Система облегчения пуска холодного двигателя (ЭФУ и предпусковой подогреватель)
Пуск двигателя Cummins в холодный период года с применением электрофакельного устройства осуществляется в соответствии с Руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя Cummins.
В холодный период года пуск двигателя КАМАЗ осуществляется с применением электрофакельного устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице.
Электрофакельное устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 5 до минус 20° С.
1. Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов в кабине нажатием кнопм контроля (для панели приборов ф. «КАМАЗ»).
2. Определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для первого включе ния ЭФУ оно должно быть:
- при положительной температуре воздуха - 50...70 с;
- при отрицательной температуре воздуха - 70...110 с.
При повторном включении ЭФУ время до заго рания контрольной лампы сокращается.
3. Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, по нагреву коллекторо; рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУ неработоспособно.
Параметры | Без применения ЭФУ | С применением ЭФУ | С предпусковым подогревателем |
1. Предельная температура надежного пуска, °С | минус 10 | минус 20 | минус 45 |
2. Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более | 8 | - 10 | 36 |
3. Вязкость (сорт) моторного масла, мм2/с, (сСт) | 4000 | 6000 | Зимнее, класс «8» ГОСТ 17479.1-85 |
4. Топливо по ГОСТ 305-82 | дизельное «3» минус 35 | дизельное «3» минус 45 | дизельное «А» |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ
Автомобили, в зависимости от моделей и комплектаций, комплектуются подогревателями моделей ПЖД-30,15.8106, 14 ТС-10, DBW ф. «WEBASTO» и др.
Автомобили с предпусковыми подогревателями моделей 14 ТС-10, DBW и др. комплектуются Руководствами по эксплуатации, прилагаемыми к автомобилю.
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ПЖД-30
Предпусковой подогреватель модели ПЖД-30 предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодный период времени.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При использовании подогревателя нужно помнить, что невнимательное обращение с ним, его неисправность, а также загрязнение двигателя и особенно масляного картера могут явиться причиной пожара. Запрещается пользоваться ПЖД в закрытых помещениях.
2. При прогреве двигателя обязательно надо присутствовать и следить за работой подогревателя.
3. Необходимо помнить, что топливный кран надо открывать только во время его работы, в остальное время кран должен быть закрыт. Нельзя отключать подогреватель прекращением подачи топлива (закрытием топливного крана).
4. Не допускается работа подогревателя без охлаждающей жидкости в его теплообменнике продолжительностью более 15с. Нельзя заполнять жидкостью прогретый теплообменник во избежание его повреждения; перед заливкой жидкости теплообменник подогревателя надо охладить.
5. В случае появления открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя нужно немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи и только после этого приступить к устранению неисправности.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Тип - ПЖД-30
Теплопроизводительность, кВт(ккал/ч) - 30 (26000)
Топливо - Применяемое для двигателя
Расход топлива, кг/ч - 4,2
Потребляемая электрическая мощность, Вт - 340
Время работы свечи, с, не более - 30
Подогреватель состоит из котла, теплообменника в сборе с горелкой, насосного агрегата, системы электроискрового розжига, системы дистанционного управления подогревателем.
Теплообменник подогревателя состоит из двух связанных между собой полостей: жидкостной полости и газохода.
Насосный агрегат состоит из жидкостного насоса, воздушного нагнетателя (вентилятора) и топливного насоса, приводимых в действие от одного электродвигателя. Жидкостной насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости между подогревателем и двигателем. Вентилятор предназначен для подачи воздуха в горелку. Топливный насос шестеренного типа предназначен для подачи топлива под давлением к форсунке подогревателя.
Система электроискрового розжига предназначена для создания искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Она состоит из искровой свечи, транзисторного коммутатора с катушкой зажигания.
Система дистанционного управления состоит из переключателя управления, контактора и соединительных проводов.
Подогреватель приводится в действие с помощью переключателя управления (см. рис. УправлениеПЖД-30 , раздел «Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы»), который имеет четыре положения:
0 - все выключено;
I - включены электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и электроискровая свеча;
II - включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный топливный клапан;
III - включен электродвигатель насосного агрегата (режим продувки).
При необходимости, в зависимости от температуры окружающей среды, электронагреватель включается кнопочным выключателем (см. рис. УправлениеПЖД-30) путем удержания его в нажатом состоянии в течение следующих временных интервалов:
- 60 с при температуре окружающего воздуха минус 40°С;
- 90 с при температуре окружающего воздуха минус 50°С
Установка предпускового подогревателя ПЖД-30:1 - электромагнитный клапан; 2 - теплообменник с горелкой; 3 - заливная воронка; 4 - двигатель; 5 - топливный бачок; 6 - передняя поперечина рамы; 7 - насосный агрегат; 8 - топливный кран.
Схема электрооборудования предпускового подогревателя ПЖД-30:1 - свеча искровая; 2 - коммутатор; 3 - электродвигатель насоса ПЖД; 4 - клапан электромагнитный; 5 - нагреватель топлива; 6 - блок предохранителей; 7 - переключатель подогревателя; 8 - кнопка включения нагревателя топлива; 9 - контактор;10 - переключатель с табличкой.
Схема работы предпускового подогревателя ПЖД-30:1 - картер двигателя; 2 - насосный агрегат; 3 - труба для отвода газов; 4 - теплообменник подогревателя; 5 - воздухопровод к горелке подогревателя; 6 - труба для подвода жидкости из подогревателя в блок; 7, 11 - трубы для отвода жидкости из блока в подогреватель; 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 9 - топливная подводящая трубка к насосу низкого давления; 10 - топливная сливная трубка; 12 - ручной топливоподкачивающий насос; 13 - жидкостной насос двигателя; 14 - топливный бачок подогревателя; 15 - топливный кран подогревателя; 16 - топливная подводящая трубка к топливному насосу подогревателя.
Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя подает топливо из бачка 14 (См. рис. Схема работы предпускового подогревателя ПЖД-30), которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки теплообменника подогревателя. Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в теплообменнике 4 охлаждающую жидкость. Продукты сгорания топлива через трубу 3 направляются под масляный картер 1 двигателя и нагревают в нем масло.
Топливо очищается фильтрами, установленными в электромагнитном клапане и форсунке. Топливо для подогревателя поступает из специального топливного бачка, который заполняется автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен с помощью топливоподкачивающего ручного насоса.
Расход топлива регулируется с помощью редукционного клапана, размещенного на топливном насосе. При эксплуатации предпускового подогревателя нужно следить, чтобы не было течи охлаждающей жидкости и топлива в соединениях топливных трубок, шлангов и кранов. Соединения топливных трубок с подогревателем должны быть герметичны, так как подсос воздуха в систему питания не допускается. Наличие воздуха или течь в системе питания топливом подогревателя приводит к ненадежной работе и произвольной остановке подогревателя.
Работа подогревателя с открытым пламенем на выпуске недопустима.
Нормальная работа подогревателя определяется по равномерному гулу в теплообменнике и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени. При необходимости надо отрегулировать расход топлива редукционным клапаном топливного насоса, для чего необходимо выполнить следующее:
- отвернуть колпачковую гайку на топливном насосе;
- ослабить контргайку регулировочного винта;
- поворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулировать режим работы подогревателя.
По окончании регулировки надо застопорить регулировочный винт контргайкой и навернуть колпачковую гайку.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулировать подачу топлива рекомендуется при температурах окружающего воздуха ниже нуля.
После мойки автомобиля или преодоления брода в холодный период времени года нужно удалить воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3-4 мин. (поставить переключатель в положение III).
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ ПЖД-30
Пуск необходимо производить в следующем порядке:
1. Включить выключатель аккумуляторных батарей.
2. Открыть кран на топливном бачке подогревателя (см. рис. Установка предпускового подогревателяПЖД-30) в разделе "Система облегчения пуска холодного двигателя (ЭФУ и предпусковой подогревателъ)" заполнить систему питания подогревателя топливом, сделав несколько качков ручным топливоподкачивающим насосом (см. рисунки).
3. Установить ручку переключения подогревателя в положение III и нажать кнопку электронагревателя (см. рис. Панель приборов cb. «КАМАЗ») на время в зависимости от температуры окружающего воздуха: 60с при температуре до минус 40°С; 90с - до минус 50°С.
4. Перевести переключатель в положение I и удерживать его в этом положении (не более 30с) до появления в теплообменнике характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось.
5. Отпустить переключатель, который автоматически займет положение II; продолжающийся ровный гул в теплообменнике свидетельствует о том, что режим работы подогревателя устойчивый.
При неудавшемся пуске подогревателя нужно перевести переключатель в положение 0 и через 1 мин. повторить пуск. Если после двух попыток с переключением в положение I на 30с, с интервалами между попытками 1 мин. подогреватель не начал работать, то надо найти неисправность и устранить её.
Когда жидкость в системе охлаждения двигателя прогреется до 70-80°С, надо прекратить подачу топлива, установив переключатель в положение III. Затем через 15-20с (после полного прекращения шума пламени в котле) нужно перевести переключатель в положение 0 и закрыть кран топливного бачка подогревателя.
После этого нужно пустить двигатель, нажав до упора на педаль сцепления.
Пуск двигателя с помощью ПЖД-30 при заполнении системы охлаждения водой:
1. Подготовить 35-40л мягкой воды без механических примесей.
2. Закрыть жалюзи радиатора, кран отопителя кабины и поднять кабину.
3. Снять пробки расширительного бачка и воронки подогревателя. Закрыть все краны сливных отверстий. Если краны замерзли, закрыть их в процессе прогрева двигателя после того, как из кранов начнет вытекать вода.
4. До начала заполнения системы охлаждения водой произвести пробный пуск подогревателя и после 10-15с работы выключить его.
5. Через воронку залить в теплообменник подогревателя 2 л воды и сразу же включить подогреватель.
6. Немедленно после начала работы подогревателя залить дополнительно 4 л воды и завернуть пробку воронки.
В случае неудачного пуска подогревателя или его самопроизвольном останове надо повторить пуск, а при отказе немедленно слить воду из системы.
Когда двигатель прогреется до температуры, соответствующей температуре открытия клапанов термостатов (на что будет указывать появление пара из заливной горловины расширительного бачка), нужно заполнить систему охлаждения до полного объёма ( до течи воды через контрольный краник) через горловину расширительного бачка, после чего закрыть горловину пробкой.
После окончания заправки системы охлаждения водой следует опустить кабину и дать подогревателю поработать до прогрева двигателя, а затем выключить подогреватель и закрыть кран топливного бачка подогревателя и пустить двигатель.
При работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала надо открыть кран отопителя кабины и после заполнения системы отопления горячей водой долить воду в расширительный бачок до 2/3 его объёма.
Техническое обслуживание подогревателя состоит из ежедневного и сезонного технического обслуживания.
Ежедневное техническое обслуживание подогревателя выполняется во время отопительного сезона. При ежедневном техническом обслуживании необходимо выполнить следующие операции:
- проверить отсутствие подтекания топлива и охлаждающей жидкости после пуска подогревателя и при работе двигателя автомобиля;
- проверить надежность крепления электрических соединений;
- проверить затяжку резьбовых соединений крепления подогревателя.
При сезонном техническом обслуживании следует выполнить следующие операции:
- отключить выключатель массы;
- очистить наружные поверхности котла подогревателя от пыли и грязи;
- снять электросвечу, очистить ее от нагара и копоти;
- снять горелку, очистить жаровую трубу от нагара и копоти, промыть чистой водой. Особенно тщательно прочистить и промыть завихритель;
- удалить металлической щеткой нагар и сажу из газохода теплообменника, промыть его теплой водой и керосином;
- промыть чистой теплой водой жидкостную полость теплообменника. Подачу воды осуществлять через патрубок подвода жидкости, слив- через патрубок отвода жидкости. Промывку осуществлять до появления на сливе чистой воды;
- проверить герметичность теплообменника давлением жидкости 2 кгс/см2. Подтекание жидкости не допускается;
- проверить герметичность топливного и жидкостного насосов насосного агрегата. При необходимости заменить сальник нагнетателя ПЖД 30-1015240 и сальник топливного насоса ПЖД 30-1015258.
Независимо от пробега автомобиля и времени года необходимо каждый месяц включать подогреватель на 5...10 минут
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ 15.8106
Предпусковой подогреватель модели 15.8106 предназначен для разогрева холодного двигателя и для кратковременного (не более 3 часов) автоматического поддержания теплового состояния двигателя и кабины, независимо от работы дизельного двигателя.
Эксплуатация подогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 65°С при относительной влажности до 80% при температуре плюс 15°С.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При пользовании подогревателем следует помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности могут послужить причиной пожара.
2. Использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя категорически запрещается.
3. Запрещается включение подогревателя без топлива.
4. Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывом цепи электродвигателя вентилятора.
5. При работающем подогревателе запрещается открывать горелку.
6. Открывание горелки допускается только после отключения электропитания подогревателя и окончания цикла продувки, о чем свидетельствует остановка электродвигателей насоса и вентилятора. При закрывании горелки необходимо надежно затянуть гайки на откидных болтах.
7. При частой езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно прочищать патрубки поступления воздуха для горения и для выхода отработанных газов. В летнее время систему воздухозабора желательно закрыть.
8. В местах заправки автомобиля топливом подогреватель должен быть отключен.
9. При выполнении электросварочных работ на автомобиле необходимо разъединить шестиштекерную колодку на блоке управления подогревателя (для защиты электронного блока управления).
10. Провода питания подогревателя должны быть непосредственно соединены с клеммами аккумуляторной батареи, минуя выключатель АКБ.
11. Запрещается эксплуатация подогревателя с неисправностями, вызывающими пожарную опасность.
12. Автомобиль, оборудованный подогревателем, должен иметь огнетушитель.
13. Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.
14. После окончания работы закрыть топливный кран.
Предпусковой подогреватель: 1 - блок управления; 2 - электродвигатель постоянного тока; 3 - всасывающий патрубок; 4 - муфта; 5 - вентилятор;6 - подшипник; 7 - зубчатая передача; 8 - топливный насос; 9 - электромагнитный клапан; 10 - корпус форсунки; 11 - форсунка; 12 - электрод зажигания; 13 - держатель электродов; 14 - перепускной клапан; 15 - индикатор пламени; 16 - диск; 17 - трубка подвода топлива; 18 - трубка отвода топлива; 18 - теплообменник; 20 - завихритель; 21, 22 - трубы теплообменника; 23 - патрубок для выхода отработавших газов; 24 - патрубок «входа»; 25 - патрубок «выхода»; 26,27 - кронштейны подогревателя; 28 - источник питания высоковольтный; 29 - термопредохранитель; 30,31 - датчики для управления работой подогревателя
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Модель..................................................15.8106
Теплопроизводительность кВт(ккал/ч)....11,6 (10000)
Топливо.............................................Дизельное
Расход топлива, кг/ч......................................1,25
Номинальное напряжение, В..............................24
Рабочее напряжение, В.................................20-30
Потребляемая мощность (без насоса), Вт..............70
Насос...................электрический циркуляционный
Производительность насоса при противодавлении
0,015 МПа, л/час, не менее.............................1600
Потребляемая мощность, Вт, не более..................46
Предпусковой подогреватель модели 15.8106 устанавливается на передней поперечине рамы и состоит из следующих функциональных блоков:
- собственно подогреватель;
- электродвигатель с насосом;
- топливный фильтр;
- таймер - часы;
- электронный терморегулятор или
- таймер-терморегулятор, который устанавливается в некоторых комплектациях автомобилей вместо таймера-часов и электронного терморегулятора.
Подогреватель содержит теплообменник 19 (см. рис. Предпусковой подогреватель) и откидывающуюся горелку.
Теплообменник сварной с "рубашкой”, внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость - теплоноситель. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания с завихрителем 20. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки 24, 25 входа и выхода подогреваемой жидкости, патрубок 23 для выхода отработавших газов.
На теплообменнике под кожухом установлены термопредохранитель 29 и датчики температур 30 и 31, которые контролируют температуру жидкости в системе подогревателя и кабины автомобиля.
Датчик 30 контролирует температуру жидкости от (48±5)°С до (70±3)°С, датчик 31 - от (40±3)°С до (30±5)°С (поддерживает тепловой режим в кабине автомобиля).
Термопредохранитель отключает подогреватель при достижении максимально допустимой температуры жидкости в теплообменнике (103±5)°С (при выходе из строя датчика 30, отсутствия воды в системе и т.д.).
Горелка состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 15 и двух электродов зажигания 12. Горелка служит для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима подогреваемой среды.
Вентилятор с пластмассовой крыльчаткой и электродвигателем 2 постоянного тока предназначен для создания потока воздуха.
Топливный насос 8 шестеренный, предназначен для подачи топлива к форсунке под давлением. Привод насоса от электродвигателя 2 через зубчатую передачу 7. Форсунка 11 распыляет подаваемое топливо. Для повышения надежности работы форсунки перед распылителем устанавливается фильтр из спеченной бронзы.
Электромагнитный клапан 9 управляет подачей топлива от топливного насоса к форсунке по команде блока управления, в зависимости от режимов работы подогревателя.
Индикатор пламени 15 установлен на диске 16 в непосредственной близости от форсунки и пламени и подает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая его.
Установка электродов зажигания по шаблону
Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают розжиг подогревателя за счет искры между ними, образующейся при подаче высокого напряжения от источника 28 питания.
Горелка закреплена к теплообменнику откидными болтами и обеспечивает доступ к ее элементам при монтаже и обслуживании. Горелка защищена пластмассовым кожухом, на котором закреплен источник 28 высокого напряжения и всасывающий патрубок 3 для забора воздуха.
Схема подключения подогревателя к системе отопления кабины и охлаждения двигателя
Установка электродов зажигания осуществляется по шаблону, как показано на рис. Установка электродов зажигания по шаблону.
Циркуляционный насос установлен на передней поперечине и предназначен для прокачивания охлаждающей жидкости через подогреватель.
Схема подключения подогревателя к системе отопления кабины и охлаждения двигателя и (см. рисунок) позволяет оптимально использовать тепловую энергию подогревателя за счет создания различных контуров циркуляции теплоносителя.
При работе подогревателя топливо насосом подается под давлением форсунке. Излишки топлива от топливного насоса поступают снова в бачок подогревателя. Схема питания топливом подогревателя показана на одноимённом рисунке.
При необходимости, в зависимости от температуры окружающей среды, электронагреватель включается кнопочным выключателем, расположенным на панели выключателей, путем удержания его в нажатом
Схема питания подогревателя топливом состоянии в течение следующих временных интервалов:
- 90 с при температуре окружающего воздуха минус 25°С;
- 120 с при температуре окружающего воздуха минус 45°С.
Электрическая схема подогревателя приведена на одноименном рисунке.
Электрическая схема подогревателя: 1 - котел подогревателя; 2 - блок управления; 3 - электродвигатель насоса; 4 - таймер; 5 - реле; 6 - терморегулятор; 7, 8 - предохранители 10А; 9 - диод с защитным корпусом; 11, 12 - электродвигатели отопителя; 13 - переключатель электродвигателей отопителя; 14 - выключатель; 15 - нагреватель топлива; А - к предохранителю; Б, В - к аккумуляторным батареям
Электродвигатель с насосом (циркуляционный насос) предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения и подогревателе.
Топливный фильтр со встроенным нагревателем топлива предназначен для фильтрации топлива, поступающего в подогреватель и его подогрева при необходимости.
Таймер - часы предназначен для автоматического включения подогревателя в заданное время либо в любое время непосредственно водителем.
На лицевой панели таймера - часов расположены:
- органы управления таймера - часов кнопки «СБРОС», «ПОДОГРЕВ», «ТАЙМЕР», «МИНУТЫ», «ЧАСЫ», «ИНДИКАЦИЯ»;
- цифровое табло;
- индикаторы «Подогрев» (зеленый цвет), «Таймер» (красный цвет), «Нагрев форсунки» (красная точка в правом нижнем углу цифрового табло).
При подключении таймер-часов к бортовой сети автомобиля загорается его табло, начинается ход часов, происходит индикация мигающей точкой, расположенной в нижней части табло между разрядами часов и минут.
Цифровое табло постоянно светится при напряжении бортовой сети свыше 27,2 В, что считается нештатным режимом работы.
Электронный терморегулятор предназначен для задания необходимого температурного режима в кабине, включения и выключения электродвигателей отопителя автомобиля в зависимости от температуры воздуха в кабине при заданном температурном режиме.
Задание температурного режима осуществляется установкой ручки терморегулятора в нужный температурный режим.
Таймер - терморегулятор, совмещающий функции таймера-часов и электронного терморегулятора, устанавливается в некоторых комплектациях автомобилей.
На лицевой панели таймера-терморегулятора расположены:
- органы управления таймера - кнопки «ТАЙМЕР», «ЧАСЫ», «ВЫБОР ТРЕБУЕМОГО ПАРАМЕТРА», «ПРОГРЕВ»;
- цифровое табло;
- ручка терморегулятора;
- датчик температуры воздуха в салоне автомобиле;
- светодиод, свидетельствующий о включении электродвигателя вентилятора отопителя.
РАБОТА ПОДОГРЕВАТЕЛЯ С ТАЙМЕРОМ-ЧАСАМИ
Установка текущего времени на табло таймера-часов.
Кнопка «ИНДИКАЦИЯ» изначально находится в положение «ОТСЧЕТ». Цифровое табло засветится и будет светиться 5...10 секунд после установки времени.
Кнопками «ЧАСЫ», «МИНУТЫ» установите на цифровом табло текущее время.
ВКЛЮЧЕНИЕ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
Включение автоматически в заданное время производите в следующем порядке:
- откройте топливный кран;
- проверьте соответствие времени, установленному на табло таймер-часов, текущему времени, нажав одну из кнопок: «ИНДИКАЦИЯ», «ЧАСЫ», «МИНУТЫ»;
- при необходимости установите текущее время, как указано выше;
- установите кнопку «ИНДИКАЦИЯ» в положение «ИНТЕРВАЛ»;
- кнопками «ЧАСЫ», «МИНУТЫ», установите время включения подогревателя;
-нажмите кнопку «ТАЙМЕР», при этом начнет мигать красный индикатор. При совпадении текущего и заданного времени таймер выдает сигнал на включение подогревателя. Мигание красного индикатора прекратится, он начнет гореть непрерывно в момент выдачи таймером сигнала на включение подогревателя и до окончания его работы.
Время работы подогревателя при включении его таймером составляет 55-75 минут.
При включении непосредственно водителем:
- откройте топливный кран питания подогревателя;
- включите подогреватель, для чего нажмите кнопку «ПОДОГРЕВ». Таймер выдаст сигнал на включение подогревателя независимо от того, в каком режиме до этого он находился. Время работы подогревателя при включении его кнопкой «ПОДОГРЕВ» ограничивается самим водителем.
При любом режиме включения подогревателя после выдачи таймером сигнала на его включение, вначале происходит нагрев форсунки электронагревателем. При этом загорается индикатор «НАГРЕВ ФОРСУНКИ». Через 100+3 сек. нагреватель форсунки выключится и включится блок управления подогревателя. Красный индикатор перейдет из мигающего режима в режим постоянного горения и загорится зеленый индикатор «ПОДОГРЕВ».
При низких температурах окружающего воздуха загустевшее дизельное топливо можно подогреть, включив кнопочным выключателем электронагреватель, встроенный в топливный фильтр подогревателя.
Время работы электронагревателя определяется длительностью удержания кнопочного выключателя в нажатом состоянии и находится в пределах от 90 сек., при температуре окружающего воздуха минус 25°С и до 120 сек при температуре воздуха минус 45°С.
ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ Для выключения подогревателя нажмите кнопку «СБРОС», при этом прекращается процесс подготовки подогревателя к работе на любой стадии.
Кнопку «СБРОС» необходимо нажать и при несрабатывании одного из индикаторов таймера. Вновь запускать процесс подготовки подогревателя к работе возможно только после установления причины несрабатывания индикатора.
Закройте кран подачи топлива.
РАБОТА ПОДОГРЕВАТЕЛЯ С ТАЙМЕРОМ - ТЕРМОРЕГУЛЯТОРОМ
Установка текущего дня недели:
- нажмите на кнопку «ЧАСЫ», при этом на цифровом табло появится надпись «ЧС-1». Нажимая на кнопки «ВЫБОР ТРЕБУЕМОГО ПАРАМЕТРА» «», установите текущий день недели. Изменяющиеся цифры от 1 до 7 означают порядковый номер дня недели от понедельника до воскресенья; Установка текущего времени: нажмите на кнопку «ЧАСЫ», при этом на цифровом табло появится надпись «0.00» (разряд часов мигает). Нажимая на кнопки «» установите текущий час;
- нажмите на кнопку «ЧАСЫ», начнут мигать разряды минут. Текущие минуты установите аналогично установке часов (см. выше);
- еще раз нажав на кнопку «ЧАСЫ», перейдете в режим хода часов. Если не нажать на кнопку в течение 15с, таймер переходит в этот режим автоматически.
ВКЛЮЧЕНИЕ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
- откройте топливный кран;
- для установки дня недели и времени включения подогревателя:
- нажмите на кнопку « Т» (таймер), при этом на цифровом табло появится надпись «П1-0». Нажимая на кнопки «» установите необходимый день недели. Изменяющиеся цифры от 1 до 7 означают порядковый номер дня недели от понедельника до воскресенья, цифра 0 означает, что таймер не активизирован, цифра 8 означает ежедневное включение подогревателя в заданное время. Нажимая на кнопку «Т» и кнопки «», установите часы и минуты включения подогревателя аналогично установке текущего времени (см. выше);
- нажмите на кнопку « Т», при этом на цифровом табло появится надпись «П2-0». День недели и время срабатывания второй программы на включение подогревателя, переход в режим хода часов устанавливаются аналогично установке текущего времени (см. выше).
Индикация активизации первого и второго таймеров осуществляется включением соответственно верхней и нижней точки в левом верхнем углу цифрового табло.
При включении непосредственно водителем:
- откройте топливный кран питания подогревателя;
- нажмите на кнопку «Прогрев» (крайняя правая кнопка), при этом загорается индикатор включения нагрева форсунки, а на цифровом табло идет обратный отсчет времени работы нагревателя форсунки. Нажимая на кнопки «» можно уменьшить или увеличить время работы нагревателя форсунки. По истечении этого времени подается сигнал ПУСК на блок управления.
ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
Для выключения подогревателя нажмите кнопку «ПРОГРЕВ».
Закройте кран подачи топлива.
РАБОТА ПОДОГРЕВАТЕЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ
ПРИ РАЗОГРЕВЕ ДВИГАТЕЛЯ
Штатный режим работы
После выдачи таймером сигнала на включение подогревателя осуществляется разогрев форсунки электронагревателем в течение 1-2 минут.
В дальнейшем возможны два варианта продолжения работы подогревателя в зависимости от теплового состояния двигателя.
Двигатель холодный - температура охлаждающей жидкости ниже 43-53°С, контакты температурного датчика подогревателя замкнуты. Включаются электродвигатель циркуляционного насоса и электродвигатель вентилятора подогревателя. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать в системе охлаждения двигателя и подогревателя, в подогревателе вентилятором создается воздушный поток, работает топливный насос подогревателя. Однако топливный электромагнитный клапан закрыт, и топливо не поступает к форсунке. Примерно через 20 секунд автоматически включается высоковольтный источник напряжения и топливный электромагнитный клапан, топливо подается к форсунке, между ее электродами появляется искра, топливо воспламеняется.
При устойчивом горении топлива по сигналу индикатора пламени отключается высоковольтный источник.
Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет значения срабатывания температурного датчика (67-73°С), контакты которого размыкаются. При этом топливный электромагнитный клапан обесточивается, подача топлива и горение прекращаются. Однако в течение еще порядка полутора минут электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора подогревателя будут продолжать работать. Затем отключится электродвигатель вентилятора, значит подогреватель остыл до безопасной температуры. Электродвигатель циркуляционного насоса продолжает работать, охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя.
При снижении температуры охлаждающей жидкости до пределов срабатывания датчика температуры (43-53°С), его контакты снова замкнутся, и цикл работы подогревателя повторится.
Двигатель теплый - температура охлаждающей жидкости выше верхнего порога срабатывания температурного датчика (67-73°С), контакты датчика разомкнуты. Выключится только электродвигатель циркуляционного насоса, температура охлаждающей жидкости снизится до нижнего порога срабатывания датчика температуры (43-53°С), и работа подогревателя продолжается в порядке, изложенном выше.
При установке таймера-часов.
Нештатный режим работы - розжиг не произошел, либо горение прекратилось раньше времени.
Розжиг может не произойти по причине отсутствия топлива, его подачи к форсунке, из-за разомкнутого состояния контактов термопредохранителя на теплообменнике.
При отсутствии розжига, высоковольтный источник напряжения и топливный электромагнитный клапан находятся включенными не более 10 секунд, после чего они автоматически отключаются, а через 150 секунд отключаются и электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора подогревателя. Подогреватель полностью отключен.
В случае срыва пламени включается на 10 секунд высоковольтный источник для возобновления его горения и если розжиг не произойдет, подогреватель отключается в порядке, изложенном выше.
Для повторного включения подогревателя необходимо вначале выключить его, нажав кнопку «СБРОС», устранить неисправности, а затем снова включить нажатием кнопки таймера «ПОДОГРЕВ».
Аварийные режимы - если температура жидкости превысит 103±5°С, что возможно в случае отказа датчика температуры, то разомкнутся контакты термопредохранителя, при этом отключается топливный клапан и горение прекращается. Необходимо определить и устранить причину дефекта и только после этого и остывания термопредохранителя до плюс 30°С замкнуть его контакты нажатием на кнопку, расположенную на корпусе термопредохранителя, и снова включить подогреватель.
При выдаче таймером сигнала на включение подогревателя, предусмотрены следующие блокировки его включения:
- при напряжении в цепи питания ниже 18В, электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора подогревателя в работу включатся, однако розжига не произойдет, и через 150 секунд после включения электродвигатели отключатся;
- при отсутствии циркуляции охлаждающей жидкости, т.е. цепь электродвигателя циркуляционного насоса разомкнута, то электродвигатель вентилятора включится в работу один, однако розжига не произойдет и через 150 секунд электродвигатель вентилятора подогревателя отключится;
- при разомкнутых контактах термопредохранителя электродвигатели включатся в работу, однако электромагнит, открывающий доступ топлива к форсунке, не включится, и розжиг не произойдет.
При выключении подогревателя по одной из причин, гаснет индикатор «ПОДОГРЕВ» на табло индикатора. При этом следует учитывать, что при выключении подогревателя по любой из причин, выключение электродвигателей циркуляционного насоса и вентилятора произойдет только через 150 секунд, что обеспечивает охлаждение теплообменника. В течение этого времени нельзя пытаться обесточить подогреватель, так как это приведет к преждевременному отключению электродвигателей, что может вызвать чрезмерное возрастание температуры внутри подогревателя, и как следствие, его поломку.
При установке таймера-терморегулятора.
При появлении неисправности или аварийного режима работы подогревателя таймер отображает код неисправности. Например, Е-01, где 01 - порядковый номер неисправности (см. этикетку на корпусе блока управления). Для сброса кода неисправности повторно нажмите на кнопку «Прогрев», при этом сигнал «ПУСК» снимется с блока управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ - ТАБЛИЦА КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Е-01 Сбой при пуске подогревателя с автоматическим повторным запуском.
Е-02 Отсутствие розжига пламени.
Е-03 Напряжение питания ниже нормы.
Е-04 Неисправность цепи индикатора пламени.
Е-05 Неисправность цепи высоковольтного источника.
Е-06 Дефект датчика температуры.
Е-07 Неисправность цепи электромагнитного клапана.
Е-08 Неисправность цепи электродвигателя подогревателя.
Е-09 Неисправность цепи жидкостного насоса.
Е-10 Напряжение питания выше нормы.
Е-20 Отсутствие связи с блоком управления подогревателем.
РЕЖИМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ВНУТРИ КАБИНЫ
Установка режима электронным терморегулятором или таймером-терморегулятором
Для установки режима автоматического поддержания теплового состояния внутри кабины необходимо:
- включить выключатель массы;
- установить ручку терморегулятора на нужную температуру.
Работа в режиме автоматического поддержания теплового состояния внутри кабины
Поворотная ручка для установки необходимого температурного режима внутри кабины находится на электронном терморегуляторе, который установлен в кабине или на лицевой панели таймера - терморегулятора.
Терморегулятор будет включать-выключать электродвигатели вентилятора отопителя в зависимости от температуры воздуха в кабине.
Работа терморегулятора возможна при достижении температуры охлаждающей жидкости свыше 30-40 ±3°С. Это состояние охлаждающей жидкости контролирует датчик температуры.
Для таймера - терморегулятора о включении электродвигателя вентилятора отопителя свидетельствует загоревшийся светодиод, расположенный рядом с ручкой терморегулятора.
Неисправность | Возможная причина | Метод устранения |
Замыкание свечи на массу. | Замените неисправную свечу. | |
Замыкание спирали термореле на массу. | Замените термореле. | |
Перегорание спирали термореле. | Замените термореле, проверьте свечи. | |
Перегорание одной из свечей. | Замените неисправную свечу. | |
Негерметичность системы питания двигателя топливом на участке «топливный бак - подкачивающий насос» | Устраните негерметичность. | |
Заедание клапана жиклера фильтра тонкой очистки топлива в открытом положении | Разберите клапан, устраните заедание | |
Засорение фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива. | Замените фильтрующие элементы. | |
Ослабло крепление дозирующего узла свечи. | Подтяните гайку (см рисунок) | |
Разряжены аккумуляторные батареи. | Снимите батареи и передайте их для зарядки |
Причина неисправности | Способ устранения |
Подогреватель не пускается | |
Отсутствует напряжение в цепи питания подогревателя | Проверьте предохранители, электропровода, полярность подсоединения |
Неисправен коллектор или щетки электродвигателя вентилятора | Замените электродвигатель или щетки |
Обрыв цепи электродвигателя циркуляционного насоса | Проверьте работу насоса подсоединением его непосредственно к аккумуляторной батарее |
Отсутствует розжиг, блок управления автоматически выключается | |
Недостаток топлива | Залейте топливо |
Топливо застыло в трубопроводах (при низкой температуре) | Залейте рекомендуемое топливо. Продуйте трубопроводы, прочистите фильтр |
Топливный насос не подает топливо | Проверьте привод, замените насос |
Электромагнитный клапан не открывается | Проверьте электроподсоединения клапана, замените электромагнитный клапан. Проверьте термопредохранитель (нажмите его кнопку) |
Засорилась форсунка | Прочистите топливный фильтр, замените распылитель форсунки |
Отсутствует напряжение зажигания | Проверьте электропровода и штекерные соединения. Замените блок управления. Замените высоковольтный источник напряжения |
Отсутствует напряжение зажигания | Проверьте электропровода и штекерные соединения. Замените блок управления. Замените высоковольтный источник напряжения |
Неплотность трубопроводов (насос всасывает воздух) | Подтяните соединения топливопроводов |
Неправильно установлены электроды зажигания | Отрегулируйте зазоры между электродами и форсункой |
Слишком много воздуха для горения | Отрегулируйте подачу воздуха заслонкой воздухозаборного патрубка |
Подогреватель не обеспечивает качественное горение | |
Избыток топлива, плохой распылитель форсунки, засорение форсунки (топливо подается под углом) | Прочистите форсунку, замените распылитель форсунки |
На выхлопе образуется сажа | |
Недостаток воздуха для горения (подогреватель «густо» дымит) | Прочистите всасывающий воздушный патрубок. Отрегулируйте положение заслонки воздухозаборника, зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора |
Плохой распыл воздуха | Отрегулируйте давление перепускного клапана насоса |
Низкое число оборотов электродвигателя вентилятора (пониженное напряжение на электродвигателе или изношенные щетки) и повреждения в двигателе | Устраните пониженное напряжение, замените щетки, замените электродвигатель |
Выпускной патрубок для отработавших газов погнут или смещен, забит сажей, грязью | Исправьте или очистите выпускной патрубок. Прочистите теплообменник (жаровую трубу и внутреннюю трубу теплообменника) |
Образуется голубой дым | |
Недостаток топлива. Забита форсунка или фильтр | Прочистите или замените форсунку. Прочистите фильтр |
Слишком много воздуха для горения | Отрегулируйте положение заслонки воздухозаборника |
Подогреватель отключается от термопредохранителя | |
Недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения | Заполните систему циркуляции охлаждающей жидкости и устраните воздушные пробки |
Неисправен выносной термостат | Замените термостат |
Отсутствует или мала циркуляция охлаждающей жидкости | Проверьте правильность подключения жидкости и исправность циркуляционного насоса |
Теплопроизводительность подогревателя недостаточна | |
В камере сгорания и теплообменнике сажа | Прочистите камеру сгорания и теплообменник |
В теплообменнике образовалась накипь | Удалите накипь |
При работе подогреватель сильно шумит | |
Крыльчатка вентилятора задевает за корпус. Неисправен топливный насос | Отрегулируйте зазор между корпусом и крыльчаткой и закрепите ее. Замените насос |
Неисправность | Возможная причина | Метод устранения |
При пуске подогревателя не вращается вал электродвигателя насосного агрегата (срабатывает предохранитель) | Примерзание крыльчатки вентилятора Забивание грязью крыльчатки воздухо нагнетателя | Подогрейте корпус вентилятора и жидкостный насос Очистите воздухонагнетатель от грязи, промойте и продуйте сжатым воздухом, высушите |
Отсутствие искры на ктродах свечи | Отсутствие напряжения на выводах проводов, подводящих ток низкого напряжения к индукционной катушке Не работает индукционная катушка Не работает искровая свеча | Определите место повреждения электрической цепи и устраните неисправность Замените катушку Замените свечу |
Не работает электронагреватель топлива | Замыкание провода на массу Отсутствие напряжения на выводе питания нагревателя Не работает нагревательный элемент | Устраните замыкание Подтяните контакты, при необходимости замените реле Замените нагревательный элемент |
Отсутствует или недостаточна подача топлива к форсунке | Засорение форсунки Засорение топливного фильтра в электромагнитном клапане | Разберите и промойте форсунку бензином или ацетоном Промойте и продуйте сжатым воздухом, при необходимости замените фильтра |
Появляется дым или наблюдается открытое пламя | Не срабатывает электромагнитный клапан (нет щелчка при переводе переключателя в положение П) Недостаточное давление топлива, подаваемого насосом Наличие воздуха в топливной магистрали Не работает электродвигатель насосного агрегата, недостаточна частота вращения электродвигателя Загустевшее топливо не поступает в насос из бачка Неправильно отрегулирована подача топливного насоса Мала частота вращения вала электродвигателя Образование нагара в камере сгорания и теплообменнике подогревателя | Проверьте исправность цепи, подводящей к клапану, и затяжку выводов, при необходимости затяните их Отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса Устраните подсос воздуха Проверьте цепи электродвигателя; проверьте затяжку наконечников на выводах (напряжение на выводах электродвигателя должно быть не ниже 22 В) Замените топливо в соответствии с сезоном Уменьшите расход топлива, отрегулировав редукционный клапан на топливном насосе Проверьте напряжение на выводах электродвигателя, подзарядите аккумуляторную батарею; проверьте исправность электродвигателя, отсутствие инородных частиц в воздухонагнетателе Удалите нагар и продуйте камеру сгорания и теплообменник сжатым воздухом |