Назад

Техническое обслуживание и ремонт кабины

Техническое обслуживание

Смазать оси передних опор кабины через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки. При отсутствии пресс-масленки допускается смазывать оси опор кабины по необходимости при техническом обслуживании ТО-2 или СТО в следующем порядке:

- опрокинуть кабину во второе положение (61°);

- вывернуть стяжные болты и снимите рычаги торсионов;

- подвесить кабину на кран-балке так, чтобы разгрузить оси передних опор;

- поочередно расшплинтовать, вынуть и смазать оси.

Регулировка механизма опрокидывания кабины.

Угол закручивания торсионов регулировать в том случае, если велико усилие, необходимое для подъема кабины или, наоборот, для опускания кабины в исходное положение.

Для регулирования надо увеличить или уменьшить угол закручивания торсиона перестановкой рычагов 5 (рис. 9-1) торсионов на шлицевых концах торсионов 15.

Перестановка рычага на один зуб изменяет угол закручивания торсиона на 7°30. Кроме того, регулирование угла закручивания торсиона дополнительно можно проводить перестановкой оси с втулкой 2 опоры 3 рычага торсиона. Опора рычага торсиона имеет два отверстия, и при перестановке втулки 2 в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45.

Для удобства регулирования торсионов на шлицевых торцах торсионов и на рычагах кернением нанесены метки. При установке новых торсионов на трехместную кабину метки на торцах торсионов и рычагах, как правило, должны совпадать, а втулки в опорах рычагов торсионов быть в нижнем положении. При установке новых торсионов на кабину со спальным местом рычаги торсионов должны быть смещены на один шлиц в сторону закручивания относительно меток на торцах торсионов.

Для регулирования угла закручивания торсионов опрокинуть кабину на 61° (см. ниже), освободив торсионы от нагрузки. При регулировании угла перестановкой втулок 2 опор торсионов с целью увеличения угла переставить втулки опор рычагов торсионов из верхних отверстий в нижние, а для уменьшения угла сделать наоборот.

В случае регулирования угла закручивания перестановкой рычагов торсионов предварительно ослабить гайки стяжных болтов и переставить рычаги на требуемое количество шлицев (для увеличения угла закручивания - вперед, в сторону опрокинутой кабины). После перестановки рычагов затянуть гайки стяжных болтов.

Следить, чтобы оба рычага были смещены на одинаковое число шлицев относительно меток, а оси опор рычагов находились в одном положении, иначе это приведет к преждевременному износу торсионов.

Опрокидывание кабины на 61° необходимо для обеспечения большего доступа к силовому агрегату, в частности, для снятия двигателя.

Перед тем как опрокинуть кабину на 61°, снять панель фар и фары и поднять облицовочную панель кабины. Затем освободить удлинитель ограничителя подъема кабины, вынув палец, опрокинуть кабину на длину удлиненного ограничителя.

Регулирование запорного механизма кабины требуется при слабой фиксации запорных крюков в закрытом положении или при слишком малом усилии, необходимом для отпирания. Для этого вывернуть винт, крепящий подушку 2 (рис. 9-2) на кронштейне скобы запора, поставить под подушку дополнительно одну-две или более прокладки.

При техническом обслуживании стеклоочистителей проверить исправность стеклоочистителей. Обратить внимание на равномерность работы стеклоочистителей, укладку щеток в исходное положение, равномерность прижатия щетки и очистки стекла.

Не поворачивать рычаги щеток рукой, так как при этом можно их сместить и при работе щетки будут упираться в уплотнитель ветрового стекла. Не поднимать рычаг на максимально допустимый угол во избежание растяжения пружины рычага.

При хранении автомобилей на открытых площадках в зимнее время снять щетки стеклоочистителя, так как они могут примерзнуть к стеклу и резина их быстро разрушится. Перед пуском стеклоочистителя в зимнее время удалить со стекол иней или лед, включив отопитель кабины.

При длительной стоянке автомобиля на открытой площадке в жаркую погоду щетки также необходимо снимать во избежание растрескивания резины. При этом на концы рычагов надеть кусочки резиновой трубки для предотвращения царапин на стекле. При эксплуатации стеклоочистителей периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.

Не допускать работу стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи.

Проверить работу омывателя стекла; при необходимости прочистить жиклеры 2 (рис. 9-10). Для чистки жиклера вывернуть зажимной винт и снять кольцо жиклера.

Бачок заполнять смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4, фильтруя жидкость при заливке. Направление струи жидкости регулировать поворотом зажимного кольца сбоку головки жиклера. Для этого отпустить винт, повернуть зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении кольцо затянуть винтом.

При техническом обслуживании отопителя перед зимней эксплуатацией проверить состояние радиатора, трубопроводов, шлангов, усилие поворачивания пробки крана 10 (Рис. 9-15) отопителя. Если пробка крана поворачивается с большим усилием [более 14,7 Н (1,5 кгс) на рычаг крана], кран разобрать, для этого вывернуть и извлечь тросик управления краном, отвернуть гайку, крепящую рычаг крана, и снять рычаг, вывернуть крышку-втулку крана и вынуть пробку крана. После этого удалить накипь из проходных отверстий, с пробки, проверить уплотнитель, промыть кран. Перед сборкой поверхность пробки смазать смазкой М3-10. Собрать кран в обратной последовательности. При закреплении троса рычажок управления краном должен быть в крайнем правом положении («открыто»), а рычажок крана 10 - также в положении «ОТКРЫТО», то есть максимально повернут по часовой стрелке.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя воды, по окончании работы слить воду из системы охлаждения двигателя и из отопителя кабины. Для слива воды открыть сливной кран 15 на подводящих трубопроводах отопителя. При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном положении, иначе часть жидкости останется в провисающей части подводящего шланга 17.

Следить, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг 17 не провисал. Для устранения провисания подводящего шланга ослабить хомут крепления шланга на трубе 16 около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.

При засорении или тугом проворачивании сливного крана разобрать кран, вынув замочное кольцо из корпуса под ручкой, и вынуть пробку крана. Детали крана промыть, очистить от накипи, смазать смазкой ЦИАТИМ-201.

Ремонт

Установка ремней безопасности. Определить точки крепления ремней безопасности к полу (снаружи в этих местах к полу приварены усилители с гайками, а внутри имеются отверстия в термошумоизоляции с отгибаемыми язычками в ковриках пола).

Привернуть болтами кронштейны 5, 9 и 14 (рис. 9-18) крепления ремней безопасности приварными гайками в сторону сиденья.

Все кронштейны приворачиваются к полу болтами 22 М 10x1,25x20. Гайки на кронштейнах для крепления ремней безопасности - с дюймовой резьбой (7/16"). Гайки на усилителях 18 боковины - с дюймовой резьбой (7/16").

Для того чтобы найти отверстия в боковинах для крепления ремней безопасности, отмерить 245 мм назад от стыка обивок боковины верхней части (над проемом двери), затем отмерить вниз от верхнего края обивки боковины 220 мм (для правой боковины). Нащупать в этом месте отверстие в каркасе обивки (диаметр 20 мм) и проделать отверстие диаметром 18 мм в самой обивке. Для левой боковины эти размеры соответственно равны 270 и 80 мм.

Установка тяг, ушков и самих ремней описана в инструкции, прилагаемой к комплекту ремней.

Для снятия кабины:

- поднять переднюю облицовочную панель кабины;

- разъединить штекерную колодку электропроводки подфарников;

- вывернуть болты крепления панели фар и снимите ее;

- разъединить штекерные колодки правого и левого пучков электропроводки;

- отсоединить промежуточную тягу тормозного крана от кронштейна, расположенного на левом лонжероне, расшплинтовав и вынув палец тяги;

- отсоединить тягу управления подачей топлива;

- отсоединить гидравлический шланг пневмогидроусилителя сцепления и слить жидкость из гидропривода;

- выпустить воздух из ресиверов контуров и отсоединить все пневмошланги, установленные на кронштейнах передней панели кабины;

- расшплинтовать и отвернуть гайку клина карданного вала рулевого управления, выколоткой из мягкого металла выбить клин;

- отсоединить карданный вал рулевого управления;

- отсоединить трос привода жалюзи радиатора;

- закрыть кран отопителя кабины и отсоедините шланг подвода и отвода охлаждающей жидкости;

- снять замковые шайбы с правого и левого пальцев передних кронштейнов опор кабины;

- открыть запорные устройства с левой и правой сторон, освободить предохранительный крюк и опрокинуть кабину на 41°;

- расшплинтовать и вынуть палец ограничителя подъема кабины, расположенный на кронштейне кабины;

- поддерживая кабину, опрокинуть ее на 61°;

- вывернуть стяжные болты и снять рычаги торсионов;

- открыть двери кабины;

- подвести кран-балку и с помощью приспособления захватите кабину за верхние полки дверных проемов;

- поддерживая кабину кран-балкой, расшплинтовать и вынуть палец нижней стойки ограничителя кабины;

- осторожно опустить кабину в первоначальное положение;

- разгрузить ось передних опор кабины, приподняв кабину кран-балкой, вынуть оси из правого и левого кронштейнов;

- поднять кабину кран-балкой и установить ее на подставку.

Снятие передних опор производить только после снятия кабины. Для снятия нижних и верхних кронштейнов вывернуть болты, крепящие их к раме и к поперечной балке пола кабины. Верхние кронштейны крепятся в полу к плавающим пластинам с резьбовыми отверстиями, которые при необходимости можно заменить изнутри кабины через овальные отверстия в полу или через отверстие для рулевой колонки, отогнув фиксирующие их усики вставки балки пола.

При установке нижних кронштейнов следить, чтобы сохранилась соосность отверстий обоих кронштейнов, а окончательно затягивать болты крепления верхних кронштейнов после установки их в нижние кронштейны и соединения их пальцами 20 (рис. 9-1), но пока кабина еще подвешена и передние опоры не нагружены ее весом.

Снятие и установка дверей. Для снятия двери расшплинтовать палец, соединяющий ограничитель открывания двери с кронштейном на внутренней панели двери, затем вывернуть болты крепления навесок двери с передней стойкой кабины.

Установку дверей проводить с установленными замком и фиксатором замка двери. Перед затяжкой болтов, крепящих навески к стойке, запереть замок во второе фиксированное положение. Чтобы избежать трения между клином замка и фиксатором, перед этим вставить в паз фиксатора какую-нибудь прокладку толщиной 1-1,5 мм (желательно полиэтиленовую), которую убрать после затяжки болтов навески двери. При этом зазор между дверью и проемом двери по всему проему выдерживается постоянным (6-10 мм).

Снятие крышки люка внутренней панели двери. Для того чтобы обеспечить доступ к механизмам двери, а также демонтаж механизмов замка, стеклоподъемника, стекол, необходимо предварительно снять крышку люка внутренней панели двери.

Для этого снять внутренние ручки замка двери и стеклоподъемника, для чего нажать на полиэтиленовую розетку под ручкой и вынуть чеку крепления ручки. Потом вывернуть винты крепления крышки люка двери и снять крышку.

Снятие замка двери проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

- снять крышку люка;

- вывернуть три болта крепления привода. Поворачивая привод, вывести его из зацепления с тягой и вынуть через люк;

- вывернуть винты крепления замка из торца двери и вынуть его через люк.

Устанавливать замок в обратном порядке. При сборке привода и замка все трущиеся

поверхности и пружины смазывать смазкой Литол 24.

Для снятия фиксатора замка вывернуть винты, крепящие его к задней стойке боковины кабины.

При неисправности кнопки замка наружной ручки двери кнопку можно вынуть после снятия наружной ручки. Для снятия наружной ручки вывернуть через люк внутренней панели двери два винта, крепящие ее со стороны внутренней панели двери. При установке кнопки не надо забывать установить уплотнитель кнопки.

Снятие стеклоподъемника проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

- снять крышку люка;

- ручкой стеклоподъемника перевести стекло в такое положение, при котором обойма опускного стекла будет расположена против люка;

- через люк снять зажимную планку, вывернув болты крепления;

- вывернуть винты крепления стеклоподъемника;

- вынуть стеклоподъемник через люк.

При сборке стеклоподъемника все трущиеся поверхности смазать смазкой Литол-24.

Снятие опускного стекла двери проводить в следующем порядке:

- снять крышку люка двери;

- снять стеклоподъемник;

- вывернуть винты съемного держателя уплотнителя стекла (под карманом двери) и вывести съемный держатель из зацепления с основным держателем, затем отсоединить его от уплотнителя двери и вынуть через люк;

- вынуть через люк резиновый буфер нижнего упора стекла;

- опустить руками стекло, наклонить и передвинуть вперед так, чтобы оно встало напротив люка;

- вынуть стекло через люк.

Регулирование и снятие поворотной форточки. Стекло поворотной форточки удерживает в любом положении, даже при сильном напоре встречного ветра, пружинный держатель нижней оси. Легкость поворота форточки и надежность ее фиксации можно отрегулировать затяжкой винта держателя, для чего снять крышку люка двери и отверткой подтянуть или ослабить регулировочный винт держателя.

Для снятия стекла форточки вывернуть винт держателя и винты, крепящие верхнюю ось форточки. Затем, перемещая форточку вверх, вынуть нижнюю ось из держателя и уплотнителя форточки.

Снятие и установку ветровых и задних стекол проводить одинаково в следующем порядке:

- снятье рычаги стеклоочистителей;

- снять резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

- снять металлическую облицовку со стыка окантовки уплотнителя и окантовку уплотнителя по всему периметру;

- нажав руками на верхние углы стекла из кабины, вывести уплотнитель с фланца проема и, отгибая край уплотнителя, снять стекло и уплотнитель;

- очистить уплотнитель от пасты.

Для установки стекол:

- смазать пазы уплотнителя свежей пастой;

- отгибая край уплотнителя, вставить в уплотнитель стекло (это удобно делать, наложив уплотнитель на стол лицевой стороной вверх);

- поставить окантовку уплотнителя так, чтобы стык ее был в нижней части окна, и на стык окантовки поставить металлическую облицовку;

- вставить резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

- вложить в паз (предназначенный для соединения уплотнителя с фланцем проема окна) прочную бечевку или шнур, чтобы концы были в нижней части уплотнителя;

- установить стекла вместе с уплотнителем в проем ветрового окна, прижав их снаружи к фланцу;

- удерживая один конец бечевки, тянуть плавно, без рывков за другой ее конец, перетягивая, таким образом, клапан уплотнителя через фланец проема окна. Для облегчения этой операции можно пользоваться отверткой;

- очистить стекла и проем окна от излишков пасты;

- установить рычаги стеклоочистителя.

При использовании уплотнителя, выполненного из незамкнутого профиля, легче устанавливать стекла, установив сначала уплотнитель в проем, а потом, отгибая края уплотнителя, снаружи вставить сначала одно, потом другое стекло (легче это сделать, вставляя стекла от середины к краям), а затем заправить профиль центральной стойки. После этого вставить саму среднюю стойку, окантовку уплотнителя с облицовкой и замок средней стойки.

Для улучшения герметизации стекла после установки между кромкой уплотнителя и стеклом в нижней половине контура окна можно ввести резиновый клей.

Для снятия вентиляторов отопителя вывернуть винты крепления кожуха вентиляторов (рис. 9-15), отсоединить выводы электродвигателя 19. Затем вывернуть винты, крепящие резинометаллический фланец электродвигателя к улитке вентилятора, и вынуть электродвигатель с рабочим колесом вентилятора. Вывернуть винт, крепящий рабочее колесо вентилятора на валу электродвигателя, и снять колесо.

При установке выводы электродвигателя соединить с проводами так, чтобы рабочее колесо левого вентилятора вращалось по часовой стрелке, а рабочее колесо правого вентилятора - против часовой стрелки, если смотреть из кабины. Для этого у электродвигателя левого вентилятора подсоединить черный вывод к зеленому проводу из пучка проводов, а красный вывод электродвигателя - к проводу массы. Для электродвигателя правого вентилятора -наоборот: красный вывод с зеленым проводом пучка, а черный вывод - с проводом массы.

При применении нереверсивных электродвигателей МЭ 226 необходимо отличать электродвигатели правого и левого вращения, и на левый вентилятор необходимо устанавливать электродвигатель левого вращения МЭ 226В, а на правый вентилятор - электродвигатель правого вращения МЭ 226К. При этом зеленый провод из пучка проводов подключить к штекеру на крышке электродвигателя, параллельному плоскости крышки, а провод массы - к штекеру, параллельному оси вращения электродвигателя.

Для снятия привода отопителя снять ручки рычагов крана, управления, вывернув винты их крепления, вывернуть винты крепления привода к щитку под панелью приборов, снять шкалу и привод. Вывернуть винты прижимов оболочек троса, расшплинтовать и снять тросы приводов. Для снятия рычагов отверните гайку крепления оси рычагов. При сборке привода гайку на оси ручек привода затянуть так, чтобы обеспечить легкое перемещение ручек, и зашплинтовать ее. Трущиеся части перед сборкой смазать.

При монтаже воздухопроводов шланг, подводящий воздух к левому дефлектору на панели приборов, должен проходить между тягами стеклоочистителя.

Снятие сидений проводить в следующем порядке:

- опрокинуть кабину;

- снять нижнюю термоизоляцию пола;

- отвернуть гайки крепления сидений под полом кабины (по четыре гайки у сидений водителя и среднего пассажира и шесть гаек у сиденья крайнего пассажира);

- опустить кабину и вынуть сиденья.

При установке крепить сиденья только самоконтрящимися гайками.

Все трущиеся поверхности шарниров сидений, пластины торсионов, механизмы перемещения смазать при сборке смазкой Литол-24.

Для снятия обивки кабины:

- снять крючок для одежды, петли шторки спального места, плафон спального места;

- вынуть с помощью отвертки скрепки крепления обивки боковины;

- снять верхние, задние и нижние обивки боковины;

- снять верхнюю часть обивки задка (после снятия уплотнителей стекол задних окон, аптечки);

- снять штабик крыши вокруг вентиляционного люка, вынув пальцы и скрепки;

- снять плафон освещения кабины;

- снять облицовки гнезд ремней безопасности спального места и направляющую шторы спального места;

- вынуть скрепки крепления задней части обивки крыши и снимите ее;

- вынуть скрепки крепления передней части обивки крыши и, подав ее назад, снять ее;

- снять, вынув скрепки крепления, обивку нижней части задка (выполненную из искусственной кожи с искусственным войлоком);

- снять боковые передние термоизоляции, вынув полиэтиленовые скрепки их крепления, а затем обе термоизоляции передка, вынув резиновые скрепки их крепления.

Для снятия обивки и термоизоляции пола необходимо снять сиденья.

Устанавливать обивку кабины в обратном порядке, т. е. сначала термоизоляцию передней панели, потом - боковин, сначала закрепить переднюю часть обивки крыши, потом заднюю, затем обивку задка, потом боковин.

Устанавливать резиновые скрепки лучше с помощью специальной оправки или стержня, вставленного в отверстие скрепки и вытягивающего ее при вставлении в отверстие.

Установку передней части обивки крыши или обивки крыши (кабины без спального места) производить так: вставить переднюю часть обивки под передний усилитель крыши, продвинуть обивку вперед, пока боковые пазы обивки не совпадут с усилителями крыши. Прижать обивку вверх к крыше. Шилом через крепежные отверстия в обивке нащупать крепежные отверстия в усилителях крыши, совместить эти отверстия и вставлять скрепки. Так же вставлять скрепки и остальных обивок. В четыре отверстия для крепления штабика вентиляционного люка спереди и сзади люка вставить пальцы 5x18 с шайбами и зашплинтовать в верхней части, в другие четыре - скрепки.

Для снятия панели приборов открыть щиток приборов, вывернув два винта в верхней его части, щиток выключателей и отсоединить все приборы и выключатели от проводов, затем вывернуть болты крепления кронштейна предохранителей (в средней части панели приборов). После этого отогнуть скобы, фиксирующие пучок проводов на нижней части панели приборов, и вынуть пучок вместе с кронштейном предохранителей из панели приборов. Снять шланги с сопел обдува ветрового стекла и дефлекторов обдува стекол дверей (эти шланги удобнее снимать с патрубков воздухораспределителей). Вывернуть болты крепления нижних щитков с тягами отопителя кабины, жалюзи радиатора и др. Вывернуть болты крепления панели приборов к боковинам, к двум боковым косынкам, к кронштейну рулевой колонки. Вывернуть болты крепления панели приборов к панели передка (через проемы щитка приборов, щитка выключателей, вещевого ящика, а если ящик не снят, то снизу, из-под панели приборов) и снять панель приборов.

Для снятия вещевого ящика открыть дверцу, вывернуть винты крепления ограничителя к дверце, винты крепления ящика к нижней стенке панели приборов и к стойкам (изнутри ящика) или отвернуть крепление стоек к панели приборов (если необходимо извлечь стойки) слева, открыв щиток выключателей, вывернуть два винта, а справа - снизу из-под панели приборов - два болта. Вынуть ящик наружу и отвернуть петли дверцы.

Проставка в соединении передней и задней частей передних крыльев может быть поломана. В этом случае срубить или отломить остатки проставки, просверлить сквозное отверстие в обеих частях крыла и, установив между ними металлическую или пластмассовую проставку - распорку с отверстием под болт, стянуть болтом с самоконтрящейся гайкой обе части крыла.

Возможные неисправности стеклоочистителей и замков двери и способы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Щетка при работе задевает за детали кабины

Неправильная установка рычага на оси

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через 30-60 с выключите; установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в 10-20 мм от кромки уплотнителя, укрепить рычаг, включить стеклоочиститель и проверить установку рычага

Стеклоочиститель работает на одной скорости

Неисправность переключателя

Заменить переключатель

Неисправность моторедуктора (электродвигателя с редуктором)

Замените моторедуктор

Обрыв цепи питания одной из щеток моторедуктора

Устранить обрыв

Не включается моторедуктор

Перегорание предохранителя

Найти неисправность электропроводов, устранить. Предохранитель заменить

Отказ в работе моторедуктора

Заменить моторедуктор

Обрыв цепи питания

Устранить обрыв

Плохая очистка ветрового стекла щетками

Износ или старение резины щеток

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки

Тугое закрывание и открывание двери

Не отрегулирован замок двери

Отрегулировать замок перемещением фиксатора

Заусенцы на защелке или фиксаторе

Устранить заусенцы

Провисание двери

Отрегулировать установку двери

Коробление, повреждение двери

Заменить дверь

Отсутствует смазочный материал в замке

Смазать все трущиеся поверхности замка

Тугое открывание и закрывание “на предохранитель” внутренней ручкой

Изгиб поводка привода и тяги замка

Выправить или заменить тягу и привод замка

Смещен привод замка в. крепежных отверстиях

Ослабить винты крепления привода замка и, нажав внутреннюю ручку до упора, затянуть винты

Тугое открывание кнопкой замка

Попала грязь или замерзла вода в кнопке

Снять наружную ручку и очистить от грязи