Назад

Ведущий мост

ВЕДУЩИЙ МОСТ.

Задний ведущий мост (рис. 3-29 и 3-30) - с главной передачей с передаточным отношением 4,01. Межколесные дифференциалы - конические с четырьмя сателлитами, расположенными в ступицах колес, с блокировкой межколесного дифференциала, с автоматическими регулировочными рычагами. Управление межколесным дифференциалом пневматическое, осуществляется рычагом (краном), расположенным на панели приборов. Предусмотрена возможность установки антиблокировочной системы (АБС).

Ведущие мосты содержат главные передачи, закрепленные в картере 9 мостов при помощи гаек и шпилек, из которых на четырёх установлены конические разжимные втулки 27. На картере моста установлены опоры 13 рессор, ступицы 29 колеса, соединенные с тормозными дисками 2 и тормозные механизмы 17, которые крепятся при помощи болтов к фланцу картера моста. Передачу крутящего момента от центральной главной передачи к колёсам осуществляется при помощи полностью разгруженных от осевой нагрузки полуосей 8 и 12.

Рис. 3-29. Задний мост: 1 - кронштейн датчика; 2 - диск тормозной; 3 - датчик; 4 - клапан предохранительный; 5 - картер главной передачи; 6 - гайка крепления картера главной передачи; 8 - полуось правая; 9 - картер заднего моста; 11 - пробка сливная магнитная; 12 - полуось левая; 13 - опора рессоры; 16 - камера тормозная типа 20/24; 17 - тормозной механизм; 18 - манжета; 19, 20 - конический роликовый подшипник; 21 - шайба замковая; 22 - шайба отгибная; 23 - гайка подшипника; 24 - шпилька крепления полуоси; 25 - шайба пружинная; 26 - гайка; 27 - втулка разжимная крепления полуоси; 28 - прокладка полуоси; 29 - ступица заднего колеса.

Главная передача заднего моста (рис. 3-30) одноступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями, межколёсного дифференциала и картера редуктора заднего моста.

Ведущее коническое зубчатое колесо 2 установлено на двух конических подшипниках. Между внутренними кольцами подшипников находится регулировочная втулка 23.

Один из подшипников расположен в стакане 6, закрепленном при помощи болтов 58 к картеру 1 редуктора. Между торцевыми поверхностями картера редуктора и фланцевой частью стакана, установлены регулировочные прокладки 9. Полость стакана снаружи закрыта крышкой, в которую запрессована двухкромочная манжета. На шлицевой конец ведущего конического зубчатого колеса 2 установлен фланец для крепления карданного вала. Фланец затянут самостопорящейся гайкой.

Регулировка зацепления в конической зубчатой паре осуществляется регулировочными прокладками 9. Преднатяг конических подшипников в узлах ведущего и ведомого зубчатых колес производится подбором линейных размеров регулировочных втулок 16 и 23, а конических подшипников дифференциала - регулировочными гайками 24 и 48.

Межколесный дифференциал (рис. 3-30) - конический, симметричный, блокируемый. Управление блокировкой - электропневматическое, осуществляется краном на панели приборов.

Внимание. Включать механизм блокировки межколесного дифференциала можно только на скользком участке дороги. Включение производить во время остановки автомобиля Камаз-4308 или при медленном движении по прямой непосредственно перед скользким участком дороги. Включать и выключать блокировку следует при отжатой педали сцепления.

Рис. 3-30. Передача главная заднего моста: 1 - картер редуктора; 2 - вал ведущий; 3 - дифференциал в сборе; 4 - шестерня ведомая; 5, 6 - стакан подшипников; 7 - прокладка; 8 - фланец; 9 - прокладки регулировочные; 10 - гайка; 11, 20 - роликоподшипники дифференциала; 12 - колесо коническое полуосевое; 13 - сателлит; 14 - крышка стакана подшипника; 15 - шайба опорная; 16, 23 - втулки регулировочные; 18 -чашка дифференциала; 19 - крестовина; 21 - опорная шайба; 47 -скоба редуктора; 24, 48 - гайки подшипников; 49 - стопор гайки подшипника; 56 - подшипник роликовый конический; 58, 59, 61 - болт.

Дифференциал установлен на двух конических роликовых подшипниках 11 и 20, расположенных в картере 1 редуктора.

Дифференциал содержит чашки 3 и 18, внутри которых имеются два конических полуосевых зубчатых колеса 12, находящиеся в зацеплении с четырьмя сателлитами 13. Сателлиты 13, с запрессованными бронзовыми втулками, установлены на шипах крестовины 19, которая жестко закреплена в чашках 3 и 18 дифференциала. Под торцы полуосевых зубчатых колес 12 и сателлитов 13 подложены опорные шайбы 21. Шайбы установлены углублениями в сторону полуосевых зубчатых колес, а плоской поверхностью - в сторону чашек.

Механизм блокировки межколесного дифференциала (рис. 3-31) предназначен для повышения проходимости автомобиля Камаз-4308 в условиях бездорожья и улучшения его тяговых качеств на скользких дорогах путем распределения крутящего момента между полуосями заднего ведущего моста. Механизм состоит из зубчатых муфт 4, стержня 9 с вилкой 2, мембранной пневмокамеры и крана управления.

Включать механизм блокировки межколесного дифференциала можно только во время остановки или при медленном движении автомобиля Камаз-4308 по прямой.


Рис. 3-31. Механизм блокировки межколесного дифференциала: 1 - картер заднего моста; 2 - вилка блокировки; 3 - крышка корпуса механизма блокировки; 4 - муфта блокировки межколесного дифференциала; 5 - корпус механизма блокировки; 6 - прокладка корпуса; 7 - диафрагма механизма блокировки; 8 - стакан механизма блокировки; 9 - стержень механизма блокировки; 10 - пружина возвратная; 11 - крышка стакана механизма блокировки; 12 - пружина нажимная; 13 - болт; 15 - гайка низкая; 16 - заглушка расширяющаяся; 18 - прокладка регулировочная; 19 - прокладка уплотнительная; 20 - винт установочный; 21 - кольцо упорное; 22, 36 - пробка КГ 1"; 24 - выключатель; 44 - пробка магнитная.

Картер моста - сварной из стальных штампованных балок. К балкам картера приварены крышка картера, фланец для крепления главной передачи, концевые фланцы для крепления суппортов тормозных механизмов, рычаги для крепления реактивных штанг и рессоры. Цапфа картера приварена к балкам при помощи сварки трением.

Полуоси ведущего моста - полностью разгруженные.

Ступицы 7 (рис. 3-29) колес установлены на конических роликовых подшипниках 19 и 20 и опираются на цапфу картера моста. Регулировка подшипников ступицы осуществляется при помощи регулировочной гайки 23, которая стопорится от проворачивания при помощи замковой шайбы 21 и отгибной шайбы 22.

К ступицам 29 колёс специальными колёсными болтами с гайками прикреплены тормозные диски 2 и диски колес. Подшипники 19 и 20 ступицы защищены от попадания грязи и пыли двумя манжетами 18.

В картерах главной передачи моста имеются заливные и сливные 11 отверстия, закрытые пробками.

Для выравнивания давления внутри картера моста в верхней части картера установлен предохранительный клапан 4.

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

- проверить состояние подшипников ступиц колес по нагреву ступиц;

- закрепить гайки 6 (рис. 3-29) крепления картера главной передачи к картеру моста;

- проверить и довести до нормы уровень масла в картере ведущего моста.

- закрепить гайку 10 (рис. 3-30) фланца вала ведущей шестерни ведущего моста;

- заменить масло в картере ведущего моста;

- проверить герметичность сварных, фланцевых и резьбовых соединений заднего моста. Подтекание масла не допускается;

- проверить работу механизма блокировки межколесного дифференциала. При включении блокировки должен загораться сигнализатор на панели приборов;

- проверить состояние подшипников ступиц колес (при снятых ступицах). На роликах и обоймах подшипников не должно быть видимых раковин и трещин. Ролики не должны выпадать из сепараторов;

- дополнительно осенью сменить масло в картере ведущего моста (через 50 тыс. км, но не реже 1 раза в год).

Нагрев ступиц проверяется рукой. Если рука не выдерживает, нагрев ступицы считается недопустимым и необходимо выполнить регулировку и смазывание подшипников ступицы.

Для проверки моста на герметичность необходимо подать воздух через резьбовое отверстие под предохранительный клапан картера моста с избыточным давлением в картере 19,6-24,5 кПа (0,20-0,25 кгс/см2).

Подтекание масла через манжеты, места соединений и сварные швы на картере моста недопустимы (незначительное образование масляных пятен на поверхностях в вышеуказанных зонах, кроме сварных швов, без каплеобразования не является браковочным признаком).

Для проверки уровня масла нужно вывернуть пробку контрольного отверстия на картере главной передачи заднего моста. Если при этом нет течи масла из контрольного отверстия, то необходимо долить масло до его уровня через заливное отверстие.

Для замены масла в главной передаче и картере моста необходимо слить отработавшее масло, когда оно еще теплое от нагрева при работе. Слив масла осуществлять через сливное отверстие, вывернув пробки контрольного и заливного отверстий.

Количество заливаемого масла в соответствии с химмотологической картой.

После слива масла магнитные сливные, контрольные и заливные пробки очистить от металлических отложений и установить на место.

Предохранительные клапаны ведущих мостов промыть дизельным топливом с последующей продувкой сжатым воздухом.

Уровень масла в картере моста должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия. Контроль производить после нахождения в покое мостов не менее одного часа.

Для замены смазки в ступицах колес (при снятой ступице) необходимо удалить старый смазочный материал, промыть керосином внутреннюю полость ступицы, подшипники, гайки и шайбы. Заложить смазочный материал между роликами и сепараторами подшипников равномерно по всей окружности и в полость ступицы между обоймами подшипников;

После замены смазочного материала отрегулировать подшипники ступиц колес.

Для проверки крепления входного фланца главной передачи заднего моста поставить автомобиль Камаз-4308 на смотровую яму или эстакаду и подложить упоры под колеса. Затем выключить стояночный тормоз, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Руками покачать фланец вала в продольном и поперечном направлениях. При наличии ощутимого зазора отсоединить карданный вал и устранить перемещение фланца. Для этого необходимо отсоединить карданный вал, отвернуть гайку крепления фланца, снять фланец, крышку и уменьшить толщину регулировочных прокладок 9 (рис. 3-30) на величину не более 0,1 мм. При этом прокладки толщиной 0,05 мм должны остаться по краям пакета прокладок. Затем закрепить крышку в картере редуктора, установить фланец и затянуть гайку 10 моментом 588-686 Нм (60-70 кгс-м);

Для регулирования подшипников ступиц колес нужно вывесить колеса и выполнить следующее:

- затянуть гайку крепления подшипников до начала торможения ступицы, поворачивая её в обе стороны, чтобы ролики подшипников заняли оптимальное положение;

- отвернуть гайку примерно на 1/6;

- отогнуть выступы стопорной шайбы на грань гайки.

Ремонт

При ремонте в зависимости от неисправности демонтируйте ведущий мост в сборе, или только главную передачу. Редуктор разберите на следующие сборочные единицы, предварительно слив масло из картера заднего моста в чистую посуду (для дальнейшего его использования):

- ведущей конической шестерни;

- межколесного дифференциала;

Внимание: Помните, что крышки подшипников межколесного дифференциала невзаимозаменяемы, поскольку они обработаны совместно с картером редуктора.

- ведомой конической шестерни;

При разборке обязательно проверяйте люфты в указанных выше сборочных единицах, поскольку сборка должна быть с обеспечением обязательного предварительного натяга конических подшипников. После полной разборки детали редуктора промойте и проверьте.

При разборке моста нужно обязательно проверять осевые и радиальные перемещения в сборочных единицах главной передачи, поскольку сборка должна обеспечивать обязательный предварительный натяг конических подшипников. После полной разборки детали передачи нужно промыть и проверить.

При осмотре деталей следует:

- проверить зубья и расположение пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев конических зубчатых колес; при обнаружении недопустимого износа или повреждения (выкрашивание зубьев) заменить новыми. При неправильном зацеплении зубьев найти причину и устранить ее. В запасные части и на сборку ведущее и ведомое спиральные конические зубчатые колеса поставляются комплектом, подобранным по шуму и пятну контакта, поэтому в случае повреждения одного из них надо заменять оба колеса;

- проверить в межколёсном дифференциале состояние поверхностей шипов крестовин, втулок сателлитов, поверхностей опорных шайб сателлитов и полуосевых шестерен, посадочных и торцевых поверхностей полуосевых зубчатых колес и их мест установки в чашках дифференциала.

При незначительных повреждениях можно отполировать поверхности мелкозернистой шкуркой, а при серьезных повреждениях детали заменить новыми.

- осмотреть все подшипники. Они должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями.

Для разборки ступицы (рис. 3-29) необходимо отвернуть гайки 26 крепления полуоси и вынуть полуось. Отвернуть гайку 23 подшипника и снять внутреннюю обойму подшипника 20. Отвернуть болты крепления и снять ступицу колеса в сборе тормозным диском. Наружные кольца подшипников, манжеты следует демонтировать в случае их замены.

Сборку ступицы нужно производить в обратной последовательности. Перед сборкой посадочные поверхности на цапфе моста смазать консистентной смазкой.

После установки ступицы 7 необходимо отрегулировать подшипники 19 и 20 ступицы.

Для этого затянуть гайку 23 крепления подшипников ориентировочно моментом 245...294 Н.м (25...30 кгс.м) до начала торможения ступицы, проворачивая при этом ступицу в обоих направлениях, для того, чтобы ролики правильно установились по коническим поверхностям колец. Затем отпустить гайку примерно на 1/6 оборота. Один выступ отгибной шайбы отогнуть на грань гайки. Проверить вращение ступицы. Ступица должна вращаться от руки свободно, без заеданий.

Для снятия главной передачи необходимо вывесить ведущий мост, закрепить его на подставках, слить масло из картера моста, главной передачи, отвернуть гайки крепления полуосей и вынуть полуоси примерно на 150 мм с обеих сторон. Вывернув болты крепления главной передачи к картеру моста, вынуть её.

Для разборки ведущего конического колеса главной передачи (рис. 3-30) отвернуть гайку 10 крепления фланца, снять фланец 8. Вывернуть болты 58 крепления крышки стакана 6 подшипников и снять крышку с прокладкой.

Вворачивая технологические болты M12x1,25x50 (2 шт.), выпрессовать узел ведущего конического зубчатого колеса из картера редуктора 1. Для разборки узла необходимо вынуть внутреннее кольцо наружного подшипника, регулировочную втулку 23 и далее ведущую коническую шестерню с внутренним кольцом внутреннего подшипника.

Спрессовать съемником внутреннее кольцо внутреннего конического подшипника. Для снятия установить кромки клиньев 8 съемника (рис. 3-32) между внутренним кольцом подшипника и колесом и, ввернув винт 6 и траверсу 7, стянуть их. Завести захваты 1 за клинья 8 и зафиксировать их в этом положении винтом 3. Упирая наконечник 2 в торец колеса и вворачивая винт 3 в траверсу 4, снять кольцо.

Рис. 3-32. Съемник внутренних колец подшипников ведущих зубчатых колес и чашек дифференциала моста: 1 - захват; 2 - наконечник; 3, 5 и 6 - винты; 4, 7 - траверсы; 8 - клин; 9 - стойка.

Рис. 3-33. Снятие внутреннего кольца подшипника дифференциала: 1 - захват; 2 - наконечник; 3 и 5 - винты; 4 - траверса.

Для разборки дифференциала (рис. 3-30) нужно вывернуть болты крепления крышек подшипника, снять крышки и регулировочные резьбовые гайки 24 и 28. Вынуть дифференциал из главной передачи. Далее снять стопорное кольцо и зубчатую муфту механизма блокировки с чашки дифференциала.

При необходимости замены спрессовать подшипники 20 с чашек 17 и 18 дифференциала.

Для этого захваты 1 (рис. 3-33) завести за внутреннее кольцо подшипника и зафиксировать винтами 3. Упираясь наконечником 2 в торец дифференциала, ввертывать винт 5 в траверсу 4 до полного снятия внутреннего кольца подшипника.

Вывернув болты крепления чашек дифференциала, разъединить чашки. Вынуть крестовину 16 с сателлитами 15 и опорными шайбами 17, полуосевые зубчатые колеса 12 с опорными шайбами 13.

Очистить снятые детали и проверить их техническое состояние. При повышенном износе или наличии следов заедания на поверхности втулок их следует заменить.

Замену чашек производить только комплектно (обе чашки должны иметь один номер комплекта).

После замены чашек перед сборкой дифференциала нужно напрессовать внутренние кольца подшипников 20.

При сборке дифференциала необходимо установить в правую чашку дифференциала правое полуосевое зубчатое колесо с шайбой, крестовину, собранную с втулками, сателлитами и шайбами. В левую чашку вставить опорные шайбы, левое полуосевое колесо. Совместить чашки дифференциала по заводским меткам. Стянуть обе чашки самоконтрящимися болтами моментом 98-122 Н м (10-12,5 кгс-м).

Самоконтрящиеся болты крепления ведомого конического зубчатого колеса должны быть затянуты с моментом 245-294 Н.м (25-30 кгс.м).

Установить межколёсный дифференциал в картер главной передачи. Затянуть болты крепления крышек подшипников моментом 100-120 Н.м (10-12 кгс.м).

При сборке картера главной передачи необходимо помнить, что крышки подшипников дифференциала не взаимозаменяемы, т. к. они обрабатываются в сборе с картером, поэтому каждую крышку нужно установить на то место, где она находилась.

Сборку и установку сборочной единицы ведущего конического колеса производить в порядке, обратном ее разборке.

После установки дифференциала в картер главной передачи необходимо отрегулировать зацепление ведомого и ведущего зубчатых колес по боковому зазору, который должен быть 0,25 - 0,40 мм и пятну контакту.

Боковой зазор и пятно контакта в зацеплении может быть определен одновременной регулировкой расположения ведущего конического колеса 7 в сборе и дифференциала.

Регулирование главной передачи (рис. 3-30) включает в себя регулировку предварительного натяга подшипников дифференциала и подшипников ведущего конического зубчатого колеса, а также регулирование бокового зазора и пятна контакта конической пары.

Для обеспечения предварительного натяга в конических подшипниках ведущего конического колеса в сборе при наличии осевого перемещения необходимо:

- уменьшить высоту регулировочной втулки 23 шлифованием или заменой втулками из запасных частей на величину осевого перемещения плюс 0,04-0,06 мм;

- затянуть гайку 10 крепления фланца 8 моментом 588-686 Н.м (60-70 кгс.м);

- проверить силу проворачивания стакана 5 подшипников, которая должна быть равна 10-24 Н (1,00-2,50 кгс). Замерять силу проворачивания нужно при непрерывном вращении стакана в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов. Подшипники при этом должны быть смазаны, а крышка стакана подшипников должна быть сдвинута так, чтобы манжета не оказывала сопротивления вращению зубчатых колес.

После установки в картер редуктора ведущего конического зубчатого колеса дифференциала необходимо гайками 24 и 48 отрегулировать боковой зазор, который должен быть в пределах 0,25-0,40 мм, и пятно контакта конической пары способами, приведенными в таблице 3-1.

Для регулировки подшипников дифференциала необходимо равномерно с двух сторон затянуть регулировочные гайки 24 и 48 до момента, при котором расстояние между крышками подшипников увеличится на 0,1-0,2 мм. Отрегулировав подшипники, нужно окончательно затянуть болты крепления крышек подшипников с моментом 380-460 Н.м (38-46 кгс.м) и законтрить их при помощи стопорных шайб.

Собрать главную передачу моста. Герметичность всех фланцевых и резьбовых соединений, имеющих выход в масляные полости, обеспечить герметиком УН-25.

Регулирование зацепления конических зубчатых колес

Таблица 3-1

Замена заднего моста

Для снятия заднего моста нужно вывернуть пробки из сливных отверстий картера заднего моста, колёсных передач. Слить масло.

После слива пробки очистить и ввернуть.

Затормозить автомобиль Камаз-4308 посредством стояночной тормозной системы и приподнять за раму заднюю часть.

Снять колёса, отвернув гайки крепления колес.

Отсоединить от тормозных камер и камер привода блокировки межколесного дифференциала пневмошланги подачи сжатого воздуха. Отсоединить электрические провода от контрольных датчиков включения блокировки.

Отвернуть болты крепления фланца карданного вала. Вынуть болты и отвести карданный вал в сторону.

Отвернуть гайку крепления кронштейна горизонтальной тяги регулятора тормозных сил и отвести в сторону.

Подвести под заднюю тележку с ведущим мостом подъемник и слегка вывесить.

Отсоединить от картера моста верхнюю реактивную штангу. Для этого нужно отвернуть гайки кронштейна, снять пружинные шайбы. Отвести реактивную штангу вверх.

Отсоединить нижние реактивные штанги задней подвески. Для этого нужно отвернуть гайки, пружинные шайбы и болты левой нижней реактивной штанги. Отвести её в сторону.

То же повторить для правой нижней реактивной штанги.

Поднять заднюю часть автомобиля Камаз-4308. Выкатить подъемник с ведущим мостом из-под автомобиля Камаз-4308, подставить под раму подставку и опустить на неё автомобиль.

Для установки ведущего моста необходимо установить его на подъемник.

Приподнять и установить на подставку автомобиль Камаз-4308.

Подкатить ведущий мост на подъемнике под подвеску.

Поднять мост подъемником, и подсоединить элементы подвески к картеру моста. Момент затяжки болтов и гаек крепления верхней и нижних реактивных штанг должен составлять 435,1-490.5 Нм (44-50 кгс-м). Далее опустить шток подъемника и отвести его в сторону.

Присоединить тягу регулятора тормозных сил к ведущему мосту и закрепить её. Затянув гайку.

Соединить карданный вал с фланцем ведущего моста, вставить в отверстия болты, надев на них пружинные шайбы и затянув гайки.

Присоединить к тормозным камерам и камерам привода блокировки межколесного дифференциала пневмошланги подачи сжатого воздуха. Присоединить электрические провода к контрольным датчикам включения блокировки.

Установить колёса на ступицу, навернуть гайки и затянуть их в диагональной последовательности с моментом 540-670 Н.м (54-67 кгс.м).

Проверить величину хода штоков тормозных камер заднего моста, при необходимости произвести регулировку тормозных механизмов.

Вывернуть заливные пробки в главной передаче и в колёсных передачах заднего моста. Залить масло до уровня контрольного отверстия. Ввернуть и затянуть заливные пробки.

Проверить работу ведущего моста пробегом.

Перегрев подшипников ступиц колес и подшипников главной передачи не допускается.