Назад

Электрооборудование. Часть 2

Рис. 8-6. Функциональная схема наружного освещения.

Рис. 8-7. Функциональная схема наружной световой сигнализации и блокировки колес.

Рис. 8-8. Функциональная схема световой и звуковой сигнализации тормозной системы.

Генератор,стартер

На автомобилях КамАЗ-4308 устанавливается генераторная установка и стартер, входящие в состав двигателя модели CUMMINS В 5,9 180 CIV-0.

Требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту приведены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Камминз серии В». Данное руководство прикладывается к каждому автомобилю Камаз 4308 с двигателем Камминз.

Аккумуляторная батарея

Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190А состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в полипропиленовом моноблоке с общей крышкой.

Техническая характеристика аккумуляторных батарей

Тип батареи

6СТ-190А

Количество батарей

2

Номинальное напряжение батареи, В

12

Номинальная емкость при температуре электролита 23...27°С в режиме разряда, А.ч:

-

20-часовом

190

10-часовом

170

Сила тока при режиме разряда, А:

-

20-часовом

9,5

10-часовом

17

Габаритные размеры, мм:

-

длина

525

ширина

240

высота

243

Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5x143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных - 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных - 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.

Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).

Масса, кг:

-

без электролита

45

с электролитом

60

Сила тока при режиме заряда, А:

-

20-часовом

19

10-часовом

17

Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений под общей крышкой, на крышке имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.

Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (табл. 8-1).

Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Таблица 8-1.

Климатический район

Время года

Плотность электролита при 15°С, г/см3

Заливаемого

в конце первого заряда

Районы с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже минус 40 °С

Зима

1,290

1,310

Лето

1,250

1,270

Районы с зимней температурой:

-

-

-

- до минус 40 °С

Круглый год

1,270

1,290

- до минус 30 °С

То же

1,250

1,270

Южные районы

То же

1,230

1,250

Тропики

То же

1,210

1,230

Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см3.

Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты

Таблица 8-2.

Требуемая плотность электролита при 15 °С, г/смЗ

Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С, л

Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, л

Воды

Раствора

Воды

Кислоты

1,210

0,522

0,493

0,834

0,204

1,230

0,467

0,542

0,811

0,228

1,250

0,418

0,596

0,796

0,248

1,270

0,364

0,647

0,778

0,269

1,290

0,313

0,698

0,759

0,290

1,310

0,256

0,753

0,736

0,314

1,400

0,640

0,416

Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83...1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80 °С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см или ее раствора плотностью 1,40 г/см3 , необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 8-2.

Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15 °С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 8-3.

Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита

Таблица 8-3.

Температура электролита, °С

-40

-30

-15

0

+15

+30

+45

+60

Поправка к показанию денсиметра

-0,04

-0,03

-0,02

-0,01

0

+0,01

0,02

+0,03

Примечание. Если температура электролита выше 15 °С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже - то вычесть.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25 °С в условиях умеренного климата и не выше 30 °С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.

Порядок заливки электролита следующий: вывернуть пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливать до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверить его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль Камаз 4308 без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.

Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжать от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводить только в случае, если температура электролита не превышает 30 °С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоединить к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Величину зарядного тока установить и в дальнейшем поддерживать на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2...3 ч при одновременном, обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролировать температуру. В случае, если температура электролита выше 45 °С, уменьшить величину зарядного тока наполовину или прервать на время заряд и охладить батарею до 30°С.

Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2...3 ч, а в конце заряда - через каждый час.

Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.

Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановить его доливкой дистиллированной воды.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15 °С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 8-1, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отобрать с помощью груши.

Корректировку плотности проводить только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.

Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполнить три-четыре раза.

Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжать батарею не менее 30 мин.

Техническое обслуживание

При техническом обслуживании 1 (ТО-1)проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долить дистиллированную воду. Доливать воду непосредственно перед выездом автомобиля Камаз 4308 на линию.

Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки - трещины моноблока.

При техническом обслуживании 2 (ТО-2) выполнить следующие операции:

- очистить батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином;

- проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия;

- смазать выводы и перемычки аккумуляторных батарей;

- проверить состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);

- довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости батареи на 5...6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 8-3, учитывая температурную поправку.

Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3. Если разность превышает указанную величину, батарею снять с автомобиля Камаз 4308 и поставить на заряд. В конце заряда провести корректировку плотности.

Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.

Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снять с автомобиля Камаз 4308 и зарядить на зарядной станции.

Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Следует помнить, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.

Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15 °С)

Плотность электролита, приведенная к температуре 15 °С, г/см3

Полностью заряженная батарея

батарея разряжена

-

на 25%

на 50%

1,310

1,270

1,230

1,290

1,250

1,210

1,270

1,230

1,190

1,250

1,210

1,170

1,230

1,190

1,150

Возможные неисправности батарей.

Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.

Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протереть ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протереть насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.

Сульфатация - это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.

Признаками сульфатации пластин являются:

- быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;

- плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;

- газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);

- при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6...2,7 В у исправных аккумуляторов;

- при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.

Сульфатация возникает вследствие:

- длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;

- систематического недозаряда батарей;

- снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;

- применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.

Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжать до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядить аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слить из батареи электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разобрать. Затем залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядить батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжать до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 часов, затем довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторить указанные операции.

Отстающий аккумулятор - это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.

Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.

Отстающие аккумуляторы дозаряжать отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоединить провода через дополнительный реостат и заряжать тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем провести контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядить его отдельно, как указано выше.

Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:

- из предварительного полного заряда;

- контрольного разряда;

- окончательного полного заряда.

Предварительный полный заряд проводить зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.

Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20...30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживать в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.

Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замерять при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проводить через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролировать непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключить батарею от разрядной цепи.

При контрольном разряде записывать время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах привести к температуре 30 °С по формуле:

где С30 — емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср - емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° - средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 - температурный коэффициент емкости.

Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.

Окончательный полный заряд проводить нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.

Не допускать перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.

Аккумуляторная батарея 6СТ-190А ремонту не подлежит, при отказе подлежит замене.

Хранение

Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи хранить в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 50 °С.

При постановке батарей на хранение плотно ввернуть герметизирующие пробки в заливные горловины крышек. Батареи устанавливать в один ряд и защитить от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.

Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.

Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.

Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0 °С и не ниже минус 30 °С.

Перед постановкой батарей на хранение осмотреть их, убедиться в исправности и очистить от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализовать 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо.

Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).

Батареи, поставленные на хранение при температуре 0 °С и не ниже минус 30 °С, проверять ежемесячно по плотности электролита и подзаряжать в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15 °С, ниже 1,230 г/см3.

Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0 °С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.

Система освещения

К системе внешнего и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние указатели поворотов, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа, фары-прожекторы, боковые повторители указателей поворота, передние и боковые габаритные фонари, фонари освещения номерного знака, рабочая фара.

Технические характеристики световых приборов.

Световые приборы

Применяемые лампы по ГОСТ 2023.1-88

Мощность, Вт

Тип цоколя по ГОСТ17101-79

Фары головного света 342.3711 - 2шт.

- ближний и дальний свет

- габаритный свет

АКГ24-75-70-1 (Н4)

АМН24-4

75-70

4

P 43t-38

BA9s/14

Противотуманная фара ФГ 152А - 2шт.

АКГ24-70(Н1)

70

P14,5s

Фара-прожектор 2012.3711 - 2шт.

АКГ24-70(Н1)

70

P14,5s

Передний габаритный фонарь 26.3712 - 2шт.

А24-5-1

5

BA15s/19

Плафон освещения кабины П1-3714 - 2 шт.

А24-21-3, А24-5-1

21,5

BA15s/19

Плафон вещевого ящика ПК142-Б - 1 шт.

АС24-5-1

5

SV8,5/8

Передние указатели поворота УП1-3712 - 2шт.

А24-21-3

21

BA15s/19

Боковой повторитель указателей поворота 56.3726 - 2 шт.

А24-21-3

21

BA15s/19

Боковой габаритный фонарь 431.3731 - 6 шт.

Светодиоды

--

Задние фонари 7442.3716-08 - 2шт.

- габаритные огни

А24-10

10

BA15s/19

- указатели поворота

А24-21-3

21

BA15s/19

- сигналы торможения

А24-21-3

21

BA15s/19

- фонарь заднего хода

А24-21-3

21

BA15s/19

- задний контурный фонарь

А24-10

10

BA15s/19

- противотуманный фонарь

А24-21-3

21

BA15s/19

Фонари освещения номерного знака ФП 131АБ - 2шт.

А24-5-1

5

BA15s/19

Фара рабочая 2012.3711 - 1шт.

АКГ24-70(Н1)

70

P14,5s

Подкапотная лампа ПД 308Б - 1шт.

А24-21-3

21

BA15s/19

Переносная лампа НСТ 39-21 - 1шт.

А24-21-3

21

BA15s/19

Лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3

BA7s/ll

Лампа подсветки приборов

А24-2

2

BA9s/14

Лампы подсветки блоков контрольных ламп, выключателей

А24-1.2

1,2

W2x4,6d

Электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 - 1шт.