Назад

Рама, передняя ось, подвеска, колеса

Раздел 4. РАМА, ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ, ПОДВЕСКА, КОЛЕСА

Рама автомобиля Камаз-4308 штампованная, клепаная, состоит из двух лонжеронов постоянного швеллерного сечения, соединенных поперечинами, имеет внутренние усилители лонжеронов. В передней части рама снабжена балкой нижнего пояса с двумя буксирными вилками.

Лонжероны изготовлены из полосовой низколегированной стали. Сечение лонжерона 240x80x7 мм.

Кронштейны опор силового агрегата, опор кабины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.

При ремонте рамы надо проверить плотность заклепочных соединений, обстукивая головки заклепок молотком. В случае дрожания или смещения головки заклепки под ударами молотка их необходимо срубить и заменить болтовыми соединениями. В полках лонжеронов и поперечин не должно быть трещин.

Проверить состояние окраски рам: удалить коррозию, а места с поврежденной окраской подкрасить.

Подвеска автомобиля Камаз-4308

Подвеска автомобиля Камаз-4308 воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и повышения устойчивости при движении в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия и стабилизатор поперечной устойчивости.

Передняя подвеска (рис. 4-1) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1, работающих совместно с двумя гидравлическими, телескопическими амортизаторами 48 и двумя полыми резиновыми буферами 17 сжатия. В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 12 к площадке балки передней оси. Между рессорами и балкой установлены кронштейны 6 крепления амортизаторов 48.

Рис. 4-1. Передняя подвеска:1 - рессора; 2 - ушко со втулкой и манжетами; 3 - проставка; 4 - втулка буфера; 6 - кронштейн амортизатора; 7 - передний кронштейн рессоры; 8 - верхний кронштейн амортизатора; 9 - задний кронштейн рессоры; 10 - накладка ушка; 12 - стремянка передней рессоры; 13 - накладка передней рессоры; 14 - упругий элемент; 15 -палец ушка; 16 - опора рессоры; 17 - буфер передней рессоры; 18 - чашка буфера; 20 - палец крепления амортизатора; 21 - втулка крепления амортизатора; 22, 23 - шайба упорная; 25 - гайка стремянки рессоры; 30, 31 - гайка; 33. 35, 36, 38, 43 - болт; 40, 41 - шайба пружинная; 44 - масленка; 48 - амортизатор.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 2 и пальцев 15 прикреплены к кронштейнам 7. Внутри отъемных ушков установлены бронзовые втулки, повышающие износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор опираются на задний кронштейн 9 рессоры.

Два листа рессор прямоугольного сечения. Пальцы 15 рессор смазываются через масленки 44.

Амортизаторы передней подвески соединены с рамой автомобиля Камаз-4308 и передней осью при помощи пальцев 20 и резиновых втулок 21. Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля Камаз-4308 на раму.

При движении автомобиля Камаз-4308 по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незначительна и сопротивление, создаваемое амортизаторами, невелико. На неровной дороге амплитуда колебаний подвески возрастает, при этом амортизатор оказывает большое сопротивление, предотвращая раскачивание автомобиля и поглощая энергию, как при плавном, так и при резком сжатии и отдаче рессор.

Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 17, закрепленные на лонжеронах рамы.

Рис. 4-2. Амортизатор:1 - верхняя головка; 2 - кожух защитный; 3 - гайка; 4 - сальник; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - корпус сальника; 7 - шток; 8 - поршень; 9 - поршневое кольцо; 10 - гайка; 11 - корпус клапана сжатия; 12 - нижняя головка; 13 - корпус; 14 - цилиндр.

Техническая характеристика амортизатора

Диаметр, мм:

поршня

штока

резервуара наружный

50

20

77

Ход штока до упора ограничителя хода, мм

300

Расстояние между осями проушин, мм:

в сжатом состоянии

в растянутом состоянии

475

775

Наибольшая сила сопротивления на клапанном режиме при скорости поршня 0,52 м/с, Н:

при отбое

при сжатии

8050

1800

Количество амортизаторной жидкости АЖ-12Т, ГОСТ 23008, л

1,7

Амортизатор (рис. 4-2) верхней проушиной прикреплен к кронштейну 8 на раме, а нижней - к нижнему кронштейну 6 амортизатора.

Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительном перемещении подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля Камаз-4308 имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания рессор.

В зависимости от скорости перемещения штока (колебания подвески) работа амортизатора подразделяется на два режима:

1. Дроссельный режим работы амортизатора. При малых скоростях перемещения штока (ровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через перепускные клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

2. Клапанный режим работы амортизатора. С увеличением скорости движения поршня примерно до 0,2...0,25 м/с (неровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

Задняя подвеска (рис. 4-3) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор 1 и дополнительных рессор 6.

Задняя подвеска имеет амортизаторы 66 и стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля Камаз-4308 при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля Камаз-4308.

Передние концы основной рессоры прикреплены к кронштейнам 3 рамы с помощью отъемных ушков 2, пальцев 12. В ушко запрессована втулка. Палец смазывают через пресс-масленки 63.

Задние концы рессор скользят по поверхности кронштейна 9.

Для ограничения хода моста вверх и смягчения его ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 1.

Дополнительная рессора состоит из прямоугольных листов переменного сечения. Концы рессор скользящие. В средней части дополнительная рессора крепится к основной рессоре стремянками 22 через проставку 30.

Рис. 4-3. Задняя подвеска: 1 - рессора передняя; 2 - ушко с втулкой и манжетами; 3 - кронштейн передний; 4 - буфер задней рессоры; 5,8 - кронштейн дополнительной рессоры; 6 - рессора дополнительная; 7 - кронштейн амортизатора верхний; 9 - кронштейн задний; 10 - накладка ушка; 11 - подушка задней рессоры; 12 - палец ушка; 13 - вкладыш; 15 - палец крепления амортизатора; 16 - втулка крепления амортизатора; 17, 18 - шайба упорная; 20 - втулка стабилизатора; 22 - стремянка задней рессоры; 23 - накладка задней рессоры; 25 - прокладка стремянки задней рессоры; 27, 28 - накладка стремянок; 30 - проставка дополнительной рессоры; 32 - штанга стабилизатора; 33 - подушка стабилизатора; 34 - стойка стабилизатора; 35 - ось стабилизатора; 42 - кольцо В75; 44, 45, 48,62, 64 - гайка; 50, 51, 53, 54 - болт; 57, 58, 59 - шайба пружинная; 63 - масленка; 66 - амортизатор.

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

- закрепить стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор;

- закрепить стяжные болты задних кронштейнов передних и задних рессор;

- закрепить болты и гайки переднего и заднего стабилизатора поперечной устойчивости;

- смазать пальцы передних и задних рессор;

- закрепить стремянки передних и задних рессор;

- закрепить болты крепления отъемных ушков передних и задних рессор;

- закрепить клинья пальцев передних и задних рессор;

- закрепить кронштейны задней подвески к раме;

Ремонт

При разборке рессор задней подвески. Замерить зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,08...0,23 мм при номинальном диаметре пальца 29,95...30,00 мм. Если зазор больше 2 мм, то заменить изношенные детали.

Заменить втулки со значительными выкрашиваниями на одном из торцев (свыше 60% от поверхности торца втулки).

Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные и боковые поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56-62) на глубину 2-4 мм. При износе этого слоя произвести его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. При износе более 10 мм боковых поверхностей коренных листов рессоры в местах контакта со щекой опоры повернуть 2 коренных листа на 180°.

При сборке рессор смазать графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смазать ушки и пальцы передних и задних рессор. Передние и задние рессоры устанавливать на автомобиль Камаз-4308 попарно с разницей прогиба не более 10 мм.

Во избежание поломок рессор и износа щек башмаков при проведении ремонта:

- гайки крепления стремянок передних рессор затягивать с моментом 650-750 Н.м (65-75 кгс.м);

- гайки крепления стремянок задних рессор затягивать с моментом 440-500 Н.м (44-50 кгс.м);

Амортизаторы заменить при снижении максимальных сил сопротивления на ходе сжатия и отбоя более чем на 25% по сравнению с нижним пределом, указанным в таблице

Силы сопротивления амортизатора при ходе отбоя и ходе сжатия

Скорость поршня, м/с

Сила сопротивления, N (кгс)

при ходе отбоя

при ходе сжатия

0,2 (дроссельный режим)

2900-5300 (295-540)

300-900 (30-91)

0,52 (клапанный режим)

5950-8050 (606-820)

1200-1800(122-183)

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла снять амортизатор с автомобиля и подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, заменить амортизатор.

Примечание: Ремонт амортизаторов производится на заводе-изготовителе.

Замена передней рессоры.

Для снятия передней рессоры:

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снять болт;

- отсоединить амортизатор в нижней опоре;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля Камаз-4308, установить подставку под раму и опустить на нее автомобиль, при этом обеспечить зазор между коренным листом и опорой на заднем кронштейне рессоры 40...80 мм;

- отвернуть гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снять болты и выбить палец;

- закрепить рессору в подъемном приспособлении;

- отвернуть гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снять накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с передней оси.

Для установки передней рессоры:

- подъемным приспособлением опустить рессору на переднюю ось, предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору;

- установить накладку рессоры;

- вставить стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и затянуть гайки стремянки;

- подвести передний конец рессоры к кронштейну, совместить отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец и стяжной болт и закрепить;

- поднять за раму переднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- вставить упругий элемент, опору рессоры и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепить его.

- присоединить амортизатор к передней оси;

Проконтролировать момент затяжки гаек стремянок.

Смазать палец ушка рессоры через пресс-масленку до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена задней рессоры.

Для снятия задней рессоры:

- установить противооткатные клинья под передние колеса;

- снять ограничители качания мостов;

- поднять за раму заднюю часть автомобиля, установить подставку под раму и опустить автомобиль на нее, при этом обеспечить зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25...30 мм;

- отвернуть гайку клина ушка переднего кронштейна, вывернуть масленку, выбить палец;

- отвернуть гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снять пружинную шайбу, вынуть (выбить) болт;

- отсоединить амортизатор и стабилизатор поперечной устойчивости в нижней опоре;

- отвернуть гайки стремянок рессоры и снять стремянки, накладку рессоры;

- подъемным приспособлением снять рессору с заднего моста;

- вывернуть болты крепления кронштейнов дополнительной рессоры, снять рессору.

Для установки задней рессоры:

- установить дополнительную рессору, закрепив кронштейны на лонжероне рамы;

- подъемным приспособлением установить рессору на площадку заднего моста, предварительно установив проставку рессоры;

- установить накладку рессоры, стремянки с подкладками, совместив их центрирующие элементы, и затянуть гайки стремянок;

- подвести передний конец рессоры к кронштейну, совместить отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставить палец, закрепить его клином;

- ввернуть масленку в палец ушка рессоры и смазать палец смазкой Литол-24;

- установить задние концы рессоры в кронштейн, вставить болт и затянуть гайку крепления стяжного болта;

- присоединить амортизатор и стабилизатор поперечной устойчивости к нижней опоре;

- поднять заднюю часть автомобиля, убрать подставку и опустить автомобиль;

- убрать противооткатные клинья из-под передних колес;

- проконтролировать моменты затяжки гаек стремянок;

- смазать палец ушка рессоры до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена стабилизатора:

Для снятия стабилизатора:

- снять стопорные кольца,

- выбить полиуретановые подушки из стоек;

- отвернуть гайку пальца крепления стабилизатора;

- выбить палец, удалить полиуретановые втулки;

- снять штангу стабилизатора.

Передняя ось

Передняя ось в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции показаны на рис. 4-4. Балка передней оси с поворотными кулаками, рычагами рулевой трапеции в сборе показана на рис. 4-5.

Конструкция ступицы с тормозным барабаном обеспечивает установку на автомобили дисковых колес с креплением по типу ISO.

Техническая характеристика

Рис. 4-4. Передняя ось с тормозами: 1 - ось передняя; 2 - ступица колеса с диском тормоза, подшипником и манжетой; 3 - тормоз передний; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - гайка подшипников; 7 - шайба; 8 - подшипник роликовый конический 6-7610 А однорядный; 9, 10, 11 -болт; 12, 13, 14 - шайба пружинная; 15 - скоба; 16 - датчик; 18 - втулка датчика.

Продольный наклон шкворня относительно рамы

2°40

Поперечный наклон шкворня

3°30

Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса

Не менее 45°

Развал колес

1°30

Схождение колес (по центру закраин ободов), мм

0-2

Размер обода, дюймы

6,75-19,5

Размер шины, мм

245/70 R19.5

Давление в шинах, кПа (кгс/см2 ):

передней оси;

задней тележки

686±20 (7,0±0,2)

637±20 (6,5+0,2)

Допустимая статическая нагрузка, Н (кгс):

на одинарную шину;

на сдвоенные шины

22400 (2240)

Допустимый дисбаланс передней ступицы с тормозным барабаном в сборе, Н-см (кгс-см)

Допустимый дисбаланс колеса с шиной в сборе, Н.см (кгс-см)

Допустимый зазор между балкой и кулаком по оси шкворня

Передняя ось (рис. 4-5) неразрезная, с поворотными кулаками вильчатого типа и коническими шкворнями. Между торцами проушин балки и кулаками установлены шайбы толщиной 1,5 мм и 0,25 мм, с помощью которых регулируют осевой зазор в шкворневом соединении.

Подшипники скольжения и опорные подшипники смазывают через пресс-масленки 19.

Верхний и нижние поворотные рычаги закреплены на кулаках шпильками с коническими разрезными втулками и самоконтрящимися гайками. Углы поворота кулаков ограничены упорами, ввернутыми во фланцы поворотных кулаков и зафиксированными гайками. Упоры при максимальном повороте колес упираются в бобышки на балке оси.

На цапфах кулаков (рис. 4-4) гайками 6 закреплены ступицы 2 колес.

Для уменьшения износа шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля Камаз-4308 ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.


Рис. 4-5. Передняя ось: 1 - кулак поворотный; 2 - тяга рулевой трапеции; 3 - опорный подшипник; 4 - балка передней оси; 5 - втулка распорная; 6 - втулка кронштейна; 7 - кольцо манжеты; 8 - крышка нижняя; 9 - рычаг тяги сошки; 10 - рычаг поворотного кулака; 12-шкворень; 13 - клин шкворня; 14, 15-болт; 16, 17, 18-гайка; 19 - масленка; 22, 23, 29 - шайба пружинная; 26 - шпилька; 27 - шплинт разводной; 30 - кольцо уплотнительное

Ступица вращается на двух конических роликовых подшипниках 8. На внутренней и внешней обоймах подшипников имеется маркировка. Маркировка должна в точности совпадать для обеих обойм. Внутренняя обойма подшипника упирается в упорное кольцо.

Подшипниковый узел снаружи защищен от пыли и грязи крышкой 4 с прокладкой 5, с обратной стороны — манжетой, установленной в расточке ступицы; рабочие кромки манжеты опираются на кольцо 7 (рис. 4-5).

Тормозные механизмы передних колес смонтированы на суппортах, которые крепятся болтами к фланцам поворотных кулаков. Рулевая трапеция передней оси включает поперечную тягу, шаровые пальцы которой коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов 10 и закреплены гайками со шплинтами. Аналогично крепится продольная рулевая тяга к рычагу поворотного кулака и к тяге сошки рулевого механизма.

Поперечный угол наклона шкворня и угол развала колес обеспечиваются при изготовлении деталей передней оси. Эти углы не регулируются. Продольный угол наклона шкворня определяется подвеской передней оси.

Колеса - дисковые, стальные, размер 6,75-19,5, с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107-79 (рис. 4-6).

Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.

Колеса задние сдвоенные (рис. 4-7), монтируются на ступицу по центральному отверстию в дисках колес и закрепляются 8 гайками с шайбами. Для доступа к вентилю внутренних колес применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.

Колесо запасное вместе с механизмом подъема закреплены на правом лонжероне рамы в горизонтальном положении (рис. 4-8). Усилие подъема запасного колеса не более 50 кгс.

Рис. 4-6. Колесо дисковое:1 - диск; 2 - обод; 3 - кольцо замочное; 4 - груз балансировочный; 5 - кольцо бортовое; 6 - колесо.

Рис. 4-7. Колесо дисковое сдвоенное: 1 - колесо с шиной; 5 - гайка с шайбой; 6 - кронштейн; 7 - удлинитель вентиля.

Рис. 4-8. Колесо запасное: 1 - опора запасного колеса; 2 - кронштейн запасного колеса; 5 - вал ворота; 6 - канат ворота: 7 - вкладыш каната ворота; 8 - защелка ворота; 9 - пружина защелки ворота; 10 - храповик ворота; 11 - пружина тарельчатая; 14 - гайка; 16 - шплинт.

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

- проверить состояние и крепление колес, запасного колеса;

- проверить состояние шин (давление в шинах);

- смазать шкворни поворотных кулаков;

- сменить смазку в подшипниках ступиц задних и передних колес.

- отрегулировать схождение передних колес;

- отрегулировать подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).

Состояние и крепление колес, запасного колеса

проверить внешним осмотром техническое состояние шин, колес и крепление колес, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке и, при необходимости, удалить застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди и другие предметы; установить недостающие на вентилях камер колпачки. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протереть шины досуха.

Давление в шинах

Давление воздуха в шинах колес проверять манометром. Снижение давления на 25% от нормального сокращает срок службы шин на 35-40%. Учитывать, что расход топлива увеличивается на 1-1,5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98,1 кПа (1 кгс/см2).

Для накачки шин отвернуть колпачок регулятора давления и навернуть штуцер шланга. Перед накачкой шин необходимо снизить давление в ресиверах до величины 608-637 кПа (6,2-6,5 кгс/м2), в этом случае происходит включение регулятора, и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.

Во время подкачивания шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса: при случайном выскакивании из канавки замочное кольцо может травмировать.

Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более, чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.

Переставить колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин передних колес, поменяв их местами с любыми другими колесами автомобиля Камаз-4308, имеющими шины с хорошим состоянием протектора.

Схождение передних колес проверять в следующем порядке:

- проверить давление в шинах передних колес. При необходимости довести его до нормы;

- установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

- замерить линейкой 2182 расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади на высоте центров колес;

- прокатить автомобиль вперед на половину оборота передних колес;

- замерить расстояние между бортовыми закраинами ободов колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес. Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободов колес до и после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес, которая должна, составлять 1,2...2,5 мм. При несоответствии схождения колес данной величине отрегулировать его изменением длины поперечной рулевой тяги. Для этого ослабить затяжку болтов соединения обоих наконечников и, ввертывая тягу в наконечники при большом схождении и вывертывая при малом, обеспечьте указанную выше величину схождения передних колес. После этого затянуть гайки крепления хомутов, обеспечив момент затяжки 49-61 Н.м (5-6,2 кгс.м).

Проверить подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах) покачиванием вывешенных на подъемнике колес в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого хода и качаний. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или, если при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулировать затяжку подшипников ступиц.

Для проверки подшипников ступиц колес и замены смазки в них снять ступицы задних и передних колес. Снять ступицы с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительные манжеты. Повреждение манжеты может привести к проникновению смазки из ступиц в тормозной механизм и попаданию пыли и грязи в подшипниковый узел ступицы.

Для снятия ступиц передних колес:

- снять крышку 4 ступицы (рис. 4-4);

- отвернуть стяжной болт 10 гайки 6;

- отвернуть гайку 6 крепления подшипников;

- снять ступицу съемником (рис. 4-9), для этого надеть лапы 1 на шпильки ступицы и закрепить гайками колеса. Упирая наконечник 5 в поворотный кулак, вворачивать винт 4 в траверсу 3 до полного снятия ступицы.


Рис. 4-9. Снятие ступицы переднего колеса съемником: 1 - лапа; 2 - ось; 3 - траверса; 4 - винт; 5 - наконечник

Снятие ступиц задних колес приведено в подразделе «Ведущий мост».

При оценке состояния подшипников рабочие поверхности наружных колец и ролики не должны иметь видимых следов рисок, задиров, трещин, цветов побежалости. Ролики должны свободно вращаться в сепараторе.

Для смазывания подшипников ступиц передних колес удалить старую смазку и заполнить необходимым количеством смазки пространство между роликами и сепаратором равномерно по всей окружности.

Регулирование подшипников ступиц передних колес проводить в следующем порядке:

- снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая ступицу (колесо), проверить легкость вращения. В случае тугого вращения, которое не является следствием трения тормозных колодок о барабан, снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением подшипников или манжеты;

- поворачивая ступицу (колесо) в обоих направлениях для правильной установки роликов между кольцами подшипников, затянуть гайку 6 (рис. 4-4) подшипника до начала торможения ступицы (колеса);

- отвернуть гайку приблизительно на 1/6 оборота и затянуть стяжной болт гайки;

- проверить вращение ступицы (колеса), проворачивая в двух направлениях. Вращение ступицы (колеса) должно быть свободным и равномерным, при этом заметный осевой люфт не допускается.

Качество регулирования подшипников проверить контрольным пробегом до 10 км. Если наблюдается сильный нагрев, повторить регулирование.

Регулирование подшипников ступиц колес заднего моста проводить аналогично. Гайка подшипника ступицы после регулирования фиксируется стопорным болтом.

Ремонт

При проведении ремонта:

- для снятия передних колес ослабить гайки крепления колеса, поднять колесо домкратом, установить подставку, отвернуть восемь гаек крепления колеса к ступице, подкатить тележку и снять колесо;

- для снятия колес ведущего моста после проведения аналогичных операций снять наружное колесо, отвернуть гайку крепления удлинителя вентиля внутреннего колеса и снять колесо.

Для подъема запасного колеса следует положить его замочным кольцом вверх, ввести внутрь обода опору 1 (рис. 4-8) запасного колеса. Вращая вал 5 ключом для затягивания гаек крепления колес, надо приподнять опору запасного колеса и обеспечить совпадение поверхностей колеса и опоры. При дальнейшем вращении вала на него наматывается канат и опора вместе с колесом поднимается вверх. В поднятом положении колесо нужно закрепить двумя гайками с шайбами.

Для опускания колеса надо отвернуть две гайки крепления запасного колеса к кронштейну и нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин (после регулировки гайку 14 нужно зашплинтовать).

При правильной регулировке колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного усилия 8...20 кг. Самопроизвольное опускание колеса не допускается.

Для разборки колеса положить его бортовым кольцом вверх и выпустить воздух из шины. Порядок разборки показан на рис. 4-10.

- поставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отжать борт шины вниз;

- в образовавшийся зазор вставить изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка опиралась на прямую лопатку;

- передвигаясь по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины прямой и изогнутой лопаткам и, снять борт с конической полки замочного кольца;

- вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из канавки;

- приподнять замочное кольцо вверх, опираясь на бортовое кольцо изогнутой лопаткой;

- продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца;

- удерживая замочное кольцо рукой, выжать его прямой лопаткой из канавки обода.

Снять бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.

Поставить колесо вертикально, вынуть обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, после чего утопить вентиль в паз; извлечь обод из шины.

Не выбивать обод из шины ударами по замочной части обода.

Для монтажа шины на обод колеса вложить камеру в покрышку и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком. Подкачать камеру и завернуть золотник. После этого проделать операции, показанные на рис. 4-11:

Рис. 4-10. Разборка колеса.


Рис. 4-11. Монтаж шины

I - положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль в паз. Приподнять шину со стороны вентиля и надеть на обод;

II - надеть бортовое кольцо и вставить в канавку обода противоположную от разреза часть замочного кольца; утопить сначала одну часть кольца и затем другую.

Не утапливать замочное кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки, так как это приведет к появлению на нем забоин и деформации.

Убедиться, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины. Если в некоторых местах кромка кольца упирается в борт шины, заправить кромку под борт шины.

Поставить колесо в специальное предохранительное ограждение или положить замочным кольцом вниз. Подкачать шину до давления не более 98,1 кПа (1 кгс/см2). Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до нормального значения.

Обод, бортовое и замочное кольца не должны иметь трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке), а соприкасающиеся поверхности покрышки должны быть припудрены тальком. Техническое состояние деталей колес необходимо контролировать при монтажно-демонтажных работах, но не реже одного раза в год.

При ремонте и замене колес и шин не допускать комплектования автомобиля шинами с различными рисунками протектора.

Балансирование колес в сборе с шинами при отсутствии специального оборудования производить на простом приспособлении. Оно состоит из ступицы колеса с шариковыми подшипниками, свободно вращающейся на цапфе, укрепленной на станине.

Устранение дисбаланса осуществляется с помощью балансировочных грузов, прикрепленных к бортовому кольцу пластинчатой пружиной.

Перед балансированием очистить кольцо и покрышку от грязи и посторонних предметов. Балансируемое колесо в сборе с шиной установить на приспособление.

При дисбалансе колесо поворачивается и останавливается в положении, когда центр тяжести ниже оси. На верхней стороне бортового кольца нанести метку и прикрепить груз. Повернуть колесо на 90° поочередно в обе стороны. Если колесо не остановится в любом из этих положений и возвратится в первоначальное положение (грузик вверху), то рядом с первым грузиком прикрепить второй и повторить операцию с поворотом колеса на 90°. Все последующие грузики крепить симметрично по обе стороны первого груза. Балансирование продолжать до равновесия колеса. Устанавливать грузики с помощью деревянного предмета, предварительно отжав борт покрышки от бортового кольца монтажной лопаткой.

Не заколачивать грузик ударами молотка или другими твердыми предметами. Не ставить поврежденные грузики и грузики с самодельными пружинами. Для снятия грузика с бортового кольца отжать монтажной лопаткой борт покрышки от обода и снять грузик отверткой так, чтобы усилие при снятии груза было направлено от колеса в сторону.

При разборке колеса с шиной для замены камеры, очистки колеса от коррозии и окраски его допускается после сборки балансирование не производить, если покрышку, балансировочные грузы и другие детали установить на те места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Запасное колесо должно быть всегда отбалансированным.

Для снятия передней оси поднять за раму переднюю часть автомобиля, установить под раму подставку и опустить автомобиль, обеспечив при этом вывешивание колес. Подложить упоры под задние колеса. Снять колеса.

Ослабить накидную гайку гибкого тормозного шланга и вывернуть шланг от правой тормозной камеры; то же самое проделать для левой камеры.

Расшплинтовать гайку шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны поворотного кулака и отвернуть ее. Отсоединить продольную рулевую тягу в сборе с шаровым пальцем от рычага поворотного кулака, навернуть гайку на шаровой палец.

Подкатить под передний мост подъемник и поднять шток подъемника со специальным кронштейном до упора в передний мост.

Отвернуть гайки стремянок передней правой рессоры, снять пружинные шайбы, снять стремянки (во избежание рассыпания листов скрепить по центру проволокой или приспособлением) и отвести амортизатор с кронштейном в сторону, то же самое проделать для левой рессоры.

Выкатить тележку подъемника с передним мостом из-под автомобиля.

При установке переднего моста конусные углубления на рессорных площадках балки переднего моста совместить с фиксаторами кронштейнов амортизаторов, а конусные выступы листов рессор - с конусными углублениями в кронштейнах амортизаторов в листах рессор.

Монтаж и демонтаж шин на предприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом. Монтаж и демонтаж шин в дорожных условиях необходимо производить специальными монтажными лопатками из комплекта инструмента и принадлежностей.

Помнить правила:

- не монтировать шину на обод, не соответствующий по размеру данной шине;

- не использовать бортовые и замочные кольца от колес других марок автомобилей;

- не использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;

- во время и после накачивания шины не ударять по ободу, замочному и бортовому кольцам и шине.

Помнить, что для сохранения балансировки колеса старую шину следует устанавливать в таком же положении, как и до разборки (метки на шине и ободе должны быть совмещены).


Рис. 4-12. Порядок затяжки гаек колеса.

Гайки крепления колес должны быть затянуты равномерно в два-три приема согласно схеме, указанной на рис. 4-12 моментом 54-67 кгс.м. Перед установкой дисковых колес очистить посадочное место на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капните каплю масла между гайкой и опорной шайбой.

После снятия и очередной установки дисковых колес на автомобиль проверить момент затяжки гаек после небольшого пробега (100-150 км). При необходимости подтянуть до указанного момента.

Возможные неисправности колес и переднего моста и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Ухудшение устойчивости движения автомобиля

Нарушена балансировка колес

Недостаточное или различное давление в шинах

Люфт в подшипниках ступиц

Неправильная установка управляемых колес

Неравномерный износ протектора шин

Отбалансировать колеса с шинами в сборе

Довести давление до нормы

Отрегулировать подшипники ступиц колес

Отрегулировать величину схождения

Провести перестановку шин

Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение

Недостаточное давление в шинах

Довести давление до нормы

Увеличение усилия на рулевом колесе

Недостаточное давление в шинах

Недостаток смазки в подшипниках ступиц передних колес

Перетяжка подшипников ступиц передних колес

Довести давление до нормы

Смазать подшипники

Затянуть гайки крепления, обеспечив нормальный момент

Нагрев ступиц

Недостаток смазки в подшипниках ступиц колес

Перетяжка подшипников ступиц передних колес

Смазать подшипники

Отрегулировать подшипники ступиц колес