Коробка передач и раздаточная коробка
На автомобиле Камаз 6560 применяются коробки передач фирмы «ZF» серии Ecomat2 6НР602 (применяется с двигателем с механическим управлением подачи топлива) или Ecomat2 6НР902 (применяется с двигателем с электронным управлением подачи топлива).
Коробка передач серии Ecomat состоит из гидродинамического преобразователя крутящего момента (гидротрансформатор Фёттингёра) со сцеплением блокирования, с гидродинамическим тормозом-замедлителем; а также с многоступенчатым задним делителем планетарной конструкции.
Преобразователь крутящего момента - это пусковое устройство, не подвергающееся износу, которое плавно подстраивается под требуемые условия (необходимый крутящий момент привода).
В планетарной коробке передач переключение передач осуществляется автоматически без прерывания силы тяги. Сигналы для переключения передач вырабатываются электронным устройством автоматического переключения передач. В зависимости от различных параметров автомобиля устройство автоматического переключения передач включает соответствующие многодисковые сцепления или тормоза помощью электрогидравлического управления коробкой передач.
Сцепление блокирования, встроенное в гидротрансформатор, после разгона устанавливает прямую механическую связь между двигателем и планетарной коробкой передач. Таким образом, исключаются обычные потери мощности в приводах гидротрансформатора.
Гидродинамический тормоз-замедлитель встроен между гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Из-за этого тормозная сила тормоза-замедлителя на конце вала отбора мощности зависит от передачи. Таким образом, возможно полное торможение также и в диапазоне матых скоростей. Тормозной момент может быть плавно отрегулирован или поделен на одну ступень или несколько ступеней.
Затормаживания на склонах или при городском движении можно осуществлять с помощью тормоза-замедлителя без изнашивания, оберегается механизм рабочей тормозной системы.
Коробка передач оснащена двумя коробками отбора мощности с насосами для привода вентилятора и привода дополнительного оборудования.
Насос привода дополнительного оборудования - ф. «MEILLER» типа 265/1, производительностью 60,0 л/мин при 1200 мин-1 . Максимально развиваемое давление насоса 350 атм.
Рис. 7.45. Конструкция основной коробки передач ZF-Ecomat. 1 - привод; 2 - сцепление блокирования гидротрансформатора; 3 - преобразователь крутящего момента; 4 - гидродинамический тормоз-замедлитель; 5 - вращающиеся многодисковые сцепления; 6 - неподвижные многодисковые тормоза; 7 - выходной конец вала отбора мощности; 8 - теплообменник для охлаждения масла.
Рис. 7.46. Устройство системы ZF-Ecomat 6НР602 с EST J46/EST 147 со всеми необходимыми компонентами.1 - электрическая бортовая сеть; 2 - контроллер; 3 - фирменная табличка; 4 - электронное устройство автоматического переключения передач EST146/EST147; 5 - вилка для подключения MOBID1G 200/ZF-TestmanPro; 6 - фирменная табличка; 7 - магнитный клапан для накопители тормоза-замедлителя; 8 - импульсный датчик спидометра; 9 - подключение охлаждающей жидкости; 10 - фирменная табличка; 11 - накопитель тормоза-замедлителя; 12 - пропорциональный магнитный клапан для управления тормозом-замедлителем; 13 - датчик температуры; 14 - педаль акселератора; 15 - переключатель kick-down; 16 - тормозной клапан с педальным приводом для управления механизмом рабочей тормозной системы и плавного управления тормозом-замедлителем; 17 - кнопочный выключатель для NBS; 18 - рычаг тормоза-замедлителя электрический; 19 - рычажный механизм для топливного насоса высокого давления; 20 - датчик нагрузки.
Электропроводка системы Ecomat через устройство сопряжения электрической бортовой сети 1 (рис. 7.46 и рис. 7.47) ведет к электронному устройству автоматического переключения передач и к шине CAN транспортного средства, в случае применения коробки передач 6НР902.
Электронное устройство 4 автоматического переключения передач EST 146/EST 147 служит для управления коробкой-передач и для контроля ее работы. В устройство автоматического переключения передач задаются входные параметры автомобиля и коробки передач (диапазон изменения передаточного отношения, нагрузка двигателя, частоты вращения и т. д.). Далее параметры преобразуются в устройстве в сигналы управления гидравлической системы коробки передач.
Водитель может активно вмешаться в систему управления Ecomat с помощью:
- контроллера 2(в зависимости от комплектации может быть установлен кнопочный выключатель или джойстик);
- переключателя Kick-down 15;
- педали акселератора 14;
- педали тормоза 16;
- рычага тормоза-замедлителя 18.
С помощью контроллера может быть предварительно выбран диапазон изменения передаточного отношения.
С помощью переключателя Kick-down точки переключения могут быть перемещены в направление более высоких частот вращения. Это означает, что с одной стороны можно остаться на передаче и при более высоких скоростях, а с другой - при более высоких скоростях переключаться на более низкую передачу.
Рис. 7.47. Устройство системы ZF-Ecomat 6НР902 со всеми необходимыми компонентами. 1 - электрическая бортовая сеть; 2 - контроллер; 3 - фирменная табличка; 4 - электронное устройство автоматического переключения передач EST146/EST147; 5 - вилка для подключения MOBIDIG 200/ZF-TestmanPro; 6 - фирменная табличка; 7 - магнитный клапан для накопители тормоза-замедлителя; 8 - импульсный датчик спидометра; 9 - подключение охлаждающей жидкости; 10 - фирменная табличка; 11 - накопитель тормоза-замедлителя; 12 - пропорциональный магнитный клапан для управления тормозом-замедлителем; 13 - датчик температуры; 14 - педаль акселератора; 15 - переключатель kick-down; 16 - тормозной клапан с педальным приводом для управления механизмом рабочей тормозной системы и плавного управления тормозом-замедлителем с помощью CAN; 17 - кнопочный выключатель для NBS; 18 - рычаг тормоза-замедлителя электрический.
Для контроля температуры масла встроены датчики температуры 13. Информация передается с помощью шины CAN, в случае применения коробки передач 6НР902, цифрового выхода EST или с помощью прямой электропроводки и показывается с помощью дисплея аналоговой индикации или сигнальной лампы. При превышении определенных пределов температуры постоянно снижается момент тормоза-замедлителя.
Информация о нагрузке двигателя передается от электронных устройств двигателя с помощью шины CAN, в случае применения коробки передач 6НР902, или датчика нагрузки 20 передается к устройству EST 146/EST 147.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Меры по устранению |
Двигатель не запускается | Контроллер не находится в положении "нейтрально" | Выбрать на контроллере положение "нейтрально" |
Штекер электронного управления плохо закреплен | Восстановить контакт штекера | |
Реле блокирования стартера неисправно или нет сигнала CAN | Заменить реле или проверить сигнал CAN | |
Коробка передач не включает никакой передачи | Педаль акселератора не находится в положении холостого хода или слишком высокий сигнал нагрузки | Проверить/настроить педаль акселератора/ топливный насос высокого давления |
Частота вращения холостого, хода двигателя > 900 мин | Настроить частоту вращения холостого хода двигателя | |
Только для коробок передач с дополнительной функцией деблокировки передачи: Тормозной механизм рабочей тормозной системы не задействован | Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы; | |
Электронное управление неисправно | Выключить/включить зажигание | |
Т ранспортное средство не двигается с места | Уровень масла слишком низок | Проверить/откорректировать уровень масла |
Коробка передач неисправна | Затребовать специалистов сервисной службы ZF | |
Температура масла слишком высока | Уровень масла слишком высок | Проверить/ откорректировать уровень масла |
Тормоз-замедлитель включен | Выключить тормоз-замедлитель на рычаге | |
Внутренняя неполадка | Затребовать специалистов сервисной службы ZF | |
Тормоз-замедлитель не действует | Уровень масла слишком низок | Проверить/откорректировать уровень масла |
Пропорциональный клапан тормоза-замедлителя или магнитный клапан не работают, нет сигнала CAN | Проверить сигнал CAN |
7.4. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Раздаточные коробки устанавливаются на полноприводные автомобили КАМАЗ, предназначенные для движения по дорогам общего пользования и по бездорожью.
Назначение раздаточной коробки - распределение в определённой пропорции потока мощности от двигателя между ведущими осями автомобиля.
При движении по скользким дорогам, для предотвращения буксования колес, в раздаточной коробке предусмотрена блокировка дифференциала приводов переднего и задних ведущих мостов.
Техническая характеристика раздаточной коробки
Таблица 7.8.
Модель РК | ZF «PASSAU» VG 2000/300 | |
Тип | механическая, двухступенчатая, с межосевым дифференциалом, с тремя валами, основное направление вращения - по часовой стрелке (вид со стороны входного фланца). | |
Максимальный входной крутящий момент, Н-м | 25000 | |
Максимальная частота вращения входного вала, об/мин | 2800 | |
Подшипники | входной вал | конические роликоподшипники |
промежуточный вал | подшипники с цилиндрическими роликами | |
вал отбора мощности и дифференциал | конические роликоподшипники, игольчатые подшипники | |
вал отбора мощности передней оси | подшипники с цилиндрическими роликами | |
вал отбора мощности передней оси | подшипники с четырехточечным контактом | |
Передаточные числа | высшей передачи | 0,890 |
низшей передачи | 1,536 | |
Межцентровое расстояние между входным и выходным валами, мм | 300 | |
Межосевой дифференциал | планетарный с цилиндрическими сателлитами и распределением крутящего момента от передней оси к задней 1:2,696 | |
Привод переключения передач | пневматический, трехпозиционный (либо двухпозиционный) с электрическим датчиком низшей (высшей) передачи | |
Привод блокировки дифференциала | пневматический с электрическим датчиком | |
Система смазки | разбрызгиванием либо принудительная, посредством встроенного насоса | |
Объем заливаемого масла, л | 8,4 |
Максимально допустимая температура масла, °С | 130 |
Вес (без масла), примерно, кг | 355 |
Материал картеров | чугун |
Ресурс до капитального ремонта. тыс. км | 500 |
Отбор мощности: - с заднего торца - с верхнего люка | есть нет |
Возможность установки на промежуточном валу гидравлического насоса | есть |
Рис. 7.48. Габаритные размеры раздаточной коробки.
L1 = 69 mm; L2 = 144 mm; L3 = 69 mm7.4.1. Установка раздаточной коробки
Раздаточная коробка крепится к раме автомобиля (рис. 7.49). Для крепления картер раздаточной коробки с правой и левой стороны имеет кронштейны 10 и 11 с отверстиями под болты 29. Кронштейны 10 и 11 крепятся к картеру четырьмя болтами. Левое и правое крепления состоят из прикрепленных к раме кронштейна 9 и 7 подвески, на которых крепятся два комплекта деталей подвески. Комплект состоит из двух резиновых армированных подушек 17, распорной втулки 21, проставочного кольца, стянутых вместе болтом 29 и самоконтрящейся гайкой.
Момент затяжки гаек 23 при установке раздаточной коробки должен быть в пределах 245-275.
Рис. 7.49. Установка раздаточной коробки: 1 - штанга реактивная; 3 - кронштейн крепления штанги реактивной нижний; 7 - кронштейн подвески раздаточной коробки правый; 9 - кронштейн подвески раздаточной коробки левый; 10 - кронштейн крепления правый; 11 - кронштейн крепления левый; 17 - подушка крепления; 19 - шайба; 21 - втулка распорная; 23 - гайка; 29 - болт; 37 - коробка раздаточная.
7.4.2. Заводская табличка
Для идентификации типов и вариантов раздаточной коробки на передней и задней стороне корпуса коробки установлены заводские таблички. Для запроса или заказа запасных частей при необходимости важно указать номер агрегата и серийный номер (LNr.).
Рис. 7.50. Заводская табличка (№ агр. /серийный №/ код). Руководство по эксплуатации фирмы изготовителя приведено в приложении.
7.5. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
В зависимости от места установки карданного вала и передаваемого крутящего момента устанавливаются карданные валы определенной размерности.
Схема установки карданных валов производства ф. GWB (Германия), ф. TIRSAN KARDAN (Турция) и ОАО «Белкард» (Беларусь) (рис. 7.51).
Рис. 7.51. Схема установки карданных валов: 1 - коробка передач; 2 - вал карданный промежуточный с опорой; 3 - вал карданный промежуточный; 4 - вал карданный среднего моста; 5 - мост средний; 6 - вал карданный заднего моста; 7 - мост задний; 8 - мост передний; 9 - вал карданный переднего моста; 10 - мост передний второй; 11 - вал карданный переднего второго моста; 12 - коробка раздаточная