Назад

Механизмы управления, оборудование и контрольно-измерительные приборы

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 1-23.

Рис. 1-23. Органы управления:1 - кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 2 - педаль сцепления; 3 - тормозная педаль рабочей тормозной системы; 4 - педаль подачи топлива; 5 - комбинированный переключатель; 6 - рулевое колесо; 7 - рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 - индикатор засоренности воздушного фильтра; 9 - замок выключателя приборов электрооборудования и стартера (для а/м 43501 - на панели приборов).

Кнопка 1 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.

Педаль 2 сцепления (навесного типа) укреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Тормозная педаль 3 (навесного типа) расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.

Педаль 4 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины, справа от рулевой колонки.

Комбинированный переключатель 5 прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.

При повороте по часовой стрелке ключа или флажка в замке 9 выключателя приборов электрооборудования и стартера вправо до щелчка включаются приборы, а при дальнейшем повороте - стартер.

Рычаг 1 (рис. 1-24) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II - указатели левого поворота тягача и прицепа. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.

При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 26 (рис. 1-28) включается ближний свет фар, в положении IV рычага -дальний свет фар.

Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

Рис. 1-24. Комбинированный переключатель:1 - рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 - рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя. Положения рычагов переключателя: I - Включен указатель правого поворота; II - Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III - Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV - Включен указатель левого поворота; V - Мигание дальним светом (нефиксированное); VI - Включен дальний свет; 0 - Все выключено; А - Первая скорость стеклоочистителя; В - Вторая скорость стеклоочистителя; С - Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D - Включен стеклоомыватель (нефиксированное).

Рычаг 2 переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в А и В фиксированные положения включаются соответственно большая и малая скорости стеклоочистителя.

Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.

Рис. 1-25. Стояночный тормоз: 1 - рукоятка

Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.

Для включения стояночной тормозной системы нужно перевести рукоятку 1 (рис. 1-25) крана в вертикальное положение и зафиксировать, вытянув ее; для выключения - снова вытянуть и перевести в горизонтальное положение.

Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 1-26.

Все контрольно-измерительные приборы расположены на панели щитка 1 в левой части панели приборов.

На панели 4 предохранителей, которая откидывается при вытягивании на себя, расположены переключатели 2 и клавишные выключатели приборов электрооборудования. В правой части находится вещевой ящик 6, освещаемый софитной лампой.

Рычаг 9 крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения. Для снижения давления в шинах рукоятку крана следует перевести в положение «выпуск», а для увеличения давления - плавно в положение "накачка". После достижения необходимого давления рукоятку крана необходимо зафиксировать в среднем нейтральном положении.

Давление воздуха в контурах I или II пневмопривода тормозных систем при накачке шин должно быть не ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2).

Рис. 1-26. Панель контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием: 1 - панель щитка приборов; 2 - переключатели и клавишные выключатели; 3 - пепельница; 4 - откидная панель предохранителей; 5 - место расположения радиоприемника; 6 - вещевой ящик; 7 - кнопочный выключатель ПЖД; 8 - переключатель ПЖД; 9 - рычаг крана управления давлением воздуха в шинах; 10 - рукоятка ручного управления подачей топлива; 11 - рычаг управления блокировкой МОД раздаточной коробки; 12 - рычаг управления блокировкой МОД мостов; 13 - рукоятка крана управления раздаточной коробкой; 14 - рукоятка останова двигателя; 15 - рукоятка управления краном отопителя: 16 - рукоятки управления заслонками воздухораспределителей.

Рычагом 12 надо пользоваться при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения механизма блокировки межосевого дифференциала.

Рукояткой 13 следует пользоваться для переключения передач в раздаточной коробке.

Рукоятка 15 служит для управления краном отопителя. Кран отопителя полностью открывается при ее крайнем правом положении. Две рукоятки 16 управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении обогревается кабина и подается воздух к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении обогреваются только стекла кабины. В промежуточных положениях рукоятки плавно изменяется эффективность обогрева кабины и ветровых стекол.

Расположение приборов на панели щитка показано на рис. 1-27.

Спидометр 30 указывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик - общий пробег автомобиля (км). В шкалу указателя встроен синий светофильтр сигнализатора, который загорается при включении дальнего света фар.

Манометр 28 определяет давление воздуха в контурах пневмопривода механизмов рабочей тормозной системы. Верхняя шкала показывает давление в контуре I, нижняя - в контуре II. При аварийном падении давления воздуха в контурах загораются сигнализаторы в блоке 6, имеющие красные светофильтры с символами соответствующих контуров.

Манометр 29 показывает давление в шинах.

Дистанционный выключатель 20 «массы» аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии - выключаются.

Центральный переключатель 26 света, при переключении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II - габаритные огни и ближний свет фар.

Выключатель 42 ЭФУ имеет нефиксированное положение - включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор в правом блоке 16, указывающий на готовность системы к пуску двигателя.

Включатель 17 аварийной сигнализации. При вытягивании ручки включателя загораются прерывистым светом все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в ручку.

Тахометр 31 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля шкалы.

Рис. 1-27. Расположение приборов на панели щитка: 7 - заглушка; 15, 16 - блоки контрольных ламп; 17 - включатель аварийной сигнализации; 19 - выключатель заднего противотуманного фонаря; 20 - дистанционный выключатель «массы» аккумуляторных батарей; 21, 38 -выключатель плафонов; 22 - выключатель противотуманных фар; 23 - выключатель фонарей автопоезда; 24 - регулятор подсветки приборов; 26 - центральный переключатель света; 27 - комбинация приборов; 28 - двухстрелочный манометр; 29 - указатель давления в шинах; 30 - спидометр электронный; 31 - тахометр электронный; 32 - выключатель КОМ лебедки; 33 - контрольная лампа МОД; 34 - контрольная лампа коробки отбора мощности; 35 - контрольная лампа (дальний свет фар, цвет синий); 36 - контрольная лампа датчика засоренности воздушного фильтра красного цвета; 39 - контрольная лампа включения электромагнитной муфты привода вентилятора системы охлаждения; 42 - кнопочный выключатель ЭФУ.

Когда стрелка находится в пределах черного поля, уменьшается мощность двигателя, появляются рывки, увеличивается расход топлива.

На красные поля шкалы стрелка заходить не должна - это опасные для двигателя режимы.

Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1 , красное поле начинается с отметки 2200.

Регулятор 24 освещения панели приборов служит для включения и регулировки степени освещенности приборов.

Комбинация приборов показана на рис. 1-28.

Рис. 1-28. Комбинация приборов: 1 - указатель давления масла; 2 - контрольная лампа аварийного давления масла; 3 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 - контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 - вольтметр; 6 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 - указатель уровня топлива в баке; 8 - контрольная лампа резерва топлива.

Указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа (4-5,5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения - не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см2). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2);

Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 - 95°С.

Вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи.

Указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости;

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.

Расшифровка зон указателей комбинации приборов:

Интервалы значении цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов, указаны в таблице 1-1.

Таблица 1-1.

Указатель напряжения

Указатель уровня топлива

Красная 16-26 В

Зеленая 26-30,5 В

Желтая 30,5-32 В

Красная 0-1/4

Желтая 1/4-1/2

Зеленая 1/2-П

Указатель давления масла

Указатель температуры

Красная 0-1 кгс/см2

Желтая 1 -4 кгс/см2

Зеленая 4-7 кгс/см2

Красная 7-10 кгс/см2

Красная 40-50°С

Желтая 50-75°С

Зеленая 75-100°С

Желтая 100-105°С

Красная 105-120°С

Блоки сигнализаторов приведены на рис. 1-29.

Рис. 1-29. Блоки сигнализаторов.

Выключатели 1 служат для проверки исправности ламп сигнализаторов.

Сигнализатор 2 загорается при засорении воздухоочистителя.

Сигнализаторы 3, 4, 5 и 6 загораются при падении давления воздуха в контурах I,II, III и IV пневмопривода тормозных систем, имеют красные светофильтры с символами, при загорании этих сигнализаторов звучит звуковой сигнал (зуммер).

Сигнализатор 7 загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы, имеет красный светофильтр с символом.

Сигнализаторы 8 и 9 загораются при включении блокировки межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов.

Сигнализатор 10 загорается при включении блокировки межосевого дифференциала.

Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота автомобиля-тягача и прицепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленый светофильтр.

Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.

Блок клавишных переключателей и выключателей представлен на рис. 1-30.

6. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Рис. 6.1. Органы управления: 1 - панель приборов;

2 - рулевое колесо; 3 - переключатель указателя поворотов, ближнего и дальнего света; 6 - педаль подачи топлива; 7 - педаль рабочей тормозной системы; 8 - кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 10 - рычаг круиз-контроля (наличие в зависимости от комплектации автомобиля).

Расположение органов управления автомобилем Камаз-6560 показано на рис. 6.1.

Комбинированный переключатель прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 2 и состоит из двух рычагов переключателей: переключателя 3 света, указателей поворота, и переключателя 4 стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

Джойстик 5 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.

Педаль 6 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины (а), справа от рулевой колонки.

Тормозная педаль 7 расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.

Кнопка 8 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.

Рычаг 10 круиз-контроля выполняет несколько функций в зависимости от положения переключателя круиз-контроля /ограничения скорости, режима работы автомобиля и двигателя.


Рис. 6.2. Джойстик: 1 - рычаг; 2 - корпус; 3 - кронштейн; 4 - болт с шайбой.

Рис. 6.3. Управление ПЖД-30: 1 - боковина кабины правая; 2 - кнопка выключателя электронагревателя ПЖД; 3 - переключатель ПЖД

На правой боковине кабины находятся органы управления подогревателем ПЖД-30 (рис. 6.3).

Над лобовым стеклом расположена надоконная полка, на которой размещены:

- магнитола и громкоговоритель (для некоторых комплектаций);

- центральная полка (для мелких предметов);

- вещевой ящик. Для открывания дверцы ящика потяните на себя верхний край защелки (рычажок) замка и откиньте дверцу. Для закрывания дверцы потяните на себя рычажок замка, прижмите дверцу с определенным усилием до полного прилегания и отпустите рычажок.

Рычаг 1 (рис. 6.4) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II - указатели левого поворота тягача и прицепа. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля Камаз-6560 по прямой.

При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 9 (рис. 6.6) включается ближний свет фар, в положении IV рычага -дальний свет фар.

Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

Рычаг 2 переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в А и В фиксированные положения включаются соответственно большая и малая скорости стеклоочистителя.

Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.

Рис. 6.4. Комбинированный переключатель: 1 - рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 - рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя. Положения рычагов переключателя: I - Включен указатель правого поворота; II - Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III - Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV - Включен указатель левого поворота; V - Мигание дальним светом (нефиксированное); VI - Включен дальний свет; О - Все выключено; А - Первая скорость стеклоочистителя; В - Вторая скорость стеклоочистителя; С - Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D - Включен стеклоомыватель (нефиксированное).

Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.

Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 6.5.

На панели приборов (рис. 6.5) расположены:

- блок 1 контрольных ламп электронных систем автомобиля;

- щиток 2 контрольно-измерительных приборов;

- панель 3 выключателей;

- вещевой ящик 4;

- блок 5 предохранителей;

- нижний щиток 6;

- кнопка 7 дистанционного выключателя масс аккумуляторных батарей.

Рис. 6.5. Панель приборов ф. «ИКАР-ЛТД»: 1 - блок контрольных ламп электронных систем автомобиля; 2 - щиток приборов; 3 - панель выключателей; 4 -ящик вещевой; 5 - блок предохранителей; 6 - нижний щиток; 7- кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей.

Рис. 6.6. Щиток приборов ф. «ИКАР-ЛТД»: 1 - спидометр электронный; 2 - тахометр электронный; 3 - комбинация приборов; 4 - блок контрольных ламп левый; 5 - блок контрольных ламп центральный; 6 - блок контрольных ламп правый; 7 - манометр (указатель давления в шинах); 8 - указатель давления в тормозной системе; 9 - центральный переключатель света; 10 - выключатель аварийной сигнализации; 11 - выключатель освещения щитка приборов; 12 - клавишный переключатель круиз - контроля/ограничения скорости; 13 - клавишный переключатель диагностики двигателя; 14 - рычаг ретардера.

На щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД» (рис. 6.6) размещены:

- электронный спидометр 1 со счетчиком общего пробега и индикацией астрономического времени или суточного пробега. Правила пользования электронным спидометром изложены в паспорте, прилагаемом к автомобилю Камаз-6560.

- тахометр 2. При движении автомобиля Камаз-6560 стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля. Когда двигатель теряет мощность, то увеличивается расход топлива - стрелка находится на черном поле. На красные поля стрелка заходить не должна -это опасные для двигателя режимы;

- комбинация 3 приборов, в которой размещены (рис. 6.7):

а)указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа (4-5,5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения - не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см2). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2);

б) указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 - 95°С;

в) вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля Камаз-6560. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи;

г) указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости.

Рис. 6.7. Комбинация приборов: 1 - указатель давления масла; 2 - контрольная лампа аварийного давления масла; 3 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 - контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 - вольтметр; 6 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 - указатель уровня топлива в баке; 8 - контрольная лампа резерва топлива.

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.

Расшифровка зон указателей комбинации приборов:

Интервалы значении цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов, указаны в таблице 6,1.

Таблица 6.1.

- блок 4 контрольных ламп центральный;

- блок 5 контрольных ламп левый;

- блок 6 контрольных ламп правый;

- манометр 7 (указатель давления в шинах);

- указатель 8 давления в тормозной системе. Верхняя стрелка (цвет белый) показывает давление воздуха в контуре I, нижняя (цвет красно - оранжевый) - в контуре II пневматического привода тормозов; номинальное давление воздуха в пневмоприводе (6,5... 8,0 кгс/см2);

- центральный переключатель 9 света;

- выключатель 10 аварийной сигнализации. При нажатии кнопки загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, встроенная в ручку выключателя;

- выключатель 11 освещения щитка приборов. Включает и регулирует степень освещенности приборов;

- клавишный переключатель 12 круиз - контроля/ограничения скорости. Переключатель обеспечивает два режима работы:

- режим возможной активации круиз - контроля- в нажатом верхнем положении переключателя;

- режим возможной активации ограничения максимальной скорости движения - в нажатых среднем или нижнем положениях переключателя;

- переключатель 13 диагностики двигателя. В верхнем и нижнем нефиксированных положениях переключателя электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики. В среднем фиксированном положении переключателя режим диагностики выключен;

- рычаг 14 ретардера (гидрозамедлителя). Перемещайте рычаг ретардера (переключателя уровня торможения), расположенный на щитке приборов, в положения 1-3, в зависимости от необходимого уровня притормаживания.

Как вариант, возможна установка клавишного переключателя ретардера. Для активации ретардера в верхней правой части панели выключателей установлен включатель ретардера 1, который имеет два фиксированных положения и обеспечивает два режима работы:

0 - торможение ретардером не задействовано

1 - торможение ретардером задействовано в зависимости от положения переключателя ретардера 2.

Переключатель ретардера 2 имеет три фиксированных положения и обеспечивает три режима работы:

1 - первая ступень торможения (25% эффективности торможения гидрозамедлителем)

2 - вторая ступень торможения (50% эффективности торможения гидрозамедлителем);

3 - третья ступень торможения (100% эффективности торможения гидрозамедлителем).

Лампы контрольные, расположенные в центральном блоке на щитке приборов:

Контрольная лампа включения дальнего света фар (цвет -синий)

Контрольная лампа включения электронагревателя подогрева топлива в топливозаборнике (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа указателей поворота автомобиля (цвет -зеленый, прерывистый)

Контрольная лампа диагностики АБС тягача (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа указателей поворота прицепа (цвет - зеленый, прерывистый)

Контрольная лампа диагностики АБС прицепа (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа засоренности воздушного филыпра (цвет - красный)

Контрольная лампа включения КОМ (цвет - зеленый)

Контрольная лампа готовности ЭФУ (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа гидрозамка кабины (цвет - красный)

Лампы контрольные, расположенные в правом блоке на щитке приборов:

Лампы контрольные, расположенные в левом блоке на щитке приборов:

Контрольная лампа аварийной температуры масла в теплообменнике (цвет - красный)

Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала мостов (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура I (цвет - красный, при включении звучит зуммер)

Контрольная лампа включения блокировки межколесного дифференциала (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура II (цвет - красный, при включении звучит зуммер)

Контрольная лампа включения понижающей передачи раздаточной коробки (цвет - красный)

Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура III (цвет - красный, при включении звучит зуммер)

Контрольная лампа блокировки межосевого дифференциаш раздаточной коробки (цвет - красный)

Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура IV (цвет — красный, при включении звучит зуммер)

Лампа выключения электромагнитной.муфты привода вентилятора (цвет - оранжевый)

Контрольная лампа включения стояночной тормозной системы (цветкрасный, прерывистый)

-

Лампы контрольные, расположенные в блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля на панели приборов (рис. 6.5):

Лампа включения ретардера (гидрозамедлителя) (цвет - красный)

Лампа контрольная температуры масла в трансмиссии (цвет - красный)

Лампа контрольная диагностики двигателя (цвет - красный)

Контрольная лампа неисправности в системе основного насоса рулевого управления (правый) (цвет - красный)

Контрольная лампа неисправности в системе дублирующего насоса рулевого управления (левый) (цвет - красный)

На панели выключателей (рис. 6.8) расположены:

- клавишные переключатели и кнопочные выключатели;

- рычаги 10 и 11 управления отопителем, и вентиляцией кабины. Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха - клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II (рис. 6.12) ключа в замке выключателя приборов и стартера.


Рис. 6.8. Панель выключателей ф. «ИКАР-ЛТД»: 1, 2 - выключатель плафонов; 3 - выключатель противотуманных фар; 4 - выключатель заднего противотуманного фонаря; 5 - выключатель фонарей автопоезда; 6 - выключатель дополнительных фар; 7 - выключатель коробки отбора мощности; 8 - выключатель выбора программы трансмиссии; 9- кнопка выключателя ЭФУ; 10, 11 - рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины; 12, 14 - выключатель; 13 - заглушка (для отдельных комплектаций автомобилей - электромеханический корректор фар); 15 -клавишные выключатели/переключатели.

Выключатели кнопочные, размещенные на панели выключателей:

- выключатели 1 и 2 плафонов;

- выключатель 3 противотуманных фар;

- выключатель 4 заднего противотуманного фонаря. Задний противотуманный фонарь включается нажатием на кнопку только при включенном свете передних противотуманных фар и выключается при повторном нажатии на кнопку;

- выключатель 5 фонарей автопоезда;

- кнопка 6 выключателя дополнительных фар;

- кнопка 7 выключателя коробки отбора мощности;

- кнопка 8 выбора программ коробки передач;

- кнопка 9 выключателя ЭФУ. При удержании кнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени должна загореться лампа в блоке контрольных ламп, сигнализирующая о готовности ЭФУ к пуску двигателя.

Переключатели клавишные, расположенные на панели выключателей приборов:

Выключатель стабилизатора напряжении (для отдельных комплектаций автомобиля)

Выключатель блокировки колес

Переключатель муфты привода вентилятора в системе отопления

Выключатель электронагревателя подогрева топлива в ФТОТ и ФГОТ

Выключатель диагностики АБС

Переключатель электронагревателя подогрева топлива в топливных баках. Выключатель электронагревателя подогрева топлива в топливном баке

Переключатель электродвигателей отопителя

Выключатель электромагнитной муфты привода вентилятора в системе охлаждения

Выключатель обогрева зеркал заднего вида

Выключатель блокировки межосевого дифференциала мостов (для отдельных комплектаций автомобиля)

Пер еклю чат ел ь прожект ора

Выключатель проблесковых маяков

Переключатель топливных баков

-

Внимание! Количество и порядок расположения клавишных переключателей и выключателей находится в зависимости от комплектации автомобиля

Рис. 6.9. Нижний щиток.

Нижний щиток панели приборов (рис. 6.9) установлен под панелью выключателей. На нем расположены:

- рукоятка 1 крана регулирования рулевой колонки;

- рукоятка 2 крана управления стояночным тормозом, которая имеет два фиксированных положения: левое - стояночный тормоз включен, правое - стояночный тормоз выключен. Если тормозная система автомобиля Камаз-6560 рассчитана на работу с прицепом, то в промежуточных положениях осуществляется притормаживание тягача и прицепа. При переведении рукоятки крана далее левого фиксированного положения до упора происходит растормаживание прицепа при сохранении включенной стояночной тормозной системы автомобиля, что позволяет проконтролировать возможность удержания автопоезда на уклоне только с помощью стояночной тормозной системы. Для перевода далее левого фиксированного положения рукоятку крана управления стояночным тормозом необходимо утопить;

- рукоятка-выключатель 3 или таймер с ручкой управления отопителем AirTop 2000 (для отдельных комплектаций);

- рукоятка 4 крана управления раздаточной коробкой;

- микрорегулятор 5 низкого давления воздуха в шинах;

- микрорегулятор 6 высокого давления воздуха в шинах;

- переключатель7 распределителя давления воздуха в шинах (Переключатель распределителя имеет два положения. Правое - соответствует повышению давления воздуха в шинах. Левое - соответствует снижению давления воздуха в шинах);

- выключатель 8 коробки отбора мощности;

- выключатель 9;

- кран 10 управления блокировкой межосевого дифференциала мостов;

- кран управления 11 блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки;

- пластиковая рукоятка рычага останова двигателя 12, как вариант установка металлической рукоятки.

Автомобили Камаз-6560 укомплектованы автономным воздушным отопителем Air Тор ф. «Webasto». Управление отопителем осуществляется поворотной ручкой-выключателем. Ручка находится на дополнительной панели приборов (см. рис. 6.9). Правила пользования отопителем изложены в руководстве по эксплуатации автономного отопителя кабины, прилагаемом к автомобилю Камаз-6560. Схема подключения автономного отопителя представлена на рисунке 6.10.

Рис. 6.10. Электрическая схема подключения автономного отопителя кабины Air Тор.

КЛЮЧИ АВТОМОБИЛЯ И ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО

Рис. 6.11. Комплект ключей. Рис. 6.12. Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Ключи автомобиля

К каждому автомобилю прилагается два комплекта ключей. В каждом комплекте по два ключа (рис. 6.11). Ключ I для выключателя приборов и стартера, ключ II - для дверей кабины. На каждом ключе выбиты номер и серия.

Противоугонное устройство

На автомобилях установлен выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством (рис. 6.12), которое блокирует рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка устройства без специального инструмента невозможна. Ключи замка имеют 1000 различных шифровых комбинаций

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в два положения вправо и в одно положение влево.

При положении ключа:

0 - все выключено;

1 - включены цепи контрольно-измерительных приборов;

II - включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, положение нефиксированное;

III - включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены. Для включения противоугонного устройства следует повернуть ключ в положение III и вынуть его, затем повернуть рулевое колесо в любом направлении до щелчка. Для выключения противоугонного устройства нужно вставить ключ, слегка покачать рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение «О».

ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Электронная система управления двигателем

Электронная система управления двигателем обеспечивает:

- функции автоматического поддержания постоянной скорости («Круиз - контроль»);

- возможность контролировать работу двигателя;

- возможность увеличения средней безопасности скорости движения;

- улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;

- выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя.

Система содержит:

- электронный блок управления,

- электромагнит рейки ТНВД, втягивающий электромагнит и датчики (см. рис. 7.38, 7.39):

- датчик частоты вращения коленчатого вала;

- датчик частоты вращения кулачкового вала;

- датчик температуры охлаждающей жидкости;

- датчик температуры топлива;

- датчик давления и температуры наддувочного воздуха;

- переключатель круиз - контроля/ограничения скорости;

- переключатель режима диагностики;

- рычаг круиз-контроля;

- кнопку вспомогательной тормозной системы;

- контрольную лампу диагностики двигателя;

- педаль подачи топлива;

- датчик педали тормоза;

- датчик стояночного тормоза;

- клапан аварийного останова двигателя.

Кроме основных режимов работы (управление подачей топлива, вспомогательным тормозом) система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля Камаз-6560.

Регулирование холостых оборотов

В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:

- быстрый прогрев двигателя;

- быструю прокачку тормозной системы;

- лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности (возможность установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности (например, для одной коробки отбора мощности 1000 мин-1, для другой 1200 мин-1 и т.д.)).

Управление оборотами двигателя производится на неподвижном автомобиле.

Управление оборотами холостого хода осуществляйте рычагом 10 круиз-контроля, расположенным на рулевой колонке (рис. 6.1). Для увеличения частоты вращения потяните рычаг круиз-контроля вверх в направлении стрелки «+», для уменьшения - вниз в направлении стрелки «-». Возврат к предустановленной частоте вращения производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс», воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы.

Поддержание установленной скорости движения («Круиз - контроль»)

В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.

Управление режимом круиз-контроля осуществляйте с помощью рычага 10 круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке (рис. 6.1).

Активация режима круиз-контроля происходит при не нажатом положении переключателя 12 круиз-контроля/ограничения скорости (см. рис. 6.6).

При достижении нужной скорости движения необходимо привести переключатель, находящийся на рычаге круиз-контроля, в положение «Память». Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на медаль подачи топлива.

Для увеличения скорости круиз-контроля потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+», для уменьшения - вниз в направлении стрелки «-». В случае необходимости временно увеличить скорость движения автомобиля, нажмите на педаль подачи топлива. После отпускания педали автомобиль автоматически понизит скорость до установленной скорости круиз-контроля.

Выключение режима круиз-контроля производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс», при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы.

После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается. ВНИМАНИЕ!

Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз-контроляв следующих случаях:

- па извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;

- на скользких дорогах.

Режим ограничения скорости движения

В режиме ограничения скорости движения можно установить требуемое предельное значение скорости движения. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.

Управление режимом ограничения скорости осуществляйте рычагом 10 круиз-контроля, расположенным на рулевой колонке (см. рис. 6.1).

Активация режима ограничения скорости движения происходит при нажатом положении переключателя 12 круиз-контроля/ограничения скорости (см. рис. 6.6).

При достижении нужной скорости движения необходимо привести переключатель, находящийся на рычаге, в положение «Память». Для повышения достигнутого ранее порога ограничения скорости движения потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+», для понижения - вниз в направлении стрелки «-».

Выключение режима ограничения скорости происходит при воздействии на переключатель «Сброс».

После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.

Режим диагностики двигателя

Режим диагностики двигателя служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности - блинк-кодов.

Включение режима диагностики двигателя осуществляется переключателем диагностики двигателя, расположенным на панели приборов.

После включения зажигания лампа диагностики двигателя, расположенная на щитке приборов, загорается на 3 с. Если лампа диагностики продолжает гореть, или она загорается при работе двигателя, это означает, что в системе управления двигателем произошла неисправность. Информация о данной неисправности хранится в электронном блоке и может быть прочитана с помощью диагностического прибора или с помощью лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.

Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием выключателя 13 режима диагностики (см. рис. 6.6) в верхнем или нижнем нажатом положении более 2 с. После отпускания выключателя режима диагностики лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).

Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блинк-коды и рекомендуемые действия при этом приведены в таблицах 7.4 и 7.5 раздела «Двигатель».

При следующем нажатии на выключатель режима диагностики будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов из памяти блока управления при нажатом выключателе режима диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима диагностики еще около 5 с.