Назад

Ремонт. Рулевое управление и тормозная система

10.6. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Разборка рулевой тяги (рис. 7.74):

- зажать тягу сошки в тиски верстака;

- отвернуть масленку 15;

- отогнуть шайбу крышки 14;

- отвернуть крышку 4;

- снять вкладыш нижний 6;

- снять палец шаровой 3;

- снять вкладыш верхний.

Вторую сторону тяги разбирать в той же последовательности.

Сборка рулевой тяги (рис. 7.74):

- зажать наконечник в тиски верстака;

- закрутить масленку 15;

- установить вкладыш верхний ;

- установить палец шаровой 3;

- установить вкладыш нижний 6;

- установить пружину 7;

- установить шайбу крышки 14;

- закрутить крышку 2;

- загнуть шайбу крышки 14.

Вторую сторону тяги собирать в той же последовательности.

Перед сборкой каждый палец смазать тонким слоем смазки Литол ГОСТ 21150-87. При установки на автомобиль в каждый шарнир заложить 0,013 кг той же смазки через пресс-масленки до выдавливания смазки.

Момент затяжки крышки 2 (рис. 7.74 и рис. 7.75) 147...196 Н.м.

При проверке момент качания детали 3 должен быть 10...50Н.М. (1 ...5кгс.м).

Разборка тяги рулевой трапеции (рис. 7.75):

- зажать тягу рулевой трапеции 13 в тиски верстака;

- открутить болты 15 с гайками и шайбами наконечников тяги рулевой трапеции;

- открутить левый 1 и правый 2 наконечники поперечной рулевой тяги;

- зажать наконечник левый 1 в тиски верстака;

- открутить масленку 19;

- открутить болты 14 с шайбами 17 и снять крышку 7 с прокладкой 8;

- снять пружину 6;

- снять вкладыш нижний 5;

- снять палец шаровой 3;

- снять вкладыш верхний 4.

Сборка тяги рулевой трапеции (рис. 7.75):

- зажать наконечник левый 1 тяги рулевой трапеции 13 в тиски верстака;

- закрутить масленку 19;

- установить вкладыш верхний 4;

- установить палец шаровой 3;

- установить вкладыш нижний 5;

- установить пружину 6;

- установить крышку 7 с прокладкой 8 и закрутить болты 14 с шайбами 17;

- собрать наконечник правый 2 тяги рулевой трапеции в той же последовательности;

- зажать поперечную рулевую тягу 13 в тиски верстака;

- закрутить правый 2 и левый 1 наконечники тяги рулевой трапеции;

- закрутить болты 15с шайбами и гайками наконечников тяги рулевой трапецию.

Безотказная работа рулевого управления определяется как исправностью входящих в него элементов так и других сборочных единиц автомобиля. При определении неисправностей в системе рулевого управления необходимо иметь в виду, что ухудшение устойчивости движения автомобиля Камаз 6560 (автомобиль плохо "держит дорогу") может быть вызвано следующими причинами:

- неправильной балансировкой колес;

- свободным ходом в подшипниках ступиц и неправильной затяжкой гаек крепления колес к ступицам;

- неисправностью амортизаторов;

- неправильной установкой управляемых колес (углы развала и схождение не соответствуют рекомендованным).

Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать колеса в среднее положение) может быть вызвано следующими причинами:

- недостаточным количеством смазочного материала и большим трением в шарнирах поворотных кулаков;

- пониженным давлением воздуха в шинах колес.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть следующими:

- пониженное давление воздуха в шинах колес;

- недостаточное количество смазочного материала в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;

- чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес;

- чрезмерная затяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какой-либо неисправности в системе рулевого управления не рекомендуется сразу снимать и разбирать рулевой механизм или насос. Следует сначала установить причину неисправности.

Не вызванные необходимостью снятие и разборка рулевого механизма или насоса могут привести к появлению течи и к более серьезным неисправностям. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны проводиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

Возможные неисправности рулевою управления, причины и методы их устранения_

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Неустойчивое движение автомобиля (для поддержания заданного направления движения требуется постоянная работа рулевым колесом)

Чрезмерно увеличен свободный ход рулевого колеса

Выясните причину и устраните ее

Гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия или работает неравномерно, с повышенным шумом

Понижен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя

Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя

Засорен фильтр

Восстановите уровень масла

Удалите воздух

Замените фильтр

Вспенивание или выбрасывание масла через зазор между крышкой и корпусом бачка насоса гидроусилителя

Засорен фильтр насоса гидроусилителя

Чрезмерное количество масла в бачке

Наличие воздуха в системе

Замените фильтр

Слейте излишки масла

Затяните соединения трубопроводов (особенно магистрали низкого давления) и места стыков деталей, прокачайте систему

10.7. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

При снятии тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором следует:

- установить рукоятку крана стояночной тормозной системы в положение «заторможено» (рис. 7.89);

- вывернуть до упора винт механического растормаживания пружинного энергоаккумулятора, убедиться при этом, что шток тормозной камеры убрался;

- отсоединить подводящие трубопроводы, ослабить крепление тормозной камеры, отсоединить вилку штока от регулировочного рычага;

- снять тормозную камеру.

При установке регулятора тормозных сил после замены промежуточного и заднего мостов (рис. 10.28) обратить внимание на то, чтобы тяга 5, соединяющая рычаг 3 регулятора с упругим элементом 7, была установлена вертикально, упругий элемент должен быть в горизонтальном положении. Длина рычага 3 должна соответствовать величине, указанной на рис. 10.28.

Установив необходимую длину рычага, затянуть болт крепления рычага на регуляторе. После установки проверить выходное давление регулятора тормозных сил. Для этого пневмосистему заполнить сжатым воздухом до контрольного давления, равного 637,5 кПа (6,5 кгс/см2). При полностью нажатой педали давление в клапане контрольного вывода С (рис. 7.76) должно быть 250+20 кПа (2,5+0,2 кгс/см2) (для порожнего автомобиля). Если в клапане вывода давление отличается от указанного значения, то привести его в соответствие изменением длины вертикальной тяги, перемещая ее в резиновой соединительной муфте 2. Проверить стабильность выдаваемого регулятором тормозных сил давления, нажимая неоднократно тормозную педаль, после чего затянуть хомут на соединительной муфте.

Рис. 10.28. Установка регулятора тормозных сил: 1 - регулятор тормозных сил; 2 - соединительная муфта; 3 - рычаг регулировочный; 4 - хомут; 5 - тяга упругого элемента; 6 - наконечник; 7 - элемент упругий; 8 - кронштейн; 9 - гайка.

Подняв наконечник упругого элемента на величину статического прогиба подвески, равную 40 мм, убедиться, что давление в тормозных камерах задней тележки при полностью нажатой педали тормоза стало равно контрольному давлению, т.е. 588,4-637,5 кПа (6-6,5 кгс/см2); если этого не происходит, откорректировать длины рычага 3 и тяги 5. При этом помнить, что тяга должна входить в соединительную муфту регулятора на глубину не менее 45 мм. Окончательно закрепить все соединения.

Возможные неисправности пневмопривода и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

1.He заполняются или заполняются медленно ресиверы пневмосистемы. Не срабатывает регулятор давления

Повреждение шлангов и трубок подвода воздуха

Заменить шланги и трубки

Недостаточная затяжка в местах соединений трубок, шлангов, соединительной и переходной арматуры

Подтянуть места соединений. Заменить неисправные детали соединений и уплотнений

Наличие забоин, вмятин на торцовых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха. Значительная неперпендикулярность торцовых поверхностей относительно осей резьбовых отверстий

Зашлифовать мелкие забоины, вмятины, устранить неперпендикулярность

Негерметичность ресивера, аппарата

Заменить ресивер, аппарат

Пониженная производительность компрессора

Проверить компрессор, при необходимости заменить

2.Часто срабатывает регулятор давления при заполненной воздухом пневмосистеме

Утечка сжатого воздуха в магистрали на участке от регулятора давления до защитного клапана

Устранить утечку способами, указанными п.1

3.Ресиверы пневмосистемы не заполняются воздухом. Регулятор давления срабатывает

Неправильная регулировка регулятора давления

Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом. При необходимости заменить регулятор

Засорение трубок на участке от регулятора давления до защитного клапана

Осмотреть трубки, если требуется, снять и продуть. Если трубка неправильно изогнута (имеется излом), заменить ее

4. Не заполняются воздухом ресиверы контуров I, IIили III

Неисправность защитного клапана

Заменить неисправный аппарат

Засорение питающих трубок

Продуть трубки. При наличии в трубках посторонних предметов удалить их

5. Не заполняются воздухом ресиверы прицепа

Неисправность аппаратов управления тормозными системами прицепа, расположенных на тягаче; тормозных аппаратов прицепа

Заменить неисправный аппарат

Засорение питающих трубок

Продуть трубки При наличии в трубках посторонних предметов удалить их

6. Давление в ресиверах контуров Iи IIвыше или ниже нормы при работающем регуляторе давления

Неисправность двухстрелочного манометра

Заменить манометр

Неправильная регулировка регулятора давления

Отрегулировать регулятор регулировочным винтом. Если требуется, регулятор заменить

7. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой педали

Неисправность тормозного крана

Заменить тормозной кран

Загрязнение полости под чехлами рычага двухсекционного тормозного крана. Разрыв или демонтаж чехлов с посадочного места

Очистить от грязи полости. Заменить чехлы в случае их непригодности

Неисправность ускорительного клапана

Заменить ускорительный клапан

Значительная утечка сжатого воздуха в магистралях контуров I и II на участке после тормозного крана

Устранить утечку способами указанными в п. 1

Нарушение регулировки тормозного крана

Отрегулировать тормозной кран

Превышение допустимого хода штоков тормозных

Отрегулировать ход штоков

камер

-

8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночной тормозной системой

Неисправность ускорительного клапана; крана управления стояночной тормозной системой

Заменить неисправные аппараты

Засорение трубок или шлангов контура III

Очистить трубки и продуть их сжатым воздухом При необходимости заменить на исправные

Неисправность пружинных энергоаккумуляторов

Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

Превышение допустимого хода штоков тормозных камер

Отрегулировать ход штоков

9. При установке рукоятки крана управления стояночной тормозной системой в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается

Утечка воздуха из трубок контура III, из атмосферного вывода ускорительного клапана

Устранить утечку способами, указанными в п.1

Выход из строя пружинного энергоаккумулятора

Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

10. При движении автомобиля тормозится задняя тележка без приведения в действие тормозной педали и крана управления стояночной тормозной системой

Неисправность двухсекционного тормозного крана

Заменить кран

Неправильная регулировка тормозного крана

Отрегулировать кран

Нарушение уплотнения между полостью энергоаккумулятора и рабочей камерой пружинного энергоаккумулятора

Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

11. Неэффективное торможение прицепа или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном кране управления стояночной тормозной системой

Утечка сжатого воздуха

Устранить утечку способами, указанными в п.1

Неисправность следующих аппаратов привода: одинарного защитного клапана, клапана управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, соединительных головок, магистральных фильтров, комбинированного воздухораспределителя тормозных систем прицепа

Заменить неисправные аппараты

Превышение допустимого хода штоков тормозных камер прицепа

Отрегулировать ход штоков

Разрыв мембраны тормозной камеры

Заменить мембрану

12. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательной тормозной системы

Неисправность:

- крана пневмовключения вспомогательной тормозной системы;

- пневмоцилиндров привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы, цилиндра отключения подачи топлива;

- механизма заслонок;

Заменить кран;

Заменить неисправные цилиндры;

Отсоединить штоки пневмоцилиндров, проверить вручную поворот заслонок. Заеданий быть не должно. При необходимости снять, очистить от нагара,

- электромагнитного клапана

- выключателя сигнализатора включения вспомогательной тормозной системы

промыть и просушить узлы вспомогательной тормозной системы;

Заменить клапан;

Заменить выключатель

Утечка сжатого воздуха

Устранить утечку способами, указанными в п.1

Засорение трубок

Снять трубки и продуть их сжатым воздухом

13. Тормозные механизмы не растормаживаются при вытянутой кнопке крана растормаживания прицепа

Неисправность крана растормаживания прицепа

Заменить кран

14. При нажатии на тормозную педаль при приведении в действие крана управления стояночной тормозной системой фонари сигнала торможения не загораются

Неисправность выключателей сигнализатора включения сигнала торможения или аппаратов пневмопривода

Заменить неисправные выключатели или аппараты

15. Наличие значительного количества масла и конденсата в пневмосистеме

Износ поршневых колец компрессора

Заменить компрессор

Неэффективная осушка сжатого воздуха от конденсата

Заменить фильтрующий элемент в адсорбентном осушителе

16. При торможении тягача вспомогательной тормозной системой прицеп не подтормаживается

Неисправность пневмовыключателя сигнализатора включения электромагнитного клапана прицепа

Заменить выключатель

Отсутствие контакта в соединениях электропроводов тягача и прицепа на участке цепи от выключателя к электромагнитному клапану

Найти место ненадежного контакта и устранить неисправность

Неисправность электромагнитного клапана прицепа

Заменить клапан

Несоответствие давления воздуха, подаваемого электромагнитным клапаном прицепа в тормозные камеры, требуемому - давление менее 60 кПа (0,6 кгс/см2)

Не снимая электромагнитного клапана, отрегулировать его винтом, ввернутым снизу в корпус клапана: при вворачивании винта давление воздуха, подаваемого клапаном, повышается, при выворачивании -понижается Давление воздуха измерить манометром, подсоединенным к клапану контрольного вывода задней оси прицепа