Троссовый привод управления механизмомпереключения КПП. Тросовые приводы Morse Teleflex Электропневматическаясистема управления коробкой передач Руководство по технической эксплуатацииСВИТ.421447.002РЭ
Тросовые приводы Morse Teleflex
РУКОВОДСТВО
по монтажу и эксплуатации тросового привода управления коробкой передач РЭ 37.1703008
1.11.Устройтво
Привод фирмы «Morse» является одной из наиболее удобных систем дистанционного управления различными агрегатами, которые устанавливаются на грузовых автомобилях, автобусах, сельскохозяйственных, строительных машинах, судах и требуют нажимного действия.
К преимуществам привода системы «Morse» относятся:
- быстрый и несложный монтаж;
- универсальный подвод троса;
- укомплектованность системы;
- прочная и надёжная конструкция;
- быстрая реакция привода на передачу усилия;
- герметичное уплотнение кабины;
- низкий уровень шума.
Конструкция системы «Morse» обеспечивает надёжную эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от - 40°С до + 100°С и нагрузке на трос до
1. Тросовый привод управления механизмом переключения коробки перемены передач (КПП)
1.1 Привод механизма переключения передач (Рис. 153) - дистанционный, состоит из механизма управления (мастер-опоры) 1 с рычагом переключения передач 2, тросов 4, 6, транслятора 7 и реактивной тяги 8. Оболочки тросов закреплены по длине на основании автобуса двойными хомутами 3,5.
Рис. 153 Привод механизма переключения передач
1-механизм управления (мастер-опора); 2-рычаг переключения передач (в кабине автобуса); 3, 5-хомуты; 4, 6-тросы; 7-транслятор; 8-реактивная тяга; 9- опора рычага переключения передач; 10, 11-направляющие колодки; 12-болт крепления рычага
1.2. Опора рычага переключения передач (мастер-опора) (Рис. 154) со смонтированным на нем рычагом переключения передач преобразует движения этого рычага в перемещения тросов дистанционного привода.
Корпусом 1 механизм крепится к полу кабины автобуса. В корпусе шипами установлена крестовина 2. На двух других шипах крестовины посажена кулиса 3. Таким образом, кулиса может вращаться в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях. В верхней части кулисы закреплен рычаг переключения передач 4. Кулиса имеет два прилива «А», расположенные симметрично относительно продольной оси автобуса. К отверстиям этих приливов шарнирно крепятся своими шаровыми опорами тросы. Верхняя часть кулисного механизма защищена от грязи гофрированным резиновым чехлом 5.
Рис. 154 Опора рычага переключения передач (мастер-опора)
1 - корпус мастер-опоры; 2 - крестовина; 3 - кулиса; 4 - рычаг переключения передач; 5 - защитный чехол; 6 -болт крепления рычага переключения передач; 7 - кронштейн; А-прилив кулисы.
1.3. Трос (Рис. 155) представляет собой стальной витой многожильный канат 1 , заключенный в гибкую металлическую броню 2 из пружинной стали. Металлическая броня покрыта сверху пластмассовой оболочкой 3. На концах троса напрессованы втулки 4. Сочленение «втулка - трубка» называется «маятниковый шарнир» и допускает поворот деталей друг относительно друга по конусу вращения с углом до 16°. Канат заканчивается штоком 5, на который ввернута шаровая опора 6, которой трос шарнирно соединяется с деталями механизма управления и транслятора. Стык маятникового шарнира герметизируется резиновым уплотнителем 7. Подвижный шток 8 герметизируется уплотнителем и втулкой. Все соединение закрыто гофрированным чехлом 9, концы которого затянуты хомутами 10.
Рис. 155 Трос
1-канат; 2-броня; 3-оболочка; 4-втулка; 5-шток; 6-шаровая опора; 7-резиновый уплотнитель; 8-ушготнитель; 9-гофрированный чехол; 10-хомут
1.4. Транслятор (Рис. 156) установлен на валу опоры рычага переключения передач и предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения каната троса во вращение и перемещение вала переключателя передач.
Шлицевой корпус 1 транслятора шлицевым отверстием установлен на валу опоры рычага переключения передач и закреплен болтом 2 с самоконтрящейся гайкой 3. С шлицевым корпусом 1 шарнирно, посредством оси 4 с подшипниками скольжения 5, соединен алюминиевый корпус 6, к проушинам А которого крепятся шаровые опоры тросов привода механизма переключения передач. К среднему из трех отверстий Б, расположенных на лапке корпуса 6, шарнирно (с помощью шаровых опор) присоединяется реактивная тяга привода.
Рис. 156 Транслятор
1.5. Опора рычага переключения передач (Рис. 157) состоит из алюминиевого корпуса 5, удлинителя 4, крышки 7, вала 1 с рычагом 8. Вал может вращаться и перемещаться в осевом направлении в подшипниках скольжения 3 и 6. Со стороны привода вал уплотнен манжетой 2. Рычаг 8 закреплен на вале 1 и при осевом перемещении вала своей концевой частью входит в паз головки одного из трех штоков КПП. При повороте вала 1 шток перемещается и закрепленной на нем вилкой передвигает каретку синхронизатора, включая соответствующую передачу.
Рычаг 8 имеет выступ А, который взаимодействует с датчиком 9 блокировки пуска двигателя таким образом, что пуск двигателя возможен только при нейтральном положении рычага
Рис. 157 Опора рычага переключения передач
1-вал; 2-манжета; 3, 6-подшипники скольжения; 4-удлинитель; 5-корпус; 7-крышка; 8-рычаг; 9-датчик блокировки пуска двигателя; А - выступ рычага
1.11.2 Применение на различных КПП
2.1. Привод механизма переключения передач КПП «КамАЗ» (Рис. 158) работает следующим образом: - когда водитель перемещает рукоятку рычага переключения передач 4 (Рис. 154) в сторону, кулиса мастер-опоры 6 (Рис. 154) поворачивается в горизонтальной плоскости. При этом один из приливов «А» (Рис. 154), к которому присоединен трос, движется вперед, а другой - назад, т. е. тросы перемещаются в противоположных направлениях. Действуя в противоположные стороны на проушины «А» (Рис. 159) корпуса транслятора 3, тросы 4 создают
момент в горизонтальной плоскости, который благодаря реактивной тяге 5 преобразуется в усилие вдоль оси вала 6. Этим усилием вал, через шлицевой корпус 7 транслятора, перемещается в ту или другую сторону и, закрепленным на нем рычагом, входит в паз головки одного из штоков механизма переключения передач. Дальнейшим движением водитель перемещает ручку рычага переключения передач 4 (Рис. 154) вперед или назад. При этом кулиса 3 (Рис. 154) мастер-опоры поворачивается в вертикальной плоскости, оба троса перемещаются в одном направлении, действуют на проушины «А» (Рис. 159) транслятора в одну сторону и тем самым создают момент относительно оси вала 6. Вал поворачивается и через шток механизма переключения передач и закрепленную на нем вилку передвигает каретку синхронизатора, включая соответствующую передачу.
Рис. 158 Привод механизма переключения передач КПП «КамАЗ».
1-опора рычага переключения передач; 2-рычаг переключения передач (в кабине автобуса); 3-кронштейн; 4-колодки крепления троса; 5-мастер-опора; 6-реактивная тяга; 7-шарнир; 8-тросы; 9-транслятор.
Рис. 159 Исполнительный механизм привода управления КПП «КамАЗ»
]-опора рычага переключения передач; 2-наиравляющая колодка; 3-корпус транслятора; 4-тросы; 5-реактивная тяга; 6-вал опоры рычага переключения передач; 7-шлицевой корпус; А - проушины корпуса транслятора; Б -отверстия корпуса транслятора для присоединения реактивной тяги.
1.11.3 Особенности технического обслуживания
3.1. Проверка герметичности гофрированных чехлов тросов. Для обеспечения герметичности тросового привода применены резиновые уплотнители 7 и 8 (Рис. 155) и гофрированные чехлы 10.
Герметичность гофрированных чехлов проверяется вытягиванием подвижного штока троса, при этом чехол должен характерно деформироваться по направлению к оси штока под влиянием разрежения во внутренней полости чехла. Негерметичные, а также потерявшие эластичность гофрированные чехлы должны заменяться на новые.
Во время эксплуатации тросового привода необходимо внешним осмотром проверять состояние гофрированных чехлов и пластиковых хомутов на концах тросов. Чехлы, имеющие сквозные прорывы, должны обязательно заменяться на новые. Пластиковые хомуты должны затягиваться при помощи специального приспособления.
ВНИМАНИЕ: Не допускается эксплуатация тросов при малейших порывах гофрированных чехлов или резиновых уплотнителей, т.к. это приводит к преждевременному выходу тросов из строя.
.Д2. Монтаж и демонтаж тросов. Необходимо, чтобы тросы имели как можно меньшее количество изгибов, при этом радиус изгиба должен быть как можно большим. В любом случае радиус изгиба должен быть не менее
Следует обратить особое внимание на работу маятникового шарнира (см. Рис. 155). Недопустимо превышение угла конуса вращения (16°), так как это приводит к разрушению маятникового шарнира и выходу троса из строя.
ВНИМАНИЕ: Демонтаж концов тросов от механизма управления (мастер - опоры) или транслятора (рис. 12) выполняется следующим образом:
необходимо вначале отсоединить трос 1 из колодки крепления 2, отсоединив болты с гайками 3;
затем отсоединить шаровой наконечник 4 на мастер-опоре или трансляторе 5, вывернув гайки 6. Монтаж тросов производится в обратном порядке. В противном случае будет поврежден маятниковый шарнир, что приведет к преждевременному выходу троса из строя.
При ремонтных работах на силовом агрегате тросы необходимо отсоединять и убирать из зоны ремонта, согласно требованиям предыдущего абзаца, во избежание поломки тросов из-за неаккуратного обращения.
Рис.160 Монтаж тросов |
ЗАПРЕЩАЕТСЯ наступать на концевую часть троса во избежание поломки маятникового шарнира и разрыва гофрированного чехла.
При монтаже и демонтаже тросов по кузову автобуса следует особо обратить внимание на предотвращение повреждения о металлические конструкции кузова (Рис. 155):
1. Пластиковой оболочки брони троса 3
2. Гофрированных чехлов 10
3. Резиновых уплотнителей 7
Повреждение пластиковой оболочки приводит к оголению брони 2, ее коррозии и блокированию троса.
Повреждение резинового уплотнения 7, а также гофрированного чехла 10 приводит к попаданию влаги и грязи во внутреннюю полость троса, вымыванию заводской смазки, что в свою очередь затрудняет перемещение каната 1 и блокирует перемещение троса в зимний период.
НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на затяжку болтового соединения 2 и 3 (Рис. 156), фиксирующего шлицевой корпус транслятора на валу опоры КПП.
Обеспечить момент затяжки болтового соединения не менее 25...28 н-м.
ВНИМАНИЕ: Самоконтрящаяся гайка стяжного болта транслятора обеспечивает надежную фиксацию транслятора на валу при первой установке транслятора.
При повторном монтаже транслятора, на стяжном болту транслятора, необходимо применять новую самоконтрящуюся гайку. Применение пружинной шайбы и старой гайки не обеспечивает надежную фиксацию транслятора на валу и приводит к смятию шлицев. Повторное применение самоконтрящейся гайки на стяжном болту транслятора, тросах, реактивной тяги не допустимо.
Допускается в дальнейшей эксплуатации тросового привода применять стяжной болт увеличенной длины для установки дополнительной контрагайки.
3.3. Рекомендации по управлению коробкой передач и вспомогательной тормозной системой. Рычаг управления коробкой передач, расположенный справа от сидения водителя, имеет шесть рабочих положений. Рациональное использование всех передач позволяет не перегружать двигатель и экономить топливо. При трогании с места включайте первую передачу. Переключайте передачи плавно, и обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задерживать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не включайте передачу резкими толчками. Плавно усиливайте давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удастся включить передачу при трогании автобуса с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.
При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств контролируйте скорость вращения коленчатого вала по тахометру.
При разгоне не включайте более высокую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.
При переходе с высших передач на низшие применяйте двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую-применение такого способа переключения обязательно.
При пуске двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. .
При движении по сухим чистым дорогам с уклоном до 3% правильно выбирайте передачи в коробке передач и используйте рабочую тормозную систему автобуса, не допуская резких торможений. Помните, что тормозной путь автобуса при блокировке колес значительно возрастает.
При движении автобуса по дорогам с уклоном более 3%, для замедления движения, используйте низшие передачи в коробке передач, в сочетании с рабочей и вспомогательной тормозными системами.
3.4. Возможные неисправности и способы их устранения
Таблица 29
Неисправность Причинанеисправности Способустранения 1 2 3 Затрудненное включениевсех передач, включение первойпередачи и заднего хода со скрежетом Неполное выключениесцепления (сцепление«ведет») Отрегулировать свободныйход муфты выключения сцепления (см.главу 4) Включение второй, третьей,Четвертой и пятой передач с ударом искрежетом Износ конусных колец синхронизаторов. Износ блокирующих фасокпальцев и каретки Заменитьсинхронизаторы Заедание или затрудненноеперемещениетросов Износ синхронизаторов Заменитьсинхронизаторы Канат троса протервнутреннюю оболочку наизгибе Обеспечить минимальноеколичество изгибов и радиусыизгибов не менее Под оболочку троса попалавлага ивытеснила смазку Обеспечить герметичностьгофрированногочехла Передачи невключаются Разрушение подшипниковшестерен вторичноговала Заменить неисправныедетали Повышенный шум при работекоробкипередач Повышенный износ илиполомказубьев шестерен. Разрушениеподшипников шестерен Заменить неисправныедетали Разрушение подшипниковвалов Заменить неисправныедетали Подтекание масла изкоробки передач Износ или потеряэластичности сальников Заменить сальники Повышение давления вкартере коробкипередач Промыть сапуны Нарушение герметичности поуплотняющимповерхностям Подтянуть крепежныедетали, заменитьпрокладки
1.11.4 Каталог 37.1703008-100 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
Поз | Обозначение | Дол. | Наименование | Примечание |
- | 37.1703008-100 | Тросовый привод управления механизмом переключения передач | КамАЗ-5297 | |
1 | 37.1703415 | 1 | Мастер-опора | Комплект поставки |
2 | 37.1703320 | 1 | БолтMlO-6gx50 | Входит в37.1703415 |
3 | 37.1703898 | 1 | Гайка самостопорящаясяМ10х1,5-6Н | Входит в37.1703415 |
- | 37.1703417 | 2 | Колодка прижимная | Комплект поставки Входит в 37.1703415 |
4 | 37.1703083 | 1 | Шайба пружинная 8 | Входит в37.1703417 |
5 | 37.1703322 | 2 | БолтМ10-6§х65 | Входит в37.1703417 |
6 | 37.1703403 | 1 | БолтM8-6gx30 | Входит в37.1703417 |
7 | 37.1703420 | 1 | Колодка прижимная | Входит в37.1703417 |
8 | 37.1703422 | 1 | Планка колодки прижимной | Входит в37.1703417 |
9 | 37.1703898 | 2 | Гайка самостопорящаясяМ10х1,5-6Н | Входит в37.1703417 |
10 | 37.1703899 | 2 | Шайба плоская 10 | Входит в37.1703417 |
11 | 37.1703891 | 1 | Транслятор . | Комплект поставки |
12 | 1/12880/21 | 1 | БолтMl0xl,25-6gx60 | Входит в 37.1703891 |
13 | 1/21647/21 | 2 | Гайка Ml0x1,25-6Н | Входит в37.1703891 |
- | 37.1703892 | 1 | Шаровая опора | Комплект поставки Входит в 37.1703891 |
14 | 37.1703348 | 2 | Гайка Ml2-6H | Входит в37.1703892 |
15 | 37.1703577 | 2 | Шаровая опора | Входит в37.1703892 |
16 | 37.1703898 | 2 | Гайка самостопорящаясяМ10х1,5-6Н | Входит в37.1703892 |
17 | 37.1703885-920 | 2 | Трос | Комплект поставки |
18 | 37.1703576 | 2 | Шаровая опора | Входит в37.1703885-920 |
19 | 37.1703687 | 2 | Чехол гофрированный | Входит в37.1703885-920 |
20 | 37.1703898 | 2 | Гайка самостопорящаясяМ10х1,5-6Н | Входит в37.1703885-920 |
- | 37.1702200 | Опора рычага переключенияпередач | ||
21 | 5320-370180 | Датчик ВК-403 | Входит в37.1703200 | |
22 | 1/02570/60 | Прокладка 16x22 | Входит в37.1703200 | |
- | 37.1702201 | Опора рычага переключенияпередач | Входит в37.1703200 | |
23 | 37.1702203 | Удлинитель | Входит в37.1703201 | |
24 | 37.1702205 | Крышка | Входит в37.1703201 | |
25 | 37.1702209 | Корпус опоры | Входит в37.1703201 | |
26 | 37.1702216 | 2 | Втулка | Входит в37.1703201 |
27 | 37.1702217 | Кронштейн крепленияреактивной тяги | Входит в37.1703201 | |
28 | 37.1702220 | Шток с рычагом | Входит в37.1703201 | |
29 | 37.1702229 | 2 | Прокладка | Входит в37.1703201 |
30 | 37.1702342 | 1 | Грязесъёмник | Входит в37.1703201 |
31 | 1/61008/11 | 8 | Гайка М8-6Н | Входит в37.1703201 |
32 | 1/05196/73 | 6 | Шайба плоская 8x17 | Входит в37.1703201 |
33 | 1/05166/73 | 8 | Шайба пружинная 8 | Входит в37.1703201 |
34 | 1/35435/21 | 8 | Шпилька М8х 1,25x16x25 | Входит в37.1703201 |
35 | 37.5113231 | 1 | Кольцо | |
36 | 37.5130031 | 1 | Чехол |
37.1703008-100 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
37.1703008-102 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
Поз | Обозначение | Кол. | Наименование | Примечание |
- | 37.1703008-102 | Тросовыйпривод управления механизмом переключенияпередач | НефАЗ-3299 | |
1 | 37.1703821 | 1 | Мастер-опора | |
- | 37.1703509 | 1 | Трансляторуниверсальный | Комплектпоставки |
2 | 37.1703013 | 1 | Шайбаплоская | Входитв 37.1703509 |
3 | 37.1703269 | 4 | Гайкасамостопорящаяся М10х1,5-6Н | Входитв 37.1703509 |
4 | 37.1703303 | 3 | БолтМбхЗО | Входитв 37.1703509 |
5 | 37.1703577 | 2 | Шароваяопора | Входитв 37.1703509 |
6 | 37.1703599 | Рычагтранслятора | Входитв 37.1703509 | |
7 | 37.1703601 | Рычагвыбора | Входитв 37.1703509 | |
8 | 37.1703602 | Корпустранслятора | Входитв 37.1703509 | |
9 | 37.1703603 | Кронштейн | Входитв 37.1703509 | |
10 | 37.1703650 | Рычаг | Входитв 37.1703509 | |
11 | 37.1703755 | 3 | ГайкаМ6-6Н | Входитв 37.1703509 |
12 | 37.1703758 | БолтМ10^х40 | Входитв 37.1703509 | |
13 | 37.1703760 | БолтМ10-6§х55 | Входитв 37.1703509 | |
14 | 37.1703765 | Шайбастопорная | Входитв 37.1703509 | |
15 | 37.1703828 | Ось | Входитв 37.1703509 | |
16 | 37.1703831 | Гайка Ml2-6H | Входитв 37.1703509 | |
17 | 37.1703884 | 2 | Гайка Ml2-6H | Входитв 37.1703509 |
18 | 37.1703813-017 | Троспереключения | Комплектпоставки | |
19 | 37.1703813-023 | Тросвыбора | Комплектпоставки | |
20 | 37.1703816 | 2 | Уплотнениемаятникового шарнира | Входит в 37.1703813-017 37.1703813-023 |
21 | 37.1703817 | 2 | Чехолгофрированный | Входит в 37.1703813-017 37.1703813-023 |
22 | 37.1703818 | 2 | Корпус шаровогопальца | Входит в 37.1703813-017 37.1703813-023 |
23 | 37.1703819 | 2 | Шайбастопорная | Входит в 37.1703813-01737.1703813-023 |
24 | 37.1703268 | 1 | Гайкасамостопорящаяся М8-6Н | |
25 | 37.1703269 | 1 | Гайкасамостопорящаяся М10х1,5-6Н | |
26 | 37.1703549 | 1 | Шаровый палецМ10 | |
27 | 37.1703550 | 1 | Шаровый палецМ8 |
37.1703008-102 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
37.1703008-103 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
Поз | Обозначение | Кол. | Наименование | Примечание |
- | 37.1703008-103 | Тросовый привод управлениямеханизмом переключенияпередач | НефАЗ-5299 | |
1 | 37.1703270 | 1 | Мастер-опора | Комплектпоставки |
2 | 37.1703272 | 1 | Планка прижимная | Входит в37.1703270 |
^ j | 37.1703288 | 1 | Болт M8-6g x45 | Входит в37.1703270 |
4 | 37.1703908 | 4 | Гайка самостопорящаяся М8-6Н | Входит в37.1703270 |
- | 37.1703341 | 1 | Транслятор универсальный | Комплектпоставки |
5 | 37.1703577 | 1 | Шаровая опора | Входит в37.1703341 |
6 | 37.1703650 | 1 | Рычаг | Входит в37.1703341 |
7 | 37.1703752 | 1 | Шаровая опора вертикальная | Входит в37.1703341 |
8 | 37.1703770 | 1 | Транслятор | Входит в37.1703341 |
9 | 37.1703831 | 1 | Гайка самостопорящаяся М12-6Н | Входит в37.1703341 |
10 | 37.1703842 | 1 | БолтМ10х1,5-6§х55 | Входит в37.1703341 |
11 | 37.1703884 | 2 | Гайка Ml2 | Входит в37.1703341 |
12 | 37.1703898 | 3 | Гайка самостопорящаясяMlOxl,5-6H | Входит в37.1703341 |
13 | 37.1703325-920 | 1 | Трос переключения | Комплектпоставки |
14 | 37.1703576 | 2 | Шаровая опора | Входит в 37.1703325-920 |
15 | 37.1703687 | 2 | Чехол гофрированный | Входит в 37.1703325-920 |
16 | 37.1703898 | 2 | Гайка самостопорящаясяMlOxl,5-6H | Входит в 37.1703325-920 |
17 | 37.1703349-920 | 1 | Трос выбора | Комплектпоставки |
18 | 37.1703206 | 2 | Шаровая опора | Входит в 37.1703349-920 |
19 | 37.1703687 | 2 | Чехол гофрированный | Входит в 37.1703349-920 |
20 | 37.1703908 | 2 | Гайка самостопорящаяся М8-6Н | Входит в 37.1703349-920 |
37.1703443 | 2 | Колодка прижимная | Комплект поставкиВходит в 37.1703325-92037.1703349-920 | |
21 | 37.1703085 | 2 | Гайка М6-6Н | Входит в37.1703443 |
22 | 37.1703447 | 2 | Шайба плоская 6 | Входит в37.1703443 |
23 | 37.1703578 | 1 | Колодка | Входит в37.1703443 |
24 | 37.1703579 | 1 | Скоба | Входит в37.1703443 |
- | 37.1703758 | 1 | Кронштейн креплениямастер-опоры | |
25 | 37.1703762 | 1 | Кронштейн мастер-опоры | Входит в37.1703758 |
26 | 37.1703766 | 2 | Втулка | Входит в37.1703758 |
27 | 37.1703084-002 | 1 | Рычаг переключения передач | |
28 | 37.1703494-002 | 1 | Тяга реактивная | |
29 | 37.1703755 | 1 | Кронштейн крепления тросов | |
30 | 37.5113231 | 1 | Кольцо | |
31 | 37.5130031 | 1 | Чехол | |
32 | 1/60448/21 | 5 | БолтМ8^х80 | |
33 | 1/05166/73 | 5 | Шайба пружинная 8 |
37.1703008-103 - Тросовый привод управления механизмом переключения передач
Электропневматическая система управления коробкой передач Руководство по технической эксплуатации СВИТ.421447.002РЭ
Настоящее руководство по эксплуатации содержит технические характеристики, краткое описание конструкции, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электропневматической системы управления коробкой передач (далее по тексту ЭПСУ КП).
В результате постоянного совершенствования конструкции ЭПСУ КП возможны несущественные расхождения между руководством и конкретным изделием.
ЭПСУ КП предназначена для обеспечения дистанционного переключения передач в коробках передач автомобилей с силовым агрегатом КамАЗ.
ЭПСУ КП изготавливается в климатическом исполнении «О», категория размещения 1 по ГОСТ 15150.
ЭПСУ КП имеет ряд модификаций. Схемы электрических соединений и подключений приведены в приложении А, Б.
Структура условного обозначения ЭПСУ КП
Примеры записи при заказе:
ЭПСУ КП 1А - электропневматическая система управления коробкой передач, номер разработки - 1 для коробки передач модели КамАЗ-14 без блока датчиков, предназначена для установки на автобус (А);
ЭПСУ КП 2Г - электропневматическая система управления коробкой передач, номер разработки - 2 для коробки передач модели КамАЗ-14, предназначена для установки на автобус (Г);
ЭПСУ КП 2.1ГД - электропневматическая система управления коробкой передач, номер разработки - 2.1 для коробки передач модели КамАЗ-141, предназначена для установки на грузовик с делителем.
1.12.1 Техническая характеристика
1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Электрическое питание ЭПСУ КП осуществляется от бортовой сети автотранспортного средства (АТС):
номинальное напряжение 24 В
рабочее напряжение 18... 3 0 В
1.2 Пневматическое питание ЭПСУ КП осуществляется от бортовой пневмосистемы
АТС:
номинальное давление воздуха 0.7 МПа (7 атм.)
рабочее давление воздуха 0.6...0.8 МПа (6...8 атм.)
1.3 Блоки ЭПСУ КП должны сохранять работоспособность после воздействия пони
женной температуры:
для МИ и БК - рабочая температура минус 50° С; предельная температура минус 60°; - для ЗРД и блока индикации - рабочая температура минус 40° С; предельная температура минус 60°.
1.4 Блоки ЭПСУ КП должны сохранять работоспособность после воздействия повы
шенной температуры:
рабочая температура плюс 70° С; предельная температура плюс 80°С.
1.4.1 Механизм исполнительный должен сохранять работоспособность после воздействия повышенной температуры плюс 100° С.
1.5 Блоки ЭПСУ КП должны сохранять работоспособность при повышенной влажности воздуха не более 98 (-3)% при температуре плюс 40(+3)° С.
1.6 Блоки ЭПСУ КП должны сохранять работоспособность в условиях воздействия инея и росы.
1.12.2 Комплект поставки
2 КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
2.1 В комплект поставки ЭПСУ КП входит: механизм исполнительный (МИ); - задатчик режимов движения (ЗРД); блок клапанов (БК); блок индикации (БИ); комплект кабелей; комплект монтажных частей (КМЧ); руководство по эксплуатации.
1.12.3 Описание и работа
3 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ЭПСУ КП
3.1 Принцип работы ЭПСУ КП
Структурная схема приведена на Рис. 161, Рис. 162.
Внимание! Перед выключением двигателя поставьте коробку передач в нейтрального положение.
ЭПСУ КП работает в полуавтоматическом режиме, т.е момент переключения передач и номер передачи определяется водителем, а сам процесс переключения передач осуществляется автоматически.
При установке рычага задатчика режимов движения (ЗРД) на выбранную передачу происходит срабатывание соответствующих датчиков «Холла», расположенных в ЗРД.
Обработанный сигнал поступает на ключи, которые управляют по заданному алгоритму электропневматическими клапанами (ЭПК), подающими воздух в соответствующие пнев-моцилиндры механизма исполнительного (МИ).
При нажатии педали сцепления, срабатывает датчик сцепления (Дсц), который своим сигналом дает разрешение на срабатывание выбранного ЭПК и тем самым МИ производит включение выбранной передачи.
Информация о состоянии включенной передачи поступает с блока датчиков положения МИ.
Процесс переключения сопровождается звуковым сигналом. При совпадении положений рычагов МИ и ЗРД переключение заканчивается, звуковой сигнал снимается. Номер включенной передачи высвечивается на блоке индикации (БИ).
При отпускании педали сцепления, Дсц снимает сигнал включения электропневмакла-панов.
Для управления коробкой переключения передач (КПП) с делителем (Д) применяется блок клапанов с шестью ЭПК (БК-6) и ЗРД с клавишей «делитель» на корпусе. Сигнал с клавиши ЗРД поступает на соответствующий ЭПК, который включает повышенный или пониженный ряд передач.
Для предотвращения включения стартера, при включенной передаче, предусмотрен выход (открытый коллектор) для подключения реле блокировки.
Для предотвращения случайного включения первой передачи или заднего хода (R) предусмотрена электронная блокировка. Первая передача и задний ход включаются только после нажатия кнопки блокировки.
Для принудительного включения КПП в нейтраль служит кнопка принудительного включения нейтрали «N».
ЭПСУ КП1 представляет собой упрощенный вариант системы. В ЭПСУ КП1 отсутствуют датчики положения МИ и блок индикации. В цилиндры МИ подается воздух при выжатой педали сцепления в соответствии с положением рычага ЗРД. Конфигурация ходов рычага ЗРД аналогична ходам рычага механического привода.
Например, для переключения с 1-ой передачи на 2-ю необходимо:
полностью выжать сцепление;
перевести рычаг ЗРД назад до положения нейтрали;
выдержать паузу до 0,5 сек;
перевести рычаг ЗРД вправо в среднее положение;
перевести рычаг ЗРД вперед в положение 2-й передачи;
плавно отпустить сцепление.
Рис. 161 - Структурная схема подключений ЭПСУ КП XXX
1 - блок индикации; 2 - датчик сцепления; 3 - датчик режимов движения; 4 - блок клапанов (БК-4); 5 - механизм исполнительный; 6 - блок крышек; 7 - разьём блока крышек
----------- Пневмопривод
----------- Электрическая связь
Рис. 162 - Структурная схема подключений ЭПСУ КП ХХД
1 - блок индикации; 2 - датчик сцепления; 3 - датчик режимов движения; 4 - блок клапанов (БК-6); 5 - механизм исполнительный; 6 - блок крышек; 7 - разъём блока крышек
Пневмопривод Электрическая связь
3.2 Механизм исполнительный
МИ предназначен для включения пяти передач для движения вперед, передачи заднего хода (R) и нейтрали (N).
Корпус МИ (Рис. 164) состоит из двух пневмоцилиндров (1) диаметром
МИ устанавливается на верхнюю крышку коробки передач АТС вместо опоры рычага переключения передач.
При установки следует заменить пружину механизма блокировки включения заднего хода на пружину СВИТ.753655.007.
МИ смазывается маслом из коробки передач, которое через люк МИ попадает к его деталям за счет разбрызгивания шестернями коробки передач. Необходимо следить за уровнем масла в коробке передач.
Подачей воздуха в МИ КП управляют нормальнозакрытые двухпозиционные ЭПК по сигналам, поступающим от ЗРД.
Выбор и включение передач производится рычагом (3), свободно сидящим на оси (4).
Выбор одного из трех штоков включения передач производится поворотом рычага при поступательном движении штока (5) за счет подачи воздуха в полости малых цилиндров.
Включение передач происходит за счет сброса воздуха одной из полостей больших пневмоцилиндров. Рычаг свободно перемещается вдоль оси.
Рис. 163
1,2 - пневмоцилиндры; 3 - рычаг; 4 - ось; 5 - шток; 6 - блок датчиков
Аналогично, как в малых цилиндрах, поршни-наездники при подаче воздуха в оба пневмо-цилиндра устанавливают рычаг в центральное положение («нейтраль» в коробке передач), при этом поршни-наездники упираются в буртик на поршне и в кольца упорные в корпусе.
Для определения выбранного положения установлен блок датчиков (6). Блок датчиков состоит из 4-х датчиков положения и системы активаторов.
Датчики положения фиксируют положение рычага МИ в коробке передач в соответствии с Таблица 30.
Герметичность пневмоци-линдров обеспечивается за счет колец уплотнительных, а также манжет.
Таблица 30
Номер передачи Состояние датчиков КП КамАЗ 14 КП КамАЗ 141 КП КамАЗ 15 gX1 gX2 gY1 gY2 gX1 gX2 gY1 gY2 gX1 gX2 gY1 gY2 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 2 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 3 0 1 0 0 0 1- 0 0 0 1 0 0 4 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 1 5 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 R 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 N..R 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 N2.3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 N4.5 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1
3.3 Задатчик режимов движения
Задатчик режимов движения (ЗРД) (Рис. 164) предназначен для формирования команд на включение передач в коробке передач и имеет положение нейтрали и шести фиксированных положений включенной передачи.
Для исключения ошибочного включения первой передачи и заднего хода R предусмотрена кнопка электронная блокировка«©». Включение указанных передач происходит после снятия блокировки, нажатием кнопки.
Конструкцией ЗРД также предусмотрена кнопка аварийная нейтраль «N» - для принудительного включения КПП в нейтраль и звуковой извещатель (зуммер), оповещающий о переключении скоростей в МИ, а также клавиша питания.
С нижней части корпуса ЗРД выходят два жгута с разъемами для подключения жгута на БК и МИ, для подключения жгута на педаль сцепления и блок индикации.
Команда на включение той или иной передачи формируется при перемещении рукоятки ЗРД. Выбранная передача в ЗРД определяется четырьмя датчиками «Холла» с выходом типа «открытый коллектор» в соответствии с Таблица 31.
Таблица 31
Примечание:
0 - активное состояние датчиков «Холла»;
1- пассивное (магнитный зазор перекрыт) состояние датчиков «Холла».
При срабатывании Дсц после нажатия на педаль сцепления подается напряжение питания на ключи управления клапанами и в случае рассогласования положения рукоятки ЗРД и положения рычага МИ, открываются ключи управления клапанами в соответствии со следующей схемой:
выключение передачи;
выбор нужного штока;
включение выбранной передачи.
В случае успешного переключения - ключи закрываются. Включенная передача индицируется на блоке индикатора.
Для включения первой передачи и R необходимо после установки рукоятки ЗРД в соответствующее положение снять блокировку нажатием клавиши При выводе рукоятки на нейтраль, блокировка вновь устанавливается.
В случае неисправности блока датчиков механизма исполнительного предусмотрен режим работ без обратной связи. На индикаторе индицируется положение рукоятки ЗРД прерывистым свечением. Ключи клапанов получают управление в соответствии с текущим состоянием датчиков Холла ЗРД.
Рис.164 - Задатчик режимовдвижения
1 - рычаг; 2 - клавиша включения питания; 3 - кнопка принудительной нейтрали; 4 - кнопка снятия блокировки; 5 - делитель; 6 - разъёмы для присоединения кабелей; 7 - зуммер
3.4 Блок индикации
Блок индикации (Рис. 165) предназначен для индикации включенной передачи.
3.5Датчик сцепления
Датчик сцепления предназначен для определения момента выключения сцепления.
В качестве чувствительного элемента датчика сцепления используется магниточувстви-тельный датчик положения с выходом типа «открытый коллектор». Датчик устанавливается под педаль сцепления и при выключении сцепления на выходе датчика устанавливается сигнал логического «нуля», что разрешает переключение передач.
3.6Блок клапанов
Блок клапанов предназначен для управления подачей воздуха в пневмоцилиндры МИ по командам ЗРД.
Блок клапанов объединяет в одном корпусе 4 (6) нормальнозамкнутые двухпозицион-ные ЭПК.
Все ЭПК собраны в один блок и стянуты двумя болтами и гайками. Подвод воздуха от бортовой пневмосистемы АТС осуществляется пневмошлангом, который подключается к штуцеру «Вход». Соединение с МИ осуществляется пневмошлангами подключенными к штуцерам «Выход» с соблюдением маркировки. Блок клапанов получает управление от ЗРД по кабелю, подсоединенному к соединителям в соответствии с маркировкой.
Примечание: состояния ЭПКприведены при нажатой педали сцепления "X" - ЭПКвключен (есть напряжение на электромагните); "-" - ЭПКвыключен (отсутствует напряжение наэлектромагните).
Состояния ЭПК при включении передач для различных моделей коробок передач приведены вТаблица 32.
Рис.166 - Блок клапанов
1.12.4 Инструкци по монтажу 4 ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ
1Установка механизма исполнительного
Механизм исполнительный (МИ) устанавливается на место корпуса рычага механизма переключения. Перед установкой замените пружину механизма блокировки включения заднего хода на пружину, входящую в комплект поставки (СВИТ.753655.007).
Установить рычаг МИ в среднее положение, соответствующее нейтральному. Убедитесь, что все штоки коробки передач стоят в нейтральном положении.
Вывернуть шпильки крепления корпуса рычага и заменить на шпильки, входящие в комплект поставки.
Установить МИ, ориентируясь на посадочные штифты. Завернуть 4 гайки крепления. Проверить уровень масла в картере коробки передач.
2Установка блока клапанов
Для установки блока клапанов (БК) вывернуть 2 болта крепления крышки коробки с правой стороны (по ходу движения).
Установить блок клапанов, используя болты из комплекта монтажных частей (M10xl,25-6gx70.36.019 ГОСТ 7798-70).
Руководствуясь маркировкой на БК и МИ, произвести соединение клапанов с соответствующим пневмоцилиндром МИ пневмошлангами из комплекта монтажных частей. Забор воздуха для работы ЭПСУ КП осуществляется из контура потребителя бортовой пневмоси-стемы.
3Установка задатчика режимов движения
Задатчик режимов движения (ЗРД) устанавливается в удобном для водителя месте - в кабине (справа от кресла водителя или на передней панели).
4Установка блока индикации
Для установки блока индикации (БИ) удалите заглушку, зарезервированную под клавишу ВК343.
Установить БИ.
5Датчик сцепления
5.1 Датчик сцепления устанавливается на педаль сцепления таким образом, чтобы в конце хода педали между торцом датчика и педалью был зазор не более 2 мм
1.12.5 Эксплуатация 5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭПСУ КП
Конструкция ЭПСУ КП предусматривает 2 режима работы: основной и аварийный.
5.1Основной режим
Для того чтобы начать работу с ЭПСУ КП в основном режиме, включите тумблер питания на ЗРД, предварительно включив выключатель массы АТС.
После включения питания ЭПСУ КП на блоке индикации должен загореться индикатор, соответствующий положению нейтрали в коробке передач.
Если в коробке передач включена не нейтраль, то необходимо выжать сцепление и перевести ЗРД в положение нейтрали, убедиться, что включилась нейтраль по индикаторам блока индикации.
Завести двигатель и после того, как давление в пневмосистеме АТС достигнет номинального значения, можно включать передачи в коробке передач. Необходимо следить за уровнем масла в коробке передач.
Если в коробке передач включена не нейтраль и давления воздуха недостаточно для включения нейтрали, то перед тем, как завести двигатель, необходимо выключить питание ЭПСУ КП и выжать сцепление.
Сцепление необходимо держать выжатым до тех пор, пока давление в пневмосистеме АТС не достигнет номинального значения. Затем, не отпуская педали сцепления, включить питание ЭПСУ КП и включить нейтраль. Если сцепление не удается выжать из-за отсутствия воздуха, то необходимо подвести воздух на вход от дополнительного источника воздуха или установить нейтраль в коробке передач вручную, сняв МИ, при этом при установке МИ на коробку передач рычаг должен быть установлен тоже в положении нейтрали (по центру).
Все операции по управлению коробкой передач можно производить только при полностью выжатой педали сцепления.
Сцепление можно отпускать только после того, как процесс включения передачи полностью завершен, БИ соответствует включаемой передаче, звуковой сигнал отсутствует.
Выбор передачи. Рукоятку ЗРД перевести в положение выбранной передачи. При выборе 1 передачи или передачи R нажать на кнопку «Блокировка». Выжать сцепление, дождаться выключения звукового сигнала. Убедиться по индикатору во включении выбранной передачи, отпустить педаль сцепления.
В случае недовключения передачи (положение КПП не определяется датчиками - индикатор погашен) рекомендуется клавишей «Нейтраль принудительная» установить нейтральное положение и затем повторить включение выбранной передачи.
На стоянке обязательно включите нейтраль в коробке передач и выключите тумблер питания на ЗРД.
5.2Аварийный режим
Аварийный режим предусмотрен в случае выхода из строя датчиков положения МИ. Для перехода в аварийный режим необходимо заглушить двигатель, выключить "массу", отсоединить разъем от блока крышек.
Переключение передач производиться только при выжатой педали сцепления. При этом воздух в цилиндры МИ подается в соответствии с текущим положением рычага ЗРД. Поэтому водитель самостоятельно отрабатывает алгоритм переключения.
В случае выхода из строя электроники ЗРД необходимо нажатием кнопки «Нейтраль принудительная» выключить передачу и буксировать автомобиль к месту ремонта.
При отпускании педали сцепления после включения нейтрали необходимо проявлять повышенное внимание, чтобы убедиться, что нейтраль действительно включилась, так как в аварийном режиме работы индикация о состоянии коробки передач отсутствует.
1.12.6 Техническое обслуживание и ремонт ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Техническое обслуживание (ТО) ЭПСУ КП проводить при проведении технического обслуживания АТС.
Ежедневное обслуживание (ЕО) не требуется. При проведении всех видов ТО:
проверить состояние и герметичность пневматических соединений;
проверить состояние жгутов проводов;
проверить состояние и надежность крепления разъемов;
- устранить неисправности.
При проведении ТО-1000 и ТО-2 дополнительно: подтянуть резьбовые соединения. При проведении ТО-2 дополнительно:
- подтянуть резьбовые соединения;
- промыть контакты всех разъемов смесью для промывки контактов электронных изделий или техническим спиртом.
Неисправность | Причина | Методустранения |
При включении тумблерапитания индикаторы состояния коробки передач негорят. | отсутствуетэлектропитание сгорел предохранитель ЗРДнеисправен ЗРД повреждение в жгуте проводов | проверить наличиеэлектропитания * заменить предохранительзаменить ЗРД отремонтировать жгут |
Передача не включается,частые попытки включения | неисправен один издатчиков положения неисправен ЗРД | отсоединить разъем от БК,в аварийном режиме доехать до ремонтной мастерской, отремонтироватьМИ кнопкой «Нейтраль принудительная» выключить передачу,отбуксировать в ремонтную мастерскую, заменитьЗРД |
Передача не включается,частые попытки включения | повреждение в жгутепроводов неисправен Дсц | кнопкой «Нейтральпринудительная», выключить передачу, отбуксировать времонтную мастерскую, отремонтироватьжгут отремонтировать илизаменить |
Неисправность | Причина | Методустранения |
неисправен один из ЭПКБК | кулисы коробки передачвыставить в нейтральное положение, отбуксировать времонтную мастерскую, заменитьЭПК | |
неисправен МИ неисправнакоробка передач | снять МИ, кулисы коробкипередач выставить в нейтральное положение, отбуксировать к местуремонта, отремонтировать отремонтировать коробкупередач | |
Передача невключается | низкое давление воздуха впневмо-системе; низкое напряжение вбортовой сети «утыкание» зубьев муфтывключения передач (при включении передачи на стоящемАТС) | давление воздуха довестидо нормы; обеспечить номинальноенапряжение в сети включить другую передачу. После включения передачиповторить попытку включения требуемойпередачи |
Передача невыключается | «заблокировался» МИ -рычаг МИ вышел за головку штокавыключения | нажать кнопку «Нейтральпринудительная», снять МИ, рычаг МИ и кулисы коробки передачвыставить в нейтральное положение, отбуксировать к местуремонта. |
Передача включается соскрежетом или дерганьем. | неисправенПГУ неисправносцепление не отрегулированоположение Дсц неисправна коробкапередач | отремонтировать ПГУотремонтировать сцепление отрегулировать или заменитьДсц отремонтировать коробкупередач |
Передача включается, ногаснут индикаторы на БИ | недовключениепередачи | нажать кнопку «Нейтральпринудительная» и повторить попыткувключения. |
В эксплуатации ремонт ЭПСУ КП рекомендуется проводить только путем замены блоков из комплекта запасных частей. Для безупречной работы всех узлов ЭПСУ КП следует применять запасные части заводского изготовления.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ЭПСУ КП
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ЭПСУ КП с делителем