Назад

Остекление

16 Остекление

Окна: боковые стекла и заднее - закаленные, «сталинит» (для автобусов Iи IIкласса), стеклопакеты (для автобусов IIкласса); ветровое стекло - «триплекс» по Правилам ЕЭК ООН №43.

Аварийные выходы согласно ГОСТ Р 41.36 используются на левой боковой стороне три аварийных легкоразбиваемых окна и на правой боковине - два, имеется окно в задней стенке кузова (для IIкласса); в крыше - три аварийных люка - для I класса, два аварийных люка - для IIкласса автобусов.

Аварийные окна кузова - из закаленного стекла соответствуют требованиям ЕЭК ООН № 43. На случай аварийной ситуации в пассажирском помещении, в соответствии с КД, устанавливаются специальные молотки, а с двух сторон окон имеются надписи «Разбить стекло молотком».

Каждый аварийный выход должен быть обозначен надписью «Аварийный выход» снаружи и внутри автобуса.

Рисунок 48 - Установка окон с форточками фирмы «Кениг» на междугородном автобусе: 1 - уплотнитель ветрового стекла; 4 - замок; 5 - замок уплотнителя; 6 - вкладыш; 7 - стекло ветровое; 10-15 - стеклопакет салона; 16 - стеклопакет (водителя верхнее); 17 -стеклопакет (водителя боковое); 18 - стеклопакет задней двери; 19 - стеклопакет передней двери; 20 - стеклопакет (водителя нижнее); 21 - стеклопакет (задка); 22-24 - форточка салона; 25 - форточка водителя.

Рисунок 49 - Установка окон с форточками фирмы «Кениг» на городском автобусе: 1 - уплотнитель ветрового стекла правый; 2 - уплотнитель ветрового стекла левый; 3 - рама окна перегородки; 4 - окно перегородки; 5 - стекло ветровое правое; 6 - стекло ветровое левое; 7 - замок; 8 - 11 - стекло салона; 12; 13 - стекло окна водителя; 14 - стекло салона; 15 - стекло окна водителя; 16-19 - стекло салона; 20-23 - профиль декоративный; 24 - замок уплотнителя; 25 - вкладыш; 26 - форточка водителя; 27-30 - форточка салона

17 Стеклоочистители и стеклоомыватели

Стеклоочиститель - один, электрический, двухщеточный. Электрическая схема включения стеклоочистителя обеспечивает совместную работу его со стеклоомывателем. Стеклоочиститель автомобильный предназначен для очистки ветрового стекла от дождевой воды и непримерзшего снега, а при работе совместно со стеклоомывателем автобуса - от пыли и грязи. Стеклоочиститель имеет два режима движения щеток. Стеклоочиститель состоит из моторедуктора, входящего в состав рычажного механизма, рычагов со щеткой. Вращение от редуктора передается на оси крепления рычагов щеток с помощью рычажного механизма. За счет кинематики оси совершают поворотные движения на 86°. На осях закреплены рычаги щеток, которые также совершают поворотные движения на тот же угол. На рычагах установлены щетки 5, которые за счет поворотного движения производят очистку ветрового стекла.

Стеклоомыватель состоит из электрического омывателя, системы поливинилхлоридных трубок и двух жиклеров. Электрический омыватель представляет собой пластмассовый бачок вместимостью 5 л. В бачке помещен корпус насоса, крыльчатка которого приводится во вращение электродвигателем. Бачок закреплен в передней части салона автобуса.

Рисунок 50 - Система стеклоочистителей автобуса


Снятие стеклоочистителей и стеклоомывателей

• Отсоединить омыватель и привод стеклоочистителей от жгутов передка.

• Отсоединить две короткие и одну длинную трубки от жиклеров и тройника.

• Также повторить для второго тройника.

• Отсоединить трубку от тройника и штуцера омывателя.

• Убрать винт из совмещенных отверстий, снять шайбу, отвернуть гайку М6.

Повторить для второй щетки.

• Снять рычаг щетки левой с конуса рычага, отвернув гайку M12.

• Снять рычаг щетки правой с конуса рычага, отвернув гайку M12.

• Снять щетку с рычага щетки.

• Убрать конус рычага из отверстия, отвернуть гайку М26.

• Убрать болт М8 из отверстия рычажного механизма, сняв пружинную шайбу 8, отвернув гайку М8.

• Убрать рычажный механизм стеклоочистителя со шлицевого вала моторедуктора.

• Повторить для второго рычага.

• Убрать болт M6-6qх20 из совмещенных отверстий моторедуктора с кронштейном, сняв шайбу плоскую 6x12,

• Снять скобу, убрав из отверстия одностороннюю заклепку.

• Снять кожух бачка омывателя, убрав из отверстий 4 односторонних заклепки.

• Убрать винт с потайной головкой М8х30, из отверстия, сняв шайбу плоскую, отвернуть гайку М8-6Н.

• Убрать болт M8-6qx20, сняв с него шайбу пружинную 8.

• Убрать стойку, вывернув гайку-шуруп из отверстия (d= 13).

• Вывернуть 4 винта самонарезающих 4,3x15,9 из совмещенных отверстий полосы и кронштейна бачка омывателя.

• Снять бачок омывателя с кронштейна бачка омывателя.

Установка стеклоочистителей и стеклоомывателей

• Установить полосу с кронштейном, ввернуть в отверстия 4 винта самонарезающих 4,3 х 15,9.

• Совместить отверстия кронштейна бачка омывателя с отверстиями полосы, ввернуть 4 винта самонарезающих 4,3 х 15,9.

• Установить бачок омывателя на кронштейн бачка омывателя.

• Установить стойку, ввернуть гайку-шуруп в отверстие (d=13).

• Взять болт M8-6qx20, надеть на него шайбу пружинную 8, ввернуть, затянуть. Мз=1,8...2,8 кгс·м.

• Взять винт с потайной головкой М8х30, вставить в отверстие, надеть шайбу плоскую, навернуть гайку М8-6Н, затянуть. Мз=1,8....2,8 кгс·м.

• Установить кожух бачка омывателя, вставить в отверстия 4 односторонних заклепки, расклепать.

• Взять скобу, вставить в отверстия одностороннюю заклепку, расклепать.

• Взять болт M6-6qx20, надеть шайбу плоскую 6x12, ввернуть в совмещенные отверстия моторедуктора с кронштейном. Затянуть 3 болта. Мз=0,7... 1,0 кгс·м.

• Взять рычажный механизм, отвернуть две гайки М26 с конусов рычага рычажного механизма.

• Установить рычажный механизм стеклоочистителя на шлицевый вал моторедуктора.

• Взять болт М8, вставить в отверстие рычажного механизма, надеть пружинную шайбу 8, на вернуть и затянуть гайку М8. Мз=20 Н·м.

• Взять гайку М26, навернуть на конус рычага рычажного механизма, затянуть. Мз=60±6 Н·м.

• Взять конус рычага и отвернуть гайку М26.

• Взять конус рычага, вставить в свободное отверстие, навернуть и затянуть гайку М 26. Мз=60+6 Н·м.

• Повторить для второго рычага.

• Взять рычаг щетки левой, надеть на конус рычага и затянуть гайкой М12. Мз=25 ±2,5 Н·м.

• Взять рычаг щетки правой, надеть на конус рычага и затянуть гайкой M12. Мз=25 ±2,5 Н·м.

• Взять щетку, установить в рычаг щетки, совмещая отверстия.

• Взять винт, вставить в совмещенные отверстия, надеть шайбу, навернуть гайку М6, затянуть.

• Повторить для второй щетки.

• Взять трубку, один конец подсоединить к штуцеру омывателя, а на другой конец надеть тройник.

• Взять другой тройник, собрать его с двумя короткими и одной длинной трубкой.

• Подсоединить две короткие трубки к жиклерам и одну длинную, пропустив через скобу, подсоединить к тройнику.

• Подсоединить омыватель и привод стеклоочистителей к жгутам передка.

• Залить в бачок омывателя жидкость (см. химмотологическую карту).

• Проверить работоспособность стеклоочистителей, отрегулировать по мере надобности. Щетки стеклоочистителей должны плотно прилегать по всей длине кромки, к поверхности стекла и перемещаться равномерно без заеданий в режиме обеих скоростей. Оценить действие омывателя по интенсивности и направлению струи воды, которая должна доставать до верхней зоны действия щеток. Гайки М8, М12 и М26 поставляются в комплекте с моторедуктором.

• После установки стеклоочистителя проверить вращение рычажного механизма стеклоочистителя. Проверить минимальный зазор между тягами и промежуточным рычагом, которое должно быть не менее 2мм.

• Примечание: если зазор между тягами и промежуточным рычагом менее 2 мм, то необходимо ослабить стягивающий болт, устранить зазор 2 мм и затянуть болт до упора.

17.1 Техническое обслуживание

• для доступа к стеклоочистителям необходимо отвернуть болты, снять среднюю панель передней части автобуса. Периодичность проверки момента затяжки и смазки на трущихся частях привода - 60 дней;

• проверить затяжку гайки М6-6Н на рычаге приводном (Мз= 40±1 Н·м),

• подшипниковый узел М12-6Н (Мз=50±2,5 Н·м) и М 26-6Н (Мз= 60±6 Н·м) (городской).

• подшипниковый узел М8-6Н (Мз=15±1Н·м), М12-6Н (Мз= 25±Н·м), М26-6Н (Мз= 60±3 Н·м) (междугородний).