Назад

Транспортирование и хранение автомобилей

РАЗДЕЛ 12. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобили, которые не планируется эксплуатировать более трех месяцев, подлежат постановке на хранение. В том числе запчасти и принадлежности.

Правилами хранения автомобилей предусмотрены:

- консервация;

- техническое обслуживание в процессе хранения;

- проверка состояния и опробование автомобиля;

- переконсервация;

- замена эксплуатационных материалов.

Объем работ по хранению определяется в зависимости от условий (табл. 12-1) и видов хранения. Установлено 2 вида хранения автомобиля:

- кратковременное - до одного года;

- длительное - один год и более.

Характеристика категорий условий хранения автомобиля

Таблица 12-1

Характер атмосферы

Содержание коррозионноактивных агентов в атмосфере

Условия размещений автомобилей

Категория условий хранения для климата

умеренного

холодного

тропического

Сернистый газ, мг/мм3

Хлориды, мг/мм3, в сутки

сухого

влажного

Сельская:

лесная

горная

Не более

На открытой площадке

Ж

Ж

С

ОЖ

0,02

0,02

0,3

0,3

Под навесом

Ж

Ж

С

ОЖ

В закрытом неотапливаемом помещении

С

С

Л

Ж

В отапливаемом помещении

Л

Л

-

-

Промышленная

0,02-2,0

0,3-2,0

На открытой площадке

ОЖ

ОЖ

ОЖ

ОЖ

Под навесом

Ж

ОЖ

С

Ж

В закрытом неотапливаемом помещении

С

Ж

С

Ж

В отапливаемом помещении

Л

Л

-

-

Морская

0,02-2,0

0,3-2,0

На открытой площадке

ОЖ

ОЖ

-

ОЖ

Под навесом

ОЖ

ОЖ

-

ОЖ

В закрытом неотапливаемом помещении

Ж

Ж

-

Ж

В отапливаемом помещении

Л

Л

-

-

Примечание. Категории условий хранения: Л легкая; С - средняя; Ж - жесткая; ОЖ - очень жесткая.

В качестве материалов для консервации следует применять рабоче-консервационные масла, летучие ингибиторы атмосферной коррозии, консервационную смесь топлива, охлаждающую жидкость с трехкомпонентной присадкой, упаковочные средства и другие материалы (табл. 12-2).

Рабоче-консервационные масла приготовить добавлением к штатному маслу маслорастворимого ингибитора АКОРП (ГОСТ 15171) в количестве 5 - 10 % от общего объема при температуре не выше 60 °С, интенсивно перемешивая до получения однородной смеси. Во избежание неполного перемешивания не заливать ингибитор в посуду, не заполненную маслом. Аналогично приготовить консервационную смесь топлива, добавляя в дизельное топливо АКОР-1 в количестве 2% общего объема смеси.

При консервации агрегатов трансмиссии можно использовать два варианта - с применением основного масла ТМ5-12РК или дублирующего ТСп-15К с ингибитором АКОР-1.

Рабоче-консервационные масла и смазочные материалы следует перед использованием разогреть до температуры 70°С, не более.

При подготовке автомобилей к хранению необходимо проводить операции, указанные в табл. 12-3, в дополнение к перечню операций технологического процесса подготовки автомобилей к длительному и кратковременному хранению «Руководства по хранению автомобильной техники и имущества в СА и ВМФ» (Воениздат,1987) применительно к автомобилям с дизельным двигателем.

Номенклатура материалов для подготовки автомобиля к хранению

Таблица 12-2

Материал

ГОСТ, ТУ

Наименование

Присадка АКОР-1

ГОСТ 15171*

Для консервации внутренних поверхностей двигателя, его агрегатов, трансмиссии, рулевого управления, лебедки

Трехкомпонентная присадка: тринатрийфосфат нитрит натрия двухромовокислый калий

ГОСТ 201 ГОСТ 19906 ГОСТ 4220

Для консервации внутренней поверхности системы охлаждения

Смазка ПВК

ГОСТ 19537

Для наружной консервации металлических неокрашенных поверхностей

Смазка графитная УСсА

ГОСТ 3333

Для смазывания поверхностей глушителя, троса лебедки, листов рессор

Смазка Литол-24

ГОСТ 21150

Для смазывания штекерных соединений

Замазка герметизирующая ЗЗК-3у

ГОСТ 19538

Для герметизации атмосферных выводов, предохранительных клапанов

Лак ПФ-283(лак 4С)

ГОСТ 5470

Для покрытия наружных поверхностей автомобильных шин и резино-техничес-ких изделий

Алюминиевая пудра ПАП-4

-

То же

Эмаль НЦ-1125

ГОСТ 7930

Для окраски поверхностей кузова и кабины

Эмаль МС-17 черная

ТУ 6-10-1012

Для окраски поверхностей узлов ходовой части, трансмиссии, рамы

Уайт-спирит

ГОСТ 3134

Для обезжиривания поверхностей перед окраской

Ткань герметизирующая, ТТ

ТУ МО 68

Для герметизации двигателя агрегатов трансмиссии, атмосферных выводов аппаратов

Картон прокладочный непрочитанный марки Б

ГОСТ 9347

Для установки внутри кабины на ветровые, боковые и задние стекла

Перечень дополнительных операций, проводимых при подготовке автомобилей КАМАЗ к хранению

Таблица 12-3

Номер и содержание операции

Необходимость выполнения работ при подготовке к хранению

Применяемые инструменты и материалы

длительному

кратковременному

С

Ж, ОЖ

С

Ж, ОЖ

1 .Смазать наружные штекерные соединения системы электрооборудования тонким слоем смазочного материала, очистить провода от грязи и насухо протереть

+

+

+

+

Кисть, смазка Литол-24

2.Обернуть тканью ТТ или парафинированной бумагой и обвязать шпагатом колпак воздухозаборника

+

+

+

+

Ткань ТТ парафинированная бумага, шпагат

3.Включить первую передачу коробки передач, вывернуть винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки

+

+

+

+

Ключ торцовый S=27

4.Поверхность винтов механического растормаживания смазать консервационной смазкой

+

+

+

+

Кисть, смазка ПВК

5.Загерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы

+

+

--

Ткань ТТ, замазка ЗЗК-3у

Техническое обслуживание автомобиля в процессе хранения

Установлены следующие виды технического обслуживания для автомобилей:

- кратковременного хранения - ежемесячное и полугодовое;

- длительного хранения - ежемесячное, полугодовое, годовое;

- проведение регламентированного технического обслуживания через 5-6 лет хранения в зависимости от условий хранения (табл. 12-1).

При каждом техническом обслуживании проводить:

- наружный осмотр;

- очистку поверхностей от пыли, грязи, осадков, продуктов коррозии. При очистке окрашенных поверхностей не допускать протирания их топливом или маслом. Участки, подвергшиеся коррозии, летом необходимо зачистить и подкрасить, зимой - смазать консервационным маслом.

Кроме этого, выполнить следующие работы при ежемесячном ТО:

- проверить положение автомобиля на подставках, сохранность пломб, состояние защитных покрытий, герметизирующих оклеек, давление воздуха в шинах, отсутствие подтеканий топлива, масел и спецжидкостей, состояние тента, инструмента и принадлежностей;

- техническое обслуживание аккумуляторных батарей, хранящихся на автомобилях и снятых с автомобилей, проводить в сроки и в объеме, указанном в Руководстве по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям.

При полугодовом ТО (на автомобилях длительного и кратковременного хранения):

- заполнить бак топливом, соответствующим времени года;

- слить конденсат из ресиверов пневмосистемы.

На автомобилях кратковременного хранения, кроме указанных выше работ, выполнить следующие работы.

1. При подготовке к эксплуатации в зимний период: заменить летние сорта масел и спецжидкостей на зимние или всесезонные; проверить исправность и подготовить к работе предпусковой подогреватель, СЭВ.

2. При подготовке к эксплуатации в летний период заменить зимние сорта масел на летние или всесезонные.

При годовом ТО (проводить в теплое время):

- проверить уровень масла в агрегатах трансмиссии;

- проверить состояние масляных, топливных фильтров и воздухоочистителей;

- проверить исправность и работоспособность приборов электрооборудования, предпускового подогревателя, СЭВ; провернуть на 2-3 оборота вывешенные колеса ведущих мостов автомобиля для обновления масляной пленки на поверхностях зубчатых колес;

- слить отстой дизельного топлива в количестве 3-5 л, после чего баки дозаправить;

- пустить двигатель, прогреть его на месте в течение 1 ч, прослушать работу на разных режимах;

- проверить работу всех контрольно-измерительных приборов, исправность рулевого управления, тормозной системы и системы накачки шин, привода лебедки;

- смазать рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения кабины, петли и замки дверей кабины, инструментального ящика, бортов платформы;

- после выполнения указанных работ автомобиль вновь законсервировать.

На автомобилях длительного хранения при консервации выполнить следующие работы:

- заправить рабоче-консервационные масла в картер двигателя, автоматическую муфту опережения впрыскивания топлива, картеры ведущих мостов, коробки передач, раздаточной коробки, балансиров задней подвески и редуктора лебедки;

- ввести в охлаждающую жидкость системы охлаждения двигателя противокоррозионную присадку;

- очистить внутренние и наружные поверхности тормозных барабанов, опорные диски, тормозные колодки от продуктов коррозии, окрасить, ступицы заполнить свежим смазочным материалом. Смазать тонким слоем смазки Литол-24 эксцентриковые оси тормозных колодок, профиль разжимного кулака, оси роликов, наружную и внутреннюю поверхности роликов;

- колесные краны установить в положение ЗАКРЫТО.

Выполнить работы по консервации лебедки:

- очистить от грязи и продуктов коррозии тросоукладчик, редуктор, направляющие ролики, механизм отключения, цепь и звездочки; смазать неокрашенные поверхности консервационной смазкой, при необходимости окрасить поверхности деталей и узлов;

- снять огнетушители, проверить массу заряда и при необходимости зарядить;

- пустить двигатель, прогреть и совершить пробег автомобиля на 0,5-1 км с целью нанесения пленки масла на поверхности деталей двигателя и агрегатов трансмиссии и проверки работоспособности тормозных механизмов. Установить автомобиль на место хранения.

Выполнить работы по консервации системы подогрева двигателя:

- слить топливо из бачка подогревателя через запорный краник, краник закрыть, отсоединить топливопровод от запорного краника бачка подогревателя, подсоединить к топливопроводу резиновый шланг, свободный конец которого опустить в посуду с топливом, содержащим 2% присадки АКОР-1, пустить подогреватель и дать проработать 1,5-2 мин, выключить его, вывернуть электроискровую свечу, смазать резьбовую часть свечи рабоче-консервационным моторным маслом, установить свечу на место;

- подсоединить топливопровод к запорному кранику, загерметизировать воздухозаборник вентилятора ПЖД, дренажную трубку, воронку для заливки жидкости и выпускной патрубок.

Выполнить работы по консервации внутренних поверхностей цилиндров двигателя, воздухоочистителя и цилиндров компрессора.

При консервации с помощью установки модели 183-М:

1. Разогреть приготовленное рабоче-консервационное масло до 70-80°С и залить его в бак установки 183-М.

2. Установить на трубку пистолета приспособление для консервации внутренних поверхностей цилиндров двигателей.

3. Подсоединить установку к компрессору.

4. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 70-80°С, после чего остановить двигатель. После останова двигателя провернуть коленчатый вал стартером без подачи топлива для удаления из цилиндров продуктов сгорания.

5. Поднять кабину автомобиля.

6. Снять воздухоочиститель.

7. Отсоединить топливопроводы от форсунок, снять форсунки. Вывернуть пробки клапанов компрессора, вынуть пружины и клапаны.

8. Включить компрессор установки 183-М и довести давление в баке установки до 4-5 кгс/см2

9. Залить по 20-25 мл рабоче-консервационного масла через отверстия клапанов в цилиндры компрессора.

10. Ввести в цилиндр двигателя через отверстие для форсунки приспособление для консервации. Включить на 7-10 с пистолет установки и произвести консервацию внутренних поверхностей цилиндра двигателя. Операцию повторить для всех цилиндров двигателя.

11. Установить форсунки на место, подсоединить топливопроводы. Поставить на место клапаны и пробки компрессора.

12.Законсервировать воздухоочиститель: вынуть фильтрующий элемент из корпуса воздухоочистителя; резьбу шпильки и гайки крепления фильтрующего элемента смазать защитной смазкой ПВК; собрать воздухоочиститель и установить на место;

13. Опустить кабину автомобиля.

При консервации с помощью шприца для жидкой смазки:

- разогреть рабоче-консервационное масло до 70-802С;

- выполнить операции 4-6, указанные в техпроцессе консервации цилиндров с помощью установки 183-М;

- отсоединить топливопроводы от форсунок, снять форсунки. Вывернуть пробки клапанов компрессора, вынуть пружины и клапаны;

- выполнить операцию 9, указанную в техпроцессе консервации цилиндров с помощью установки 183-М;

- залить через отверстие для форсунки в каждый цилиндр по 65-75 мл нагретого до температуры 70-80 ?С рабоче-консервационного масла;

- установить форсунки на место, подсоединить топливопроводы. Поставить на место клапаны и пробки компрессора;

- провернуть стартером коленчатый вал без подачи топлива к форсункам;

- выполнить операции 12 и 13, указанные в техпроцессе консервации цилиндров двигателя с помощью установки 183-М;

- загерметизировать трубу воздухозаборника воздухоочистителя, отверстие под маслоизмерительный стержень, маслозаливную горловину, выпускную трубу глушителя;

- очистить от коррозии поверхности выпускных труб глушителя и смазать графитной смазкой;

- снять ремни привода вентилятора, жидкостного насоса и генератора, очистить поверхности шкивов, окрасить шкивы и приводные ремни, надеть ремни и отрегулировать натяжение. Загерметизировать генератор;

- осмотреть провода электрооборудования, удалить с изоляции нефтепродукты; проверить состояние штепсельных разъемов, при необходимости очистить их от грязи и нефтепродуктов;

- протереть и осмотреть шланговые детали, очистить поверхности стяжных хомутов от продуктов коррозии. Резьбовую часть стяжных болтов хомутов смазать консервационной смазкой;

- рукава покрыть согласно ГОСТ 10362;

- осмотреть наружные поверхности двигателя, приборов системы питания, смазывания, охлаждения, подогрева и пуска, топливо- и маслопроводов, топливных баков, очистить от продуктов коррозии и окрасить, неокрашиваемые поверхности смазать консервационной смазкой;

- снять аккумуляторные батареи, очистить их от грязи, протереть и отправить в аккумуляторную для проверки, обслуживания и хранения. Наконечники и выводы стартерных проводов смазать рабоче-консервационным маслом и обернуть парафинированной бумагой, обвязать шпагатом;

- проверить состояние светомаскировочных устройств, осветительных и светосигнальных приборов, снять наружные ободки и рассеиватели фонарей, очистить поверхности от пыли, грязи и продуктов коррозии. Заменить неисправные рассеиватели и резиновые (пробковые) уплотнители во всех осветительных приборах исправными. Окрасить внутренние и наружные поверхности корпусов приборов и ободков. Резьбовую часть крепежных и регулировочных винтов смазать рабоче-консервационным маслом. Крышки СМУ фар опустить в нижнее положение. Рассеиватели фар, на которые не установлены СМУ, и задние фонари закрыть чехлами из плотной ткани;

- прочистить и загерметизировать атмосферные клапаны картеров агрегатов трансмиссии, предохранительные клапаны, нанести тонкий слой консервационной смазки на наружную поверхность рупора электросигнала, обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом.

Загерметизировать атмосферные выводы на тормозных камерах; выходные отверстия тормозного крана и ускорительного клапана, регулятора давления и клапанов управления тормозными системами прицепа закрыть тканью ТТ и загерметизировать замазкой ЗЗК-Зу. Вывернуть винты механического растормаживания пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер, резьбовую часть винтов смазать консервационной смазкой.

Шаровые поверхности поворотных кулаков, шлицевых участков карданных валов и рабочие поверхности тяг дистанционного управления коробкой передач и раздаточной коробкой, плунжер насоса, штоки гидроцилиндров механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса покрыть консервационной смазкой. Клапаны бачка насоса подъема и опускания кабины и запасного колеса загерметизировать при помощи ткани ТТ и замазки 33К-3у. Насос обернуть тканью ТТ и обвязать шпагатом.

Смазать рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения запорного механизма кабины, петли и замки дверей кабины, инструментальных ящиков, бортов платформы, а консервационной смазкой - открытые резьбовые участки соединений.

Удалить воду из бачка, трубопроводов и насоса омывателя ветровых стекол кабины, бачок промыть, систему продуть, загерметизировать жиклеры омывателя замазкой 33К-3у.

Очистить, вымыть, просушить и припудрить тальком резиновые коврики, свернуть и уложить их на сиденья, пол кабины (при необходимости) очистить от грязи, продуктов коррозии и окрасить.

Проверить по описи ЗИП, очистить и смазать рабочие поверхности, окрасить нерабочие поверхности, уложить на место хранения (сдать на склад).

Установить внутри кабины на ветровые, боковые и задние стекла белые картонные щиты.

Снять щетки стеклоочистителя, зеркала заднего вида и уложить в кабину.

Очистить тент от пыли и грязи.

Вымыть и просушить шины.

Нанести защитное покрытие на наружные поверхности шин.

Опломбировать автомобиль.

Переконсервация автомобилей

Проводить в случае обнаружения дефектов временной противокоррозионной защиты при контрольных осмотрах в процессе хранения или по истечении срока действия временной противокоррозионной защиты.

Переконсервацию и РТО автомобилей длительного хранения проводить при жесткой или очень жесткой категориях условий хранения один раз в 4 года, при средней - один раз в 6 лет. Переконсервацию совмещать с годовым техническим обслуживанием.

Расконсервация автомобилей (снятие с хранения)

Работу по снятию автомобиля с хранения выполнять в соответствии с операциями технологического процесса, приведенными в Руководстве по хранению автомобильной техники и имущества в СА и ВМФ.

При снятии автомобиля с кратковременного хранения дополнительно провести следующие операции: ввернуть винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки; расконсервировать колпак воздухозаборника.

При снятии автомобиля с длительного хранения дополнительно к операциям, приведенным в Руководстве по снятию автомобиля с хранения, в условиях ограниченного времени (до выхода автомобилей в район сосредоточения) провести следующие операции: ввернуть винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки; разгерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы; расконсервировать колпак воздухозаборника.

Опробование автомобилей длительного хранения Установить два вида опробования автомобилей длительного хранения - на месте хранения пуском двигателя и контрольным пробегом.

Основным видом является опробование автомобилей на месте. Проводить при годовом техническом обслуживании автомобилей с целью проверки исправности двигателя, его систем и механизмов и устранения обнаруженных недостатков. Продолжительность работы двигателя должна быть в пределах одного часа.

Опробование автомобилей контрольным пробегом на расстояние 25 км проводить при переконсервации автомобиля.

Транспортирование автомобилей В зависимости от пункта назначения автомобили транспортируются:

- своим ходом;

- железнодорожным, воздушным или водным транспортом.

При транспортировании новых автомобилей своим ходом надо учитывать ограничения, предусмотренные в подразделе «Эксплуатация нового автомобиля».

Если пункт назначения находится на расстоянии более 1000 км, то при транспортировании автомобиля своим ходом нужно провести в пути техническое обслуживание автомобиля ТО-1000.

При транспортировании автомобилей по железной дороге на платформах перед погрузкой необходимо очистить пол платформы от мусора и грязи, а в зимнее время - от снега и льда и посыпать песком. Автомобили надо устанавливать вдоль платформы на равном расстоянии от ее боковых бортов. Колеса должны быть застопорены четырьмя упорными брусьями из древесины хвойных или лиственных пород (за исключением ольхи, липы и лиственницы). Бруски под передние колеса должны иметь размеры 75x130x600 мм, под задние 75x130x900 мм. Каждый брусок нужно прибить к полу шестью гвоздями длиной 200 мм.

Автомобили прикрепляют проволочными растяжками, сделанными из четырех нитей проволоки диаметром 6 мм (в месте скручивания - восемь нитей). Каждый автомобиль, за исключением автомобилей, расположенных над сцепным устройством платформы, надо укрепить четырьмя растяжками; две растяжки одними концами закрепить за пальцы буксирных вилок или передние кронштейны передних рессор, а другими концами, пропущенными под борт платформы, - за торцовые и боковые стоечные скобы платформы.

При установке автомобилей над сцепным устройством платформы нужно застопорить с двух сторон только колеса задней тележки, прибив каждый брусок двенадцатью гвоздями. Параллельно передним колесам с наружной или внутренней стороны следует уложить продольные направляющие брусья размером 75x80x600 мм, прибив каждый четырьмя гвоздями. Автомобиль при этом должен быть укреплен четырьмя растяжками. Две растяжки 6 надо закрепить крест-накрест одним концом за опоры рессор на промежуточном мосту, а другим -за торцовые стоечные гнезда платформы. Две другие растяжки следует закрепить одним концом за крюк тягово-сцепного устройства, а другим - за боковые гнезда платформы.

Можно закрепить четыре растяжки одним концом за тягово-сцепное устройство, а другим - за боковые стоечные гнезда платформы, направив по две растяжки в противоположные стороны. При этом угол между растяжкой и полом, а также между растяжкой и продольной осью не должен превышать 45. Нельзя допускать трения растяжек о шины автомобилей, а также применять растяжки из проволоки, бывшей в употреблении.

Обеспечить наличие топлива в баке не более 15 литров.

На бортах платформы сделать предупредительную надпись: «Сцеп не разъединять».

После установки и закрепления автомобилей на платформах нужно выполнить следующее:

- отключить выключатель аккумуляторных батарей автомобиля;

- затормозить автомобиль стояночной тормозной системой;

- включить первую передачу коробки передач и раздаточной коробки;

- довести давление воздуха в шинах до 320 кПа (3,2 кгс/см2), закрыть колесные краны запора воздуха.

- на автомобилях мод. 5350 и 6350 демонтировать прожектор; упаковать и уложить в кабину.

При погрузке автомобилей подъемно-транспортными машинами для зачаливания автомобиля нужно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 12-1).

Рис. 12-1. Приспособление для зачаливания автомобилей (на примере автомобиля КамАЗ-5350): 1 - захват переднего буфера; 2 - проушина переднего кронштейна; 3, 5 - канатные ветви; 4 - траверса; 6 - задний буфер; 7 - захват заднего буфера

Допускается использовать другие приспособления соответствующей грузоподъемности. При этом спереди строповку следует проводить за пальцы буксирных вилок, а сзади - за задние буферы. Во избежание повреждения лакокрасочных покрытий автомобиля на тросы приспособления должны быть надеты трубки из резины или другого эластичного материала.

При транспортировании автомобилей воздушным транспортом после погрузки их в грузовую кабину транспортного средства следует включить первую передачу коробки передач и раздаточной коробки, затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, довести давление в шинах до 320 кПа (3,2 кгс/см2), закрыть колесные краны запора воздуха, отключить выключатель аккумуляторных батарей автомобиля и установить выключатели рессор. Выключатели подрессоривания устанавливают для исключения перемещения рамы автомобиля относительно его мостов во время транспортирования. Выключатели рессор изготавливает грузоотправитель из брусков древесины твердых пород высотой на 10-15 мм больше блокируемого зазора. На мостах выключатели крепят отожженной проволокой или брезентовыми ремнями.

Размещение и крепление автомобиля в транспортном средстве производят по типовой схеме размещения и швартовки согласно инструкции «Воздушное транспортирование автомобильной техники» (Воениздат).

Топливные баки автомобиля должны быть заполнены на половину их вместимости. Необходимость слива охлаждающей жидкости решается в зависимости от конкретных условий транспортирования.

При транспортировании водным транспортом автомобили размещают в трюмах, твиндеках или на открытых палубах (с согласия грузоотправителя) судов так, чтобы свободное расстояние было не менее 250 мм перед радиатором и 130 мм с остальных сторон.

При размещении автомобилей в грузовых помещениях надо закрепить их растяжками: проволочными в шесть нитей диаметром по 6 мм или из стального троса диаметром 13 мм. На открытых палубах автомобили должны быть закреплены только растяжками из стального троса. Число растяжек должно быть не менее четырех продольных и четырех поперечных. Продольные растяжки крепят за пальцы буксирных вилок и ось задней подвески, поперечные - за пальцы буксирных вилок и крюк тягово-сцепного устройства.

При поперечном размещении под колеса автомобиля надо установить противооткатные клинья.

Растяжки или другие швартовочные приспособления не должны касаться шин автомобиля.

После установки и закрепления автомобиля нужно включить первую передачу коробки передач и раздаточной коробки, стояночную тормозную систему, довести давление воздуха в шинах до 320 кПа (3,2 кгс/см2), закрыть колесные краны запора воздуха и отключить выключатель аккумуляторных батарей.

Примечание: При подготовке автомобиля к транспортированию в зависимости от вида транспорта необходимо выполнять требования, изложенные в документах:

«Правила перевозок грузов. Министерство путей сообщения СССР»;

Приказ Министра путей сообщения РФ от 29 марта 1999г. № 9Ц «Об утверждении правил перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте;

«Правила перевозок грузов. Министерство речного флота РСФСР»;

ГОСТ 26653 «Подготовка генеральных грузов к перевозке морским транспортом»;

«Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Министерство автомобильного транспорта РСФСР»;

«Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях СССР. Министерство гражданской авиации СССР».

А также в других документах действующих на момент отправки грузов.