• Главная
  • Техсправочник
      __/tehspravochnik/__
  • Антиблокировочная система "Wabko Westingaus" и"Knorr-Bremse"(функциональные схемы, коды состояния)
Назад

Антиблокировочная система "Wabko Westingaus" и"Knorr-Bremse"(функциональные схемы, коды состояния)

Антиблокировочная система.

Пневмопривод шасси оборудован 4-х канальной анти­блокировочной системой (АБС) типа 4S/4M(4 датчика /4 модулятора) фирмы "WabkoWest-ingaus" или фирмы

"Knorr-Bremse" (Германия).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального тормо­жения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге

происхо­дит торможение - скользкой или сухой.

АБС состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электромагнитного клапана отключения вспомогательной тормозной системы, электронного

блока управления, реле, блока предохранителей, соединительных кабелей, ди­агностической лампы и клавиши диагностики.

Рис. 163. Установка датчика АБС в колесе передней оси:

1 - ступица; 2 - барабан тормозной; 3 - ротор датчика; 4 - скоба; 5 - щиток тормозного механизма; 6 - втулка провода; 7 - суппорт.

Рис, 164. Установка датчика АБС в колесе заднего моста:

1 - ступица; 2 - ротор датчика; 3 - втулка датчика; 4 - кулак новоротный; 5 - датчик скорости АБС; 6 - скоба.

Датчики угловой скорости индуктивного типа, установленные в колесах передней оси и заднего моста, состоят из зубчатого ротора напрессованного на ступицу,

и датчика, ус­тановленного в поворотном кулаке передней оси (рис. 162) или на кронштейне заднего моста (рис. 163).

При вращении колеса в обмотке датчика наводится переменная ЭДС, создающая пе­ременное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения

колеса. Полу­ченный сигнал по кабелям передается в блок управления. Для нормальной работы датчика зазор между ротором и датчиком не должен

превышать 1,3 мм.

Электронный блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты блока от влаги и механических повреждений, крепится в правом нижнем

углу кронштейна реле и предохранителей, за креслом водителя. Блок служит для обработки сигналов, посту­пающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих

сигналов на модуляторы, элек­тромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.

Рис. 165. Функциональная схема АБС автомобиля:

1 (A,B,C,D) - модуляторы АБС; 2 (А,В,С J3) - датчики скорости АБС; 3 - электронный блок управления; 4 - клапан электромагнитный отключения вспомогательного тормоза;

5 - розетка для подключения АБС при­цепа.

Модуляторы тормозного давления (рис. 165), установленные в тормозных магист­ралях передних и задних колес на каркасе основания шасси перед тормозными

камерами, представляют собой электропневматические регулцировочные клапаны, обеспечивающие точное, ступенчатое регулирование давления в тормозных камерах в

процессе торможения в зависимости от регулирующих сигналов электронного блока управления. Модуляторы вы­полняют следующие функции:

- повышение давления в тормозных камерах, при увеличении угловой скорости;

- поддержание давления в тормозных камерах;

- понижение давления в тормозных камерах, при блокировании колес.

Когда АБС не вступает в работу, сжатый воздух свободно проходит через модулятор.

Электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы уста­новлен на второй поперечине и включен в магистраль вспомогательной тормозной системы и

при торможении служит для её отключения в случае блокирования колес.

Блок предохранителей, установленный под откидной панелью, служит для защиты электроуправляемых элементов АБС.

Диагностические лампы с символами «ABS», сигнализирующие об исправности (не­исправности АБС), и клавиша диагностики АБС, расположенная на панели

выключателей в кабине водителя, служит для активизации режима диагностики АБС. Клавиша не фиксиро­ванная, т.е. после нажатия ее следует удерживать определенное

время, в зависимости от тре­буемого режима.

Принципиальные схемы подключения АБС приведены на рисунках 166, а и 166, б.

Рис. 166, б- Принципиальная схема подключения АБС ф. "Knorr-Bremse")

Работа системы. При включении питания (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включаются диагностическая сигнальная лампа

с симво­лом «ABS» на щитке приборов происходит автоматический тест-контроль электронного бло­ка и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.

При исправной системе лампа с символом «ABS» гаснет при начале движения, когда автобус достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо

после оконча­ния самодиагностики, если система уже использовалась.

При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из эле­ментов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления

загорается диагностическая лампа с символом ABS. При этом, возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).

Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функ­ционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене

подшипни­ков в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).

Рис. 166, а- Принципиальная схема подключения АБС ф. "Wabco..."

Если диагностическая лампа с символом ABSне гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определённой по мигающему коду

(см. таблицу 1, а или 1,6- Световые коды состояния элементов ABCф. "Wabco... " или ф. "Knorr-Bremse,r), следует обратиться на сервисную станцию для

устранения неисправности.

Внимание.При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо за­глушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выклю­чения выключателя «массы». Категорически запрещается проводить сварочные работы на шасси (автомобилее) при установленном электронном блоке. В этом случае электронный блок необходимо отключить и снять с автомобиля.

Режимы принудительной диагностики АБС ф. "Wabco..." и ф. "Knorr-Bremse". Системы имеют встроенную самодиагностику, контроль над

собственной работоспособно­стью системы осуществляют непрерывно. При возникновении неисправности загорается лампа.

Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.

Включение электронного блока в режим принудительной диагностики производится путем нажатия и удержания в нажатом состоянии в течение (1-2)

с (для АБС ф. "Wabco...") и (0,5-8) с (для АБС ф. "Knorr-Bremse") клавиши диагностики АБС. расположенной на пане­ли приборов, при включенном

состоянии выключателя «массы» и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повёрнут ключом в положение «I»).

При этом если диагностическая лампа горела до входа в режим диагностики, (что свидетельствует о наличии активных ошибок, т.е. ошибок или

неисправностей, присутст­вующих в момент диагностики), то при нажатии кнопки она гаснет примерно на 1 с, а затем выдается циклически повторяющийся

код активной ошибки через каждые (4 - 4,5) с до уст­ранения данной неисправности.

Световой мигающий код активной ошибки о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой два блока световых вспышек. Длительность каждой вспышки 0.5 с, пауза между вспышками 0,5 с. между блоками - 1,5 с. Неисправный компонент и характер неисправности определяется по числу вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках, со­гласно таблицам 43,а и 43,6. При отсутствии отказов или неисправностей, выдается световой код 1 - 1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке). Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки бу­дет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправно­стей).

После устранения всех активных ошибок необходимо в выключателе стартера и при­боров ротор замка повернуть ключом сначала в положение «О», а затем в положение «I».

Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно (че­рез каждые 4 с) световые коды четырех последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока). Информация о пассивных ошибках выдается один раз. Для повторного выво­да светового кода пассивных ошибок необходимо повторно нажать диагностическую кнопкукак описано выше.

Световые коды состояния элементов АБС ф. "Wabco..."

Таблица 43, а.

Световойкод

Неисправ­ный элемент

Характернеисправ­ности

Устранение

а

б

1 - 1

Все элементы системыис­правны

~

~

2 -1

2 -2

2 -3

2 - 4

Модулятор В

Модулятор А Модулятор DМодулятор С

Обрыв или замыкание на«массу».

То же

«

«

Проверить соединительныекабели, подсоединение к блоку и модулято­ру. Устранить повреждение. При отсутствии повреждений заменить модулятор

3 -1

3 - 2

3 - 3

3 - 4

Датчик В Датчик А ДатчикDДатчик С

Большой воздушныйзазор

То же

Отрегулировать зазор междудатчи­ком и ротором. Максимальный за­зор- 1,3 мм

4-1

4-2

4 - 3

4 -4

Датчик В Датчик А ДатчикDДатчик С

Короткоезамыкание

или обрыв

Тоже м

и

Проверить датчик,подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ.Устранить. Заменить датчик

5 - 1

5 - 2

5 - 3

5 - 4

Датчик В Датчик А ДатчикDДатчик С

Перемежающийся сиг­нал

Тоже

Проверить кабель и уровеньсигна­ладатчика при вращении колес (рис. 30,а). Проверитьцелостность ротора


6 - 1

6 - 2

6 - 3

6 - 4

Датчик В ДатчикА

Датчик DДатчик С

Дефект ротора /датчика Тоже

Заменить датчик илиротор

7 -1

Связь с БУ

Ошибка связи

Проверить проводку.Устранить не­исправность (рис.30,а). Проверить БУ, заменить в случаенеисправно­сти

7 -3

Релевспомо-

гательноготормоза

Короткоезамыкание

или оорыв

Проверить кабель, реле наналичие

обрыва или КЗ. Устранить.Прове­рить работоспособность реле

7- 4

Диагностиче­скаялампа

АБС

Тоже

Проверить кабель, реле наналичие обрыва или КЗ. Устранить. Прове­рить работоспособностьреле

8- 1

Питание БУ

Пониженное напряже­ние бортовойсети

Проверить аккумуляторы ипредо­хранители. Обеспечить напряжение 24-28В (рис.30,а)

8- 2

Питание БУ

То же

Проверить реле напряженияавто­буса. В случае необходимости -

заменить

8- 3

БУ

Внутренняяошибка

ЗаменитьБУ

8- 4

БУ

v~v/~Л

Ошиока конфигурации

ЗаменитьБУ

8- 5

Питание БУ

Ошибка подключения по«массе»

Проверить правильностьподклю­чения. Устранить неисправность (рис. 30,а)

Световые коды состояния элементов АБС ф. "Knorr-Bremse"

Таблица 43. б.

Мигающий кодошибки

Описаниенеисправностей

Компо­нент

Неисправ­ность

Система АБС

1

1

Неисправностейнет

Датчик частоты враще-

ния колеса

N*

1

Воздушный зазор слишком большой

Отсутствие сигнала датчикапри тормо­жении

3

Плохоеимпульсноекольцо,подошел

срок обслуживания АБС

4

Нестабильность сигнала датчика

5

Потеря сигнала датчика

6

Короткое замыкание на«массу» или ба­тарею. Обрыв провода

Модулятор тормозногодавления

К*

1

Короткое замыкание катушкисброса на батарею

2

Короткое замыкание катушкисброса на «массу»

3

Обрыв провода питания катушки сброса

4

Обрыв провода «массы»

5

Короткое замыкание катушкиудержания на батарею

6

Короткое замыкание катушкиудержания на «массу»

7

Обрыв провода питаниякатушки удер­жания.

8

Ошибка конфигурации клапана.

Контактыпод­ключения зазем­лениядиагона­лей

10

Замыкание диагонали 1на батарею

11

Замыкание диагонали 1на «массу»

12

Все модуляторы короткозамкнуты на «массу»

Электронный блок управления

15

1 -11

ЭБУ дефектный. Внутренняя ошибка электронногоблока

Электромагнит­ный клапан отключения моторного тормоза

17

1

Замыкание катушки набатарею Обрывпровода

2

Замыкание катушки на «массу»

Электропитание

16

1

Высокое напряжение вдиагонали 1

2

Низкое напряжение вдиагонали 1

3

Обрыв провода диагонали 1

4

Обрыв провода наконтакте GNDPCviили большая разностьнапряжений с GNDecu

9

Высокое напряжение наконтакте Uecu

10

Низкое напряжение наконтакте Uecu

Специальныеошибки

16

5

Большое различие междуразмерами пе­редних и задних шин

10

Дефект аварийнойлампы

12

Проблема памяти параметровдатчиков

13

Перепутаныдатчикипереднейосии

заднего моста

Примечания:

1)N*: 1(2) - левый (правый) датчикичастоты вращения передней оси;

3(4) - левый (правый) датчики частоты вращения ведущегомоста.

2) К*: 1(2) - левый (правый) модуляторы тормозного давленияпередней оси;

3(4) - левый (правый) модуляторы тормозного давления ведущегомоста

Системные режимы контроля АБС ф. "Wabco..." и ф. "Knorr-Bremse".

В систем­ном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты четыре последние (пас­сивные) ошибки из памяти электронного блока и

произведена переконфигурация системы.

Для активизации системного режима контроля АБС ф. "Wabco... " необходимо на­жать на клавишу диагностики на панели приборов и удерживать его во включенном

состоя­нии от 3.0 до 6,3 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стира­ние всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком э

того будет восемь быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться

сразу код конфигурации.

Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима (на ав­тобусах КАМАЗ установлена система типа 4S/4M4 датчика/4 модулятора), число вспышек лампы

должно быть равным двум (две световые вспышки длительностью 0,5 с с паузой 1,5с). Код конфигурации повторяется через каждые 4 с. Для выхода из

системного режима не­обходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положе­ние «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время,

от 6,3 до 15с. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.

Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз

убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операции до получения кода 1-1.

Для полного стирания из памяти электронного блока АБС ф. "Knorr-Bremse" кодов пассивных ошибок, необходимо при включении замка стартера в положение «1», удерживать

клавишу диагностики АБС в нажатом состоянии. Клавиша диагностики должна быть нажата в течение не менее 0,5 с и после поворота ротора замка стартера в

положение «I». После это­го зажигание должно оставаться включенным не менее 5 с! После стирания памяти ошибок необходимо выключить и снова включить зажигание.

Для определения кода конфигурации данной системы необходимо при включенном в положение «I» замке стартера дважды нажать клавиш} диагностики. Длительность каждого нажатия

должна быть в пределах (0,5 - 8) с, временной интервал между нажатиями - не бо­лее одной секунды.