Сцепление моделей MFZ-430,MFZ-350
2 СЦЕПЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ MFZ-430, MFZ-350
2.1 Техническая характеристика
Характеристика | Модельсцепления | |
MFZ-430 | MFZ-350 | |
Передаваемыйкрутящий момент, N-m(кгс-м) | 1600(160) | 620(62) |
Число пар трущихсяповерхностей | 2 | 2 |
Диаметрфрикционных накладок, мм: наружный внутренний | 430 240 | 350200 |
Толщина,мм: ведомого диска снакладками накладки | 103,6 | 103,6 |
Нажимная пружина:тип количество | центральная,диафрагменная 11 | |
Усилиедиафрагмы при сцеплении, кН (кгс): включенномвыключенном | 28(2800)25(2500) | 11,6(1160) |
Параметрынажимной диафрагменной пружины: толщина, ммдиаметр, мм: наружный контакта сподшипником числолепестков | 5,1 393 120 24 | 4,3 393 12024 |
Усилие на муфтевыключения, Н (кгс) | 600 | 2500(250) |
Передаточное числопружины | 4,84 | - |
Типдемпфера | пружинно-фрикционный | |
Максимальныйугол поворота демпфера, град. | 13]7,1... 7,8 | |
Шлицы ступицыведомого диска: тип количество диаметр,мм: наружныйвнутренний ширина паза | прямой10 50,8 447,8 | очные 10 50,8 447,8 |
Ход муфтывыключения, мм: свободный рабочий | 12 | 11...13 |
Тип подшипникавыключения: | шариковый,однорядный, закрытый | |
Педаль сцепления:ход, мм максимальноеусилие, II(кгс)тип сервомеханизма | 145+5150(15) пружинный | 145-150 150(15) ,на педали |
Масса,кг: сцепления в сборе(без маховика и механизма привода), кг ведомого диска | 366,5 | 21 4,2 |
Привод управлениясцеплением | гидравлическийс пневмогидроусили-телем,имеется следящее устройство |
2.2 Особенности механизма сцепления модели MFZ-430
Особенностями механизма однодискового диафрагменного сцепления вытяжного типа мод. MFZ-430 фирмы ZFSachs(Германия) (Рис. 11) является то, что для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.
Однако в приводе между поршнем и толкателем главного цилиндра имеется зазор, который обеспечивает свободный ход педали 6...8 мм.
Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин 13 крепится к чашеобразным втулкам, которые установлены в кожух 7 сцепления. Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и через соединительные пластины на нажимной диск сцепления и далее на поверхность фения ведомого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего (первичного) вала 1 коробки передач (делителя). Литой кожух устанавливается на маховик с помощью двенадцати болтов М10. Между кожухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.
Рис. 11 Механизм сцепления модели MFZ- 430
1 - ведущий вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - упорное кольцо; 6 - диафрагма; 7 - кожух сцепления; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - вал вилки выключения сцепления; 11 - кольцо ограничительное; 12 - коробка передач; 13 - пластина соединительная
Выключающее устройство сцепления состоит из двадцати четырех лепестков диафрагмы и муфты выключения сцепления 8, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи запорного кольца «булавочного» типа. Для снятия муфты необходимо «расстегнуть булавку» кольца и при помощи монтажного ломика осторожными нажатиями создать осевое усилие и отсоединить муфту сцепления от диафрагмы.
Порядок установки вытяжного сцепления мод. MFZ-430 на двигатель следующий, нажимной диск сцепления устанавливается на маховик без муфты выключения сцепления, которая в свою очередь установлена на направляющем «стакане» коробки передач. Запорное кольцо «булавочного типа» застегнуто на нажимном диске. Подвести и состыковать коробку передач к сцеплению и затянуть болты крепления картера сцепления (делителя) к картеру маховика. Через нижний люк монтажным ломиком упереться в муфту выключения сцепления и вдавить ее в диафрагму до характерного щелчка запорного кольца (булавки).
При снятии коробки передач необходимо отсоединить пневмогидроусилитель от коробки передач через лючок отстегнуть булавку и отвести коробку от двигателя.
Смазка подшипника муфты выключения в период эксплуатации не предусмотрена.
Остальные особенности технического обслуживания сцепления и его привода аналогичны сцеплению модели 17.
Затяжку восьми болтов сцепления модели 17 и двенадцати болтов сцепления мод. MFZ-430 выполнить крутящим моментом 5,5...6,3 кгс м, добиваясь равномерной затяжки всех болтов крест-накрест во избежания сильного перекоса диафрагмы. После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, обратите внимание на положение диафрагмы, при правильной сборки сцепления диафрагменная пружина должна занять горизонтальное положение относительно плоскости маховика. Выступание отдельных лепестков диафрагмы не допускаются.
2.3 Особенности механизма сцепления модели MFZ-350
Сцепление - однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ-350 фирмы ZFSachs(Германия) (Рис. 12).
Особенностью механизма однодискового диафрагменного сцепления вытяжного типа мод. MFZ-430 является то, что для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.
Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин крепится заклепками к кожуху 7 сцепления. Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и пластины на нажимной диск сцепления и далее на поверхность трения ведомого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего (первичного) вала 1 коробки передач. Штампованный кожух устанавливается на маховик с помощью 8-ми болтов. Между кожухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.
Смазка подшипника муфты выключения и вала вилки выключения сцепления в период эксплуатации не предусмотрена.
Выключающее устройство сцепления состоит из 16-ти лепестков диафрагмы и муфты 8 выключения сцепления, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи упорного кольца.

Рис. 12 Механизм сцепления модели MFZ- 350
1 - ведущий вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - упорное кольцо; 6 - диафрагма; 7 - кожух сцепления; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - вал вилки выключения сцепления; 11 - пневмогидроусилитель фирмы «WABCO»; 12 - болт М10
2.4 Привод выключения
Привод выключения - гидравлический. Предназначен для дистанционного управления сцеплением. Гидравлический привод (Рис, 13) состоит из педали сцепления 1, главного цилиндра 2, пневмогидравлического усилителя 12, сервопружины, привода сцеплением и системы трубопроводов и шлангов.
При отпускании педали сцепления поршень под действием давления в гидросистеме и пружины возвращаются в исходное положение. Толкатель, перемещаясь вместе с педалью сцепления, отрывается от поршня и сообщает полости между собой.
Пневмогидравлический усилитель привода управления сцеплением «Wabco» крепится болтами к картеру коробки передач снизу.
При выходе из строя пневмосистемы или при отсутствии воздуха в пневмосистеме перемещение поршня выключения сцепления осуществляется только под действием давления рабочей жидкости. При этом усилие на педали сцепления значительно возрастает.
Рис. 13 Привод сцепления
1 - педаль; 2 - главный цилиндр; 3 - нижний упор; 4 - кронштейн; 5 - компенсационный бачок; 7 - рычаг; 8 - толкатель поршня главного цилиндра; 9 - эксцентриковый палец; 10 - верхний упор; 11 - отжимная пружина; 12 - пневмогидроусилитель фирмы «WABCO»; 13 - трубка подачи жидкости; 14 -трубка подвода воздуха
В приводе выключения сцепления модели MFZ - 430 и MFZ - 350 для снижения усилия на педали применяется сервопружина, регулировка усилия которой, проводится натяжением с помощью гайки 6 (Рис. 8).
Для обеспечения соответствующего хода педали сцепления нижний упор устанавливается в верхнее положение.
Полный ход педали для сцепления равен 145±
2.5 Порядок установки вытяжного сцепления мод. MFZ-350 на двигатель
При установке коробки передач модели КАМАЗ-141 с двигателем модели CUMMINSВ 5,9 180 CIV-0 необходимо состыковать вилку выключения сцепления с муфтой. Для этого необходимо выполнить следующее:
- установить муфту выключения сцепления таким образом, чтобы выступы на муфте, на которые давит вилка при выключении сцепления, расположились горизонтально;
- отвести вилку в сторону муфты и переместить коробку передач в сторону двигателя;
- повернуть муфту так, чтобы вилка вошла в соединение с муфтой для обеспечения выключения сцепления;
- состыковать коробку передач с двигателем, установить болты крепления и затянуть их моментом - 5 - 5,5 кгем;
- установить пиемогидроусилитель.
Расстыковку коробки передач с двигателем проводить в обратной последовательности.
При снятии сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач выверните болты крепления кожуха к маховику, соблюдая при этом крестообразную схему
(Рис. 14) откручивания болтов, снимите кожух с нажимным диском и упругий ведомый диск сцепления.Перед установкой сцепления на двигатель в полость
переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом валу, заложите
Рис. 14Схема затяжки (откручивания) болтов крепления кожуха кмаховику |