Электрооборудование. Часть 2
Рис. 8-6. Функциональная схема наружного освещения.
Рис. 8-7. Функциональная схема наружной световой сигнализации и блокировки колес.
Рис. 8-8. Функциональная схема световой и звуковой сигнализации тормозной системы.
Генератор,стартер
На автомобилях КамАЗ-4308 устанавливается генераторная установка и стартер, входящие в состав двигателя модели CUMMINS В 5,9 180 CIV-0.
Требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту приведены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Камминз серии В». Данное руководство прикладывается к каждому автомобилю Камаз 4308 с двигателем Камминз.
Аккумуляторная батарея
Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190А состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в полипропиленовом моноблоке с общей крышкой.
Техническая характеристика аккумуляторных батарей
Тип батареи | 6СТ-190А |
Количество батарей | 2 |
Номинальное напряжение батареи, В | 12 |
Номинальная емкость при температуре электролита 23...27°С в режиме разряда, А.ч: | - |
20-часовом | 190 |
10-часовом | 170 |
Сила тока при режиме разряда, А: | - |
20-часовом | 9,5 |
10-часовом | 17 |
Габаритные размеры, мм: | - |
длина | 525 |
ширина | 240 |
высота | 243 |
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5x143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных - 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных - 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Масса, кг: | - |
без электролита | 45 |
с электролитом | 60 |
Сила тока при режиме заряда, А: | - |
20-часовом | 19 |
10-часовом | 17 |
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений под общей крышкой, на крышке имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (табл. 8-1).
Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Таблица 8-1.
Климатический район Время года Плотность электролита при 15°С, г/см3 Заливаемого в конце первого заряда Районы с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже минус 40 °С Зима 1,290 1,310 Лето 1,250 1,270 Районы с зимней температурой: - - - - до минус 40 °С Круглый год 1,270 1,290 - до минус 30 °С То же 1,250 1,270 Южные районы То же 1,230 1,250 Тропики То же 1,210 1,230 Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см3.
Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты
Таблица 8-2.
Требуемая плотность электролита при 15 °С, г/смЗ | Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С, л | Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, л | ||
Воды | Раствора | Воды | Кислоты | |
1,210 | 0,522 | 0,493 | 0,834 | 0,204 |
1,230 | 0,467 | 0,542 | 0,811 | 0,228 |
1,250 | 0,418 | 0,596 | 0,796 | 0,248 |
1,270 | 0,364 | 0,647 | 0,778 | 0,269 |
1,290 | 0,313 | 0,698 | 0,759 | 0,290 |
1,310 | 0,256 | 0,753 | 0,736 | 0,314 |
1,400 | — | — | 0,640 | 0,416 |
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83...1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80 °С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см или ее раствора плотностью 1,40 г/см3 , необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 8-2.
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15 °С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 8-3.
Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита
Таблица 8-3.
Температура электролита, °С | -40 | -30 | -15 | 0 | +15 | +30 | +45 | +60 |
Поправка к показанию денсиметра | -0,04 | -0,03 | -0,02 | -0,01 | 0 | +0,01 | 0,02 | +0,03 |
Примечание. Если температура электролита выше 15 °С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже - то вычесть. |
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25 °С в условиях умеренного климата и не выше 30 °С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: вывернуть пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливать до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверить его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль Камаз 4308 без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжать от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводить только в случае, если температура электролита не превышает 30 °С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоединить к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Величину зарядного тока установить и в дальнейшем поддерживать на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2...3 ч при одновременном, обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролировать температуру. В случае, если температура электролита выше 45 °С, уменьшить величину зарядного тока наполовину или прервать на время заряд и охладить батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2...3 ч, а в конце заряда - через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановить его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15 °С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 8-1, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отобрать с помощью груши.
Корректировку плотности проводить только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполнить три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжать батарею не менее 30 мин.
Техническое обслуживание
При техническом обслуживании 1 (ТО-1)проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долить дистиллированную воду. Доливать воду непосредственно перед выездом автомобиля Камаз 4308 на линию.
Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки - трещины моноблока.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) выполнить следующие операции:
- очистить батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином;
- проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия;
- смазать выводы и перемычки аккумуляторных батарей;
- проверить состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);
- довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости батареи на 5...6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 8-3, учитывая температурную поправку.
Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3. Если разность превышает указанную величину, батарею снять с автомобиля Камаз 4308 и поставить на заряд. В конце заряда провести корректировку плотности.
Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.
Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снять с автомобиля Камаз 4308 и зарядить на зарядной станции.
Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Следует помнить, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.
Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15 °С)
Плотность электролита, приведенная к температуре 15 °С, г/см3 | ||
Полностью заряженная батарея | батарея разряжена | |
- | на 25% | на 50% |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Возможные неисправности батарей.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протереть ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протереть насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.
Сульфатация - это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.
Признаками сульфатации пластин являются:
- быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;
- плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;
- газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);
- при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6...2,7 В у исправных аккумуляторов;
- при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.
Сульфатация возникает вследствие:
- длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;
- систематического недозаряда батарей;
- снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;
- применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжать до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядить аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слить из батареи электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разобрать. Затем залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядить батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжать до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 часов, затем довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторить указанные операции.
Отстающий аккумулятор - это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Отстающие аккумуляторы дозаряжать отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоединить провода через дополнительный реостат и заряжать тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем провести контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядить его отдельно, как указано выше.
Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:
- из предварительного полного заряда;
- контрольного разряда;
- окончательного полного заряда.
Предварительный полный заряд проводить зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.
Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20...30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживать в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.
Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замерять при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проводить через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролировать непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключить батарею от разрядной цепи.
При контрольном разряде записывать время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах привести к температуре 30 °С по формуле:
где С30 — емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср - емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° - средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 - температурный коэффициент емкости.
Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.
Не допускать перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.
Аккумуляторная батарея 6СТ-190А ремонту не подлежит, при отказе подлежит замене.
Хранение
Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи хранить в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 50 °С.
При постановке батарей на хранение плотно ввернуть герметизирующие пробки в заливные горловины крышек. Батареи устанавливать в один ряд и защитить от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.
Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.
Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.
Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0 °С и не ниже минус 30 °С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотреть их, убедиться в исправности и очистить от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализовать 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо.
Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).
Батареи, поставленные на хранение при температуре 0 °С и не ниже минус 30 °С, проверять ежемесячно по плотности электролита и подзаряжать в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15 °С, ниже 1,230 г/см3.
Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0 °С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.
Система освещения
К системе внешнего и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние указатели поворотов, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа, фары-прожекторы, боковые повторители указателей поворота, передние и боковые габаритные фонари, фонари освещения номерного знака, рабочая фара.
Технические характеристики световых приборов. | |||
Световые приборы | Применяемые лампы по ГОСТ 2023.1-88 | Мощность, Вт | Тип цоколя по ГОСТ17101-79 |
Фары головного света 342.3711 - 2шт. - ближний и дальний свет - габаритный свет | АКГ24-75-70-1 (Н4) АМН24-4 | 75-70 4 | P 43t-38 BA9s/14 |
Противотуманная фара ФГ 152А - 2шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Фара-прожектор 2012.3711 - 2шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Передний габаритный фонарь 26.3712 - 2шт. | А24-5-1 | 5 | BA15s/19 |
Плафон освещения кабины П1-3714 - 2 шт. | А24-21-3, А24-5-1 | 21,5 | BA15s/19 |
Плафон вещевого ящика ПК142-Б - 1 шт. | АС24-5-1 | 5 | SV8,5/8 |
Передние указатели поворота УП1-3712 - 2шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Боковой повторитель указателей поворота 56.3726 - 2 шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Боковой габаритный фонарь 431.3731 - 6 шт. | Светодиоды | - | - |
Задние фонари 7442.3716-08 - 2шт. - габаритные огни | А24-10 | 10 | BA15s/19 |
- указатели поворота | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
- сигналы торможения | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
- фонарь заднего хода | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
- задний контурный фонарь | А24-10 | 10 | BA15s/19 |
- противотуманный фонарь | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Фонари освещения номерного знака ФП 131АБ - 2шт. | А24-5-1 | 5 | BA15s/19 |
Фара рабочая 2012.3711 - 1шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Подкапотная лампа ПД 308Б - 1шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Переносная лампа НСТ 39-21 - 1шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Лампа аварийной сигнализации | АМН-24-3 | 3 | BA7s/ll |
Лампа подсветки приборов | А24-2 | 2 | BA9s/14 |
Лампы подсветки блоков контрольных ламп, выключателей | А24-1.2 | 1,2 | W2x4,6d |
Электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 - 1шт. |