Назад

Эксплуатация автомобилей в холодный период времени

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭФУ

Пуск двигателя Cummins с применением элекгрофакельного устройства (ЭФУ) осуществляйте в соответствии с Руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя Cummins.

Пуск двигателя КАМАЗ с применением ЭФУ проводите в следующем порядке:

1. Удалите воздух из системы питания, для чего прокачайте ручным топливоподкачивающим насосом (для двигателя модели 7403Л0) или насосом предпусковой прокачки топлива (для двигателей остальных моделей) топливную систему двигателя до открывания перепускного клапана ТНВД - топливного насоса высокого давления (при срабатывании появляется характерный звук). Для ускорения выхода воздуха из топливной системы ослабьте крепление топливопровода от выходного отверстия фильтра тонкой очистки топлива.

Ручной топливоподкачивающий насос для двигателя 7403.10

На автомобилях, укомплектованных двигателем модели 7403.10, топливоподкачивающий насос 1 установлен на ТНВД (см. рис. Ручнойтопливоподкачиваюиашнасос для двигателя7403.10). На автомобилях, укомплектованных двигателями остальных моделей, предусмотрено два варианта установки насоса предпусковой прокачки топлива: на топливном фильтре грубой очистки топлива и на кронштейне, размещенном под хомутом крепления топливного бака (см. рисунки Насос предпусковой прокачки топлива натопливном фильтре грубой очистки и Насос предпусковой прокачки тотшва на топливном баке).

Насос предпусковой прокачки топлива на топливном фильтре грубой очистки

2. Установите в нейтральное положение рычаг переключения передач и установите рукоятку останова двигателя в нижнее положение.

3. Нажмите педаль подачи топлива до ее среднего положения. Вытяните рукоятку управления подачей топлива до упора и зафиксируйте ее поворотом.

4. Включите аккумуляторные батареи. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.

5. Нажмите кнопку включения ЭФУ и так удерживайте ее.

Насос предпусковой прокачки топлива на топливном баке

6. Нажмите до упора педаль сцепления.

7. После загорания сигнальной лампы готовности ЭФУ, расположенной на щитке приборов, нажмите до упора педаль подачи топлива.

8. Не отпуская кнопку ЭФУ, включите стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное, положение не более, чем на 15 с. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 с.

Кнопку ЭФУ удерживайте до выхода двигателя на устойчивый режим работы, но не более 60 с. Не нажимайте кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

В случае неудачной попытки пуск повторите с выдержкой между включением 1-2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определите причину и устраните неисправность.

Внимание!

Прогрев двигателя проводите, начиная с минимально устойчивых оборотов холостого хода двигателя (800-1000 мин-1), постепенно повышая частоту вращения, через каждые 1,5...2 мин не более, чем на 100-1. Максимальная частота вращения при прогреве не должна превышать 1600 мин-1. Нагружать двигатель рекомендуется при достижении температуры охлаждающей жидкости не ниже 40°С.

Ресурс штифтовых свечей ЭФУ зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать 3 минут непрерывной работы.

Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.

Пуск двигателя с помощью предпусковых подогревателей ПЖД-30 и ПЖД-15.8106 см. в разделе «Система облегчения пуска холодного двигателя (ЭФУ и предпусковой подогреватель)», в случае применения подогревателей 14 ТС-10, DBW ф. «WEBASTO» и др. в соответствующих Руководствах по эксплуатации, прилагаемых к автомобилю.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭФУ

Пуск и останов двигателя Cummins с применением электрофакельного устройства осуществляйте в соответствии с Руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя Cummins.

Пуск двигателя КАМАЗ с применением ЭФУ фоводите в следующем порядке:

1. Прокачайте систему питания насосом пред-тусковой прокачки для удаления воздуха и заполнения истемы.

2. Убедитесь, что двигатель отключен от нагрузки.

3. Включите аккумуляторные батареи краткоременным нажатием кнопки выключателя.

4. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом загорится контрольная лампа диагностики двигателя, расположенная в блоке контрольлых ламп на панели приборов.

Если лампа не загорится или продолжает гореть, то означает, что в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверьте систему управления зигателем (см. в разделе «Органы управления, обору-ование кабины и контрольно-измерительные приборы») и примите меры для устранения неисправности.

5. Нажмите на кнопку включения ЭФУ, расположенную на панели выключателей, и так удерживайте ее.

6. Нажмите до упора педаль сцепления.

7. После загорания сигнальной лампы готовности ЭФУ, не отпуская кнопку ЭФУ, включите стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное положение, не более, чем на 15 секунд.

Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 сек.

7. Удерживайте кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 секунд от момента включения стартера. Не нажимайте кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

В случае неудачной попытки пуск повторите с выдержкой между включением 1-2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определите причину и устраните неисправность.

Внимание!

Ресурс штифтовых свечей ЭФУ зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать 3 минут непрерывной работы.

Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.

ТОПЛИВО

Сливайте отстой из топливных фильтров ежедневно, вывернув пробку топливного фильтра грубой очистки и пробку топливного фильтра тонкой очистки.

Прокачайте после слива отстоя для удаления воздуха топливную систему насосом предпусковой прокачки топлива.

Топливный фильтр.

Применяйте топливо в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении №3.

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, устанавливается фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) PreLine ф. «MANN+HUMMEL» (Германия) со встроенным в корпус насосом предпусковой прокачки топлива. Фильтр устанавливается между топливным баком и топливоподкачивающим насосом низкого давления (см. рис. Фильтр грубой очистки топлива Pre-Line cb. «MANN+ HUMMEL»).

ФГОТ может устанавливаться с вмонтированным электрическим подогревателем дизельного топлива мощностью 350 ВТ.

Фильтр грубой очистки топлива PreLine ф. «MANN+ HUMMEL»: 1 - подвод топлива; 2 - крышка фильтра; 3 - насос предпусков прокачки топлива; 4 - винт для выпуска воздуха; 5 - подогревате (при его наличии); 6; 7 - отвод топлива (в зависимости от установки ФГОТ); 8 - сменный фильтр; 9 - водосборный стакан; 10 - винт слива воды

Выпуск воздуха необходимо производить при замене сменного фильтра или выполнении работ на линии подачи топлива (см. рис. Выпуск воздуха топливо-прокачиваюшим насосом).

Для этого:

- отключите двигатель;

- отвинтите винт 1;

- откачивайте воздух насосом предпусковой прокачки топлива 2 в показанном стрелкой месте до тех пор, пока из отверстия не пойдет топливо;

- затяните винт 1.

Выпуск воздуха топливопрокачивающим насосом: 1 - винт; 2 - насос предпусковой прокачки топлива

Слив воды из водосборного стакана производите при ежедневном обслуживании (особенно в холодное время во избежание замерзания воды), замене сменного фильтра (см. рис. Спив воды из водосборного стакана).

Для замены водосборного стакана, имеющего повреждения (см. рис. Замена водосборного стакана):

- отключите двигатель;

- спустите воду из водосборного стакана 1;

- отвинтите и удалите отработавший стакан;

- смажьте уплотнение 2 нового стакана несколькими каплями масла;

- вручную навинтите новый стакан и затяните специальным инструментом с моментом 20 Нм.

Слив воды из водосборного стакана: 1 - водосборный стакан; 2 - винт слива воды

Для замены сменного фильтра при его демонтаже:

- отключите двигатель;

- снимите старый фильтр (см. рис. Фильтр грубой очистки топлива PreLine d>. «MANN HUMMEL»). Если водосборный стакан не имеет повреждений, то он может быть повторно использован с новым фильтром.

При монтаже сменного фильтра:

- смажьте уплотнение маслом;

- навинтите вручную фильтр до момента прилегания уплотнения; продолжите навинчивание рукой приблизительно на 3/4 поворота;

- спускайте воздух до появления топлива;

- проверьте герметичность.

При замене используйте только неповрежденные фильтры.

Замена водосборного стакана: 1 - стакан; 2 - уплотнение

Внимание! Монтажные работы выполняйте только при отключенном двигателе.

Насос предпусковой прокачки топлива не демонтировать.

ПОДОГРЕВ ТОПЛИВА

Система подогрева дизельного топлива (СП/ может применяться для облегчения пуска холодного двигателя и обеспечения его работы при отрицателы температуре окружающей среды, вызывающей пом нение топлива и затруднение прокачиваемости че фильтроэлементы. Подогрев осуществляется в филь грубой очистки топлива (ФГОТ), в фильтре тош очистки топлива (ФТОТ) (см. соответствующие рис ки), а также в топливозаборнике топливного бака.

Применение СПДТ зависит от конкретной модели и комплектации автомобиля.

Фильтр тонкой очистки в сборе с электроподогревателем: 1 - крышка ФТОТ; 2 - электроподогреватель; 3 - колпак ФТОТ; 4, 5 - уплотнительные кольца

Включайте СПДТ за 3-5 мин до запуска холодного двигателя. СПДТ подогревает топливо в системе топливопитания и обеспечивает прокачиваемость топлива через фильтроэлементы. Пуск двигателя производите, как описано выше. При работающем двигателе и движении автомобиля рекомендуется выключать электроподогреватели ФТОТ с целью снижения потребления электроэнергии из бортовой сети автомобиля при условии, что это не приводит к ухудшению прокачиваемости топлива и снижению мощности двигателя. При стоянке автомобиля или при длительных перерывах в работе двигателя СПДТ необходимо выключить.

Проверку жгута электропроводки, разъёмов, предохранителей и всех электроподогревателей производите при обслуживании СПДТ.

Фильтр грубой очистки топлива в сборе с электроподогревателем: 1 - крышка ФГОТ; 2 - электроподогреватель; 3 - колпак ФТОТ; 4 - уплотнительные кольца

Внимание!

Электроподогреватели СПДТ не ремонтопригодны, неисправные электроподогреватели подлежат замене.

Замену электроподогревателей, установленных в ФТОТ и ФГОТ, производите совместно с уплотнительными кольцами. При невозможности замены неисправного электронагревателя эксплуатируйте за-борник, ФТОТ и ФГОТ без подачи электропитания.

Включение электронагревателей подогрева дизельного топлива в ФГОТ и в ФТОТ осуществляется одновременно с помощью клавишного выключателя, расположенного на панели выключателей, при этом загорается лампочка, встроенная в выключатель, при выключении электронагревателя лампочка гаснет.

Включение электронагревателя подогрева топлива в топливозаборнике осуществляется:

- или клавишным переключателем электронагревателя в топливных баках поочередно, если в автомобиле предусмотрена установка двух топливных баков. При этом загорается контрольная лампа, расположенная на щитке приборов (панель приборов ф. «КАМАЗ») или на панели приборов в блоке контрольных ламп (панель приборов ф. «ИКАР - ЛТД»). При выключении электронагревателя лампочка гаснет.

- или клавишным выключателем электронагревателя в топливном баке, если в автомобиле предусмотрена установка одного топливного бака. При этом загорается лампочка, встроенная в выключатель, при выключении электронагревателя лампочка гаснет.

Клавишный переключатель /выключатель электронагревателя в топливных баках находится на панели выключателей.

СМАЗКА

Смазочные материалы применяйте в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложениях 2, 3.

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ

Охлаждающую жидкость применяйте в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении №3.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Для регулирования напряжения генератора винт 1 поверните в крайнее левое положение «Л» (лето), при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, и в крайнее правое положение «3» (зима) при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

На стоянке автомобиля во избежание примерзания тормозных колодок к барабану не забывайте просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями. Если ставите автомобиль на длительную стоянку (например, на ночь), не пользуйтесь стояночной тормозной системой. Для затормаживания автомобиля в этом случае установите под колеса противооткатные клинья и включите низшую передачу в коробке передач.

При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах останов двигателя выполняйте только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания. При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при давлении в системе 8 ± 0,2 кгс/см2, или при незаполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушите двигатель и отогрейте регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.

Для исключения замерзания в шланге для накачки шин, накачку шин проводите в два этапа:

- подсоединив шланг к клапану контрольного вывода в ресивере стояночного тормоза, проведите накачку шин до максимально возможного давления, определяемого регулятором давления.

- подсоединив шланг к крану накачки шин, доведите давление в шинах до нормы.

МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР

Для двигателей модели 7403Л0 масляный радиатор должен быть постоянно включен. Для ускорения прогрева двигателя при пуске зимой радиатор следует отключить закрытием крана на корпусе центробежного масляного фильтра. После прогрева двигателя кран откройте.

Для двигателей остальных моделей роль масляного радиатора выполняет водомасляный теплообменник, установленный на масляном фильтре. Центробежный масляный фильтр отсутствует.