Назад

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Таблица А. 1

Наименование

Условия затяжки

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренныхподшипников (вертикальные) коленчатого вала

Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом,избыток масла должен быть удален.

Затяжку производить, от средней опоры к крайнимначиная с правого ряда в 2 приема:

-предварительно с крутящим моментом 95... 120Н-м (9,6... 12 кгс-м);

-окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м(28...30 кгс-м).

Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышекподшипников коленчатого вала

Резьба в отверстиях крышки и на болтах должна бытьсмазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть смоментом 147... 167 Н-м (15... 17 кгс-м).

Болты крепления маховика

Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонкимслоем графитовой смазки.

Затяжку производить последовательно в два приема(предварительно и окончательно), окончательно с крутящиммоментом:

7406.1005127 - 245...264 Н-м (25...27 кгс-м).

740.1005127-11 -167...186Н-м(17...19кгс-м).

Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя740.21-1005106-10 или 740.1005106

Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 ниткирезьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунанияили кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следовмасла и коррозии. Затянуть моментом 98... 117,6 Н-м (10... 12кгс-м).

Болт крепления крышки шатуна740.1004062-11

Затяжку производить в 2 приема:

-предварительно с начальным крутящим моментом76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м);

-окончательно, контролируя 2 параметра, уголповорота гайки, равный 50о±5° от положения послепредварительной затяжки и величину момента 108... 180 Н-м (11... 18,3кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки являетсяопределяющим.

Допускается затяжка с крутящим моментом - 127,5...137,3 Н-м (13...14 кгс-м).

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

-M10x1,25-6gx120

-M12x1,25-6gx120

49...60,8 Н-м (5...6,2 кгс-м)

88,1...108 Н-м (9 ...11 кгс-м)

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазанатонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема:

-1 - прием 39...49 Н-м (4...5 кгс-м)

-2 - прием 98... 127 Н-м (10... 13кгс-м)

-3 -прием 186...206 Н-м (19...21кгс-м)

Болты крышек головок цилиндров М8

12,7. ..17,6 Н-м (1,3...1,8кгс-м)

Болты крепления картера маховика:

Затягивать в два приема:

М12

-1 - прием 50...70 Нм (5...7 кгс-м)

-2 - прием 88... 108 Нм (9... 11кгс-м)

М10

-1 - прием 20...30 Нм (2...3 кгс-м)

-2-прием 43,1... 54,9 Нм (4,4... 5,6кгс-м)

Болты крепления оси ведущей шестерни приводараспредвала М10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом -49...61 Нм (5...6,2 кгс-м)

Болты крепления масляного картера М8

8... 17,8 Нм (0,8... 1,8 кгс-м)

Болты крепления выпускных коллекторовМ10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом -43...55 Нм (4,4...5,6 кгс-м)

Болты крепления корпусов компрессоров М6

4,9...7,8 Нм (0,5... 0,8 кгс-м)

Болты крепления корпуса турбины М8

23,5...29,4 Нм (2,4...3 кгс-м)

Болты крепления трубопровода подвода масла ктурбокомпрессору М14

49... 68 Нм (5... 7 кгс-м)

Болты крепления топливопровода низкогодавления:

Затягивать с моментом

М14

39,2...49 Нм(4...5 кгс-м)

М12

34,3...49 Нм(3,5...5 кгс-м)

М10

19,6...24,5 Нм (2...2,5 кгс-м)

Болты крепления масляного насоса M10

49...60,8Н-м (5...6,2 кгс-м)

Гайки крепления стоек коромысел М10

41...53Н-м(4,2...5,4 кгс-м)

Гайки скобы крепления форсунки М10

31...39 Н-м (3,2...4,0 кгс-м)

Гайки крепления турбокомпрессоров М10

44...56Н-м(4,4...5,6 кгс-м)

Гайки топливопроводов высокого давления

24,5...44,1 Н-м (2,5...4,5 кгс-м)

Гайки регулировочного винта коромыслаМ10

33...41 Н-м (3,4...4,2 кгс-м)

Пробки колпаков масляного фильтра

10,78...24,5 Н-м (1,1...2,5 кгс-м)

Гайки колпаков масляного фильтра

49...58,8Н-м(5...6кгс-м)

Сливная пробка картера масляного

40...58,8 Нм (4...6 кгс-м)

Примечание - Неуказанные нормы затяжки резьбовыхсоединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ37.001.050-73.

ПРИЛОЖЕНИЕ A1 (справочное)

Моменты затяжки резьбовых соединений (для деталей с цинковым покрытием)

Моменты затяжки при классе прочностистали болта. Н.м (кгс.м)

Резьба

S

5,6-5,8 (R50)

8.8 (R80)

10,9 (R100)

М6

10

3,53-4,903 (0,36-0,50)

4,9-7,84 (0,5... 0,8)

7,845-10,78 (0,8-1,1)

М8

13

10,784-15,691 (1,1-1,6)

17,65-24,51 (1,8-2,5)

23,54-35,30 (2,4-3,6)

М10х1,25

17

21,57-33,343 (2,2-3,4)

39,22-54,91 (4,0-5,6)

49,03-73,55 (5,-7,5)

М12х1,25

19

39,23-58,84 (4,0-6,0)

58,84-93,16 (6,0-9,5)

88,26-127,48 (9,0-13,0)

М14х1,5

22

58,84-88,26 (6,0-9,0)

98,07-147,10 (10,0-15,0)

137,28-205,94 (14,0-21,0)

М16х1,5

24

68,65-102,97 (7,0-10,5)

156,90-215,74 (16,0-22,0)

215,74-313,81 (22,0-32,0)

М18х1.5

27

98,06-147,10 (10,0-15,0)

215,74-313,81 (22,0-32,0)

313,81-470,72 (32,0-48,0)

М20х1,5

30

137,29-205,94 (14,0-21,0)

313,81-431,49 (32,0-44,0)

431,49-647,24 (44,0-66,0)

М22Х1.5

32

196,13-274,58 (20,0-28,0)

431,49-608,01 (44,0-62,0)

539,3-843,37 (55,0-85,0)

М24Х2

36

235,36-353,04 (24,0-36,0)

490,33-735,50 (50,0-75,0)

784,53-1078,70 (80,0-75,0)

Примечания:

1. Класс стали болта нанесен на головкеболта.

2. Класс прочности стали гайки на один класс нижепрочности болта.

3. Моменты приведены для болтов серийногопроизводства при отсутствии попадания на них смазочногоматериала.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Таблица Б.1

Обозначение

Диаметр коренной шейки, мм.

Диаметр отверстия в блоке цилиндров,мм.

7405.1005170Р0

7405.1005171Р0

94,95

100

7405.1005170Р1

7405.1005171Р1

94,5

100

7405.1005170Р2

7405.1005171Р2

94

100

7405.1005170РЗ

7405.1005171РЗ

95

100,5

7405.1005170Р4

7405.1005171Р4

94,5

100,5

7405.1005170Р5

7405.1005171Р5

94

100,5

7405.1005170Р6

7405.1005171Р6

93,5

100

7405.1005170Р7

7405.1005171Р7

93

100

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА

Таблица В.1

Обозначение

Диаметр шатунной шейки,мм.

Диаметр отверстия в кривошипнойголовке шатуна, мм

7405.1004058 РО

79,95

85

7405.1004058 Р1

79,5

85

7405.1004058 Р2

79

85

7405.100405 8РЗ

80

85,5

7405.1004058 Р4

79,5

85,5

7405.1004058 Р5

79

85,5

7405.1004058 Р6

78,5

85

7405.1004058 Р7

78

85

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) АРМИРОВАННЫЕ МАНЖЕТЫ

Таблица Д. 1

Обозначение манжеты по номенклатуреКАМАЗ

Размеры, мм

Место установки

Диаметр

ширина

внутренний

наружный

Двигатели КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.50-360,КАМАЗ-740.51-320

7406.1005160

120

150

12

Картер маховика

7406.1111238

44

60

7

Корпус подшипника вала привода ТНВД

332.1111090-10

25

35

5

Крышка подшипника ТНВД

7406.1307062-10

17

32

5

Водяной насос

740.1318166-01

99

125

12

Крышка блока передняя

740.1307012*

17

42

5

Корпус водяного насоса

740.1318166-01*

99

125

12

Корпус подшипника гидромуфты

740.1318186-01*

33,5

50

10

Шкив гидромуфты

Двигатели КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.13-260,КАМАЗ-740.14-300

7405.1005160

104

130

12

Картер маховика

7406.1111238

44

60

7

Корпус переднего подшипника вала приводаТНВД

740.1029240

19,5

42

10

Корпус заднего подшипника вала приводаТНВД

78.1111090-01

29,5

42

6

Крышка подшипника ТНВД

33.1121066-01

27

43

10

Муфта опережения впрыскивания топлива

33.1121090

74

94

11

То же

740.1307012

17

42

5

Корпус жидкостного насоса

740.1318166-01

99

125

12

Вал шкива привода генератора

740.1318186-01

33,5

50

10

Ведомый вал гидромуфты

14.1701340

24,5

42

10

Маховик двигателя

* Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное) ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

Таблица Д. 1

Обозначение подшипника

Тип

Место установки

Размеры, мм

Количество наизделие

Диаметр

Ширина

Внутренний

Наружный

Двигатели КАМАЗ-740.30-260,КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320

6-3НР25155ЕС30

Радиальный шарико-роликовый с валиком

Водяной насос

55

70

1

6-180603К1С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (передняя опора)

17

47

19

1

6-180502К3С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (задняя опора)

15

35

14

1

7506А

Роликовый конический однорядный

Кулачковый вал ТНВД

30

62

21,5

2

201

Шариковый радиальный однорядный

Шестерня регулятора ТНВД

12

32

10

2

203

Шариковый радиальный однорядный

Крышка регулятора задняя ТНВД

17

40

12

1

106А

Шариковый радиальный однорядный

Державка грузов

30

55

13

1

8103

Шариковый упорный одинарный

Муфта регулятора ТНВД

17

30

9

1

206

Шариковый радиальный однорядный

Вал ведомой шестерни привода ТНВД.

30

62

16

2

1160305А

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Маховик

25

62

21

1

111

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

55

90

18

1

114

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

70

110

20

1

204*

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты

20

47

14

1

207*

Шариковый радиальный однорядный

Ведущий вал гидромуфты

35

72

17

1

305*

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты (передняя опора)

25

62

17

1

114*

Шариковый радиальный однорядный

Ведущий вал гидромуфты (передняя опора)

70

110

20

1

1160305*

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал водяного насоса

25

62

21

1

1160304*

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал водяного насоса

20

52

18

1

6-180504КС9*

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Приспособление натяжное

2

1160305**

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Ролик направляющий

25

62

21

2

Двигатели КАМАЗ-740.11-240,КАМАЗ-740.13-260, КАМАЗ-740.14-300

1160304К

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал жидкостного насоса

20

52

18

1

1160305

То же

То же

25

62

21

1

305А или 6-305А

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты

25

62

17

1

114

То же

Ведущий вал гидромуфты (передняя опора)

70

ПО

20

1

204А

''

То же (задняя опора)

20

47

14

1

207А

''

Первичный вал гидромуфты

35

72

17

1

6-180603К1С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (передняя опора)

17

47

19

1

6-180502КЗС9

То же

То же (задняя опора)

15

35

14

1

7506А

Роликовый конический однорядный

Кулачковый вал ТНВД

30

62

21,25

2

201

Шариковый радиальный однорядный

Зубчатое колесо регулятора ТНВД

12

32

10

1

203

То же

Крышка регулятора задняя

17

40

12

1

106 А

''

Державка грузов

30

55

13

1

8103

Шариковый упорный одинарный

Муфта грузов регулятора ТНВД

17

30

9

1

206

Шариковый радиальный однорядный

Вал ведомой шестерни привода ТНВД(передняяопора)

30

62

16

1

207К5

То же

То же (задняя опора)

35

72

17

1

97506

Роликовый конический двухрядный

Шестерня привода распредвала

30

62

50

1

6-205К

Шариковый радиальный однорядный

Коленчатый вал

25

52

15

1

*Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала. ** Для двигателей автобуснойкомплектации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное) ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Надежная работа двигателя гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.

Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных к применению на двигателе 740.30-260 приведен в химмотологической карте (таблица Е.1).

Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).

Дизельное топливо

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ рекомендуется применение топлив, отвечающих требованиям ГОСТ 305-82 (с содержанием серы не более 0,5%).

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ в городских условиях рекомендуется к применению топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (с содержанием серы не более 0,1%) ТУ 38.401-58-170-96 и топливо по ГОСТ 305-82 с содержанием серы не более 0,2 %.

Применение различных марок топлива (летнего "Л" или зимнего "3") зависит от температуры окружающей среды и регламентируется химмотологической картой.

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ за рубежом допускается применение дизельных топлив, отвечающих требованиям стандарта EN 590 принятым Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN).

Моторные масла

Для эксплуатации двигателей 740.30 260 рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».

Пo уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла. Смену основных сортов масла производить при ТО-2, дублирующих - при 2ТО-1.

В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:

-SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;

-SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;

-SAE 20W при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);

-SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весенне-летний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.

Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е.1.

Рисунок Е. 1.

Охлаждающие жидкости

Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).

В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:

-ОЖ-40 «Лена» - (1,075 - 1,085) г/см3;

-«Тосол-А40М» - (1,078 - 1,085) 1) г/см3;

-ОЖ-65«Лена» и «Тосол-65М» - (1,085-1,1) г/см3.