Назад

Электрооборудование

21 Электрооборудование

Система электрооборудования - постоянного тока, номинальное напряжение 24 В, однопроводная, отрицательная клемма соединена с кузовом автобуса (кроме потребителей от кнопки аварийного останова).

В режиме аварийного останова двигателя: система аварийной световой сигнализации, система открывания дверей, система дежурного освещения, система жидкостного подогрева - работают по двухпроводной схеме.

Наружное освещение и сигнализация должны соответствовать КД и ГОСТ Р 41.48.

Система освещения состоит из люминесцентных ламп освещения салона, освещения в мотоотсеке, освещения рабочего места водителя и над каждой дверью. Предусмотрена возможность частичного включения внутреннего освещения. Цепь освещения пассажирских дверей является независимой от цепи внутреннего освещения.

На автобусах И класса существует дополнительная подсветка прохода с помощью фонарей ФОП.

Электрооборудование автобуса состоит из следующих систем: электроснабжения, внешней световой сигнализации и системы внутреннего освещения салона, контрольноизмерительных приборов, системы отопления, стеклоочистки, звуковой сигнализации.

Система электроснабжения служит для питания потребителей при работающем двигателе (подробную информацию см. «ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ экологических классов 2 и 3. Руководство по эксплуатации 740.60-3902001 РЭ», «РУКОВОДСТВО по ремонту шасси с двигателями ЕВРО-3»),

Схемы электрические принципиальные см. в Приложениях к «РУКОВОДСТВУ по эксплуатации», прилагаемым к каждому автобусу.:

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автобуса и двигателя и установлены на щитке панели приборов.

Система световой сигнализации предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также дл сигнализации о состоянии сборочных единиц автобуса, влияющих на безопасность движения.

К приборам внешней световой сигнализации относятся: передние, задние и боковые габаритные фонарей, передние и задние контурные фонари, передние и боковые указатели поворота, аварийная сигнализация, фонари освещения номерного знака, противотуманные фонари, фонарь освещения переднего маршрутоуказателя.

Электрооборудование кузова - однопроводное с номинальным напряжением сети постоянного тока 24 В. Все потребители электроэнергии в кузове защищены блоком предохранителей.

Система внутреннего освещения салона обеспечивает освещение: кабины водителя, пассажирского салона, освещение подиума (в пригородных, междугородных автобусах), работу системы отопления (3 режима); работу приводов управления дверьми; контроль открытого положения дверей. Внутреннее освещение салона - при помощи люминесцентных ламп. Светильник с люминесцентной лампой и электронным пускорегулирующим аппаратом предназначен для освещения салона транспортных средств и различных помещений, где целесообразно и доступно использование источников постоянного напряжения 12 В или 24 В.

Освещение посадочных площадок осуществляется с помощью фонарей, которые автоматически включаются при открывании дверей. Открытое положение входных дверей салона контролируется лампой красного цвета, установленной на правой панели приборов, об открытом положении двери свидетельствует также появление звукового сигнала.

Все органы управления снабжены пояснительными табличками.

При проведении техобслуживания необходимо проверить надежность соединений и отсутствие вредных контактов электропроводки с элементами кузова.

Рисунок 63 - Установка наружной светотехники на городском автобусе: 1 - прокладка; 2 - колпак; 3 - уголок; 4 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32; 5 - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25. 6а - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н; 8 - шайба плоская 4x12;5; 9 - шайба стопорная 4; 9а- гайка ЕМ5-6Н. 9б - шайба плоская 5x11;5; 9в - шайба пружинная 5;1; 9г- винт с пот. головкой и крест шлицем М5х 12; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6Н; 12 - шайба плоская 6;15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15 - шайба плоская 12;2x22; 17 - винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3х15;9; 18 - фонарь боковой габаритный ГФ1.26; 18а - фонарь боковой габаритный ГФ1.25; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 - фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - плафон; 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

Рисунок 64 - Установка наружной светотехники на междугородном автобусе: 1 - прокладка; 1а - втулка; 2 - прокладка; 3 - колпак; 4 - уголок. 5 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32; 5а - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25; 6а- винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н; 8 - шайба плоская 4x12;5; 9 - шайба стопорная 4; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6H; 12 - шайба плоская 6.15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15- шайба плоская 12;2x22; 17- винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3x15;9; 18 - фонарь боковой габаритный Г Ф1.26; 18а - фонарь боковой габаритный ГФ1.25; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 - фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - фонарь заднего хода; 31 а - плафон. 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

Рисунок 65 - Установка наружной светотехники на автобусе НЕФА35299-30-32: 1 - прокладка. 2 - колпак; 3 - уголок; 3а - кожух; 4 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32. 5 - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25; 6а -винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н. 8 - шайба плоская 4x12;5; 9- шайба стопорная 4; 9 а- гайка ЕМ5-6Н; 9 б- шайба плоская 5x11.5, 9 в - шайба пружинная 5;1; 9 г- винт с пот. головкой и крест шлицем М5х12; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6Н; 12 - шайба плоская 6;15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15 - шайба плоская 12;2x22; 17 - винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3х15;9; 17а- винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;9х16; 18 - фонарь боковой габаритный ГФ1.26; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 -фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - плафон; 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

21.1 Порядок и методы устранения неисправностей в системе Электрооборудования

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

Электрооборудование

При устранении неисправностей в системе электрооборудования:

Если перестал работать какой-либо потребитель то, прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи, место короткого замыкания проводов на «массу» автобуса. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители. Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей пайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединить штекерные соединения.

Тусклый свет фар и фонарей

Понижено напряжение в сети, нарушена работа регулятора напряжения.

Повысить напряжение в сети. При нарушении работы регулятора заменить его.

Плохой контакт провода массы фар и фонарей с корпусом автобуса.

Зачистить место присоединения провода массы к корпусу.

Не горят правые и левые габаритные фонари

Плохой контакт в соединительных коробках, сгорели предохранители, клавишный переключатель.

Проверить соединения проводов, проверить реле, при неисправности заменить реле и предохранитель.

Перегорел предохранитель на блоке коммутации.

Заменить предохранитель на блоке коммутации.

Не работают сигналы торможения

Отсутствует напряжение на клеммах «30» или «85» реле.

Проверить предохранители.

Неисправен или не отрегулирован включатель «стоп-сигналов» на педали «стоп-сигналов».

Отрегулировать или заменить включатель.

Неисправно реле стоп-сигналов.

Заменить реле.

Не работает вся система наружного освещения

Неисправен центральный клавишный переключатель габаритных огней и фар, или отсутствует контакт в соединительных колодках.

Восстановить контакт или заменить переключатель.

Не работает указатель поворота.

Перегорел предохранитель на блоке коммутации.

Устранить причину срабатывания предохранителя и заменить его.

Нет контакта в соединениях.

Восстановить контакт в соединениях.

Неисправен включатель указателей поворотов или аварийной сигнализации.

Заменить неисправные включатели.

Неисправно реле поворотов.

Заменить реле.

Указатели поворотов работают, но контрольная лампа не горит.

Установлены лампы несоответствующей мощности.

Установить лампы соответствующей мощности.

Перегорела контрольная лампа указателей поворотов.

Заменить лампу.

Потемнела колба лампы из-за налета испаряемого металла нити накала.

Заменить лампу.

Неисправен датчик спидометра.

Обрыв кабеля датчика спидометра, окисление штекера разъемов.

Устранить неисправность, неисправен датчик спидометра.

Мигает свет в лампе.

Периодическая потеря контакта.

Восстановить контакт.

Лампа горит тускло.

Окислились или загрязнились контактные соединения.

Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры.

При включении сигнал не звучит.

Обрыв провода.

Проверьте электрическую цепь. Устраните обрыв

Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов.

Восстановите контакт

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания.

Определите место короткого замыкания и устраните его.

Не работает реле звуковых сигналов.

Реле заменить.

Неисправен сигнал.

Заменить сигнал.

Сигнал издает слабый, хриплый звук.

Нарушена регулировка сигналов.

Отрегулировать сигналы.

Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулируйте.

Система стеклоочнстки

Щетка при работе задевает за детали кабины.

Неправильная установка рычага на оси.

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через 30-60 с. выключить, установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была закреплена в 10-20 мм от кромки уплотнителя, укрепить рычаг, включить стеклоочиститель и проверить установку рычага.

Обрыв цепи электроснабжения моторедуктора.

Заменить моторедуктор. Устранить обрыв.

Стеклоочиститель работает с одной скоростью.

Неисправность переключателя. Неисправность моторедуктора.

Заменить переключатель.

Не включается моторедуктор.

Перегорание предохранителя. Отказ моторедуктора.

Обрыв цепи электроснабжения.

Найти и устранить неисправность электропроводки.

Заменить предохранитель.

Заменить моторедуктор.

Устранить обрыв.

Плохая очистка ветрового стекла щетками.

Износ или стирание резины щеток.

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки новыми.

Действие системы не соответствует положению рычагов управления.

Неправильное подсоединение шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах.

Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Если неисправность не устранилась, проверить и, при необходимости, перебрать золотниковые гнезда.

21.2 Электропровода, предохранители

На автобусах НЕФАЗ-5299 применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на «массу» автобуса, которая выполняет функцию второго провода. Применяемые провода низкого напряжения имеют различные сечения, выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи. Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозионная смазка. Внимательно проверяйте надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При отказе в работе потребителей проверьте падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на «+» амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравните с допустимым, указанным в таблице.

Потребитель

Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения

Фара (дальний свет)

6,5

Фара (ближний свет)

3.2

Задние указатели поворота

2,5

Задние габаритные огни

2,5

Передний фонарь

1,0

Стоп-сигнал

3,5

21.2.1 Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения.

Основные неисправности электропроводки - нарушение контакта в штекерных соединениях. Прежде чем, приступить к определению места обрыва в цепи, убедитесь в исправности предохранителя, включенного в эту цепь.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием. Для этого дополнительный провод подсоедините к плюсовому выводу неработающего потребителя, его второй конец подсоедините к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель работает, проверьте надежность соединения его с массой. Место обрыва можно определить также с помощью контрольной лампы. Таким же образом. Только вместо потребителя в шунтирующую цепь включена лампочка 24 В. В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов возможно короткое замыкание на массу. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю. При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей спайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины. Затем изолируйте провода с помощью изоляционных трубок или защищая их намоткой изоляционной ленты. Если цепь исправна, то проверьте сам потребитель.




Рисунок 66 - Пульт управления электролюком (боковая панель слева от водителя)