Назад

Подвеска

Подвеска

Подвеска автомобиля воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и повышения устойчивости при движении в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Передняя подвеска (рис. 4-5) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 11 работающих совместно с двумя амортизаторами 8 двухстороннего действия для автомобилей с колесной формулой 4x4 и четырех продольных полуэллиптических рессор работающих совместно с четырьмя амортизаторами двухстороннего действия для автомобилей с колесной формулой 8x8.

Рис. 4-5. Подвеска передняя: 1, 32 - кронштейн передний рессоры передний; 2 - буфер передней рессоры; 3, 18 - лонжерон рамы; 4 - втулка буфера; 5, 25 - кронштейн амортизатора верхний; 6 - палец крепления амортизатора; 7 - втулка крепления амортизатора; 8 - амортизатор передней подвески; 9, 20 - буфер дополнительный; 10 - кронштейн передней рессоры задний; 11 - рессора передняя; 12 - кронштейн амортизатора нижний; 13 - картер моста; 14 - гайка стремянки; 15 - стремянка передней рессоры; 16 - хомут рессоры; 17 - ушко; 19 - накладка рамы наружная; 21 - кронштейн буфера; 22 - кронштейн передний рессоры задний; 23 - вкладыш; 24 - кронштейн средней рессоры передний; 26 - кронштейн средней рессоры задний; 29 - масленка; 30 - палец ушка; 31 - втулка ушка передней рессоры; 33 - болт стяжной, а) - рама автомобилей с колесной формулой 4x4 и 6x6; б) - рама автомобилей с колесной формулой 8x8.

Передние концы передних рессор с помощью отъемных ушков 17 и пальцев 30 прикреплены к передним кронштейнам рессоры. Внутри отъемных ушков установлены втулки 31 из гроднамида, повышающие износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор опираются на опоры.

Амортизаторы 8 верхними проушинами прикреплены к кронштейнам на раме, а нижней - к кронштейнам 12 на мостах.

Задняя подвеска автомобилей (рис. 4-6) - на двух одиннадцатилистовых рессорах 11. Все листы рессоры 11 прямоугольного сечения, размер коренных листов 12x90 мм, остальных - 14x90 мм.

Центральной частью каждая рессора жестко прикреплена к мостам стремянками 13 с накладками 19. Для сохранения наклона моста между рессорой и мостом применены подушка 14 и проставка 12 рессоры. К нижней части моста стремянками с гайками прикреплена накладка 17.

Прогиб рессоры ограничивается буфером 3 и упором буфера 2.

Коренные листы с помощью ушков рессоры и пальцев 25 прикреплены к передним кронштейнам 27, задний конец рессоры скользит по твердосплавным наплавкам задних кронштейнов 10.

Рис. 4-6. Задняя подвеска автомобилей КАМАЗ с колесной формулой 4x4: 1 - рама; 2 - упор буфера задней рессоры; 3 - буфер; 4 - подкладка буфера; 5 - амортизатор; 6 - втулки амортизатора; 7 - верхний кронштейн амортизатора; 8 - палец амортизатора; 10 - кронштейн задней рессоры задний; 11 - задняя рессора; 12 - проставка рессоры; 13 - стремянка; 14 - подушка задней рессоры; 15 - гайка стремянки; 16 - картер заднего моста; 17 - накладка стремянки; 18 - накладка рессоры; 19 - прокладка стремянки; 20 - хомут; 21 - втулка распорная; 22 - накладка ушка; 23 - клин шкворня; 24 - масленка; 25 - палец ушка; 26 - ушко задней рессоры; 27 - кронштейн задней рессоры передний; 28 - втулка ушка задней рессоры.

Рис. 4-7. Задняя подвеска автомобилей КАМАЗ с колесной формулой 6x6 и 8x8: 1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн оси балансира; 3 - рычаг верхний; 4 - ось балансирной подвески; 5 - штанга реактивная; 6 - рессора задняя; 7 - башмак рессоры; 8 - крышка башмака; 10 - стремянка рессоры; 11 - накладка задней рессоры; 12 - кронштейн задней подвески; 13 - кронштейн верхней реактивной штанги; 14 - прокладка буфера; 15 - буфер задней рессоры; 19 - поперечина рамы; 20 - гайка стремянки задней рессоры; 21 - фиксатор; 22 - прокладка; 23 - гайка башмака; 24 - втулка башмака; 25 - кольцо упорное башмака; 26 - манжета; 28 - чашка защитная сальника башмака.

Задняя подвеска автомобилей КАМАЗ с колесной формулой 6x6 и 8x8 (рис. 4-7) балансирного типа, состоит из двух полуэллиптических рессор 6, двух кронштейнов задней подвески 12, двух башмаков 7, двух кронштейнов 2 балансира, оси 4 балансира и шести реактивных штанг, 4-ёх нижних (рис. 4-8, а) и 2-ух верхних (рис. 4-8, б).

Задняя рессора 6 состоит из одиннадцати листов. Все листы рессоры выполнены из прямоугольного профиля и обработаны объемно-поверхностной закалкой. Два нижних листа - коренные, толщиной 14x90 мм, остальные - 20x90 мм. В каждом листе в средней части выполнена выдавка, причем каждый нижний лист своей выдавкой входит в соответствующее углубление вышележащего листа и тем самым фиксируется от перемещений. Нижний коренной лист зафиксирован фиксатором 21, запрессованным в отверстии опорной площадки башмака 7, а верхний лист фиксируется накладками рессоры 11. Двумя стремянками 10 накладки 11 вместе с рессорой 6 прижимаются к башмаку 7.

Листы рессоры от бокового перемещения дополнительно зафиксированы двумя хомутами, прикрепленными с обоих концов шестого листа. Хомуты через распорные втулки стянуты болтами снизу рессоры. Концы рессоры установлены на наплавленных поверхностях кронштейнов опор задней подвески.

Кронштейны опор приварены к верхней части балок среднего и заднего мостов. Для ограничения вертикального перемещения концов рессор в каждом кронштейне опор установлен палец.

При прогибе рессор концы их скользят в опорах. Поскольку продольное перемещение концов рессоры в кронштейнах в пределах рабочих ходов подвески не ограничено, она разгружена от передачи продольных усилий и моментов, действующих в продольной плоскости, но воспринимает боковые усилия.

Для смягчения ударов балок мостов о раму к нижним полкам лонжеронов привернуты резиновые буфера 15, установленные через подкладки 14. Для восприятия толкающих и реактивных усилий балки мостов соединены шестью реактивными штангами с рамой автомобиля. Четыре нижние реактивные штанги 5 связывают балки заднего и среднего мостов с кронштейнами 2 балансиров, имеющих специальные конические отверстия. К балкам мостов приварены кронштейны нижних реактивных штанг.

Две верхние реактивные штанги помещены в съемных рычагах 3 установленных на картерах редукторов мостов и кронштейне 13 реактивных штанг. Рычаги 3 верхних реактивных штанг установлены на четырех шпильках с коническими втулками на картерах редукторов среднего и заднего мостов. Кронштейн 13 верхних реактивных штанг установлен на левой проставке пятой поперечины 19 рамы. К кронштейну 13 снизу болтами крепится левый кронштейн 12 задней подвески.

Штанга реактивная (рис. 4-8) по конструкции представляет цельнокованную штангу с двумя наконечниками, в которые посредством поджимной крышки 4 установлен резинометаллический шарнир.

Рис. 4-8. Реактивная штанга: а - нижняя, б - верхняя. 1,2 - шарнир реактивной штанги; 3 - штанга реактивная; 4 - крышка реактивной штанги: 5 - болт.

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

- смазать пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

- проверить внешним осмотром состояние амортизаторов и реактивных штанг, при необходимости устраните неисправности; стремянок рессор передней подвески в следующем порядке: сначала затянуть гайки

- затянуть болты крепления отъемных ушков, гайки стопорных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески;

- затянуть гайки крепления реактивных штанг;

- затянуть болты крепления рычагов верхних реактивных штанг;

- затянуть гайки стремянок рессор передней и задней подвесок. Для сохранения продольного наклона шкворней затягивать гайки передней (по ходу автомобиля) стремянки, затем задней;

- проверить состояние шарниров реактивных штанг, при появлении люфта шарниры заменить;

- затянуть гайки болтов и шпилек крепления кронштейнов задней подвески к раме.

Ремонт

При разборке рессор. Замерить зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,08-0,23 мм при номинальном диаметре пальца 29,95-30,00 мм. Если зазор больше 2 мм, то заменить изношенные детали.

При износе концов первых коренных листов рессор задней подвески в местах контакта с опорой наполовину толщины поменять местами первый и третий листы.

Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные и боковые поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56-62) на глубину 2-4 мм. При износе этого слоя произвести его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. При износе более 10 мм боковых поверхностей коренных листов рессоры в местах контакта с щекой опоры, повернуть 3 коренных листа на 180° вокруг центрового болта.

При сборке рессор смазать графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смазать пальцы передних рессор.

Для регулирования осевого зазора в башмаке балансирного устройства:

- поднять автомобиль за раму и установить на подставки. Обеспечить возможность поворачивания балансира, отделив концы задней рессоры от опор мостов или сняв рессору;

- завернуть разрезную гайку так, чтобы балансир не поворачивался от руки;

- отвернуть гайку на 1/8 оборота, затяните стяжной болт с моментом 98-132 Н.м (10-13 кгс.м) и проверить возможность поворачивания балансира от руки. Если балансир не поворачивается, дополнительно отпустить разрезную гайку, предварительно ослабив стяжной болт.

При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до устранения следов износа. При номинальном диаметре оси балансира 121,93-122,07 мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть 0,13-0,47 мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не более 2,0 мм.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла, снять амортизатор с автомобиля и подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, заменить амортизатор.

Примечание: Ремонт амортизаторов производится на заводе-изготовителе.

Замена передней рессоры

Для снятия передней рессоры:

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снимите болт;

- отсоединить амортизатор в нижней части;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить на нее автомобиль, при этом обеспечить зазор между коренным листом и опорой на заднем кронштейне рессоры 40-80 мм;

- отвернуть гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снимите болты и выбейте палец;

- закрепить рессору в подъемном приспособлении;

- отвернуть гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снимите накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с передней оси.

Для установки передней рессоры:

- подъемным приспособлением опустить рессору на переднюю ось;

- установить накладку рессоры;

- вставить стремянки рессоры в отверстия накладки стремянок и затянуть гайки стремянки;

- подвести передний конец рессоры к кронштейну, совместить отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец и стяжной болт и закрепить;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- вставить упругий элемент, опору рессоры и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепить его.

- присоединить амортизатор к передней оси;

Проконтролировать момент затяжки гаек стремянок.

Смазать палец ушка рессоры пресс-масленку до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена задней рессоры

Для снятия задней рессоры:

- снять ограничители качания мостов;

- поднять за раму заднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить автомобиль на нее, при этом обеспечить зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25-30 мм;

- отвернуть гайки стремянок рессоры и снять стремянки, накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с башмака.

Для установки задней рессоры:

- подъемным приспособлением установить рессору на башмак, совместив головку центрового болта рессоры с отверстием в башмаке;

- установить накладку рессоры, стремянки и затянуть гайки стремянок;

- поднять заднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- установить ограничители качания мостов. Проконтролировать моменты затяжки гаек стремянок.