5 - шшшнтовочная проволока; 6 вилка переключения второй и третьей передач; 7

вилка переключения первой передачи и заднего хода


Рис. 22 Замок и фиксаторы механизма переключения передач

1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 стопорный шарик фиксатора


Рис. 23 Синхронизатор четвертой и пятой передач

J, 4 - конусные кольца; 2 - каретка; 3 - блокирующий палец; 5 - фиксатор; 6 - пружина


Рис. 24 Установка предохранителя механизма переключения передач

1 - стакан пружины; 2 - пружина предохранителя; 3 - предохранитель; 4 - толкатель предохранителя


МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (Рис. 21) размещен в крышке коробки пе­редач. Каретки синхронизаторов включения II, III, IV, V и муфта включения первой передачи и передачи заднего хода перемещается рычагом, установленным в кабине, через дистанцион­ный привод, штоки и вилки. Вилки закреплены установочными винтами на штоках, располо­женных в отверстиях верхней крышки. Механизм переключения передач состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6 и 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов с шариками 5 (Рис. 22), предохранителя (Рис. 24) включения первой передачи и передачи заднего хода и зам­ка штоков. Замок штоков предназначен для исключения одновременного включения двух пере­дач. Замок имеет две пары шариков 1 и штифт 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт — в отверстии среднего штока между шариками. Диаметры шариков и расстоя­ние между штоками выбраны так, что при перемещении любого штока из нейтрального поло­жения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных што­ков, блокируя их на корпус. Сверху на крышке механизма переключения передач установлена опора рычага переключения передач. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут.

Для безударного включения передач в конструкции коробок всех типов используются синхронизаторы. СИНХРОНИЗАТОРЫ (Рис. 23) инерционного типа, пальчиковые, состоят из двух конусных колец 1 и 4, жестко связанных между собой блокирующими пальцами 3, и ка­ретки 2, перемещающейся по шлицам вторичного вала. Пальцы в средней части имеют про­точки-углубления с коническими поверхностями, являющиеся блокирующими.

Отверстия в диске каретки, через которые проходят блокирующие пальцы, также име­ют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия с таким же углом накло­на, как и в проточках пальцев. Конусные кольца не имеют жесткой связи с кареткой. Они со­единены с ней фиксаторами 5, поджимаемыми пружинами 6 в канавки пальцев. При передви­жении каретки вилкой механизма переключения передач блокирующее конусное кольцо, дви­гаясь вместе с кареткой, подводится к конусу зубчатого колеса. Вследствие разности частот вращения каретки, связанной с вторичным валом, и зубчатого колеса включаемой передачи конусное кольцо сдвигается относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверх­ностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, которые препятствуют дальнейшему осевому перемещению каретки. На конусных поверхностях включаемой шестерни и блоки­рующего кольца синхронизатора при осевом движении каретки возникает сила трения и, сле­довательно, момент трения, окружная сила от которого на радиусе расположения блокирую­щих пальцев смещает блокирующие пальцы в отверстиях каретки также и в окружном направ­лении. Создается значительная сила трения на конусных поверхностях отверстий каретки и блокирующих пальцев. Углы конусов в проточках блокирующих пальцев и конусных фасок отверстий в каретке подбираются таким образом, что пока происходит процесс синхронизации частот включаемых элементов, становится невозможным продвинуть каретку в осевом на­правлении. При выравнивании частот включаемых элементов момент трения на блокирующих кольцах становится равным нулю. Процесс синхронизации окончен. Окружная сила инерции на радиусе блокирующих пальцев исчезает и становится возможным осевое движение каретки и включение передачи.

ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ АВТОБУ­СОВ. На автобусные шасси, укомплектованные коробками передач моделей КАМАЗ, возмож­на установка приводов:

- тросовый привода управления КП, разработчик ООО «КОРА», г. Наб. Челны;

- электропневматический привод мод. ЭПП.12 управления коробкой передач (взамен тросового), разработчик ООО «КОРА», г. Наб. Челны;

- электропневматической системы управления коробкой передач (ЭПСУ) - разработка ОАО «КАМАЗ».