Назад

Электрооборудование. Часть 1

Раздел 8. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобилей Камаз-4308 состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольноизмерительных приборов; системы отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; КЧ - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф - фиолетовый; Ч - черный.

Система электроснабжения (рис. 8-1) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи G2 и G3, соединенные последовательно, генераторная установка G1, подключенная параллельно аккумуляторным батареям. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля Камаз 4308 через выключатель К17 массы с дистанционным управлением.

Схема оборудована реле К16, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выключателя S21 приборов и стартера ток не подается к кнопке S6 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 8-7) предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, влияющих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: аварийная световая сигнализация, сигнализация торможения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие переключатели, выключатели и реле.

Выключатель S14 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не светить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 (рис. 1-5) при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Реле-прерыватель V3 обеспечивает прерывистый режим работы указателей поворота автомобиля и полуприцепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке НЗ контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля Камаз 4308. При этом замыкаются контакты выключателя сигналов торможения S5 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле К5 и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при включении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика В12, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормозной системы установлено реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей.

Система наружного и внутреннего освещения (рис. 8-5...8-6) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля Камаз 4308, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона Е18 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар Е5 и Е26, противотуманных фар Е1 и Е25 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем S22 непосредственно от источника питания.

Система контрольно-измерительных приборов (рис. 8-3) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, а также определения скорости движения. Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.

Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха. Электродвигатели М3, М4 (рис. 8-4) нагнетают воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внимание на направление вращения их валов.

В системе применяется реверсивный электродвигатель МЭ 250. При подсоединении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса - левое вращение.

Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине.

Система звуковой сигнализации включает электрозвуковые сигналы Н9 (рис. 8-4), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и реле-сигнализатор Н2 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов автомобиля Камаз 4308, для внутренней сигнализации в кабине.

При давлении воздуха в пневмосистеме 392,3...686,5 кПа (4...7 кгс/см2) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы Н9 расположены под кабиной и включаются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов осуществляется через промежуточное реле К4, установленное на нижней панели приборов.

Сигнал Н2 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок контрольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 8-2.

Схемы электрические функциональные

На рисунках 8-1...8-8 приведены функциональные схемы электрооборудования автомобилей КАМАЗ.

На всех схемах единый перечень элементов; зоны расположения элементов относятся к общей электрической схеме автомобиля.

Перечень элементов

Зона

Позиционное обозначение

Наименование

Кол.

В2

Датчик уровня топлива СЯ МИ 407 611-114-01 (или СЯ МИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93

1

В3

Датчик спидометра 2001.3843 ТУ37.003.1270-75

1

5А, 5В, 5В,1А

В4, В5, В6, В13

Датчик падения давления в тормозных контурах ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

4

В8

Датчик давления масла ММ370 ТУ37.003.387-78

1

В9

Датчик аварийного давления масла ММ111Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В10

Датчик указателя температуры ТМ-100А ТУ37.003.568-77

1

В11

Датчик сигнализатора температуры ТМ111-08 ТУ37.003.569-90

1

В12

Датчик контрольной лампы стояночного тормоза ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В15

Датчик сигнализатора температуры ТМ111 -04 ТУ37.003.569-90

1

В1

В16

Датчик тахографа

1

5В,2В

E1, Е25

Фара противотуманная ФГ152А ТУ37.003.751-80

2

5В,2В

Е2, Е24

Указатель поворота передний УП1.3712 ТУ4573-001-07628635-97

2

5В,1В

ЕЗ, Е30

Указатель поворота боковой 56.3726 ТУ4573-032-058080936

2

5В,1В

Е4, Е23

Фара-прожектор 2012.3711 ТУ37.458.043-80

2

5В,1В

Е5, Е26

Фара 342.3711 ТУ37.003.1000-80

2

4А,2А

Е7, Е20

Фонарь задний 7442.3716-08 ТУ РБ 05882559.010-95

2

4В,3В

Е9, Е16

Фонарь габаритный 26.3712.

2

E14,E15

Плафон кабины П1.3714010

2

Е18

Плафон вещевого ящика ПК142Б

1

Е19

Плафон спального места ПК142Б

1

Е21,Е22

Свеча факельная штифтовая 1102.3740

2

Е27

Лампа подкапотная ПД308-Б-0 ТУ37.003.187-80

1

Е28

Фара-прожектор (освещения рабочей зоны) 2012.3711 ТУ37.458.043-80

1

Е34,Е35

Фонарь освещения номерного знака ФП131-АБ

2

F1

Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76

1

F2, F3

Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76

2

F4

Предохранитель ПР119-01 ТУ37.003.731-76

1

G1

Генератор

1

G2, G3

Батарея 6СТ-190А ТУ 16-729.384-83

2

Н1

Блок контрольных ламп тормозной системы 2312.3803010-23 ТУ37.003.1109-92

1

Н2

Реле-сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80

1

Н3

Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1109-92

1

Н4

Лампа контрольная включения блокировки межосевого дифференциала 2212.3803-14 ТУ37.003.1109-92

1

Н6

Лампа контрольная понижающей передачи 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-92

1

Н6

Лампа контрольная КОМ 2212.3803-15 ТУ37.003.1109-92

1

Н9

Комплект сигналов С306Д-01/С307Д-01 ТУ37.003.533-79

1

1B

Н14

Лампа контрольная дальнего света фар 2212.3803-28 ТУ37.003.1109-92

1

Н17

Лампа контрольная засоренности воздушного фильтра 2212.3803-20 ТУ37.003.1109-92

1

Н18

Лампа контрольная демультипликатора 2212.3803-35 ТУ37.003.1109-92

1

К1

Реле стартера 738.3747-20 ТУ37.469.023-97

1

К2

Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77 ТУ37.003.1010-80

1

К3

Реле электродвигателей отопителя 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К4

Реле звуковых сигналов 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К5

Реле сигналов торможения 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

Кб

Реле дополнительных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К7

Реле противотуманных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К8

Термореле электрофакельного устройства 1202.3741 ТУ37.003.711-79

1

К9

Реле ближнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К10

Реле дальнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К12

Реле включения ЭФУ 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К13

Реле останова двигателя 738.3747-20 ТУ37.469.023-97

1

К14

Реле заднего противотуманного фонаря 901.3747 ТУ 37 003.1418-94

1

-

К15

Реле КОМ 901.3747 ТУ 37.003.1418-94

1

К16

Реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К17

Выключатель аккумуляторной батареи 1400.3737 ТУ37.003.574-74

1

К18

Реле стеклоочистителя 3502.3777 ТУЗ7.104.222-2001

1

M1

Стартер

1

М2

Стеклоомыватель 1112.5208-01 ТУ37.003.639-87

1

3В,2А

М3, М4

Электродвигатель отопителя МЭ250 ТУ37.003.789-76

2

М5

Стеклоочиститель 271.5205

1

5В,5А

М14, М15

Электропривод корректора фар ЭПК06

2

Р1

Тахометр 3631.3813 ТУ37.003.1251-85

1

Р2

Показывающий прибор 1211.3802 ТУ37.003.691-81

1

Р3

Указатель давления 1908.3830

1

Р4

Комбинация приборов 28.3801 ТУ37.003.670-75

1

Р12

Тахограф 1318.270000 0025 23 ТУ 4573-001-43820854-97

1

R1

Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУЗ 7.003.1174-83

1

S1

Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.108-76

1

S1

Выключатель света заднего хода

1

S2, S3

Выключатель к.л. блокировки межколесного дифференциала ВК403Б ТУ37.003.188-76

2

S4

Выключатель к.л. блокировки межосевого дифференциала ВК403Б ТУ37.003.108-76

1

S5

Выключатель сигналов торможения 15.3720 ТУ37.003.1159-83

1

S6

Кнопка дистанционного выключателя массы 11.3704-01

1

--

ТУ37.003.710-80

-

S7

Центральный переключатель света 581.3710-01 ТУЗ 7.003.1211-86

1

S8

Выключатель дополнительных фар 3842.3710-02.06 ТУ37.003.1222-82

1

S9

Выключатель противотуманных фар 3842.3710-02.03 ТУЗ 7.003.1222-82

1

S10, S31

Выключатель плафонов 3842.3710-02.09 ТУ37.003.1222-82

2

S11

Выключатель заднего противотуманного фонаря 3842.3710-05.04 ТУ37.003.1222-82

1

S13

Выключатель к.л. понижающей передачи ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S14

Выключатель аварийной световой сигнализации 32.3710 ТУ37.003.1106-82

1

S15

Кнопка включения свечей электрофакельного устройства 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S17

Выключатель блокировки межколесного дифференциала ВК343-01.14 ТУ 37.003.701-75

1

S18

Переключатель коробки отбора мощности П602 ТУ37.467.525-77

1

S20

Переключатель стеклоочистителя со стеклоомывателем 4002.3709 ТУ37.003.1335-87

1

S21

Выключатель приборов и стартера 2621-3704 ТУЗ .ЦТ-1.051-94

1

S22

Переключатель указателей поворота ближнего и дальнего света 6602.3709 ТУ37.003.1336-87

1

S23

Переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 ТУ37.003.701-75

1

S24

Переключатель подъема и опускания платформы П147-06.15 ТУ37.003.701-75

1

S52

Выключатель нейтрали

1

S53

Выключатель КОМ

1

S54

Выключатель демультипликатора

1

-

S55

Кнопка включения КОМ 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

-

S56

Выключатель КОМ 3812.3710-02.30 ТУ37.003.1222-82

1

V1, V6

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

2

V3

Прерыватель указателей поворота РС951А2 ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80

1

V8

Блок управления корректора фар БУК29 ТУ4573-047-07530936-00

1

-

V9,V10

Блок защиты бортовой сети автомобиля БЗС-2,321.3722 ТУ45 73 -001 -26002172-96

2

5В, 5В, 2А, 2В,

1B, 1В, 4В, 2В,

1B, 5В, 1B, 2А,

2В,2В,1В

X1, Х7, Х15,

Х16, Х19, Х23,

Х28, Х29, Х48,

Х60, Х61, Х62,

Х64, Х65, Х66

Разъем одноконтактный

15

5В, 5В, 5В, 1В,

1В, 1В

Х2, Х4, Х5, Х20,

Х21, Х22

Разъем шестиконтактный

6

5В, 4В, 4В, 3В,

3А, 4А, 4А, 4А.

Х3, Х10, X11,

Х12, Х41, Х44,

Х45, Х48.

Разъем двухконтактный

8

5В, 5А, 5А, 1А,

Х25, Х26, Х38,

Х42, Х63

Разъем четырехконтактный

5

Х31

Розетка переносной лампы 47К ТУ 16-526.359-74

1

Х35

Розетка внешнего запуска ПС315-3723100 ТУ37.003.229-79

1

Y1

Клапан электромагнитный блокировки межколесного дифференциала КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y2

Клапан топливный электромагнитный 1102.3741 ТУЗ 7.003.740-79

1

Y4

Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y5

Клапан электромагнитный подъема и опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y6

Клапан электромагнитный опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93

1

Y10

Клапан электромагнитный останова двигателя ЭМ 17 ТУ3742-006-34013480-00

1

Рис. 8-1. Функциональная схема электроснабжения с генератором 800 Вт и 2 кВт со встроенным интегральным регулятором напряжения.

Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.

Рис. 8-2. Функциональная схема пуска двигателя.

Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.

Рис. 8-3. Функциональная схема контрольно-измерительных приборов.

Схема имеет вариант исполнения для автомобилей с двумя топливными баками.

Рис. 8-4. Функциональная схема стеклоочистки, отопления и звуковой сигнализации.

Рис. 8-5. Функциональная схема внутреннего освещения.

7.13. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

7.13.1. Назначение и общая характеристика электрооборудования

Электрооборудование автомобиля КАМАЗ 6560 представляет собой сложный комплекс электротехнических устройств и приборов, объединенных в автономную электрическую систему и предназначенных для обеспечения рабочих процессов автомобиля, безопасности движения и эргономических требований.

Исходя из выполняемых функций электрооборудование автомобиля КАМАЗ разделяется на следующие системы: электроснабжения, пуска и предпусковой подготовки, наружного и внутреннего освещения, световой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации.

Перечень элементов электрической принципиальной схемы

Поз. обозначение

Наименование

Кол.

В2, В14

Датчик (уровня топлива) СЯМИ 407 611-114-01 (или СЯМИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93

2

В4, В5, В6, В13

Датчик (падения давления в 1, 2, 3, 4 тормозных контурах) ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

4

В8

Датчик давления (масла) ММ370 ТУ37.003.387-78

1

В9

Датчик (аварийного давления масла) ММ111 Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В10

Датчик (указателя температуры) ТМ-100А ТУ37.003.568-77

1

В11

Датчик (сигнализатора температуры) ТМ111 ТУ37.003.569-90

1

В12

Датчик (контрольной лампы стояночного тормоза) ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В15

Датчик (сигнализатора температуры масла) ТМ111-04 ТУ37.003.569-90

1

В16

Датчик электронного спидометра

1

В17

Датчик контрольной лампы засоренности воздушного фильтра 132.3839 ТУ 370031025-80

1

В18

Датчик (включения муфты привода вентилятора) Т108 ТУ37.003.648-2001

1

E1, Е25

Фара противотуманная ФГ152А ТУ37.003.751-80

2

Е2, Е24

Указатель поворота передний 26.3726

2

Е3, Е30

Указатель поворота боковой 56.3726 ТУ 4573-03205808936-98

2

Е3, Е30

Указатель поворота боковой УП101-В

1

Е5, Е26

Фара 404.3711 ТУ37.003.878-78

2

Е6, Е29

Фонарь проблесковый ФП-1-24 ЭЛЕКТ.676643.001ТУ

2

Е7, Е20

Фонарь задний ФП133АБ ТУ37.003.675-82

2

Е8

Фара (для освещения сцепного устройства) 781.3711 ТУ4573-024-05808936-95

1

Е9, Е16

Фонарь габаритный 26.3712-10

2

Е10

Фонарь заднего хода ФП135-Г

1

Е10

Фара заднего хода 2112.3711 ТУ37.003.675-82

1

E11

Фонарь задний противотуманный 2462.3716 ТУ37.003.1104-82

1

E12

Фара-прожектор 171.3711 ТУ37.003.517-81

1

E13

Фонарь автопоезда УП101-В

3

E14, E15

Плафон кабины П1.3714010 ЯАЕВ.676172.001 ТУ

2

E18

Плафон вещевого ящика Г1К142Б ТУ37.003.449-79

1

E19

Плафон спального места ПК142Б ТУЗ7.003.449-79

1

E21, E22

Свеча факельная штифтовая 1102.3740 ТУ37.003.741-80

2

E27

Лампа подкапотная ПД308-Б-0 ТУ37.003.187-80

1

E31.E33

Фонарь передний ПФ133-АБ ТУ37.003.675-82

2

E34, E35

Фонарь освещения номерного знака ФП131 -АБ

2

E34, E35

Фонарь освещения номерного знака ФП134-Б ТУ37.003.675-82

2

E38, E39,

E40, E41,

E42, E43,

E44, E45

Фонарь боковой габаритный 431.3731-01

8

E48, E49

Фонарь контурный задний 381.3731

2

E55

Термореле осушителя

1

F1

Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76

1

F1

Блок предохранителей БПР-2М (40А+60А)

1

F2, F3

Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76

2

F2

Блок предохранителей БПР-13-05 Ф54.811.000ТУ

1

F3

Блок предохранителей БПР-13-04 Ф54.811.000ТУ

1

F4

Блок предохранителей БПР-13-06 Ф54.811.000ТУ

1

F5

Блок предохранителей БПР4.04

1

G1

Генератор 3122.3771 ТУ37-303.155-98

1

G1

Генератор 3142.3771 ТУ37-303.155-98

1

G2, G3

Батарея 6СТ-190А ТУ 16-727-294-83

2

HI

Блок контрольных ламп (тормозной системы) 2312.3803-23 ТУ37.003.1109-82

1

H2

Реле - сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80

1

H3

Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1 109-82

1

H4, H47,

H49

Лампа контрольная включения блокировки межосевого дифференциала 2212.3803-14 ТУ37.003.1109-82

3

H4

Лампа контрольная включения блокировки моста 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-82

1

H6

Лампа контрольная включения понижающей передачи 2212.3803-46 ТУ37.003.1 109-82

1

H7

Лампа контрольная включения КОМ 2212.3803-15 ТУ37.003.1109-82

2

H9

Сигнал звуковой С313/С314 ТУ37.003.688-75

1

H9

Комплект сигналов С306/С307Д-01 ТУ37.003.533-79

1

H14

Лампа контрольная включения дальнего света фар 2212.3803-28 ТУ37.003.1109-82

1

Н16

Лампа контрольная включения ЭФУ 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-82

1

Н17

Лампа контрольная засоренности воздушного фильтра 2212.3803-20 ТУ37.003.1109-82

1

Н18

Лампа контрольная включения демультипликатора 2212.3803-35 ТУ37.003.1109-82

1

Н19

Лампа контрольная включения понижающей передачи (раздат-ки) 2212.3803-46 ТУ37.003.1 109-82

1

Н29, Н45

Лампа контрольная включения блокировки межколесного дифференциала 2212.3803-13 ТУ37.003.1109-82

2

Н30

Лампа контрольная включения указателя поворотов тягача 2212.3803-07 ТУ37.003.1109-82

1

Н31

Лампа контрольная включения указателя поворотов прицепа 2212.3803-08 ТУ37.003.1109-82

1

Н32

Лампа контрольная включения привода вентилятора 2212.3803-34 ТУ37.003.1109-82

1

Н33

Сигнал заднего хода автомобиля СЗХА СБИТ 453654.001 ТУ

1

Н40

Лампа контрольная включения стояночной тормозной системы 2212.3803-05 ТУ37.003.1109-82

1

Н41

Лампа контрольная падения давления воздуха в контуре передних тормозов (1 торм.контур) 2212.3803-01 ТУ37.003.1109-82

1

Н42

Лампа контрольная падения давления воздуха в контуре задних тормозов (2 торм. контур) 2212.3803-02 ТУ37.003.1109-82

1

Н43

Лампа контрольная падения давления воздуха в контуре стояночного тормоза (3 торм. контур) 2212.3803-01 ТУ37.003.1109-82

1

Н44

Лампа контрольная падения давления воздуха в контуре аварийного растормаживания (4 торм. контур) 2212.3803-04 ТУ37.003.1109-82

1

Н46

Лампа контрольная гидрозапора кабины 2212.3803-86 ТУ37.003.1109-82

1

Н48

Лампа контрольная сигнализации температуры масла в двигателе 2212.3803-87 ТУ37.003.1109-82

1

К1

Реле стартера 738.3747-20 ТУ37-309.023-97

1

К2

Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77, ТУ37.003.1010-80

1

К3

Реле выключателя массы 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К4

Реле звуковых сигналов 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К5

Реле сигналов торможения 901.3747 ТУ37.003.141 8-94

1

К7

Реле противотуманных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К8

Термореле электрофакельного устройства 1202.3741 ТУ37.003.711-79

1

К9

Реле ближнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К10

Реле дальнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К12

Реле включения ЭФУ 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К13

Реле останова двигателя 901.3747-20 ТУ37-309.023-97

1

К14

Реле заднего противотуманного фонаря 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К16

Реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

KI7

Выключатель (аккумуляторной батареи) 1400.3737 ТУ37.003.574-74

1

К18

Реле стеклоочистителя 3502.3777 ТУ37.104.222-2001

1

К23

Реле включения привода вентилятора 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К24

Реле отключения привода вентилятора 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К26

Реле габаритных огней 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К27

Реле фонаря заднего хода 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К36

Реле “+” АКБ 901.3747 ТУ 37.003.1418-94

1

M1

Стартер СТ142-10 ТУ37.003.1375-88

1

М2

Стеклоомыватель 13.5208 ТУ37.459.319-2004

1

М3, М4

Электродвигатель отопителя МЭ250 ТУ37.003.789-76

2

М5

Стеклоочиститель 271.5205

1

М14, М15

Электропривод корректора фар ЭПК02-05-D184

2

Р1

Тахометр 2511.3813 ТУ37.003.1251-85

1

Р1

Тахометр 3631.3 813 ТУ37.003.1251-85

1

Р1

Тахометр 56.3813У2 ТУ4573-093-24322961-2005

1

Р2

Спидометр электронный 1323.020100000123

1

Р2

Спидометр электронный ПА 8090 ТУРБ30012587.208-2004

1

Р2

Спидометр электронный 81.3802010 ТУ37.453.180-2005

1

Р2

Спидометр электронный 83.3802 ТУ4573-092-24322961-2005

1

Р2

Тахограф 1318.2700000025.23

1

Р3

Указатель давления 1911.3830

1

Р4

Комбинация приборов 281.3801 ТУ37.003.670-75

1

R1

Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУ37.003.1174-83

1

S1

Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S2, S3

Выключатель к.л. блокировки межколесного дифференциала ВК403БТУ37.003.188-76

2

S4, S36

Выключатель к.л. блокировки межосевого дифференциала ВК403БТУ37.003.188-76

2

S5

Выключатель сигналов торможения 15.3720 ТУ37.003.1159-83

1

S6

Кнопка дистанционного выключателя массы 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S7

Центральный переключатель света 581.3710-10 ТУ37.003.1211-86

1

S9

Выключатель противотуманных фар 3842.3710-02.03 ТУ37.003.1222-82

1

S10, S31

Выключатель плафонов 3842.3710-02.09 ТУЗ7.003.1222-82

2

S11

Выключатель заднего противотуманного фонаря 3842.3710-02.04 ТУ37.003.1222-82

1

S12

Выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 ТУ37.003.1222-82

1

S13

Выключатель к.л. понижающей передачи ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S14

Выключатель аварийной световой сигнализации 32.3710 ТУ37.003.1106-82

1

S15

Кнопка включения свечей электрофакельного устройства 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S17

Выключатель блокировки межколесного дифференциала) ВК343-01.14 ТУ37.003.701-75

1

S20, S22

Переключатель света комбинированный 89.3709 ТУ37-301.012-96

1

S21

Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством 1902.3704 ТУ37-301.010-93

1

S23

Переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 ТУ37.003.701-75

1

S25

Выключатель стабилизатора напряжения 26.3710-23.17 ТУ37.003.743-76

1

S26

Переключатель топливных баков П147-02.13 ТУ37.003.701-75

1

S28

Выключатель вентилятора ВК343-01.12 ТУ37.003.701-75

1

S51

Выключатель привода вентилятора П147-06.17 ТУ37.003.701-75

1

S64

Переключатель фильтра нагревателя топлива П147-05.55 ТУ7.003.701-75

1

S64

Выключатель маяков 26.3710-23.53 ТУ37.003.743-76

1

S74, S75

Выключатель плафона дверной ВК-407-01 ТУ37.003.477-76

2

V1, V6

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

2

V3

Прерыватель указателей поворота РС951А ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80

1

V8

Выключатель управления корректором фар

1

V12, V13

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

2

V19

Реле стартера электронное 8502.3777 ТУ4573-007-59318300-2005

1

V22, V23,

V24, V25,

V26

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

5

X1

Разъем одноконтактный

1

X7

Разъем одноконтактный

1

X9

Разъем одноконтактный

1

X10

Разъем тридцатишестиконтактный

1

XI1

Разъем тридцатишестиконтактный

1

X12

Разъем тридцатишестиконтактный

1

X15

Разъем одноконтактный

1

X16

Разъем одноконтактный

1

X19

Разъем одноконтактный

1

X28

Разъем одноконтактный

1

X30

Разъем тридцатишестиконтактный

1

Х31

Розетка штепсельная (переносной лампы) 47К ТУ 16-526.359-74

1

Х32

Розетка прицепа ПС326-3723100 ТУ37.003.1359-88

1

Х34

Розетка штепсельная командира 47К ТУ 16-526.359-74

1

Х35

Розетка (внешнего запуска) Г1СЗ15-3723100 ТУ37.003.229-79

1

Х40

Розетка прицепа ПС325-3723100 ТУ37.003.1359-88

1

Х41

Разъем двухконтактный

1

Х60

Разъем одноконтактный

1

Х61

Разъем одноконтактный

1

Х62

Разъем одноконтактный

1

Х63

Разъем четырехконтактный

1

Х64

Разъем одноконтактный

1

Х65

Разъем одноконтактный

1

Х70,

Х71,

Х75

Разъем одноконтактный

3

Х77,

Х78

Разъем двухконтактный

2

Х86

Разъем двухконтактный

1

Х97

Разъем двухконтактный

1

Х98

Разъем одноконтактный

1

Х107

Разъем одноконтактный

1

Х108

Разъем одноконтактный

1

X109

Разъем одноконтактный

1

X110

Разъем одноконтактный

1

X111

Разъем одноконтактный

1

X112

Разъем одноконтактный

1

Х113

Разъем одноконтактный

1

X115

Разъем одноконтактный

1

X116

Разъем одноконтактный

1

X117

Разъем одноконтактный

1

X118

Разъем двухконтактный

1

X119

Разъем одноконтактный

1

X120

Разъем одноконтактный

1

Х121

Разъем одноконтактный

1

XI22

Разъем одноконтактный

1

X123

Разъем шестнадцатиконтактный

1

Х124

Разъем двухконтактный

1

X125

Разъем одноконтактный

1

Х127

Разъем двухконтактный

1

Y1

Клапан электромагнитный межколесного дифференциала КЭБ420 ТУ1-554-0036-93

1

Y2

Клапан топливный электромагнитный 1102.3741 ТУ37.003.740-79

1

Y3

Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

1

Y4

Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

1

YC1

Муфта привода вентилятора 5297-131 8540

1

Z2

Радиоприемник

1

Z3

Преобразователь напряжения ПН 24/12-120 ФМИП.436.437.002ТУ

1

7.13.2. Система электроснабжения

Система электроснабжения предназначена для обеспечения потребителей электрической энергией заданного уровня напряжения.

Следовательно, от исправности системы электроснабжения зависит работоспособность всех остальных систем автомобиля и как итог - работоспособность самого автомобиля Камаз 6560. Основными элементами системы электроснабжения являются (рис. 7.106):

Рис. 7.106. Система электроснабжения

- две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП (G2, G3);

- генераторная установка 3122.3771 G1.

Совместно с ними работают:

- выключатель аккумуляторных батарей («массы») 1400.3747 К17;

- кнопка выключателя аккумуляторных батарей («массы») 11.3704-01 S6;

- реле выключателя аккумуляторных батарей («массы») 901.3747 К3;

- вольтметр, расположенный в комбинации приборов Р4;

- контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи, расположенная слева от вольтметра;

- реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 К16;

- выключатель приборов и стартера 1902.3704 S21;

- предохранитель плавкий 111.3722 на величину тока 60 А блока предохранителей F1.

При неработающем двигателе аккумуляторные батареи являются источником электроэнергии для всех систем и приборов электрооборудования, в это время они разряжаются. При разрядке аккумуляторных батарей происходит превращение химической энергии в электрическую.

При работающем двигателе источником электроэнергии для всех потребителей является генератор. Когда напряжение генератора больше ЭДС аккумуляторных батарей, ток от генератора поступает на все включенные приемники и на батареи, осуществляя их заряд. При заряде аккумуляторных батарей электрическая энергия генератора превращается в химическую. В каждом случае вольтметр показывает напряжение в бортовой сети, его стрелка находится в красной зоне при разряде аккумуляторных батарей и в зеленой зоне - при заряде.

При работающем двигателе также возможен режим, когда напряжения, вырабатываемого генератором недостаточно для обеспечения всех включенных потребителей электроэнергии, в этом случае часть мощности на потребители идет от аккумуляторных батарей, т. е. батареи разряжаются.

Для обеспечения правильной работы в составе автомобиля систем предпускового подогревателя 14ТС, автономного воздушного отопителя 4Д-24, спидометра необходимо постоянное питание, что показано в схемах подключения этих устройств. Электронный блок управления должен отключаться при выключении аккумуляторных батарей выключателем.

При длительной стоянке или транспортировке автомобиля необходимо отсоединять «+»-ую клемму аккумуляторной батареи во избежание её разряда от потребителей.

7.13.2.1. Аккумуляторные батареи (АКБ)

Аккумуляторные батареи предназначены для электроснабжения стартера при пуске двигателя внутреннего сгорания и других потребителей при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности.

На автомобиле КАМАЗ 6560 установлены две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП, соединенные последовательно. Плюсовый вывод батареи соединяется с выводом стартера, а минусовый - с выключателем 9 (рис. 7.107) батарей, а через него - с корпусом автомобиля. Аккумуляторные батареи располагаются в ящике-гнезде, который крепится к раме автомобиля сзади кабины с левой стороны. Выключатель аккумуляторных батарей установлен с боковой стороны ящика-гнезда ближе к кабине, а кнопка дистанционного управления расположена в кабине на панели щитка поибооов.


.Рис. 7.107. Установка батарей на автомобиле: 1 - провод, соединяющий корпус машины с выключателем батарей; 2 - провод, соединяющий положительный вывод батарей с выводом стартера; 3 - стяжка крепления батарей; 4, 5 - отрицательные и положительные выводы батарей; 6 - аккумуляторные батареи 6СТ-190АП; 7 - ручка для переноса батарей; 8 - провод, соединяющий минусовый вывод с выключателем батарей; 9 - выключатель батарей; 10, 11 - провода реле выключателя батарей.

Условное наименование батареи включает в себя тип батареи и дополнительные буквенные обозначения.

На автомобилях КАМАЗ установлены батареи типа 6СТ-190, где:

6 - количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующее номинальное напряжение батареи (12 В);

СТ - назначение - стартерная;

190 - номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда (в А-ч).

Дополнительные буквенные обозначения:

А - батарея в моноблоке из пластмассы с общей крышкой;

П - сепаратор-конверт из полиэтилена.

Стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-190АП состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, расположенных в отдельных ячейках моноблока (рис. 7.108).

В каждой ячейке моноблока находится блок электродов 10 (рис. 7.109). который состоит из чередующихся отрицательных 2 и положительных 5 электродов, разделенных сепараторами 3. Электроды одинаковой полярности собираются в полублоки 6, 11 при помощи межэ-лементных соединений 7, 8, состоящих из полюсного мостика 2 (см. рис. 7.108) и борна 3.

Рис. 7.108. Аккумуляторная батарея 6СТ-190: а - продольный разрез; б - поперечный разрез; 1 - крышка; 2 - полюсный мостик; 3 - борн; 4 - перегородка моноблока; 5 - пробка; 6 - ручка для переноски; 7 - полюсный вывод; 8 - моноблок; 9 - блок электродов

Электрод каждой полярности состоит из токоотвода 1 (см. рис. 7.109) решетчатой конструкции и активной массы, нанесенной на него. Токоотвод отливается из свинцовосурьмянистого сплава, содержащего 92 - 94 % свинца и 6 - 8 % сурьмы. Сурьма добавляется для увеличения жесткости и уменьшения коррозии решетки. Токоотвод 1, 4 аккумулятора выполняет двойную функцию. Он является не только проводником первого рода, по которому генерируемая активной массой электрическая энергия передается во внешнюю электрическую цепь, но и служит конструкционным элементом, обеспечивающим механическое удержание активной массы и возможность параллельного соединения электродов между собой в полублоки при помощи ушек.


Рис. 7.109. Устройство аккумулятора: 1 - отрицательный токоотвод; 2 - отрицательный электрод; 3 - отрицательный электрод в конверте-сепараторе; 4 - положительный токоотвод; 5 - положительный электрод; 6 - полублок отрицательных электродов; 7 - межэлементное соединение полублока положительных электродов; 8 - межэлементное соединение полублока отрицательных электродов; 9 - выводной борн, к которому приваривается полюсный вывод; 10 - блок электродов в сборе; 11 - полублок положительных электродов

Приведение новых аккумуляторных батарей в рабочее состояние

На автомобиле Камаз 6560 могут быть установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и готовые к использованию. По особому требованию заказчика могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение 1 года с момента изготовления.

Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние необходимо: приготовить электролит требуемой плотности, подготовить аккумуляторную батарею к заливке электролитом, залить электролит в аккумуляторы, пропитать им электроды и сепараторы, при необходимости зарядить батарею.

Для приготовления электролита следует применять только аккумуляторную серную кислоту и дистиллированную воду. Вливать можно только кислоту в воду небольшой струйкой при непрерывном перемешивании стеклянной палочкой, так как реакция сопровождается большим выделением теплоты. Сосуд для приготовления электролита может быть фарфоровым, эбонитовым или из кислотостойкой пластмассы.

Для удобства пользования аккумуляторную серную кислоту плотностью 1,83 г/см3 разводят в воде до 1,4 г/см3. В дальнейшем плотность понижают до требуемого значения в соответствии с климатическим районом, в котором эксплуатируются аккумуляторные батареи (табл. 7.13). Плотность электролита измеряют аккумуляторным ареометром. Для районов с умеренным климатом допускается заливать батареи электролитом с температурой не ниже 15 °С и не выше 25 °С, в жарких и теплых влажных зонах - не выше 35 °С.

Перед заливкой электролита в аккумуляторную батарею необходимо: очистить батарею от пыли, а болты полюсных выводов - от смазочного материала; вывернуть пробки и срезать выступы на них; прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

Для заливки электролита следует применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и воронку. Заливать следует тонкой струей до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего края тубуса заливного отверстия. Уровень контролируют визуально - электролит должен касаться нижнего края тубуса заливного отверстия.

Плотность электролита в соответствии с климатическим районом

Таблица 7.13.

Макроклиматический район

Климатический район (ГОСТ 16350-80), средняя месячная температура воздуха в январе, °С

Плотность приведенная к 25 °С, г/см3

заливаемого

заряженной батареи

Холодный

Очень холодный (от -50 до -30 °С)

1,28

1,30

Холодный (от -30 до -15 °С)

1,26

1,28

Умеренный

Умеренный (от -15 до -3 °С)

1,24

1,26

Теплый влажный (от 0 до 4 °С)

1,20

1,22

Жаркий сухой (от -15 до 4 0 С)

1,22

1,24

После заливки электролитом не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч производят контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию. При большем понижении плотности батареи следует зарядить.

При необходимости срочного ввода батарей в эксплуатацию допускается ускоренное приведение сухозаряженных батарей в рабочее состояние.

Плотность, приведенная к 25 °С заливаемого в аккумуляторы электролита, должна быть (1,28 ± 0,01) г/см3. Батареи, хранившиеся при температуре окружающего воздуха выше 0 °С или имеющие на момент приведения температуру выше 0 °С, сдаются в эксплуатацию после 20-минутной пропитки без проверки конечной плотности электролита. Батареи, хранившиеся при отрицательных температурах (до минус 30 °С) должны заливаться горячим электролитом с температурой (40 ± 2) °С, продолжительность пропитки 1 ч.

При первой возможности батареи, приведенные в рабочее состояние ускоренным способом, должны быть полностью заряжены, а плотность и уровень электролита откорректированы.