Назад

Электрооборудование

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря. На отдельных комплектациях автомобилей на крыше кабины установлены проблесковые маяки. Фонари автопоезда устанавливаются на крыше автомобиля, предназначенного для эксплуатации в составе автопоезда. На задней поперечине рамы установлен задний противотуманный фонарь.

На вкладыше к Руководству приведены принципиальная схема электрооборудования автомобиля, перечень элементов схем с указанием маркировки типа этих элементов от основных поставщиков.

Возможно комплектование автомобилей изделиями электрооборудования с маркировкой типа, отличающейся от указанной в настоящем Руководстве.

Аккумуляторные батареи: две, 6СТ-190, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 А ч, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты - электролитом (см. Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей, прилагаемое к автомобилю).

Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.

На автомобилях, в зависимости от моделей двигателей, применяются стартеры СТ 142-10 или ф. «BOSCH», мощностью 8,2 кВт (11,15 л. с.) с дистанционным управлением.

Генераторная установка:

- типа 1322.3771 или Г273В2-01 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 45 А;

- типа 3122.3771 или 6582.3701-02, или 4001.3771-40 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 80 А;

- типа 3142.3771 или 6582.3701-04, или 4001.3771-53 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 80 А.

Предупреждения:

1. Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2. Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов: плюса, обмотки возбуждения, фазы и контрольной лампочки перемычками на массу и между собой.

3. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36В, при не отключенном генераторе.

4. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи от сети автомобиля.

5. При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполняйте следующим образом:

Для двигателей Cummins см. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Cummins.

Для двигателей КАМАЗ уровня EURO-2 и EURO-3:

- ослабьте болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного (см. рис. Натяжение ремня приводагенератора и водяного насоса для двигателей КАМАЗуровня ЕВРО-2 и ЕВРО-3):

Натяжение ремня привода генератора и водяного насоса для двигателя КАМАЗ уровня EURO-2 и EURO-3:1 - шкив водяного насоса; 2 - ремень; 3 - шкив коленчатого вала; 4 - натяжной ролик; 5 - болт; 6,7 - гайка; 8 - болт крепления планки генератора; 9 - шкив генератора; 10 - гайка крепления передней лапы генератора; 11 - болт крепления задней лапы генератора

- перемещением гайки 6 обеспечьте необходимое натяжение поликлинового ремня 1, гайкой 7 зафиксируйте положение генератора;

- затяните болты 5, 8 и 11, затяните гайку 10.

Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб 6...10 мм.

Для двигателей КАМАЗ остальных моделей:

- ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора, болт крепления планки генератора и болт (см. рис. Натяжение ремней привода генератора и водяного насоса):

- отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните болт (регулировочный), болт крепления планки генератора и гайки болтов крепления передней и задней лап генератора.

Натяжение ремней должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15 - 22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс). При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

Натяжение ремней привода генератора и водяного насоса

Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль (без нагрузки с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние L от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар должно быть в пределах от 10 до 5 м, а расстояние Н - от 150 до 75 мм (для фар в буфере) и от 250 до 125 мм (для фар на кабине) согласно таблицам, приведенным в соответствующих рисунках (см. рис. Фара головного света в буфере и Фара головного света на кабине). Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света, проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии Н ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные линии исходили из точек В пересечения линий II и IV с линией А-А.

Направление света регулируйте винтами вертикального и горизонтального регулирования.

Фара головного света на кабине

L(m)

H(mm)

10±0,05

250

7,5±0,03

190

5±0,025

125

Фара головного света в буфере

L (м)

Н (мм)

10±0,05

150

7.5±0.03

112,5

5±0,025

75

Реле и предохранители на автомобилях, укомплектованных панелью приборов «ИКАР-ЛТД», представлены на рис. Установка блока предохранителей и реле (за панелью приборов).

Установка блока предохранителей и реле (за панелью приборов):1 - установка реле за панелью выключателей; 2 - установка реле за панелью предохранителей; 3 - реле стеклоочистителя; 4 - реле прерыватель указателей поворота; 5 - блок предохранителей; 6 - предохранитель F1

Блоки предохранителей и реле, установленные за панелью приборов (см. рис. Установка блокапредохранителей и реле за панелью приборов) включают:

1 - реле, установленные за панелью выключателей (см. рис. Реле, установленные за панелью выключателей);

2 - реле, установленные за панелью блока предохранителей (см. рис. Реле, установленные запанелью блока предохранителей):

3 - реле стеклоочистителя;

4 - реле прерыватель указателей поворота;

5 - блок предохранителей;

6 - предохранитель F1 (генератор, ЭФУ, останов двигателя).

Реле, установленные за панелью выключателей: 1 - реле ЭФУ (с двигателем Cummins отсутствует); 2 - реле обмотки возбуждения генератора; 3 - реле муфты привода вентилятора (с двигателем Cummins отсутствует); 4, 5, 6, 7, 8 см. в Таблице применяемых реле

На панели передка кабины установлен предохранитель F5 (см. рис. Предохранитель F5).

Таблица применяемых реле

Модель двигателя

Для двигателей КАМАЗ с электронной системой управления подачей топлива

Для двигателей Cummins с электронной системой управления подачей топлива

Поз.

4

Главное реле

-

5

Реле АБС

Реле АБС

6

Реле блокировки стартера

Реле блокировки стартера

7

Реле торможения

Реле торможения

8

Реле стояночного тормоза

Реле сцепления

Предохранители, расположенные в блоке предохранителей (см. рис. Установка блока предохранителей и реле за панелью приборов):

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F2

1

2

Ближний свет правый, корректор

3

Ближний свет левый

4

5

Дальний свет правый, контрольная лампа дальнего света

6

Дальний свет левый

7

Дополнительные фары

8

Габарит правый, подсветка приборов

9

Габарит левый

10

Противотуманные фары, задний противотуманный фонарь

11

12

Прожектор

13

Спальное место, подкапотная лампа, фонари автопоезда

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F3

1

Блокировка колес, коробка отбора мощности, лебедка

После выключателя приборов и стартера

2

Контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей

3

Останов двигателя

4

Электромагнитная муфта охлаждения двигателя, фонари заднего хода

5

Обмотка реле выключателя массы

6

Зуммер, управление нагревом топлива

7

Обмотка возбуждения генератора, подкачка шин

8

Плафоны, подсветка вещевого ящика

До выключателя приборов и стартера

9

Розетка переносной лампы, электродвигатели отопителя

10

Звуковые сигналы, «+» розетки прицепа, сигналы торможения

11

Вентилятор обдува водителя

12

Розетка командира, подъем стекол

13

Обогрев зеркал, подъем стекол

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F4

1

До выключателя приборов и стартера

2

Электронный спидометр, электронный тахометр

3

АБС тягача

4

АБС прицепа

5

Приборы, электронный спидометр, электронный тахометр

После выключателя приборов и стартера

6

АБС тягача, реле(клапан)моторного тормоза

7

АБС прицепа

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F6

1

Блок управления двигателем

До выключателя приборов и стартера

2

Блок управления двигателем

После выключателя приборов и стартера

3

Резистор стояночного тормоза / разъем диагностики

До выключателя приборов и стартера

4

Контрольные лампы

После выключателя приборов и стартера

5

Контрольные лампы

До выключателя приборов и стартера

6

Блок управления пневмоподвеской

После выключателя приборов и стартера

7

Насос мочевины

8

Насос мочевины, датчик NQx

До выключателя приборов и стартера

9

Подогреватель топлива

10

11

Блок управления АКПП

До выключателя приборов и стартера

12

Блок управления АКПП, сигнал торможения ретардером / ЭПСУ (электропневматическая система управления коробкой передач)

После выключателя приборов и стартера

.13

Блок управления АКПП / резистор ретардера

Реле, установленные за панелью блока предохранителей: 1 - реле дополнительных фар; 2 - реле габаритных огней; 3 - реле противотуманных фар; 4 - реле задних противотуманных фар; 5 - реле дальнего света; 6 - реле ближнего света; 7 - реле выключателя; 8 - реле выключателя «+» АКБ; 9 - реле сигналов торможения; 10 - реле заднего хода; 11 - реле звуковых сигналов

Предохранитель F5: 1 - кабель осушителя; 2 - провод «Предохранитель-генератор»; 3, 4 - провода предохранителей; 5 - к блоку предохранителей F4; 6 - перемычка; 7 - провод «АКБ - предохранитель»; 8 - провод «Стартер - предохранитель»; 9 - провод «Выключатель АКБ-предохранителя»; 10 - жгут системы управления двигателем

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Если перестал работать какой-либо потребитель, то, прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в Таблице применяемых в автомобиле ламп.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

Таблица применяемых в автомобиле ламп

Применение

Тип лампы

Мощность, Вт

Фары головного света:

лампа ближнего и дальнего света

АКГ24-75-70-1 (Н4)

75-70

лампа габаритного света

АМН-24-4

4

Противотуманные фары; проблесковые маяки

АКГ24-70

70

Задние фонари:

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

сигналы торможения

А24-21-3

21

Передние фонари:

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

Фонарь заднего хода

А24-21-3

21

Фонари автопоезда

А24-5-1

5

Плафон освещения кабины

А24-5-1, А24-21-3

5,21

Плафон вещевого ящика

АС24-5-1

5

Лампы освещения приборов

А24-2

2

Подкапотная лампа

А24-21-3

21

Переносная лампа

А24-21-3

21

Боковые повторители указателей поворота

А24-21-3

21

Контрольная лампа падения давления в системе смазки

А24-1,2

2

Контрольная лампа расхода топлива

А24-1,2

2

Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости

А24-1,2

2

Контрольная лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3

Задний контурный фонарь

А24-5-1

5

Боковой габаритный фонарь

Светодиоды

1,6

Задний противотуманный фонарь

А24-21-3

21

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Отсутствие заряда аккумуляторных батарей

Ослабление натяжения приводных ремней

Отрегулируйте натяжение ремней

Обрыв в цепи возбуждения генератора

Устраните обрыв

Повышенный шум при работе генератора

Ослабление крепления шкива

Подтяните крепление

Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)

Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера

Восстановите контакт

Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)

Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля

Обеспечьте надежность соединения

Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года

Замените моторное масло

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика

Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера

Восстановите контакт

Лампа не горит

Стряхивание или перегорание нити накала

Замените лампу

Обрыв цепи питания:

- сработал предохранитель;

- отсутствует контакт в штекерных соединениях;

- поломка переключателя

Устраните короткое замыкание,

- замените предохранитель;

- восстановите контакт;

- устраните неисправность

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры

Загрязнился рассеиватель или отражатель

Протрите рассеиватель, промойте отражатель

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала

Замените лампу

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

Восстановите контакт

При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправен предохранитель

Замените предохранитель

Обрыв в цепи питания

Устраните обрыв

Отклонение стрелки прибора влево от нуля

Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Устраните обрыв

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Устраните обрыв

Нет контакта в цепи питания

Восстановите контакт

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Устраните замыкание

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Отрегулируйте сигналы