Назад

Карданная передача

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Для автомобилей KAMA3-4308 с колесной формулой 4x2 применяются сочленённые трехшарнирные карданные валы с промежуточной опорой, состоящие из двух валов: одношарнирного промежуточного и двухшарнирного карданного вала привода заднего моста с изменяемой длиной.


Рис. 3-25. Схема карданной передачи автомобиля Камаз-4308 с удлиненной базой: 1 - карданный вал промежуточный одношарнирный; 2 - промежуточная опора; 3 - карданный вал привода заднего моста двухшарнирный.

Карданный вал промежуточный с опорой.

Карданный вал с промежуточной опорой имеет один шарнир и применяется в комплекте с двухшарнирным валом, балансируются они в комплекте.

Рис. 3-26. Промежуточный карданный вал спромежуточной опорой: 1 - вал карданный; 2 - фланец с пылеотражателем; 3 - крестовина; 4 - уплотнение подшипника; 5 - обойма подшипника; 6 - подушка; 7 - крышка; 8 - фланец-вилка; 9 - пластина опорная; 11 - шайба тарельчатая; 12 - пресс-масленка; 13 - подшипник (311А); 19 - клапан предохранительный; 20 - гайка М39; 21 - манжета; 22 - манжета; 23 - подшипник крестовины.

К трубе карданного вала 1 (рис. 3-26) с одного конца приварена вилка, с другого - вал шлицевой. На шлицевой вал установлен подшипник 13 шариковый 311А, фланец 2 с пылеотражателем, которые закреплены гайкой 20. Гайка затягивается моментом 196...235 Н.м (20...26 кгс.м) и контрится отгибанием пояска гайки в паз вала.

На подшипник установлена обойма 5 подшипника, на обойму резиновая подушка 6, подшипник с двух сторон защищен крышками 7 с манжетами 21 и 22. Крышки соединены болтами со стопорными шайбами и гайками, которые затягиваются моментом 21,5...24,5 Н.м (2...2,5 кгс.м). В полость подшипника при сборке закладывается 60-80 г смазки Литол 24. Левая манжета 21 имеет обозначение 864176, правая манжета 22 имеет обозначение 864180. Манжеты отличаются друг от друга наклонной насечкой на рабочей кромке, которая направлена в разные стороны. Поэтому менять местами их нельзя.

Уплотнение игольчатых подшипников 23 крестовины комбинированное: резиновая самоподжимная двухкромочная манжета радиального уплотнения, встроенная в обойму подшипника, и двухкромочная торцевая манжета, напрессованная на шип крестовины.

Карданный вал заднего моста показан на рис. 3-27.

Подшипники крестовины в проушинах вилок закрепляются стопорными кольцами 19, которыми также регулируется осевой зазор вдоль шипов крестовины в пределах 0,01...0,05 мм.

Для регулировки предусмотрен набор стопорных колец различной толщины:

Обозначение колец

Толщина, мм

53205-2205040

2,0

53205-2205041

2,03

53205-2205044

2,06

53205-2205045

2,09

53205-2205046

2,11

53205-2205049

1,97


Следует отметить, что от точности регулировки зависит величина неустранимого дисбаланса. Чем меньше зазор, тем величина дисбаланса меньше, и наоборот. При регулировке замеры производятся микрометром. По окончании регулировки вилки шарниров при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях должны плавно поворачиваться моментом не более 4,9 Н.м (0,5 кгс.м).


Рис. 3-27. Карданный вал привода заднего моста. 1 - карданный вал в сборе; 2 - гайка самоконтрящаяся М14x1,5 (251648); 3 - болт М12x1,5 (1/14220/31); 4 - вилка скользящая; 5 - втулка шлицевая; 6 - труба телескопического уплотнения; 7 - вилка приварная; 8 - петля; 9 - проволока; 10, 11 - пластина балансировочная.

Телескопическое шлицевое соединение состоит из вилки скользящей 4 (рис. 3-27), выполненной заодно со шлицевым валом, и шлицевой втулки 5,сваренной с трубой 6 и вилкой приварной 7. Шлицевая втулка по внутренним шлицам и наружному диаметру покрыта полиамидным покрытием (полиамид 11) с толщиной слоя 0,2...0,3 мм. Полиамидное покрытие износостойкое и имеет малый коэффициент трения по стали, поэтому при осевых перемещениях в шлицевом соединении сила трения значительно меньше, чем в традиционных конструкциях, таким образом, менее нагружены осевыми силами соединяемые агрегаты: коробка передач, ведущий мост.

На трубах приварены петли 8, которые служат для соединения карданного вала при транспортировке проволокой 9 диаметром 3-4 мм.

Карданные валы после сборки динамически балансируют при частоте вращения 2000 мин-1. Балансировка осуществляется установкой пластин балансировочных, закрепленных болтами.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на трубах карданного вала выбиты стрелки, которые обязательно нужно совмещать при повторных сборках.

При установке карданных валов на автомобиль KAMA3-4308 болты крепления 3 и самоконтрящиеся гайки 2 закрутить моментом 186...206 н.м (19...21 кгс.м).

Резиновую подушку охватывает штампованный хомут 15, сверху накладывается пластина 4. Пластина развальцовывается за края хомута, при этом должно быть обеспечена возможность осевого перемещения опоры. Опора прикрепляется к специальному кронштейну 5, закрепленному на поперечине рамы. Болты 5 крепления M16 и самоконтрящиеся гайки 6 затягиваются моментом 280...330 Н.м (28,5...30 кгс.м).

Комплект для балансировки трёх шарнирного карданного вала с промежуточной опорой.

Рис. 3-28. Трехшарнирный карданный вал с промопорой: 1 - карданный вал промежуточный; 2 - карданный вал привода заднего моста; Г - поверхности крепления промежуточной опоры при балансировке; Е - метки сбалансированного комплекта.

Техническое обслуживание и ремонт карданных валов.

Техническое обслуживание во время эксплуатации сводится к пополнению смазки в крестовинах и промежуточной опоре, смазке шлицевого соединения через пресс-маслёнку и проверке моментов затяжки болтов крепления фланцев. Периодичность смазки: при ТО-2 в крестовинах и промежуточной опоре, при сезонном техническом обслуживании в шлицевом соединении. Крестовины смазывать до появления свежей смазки из-под кромки уплотнения хотя бы одного подшипника, в шлицевое соединение сделать 10-15 «качков» шприца или 30-40 г из нагнетателя.

При СТО проверить наличие зазоров в шлицевом соединении карданных валов и в крестовинах. Ощутимый зазор не допускается. Снимать и разбирать карданные валы необходимо только в случае неисправности для замены деталей. Шлицевое соединение ремонту не подлежит, при значительных износах карданный вал необходимо заменить новым.

Возможна замена крестовин в сборе с подшипниками. В запасные части крестовины поступают в сборе с подшипниками и пресс-маслёнками.

Таблица моментов затяжки иезьбовых соединений каоданных валов.

Гайки крепления фланцев трехшарнирного карданного вала, крепления фланцев карданных валов автомобилей KAMA3-4308 с импортными валами.

186...206 Н.м (19...21 кгс.м).

Гайки крепления промежуточной опоры к кронштейну подвески

280...330 Н.м (28,5...30 кгс.м).

Болты крепления балансировочных пластин

31,4...35,3 Н.м (3,2...3,6 кгс.м).

Разборка карданных валов.

Перед разборкой шлицевого соединения необходимо убедиться в сохранности меток на трубах карданных валов, если метки не обнаружены, то нанести новые ударным способом или краской, с тем, чтобы в дальнейшем, при сборке, их совместить.

Для разборки шарниров необходим пресс усилием до 2т., т.к. подшипники в проушинах запрессованы с натягом. Перед разборкой рекомендуется выдержать шарнир в дизельном топливе или керосине до 30 мин. Выпрессовывать подшипники крестовин ударным способом запрещается. После разборки шлицевое соединение промыть, а крестовины с подшипниками заменить новыми.

Сборка карданных валов.

Сборку шарниров производить в следующей последовательности: перед сборкой в полость каждого подшипника заложить 11-13 г смазки № 158, затем на крестовину установить торцевые уплотнения. Завести крестовину в проушины вилки, запрессовать один из подшипников в проушину вилки на прессе, плавно поднимая усилие запрессовки. При сборке не применять ударный метод, это приведет к разрушению полиамидной шайбы на донышке подшипника. В канавку вилки установить стопорное кольцо, желательно среднего размера, из набора колец. Перевернуть крестовину и, воздействуя прессом на шип крестовины через отверстие в проушине, переместить подшипник до упора в поставленное стопорное кольцо. Затем запрессовать второй подшипник до упора в торец шипа крестовины, замерить размер «Б» от торца подшипника до буртика канавки, при этом точность замера должна быть не менее 0,01 мм. Подобрать размер стопорного кольца из набора, обеспечив зазор между стопорным кольцом и буртиком канавки 0,01...0,05 мм. Возможен метод замера зазора набором щупов, толщиной от 1,97 до 2,11 мм через каждые 0,005 мм.

При отсутствии возможности точного замера названного зазора можно устанавливать стопорные кольца подбором, начиная с наибольшей толщины, последовательно переходя к меньшему размеру. Вслед за непроходным следующее по размеру проходное кольцо должно войти в канавку под действием сил упругости.

Таким же способом собираются следующие два шипа крестовины.

После сборки вилки шарниров при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях вручную должны плавно поворачиваться. Момент поворота должен быть не более 5 Н.м (0,5 кгс.м).

Заменить уплотнение шлицевого соединения, предварительно раскернив обойму.

Перед соединением шлицы карданного вала смазать смазкой Литол 24. При соединении совместить метки, выбитые на трубах карданного вала.

Внимание! Неправильное соединение шлицевого соединения, при котором вилки карданного вала окажутся развернутыми, приводит к значительному неравномерному вращению ведомых валов соединяемых агрегатов, что приводит к резонансному явлению и разрушению деталей, например, в коробке передач могут разрушиться синхронизаторы 2-3 передачи.

После замены деталей валы необходимо динамически отбалансировать при 2000 мин-1, не менее. Допустимый дисбаланс для карданного вала заднего моста 35 г.см.

При любой установке карданного вала допустимый дисбаланс должен быть не больше 180 г.см.

После балансировки нанести метки на трубах карданных валов друг против друга для отметки сбалансированного комплекта.