Назад

Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации

Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации

Система отопления

Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при изменении температуры окружающего воздуха.

Основными элементами системы отопления являются (рис. 7-30):

- электродвигатели отопителя МЭ250-Р (М3, М4);

- переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 S23;

- предохранитель на 8 А в блоке F3 типа ПР112.

На автомобилях КАМАЗ устанавливаются два электродвигателя отопителя МЭ250-Р. Данные электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов имеют полезную мощность 40 Вт, частоту вращения вала 3000 мин-1, массу 1,3 кг.

Применение электродвигателей с возбуждением от постоянных магнитов значительно упрощает их конструкцию. Устройство такого электродвигателя представлено на рис. 7-31.

Напряжение на электродвигатели подается, минуя выключатель приборов и стартера через предохранитель на 8 А. Электродвигатели работают в двух режимах в зависимости от положения переключателя, который соединяет их последовательно или параллельно. При последовательном соединении электродвигатели работают с малой частотой вращения, так как на каждом двигателе будет половина напряжения бортовой сети. При параллельном соединении электродвигатели включаются на полное напряжение бортовой сети и работают с большей частотой вращения.

При включении выключателя аккумуляторных батарей напряжение подводится к электродвигателю М3.

При включении переключателя S23 в первое положение (на рис. 7-30 обозначено цифрой 3) электродвигатели М3 и М4 включаются последовательно.

При включении переключателя S23 во второе положение (на рис. 7-30 обозначено цифрой 2) электродвигатели М3 и М4 включаются параллельно.

Электродвигатели нагнетают в кабину воздух через радиатор отопителя. Радиатор включен в систему охлаждения двигателя через запорный кран, который включается рычагом из кабины. При включении крана электродвигатели нагнетают в кабину теплый воздух, и система работает в режиме отопителя. При выключенном радиаторе двигатели нагнетают в кабину холодный воздух, и система работает в режиме вентиляции.

Система стеклоочистки

Рис. 7-30. Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации

Система стеклоочистки (см. рис. 7-30) предназначена для омывания и очистки ветровых стекол с целью обеспечения безопасности движения автомобиля.

Основными элементами системы являются:

- моторедуктор стеклоочистителя 271.5205 М5;

- омыватель ветрового стекла электрический 035,5-1,6-24-1 М2;

- реле стеклоочистителя 3502.3777 К18;

- комбинированный переключатель 87.3709 S20.

Рис. 7-31. Электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов: 1,7- подшипник; 2 - постоянный магнит; 3 - щеткодержатель; 4 - щетка; 5 - траверса; 6 - коллектор; 8, 14 - крышки; 9 - катушка индуктивности; 10 - крепежная пластина; 11 - пружина крепления магнита; 12 - якорь; 13 - корпус; 15 - изоляционная пластина якоря

Система стеклоочистки обеспечивает работу щеток стеклоочистителя в трех режимах и их остановку в исходном положении, а также автоматическое включение стеклоочистителя при включении омывателя ветрового стекла. Водитель выбирает режим работы стеклоочистителя и омывателя с помощью правого рычага комбинированного переключателя (рис. 1-24 поз.2 и рис. 7-30 поз. S20), который управляет работой реле стеклоочистителя К18.

Моторедуктор предназначен для преобразования вращательного движения вала электродвигателя в возвратно-поступательное движение щеток стеклоочистителя. В моторедуктор встроен концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнем положении при выключении стеклоочистителя, и биметаллический предохранитель. Электродвигатель моторедуктора с возбуждением от постоянных магнитов имеет три щетки: одну минусовую и две плюсовых. На плюсовые щетки через реле стеклоочистителя подается напряжение бортовой сети, а минусовая щетка, также через реле соединяется с корпусом автомобиля. При подаче напряжения на разные плюсовые щетки обеспечиваются разные частоты вращения якоря электродвигателя и соответственно разные режимы работы щеток стеклоочистителя.

Система стеклоочистки работает независимо от положения выключателя приборов и стартера.

При включении комбинированного переключателя S20 в первое положение обеспечивается возвратно-поступательное движение щеток стеклоочистителя с малой скоростью

При включении комбинированного переключателя S20 во второе положение обеспечивается возвратно-поступательное движение щеток стеклоочистителя с большей скоростью.

При включении комбинированного переключателя S20 в третье положение обеспечивается прерывистый режим работы стеклоочистителя с малой скоростью.

При выключении водителем стеклоочистителя возврат щеток в исходное положение осуществляется с помощью концевого выключателя моторедуктора. Состояние контактов выключателя показано для исходного состояния щеток стеклоочистителя. При движении щеток контакты переключаются в другое положение. Поэтому при установке комбинированного переключателя S20 в положение "0" движение щеток продолжается до исходного положения. Когда щетки стеклоочистителя доходят до исходного состояния (низ ветрового стекла), контакты концевого выключателя возвращаются в исходное состояние, размыкают цепь питания моторедуктора и щетки стеклоочистителя останавливаются.

Для включения омывателя стекол необходимо включить комбинированный переключатель S20 в нефиксированное положение, обозначенное на рис. 7-30 цифрой VI, при этом также происходит включение стеклоочистителя на малую скорость. Электродвигатель М2приводит в действие насос, который по гибким трубкам подает омывающую жидкость к двум жиклерам и далее на ветровое стекло. После отключения стеклоомывателя работа стеклоочистителя прекращается не сразу, а после 2-4 полных циклов очистки.

Система звуковой сигнализации

Система звуковой сигнализации предназначена для подачи звукового сигнала другим участникам движения с целью повышения безопасности дорожного движения, а также для информирования водителя о критических значениях параметров некоторых систем.

Система звуковой сигнализации (см. рис. 7-30) включает в себя:

- комплект электрических сигналов С306Д/С307Д-01 H9;

- реле звуковых сигналов 901.3747 К4;

- звуковой реле-сигнализатор 733.3747-10 /72; предохранитель на 16 А блока предохранителей F3 типа ПР112.

Комплект звуковых сигналов установлен под кабиной на передней поперечине рамы.

Включение звуковых сигналов производится нажатием на левый рычаг комбинированного переключателя (вдоль его оси) (рис. 1-24).

Звуковой реле-сигнализатор установлен на усилителе панели щитка приборов и сигнализирует звуком об аварийном падении давления в контурах тормозного привода автомобиля, о включении блокировки межколесных дифференциалов, а также об аварийном падении давления в смазочной системе и повышении температуры в системе охлаждения. Работа реле-сигнализатора изложена при рассмотрении соответствующих систем.