Назад

Общие сведения

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Шасси автомобильные повышенной проходимости КАМАЗ-6560 - с колесной формулой 8x8 (рис. 1.1) - предназначены для монтажа специального оборудования, инженерных установок при эксплуатации по дорогам, рассчитанным на пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось до 100 кН (10 тс).

Рис. 1.1. Автомобиль КАМАЗ-6560.

Шасси, изготавливаемое в исполнении «У» по ГОСТ 15150 (для поставки в районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С (предельное значение температуры воздуха от минус 50°С до плюс 45°С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15°С.

Шасси, изготавливаемое в исполнении «Т» по ГОСТ 15150 (для поставки в страны с тропическим (сухим и влажным) климатом), рассчитано на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10°С до плюс 50°С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27°С.

Автомобиль Камаз-6560 может эксплуатироваться при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м, при соответствующем изменении тягово-скоростных свойств и топливной экономичности.

Шасси в комплектации тягача предназначено для эксплуатации с прицепом, имеющим:

1) полную массу прицепа, не превышающую величин, указанных в таблице 4.1;

2) тягово-сцепное устройство по ГОСТ 2349 для тягового крюка типоразмера «3» или тягово-сцепное устройство «шкворень-петля» в соответствии с Правилами №55 ЕЭК ООН. Размерность тяговой вилки - «50».

3) электровыводы по ГОСТ 9200 типа 24N и 24S;

4) пневматический привод тормозной системы, соответствующей требованиям Правил №13 ЕЭК ООН.

Рис. 1.2. Шасси автомобиля КАМАЗ-6560. Габаритные размеры.

При соблюдении условий температурного режима работы двигателя конструкция автомобиля обеспечивает отбор от двигателя и агрегатов трансмиссии: коробки передач и раздаточной коробки - до 40 % номинальной мощности двигателя на стоянке и до 10 % в движении.

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.

Установленный ресурс автомобиля до капитального ремонта основных агрегатов при условии соблюдения всех правил эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем руководстве, приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Категория условий эксплуатации

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации

Установленный ресурс автомобиля, км, не менее

I

1

300000

II

0,9

270000

III

0.8

240000

IV

0,7

210000

V

0,6

180000

2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Перед эксплуатацией автомобиля Камаз-6560 нужно изучить настоящее руководство.

2. Для обеспечения безупречной работы автомобиля следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации - с научно-техническим центром ОАО «КАМАЗ». В противном случае автомобиль не подлежит гарантийному обслуживанию.

3. Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе «Эксплуатация нового автомобиля».

4. При пуске двигателя с помощью электрофакельного устройства (ЭФУ) в случае выхода стрелки вольтметра за пределы шкалы следует немедленно отпустить кнопку ЭФУ, найти и устранить неисправность. Нельзя нажимать кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

5. Пуск двигателя через розетку внешнего пуска, расположенную на левом крыле кабины, допускается от аккумуляторных батарей емкостью, не превышающей 190 А.ч, или других источников электрической энергии с напряжением, не превышающем 24 В при силе тока 0 А и 18,3 В при силе тока 1000 А.

6. Движение автомобиля Камаз-6560 нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 70°С.

7. В экстренных случаях допускается начинать движение при меньших температурах охлаждающей жидкости (плюс 40° С) и двигаться на низших передачах с постепенным увеличением нагрузки на двигатель до достижения нормального температурного режима.

8. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

9. Не начинайте движение автомобиля Камаз-6560, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.

10. При движении частоту вращения коленчатого вала контролируйте по тахометру. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной (см. в технических характеристиках двигателя). Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.

11. Переключать передачи в раздаточной коробке необходимо после полной остановки автомобиля. Наличие съемного с раздаточной коробки механизма блокировки передач требует от водителей особой осторожности при ремонтных работах: трогание автомобиля с места при снятом корпусе блокировки категорически запрещается, так как при этом могут одновременно включиться две передачи в раздаточной коробке, что приводит к ее разрушению. Для исключения таких случаев болты крепления механизма блокировки заблокированы.

12. Для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи в раздаточной коробке при отсутствии сжатого воздуха в ресиверах движение нужно осуществлять на низшей передаче, т. е. при положении I рукоятки крана управления раздаточной коробкой, либо при принудительно включенной высшей передаче винтами механизмов включения передач.

13. Нужно следить за показаниями индикатора засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.

14. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.

15. При стоянке автомобиля Камаз-6560 необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).

16. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

17. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

18. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

19. Нельзя блокировать межосевой дифференциал в момент буксования колес, а также при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам.

20. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием.

Включение блокировки необходимо производить после остановки автомобиля или при медленном прямолинейном движении.

21. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.

22. При выводе автомобиля из колеи запрещается двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.

23. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.

24. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически нужно промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого следует направить струю воды на радиатор со стороны вентилятора.

25. При длительном движении по пыльным дорогам периодически продувайте сердцевину радиатора сжатым воздухом с достаточным напором из шланга. Для этого направьте струю воздуха на радиатор со стороны вентилятора.

26. Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам при давлении в шинах ниже 750 20 кПа (7,5 0,2 кгс/см2) не допускается.

27. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.

28. Забор топлива автономным отопителем ф. «Webasto» осуществляется из правого топливного бака. В целях работоспособности отопителя правый топливный бак оставить резервным, а питание топливом двигателя осуществлять из левого топливного бака.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

2. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита; следует обращаться с ней осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.

3. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.

4. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.

5. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.

6. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.

7. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты.

При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать стопорной шпилькой.

При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания гидрозапоров механизма.

8. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.

9. Нельзя эксплуатировать прицеп с неподсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.

10. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне действия откидного кронштейна держателя.

11. Не следует двигаться накатом при выключенном двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.

4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАССИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ-6560

Таблица 4.1.

Колесная формула

8x8

Снаряженная масса шасси, кг

14600

Максимально допустимая масса надстройки с грузом, кг

20300

23300*

Полная масса автомобиля, кг

35000

38000*

Полная масса буксируемого прицепа, кг

12000

Полная масса автопоезда, кг

47000

50000*

Распределение нагрузки на дорогу шасси снаряженной массы, кг:

-

через шины колес переднего моста (мостов)

9300

через шины колес задней тележки

5300

Распределение нагрузки на дорогу автомобиля полной массой, т:

-

через шины колес переднего моста (мостов)

15000

через шины колес задней тележки

20000

23000*

Максимальная скорость, км/ч

-

- автомобиля

90

- автопоезда

80

Контрольный расход топлива автомобиля в составе автопоезда, при скорости:

-

40 км/ч, л/100 км, не более

56

60 км/ч, л/100 км, не более

63

Наибольший угол подъема, преодолеваемого автомобилем полной массы, град.

31

Глубина преодолеваемого брода**

-

- без подготовки

1,5

- с предварительной подготовкой продолжительностью не более 10 мин, м,

1,8

Наибольшая высота вертикальной стенки, преодолеваемой автомобилем, м

0.55

Максимальная ширина рва, преодолеваемого автомобилем, м

1,8

Минимальный радиус поворота, м, не более

15,5

Внешний габаритный радиус поворота, м, не более

16,2

Дорожный просвет, мм

400

Объем топливных баков, л

350+350

Примечания:

1. Параметры даны для шасси в комплектации: без лебедки и предпускового подогревателя двигателя; кабина со спальным местом.

2. В снаряженную массу шасси входят массы:

а) неснаряженного шасси с жидкостями и смазками в узлах и агрегатах;

б) инструмента, принадлежностей и индивидуального комплекта запасных частей;

в) топлива;

г) масла и охлаждающей жидкости для двигателя.

3 В полную массу автомобиля входят массы:

а) снаряженного шасси;

б) экипажа из двух человек (100 кгх2);

в) надстройки с грузом.

4 В полную массу автопоезда входят:

а) полная масса автомобиля

б) полная масса буксируемого прицепа.

* Параметры масс, допустимые конструкцией для движения автомобилей по дорогам, рассчитанным на пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось до 130 кН (13 тс).

** Для комплектации 6560-0001715 глубина преодолеваемого брода не более 1,1 м.

4.1. СОДЕРЖАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В ПРИБОРАХ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Таблица 4.2.

Наименование изделия

Тип, обозначение

Кол-во на авт.,

Количество (масса в гр.) драгоценных металлов, камней

в одном узле, приборе ...

в автомобиле

серебро

золото

палладий

родий

серебро

золото

палладий

родий

Выключатель аварийной сигнализации

32.3710

1

0.2460000

-

-

-

0.24600000

-

-

-

Выключатель клавишный

ВК343-01.14

1

0,1151690

-

-

-

0,11516900

-

-

-

Выключатель клавишный

ВК343-01.12

1

0,1151690

-

-

-

0,11516900

-

-

-

Выключатель кнопочный

! 1.3704-01

3

0,2994000

-

-

-

0,89820000

-

-

-

Выключатель кнопочный с подсветкой символов

3842.3710- 10.03

1

0,2033000

-

-

-

0,20330000

-

-

-

Выключатель кнопочный с подсветкой символов

3842.3710- 02.04

1

0,0665000

-

-

-

0,06650000

-

-

-

Выключатель кнопочный с подсветкой символов

3842.3710- 02.38

1

0,0665000

-

-

-

0,06650000

-

-

-

Выключатель кнопочный с подсветкой символов

3842.3710- 02.09

2

0.0665000

-

-

-

0,13300000

-

-

-

Выключатель пжд

ВК354

1

0.3893580

-

-

-

0,38935800

-

-

-

Выключатель зажигания

1902.3704000

1

0.3044600

-

-

-

0.30446000

-

-

-

Выключатель сигналов торможения

ММ125Д-3810600 *

1

0,0637000

-

-

-

0,06370000

-

-

-

Датчик давления

ММ370-У-ХЛ

1

0.0269100

-

-

-

0,02691000

-

-

-

Датчик сигнализатора аварийного падения давления воздуха

ММ 124 Д-3810600 *

1

0.0319100

-

-

-

0,03191000

-

-

-

Датчик сигнализатора аварийного падения давления масла

ММ111 Д-381060 0 *

1

0,031910

0

-

-

-

0.031910

00

-

-

-

Датчик сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости

TM111

1

0,148500

0

-

-

-

0,148500

00

-

-

-

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

ТМ100-

А

1

0,015195

0

-

-

-

0,015195

00

-

-

-

Датчик указателя уровня топлива

БМ158

Д-

380660 0 *

2

0,063400

0

-

-

-

0,126800

00

-

-

-

Комбинация приборов

28.3801

1

0,018434

4

-

-

-

0,018434

40

-

-

-

Переключатель электродвигателей отопителя

П147-

04.11

1

0,345508

0

-

-

-

0,345508

00

-

-

-

Показывающий прибор

1211.38

02

1

0,019444

4

0,003743

8

-

-

0,019444

40

0,003743

80

-

-

Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза

РС493-

У-ХЛ

1

0,056543

0

-

-

-

0,056543

00

-

-

-

Прерыватель указателей поворота

РС951 А-У-ХЛ *

1

0.263671

4

0,005316

5

0,04272

95

-

0.263671

40

0,005316

50

0,04272

95

-

Регулятор напряжения

2712.37

02

1

0,000078

27

0,033790

0

-

0,00005

23

0,000078

27

0,033790

00

-

0,00005

23

Реле

901.374

7

0,137000

0

-

-

-

1,233000

00

-

-

-

Реле блокировки стартера

2612.37 47 *

1

0.120142

0

0,066627

2

-

-

0.120142

00

0,066627

20

-

-

Реле стартера

738.374

7-20

1

0.212800

0

-

-

-

0.212800

00

-

-

-

Реле управления стеклоочистителем

3502.37

77

1

0,001148

7

0,016540

2

-

-

0,001148

70

0,016540

20

-

-

Реле- сигнализатор

733.374

7-10

1

0,089000

0

-

-

-

0,089000

00

-

-

-

Стартер

СТ142Б

1-

370800

0

1

2,224282

0

-

-

-

2.224282

00

-

-

-

Тахометр электронный

2511.38

13

1

0,01 1630 71

0.000290

72

--

0.011630 71

0,000290

72

--

* - допускается замена согласно перечню альтернативных изделий.

5. МАРКИРОВКА

5.1. МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ

Маркировка автомобиля КАМАЗ-6560 проводится по ГОСТ Р51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка».

1. На правой боковине кабины в проеме двери устанавливается заводская табличка автомобиля, содержащая:

- товарный знак завода-изготовителя;

- идентификационный номер;

- ХТС - код завода-изготовителя;

- а - индекс транспортного средства (условный код модели автомобиля), состоящий из шести знаков, на месте шестого знака - вариант исполнения транспортного средства;

- b - код года выпуска (1 знак);

- с - порядковый номер автомобиля (7 знаков).

Табличка содержит также:

- к - знак соответствия (1 знак);

- n - номер «одобрения типа», маркируемого транспортного средства;

- m - максимально допустимая (полная) масса автомобиля;

- m1- максимально допустимая (полная) масса автопоезда;

- P1- максимально допустимая масса, приходящаяся на переднюю ось;

- Р2- максимально допустимая масса, приходящаяся на вторую ось;

- Р3- максимально допустимая масса, приходящаяся на третью ось;

- Р4- максимально допустимая масса, приходящаяся на четвертую ось;

- У - максимально допустимая нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (для седельных тягачей);

- d - порядковый номер двигателя (7 знаков);

5.2. МАРКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Маркировка выполняется на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков;

- порядковый номер двигателя, состоящий из 6 знаков;

- дата (месяц и год) выпуска, состоящая из 4 знаков.

На заводской табличке двигателей имеющих сертификат соответствия отечественным стандартам наносится - «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460-92.

Двигатели, имеющие международный знак официального утверждения, имеют маркировку международного знака официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, состоящую из:

- круга, в котором проставлена буква "Е" и цифры “22”;

- номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.

Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом. Условное обозначение модели двигателя может наноситься ударным или фотохимическим способом.

Для двигателей с V-образным ТНВД фирмы «ЯЗДА» с электронным регулятором

Модель ТНВД и дата его выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.

Заводской номер ТНВД выбит на заднем торце его корпуса с правой стороны.

На ТНВД в сборе установлены три пломбы предприятия-изготовителя:

- на обе крышки секций ТНВД (2 пломбы);

- на болт верхней крышки регулятора и винт задней крышки регулятора (1 пломба).

Для двигателей с рядным ТНВД фирмы «BOSCH» с электронным регулятором

Модель ТНВД, его дата выпуска и заводской номер выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.

Пломбирование особо ответственных соединений ТНВД выполнено нанесением краски:

- желтой:

- на секции ТНВД, краска пломбировочная нанесена только с одной стороны (8 гаек);

- на заглушку окна определения геометрического начала подачи;

- на фиксатор направляющей рейки;

- на фиксатор кулачкового вала ТНВД;

- голубой:

- на топливный насос низкого давления (ТННД);

- на заглушку корпуса ТНВД;

- на болты крепления указателя геометрического начала подачи 8-ой секции ТНВД (2 шт.).

Специальная пластмассовая пломба установлена на корпус электронного регулятора.

Для двигателей с рядным ТНВД фирмы «BOSCH» с механическим регулятором

Модель ТНВД, его дата выпуска и заводской номер выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.

Модель регулятора выбита на табличке, прикрепленной к задней крышке регулятора.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Настоящее Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту распространяется на автобусные среднепольные КАМАЗ-5297и полунизкополъные шасси КАМАЗ-5297-90,поставляемые под комплектацию автобусными кузовами.

Шасси, изготавливаемые в климатическом исполнении “У”по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитаны на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.

Шасси (среднепольные), изготавливаемые в климатическом исполнении “Т”по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитаны на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.

Автобусное шасси КАМАЗ-5297-90 (полунизкополъное: высота пола в районе первой и второй дверей автобуса - 360 мм от земли; в районе задней двери - 920 мм) представляет собой комплект агрегатов и их систем, собранных на каркасе основания (см. рисунки - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297-90).

Автобусы, изготовленные на базе шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4x2, предназначены для перевозки пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах по дорогам I, II и III категорий условий эксплуатации, приведенных в таблице 4 настоящего Руководства и «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов на базе шасси КАМАЗ», с допускаемой осевой нагрузкой 130 кН (13 тс) при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с в районах, расположенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Автобусы, изготовленные на базе среднепольных автобусных шасси КАМАЗ, укомплектованных силовыми агрегатами с двигателями:

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) с гидромеханическими передачами (ГМП) ф. “VOITH”(или автоматическими коробками передач (АКП) мод. “ZF-ЕСОМАТ” ф. “ZF”), предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS”) и механическими коробками передач мод. 6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф. “CUMMINS” или мод. 740.62-280 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS") и механическими коробками передач мод. 6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на междугородных маршрутах пригородного сообщения и дальнего следования.

Автобусы, изготовленные на базе полунизкопольных автобусных шасси КАМАЗ-5297-90, укомплектованных силовыми агрегатами с двигателями:

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) с гидромеханическими передачами (ГМП) ф. “VOITH”(или автоматическими коробками передач (АКП) “ZF-ECOMAT” ф. “ZF"), предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф.CUMMINS” или модели 740.62-280 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS") и механическими коробками передач мод. “6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на междугородных маршрутах пригородного сообщения и дальнего следования.

МАРКИРОВАНИЕ АВТОБУСНЫХ ШАССИ И ДВИГАТЕЛЕЙ

Шасси (двигатель) маркируются по ОСТ 37.001.269-96 как составная часть транспортного средства.

На балке каркаса основания шасси, расположенной за запасным колесом (доступ со стороны люка для запасного колеса - для шасси КАМАЗ-5297), и на балке каркаса шасси в отсеке расположения АКБ - для шасси КАМАЗ-5297-90, прикреплена заводская табличка, содержащая:

- описательную часть (VDS, шесть знаков), состоящую из условного кода модели шасси;

- указательную часть (VIS, восемь знаков), состоящую из кода года выпуска (один знак) и порядкового производственного номера шасси (семь знаков).

Внимание. Двигатели ф. “CUMMINS”, автоматические коробки передач ГМП (ф. “VOITH”) и АКП - “ZF-ECOMAT 4”, а также коробки передач с механическим приводом фирмы “ZF” имеют свои заводские таблички.

Каждый двигатель модели «КАМАЗ» имеет маркировку, которая наносится ударным способом на блоке цилиндров с левой стороны между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя.

Маркировка двигателя содержит:

- код базовой модели (три знака);

- код модификации базовой модели (три знака);

- код года изготовления (один знак);

- порядковый номер (семь знаков).

Заводская табличка,прикрепленная к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя, содержит:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из десяти знаков - например, 740.65-240 (наносится ударным или фотохимическим способом).

Для двигателей, прошедших сертификацию,на заводскую табличку наносится «Знак официального утверждения» (в соответствии с Правилами № 49-02В или № 49(1)-04 ЕЭК ООН) или «Знак соответствия» (по ГОСТ Р 50460-92).

Маркирование и пломбирование ТНВД двигателей мод. «КАМАЗ» уровня EURO 3 (с электронным регулятором):

1) с V-образным ТНВД (ОАО «ЯЗДА») -модель и дата выпуска ТНВД выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны. Заводской номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса насоса с правой стороны.

На ТНВД в сборе установлены три пломбыпредприятия - изготовителя:

- на обе крышки секций ТНВД (две пломбы);

- на болт верхней крышки регулятора и винт задней крышки регулятора (одна пломба).

2) с рядным ТНВД (фирмы «BOSCH») - модель, дата выпуска и заводской номер ТНВД выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.

Пломбирование особо ответственных соединений ТНВД выполнено нанесением краски

- желтой:

- на секции ТНВД, краска пломбировочная нанесена только с одной стороны (восемь гаек);

- на заглушку окна определения геометрического начала подачи топлива;

- на фиксатор направляющей рейки;

- на фиксатор кулачкового вала ТНВД;

- голубой:

- на топливоподкачивающий насос;

- на заглушку корпуса ТНВД;

- на болты крепления указателя геометрического начала подачи топлива восьмой секцией ТНВД (две пломбы).

Специальная пластмассовая пломба установлена на корпус электронного регулятора.

Внимание. В гарантийный период эксплуатации двигателя нарушение пломбировки не допускается! Категорически запрещается снятие пломб!

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90

Техническая характеристика и габаритные размеры автобусных шассиприведены:

- в таблицах 1 и 2 я на рисунках 1 и 2 - Габаритные размеры шасси КАМАЗ;

- расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов на шасси (расположение панели щитка приборов на шасси - технологическое)на рисунках 3 и 4 - Панель щитка приборов и Комбинированный переключатель.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90

Таблица 1 - Краткая техническая характеристика полунизкопольных автобусных шасси КАМАЗ-5297-90

{отличительные данные от шасси КАМАЗ-5297см. таблицу 2)

Модель двигателя

740.65-240 | 740.62-280

ф. «CUMMINS»

Масса снаряженного шасси кг

6200

5950

Распределение массы снаряженного шасси на дорогу, кг:

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

1710

4490

1800

4150

Габаритные размеры шасси, мм

См. рисунки 1,а и 2

Вместимость топливного бака, л

200 **

Примечания:

1) **- на междугородных автобусах дальнего следования - 290 л;

2) Комплектации шасси с двигателями ф. “CUMMINS" и мод. 740.62-280 (КАМАЗ) с коробкой передач мод. “6S-1200 ВО" (ф. “ZF”) — для междугородных автобусов дальнего следования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 (продолжение)

Таблица 2 - Краткая техническая характеристика автобусных шасси КАМАЗ-5297

Модель двигателя

740.65-240 | 740.62-280

ф. «CUMMINS»

Масса снаряженного шасси1, кг

5900

5650

Распределение массы снаряженного шасси на дорогу, кг:

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

1520

4380

1610

4040

Полная масса автобуса2 *, кг:

городского исполнения (Iкласс)

18000

междугородного исполнения (II класс) пригородного сообщения и дальнего следования

16900

Распределение полной массы на дорогу, кг, автобуса городского исполнения (I класс):

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

6420

11580

Распределение полной массы на дорогу, кг, автобуса междугородного исполнения пригородного сообщения и дальнего следования (II класс):

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

6000

10900

Максимальная скорость автобуса при полной массе на высшей передаче, км/ч:

- городского исполнения (I класс)

- междугородного исполнения (II класс)

70

90

Габаритные размеры шасси, мм

См. рисунки 1 и 2

Вместимость топливного бака, л

250 **

Примечания:

1) * Параметры масс приведены для автобуса, изготовленного на базе шасси КАМАЗ.

Допустимое отклонение массы при ее распределении на дорогу +3 % при допустимом отклонении снаряженной массы шасси (автобуса) +3 %. Нижний предел отклонения снаряженной массы при ее распределении на дорогу не ограничивается.

2) 1 К массе снаряженного шасси относятся собственная масса шасси, массы заправляемых топлива, масла, охлаждающей жидкости и специальных жидкостей, массы запасного колеса, водительского инструмента, обязательного оборудования и принадлежностей, прикладываемых к шасси.

3) 2 К полной массе автобуса относится масса снаряженного автобуса, экипажа из одного человека и масса пассажиров, количество которых определяется правилами № 36 ЕЭК ООН.

4) ** Вместимость топливного бака междугородного автобуса дальнего следования - 290 л.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ

Рисунок 1 - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297 (с двигателем EURO 3): 1 - рабочее место водителя; 2 - каркас основания шасси; 3 - задняя подвеска; 4 - шумозащитный экран; 5 - установка системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха; 6 - радиатор; 7 - расширительный бачок; 8, 19 - буксирные вилки; 9 - воздухоочиститель; 10 - глушитель системы выпуска отработавших газов; 11 - двигатель .мод.

КАМАЗ; 12 - коробка передач с тросовым приводом; 13 - карданная передача; 14 - АКБ; 15 - ресиверы; 16 - запасное колесо; 17 - передняя ось; 18 - передняя подвеска; 20 - топливозаборник с подогревом; 21 - топливный бак; 22 - задний мост; 23 - установка подогревателя

Рисунок 1, а - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297-90 {полунизкопольное, с двигателем ф. “CUMMINS” и ГМП ф. “VOITH”): 1 - рулевое управление; 2 - сиденье водителя; 3, 4, 8 - модули каркаса шасси; 5 - топливный бак; 6 - задняя подвеска; 7 - шумозащитный экран; 9 - установка системы газотурбинного наддува и ОНВ; 10 - установка щитка дистанционным управлением двигателем; 11 - бачок насоса ГУР; 12, 20 - кронштейны под буксирные устройства; 13 - установка системы выпуска отработавших газов; 14 - ГМП; 15 - карданная передача; 16 - ресиверы; 17 - АКБ; 18 - передняя ось; 19 - передняя подвеска; 21 - щиток приборов; 22 - задний мост; 23 - установка подогревателя; 24 - установка системы охлаждения; 25 - двигатель ф. “CUMMINS", 26 - установка системы питания двигателя воздухом

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ

Рисунок 2 - Варианты исполнения шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 (с двигателями EURO 3): 1 - АКП “ZF-ECOMAT” (или ГМП ф. “VOITH”); 2 - двигатель ф. “CUMMINS”; 3 - ГМП фирмы “VOITH” (или АКП “ZF-ECOMAT”); 4 - двигатель мод. КАМАЗ (EURO 3); 5 - коробка передач мод. “6S-1200 ВО” (фирмы “ZF”) с тросовым приводом; остальное - см. рисунки 1

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

При проведении технического обслуживания, ремонтных работ и перед эксплуатацией автобуса нужно внимательно изучить настоящее Руководство, а также Руководства и Инструкции по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию: автоматических и механических коробок передач ф. «ZF» (Германия) (см. Приложения П и С), а также тросового привода ф. “MORSE TELEFLEX” (Инструкция прикладывается к шасси в ЗИП при установке); ПГУ фирмы «WABCO» (см. Приложение Н); передней оси ф. «ZF» (см. Приложение 7); заднего моста фирмы «MADARA» и «RABA» (см. Приложения У, Ф, Ц); рулевого механизма ф. «RBL», Германия (или ф. «РРТ», Югославия) (см. Приложения Ш, Щ) и ЕМП фирмы «VOITH» (Руководство по эксплуатации фирмы прикладывается к шасси в ЗИП при установке), применяемых на автобусах в зависимости от их комплектаций, и соблюдать изложенные в них рекомендации.

Новый автобус необходимо в семидневный срок со дня получения поставить на учет в автоцентре КАМАЗа. Это обеспечивает техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию шасси автобуса, снабжение запасными частями и его гарантийное обслуживание.

Для обеспечения безупречной работы шасси автобуса следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации - с НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае шасси автобуса не подлежит гарантийному обслуживанию.

Для начального периода эксплуатации нового автобуса установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе«Эксплуатация нового автобуса».

При эксплуатации автобуса необходимо применять марки топлива, смазочных и эксплуатационных материалов в соответствии с рекомендациями настоящего Руководства.

Применяйте на двигателе топливную аппаратуру, предусмотренную конструкцией данной модели двигателя.

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя, особенно перед установкой головок цилиндров.

Периодически проверяйте наличие конденсата в конденсационном и остальных ресиверах. Появление конденсата в ресиверах указывает на неисправность компрессора и необходимость замены патрона осушителя (один раз в год).

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К работе на автобусе допускаются только специально обученные водители.

Запрещается заезжать на заправочную станцию с работающим жидкостным подогревателем.

На автобусе должны постоянно находиться готовые к применению два огнетушителя - один в кабине водителя и один в салоне. Следите за тем, чтобы огнетушители всегда были в рабочем состоянии (соответствовали сроку годности и не имели видимых повреждений).

У водителя должна иметься аптечка с набором средств для экстренной медицинской помощи.

Запрещается эксплуатация автобуса, если количество масла в двигателе, коробке передач (ГМП или АКП), картерах передач ведущего моста и в приводе рулевого управления ниже минимально допустимого уровня.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным гидроусилителем рулевого управления. Допускается непродолжительное движение автобуса с неисправным гидроусилителем только до гаража без пассажиров со скоростью не более 40 км/ч.

Запрещается эксплуатация автобуса с шинами, которые по размеру, индексу нагрузки и индексу скорости не соответствуют данным, приведенным в таблице «Техническая характеристика колес и шин».

Запрещается эксплуатация автобуса, если на колесах одной из его осей установлены шины с различным рисунком протектора (при установке шин импортного производства необходимо обращать внимание на направленность рисунка протектора шин).

При длительном хранении автобуса необходимо обесточить цепь питания подогревателя мод. 141.8106-10 и 143.8106-02, вынув из предохранителей ПР119Б-01 и 14.3722 плавкие вставки (10А и 25А) в аккумуляторном отсеке.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при эксплуатации

Все неисправности, обнаруженные при осмотре шасси автобуса, должны быть устранены.

После запуска двигателя уровня EURO 3 с электронной системой управления

(ЭСУД) необходимо проверить его работу по контрольным приборам. Состояние электронной системы управления двигателем контролируется лампой диагностики «CHECK ENGINE» (неисправность двигателя), расположенной на кронштейне управления и индикации двигателя. При включении зажигания лампа диагностики должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно (или она загорается при работе двигателя), в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить двигатель сканер-тестером АСКАН-10 и принять меры для устранения неисправности.

Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

Помните, что охлаждающая жидкость «Тосол», применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Томь» (или «Нева»), используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращайтесь с ними осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.

При эксплуатации автобуса необходимо использовать эксплуатационные материалы, указанные в химмотологической карте завода-изготовителя (см. Приложения А, Б).

Не допускайте при заправке системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ применения охлаждающх жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте (см. Приложение А),для предотвращения коррозии элементов системы.

При каждом ТО-10000 и ТО-30000 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответствие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в Сервисной книжке, прикладываемой к автобусу. При несоответствии - замените охлаждающую жидкость. При несоблюдении указанных требований претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-производителем автобусов рассматриваться не будут.

Содержите в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, т.к. замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной возникновения пожара. В целях пожарной безопасности не допусается наличие посторонних предметов (пластиковых емкостей, ветоши и т.д.) в мотоотсеке автобуса (шасси), а также наличие потертостей или разрушений изоляции электропроводов.

Нельзя производить смазочные и очистительные работы работающего двигателя. В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель.

Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.

Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.

Нельзя разбирать на шасси (автобусе) пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку следует производить в мастерской, используя специальные приспособления.

Нельзя работать под автобусом (шасси), если он поднят домкратом, без подставки.

Нельзя держать руки в зоне вращения крыльчатки, т.к. вентилятор может включиться автоматически в любое время.

При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробках передач.

Не выключайте двигатель при движении накатом, т.к. при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.

Обращайте внимание на крепление реактивных штанг передней и задней подвески. Эксплуатация автобуса с ослабленным креплением реактивных штанг не допускается. При регулировании реактивных штанг задней подвески резьба на наконечниках не должна выступать более 20 мм из трубы штанги.

При резких поворотах рулевого колеса влево - вправо при положении передних колес, соответствующем прямолинейному движению автобуса, возможен незначительный стук в рулевом механизме фирмы “РРТ”, который является следствием работы клапанного поршня и не влияет на надежность и люфт рулевого привода.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при пуске двигателя, трогании с места, движении и на стоянке

При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: убедитесь, что шасси (автобус) заторможено стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении (на контроллере нажата клавиша «N» (нейтраль) - для автобусов с ГМП или АКП - “ZF-ECOMAT”).

Перед пользованием предпусковым подогревателем ознакомьтесь с разделом «Работа подогревателя» (или прилагаемым к шасси Руководством по эксплуатации подогревателя ф. “WEBACTO”). Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва (1-2) мин.

Если при пуске двигателя в условиях отрицательных температур регулярные вспышки в цилиндрах двигателя появляются на первой или второй попытках, то допускается исключить перерывы между попытками при условии, что суммарное время включенного состояния стартера не превышает 45 с.

Движение автобуса начинайте после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 40 °С. Неисправные клапаны и прокладки пробки бачка, течи в соединениях системы охлаждения и недостаточный уровень охлаждающей жидкости приводит к кавитационным разрушениям водяного насоса и блока двигателя.

При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую - 2250 мин-1

Во время движения следите за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп. Не начинайте движение автобуса, пока не погаснут сигнализаторы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение звукового сигнализатора.

Следите за температурой масла в смазочной системе двигателя: при превышении температуры масла выше 115 °С включается сигнализатор на щитке приборов. Найдите и устраните неисправность.

При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя: при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Следите за сигнализатором засоренности воздухоочистителя: при загорании сигнализатора проведите техническое обслуживание воздухоочистителя.

Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. При каждом ТО-30000 проверьте целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устраните негерметичность тракта. Перед началом движения автобуса водитель должен убедиться в его исправности.

Внимание. После завершения рейса запрещается сразу же глушить двигатель. Перед остановом он должен поработать на минимальных оборотах холостого хода не менее трех минут для снижения и стабилизации температуры турбины.

Запрещаетсяоставлять автобус с работающим двигателем и не включенным стояночным тормозом. Клавиша на контроллере ГМП (АКП) должна быть установлена в положение «N» - нейтраль; рычаг переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение (для автобусов с КП).

Для автобусов с ГМП (АКП) при трогании с места на крутых подъемах отпускайте рукоятку стояночной тормозной системы после того, как начали нажимать на педаль управления подачей топлива, тогда к моменту растормаживания автобуса в ГМП (АКП) уже включится первая передача.

При загорании сигнализатора аварийной температуры масла в ГМП (АКП) воздержитесь от использования гидрозамедлителя до полной стабилизации температурного режима.

При длительной стоянке автобуса отключайте аккумуляторные батареи от системы электрооборудования во избежание их разрядки, нажав на кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку нажимайте кратковременно (не более 2 с).

Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при буксировании

Разрешается буксирование неисправного автобуса только с помощью жесткого буксира. Применение буксиров других конструкций допускается при снятой нижней части передней маски автобуса.

Категорически запрещаетсябуксирование автобуса (шасси) с неработающим двигателем без снятия карданного вала во избежание задиров подшипников зубчатых колес вторичного вала коробки передач.

Для автобусов с ГМП (АКП)при неисправности механической части (заклинивании) ГМП (АКП) или при необходимости более длительного буксирования автобуса (более 10 км, при условии наличия сжатого воздуха в пневмоприводе тормозной системы) следует:

- установить на контроллере нейтраль («N»);

- отсоединить электроразъем кабеля от ГМП (АКП) или от электронного блока управления;

- отсоединить карданный вал от заднего моста.

Допускается буксирование автобуса при исправной ГМП (АКП) на короткое расстояние (до 10 км, со скоростью не более 30 км/ч) без снятия карданного вала привода заднего моста.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при ремонте

Выполнение ремонта на автобусе с работающим двигателем не допускается, за исключением проведения контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя.

При работе на яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Установку, подключение, отключение и техническое обслуживание приводов дверей автобуса следует производить при отключенном пневматическом и электрическом питании.

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной просушки деталей. Избегайте попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

При проведении электросварочных работ на автобусе (шасси) должны быть отключены аккумуляторные батареи дистанционным выключателем и отсоединены все провода, подходящие к генератору, а также отключены все электронные блоки (АБС, ГМП, АКП, двигателей EURO-3, подогревателя). Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохраняйте их от высоких температур (свыше плюс 60 °С) и сварочных брызг. Не допускайте наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполните все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

При постановке автобуса на ремонт следует:

- затормозить его посредством стояночной тормозной системы, включить низшую передачу, выключить подачу топлива и подложить упоры (башмаки) под колеса;

- нельзя выполнять какие-либо работы на автобусе (шасси), вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

- при пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автобуса (шасси) никого нет; перед пуском двигателя дать предупредительный сигнал;

- при замене агрегатов снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, балку передней оси, колесные и главную передачи заднего моста нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автобус (шасси) за пальцы буксирных вилок;

- не следует снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при их запаливании тросом и канатом без специальных захватов;

- при снятии двигателя, коробки передач (ГМП, АКП), заднего моста нужно предварительно слить масло в специальную емкость;

- при снятии и постановке передней и задней подвесок на автобус (шасси) следует предварительно их разгрузить от массы автобуса (шасси) поднятием его за каркас основания подъемным механизмом с последующей постановкой на подставки;

- нельзя приступать к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них;

- накачивать шины после сборки колеса нужно на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами;

- для приготовления электролита следует применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);

- нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту;

- при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу надо немедленно, до оказания медицинской помощи, снять кислоту чистой ветошью, промыть пораженные места струей воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;

- при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т.д.);

- во время зарядки не следует наклоняться к аккумуляторным батареям;

- при работе металлическими инструментами не нужно допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;

- нельзя разбирать тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами без пресса или специального приспособления.