Назад

Техническое обслуживание электрооборудования

Техническое обслуживание электрооборудования

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Проверить:

- состояние ремня привода генератора;

- действие приборов освещения и световой сигнализации;

- работу стеклоочистителей и омывателя.

Устранить неисправности.

Обслуживание после обкатки (ТО-1000)

Проверить:

- состояние и герметичность приборов и трубопроводов подогревателя ПЖД-30;

- трассу пролегания и надежность закрепления электропроводки;

- правильность установки резиновых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчика спидометра;

- плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях;

- исправность сигнализации включения КОМ;

- дренажные отверстия в пробках аккумуляторных батарей.

Устранить неисправности.

Закрепить:

- гнездо аккумуляторных батарей;

- клеммы проводов к выводам аккумуляторных батарей;

- генератор,стартер.

Отрегулировать:

- натяжение ремня привода генератора;

- направление светового потока фар.

Смазать подшипник натяжного ролика ремня привода генератора (при наличии масленки).

Техническое обслуживание в основной период эксплуатации

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Аналогично ежедневному обслуживанию в начальный период эксплуатации.

Периодическое техническое обслуживание (ТО-15000)

Проверить:

- состояние плавких предохранителей;

- состояние электропроводки (надежность закрепления проводов, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда);

- напряжение в цепи электропитания при средних оборотах двигателя;

- состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя аккумуляторных батарей, привода спидометра, передних и задних фонарей, пучков проводов передних и задних фонарей, включателей сигнализаторов блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.

Устранить неисправности.

Закрепитьэлектропровода к выводам стартера.

Отрегулировать:

- натяжение ремня привода генератора;

- направление светового потока фар.

Довести до нормыуровень электролита в аккумуляторных батареях.

Смазать:

- подшипник натяжного ролика ремня привода генератора (при наличии масленки);

- штекерные соединения, находящиеся на раме, выводы аккумуляторных батарей.

При втором ТО-15000провести техническое обслуживание и устранить неисправности стартера и генератора.

Обслуживание стартера провести в следующем порядке:

1. Снять стартер с двигателя.

2. Снять крышку со стороны коллектора.

3. Проверить состояние щеточно-коллекторного узла стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара:

- в случае загрязнения или значительного подгара протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине;

- зачистить коллектор мелкой шлифовальной шкуркой (зернистостью С-100), если грязь или подгар не устраняются протиркой;

- при значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточить коллектор на станке. Шероховатость поверхности должна быть не выше Ra 1,25. Диаметр коллектора после проточки не менее 53 мм;

- проверить щетки на свободное (без заедания) перемещение в щеткодержателях;

- замерить высоту щеток;

- заменить щетки, изношенные до высоты менее 13 мм или имеющие значительные сколы.

- проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеток и при необходимости подтянуть;

- продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом;

- установить крышку со стороны коллектора на место.

4. Демонтировать медную перемычку 23, соединяющую реле 11 и корпус 1 (рис. 7-43). Раскрутить винты, фиксирующие крышку реле, и снять ее.

5. Проверить состояние контактной системы реле стартера:

- зачистить контактные болты и диск контактный при значительном подгаре шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов;

- заменить контактные болты при размере высоты головки менее 3,5 мм любого из них или при разновысотности головок болтов более 1,0 мм

- перевернуть диск контактный или заменить его при размере менее 3,5 мм;

- закрепить контактные болты в крышке реле.

Рис. 7-43. Эскиз стартера: 1 - корпус; 2 - якорь; 3 - держатель подшипника; 4 - крышка со стороны привода; 5 - привод; 6 - ось рычага; 7 - рычаг; 8 - сильфон; 9 - крышка со стороны коллектора; 10 - траверса; 11 - реле стартера; 12 - катушки; 13 - болт М6х75; 14 - шайба зубчатая 6; 15 - шайба уплотнительная; 16,17,18 - кольца уплотнительные; 19 - манжета; 20 - шайба; 21 - щетка; 22 - коллектор; 23 - перемычка; 24 - контактный болт; 25 - диск контактный.

6. Установить крышку реле на место. Перед установкой крышки необходимо просушить реле при температуре от плюс 25 до плюс 70 °С не менее 8 часов.

Рис. 7-44. Эскиз привода: 1 - направляющая; 2 - корпус; 3 - пружина; 4 - храповик; 5 - конус; 6 -штифт; 7 - сухарик; 8 - шестерня; 9 -кольцо запорное.

7. Произвести регулировку реле стартера.

7.1. Проверку произвести по схеме электрической проверки замыкания контактов реле в соответствии с рис. 7-46 следующим образом:

К выводной клемме обмоток реле подвести напряжение “+” аккумуляторной батареи, а к "массе" стартера аккумуляторной батареи. Для контроля замыкания контактов между "+" аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера подсоединить 24-х вольтовую лампочку.

7.2. Подать напряжение 24 В на реле стартера и измерить зазор между шайбой на валу якоря и торцом втулки (рис. 7-47). Контакты реле должны при этом замкнуться (лампочка горит) и зазор должен быть от 0,5 до 1,5 мм. Для контроля зазора использовать щуп в соответствии с рис. 7-48. В случае несоответствия зазора указанным величинам необходимо произвести его подрегулировку согласно п.8.

Рис. 7-47. Проверка зазора между шестерней привода и шайбой

7.3. Контакты реле стартера в соответствии с рис. 7-49 не должны замыкаться (лампочка не горит) при упоре втулки в прокладку I, толщиной 6,1 мм, вставленную между втулкой и шайбой. При упоре шестерни в прокладку II, толщиной 2,5 мм, контакты должны быть замкнуты (лампочка должна гореть), в противном случае произвести подрегулировку согласно п 8.

Эскизы прокладок приведены на рис. 7-50.

8. Порядок подрегулировки зазора.

Рис. 7-48. Щуп.

Подрегулировка проводится поворотом оси рычага (рис. 7-43), изготовленной в виде эксцентрика, с диском регулировочным, имеющим два паза. Для подрегулировки необходимо произвести следующее:

- отвернуть два винта, крепящие диск регулировочный к крышке со стороны привода;

- при включенном реле повернуть диск регулировочный до обеспечения необходимого зазора по п. 7 и совпадения пазов диска регулировочного с двумя резьбовыми отверстиями в крышке со стороны привода 4;

- установить и завернуть винты крепления диска регулировочного оси рычага.

Рис. 7-49. Установка прокладок для проверки замыкания контактов реле.

Рис. 7-50. Прокладка.

9. Проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.

10. Удалить с внутренних поверхностей направляющей привода, шлицевой и гладкой, прилегающей к ней, частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика. На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 (ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73, ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74), после чего проверить легкость перемещения привода по валу якоря по п.9.

Дополнительные работы, выполняемые при каждом 6ТО-15000

1. Разобрать стартер.

1.1. Порядок разборки и сборки стартера.

1.1.1. Отвернуть гайки и снять перемычку 23, соединяющую реле 11 и корпус 1 (рис. 7-43).

1.1.2. Отвернуть четыре гайки на крышке со стороны коллектора 9, крепящие траверсу 10.

1.1.3. Отвернуть четыре болта и снять крышку со стороны коллектора

1.1.4. Отвернуть винты, крепящие вывода катушки 12 и щеток к траверсе, снять щетки 21 и траверсу.

1.1.5.Отвернуть два винта с диска регулировочного и вынуть ось рычага 6.

1.1.6 Отвернуть четыре винта и снять с крышки со стороны привода 4реле.

1.1.7.Отвернуть пять болтов и снять крышку со стороны привода.

1.1-24.Вынуть из крышки привод 5 и рычаг 7

1.1.9 Снять держатель подшипника 3 и вынуть из корпуса якорь стартера 2.

1.2. Заменить смазку на шлицевой части вала и внутренних шлицах направляющей.

1.3. Вынуть резиновые пробки и добавить турбинное масло Т22 ГОСТ 32-74 (допускается применение моторного масла) в масляные резервуары крышки со стороны коллектора, крышки со стороны привода, держатель подшипника. Установить пробки на место

1.4. Очистить привод от грязи и добавить смазку, для чего, преодолевая сопротивление пружины, переместить по втулке шестерню в корпус привода, залить во внутрь корпуса привода моторное масло и сделать от пяти до десяти движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить два или три раза, затем залить масло в корпус привода.

1.5. Произвести визуальный осмотр уплотнительных колец 16, 17, 18, шайбы 15 и сильфона 8 (рис. 7-43). При наличии износа или разрывов заменить их новыми.

1.6. Добавить смазку ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-201) во внутреннюю полость манжеты 19.

1.7. Проверить состояние вкладышей в крышке со стороны коллектора, в крышке со стороны привода и в держателе подшипника.

В случае износа вкладышей более размеров:

- в крышке со стороны привода - 19,4 мм

- в крышке со стороны коллектора - 16,3 мм

- в держателе подшипника - 25,5 мм

Заменить крышки в сборе с вкладышами или (и) держатель подшипника.

1-24. Произвести сборку в порядке, обратном разборке, при этом на все резиновые детали нанесите тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-201).

Обслуживание генератора провести в следующем порядке:

Сняв генератор с двигателя:

- проверить состояние щеточного узла;

- продуть сжатым воздухом выпрямительный блок;

-проверить надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтянуть.

Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла нужно вывернуть два болта крепления щеткодержателя в крышке, снять щеткодержатель и убедиться, что щетки свободно перемещаются в направляющих. Если щетку заедает в щеткодержателе, протереть ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снять щетки, осмотреть и замерить их высоту. Высота щетки должна быть не менее 8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки заменить. Раскомплектация щеток не допускается.

Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Следует осмотреть состояние контактных колец и при необходимости протереть ветошью, смоченной бензином. Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистить кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и проворачивая ротор генератора.

Надо проточить контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально - допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со стороны контактных колец нужно снять щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка проводится следующим образом:

-если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в положении "Л" (лето)- левое крайнее положение контактного винта ППР, винт вывернут до упора;

-если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0 °С и выше, ППР должен находиться в положении "З" (зима)- правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут до упора.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР "Л" при силе тока нагрузки 20 А, частоте вращения 1350-1550 мин-1, температуре окружающей среды (25±10) °С и выключенной аккумуляторной батарее должен быть 27 - 28 В, а в положении -"З" 28,8-30,2 В.

Дополнительно осенью

Проверить действие системы отопления и обдува ветровых стекол.

Промыть каналы и фильтры электромагнитного клапана, крана топливного бачка подогревателя, форсунку пускового подогревателя.

Закрепить насосный агрегат, теплообменник, патрубки, выпускную трубу предпускового подогревателя.

Очистить электроды свечи предпускового подогревателя, камеру сгорания и газоход теплообменника, электроды свечей ЭФУ.

Слить летнее топливо из топливопроводов ЭФУ.

Проверить действие предпускового подогревателя, устранить неисправности.

Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения

Таблица 7-4

Причина неисправности

Способ устранения

Генератор модели 3122.3771

Стрелка вольтметра находится в красном секторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (низкое напряжение в бортовой сети)

Ослабление натяжения приводного ремня генератора

Отрегулировать натяжение ремня

Загрязнение контактных колец

Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой

Износ или зависание щеток в щеткодержателях

Проверить высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки

Пробой выпрямительного блока

Заменить блок

Короткое замыкание обмотки

Заменить статор в сборе

Нарушение в цепи возбуждения

Проверить исправность цепи возбуждения

Износ деталей подшипников или их разрушение

Заменить генератор

Деформация вентилятора генератора

Выправить погнутые места

Перегрев подшипников

Чрезмерное натяжение ремня

Отрегулировать натяжение ремня

Чрезмерно быстрый износ щеток генератора

Загрязнение контактных колец

Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой

Радиальное биение контактных колец

Проверить радиальное биение колец. Если требуется, проточить контактные кольца

Стрелка вольтметра находится в желтом секторе (высокое напряжение в бортовой сети)

Короткое замыкание в щеточном узле генератора

Устранить замыкание

Неисправность регулятора напряжения

Заменить регулятор

Неисправность реле отключения обмотки возбуждения генератора

Заменить реле

Колебание стрелки вольтметра

Если колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня

Отрегулировать натяжение ремня

Плохой контакт в цепи возбуждения

Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов

Отсутствие контакта между щетками и контактными кольцами

Протереть кольца чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить их. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях

Повышенный уровень шума при работе генератора

Ослабление крепления шкива

Затянуть гайку

Генератор модели 4001.3771-53

Шум генератора

Чрезмерное натяжение приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Задевание лопастей вентилятора о подшипниковый щит.

Отогните задевающие лопасти вентилятора.

Ослабло крепление шкива.

Затяните гайку, крепящую шкив на валу генератора.

Повреждены подшипники генератора.

Замените подшипники.

Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора).

Замените статор.

Пробой диодов выпрямительного блока

Замените выпрямительный блок.

Генератор не дает зарядный ток

Обрыв в проводах и нарушение контакта в местах соединения, ослабление приводного ремня.

Найдите и устраните обрыв, подтяните гайки крепления, натяните приводной ремень.

Генератор выдает напряжение выше номинального

Плохой контакт регулятора напряжения с корпусом.

Зачистите посадочные места и затяните винты.

Неисправен регулятор напряжения.

Замените регулятор напряжения.

Обрыв обмотки размагничивания катушки возбуждения.

Замените катушку возбуждения.

Генератор выдает напряжение ниже номинального

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Неисправен регулятор напряжения.

Замените регулятор напряжения.

Неисправны диоды выпрямителя питания обмотки возбуждения.

Замените выпрямительный блок.

Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на корпус генератора.

Замените статор генератора.

Короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора.

Заизолируйте поврежденный участок.

Генератор не отдает полной мощности (без аккумуляторной батареи (АБ) резко снижает напряжение при увеличении нагрузки, при наличии АБ - последняя систематически не дозаряжается)

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Неисправен регулятор напряжения.

Замените регулятор напряжения.

Неисправен один из диодов выпрямительного блока.

Замените выпрямительный блок.

Колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Плохой контакт в цепи возбуждения

Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов

Генератор не формирует сигнал для тахометра (нулевые показания тахометра, но идет заряд АБ)

Неисправен фильтр-формирователь.

Проверьте работоспособность тахометра, подключившись к фазному выводу “W”, не снимая генератор с автомобиля. При нормальной работе от клеммы “W, замените фильтр-формирователь.

Стартер

Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)

Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле

Заменить реле

Обрыв или отсутствие контакта в силовой цепи

Найти место повреждения и восстановить контакт

Зависание щеток

Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налет щеточной пыли

Отказ реле стартера

Заменить реле

Обрыв цепи в стартере

Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер

Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)

Разряжены аккумуляторные батареи

Зарядить батареи

Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторного узла

Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, меднографитовой пыли

Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля

Обеспечить надежность соединения

Применение масла, не соответствующего сезону

Заменить масло

После пуска двигателя якорь продолжает вращаться

Неисправность тягового реле

Заменить реле

Приваривание контактов реле стартера

Заменить реле

При включении стартера тяговое реле не срабатывает

Разряжены аккумуляторные батареи

Зарядить батареи

Обрыв втягивающей обмотки реле

Заменить тяговое реле

Неисправность выключателя приборов и стартера

Заменить выключатель

Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера

Заменить реле

Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал

Поломка зубьев венца маховика или шестерни механизма привода стартера

Заменить венец маховика или механизм привода

Нарушение регулировки стартера

Отрегулировать стартер

Неисправность привода

Заменить привод

При включении стартера слышны повторяющиеся удары тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика

Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера

Проверить контактные соединения и устранить неисправность

Неисправность удерживающей обмотки тягового реле

Заменить тяговое реле

Неисправность обмотки или контактного соединения реле стартера

Заменить реле

При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни механизма привода

Установка стартера с перекосом

Установить правильно стартер

Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле

Отрегулировать зазор между шестерней и упорным кольцом в момент включения стартера

Шестерня механизма привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле

Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или шестерни привода

Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода

Износ торцов зубьев венца маховика или шестерни привода

Заменить венец маховика или шестерню привода

Система освещения

Лампа не включается

Стряхивание или перегорание нити накала

Заменить лампу

Обрыв цепи электроснабжения или перегорание плавкого предохранителя

Устранить обрыв или короткое замыкание в цепи, заменить плавкие вставки

Отсутствие контакта в штекерных соединениях

Восстановить контакт

Поломка переключателей

Устранить неисправность или заменить переключатель

Лампа светит тускпо

Окисление или загрязнение контактных соединений

Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры

Загрязнение рассеивателя или отражателя

Протереть рассеиватель, промыть отражатель

Затемнение колбы лампы из-за испарения металла нити накала

Заменить лампу

Разрядка аккумуляторной батареи

Зарядить батарею

Повышенное падение напряжения в цепи

Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения

Периодическое произвольное выключение лампы

Периодическая потеря контакта

Восстановить контакт

Контрольно-измерительные приборы

Комбинация приборов

При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправность предохранителя

Заменить предохранитель

Обрыв в цепи электроснабжения

Восстановить цепь

Отклонение стрелки влево от нуля

Обрыв провода от указателей к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Восстановить цепь

Неправильное подключение проводов к выводам указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости

Подсоединить провода в соответствии со схемой

Замыкание провода или датчика уровня топлива на корпус автомобиля

Устранить замыкание

Отклонение стрелки вправо от крайней отметки

Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля

Устранить замыкание. Восстановить контакт

Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с корпусом автомобиля

Восстановить цепь; восстановить контакт

Неправильное подключение проводов к выводам указателя уровня топлива

Подсоединить провода в соответствии со схемой

Резкие колебания стрелки

Периодическое нарушение контакта указателей и датчиков с корпусом автомобиля

Восстановить контакт

Нарушение контакта в штекерных соединениях

Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений

Не работают скоростной и счетный узлы спидометра

Нарушение контактных соединений в цепях электроснабжения

Восстановить контакт

Отсутствие контакта корпуса приемника с корпусом автомобиля или отсутствие контакта с панелью щитка приборов

Проверить и обеспечить наличие контакта

Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра

Срабатывание предохранителя

Найти причину, вызвавшую срабатывание. Устранить неисправность

Обрыв цепи электроснабжения

Устранить неисправность

Колебание стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется

Обрыв фазного провода внутри указателя

Заменить указатель

Обрыв фазного провода внутри датчика

Заменить датчик

Отказ транзистора

Заменить указатель

Звуковые сигналы

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Проверить и устранить обрыв

Отсутствие контакта в цепи электроснабжения или отсутствие контакта сигналов с корпусом автомобиля

Восстановить контакт

Перегорание предохранителя вследствие короткого замыкания в цепи электроснабжения

Определить место короткого замыкания и устранить замыкание

Отказ реле звуковых сигналов

Заменить реле

Неисправность сигнала

Заменить сигнал

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушение регулировки сигналов

Отрегулировать сигналы

При включении сигналы дребезжат

Подгорание контактов сигналов

Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание

Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря

Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал

Поломка мембраны

Заменить сигнал

Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать

Попадание в рупоры воды и грязи

Очистить рупоры

Устранение неисправностей можно осуществлять только после нахождения по внешним признакам неисправной цепи. При поиске неисправности надо руководствоваться схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.

При проверке группового предохранителя потребители с электроснабжением через предохранитель нужно включать поочередно.

При перегорании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание.

Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.

Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Прежде всего, необходимо убедиться в исправности щеточного узла, в надежности электрического контакта проводов на выводах генераторной установки, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения. С помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи первоначального возбуждения и в цепи управления регулятора напряжения (см. рис. 7-9).

При неудавшемся пуске двигателя с помощью стартера (после трех попыток) следует проверить: исправность цепи электроснабжения стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.

При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторные батареи заряжаются от генераторной установки. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», нужно проверить исправность генераторной установки.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом - к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель начнет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля, а также исправность самого потребителя.

При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменять провода новыми соответствующего сечения и длины; затем надо изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.

Короткое замыкание на «массу» возможно у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю.